Что случилось с автовазом
«АвтоВАЗ» впервые остановил производство из-за нехватки микросхем
Завод «АвтоВАЗа» в Тольятти впервые полностью прекратил производство автомобилей. Остановлены конвейеры по выпуску машин Lada и Renault, и нет данных, когда его планируется возобновить. Причиной стала нехватка электронных компонентов, вызванная глобальным дефицитом полупроводников, ставшим следствием пандемии коронавируса.
Новых Lada и Renault пока не будет
На заводе «АвтоВАЗ» полностью остановлено производство автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Прекращена сборка всех моделей, выпускающихся автогигантом на заводе в Тольятти.
По информации РИА «Новости», причиной остановки всех трех сборочных линий на «АвтоВАЗе» послужила нехватка микросхем, используемых в автомобилях. Представители профсоюза завода опубликовали подтверждение этой информации на странице организации в соцсети «Вконтакте».
Как выяснили специалисты «Автостата», на текущей неделе некоторые автомобили «АвтоВАЗа», в частности, Lada Granta, выпускались только лишь 9 ноября 2021 г. Французские Renault Logan и Sandero наряду с отечественными Lada Xray и Largus собирались с 8 по 11 ноября 2021 г. включительно, с 12 ноября 2021 г. конвейер по их производству встал.
Что касается внедорожника Niva, то он не выпускается на протяжении всей недели. Единственное, специалисты «Автостата», какой из имеющихся версий «Нивы» коснулись эти вынужденные «каникулы».
Прогнозы по срокам возобновления производства машин в Тольятти эксперты «Автостата» не делают.
Беспрецедентная ситуация
«АвтоВАЗ» ранее уже сталкивался с необходимостью приостановки производства на заводе в Тольятти. К примеру, на этот шаг автогиганту пришлось пойти в июле 2021 г.
Однако на тот момент перестала работать лишь первая сборочная линия, где и то лишь частично. На этом конвейере идет сборка моделей Largus, Logan, Sandero, Xray, а также Granta и Niva, и ограничения коснулись исключительно последних двух.
О полной остановке всего завода из-за нехватки электронных компонентов «АвтоВАЗ» сообщил впервые. Это беспрецедентная для производителя ситуация.
У Vesta «иммунитет» к дефициту микросхем
Единственным автомобилем «АвтоВАЗа», производство которого пока еще продолжается, оказалась Vesta. Собирается модель не в Тольятти, а на заводе в Ижевске. РИА «Новости» пишут, что там работа идет в нормальном режиме.
Прогнозов о том, как долго главные конвейеры «АвтоВАЗа» будут простаивать, нет.
Кто виноват
По данным «Автостата», весь завод «АвтоВАЗа» в Тольятти не работает из-за всего лишь одного поставщика – компании «Роберт Бош Самара». Именно она пока что не может обеспечить необходимый объем поставок деталей, так как сама испытывает нехватку комплектующих для них.
Причина всей этой вакханалии кроется в мировой пандемии коронавируса, начавшего свое распространение с китайского Уханя и отправившего всю Россию в первую самоизоляцию в конце марта 2020 г. Люди по всему миру стали переходить на удаленную работу и скупать необходимую для этого электронику. Производителям техники пришлось нарастить выпуск своей продукции, однако компании, выпускающие микросхемы для них, оказались не готовы к повышенным нагрузкам. Как итог, все они, и даже гигантская TSMC, до сих пор не в силах наладить производство нужного объема полупроводников.
Что делать
По данным «Автостата», у руководства «АвтоВАЗа» уже готов план по возобновлению производственных потерь и выходу на ранее установленные объемы выпуска автомобилей. Для его реализации работникам завода придется очень сильно напрячься.
В первую очередь вместо восьмичасовых рабочих смен их будут ждать девятичасовые. Также завод планирует обязать их работать по субботам.
Вынужденный простой будет компенсирован работникам компенсируют выплатами в размере двух третей средней зарплаты. Но все это ожидает рабочих лишь после решения проблем с комплектующими, а когда именно это случится, никто не знает.
«АвтоВАЗ» не одинок
Проблемы с поставками электронных компонентов для автомобилей испытывает далеко не только «АвтоВАЗ». Это общая беда для автогигантов, притом всех, не только российских.
В конце августа 2021 г. CNews писал, что из-за дефицита чипов компании Audi и Toyota решили закрыть часть заводов. Также им пришлось резко сократить объемы своего производства. Продолжается все это как минимум с начала 2021 г. Еще январе 2021 г. CNews сообщал, что глобальная нехватка микросхем затронула едва ли не всех остальных крупнейших мировых автопроизводителей. На тот момент от нее пострадали, в частности, Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.
Однако россияне, известные своей смекалкой, нашли выход из сложившейся ситуации. В сентябре 2021 г. из-за глобального дефицита микросхем ГАЗ начал выпускать некомплектные «Газели». Завод пошел на этот шаг, чтобы не останавливать конвейеры.
Остановка конвейеров и простой рабочих обошлись бы группе ГАЗ дороже, чем установка недостающих деталей в уже готовые автомобили. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – заявил тогда управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов.
«АвтоВАЗ» опроверг полную остановку производства
Фото: Анар Мовсумов / РИА
Приостановка автосборочных линий на «АвтоВАЗе» из-за мирового кризиса поставок электронных компонентов время от времени происходит, однако о полном прекращении производства 12 ноября речи не идет. Об этом со ссылкой на представителя компании сообщает РИА Новости.
Таким образом он опроверг информацию, которую 11 ноября распространила Профсоюзная организация предприятия на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
По словам собеседника агентства, на сутки останавливается только работа автосборочных линий, а производства двигателей, КПП, шасси, металлургия, прессовое производство продолжают работу по стандартному графику.
В компании ожидают, что трудности с поставками электронных компонентов сохранятся до середины следующего года или даже дольше. В связи с этим рваный график производства будет сохраняться и в дальнейшем, никаких изменений нет.
В последние месяцы неоднократно сообщалось об остановке тех или иных линий сборки, хотя в начале ноября работа на «АвтоВАЗе» шла в полном объеме.
В октябре продажи автомобилей Lada в России оказались в полтора раза выше, чем в сентябре (25 753 автомобиля), но на 30,3 процента ниже, чем в октябре прошлого года. Чтобы компенсировать потерю доходов, компания, как утверждают автодилеры, начала навязывать клиентам дополнительные опции. Эти действия уже пообещала проверить Федеральная антимонопольная служба.
Названы последствия остановки производства «АвтоВАЗа»
Фото: Юрий Стрелец / Коммерсантъ
Аналитики назвали возможные последствия остановки производства «АвтоВАЗа». Их мнения приводит «Секрет фирмы».
В частности, ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко считает, что из-за этого с начала будущего года цены на российские машины могут вырасти на десять процентов. «Каждый год производители повышают цены на автомобили. Тем более сейчас есть проблемы с поставками комплектующих из Китая из-за коронавируса и ограничений», — прокомментировала она.
В свою очередь главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков указал, что проблема с поставками касается не только российских, но и иностранных производителей. «»АвтоВАЗ» за 2021 год уже раз шесть поднимал цены на свои автомобили», — напомнил он.
Ранее появилась информация о том, что «АвтоВАЗ» полностью остановил производство на один день в связи с отсутствием электронных компонентов, а работникам компенсируют две трети средней заработной платы. Изначально об этом сообщала профсоюзная организация предприятия.
Позднее представитель компании уточнил, что приостановка автосборочных линий на «АвтоВАЗе» из-за мирового кризиса поставок электронных компонентов время от времени происходит, однако о полном прекращении производства 12 ноября речи не идет. Уточнялось, что на сутки останавливается только работа автосборочных линий, а производства двигателей, КПП, шасси, металлургия, прессовое производство продолжают работу по стандартному графику.
После последнего поднятия цен машины стали комплектоваться обязательным дорожным набором. Его стоимость составляла 2,4 тысячи рублей, хотя в рознице его можно приобрести за 1,5 тысячи. Кроме того, с 15 ноября, как сообщали «Ведомости», «АвтоВАЗ» намерен взять под свой контроль установку дополнительного оборудования на автомобили Lada, чтобы забирать себе большую часть прибыли от дополнительных опций. Увеличение базовых цен на машины составит от 8 до 30 тысяч рублей.
АвтоВАЗ полностью приостановил производство из-за отсутствия электронных компонентов
АвтоВАЗ полностью приостановил производство из-за отсутствия электронных компонентов, сообщает «Автостат».
«АвтоВАЗ приостановил производство автомобилей на всех трех сборочных линиях в Тольятти», — отмечает аналитическое агентство 12 ноября.
На странице профсоюза предприятия «ВКонтакте» также подтвердили эту информацию. Сотрудникам компенсируют простой выплатами в размере двух третей средней зарплаты.
В агентстве сообщили, что сборочные линии на АвтоВАЗе работают с перебоями с июня текущего года из-за проблем с поставками компонентов электроники от компании «Роберт Бош Самара».
Так, этой неделе сборка Lada Granta велась лишь 9 ноября, тогда как Lada Largus и XRAY, Renault Logan и Sandero собирали с 8 по 11 ноября включительно, а для Lada Niva неделя была нерабочей.
Ожидается, что автомобильное предприятие восполнит производственные потери за счет занятости по субботам и организации 9-часовых рабочих смен после нормализации ситуации с поставками, отмечает «Газета.RU».
В компании, в свою очередь, отметили, что у АвтоВАЗа наблюдается «рваный график производства», чему подвержены все производители, поскольку в мире в настоящий момент продолжается кризис поставок автокомпонентов. По словам руководителя пресс-центра компании Сергея Ильинского, «периодически что-то встает, что-то запускается».
Ранее, 10 ноября, производитель сообщил, что в ежедневном режиме отслеживает ситуацию с поставками, в зависимости от которых строится график производства линий. В пресс-службе компании подчеркнули, что пока не ожидают скорого разрешения проблемы.
Сборка на АвтоВАЗе работает с перебоями с июня 2021 года. Это происходит из-за проблем с поставками компонентов электроники от компании «Роберт Бош Самара», которая, в свою очередь, испытывает сложности в работе со своими поставщиками.
АвтоВАЗ начал рабочую неделю с приостановки сборки Lada Granta
Отставание по сборке по всем моделям АвтоВАЗа с июня по сентябрь оценивается более чем в 60 тысяч автомобилей, а за осень завод недовыпустил еще около 40 тысяч машин, 8,5 тысячи из которых — в ноябре. Общие потери АвтоВАЗа сопоставимы с объемом реализации новых автомобилей Lada в России за три-четыре месяца. Ранее сообщалось, что простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходилось периодически отменять.
В результате сбоев в графике сборки Grant оказалась одной из самых дефицитных моделей марки, а ее продажи сокращаются от месяца к месяцу. Например, в ноябре 2021 года реализовали 7231 Гранту против 14 540 штук в том же месяце 2020-го. По итогам января-ноября россияне смогли приобрести 105 490 таких машин, что на шесть тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Нехватка комплектующих ударила и по бестселлеру Lada — модели Vesta. Несмотря на то что до недавнего времени ижевский завод, где собирают Vesta, работал без перебоев, автомобили сходили с конвейера в «пустых» комплектациях. Позже стало известно, что завод ушел в простой 8 декабря и в ночь на 9-е, а также были отменены две дополнительные смены 10 декабря и одна 11 декабря.
Кроме того, АвтоВАЗ поставил на паузу прием заказов на популярные топ-версии модели — седан Cross и универсал SW Cross, а также «приостановил» Весту с продвинутой мультимедийной системой Enjoy Pro: ожидается, что она вернется на конвейер не раньше января 2022 года.