Что случилось с айсбергом
От Антарктиды откололся самый большой в мире айсберг
От Антарктиды откололся крупнейший на данный момент айсберг: его размеры составляют 170 на 25 километров, а по площади он сопоставим с островом Майорка – 4 320 квадратных километров. Ученые присвоили айсбергу обозначение А-76 и продолжают наблюдать за ним с помощью спутников. Несомненно, сообщение выглядит достаточно пугающим, и мировые СМИ подхватывают эту новость. Однако стоит разобраться во всем по порядку.
Для начала стоит понимать, что айсберги откалываются от Антарктиды очень-очень давно (примерно последние 35 миллионов лет), то есть с момента образования ледяного щита на континенте. Процесс этот постоянный, неизбежный и абсолютно естественный. Ледяной покров материка граничит с относительно теплыми океанскими водами, которые подмывают его и откалывают фрагменты самых разных размеров. И этот процесс был бы невозможен, если бы запасы антарктического льда не пополнялись. Низкие температуры конденсируют и замораживают атмосферную влагу, из нее складывается ледяной щит, который непрерывно растет и медленно сползает в океан. Естественно, что его фрагменты откалываются, уплывают и со временем тают – если бы этого не происходило, за миллионы лет айсберги покрыли бы весь мировой океан, а за ним и континенты.
Еще один момент: «крупнейший на данный момент» айсберг А-76 вовсе не самый большой за всю историю наблюдений. Бывали и побольше. Пока крупнейшим считается айсберг B-15, который откололся от ледового шельфа Росса в 2000 году и имел площадь 11 тысяч квадратных километров, то есть он был крупнее нынешнего в два с лишним раза. К сегодняшнему дню он почти полностью растаял, от него осталось несколько не очень крупных (по меркам айсбергов) льдин.
Фото: depositphotos/Denis Burdin
Самым известным случаем столкновения корабля с айсбергом, конечно, является гибель лайнера «Титаник». Однако подобных катастроф было несколько, именно поэтому так важен постоянный мониторинг перемещений ледяных глыб.
Человечество даже научилось использовать айсберги для собственной пользы. На некоторых из них строят наблюдательные базы (конечно, если размеры позволяют). Относительно небольшие льдины буксируют в районы с недостатком пресной воды: даже подтаявшие за время путешествия айсберги способны долгое время снабжать водой поселения и небольшие города. Иногда из айсбергов делают пристани, если берег не позволяет кораблям безопасно швартоваться.
Конечно, глобальное потепление вносит в процесс свои корректировки. За последние десятилетия скорость таяния и откалывания льдов увеличилась, в водах мирового океана их стало больше. Наша планета за 30 миллионов лет знавала и более жаркие периоды, однако Антарктида по-прежнему скрыта под толстой ледяной шапкой, а остальные континенты так и не скрылись под водой. Через десяток лет А-76, расколовшись на более мелкие фрагменты, благополучно растает, не оставив в истории никакого следа. Антарктида еще очень долго будет собирать лед из атмосферы и постепенно сбрасывать его в океан. Хотя…
В России объяснили откол самого большого айсберга в мире
В отколе айсберга А-76, который считается самым большим в мире, от Антарктиды нет ничего необычного, подобные события случаются каждый год. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказала главный специалист отдела наук о Земле РАН, доктор географических наук Нина Зайцева.
«Каждый ледник под силой тяжести льда движется. Антарктида, в принципе, — это купол. Поэтому лед стекает с нее. Абсолютно ничего необыкновенного. На моей памяти не один гигантский айсберг откалывался», — сказала она.
По словам Зайцевой, ледники образуются в тех районах, где сумма отрицательных температур превышает сумму положительных. Она объяснила, что в Антарктиде есть определенный рельеф, который приподнят над уровнем моря, каждый год там выпадает снег.
«В леднике лед под большим давлением на большой глубине течет, он становится не хрупким, а вязким. Это совершенно нормальное явление. Все ледники с гор спускаются вниз. Где-то какое-то будет нарушение рельефа — образуется трещина, вот и откол. Тут то же самое. Лед, который попадает в воду, он, во-первых, начинает всплывать, что уже напряжение определенное, а во-вторых, где-то наступает такой критический момент, когда вес того куска, который уже находится в воде, достаточно большой», — пояснила доктор географических наук.
Климатолог отметила, что этот отколотый айсберг, как и другие, может нести угрозу лишь судам, которые будут проплывать рядом.
Ранее сообщалось, что размеры отколотой гигантской льдины составляют 170 километров в длину и 25 километров в ширину, а ее площадь достигает 4320 квадратных километров, что сопоставимо с территорий испанского острова Майорка.
А-76 откололся с западной стороны шельфового ледника Фильхнера — Ронне в море Уэдделла. Айсберг был идентифицирован Британской антарктической службой и подтвержден Национальным ледовым центром США с использованием изображений миссии Copernicus Sentinel-1.
В Антарктиде откололся самый крупный айсберг в истории: чем это грозит
Москва, 15.12.2021, 12:00:57, редакция FTimes.ru, автор Юлия Романова.
В Антарктиде откололся самый крупный айсберг в истории наблюдения. Об этом сообщает Европейское космическое агентство. Площадь льдины составляет около 4320 кв. км, что немного превышает площадь острова Майорка.
Айсберг получил кодовое название А-76. Его длина оставляет 170 км, а ширина 25 км. Он откололся от западной части ледника Ронне в Антарктиде, и сейчас плывет в море Уэдделла. Этот ледник побил предыдущего рекордсмена, ранее была зафиксирована льдина площадью на 500 кв. км меньше А-76.
Почему откололся ледник
Специалисты утверждают, что в этом происшествии нет ничего сверхъестественного. Айсберги откалываются регулярно. Все это — естественные процессы. К тому же айсберги просто не могут не откалываться, поскольку новый лед постоянно появляется.
Ученые отмечают, что А-76 не будет долго бороздить океанские пространства. Течения отнесут его на север, где температура плюсовая. Айсберг постепенно будет таять и раскалываться на мелкие части. Этот процесс займет не один год. Главная проблема – угроза для морских судов. Специальных технологий, которые позволили бы быстро избавиться от айсберга, нет. Единственный вариант обезопасить корабли – следить за данными специальной службы, отслеживающей передвижение подобных объектов.
К тому же крупные суда обустроены специальными радарами. Айсберг может нести угрозу разве что мелким плавучим средствам без специального оборудования.
Всему виной глобальное потепление?
Ученые утверждают, что один из факторов, влияющих на откалывание айсбергов – циркуляция воды вокруг Антарктиды. Безусловно, откалывание айсбергов – часть естественного процесса, но глобальное потепление также влияет. Глобальное потепление оказывает влияние на циркуляцию вод, а значит, выступает катализатором этого процесса.
Самый большой в мире айсберг разрушился, осколки устремились на север. Это опасно?
Один из крупнейших айсбергов всех времен A-68 оторвался от шельфового ледника Ларсен-C в 2017 году, и в последние месяцы за ним внимательно наблюдали, поскольку он отклонился в опасной близости от Южной Георгии в Атлантике. Рассказываем, как он появился, что произошло с его осколками, насколько они опасны.
Читайте «Хайтек» в
С чего все началось?
Большие айсберги изменяют температуру моря вокруг себя и вводят огромные объемы пресной воды, поскольку они тают. Это влияет на условия жизни всей морской флоры и фауны — от простейших планктонных организмов до самых крупных существ в океане — китов.
A-68 — один из таких айсбергов. Он откололся от шельфового ледника Ларсена в июле 2017 года и с тех пор неуклонно движется на север, прочь от Белого континента. Тогда его площадь была 5 800 км² — вдвое больше, чем Люксембург. Его размер составлял 175 на 50 км, а масса — триллион тонн. Это один из крупнейших зарегистрированных айсбергов. Откалывание A-68 уменьшило общую площадь шельфового ледника Ларсен C на 12%.
Последние месяцы и недели показали, что он потерял большую часть своей массы, настолько, что просто лишился титула «самого большого айсберга в мире». Тем не менее, его масштаб остается внушительным, особенно если смотреть на спутниковые снимки, сделанные всего в 90 км от побережья Южной Георгии.
Самый большой осколок самого большого айсберга
Британская экспедиция на RRS Джеймса Кларка Росса намеревалась исследовать морскую жизнь на линии спайности A-68 в марте 2018 года, но ей пришлось повернуть назад из-за толстого морского льда. В течение 2018 года A-68 продолжал дрейфовать на север. В 2018 или 2019 году большой кусок (почти 14 км x 8 км) откололся и получил название A-68B, а материнский айсберг теперь называется A-68A.
6 февраля 2020 года A-68A начал выход в открытую воду. 23 апреля 2020 года от айсберга откололся кусок площадью около 175 кв. км, получивший название A-68C.
В чем опасность айсберга?
Когда A-68A откололся от шельфового ледника Ларсен C на Антарктическом полуострове, его площадь поверхности составляла немногим более 5 800 кв. км. Около 70% все еще целы.
4 ноября 2020 года сообщалось, что A-68A приблизился к острову Южная Георгия. Существовала большая вероятность того, что айсберг может сесть на мель на более мелководном континентальном шельфе возле острова. Ученые с тревогой наблюдали, не застрянет ли киль A-68a на морском дне в какой-либо точке, закрепив его на месте.
Если бы это произошло, то это стало бы настоящей катастрофой. Близкое расположение айсберга к удаленному острову вызывало опасения, что он закрепится на берегу и повлияет на хрупкую экосистему, которая процветает вокруг острова, за счет соскабливания морского дна или выброса холодной пресной воды в окружающий океан. Пингвины и тюлени Южной Георгии не смогли бы добывать себе корм, особенно если льдина застряла бы на месте на несколько лет.
Что произошло с айсбергом в 2021 году?
Однако недавно айсберг снова изменился.
Спутниковые снимки показали, что на прошлой неделе в айсберге было обнаружено несколько крупных трещин, и с тех пор он раскололся на несколько частей. Эти маленькие айсберги могут указывать на конец экологической угрозы A-68A для Южной Георгии.
Ранее ученые опасались, айсберг повлияет на хрупкую экосистему, которая процветает вокруг острова.
В декабре 2020 года айсберг изменил направление, так как поверхностные течения океана, управляемые батиметрией морского дна, отклонили его в юго-восточном направлении от острова, потеряв при этом огромный кусок льда.
На изображениях, сделанных флотом спутников Copernicus, запечатлен процесс плавания A-68A в течение последних трех лет. Последние данные, полученные от миссии Copernicus Sentinel-1, показывают, что айсберг получил еще больше повреждений в 2021 году, когда на прошлой неделе от A-68A откололся новый айсберг. Меньшая плита, названная Национальным ледовым центром США A-68G, имеет длину около 53 км и около 18 км в самом широком месте.
Вскоре после этого образовалась большая трещина, в которой вырвался A-68G, что привело к почти немедленному отколу еще двух айсбергов: A-68H (около 20 км в длину и 9 км в ширину) и A-68I (около 30 км в длину). и шириной 5 км в самом широком месте). Антарктические айсберги названы по антарктическому квадранту, в котором они были первоначально замечены, затем — по порядковому номеру, а в случае разрушения айсберга — по букве.
Главный айсберг А-68А, когда-то самый крупный в мире, сейчас имеет длину всего около 60 км при максимальной ширине 22 км. Создается впечатление, что совокупная группа айсбергов дрейфует, а A-68H движется на север, примерно в 130 км от Южной Георгии. На сегодняшний день основной айсберг A-68A, похоже, движется на юг и находится примерно в 225 км от Южной Георгии. Это последнее событие отела может указывать на то, что айсберги, скорее всего, уйдут с острова, больше не угрожая дикой природе.
Оптические изображения миссии Copernicus Sentinel-3, раскрывающие мельчайшие детали A-68A, доступны только в безоблачных условиях. Sentinel-3, а вскоре и Sentinel-6, радиолокационные измерения высотомера могут отслеживать траекторию айсбергов, а также используются для расчета оценок геострофических океанских течений, которые несут A-68A и его дети в пути. На радиолокационные изображения Sentinel-1 облака не влияют, и они сыграли важную роль в отслеживании разрушения A-68A.
На приведенной ниже карте показаны различные положения айсберга за его трехлетний путь. На карте показано, что в течение первых двух лет свободы А-68 дрейфовал медленно, сдерживаясь морскими льдами. Но по мере того, как он двигался в относительно открытых водах, скорость айсберга значительно увеличивалась. Карта также включает исторические треки айсбергов, основанные на данных с нескольких спутников, включая ERS-1 и ERS-2 ЕКА в составе базы данных отслеживания антарктических айсбергов.
Лента новостей
Railfreight: Россия помогла западным перевозчикам пустить поезда в обход Польши
Леонков: НАТО вынуждает Россию перебрасывать корабли из Балтики в Черное море
Штамм «Омикрон» повлиял на снижение американских индексов Dow Jones и S&P
Милов может понести наказание за клевету в отношении бизнесмена Пригожина
Журналист Косырев заявил о тяжелом провале американского «Саммита за демократию»
InfoBrics: НАТО создает опасную иллюзию на Украине
Бывший генпрокурор Украины Луценко сообщил о большом количестве охранников у Зеленского
The Washington Times: у Байдена «отвисла челюсть» от удивления из-за действий России в Крыму
Washington Times: Зеленский спровоцировал новый виток конфронтации в Донбассе
Немецкий политик Мерц выступил за санкции ЕС против России из-за Украины
Рубрики
Гляциолог РАН рассказал, чем опасен отколовшийся от Антарктиды гигантский айсберг
Подпишитесь на нас
Отколовшийся от Антарктиды айсберг размером с Санкт-Петербург не нанесет окружающей природе никаких невосполнимых потерь. Об этом «ПолитРоссии» рассказал заместитель директора Института географии РАН Николай Осокин.
Гигантский айсберг площадью более 1200 квадратных километров откололся от Антарктиды. Как сообщает Антарктическая служба Великобритании, ледник, по размерам сопоставимый с Санкт-Петербургом, начал откалываться еще десять лет назад – именно тогда на нем стали появляться крупные трещины. В январе же одна из самых крупных расселин начала активно расти, ее протяженность увеличивалась на один километр в сутки. Наконец, в пятницу, 26 февраля, за несколько часов эта расселина расширилась на несколько сотен метров, в результате чего сформировался айсберг, отделившийся от шельфового ледника Брант.
Имеющиеся фото- и видеоматериалы с места раскола выглядят более чем устрашающе. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» заместитель директора Института географии Российской академии наук, участник десятков экспедиций в Арктику и Антарктиду, гляциолог Николай Осокин, поводов для паники в этой ситуации нет – подобные ледники откалываются от самого южного материка нашей планеты достаточно часто. Нет необходимости винить в случившемся и пресловутое глобальное потепление – айсберг откололся под весом собственной тяжести и колебаний воды.
«Это самый обычный процесс. Когда шельфовый ледник выходит на море, он всегда откалывается, потому что расти вечно он просто не может. Когда большая ледяная плита лежит в воде, она испытывает воздействие океана и, естественно, не может долго быть устойчивой и в конечном итоге откалывается. Это называется столовый айсберг. Поскольку ледник с материка медленно, но постоянно движется в сторону моря, то лед, находящийся на воде, рано или поздно дает трещину. И эта льдина, которую правильнее называть айсбергом, отправляется в самостоятельное плавание. Так было и так будет всегда», – объясняет ученый.
Стоит отметить, что ранее от Антарктиды откалывались и более крупные ледяные массивы. Так, в октябре 2019 года в свободное плавание отправился отделившийся от шельфового ледника Эймери айсберг массой 315 миллиардов тонн и площадью поверхности более 2,5 тысячи квадратных километров. А в 2017 году от Антарктиды и вовсе откололся ледник площадью 6 тысяч квадратных километров.
Однако ни эти, ни, тем более, отколовшийся накануне айсберг, не представляют серьезной угрозы. Единственные, кто находился под угрозой, это работники британской исследовательской станции Halley, расположенной как раз на шельфовом леднике Брант. Однако, как отметили в Антарктической службе Великобритании, еще в 2016 году станцию перенесли вглубь континента, чтобы в случае откола айсберга ее не унесло вместе с ним. Двенадцать сотрудников покинули станцию в середине февраля из-за наступления антарктической зимы.
Помимо этого, подчеркивает Николай Осокин, нового айсберга не стоит опасаться и экипажам судов, маршрут которых пролегает близ Антарктиды – о приближающейся опасности они узнают заранее и успеют скорректировать свой путь.
«Никакой серьезной угрозы этот айсберг не несет. Все суда, которые находятся в том районе, во-первых, регулярно мониторят сайт службы слежения за айсбергами, а во-вторых, каждое судно имеет радиолокацию и увидит появившийся ледник за много-много километров. Так что для моряков никакой проблемы нет – разве что несколько увеличится длина их маршрута», – отмечает гляциолог.
Безусловно, какое-то влияние на окружающую среду айсберг все же окажет. Так, хуже всего придется обитателям тех вод, в которых ледник задержится на продолжительное время. Однако и в этом случае говорить о непоправимых последствиях будет нельзя.
«Если айсберг задержится у какого-то острова в более теплых водах, то он, поскольку имеет температуру ниже нуля, создает вокруг себя в море не самую теплую среду. И морская флора и фауна начинает слегка угнетаться, поскольку эти виды и особи не приспособлены к существованию в такой холодной воде. Однако потом этот айсберг или сдувается ветром и уходит, или тает. И в итоге все опять восстанавливается. В общем, невосполнимых потерь от того, что этот ледник движется с юга на север, нет», – резюмирует Николай Осокин.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о том, как снежная буря в районе границы Челябинска и Казахстана едва не стала причиной гибели по меньшей мере сотни человек.