Что случилось с актером в конце произведения

Актер в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения
Актер
(в исполнении
Н. Г. Александрова)

Актер является одним из второстепенных персонажей пьесы «На дне» Горького.

Актер в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

«. приблизительно одного возраста, лет под 40. «

«Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем…»

«Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем…»

«Идем, Навухудоноссор! Напьюсь – как… сорок тысяч пьяниц…» (Актер о себе)

«В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…»

«Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

«Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?»

«Им легко деньги достаются… Они – не работают…» (Клещ об Актере и Сатине)

Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…

Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»

«Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

«Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…»

«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…»

«Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

Актер. Хочешь – в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую‑то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)»

Однажды в ночлежке появляется новый обитатель, старик Лука. Он рассказывает пьянице Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная больница для алкоголиков. Старик не называет Актеру город (судя по всему, он его выдумал), но советует Актеру бросить пить уже сейчас, а потом отправиться в выдуманную больницу:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Лука. А это… в одном городе… как его? Название у него эдакое… Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнешь жить снова… хорошо, брат, снова‑то! Ну, решай… в два приема…

Актер (улыбаясь). Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеется.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»

«Актер. Кончено и решено! Старик, где город… где ты?

Сатин. Фата‑моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!

«Сатин. Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?

Актер. Врешь! Дед! Скажи ему, что он – врет! Я – иду! Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!

Сатин. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…

«Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… всё – даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и… снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал… король… Лир!»

Сатин. Лахеза… Гера… Афродита… Атропа… черт их разберет! Это всё старик… навинтил Актера… понимаешь, Барон?

«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

«Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!»

Источник

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.

«На дне»: краткое содержание

Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.

«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.

Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.

Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC

Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:

Действие первое

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:

Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:

Действие третье

Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Далее события разворачиваются следующим образом:

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC

«На дне»: анализ произведения

Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.

В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.

Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Расшифровка Горький. «На дне»

Содержание первой лекции из курса «Русская литература XX века. Сезон 5»

Пьеса «На дне» заканчивается очень эффектно. Ночлежники — среди них уже нет Луки, нет Пепла, умерла Анна, убит Костылев — поют песню. Эта песня звучит на протяжении всей пьесы:

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.

Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.

На этот раз они не успевают допеть песню до конца второго куплета. Рас­па­хи­вается дверь, в дверях — Барон, который кричит: «Идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!» И тогда Сатин произносит последнюю реплику пьесы: «Эх… ис­пор­тил песню… дур-рак».

Кто испортил песню? На первый взгляд все очевидно: песню испортил Барон. Но часто бывает, что первый смысл тянет за собой второй, и второй оказы­вается глубже, важнее и достовернее первого.

Что значит «могу или не могу порвать цепь»? Могу или не могу начать жизнь сначала, выйти из этого подвала, из этой ночлежки. Вспомним, что все чет­вертое действие Актер — и не только Актер, но и Настя — говорят: «Я уйду» («Он уйдет» — говорит Актер).

И рядом с песней в качестве другого идейного полюса пьесы звучит сти­хо­тво­ре­ние. Это стихотворение Беранже «Безумцы» вспоминает Актер, когда ему удается воздержаться, не пить. Он с удивлением говорит: «Вот они, два пяти­алтынных. Улицу мел, а не пью».

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

На этих контрастах — свет и тьма, тюрьма и свобода — и существует пьеса «На дне».

Можно встретить полемику о том, лжет ли Лука, когда рассказывает Актеру о городе, где есть ле­чебница, в которой лечат пьяниц. Актер преисполняется надежды, что может вылечиться и вернуться на сце­ну, а Лука ему говорит: «Я тебе назову, а ты пока воздержись, не пей». время Актеру действительно удается не пить. А почему Лука не назы­вает города? Можно встретить, особенно в популярных учебниках, такое вы­сказывание: «Лука лжет Актеру, и никаких лечебниц не было». На самом де­ле лечебницы были, и даже был специальный журнал, который издавало Об­ще­ство трез­вости, — была очень широкая кампания по борьбе с алкоголизмом. Я думаю, Лука не называет города и лечебницы не потому, что их нет, а по­то­му, что человек сам должен себя освободить.

В четвертом действии есть очень важный момент, когда Татарин молится, Актер слезает с нар и говорит: «Князь, помолись за меня». На что Татарин отвечает: «Сам молись…» Что это значит? Грубость, бесчеловечность, эгоизм, бесчувствие ночлежников? Нет. Просто человек должен сам верить.

Как скажет Сатин, которого уже проквасили идеи Луки, человек за все платит сам — за веру, за неверие. Человек должен сам себя освободить — ему не нужен поводырь. И тогда Актер вспоминает это стихотворение Беранже. И здесь стал­киваются эти две прав­ды, которые всегда у Горького сталкивались. Первая — правда реального факта, правда очевидная:

«Какой тебе, Васька, правды надо? — спрашивает Бубнов у Васьки Пепла. — Знаешь ты про себя правду, и все ее про тебя знают».

Горький говорит, что есть другая правда. Есть правда человеческого стрем­ле­ния, правда человеческого идеала. И она сильнее, она важнее. В четвертом действии Актер постоянно чувствует, что ему нужно порвать цепь, нужно уйти. Другое дело, что он может уйти только так, как он ушел, только покончив с собой.

А в чем правда? В том, что этой праведной земли нет? Да, на кар­те ее нет. Но значит ли это, что ее нет вообще? Это очень важно.

Эта пьеса, которую поставили в декабре 1902 года в Художественном театре, звучала как революционная. Поскольку смысл был такой: пока человек живет в подвале, он не сможет освободиться, не сможет быть человеком. Нужно разрушить этот подвал. Но до последних спектаклей (а пьесу ставят до сих пор) она не сводится к одной идее, к одной мысли, она не может однозначно раз и навсегда быть истолкована.

Горький был озадачен тем, как Иван Москвин сыграл Луку. А Москвин играл не жулика. Здесь мы сталкиваемся с очень характерной для Горького ситуа­цией. Горький свои пьесы не очень любил, значительным драматургом себя не считал, но пытался сам свои пьесы комментировать и истолковывать. В част­ности, пьесу «На дне» уже после возвращения в СССР он толковал как пьесу, направленную против утешительной лжи. Но все, что Горький хотел сказать, он сказал самой пьесой. Его толкование — лишь одно из возможных. Насколько оно убедительно, каждый раз решает театр, читатель, актеры и историк литературы.

Источник

Кратко «На дне» М. Горький

⭐⭐⭐⭐⭐ «На дне» за 1 минуту и подробно по актам за 3 минуты.

Очень краткий пересказ пьесы «На дне».

Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.

Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов.

Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист.

А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.

Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг.

Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.

Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва.

Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.

Главные герои и их характеристика:

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам.

Акт первый.

В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).

В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.

Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.

Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.

А подметанием занялся Лука.

Акт второй.

Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл.

Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».

Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.

Акт третий.

Акт четвёртый

А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведенияДа и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.

Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит.

И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.

История создания произведения.

Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.

Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.

Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.

Источник

На дне — краткое содержание и анализ

Из всех произведений М. Горького пьеса «На дне» остаётся самой популярной. Публика горячо приняла драму с первой постановки. С 1902 года, когда состоялась успешная премьера в МХТ, пьеса прошла по театрам всего мира.

Название:На дне
Автор:
Год написания:1902 г.
Год издания:
Жанр:Пьеса
Направление:Критический реализм

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Очень краткий пересказ

Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.

Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.

Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.

Время и место действия

Действие пьесы разворачивается в конце 19 века. Это время экономического кризиса. Безработица, бедность рушили судьбы людей.

Место событий — грязная ночлежка для бесприютных людей, расположенная в подвале дома одного из российских городов.

Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика

Главные герои

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть фото Что случилось с актером в конце произведения. Смотреть картинку Что случилось с актером в конце произведения. Картинка про Что случилось с актером в конце произведения. Фото Что случилось с актером в конце произведения

Второстепенные герои

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам

В ночлежку для бездомных людей, уже не ждущих от жизни ничего хорошего, пришёл странник. Он утешил, кого мог, дал надежду отчаявшимся, а потом ушёл. Скоро стало ясно, что надежды не имеют под собой почвы, сами люди не готовы измениться и подняться со дна жизни.

Акт 1

Действие разворачивается весенним утром в грязной ночлежке, в подвале. В центре стоит стол, за которым хозяйничает Квашня, торговка пельменями. Женщина говорит о своём ухажёре, который к ней сватается, но замуж за него она не собирается. Не так давно умер муж Квашни, тиранивший её при жизни. Теперь она счастлива и терять свободу не желает. Клещ возражает, что она всё равно выйдет замуж. Квашня возмущена, она бросает собеседнику обвинение в смертельной болезни жены.

Просыпается Актёр, он помогает тяжелобольной Анне выйти на воздух. Им навстречу попадется Костылев, который ищет Василису. Старик не без оснований подозревает, что у неё роман с Пеплом, но поймать супругу на месте преступления не удаётся. Актёр обращается к хозяину с просьбой простить долг хотя бы наполовину. Костылев отказывает. Расстроенный Актёр забывает про Анну.

В ночлежку приходит Лука. Он помогает больной вернуться.

На сцене появляется сапожник Алёшка, он пересекается с Василисой, которая ищет Пепла. Подвыпивший парень бездумно говорит ей, что Васька готов её бросить из-за Наташи. Костылева разозлилась. Вспомнив долг сапожника за проживание, она выгоняет его из ночлежки.

Действие заканчивается дракой в сенях: Василиса бьёт сестру.

Акт 2

Старик Лука для каждого находит нужное утешение и подсказывает, как можно выйти из создавшегося положения:

Василиса подбивает Пепла расправиться с мужем, а взамен он получит деньги и Наталью. Старик убеждает не связываться с Василисой, а бежать из ночлежки с Натальей.

Костылев всё-таки поймал жен с поличным, с любовником. Начался скандал. Васька чуть было не избил старика, но Лука отговорил.

Тем временем умерла Анна, и Васька с Лукой идут на поиски Клеща, который пьёт в трактире. В ночлежку приходит Актёр, с ним Наташа. Пьяный, он обещает ей излечиться от губительной тяги к спиртным напиткам и снова играть на сцене. Приходит Клещ, он оставил все деньги в трактире и не знает, на что хоронить жену. Товарищи по несчастью сулятся помочь.

Акт 3

Постояльцы собрались на пустыре и ведут разговор. Начитавшаяся дешевых романов Настя повествует о студенте, пылко в неё влюблённом. Барон насмехается над фантазиями сожительницы, говоря, что сюжет взят ею из прочитанной книжки. Настя глубоко обижена, уходит. Следом за ней — Барон.

Наташа откровенничает, что мечтает о том, кто увезёт её от Костылевых. Лука вспоминает, как однажды на охраняемую им дачу под Томском проникли каторжники. Он не стал их убивать, пожалел, накормил голодных, и всё благополучно завершилось. Старик делает вывод, что человек открыт для добра.

Пепел с Василисой ссорятся. Вор Васька уговаривает Наташу помочь ему стать другим. Девушка не питает к нему особой любви, но даёт согласие с условием, что он никогда не ударит её. Их разговор слышит Костылева. Она приказывает Наташе поставить самовар, а сама ругается с бывшим любовником.

Между Костылевым и Лукой происходит ссора. Хозяин говорит, что не дело Луки советы давать, он должен молиться за людей, если он странник. На это старик отвечает, что одним людям ещё можно помочь исправиться, а другим уже нет. Костылева он отнёс к «другим». Тот разгневался и прогнал странника из ночлежки.

Озверевшая Василиса намеренно ошпарила Наталье ноги. В ссоре Пепел ударил Костылева, и тот замертво падает. Василиса оглашает Ваську убийцей, он же припоминает, как она подговаривала его на убийство за деньги. Наталья понимает всё превратно, считает, что они оба в сговоре: хотят избавиться от старика Костылева и от неё. Как в бреду, она проклинает Пепла.

Акт 4

Обитатели ночлежки говорят о Луке. Клещ называет его жалостливым, Настя — хорошим, Барон — пластырем для нарывов. Сатин отзывается о старике неоднозначно. С одной стороны он говорит, что его ложь нужна для слабых душ, с другой стороны Сатин сравнил воздействие старика на него с действием кислоты «на старую и грязную монету».

Настя ссорится с Бароном и выказывает желание уйти от него. По словам Сатина, её намерение схоже с разговорами Актёра о его уходе в лечебницу для пьющих. Барон предаётся воспоминаниям о своих аристократических предках. Настя задирает сожителя, они вновь ссорятся. Актёр прикладывается к водке и выходит.

Заключение

В пьесе «На дне» звучит тема отверженного человека. Зрители уже более ста лет задумываются о правде и лжи, о надеждах и мечтах, смысле жизни человека. Пьеса вызывает вопрос: может ли помочь человеку данная ему надежда, если сам он не готов измениться?

Афиши пьесы «На дне»

Слайдшоу. Для просмотра изображения в полноразмерном формате кликните по нему.

Анализ произведения

Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.

Тема пьесы: люди, оказавшиеся на дне социальной иерархии — отверженные.

Основная идея пьесы

Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.

Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.

Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.

Проблематика

Композиция

Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — диалог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.

Жанр произведения: социально-философская драма.

Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.

Критика

Д.В. Философов считает драму «На дне» вершиной творчества Горького, после которой началось падение.

Адрианов С. А. назвал Луку М. Горького одной из попыток создать тип «мудрого сердцеведа», взывающего к человеческой совести. Великие русские писатели стремились создать такой образ. У Толстого это Аким («Власть тьмы»), у Достоевского — старец Зосима («Братья Карамазовы»). К ним примыкает и Лука Горького.

И. Ф. Анненский сравнивал точки зрения Горького и Достоевского: «…у Горького… всё для человека и всё в человеке… И если для Достоевского девизом было — смирись и дай говорить Богу, то для Горького он звучит гордым…».

Постановки и экранизации

Первая экранизация пьесы Горького «На дне» в СССР — фильм-спектакль (МХАТ) в 1952 году.

В 1972-м — экранизация спектакля Московского театра «Современник».

В 1987-м — «Без солнца» (Ю. Карасик) и «На дне» (А. Петросян). В 2014-м — «На дне» (В. Котт), вольная интерпретация.

За рубежом пьеса была экранизирована в Венгрии, Японии (дважды), Франции, Китае.

Аудиокнига

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *