Что случилось опять в школе
«Он был приятный, спокойный человек»: Business FM поговорила с бывшим одноклассником напавшего на православную гимназию в Серпухове
Лента новостей
Все новости »
Собеседник РБК в территориальном отделе полиции рассказал, что жертв при взрыве могло бы быть больше, если бы не была закрыта дверь в помещение, где проходила утренняя молитва.
Дедушка одного из учащихся гимназии при Серпуховском монастыре рассказал местным журналистам, как дети спасались в трапезной.
В настоящее время на месте происшествия работают взрывотехники и кинологи, рассказала с места происшествия корреспондент Чеховского информагентства Татьяна Панкратова:
По предварительным данным, выпускник приходской школы в Серпухове устроил нападение из-за конфликта с учителями и другими учащимися. Как рассказал протодиакон Андрей Кураев, в православной гимназии действуют очень строгие правила:
Андрей Кураев протодиакон «Школа находится на территории монастыря, учатся и мальчики, и девочки, это не воскресная школа, это школа полного цикла, с первого по 11-й класс, с преподаванием светских предметов, монахини не преподают, священники тоже. Вроде бы у них обычные учительницы светские, мирские женщины, как в обычной школе. И, как обычно, мужчин нет, кроме учителя физики. Классы небольшие, 15 человек, при этом дети находятся там полный день, с раннего утра до шести вечера. Вроде бы идеальные условия для педагогики, маленький коллектив, все время вместе. При наличии талантливого педагога можно создать настоящую творческую лабораторию. Но дело вот в чем — что все-таки это находится все в монастыре. В восточном мире, в Восточно-Римской империи, это православная Византия, церковные правила очень жестко повелевали: никаких детей при монастырях. Следствием этого было то, что в православии не родилась традиция церковной педагогики, монашеской педагогики, ее нет. Ее пробуют на коленке создать именно сейчас, то есть рекламные слоганы говорят, что тысячелетняя традиция, но на самом деле этой традиции нет. Если зайти на сайт этой гимназии, там вывешены правила гимназиста. Это такой домострой, попытка сделать из детей маленьких монахов. Во время еды читаются жития святых, на спинку стула не откидывайся, не качайся на стуле, нога на ногу не клади, не охай, не вздыхай, не потягивайся, не зевай, то есть на несколько страниц вот такого рода устав благочестивого поведения. В итоге это рождает срывы и протесты».
Известно, что у Струженкова был рак щитовидной железы. После ее удаления у подростка начались комплексы и депрессия. Он даже заключил с психологом гимназии «антисуицидальный контракт» — письменное соглашение, что он берет на себя обязательство сохранять свою жизнь и не причинять себе вреда до 1 января.
Может, у него и были личные проблемы, но буллинга в гимназии не было, рассказал нам бывший одноклассник Струженкова, который представился Олегом.
«Я его знал достаточно приятным человеком, у него некая девиантность в поведении была, даже высказывания некоторые про школу, он любил про это шутить. Но, опять же, такие были шутки, мне кажется, каждый второй школьник об этом шутил: [хорошо бы что-то подорвать]. Нет, он приятный человек, спокойный был. Единственное, по поводу травли, или буллинга, как пишут, я считаю, что это ложь. По крайней мере, со стороны учеников не было никакого давления однозначно, все люди адекватные, учителя. Ну, были какие-то стычки, но это у всех было, у меня тоже были стычки, даже побольше, чем у Владислава. Как раз у нас день начинался с утренней молитвы, дальше обычные уроки, обед, как в обычном учебном заведении. Дальше есть кружки: православие было, даже казачество было одно время, сейчас не знаю, есть ли оно или нет. Мне кажется, здесь проблема не в гимназии, а в том, что ученика засунули в ту среду, которая ему была некомфортна. А что значит некомфортна? В православии главное — дисциплина, а дисциплина все-таки свободу ущемляет. Владислав — хороший человек, но, очевидно, не христианского типа. А это в гимназии не то что принуждение, это как урок, то есть ты обязан был ходить на церковное пение. Кому-то это могло не нравиться. Я так понимаю, что это был выбор не Влада, а скорее его родителей, естественно, ему это не нравилось. Но, опять же, когда люди туда поступали, им же определенно давали объяснение, что это такое, им объясняли: здесь есть все предметы, они обязательные, и формат ты знаешь, там все прописано. Наверное, Влад просто не хотел изначально, не был готов к этой среде. Были моменты, когда даже в обычной школе поступали гораздо жестче, чем в гимназии. Гимназия дает достаточно прощения. У нас были ситуации воровства. Как это можно представить — воровство в православной гимназии?! Гимназия проводила беседы, исправляла этих людей, и впоследствии тебя не заставляют встать перед иконой и на свечку молиться, такого там нет. Мне кажется, тут дело не столько в гимназии, гимназия для него — это как сублимация, у него накапливались какие-то проблемы личные, наверное, семейные, еще какие-нибудь, и он нашел козла отпущения в православной гимназии».
Скончавшийся на экзамене в Люберцах школьник учился на дому
В одной из люберецких школ следователи сейчас выясняют обстоятельства гибели 11-классника, который скончался прямо во время экзамена. Предварительно, у подростка из-за язвы началось сильное внутреннее кровотечение. Однако, как нам удалось выяснить, сегодня ребенок вообще не должен был находиться в школе. Некоторое время назад он попал в больницу, и мама забрала его из клиники специально, чтобы сын смог сдать итоговое сочинение. Подробности – в материале РЕН ТВ.
«Что вам надо? Обращайтесь к учредителю. Я комментарии не даю. Я директор», – сказала сотрудница школы, сбегая от наших журналистов.
Юноша писал итоговое сочинение в одной школе, а учился в другой, неподалеку. Там приезд журналистов почему-то восприняли как угрозу. На выходе нам удалось поговорить с учениками лицея, многие знали парня, знали о его проблемах со здоровьем.
«Я знаю, что у него были проблемы с сердцем. Мне мама рассказывала», – говорит одна из школьниц.
Ученики из параллельных классов рассказали, что подросток в лицее появлялся редко. Учился дома.
«Он был надомником, приходил в школу, брал задание у учителей и шел делать. Проблемы у него были и с сердцем, и с желудком», – рассказала одна из учениц.
По нашим данным, основной причиной смерти назвали обострение язвенной болезни, из-за которой произошло внутреннее кровотечение. Как стало известно сегодня, за несколько дней до гибели мальчик уже попадал в больницу, но перед экзаменом мать забрала его под расписку о том, что сама несет ответственность за его состояние. Видимо, уже тогда состояние здоровья вызывало опасения, и прекращать лечение было нельзя.
Могла ли школьный фельдшер спасти его жизнь? И что спровоцировало обострение болезни? Коллеги-учителя считают, в этом случае педагог в классе сделала всё, что могла.
«Завтра в школе будет стрельба». Верить ли сообщениям об угрозах в родительских чатах
23 сентября по соцсетям распространилось сообщение о том, что в одной из школ Балашихи будет стрельба.
Скриншот: ЧП Владикавказ
Ночью 7 октября школьники и студенты Ярославля писали друг другу: «Завтра 10 стрелков придут в рандомные школы и начнут расстрел», «Пропустите завтра пары». При этом не все были уверены, что информация правдива. Наутро в чатах появились фотографии предполагаемого стрелка.
11 октября полиция приехала проверять новосибирскую гимназию № 15 — накануне родительские чаты облетела информация о том, что готовится нападение.
Ни одно из перечисленных сообщений не было правдивым.
12 октября студентку второго курса кафедры журналистики Владимирского госуниверситета задержали за экстремистский пост, который девушка написала, чтобы «посмотреть, проверяют ли силовики ее соцсети». «Это увидели студенты, началась паника в общежитии, кто-то вообще собирал вещи. Ну и силовики тут же сразу появились. Вот такое “журналистское расследование” решила сделать», — рассказал один из преподавателей вуза.
Как возникают фейки о шутинге
— Если мы проследим по графикам, то увидим, что эти вспышки напоминают параболу, которая быстро спадает, если нет дополнительных информационных поводов или не происходит новое событие.
Единого образа школьного стрелка не существует, но есть распространенная форма действий, в которую люди встраиваются либо всерьез, либо на уровне шутки. Здесь работает стратегия подражания, одно преступление влечет за собой подобные, считает Дмитрий Громов. В общемировом масштабе «брендовое» преступление шутинга произошло в американской школе «Колумбайн». В России за последние полгода похожие трагедии случились в Казани и Перми, а в 2018 году — в Керчи.
— Шутинг воспроизводят фактически на уровне фольклорного действия: либо повторяют его в реальности, либо делают вид, что возникла угроза, и распространяют фейковые сообщения и картинки. Ложные сообщения о шутинге в чем-то напоминают классические звонки о том, что кто-то заминировал школу. Это традиция мелкого хулиганства, только перенесенная в интернет. Люди не совершают преступление буквально, а воспроизводят наработанные культурные формы, — отмечает эксперт.
Почему люди распространяют фейки
Сказать однозначно, почему люди распространяют фейковые сообщения о школьных терактах, нельзя. Социальный антрополог РАНХиГС Александра Архипова рассказала «Правмиру», что, как правило, это происходит по совокупности причин.
Во-первых, фейки могут служить своеобразным эрзацем насилия для тех, кто недоволен своими учителями или одноклассниками и хочет их разозлить.
— Создавая фейк об угрозе, человек берет на себя часть славы убийцы и таким образом посылает предупреждение школе, — говорит Архипова.
Во-вторых, сообщения о предполагаемых атаках могут создавать люди, которые во всем считают виноватыми охрану и полицию.
— Например, они смотрят репортаж о трагедии в Казани или Перми и говорят: «Вот если бы охрана лучше сработала, этого бы ничего не было. А куда смотрела полиция?» В этом случае гнев и ярость создателей фейков направлены не на школу, а на тех, кто спасает. И таким сообщением человек хочет показать, что в прошлый раз правоохранители работали халтурно, не успели отреагировать, а вот теперь «пусть побегают».
Еще одна причина, по которой фейки быстро распространяются в обществе, — высокий уровень недоверия к структурам власти в широком смысле слова. Сюда относится не только политическая власть, но и суд, полиция, медицина. В этой ситуации люди будут стремиться предупреждать друг друга об угрозах по горизонтальным связям.
— У нас все время есть ощущение, что нас не будут спасать и что наша собственная жизнь и жизнь близких — только в наших руках.
Школьные чаты особенно уязвимы для фейков, потому что именно там, как правило, родители обсуждают вопрос безопасности детей.
— В чате достаточно одного родителя, который не доверяет полиции, чтобы начали распространять такие истории, потому что человеку важнее предупредить окружающих об опасности, чем проигнорировать ее.
Как отличить фейк от сообщения о реальной угрозе
Александра Архипова и Дмитрий Громов советуют родителям, которые получили предупреждения о шутинге, провести хотя бы минимальную аналитическую работу:
За распространение фейков о предполагаемой стрельбе может наступить уголовная или административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 207 Уголовного кодекса РФ, заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, которые угрожают жизни людей, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей, ограничением свободы или принудительными работами до трех лет.
Как следует из части 9.11 статьи 13.15 Административного кодекса РФ, за распространение заведомо ложной информации об угрозе в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях для граждан предусмотрен административный штраф до 100 тысяч рублей.
— Согласно этим двум законам, люди подлежат наказанию, если они осознанно распространяют ложную информацию.
Но вот представьте, вам присылают сообщение о том, что какой-то мальчик ходит в черной одежде, пишет страшные вещи в своем дневнике и говорит, что завтра нападет на школу, где учится ваш ребенок. Вы напишете паническое сообщение в чат: «Давайте не будем детей, на всякий случай, завтра отпускать в школу». С вашей точки зрения, это не фейк, вы просто передали предупреждение об опасности. Но тем не менее, правоохранительные органы могут довольно жестко наказывать за подобные предупреждения, и такие случаи были, — комментирует Александра Архипова.
СМИ приводят общество к моральной панике
Как отмечают Александра Архипова и Дмитрий Громов, внимание СМИ к школьным терактам, личности стрелка и к обстоятельствам, которые могли бы подтолкнуть его к этому преступлению, приводит, во-первых, к случаям реального насилия, а во-вторых, — к фейкам в этом регионе.
Такие ситуации вызывают в обществе моральную панику — состояние, когда люди видят угрозу, исходящую от реальной или воображаемой социальной группы, и считают, что этих представителей нужно выдавить или запретить, чтобы восстановить моральный порядок.
— Когда случилась трагедия в школе «Колумбайн», реакция пошла не только среди подражателей преступника, но и среди педагогов и родителей. Они стали бояться неформалов, таких учеников даже выгоняли из школ с требованиями изменить внешний вид, — рассказывает Дмитрий Громов.
Классический пример моральной паники в России — легенды о «Синем ките» и «группах смерти»: некоторые люди уверены, что существуют кураторы, которые целенаправленно приводят детей к самоубийствам.
Дмитрий Громов уверен, что в информационном пространстве необходимо обсуждать моральные паники, фейки, формы распространений слухов и особенности общественного сознания:
— Я думаю, что даже в школьном курсе ОБЖ должен быть специальный раздел о том, как проверять информацию. Когда мы видим любое сообщение в медийном пространстве, мы должны предполагать, что это неправда, и знать основные правила фактчекинга, чтобы его минимально проверить. А средства массовой информации должны максимально успокаивать волнения и не запускать волны дезинформации.
Нападение десятиклассника на учительницу: шокирующие подробности трагедии в Пермском крае
Во время урока 16-летний парень нанес 74-летней преподавательнице два удара в область шеи. По сообщениям очевидцев, он не пытался помочь пострадавшей или сбежать. Спас педагога прибежавший на крики охранник школы — ему и сдался нападавший. Больше от рук злоумышленника никто не пострадал. В лицее работают спецслужбы, все занятия отменены.
В настоящий момент учительница находится в больнице, медики ожидают вертолет, который доставит женщину в Краевую клиническую больницу Перми. Она находится в тяжелом состоянии. Десятиклассник задержан, с ним беседуют сотрудники правоохранительных органов и психологи. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство».
Сообщается, что к преступлению мальчик готовился заранее. Накануне ночью он отправил одному из друзей голосовые сообщения в социальной сети, в которых подробно рассказал о своих намерениях, а также признался, что чувствует себя очень странно. Он рассказывал, что у него нет близких людей, он чувствует усталость и, кажется, сходит с ума, потому что зачастую сам не понимает причин своих поступков.
Мальчик добавил, что его «достала учеба» и жаль только Басю (вероятно, речь шла о питомце), которому он оставит с утра побольше еды и воды. После нападения на педагога школьник собирался покончить с собой, но в то же время говорил приятелю, что хочет жить, писать стихи, гулять, найти свою любовь.
«Но просто как бы все, я устал, я реально устал. Вот сейчас, сидя и просто записывая сообщение, я понимаю, что, блин, я хочу жить, но по какой-то причине я сейчас пытаюсь убедить себя в том, что должен умереть. Это странно, это очень странно», — делился парень.
В лицее подростка охарактеризовали как человека с неустойчивой психикой, тревожного, невротичного. У него был «тлеющий конфликт» с пострадавшей учительницей. Педагог якобы «сознательно недооценивала способности» ученика, а ее строгость он воспринимал как унижение. В регионе лицей № 1 считается престижным учебным заведением, которое посещают дети из благополучных семей, мотивированные на хорошую учебу.
Уточняется также, что родители лицеиста в настоящий момент отдыхают в Сочи, за подростком присматривает дедушка. Старшеклассника отправят на психолого-психиатрическую экспертизу, на учете в правоохранительных органах он не состоял.
В Пермском крае ученик открыл стрельбу в школе. Подростка с охотничьим карабином обезвредила директор
Фото: страница ProСHAD во «ВКонтакте»
По данным издания Baza, во время стрельбы шестиклассник кричал «В меня вселился бог». «Комсомольская правда Пермь» сообщает, что школьник первым делом направился в свой класс, поставил учеников к стене с криком «Всем стоять!» и сделал два выстрела — в потолок и в дверь.
По предварительным данным, обезвредить шестиклассника удалось директору школы Галине Зайцевой, которая, услышав шум, вышла из своего кабинета и уговорила подростка зайти к ней. После ЧП все ученики были эвакуированы из школы, их отправили по домам. В результате стрельбы никто серьезно не пострадал, лишь одному из учеников порезало ногу осколком стекла.
Фото: Telegram-канал Mash
Задержанный подросток не будет привлечен к уголовной ответственности. По российскому законодательству, к уголовной ответственности за тяжкие преступления могут привлекаться только достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста.
Однако, по словам источника в правоохранительных органах, несовершеннолетние старше 11 лет на основании постановления судьи могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Вадим Губаев, отец 12-летнего мальчика, который пришел с «Сайгой» в школу, рассказал, что обычно звонит сыну по три раза в день, однако вчера был первый раз, когда они не поговорили.
«Каждый раз звоню раза по три в день. Днем, после школы, и вечером. Вроде все нормально. Ну, вчера вот только не дозвонился», — рассказал мужчина, добавив, что набирал его номер три раза, не дозвонился и уснул. Губаев уточнил, что в последнее время сын разговаривал с ним неохотно, на вопросы отвечал односложно.
20 сентября студент Тимур Бекмансуров устроил стрельбу из охотничьего ружья в одном из корпусов Пермского госуниверситета. По данным Минздрава России, шесть человек погибли. В ведомстве добавили, что 24 пострадавшим была оказана медицинская помощь, 19 человек госпитализированы с огнестрельными ранениями. Бекмансуров при задержании получил ранения и до сих пор находится в больнице.