Что случилось с арбитражным судом
Высший Арбитражный Суд (ВАС РФ)
Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.
ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).
Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.
ВАС РФ действовал в составе:
— Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);
— президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);
— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
— обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;
— сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;
— «картотека арбитражных дел», позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;
— «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).
Упразднение высшего арбитражного суда как результат конституционной реформы в сфере правосудия: противоречия и сомнения
Упоров Иван Владимирович, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.
Ключевые слова: Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд, Конституция, реформа, экономическое правосудие, судопроизводство, закон, судебная власть, конкуренция.
Abolition of the Supreme Arbitration Court as a Result of the Constitutional Reform in the Field of Justice: Contradictions and Doubts
Uporov Ivan V., Professor of the Constitutional and Administrative Law Department of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of History, Candidate of Legal Sciences, Professor.
Key words: Supreme Arbitration Court, Supreme Court, constitution, reform, economic justice, legal proceedings, law, judicial authority, competition.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 февраля.
Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике: Науч.-практ. пособие. М.: Статут, 2012. С. 199.
Сидоров М.А. Понятие арбитражного процессуального регулирования, его задачи и механизм // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 6.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 12.
Кто-то должен был уступить. И вот тогда-то в феврале 2014 г. был принят отмеченный выше Закон РФ о поправке к Конституции России. Это весьма неоднозначное решение. Мы полагаем, что оно стало следствием правового конфликта (личные отношения между председателями указанных высших судов тоже были далеко не безоблачными, но акцент на этом мы не делаем), в котором ВАС РФ стал отвоевывать одну позицию за другой, в том числе принимая соответствующие решения, ВАС РФ фактически диктовал условия для Верховного Суда РФ.
Римская М. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов стало реальностью // Ваш партнер-консультант. 2014. N 6.
Иванов А.А. Роль судебных актов высших судов в развитии судебного права // Судебное решение и правотворчество: Сб. статей. М., 2010. С. 10.
Будылин С.Л. Что творит суд? Правотворчество судов и судебный прецедент в России // Закон. 2012. N 10. С. 94.
Функции и полномочия высшего арбитражного суда РФ
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Это быстро и бесплатно!
Высший арбитражный суд – это юридический орган, призванный рассматривать дела в сфере экономических споров. Инстанция наделена широкими полномочиями, ее решения подлежат обязательному исполнению. Какие функции существуют у этого органа, и как он осуществляет свою деятельность?
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Эта инстанция существовала до 2014 года с данным наименованием, после чего была упразднена. Основная функция – осуществление судебного надзора за деятельностью подотчетных ему органов. Именно в этот суд заявители могли подать жалобы на решения нижестоящих инстанций. Сейчас все полномочия переданы Верховному суду.
Что это такое, функции и полномочия
Этот орган возглавлял инстанции по разрешению споров в экономической сфере. К ним относятся дела о банкротстве, взыскании задолженности, сделки между юридическими и физическими лицами, споры по поводу товарного знака.
К основным функциям относится:
Ниже приведены полномочия Высшего арбитражного суда РФ:
Председатель арбитражного суда и его обязанности
Это лицо выполняет основные функции, направленные на управление структурой аппарата. Также председатель выступает в роли судьи. Это лицо исполняет все обязанности, возложенные на него нормативными актами.
В его полномочия входит составление приказов и распоряжений, которые подлежат обязательной реализации. В обязанности входит следующее:
Семь лет со дня ликвидации ВАС РФ: что думает по этому поводу юридическое сообщество // Итоги опроса
6 августа 2014 года прекратил свою работу Высший Арбитражный Суд.
Он был ликвидирован по решению президента Путина.
На мой взгляд, это решение противоречило Конституции, так как оно нарушало ее положения о несменяемости судей и о невозможности отрешения судьи от должности иначе чем за поступки, несовместимые со статусом судьи. В результате действий президента Путина почти 4/5 судейского состава ВАС РФ были фактически лишены статуса действующих судей.
Оставим за скобками причины таких действий президента Путина, а оценим лишь то, что думает юридическое сообщество об этой «реформе» спустя 7 лет.
Итак, я спросил у своих подписчиков, что они думают о решении «объединить» высшие суды якобы ради «единообразия практики».
Ответ должен расстроить президента Путина, его администрацию, видных деятелей этой «реформы» (сенатора Клишаса, бывшего депутата Плигина), председателя верховного суда Лебедева, а также «ученых мужей», которые эту «реформу» в свое время поддержали.
Из более чем 5 тыс. юристов, принявших участие в опросе, 72% считают, что в результате ликвидации ВАС РФ правовая система России ухудшилась.
22% процента считают, что и до ликвидации в России с правом и правосудием все было плохо, и лучше не стало.
4% коллег полагают, что после ликвидации ВАСа правовая система России стала лучше.
И 2% участвовавших в опросе юристов (видимо, только что прибывших из длительной командировки на звездную систему Тау Кита) считают, что и до ликвидации ВАС РФ судебная система России находилась в хорошем состоянии, а ликвидация ВАСа ее не ухудшила.
PS. Почему я провел этот опрос? Для того, чтобы в дискуссиях на тему судебной системы и действий президента Путина по ее «настройке» у нас был объективированный результат отношения юридического сообщества. Возможно, он когда-нибудь пригодится.
Специалист в области процессуального права
Банкротство юридических лиц и граждан
Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования
Комментарии (30)
Если бы ВАС существовал в 2021 году, то нет никаких гарантий, что он был бы так же хорош как прежде. Никто не знает как бы оно сложилось, может быть за 7 лет состав изменился в худшую сторону и современный ВАС РФ ни чуть бы не уступал нынешнему ВС РФ, а может и наоборот.
Лично я очень сомневаюсь в том, что тех юристов, которые считают, что стало хуже, ВАС РФ образца 2021 года удовлетворил бы также как и 7 лет назад.
Тем не менее, один вывод с уверенностью сделать можно: единообразия как не было, так и нет и близко, и видимо не ожидается.
« Будь ВАС реально востребован бизнесом, особенно крупным, и имей высокий авторитет, никто не осмелился бы его тронуть. »
Из-за отсутствия ВАС РФ бюджет нашей страны несет колоссальный ущерб из-за умышленного применения Судом по интеллектуальным правам (СИП) «судебной схемы ухода от налогов при взыскании в пользу иностранных правообладателей»
(1) вот сами см, что пишут судьи СИП нынче в 21 году двадцать первого века
Постановление Суда по интеллектуальным правам РФ от 8 февраля 2021 г. по делу № А32-45550/2019:
Т.е. только в этом деле СИП умышленно нанес прямой ущерб бюджету нашей страны 34 тыс руб (20% налога от суммы иска)
А только таких дел с истцом-правообладателем «Alpha Group Co» по данным kad.arbitr.ru, цитирую дословно: «Найдено 1123 дел», то есть общий ущерб бюджету нашей страны по делам только с «Alpha Group Co» около 34 млн рублей.
(2) А вот см универсальную позицию налоговых и высших судебных органов РФ во времена ВАС РФ
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 г. по делу № А41-4725/10 :
Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.04.2010г. № 14977/09.»
(3) кстати, позиция налоговых органов со времен ВАС РФ не изменилась
См об этом, н-р, Определение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2019 г. по делу № А56-116678/2017 по взысканию компенсации в пользу иностранного правообладателя:
«В обоснование ходатайства представители МИ ФНС №16 по Иркутской области и МИ ФНС №19 ссылаются на то, что в случае признания требований о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав обоснованными и возложении обязанности на Ответчиков перечислить Истцу суммы компенсации в полном объеме без учета сумм налогов, подлежащих удержанию и перечислению на основании статей 24, 309 НК РФ, бюджетной системе Российской Федерации будет причинён ущерб в размере соответствующих сумм налогов.»
(4) а вот см как Минфин России кричит на всю страну о беспределе судов РФ под руководством СИП
Письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-08-05/32197:
«Обращаем внимание, что судами не исследуются и не отражаются в резолютивной части судебного акта возложенные на ответчика обязанности налогового агента по удержанию в бюджет Российской Федерации налога с доходов от источников в Российской Федерации в отношении присуждаемых иностранной организации компенсации за незаконное использование товарного знака, в связи с чем иностранная организация получает доход без его налогообложения на территории Российской Федерации.»
(5) Общий ущерб бюджету нашей страны из-за «схемы СИП» составил уже около 1 млрд руб (20% налога от 5 млрд руб, если верить данным интернета, что за последние несколько лет с российских ответчиков уже взыскано в пользу нерезидентов-правообладателей около 5 млрд руб компенсаций за нарушение авторского права).
(6) кстати, раньше во время работы в ВАС РФ нынешний Председатель СИП Новоселова Л.А. подчинялась универсальной позиции ВАС РФ и КС РФ, что в арбитражном судопроизводстве суд обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов.
См об этом Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 декабря 2010 г. № ВАС-15114/10 по делу № А55-17596/2009 :
Как следует из судебных актов, принятых по делу, ввиду неправильного применения налоговой ставки на доходы Компании Общество, являющееся налоговым агентом, выплатило дивиденды Компании не в полном объеме. Также Обществом нарушен срок выплаты дивидендов Компании.
Соответствующая часть невыплаченных Компании дивидендов, а также процентов за нарушение срока их выплаты и судебных расходов взыскана судом с Общества в пользу Компании.
. с учетом того, что судом установлено наличие у Общества всей необходимой информации и документации для правильного исчисления налога с доходов Компании.»
(7) Справедливости ради стоит отметить, что в отличии от СИП, кассационные суды ОКРУГОВ до сих пор придерживаются универсальной позиции времен ВАС РФ и не применяют «судебную схему ухода налогов при взыскании в пользу иностранных компаний»
См об этом от 01 июля 2021 года
Кассационное Постановление АС Западно-сибирского ОКРУГА от 01 июля 2021 г. по делу № А03-2893/2020:
Судами также правомерно учтено наличие у истца права на обращение за возвратом налога, удержанного из дохода иностранной организации на основании пункта 2 статьи 312 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное, судами правомерно отказано в иске в части требований о выплате дивидендов в размере суммы, составляющей подлежащий уплате налог на доходы иностранной компании.»
« Мне кажется, что в реалиях 2014 года Вы преувеличиваете роль крупного бизнеса. Никакой бизнес уже не мог никого защищать и отстаивать (ни крупный, ни средний, ни мелкий). »
« арбитражные суды просто банально «скатываются» до уровня судов общей юрисдикции. Скучно и противно читать характеристики кандидатов в судьи: секретарь, помощник, судья.. »
Идею выборности судей высказывают так часто, что создается впечатление, что это широко применяемая процедура, как и в США, где 90% судей выбираются.
В странах Европы такого практически нет, в целом выборность судей скорее исключение, чем правило.
В Германии, функция подготовки судей возложена на юридические факультеты университетов под патронажем министерств образования и юстиции. Выпускники юридических факультетов, которые прошли всю подготовку и референдиат ― двухгодичную практику («помощников» судей, адвокатов),и сдали 2 гос. экзамена (только с одной попыткой пересдачи) могут работать на любой должности, связанной с немецким правом (адвокат, прокурор, судья, нотариус, гос.служба.)
Что случилось с арбитражным судом
6 августа 2014 года начнет свою работу единый Верховный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.
Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Кроме того уточняются:
— функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;
— структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.
Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.
ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.
Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.
(Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральные конституционные законы от 05.02.2014 N 3-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, от 04.06.2014 N 8-ФКЗ и от 21.07.2014 N 14-ФКЗ; Федеральные законы от 12.03.2014 N 25-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ и от 28.06.2014 N 198-ФЗ; Постановление Пленума ВС РФ от 07.08.2014 N 2, «Временная инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. Приказом Председателя ВС РФ от 08.08.2014 N 28-П), Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23.09.2014 N 05-1525-ВГ)