Что случилось норильский никель
«Норникель» оценил ущерб от разлива топлива в Норильске в 21,4 млрд рублей
«Норникель» оценил в 21,4 млрд руб. размер вреда водным объектам и почве из-за аварии с разливом 21000 дизтоплива под Норильском, которая произошла в конце мая. Это в семь раз ниже оценки, которую подготовил Росприроднадзор — 148 млрд руб.
«По оценке НТЭК («Норильско-Таймырская энергетическая компания», входит в группу компаний «Норильский никель»), используя действующую методику расчетов ущерба окружающей среде, а также принимая во внимание все обстоятельства инцидента, общий размер вреда окружающей среде составляет 21,4 млрд руб.», — говорится в сообщении «Норникеля».
При этом в «Норникеле» подчеркнули, что НТЭК не оспаривает причинение вреда окружающей среде и готова провести все необходимые мероприятия для полного устранения последствий разлива топлива.
Наиболее принципиальные расхождения в подсчете ущерба, по оценке НТЭК, состоят в применении «неоправданно завышенного коэффициента длительности негативного воздействия («Кдл») вредных веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации, а также в существенном завышении объема нефтепродуктов, попавших в водные объекты».
Росприроднадзор подал иск к «Норникелю» на 148 млрд рублей
Помимо этого компания раскритиковала подсчеты Росприроднадзора о длительности негативного воздействия на окружающую среду: ведомство применило максимально возможный коэффициент, который используется в случае, когда нарушитель не предпринял никаких действий в течении 500 часов (более 20 суток) с момента аварии для устранения ее последствий.
Росприроднадзор обосновывает это тем, что последствия инцидента не были устранены в течение 500 часов. «Норникель» в отзыве на иск утверждает, что нужно применять коэффициент 1,1, поскольку при его определении необходимо учитывать срок между временем обнаружения аварии и началом работ по ее ликвидации, а не временем окончания таких работ. Общая сумма затрат «Норникеля» на устранение последствий инцидента на сегодняшний день составляет около 12 млрд руб.
«НТЭК также считает неверным определение ущерба, нанесенного почве (738,6 млн руб.). По мнению НТЭК, Росприроднадзор неправильно определил три элемента формулы: в несколько раз завысил площадь загрязненного участка, в расчеты показателей степени загрязнения включил не только показатель по нефтепродуктам, но и по другим загрязняющим веществам, а также отнес к плодородным почвам участки, которые являются промышленными землями (для которых действуют особые условия), говорится в заявлении.
Инцидент с разливом около 20 000 т нефтепродуктов произошел 29 мая в районе проезжей части дороги, ведущей к ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норильский никель»). В начале июля Росприроднадзор сообщил, что ущерб водным объектам оценен почти в 148 млрд руб., почвам – в 738 млн руб. 10 сентября ведомство подало официальный судебный иск «Норникелю» на возмещение экологического ущерба. В компании уже назвали сумму иска в 148 млрд руб. завышенной.
ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать
Что случилось
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.
Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.
Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.
Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.
Кто виноват
По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.
При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.
«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».
РБК направил запрос в Минэнерго.
Как устраняют последствия аварии
Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».
«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.
Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.
Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.
На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.
А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.
Чем авария грозит экологии и «Норникелю»
Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.
«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.
Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.
Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.
Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».
По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в Норильске
В заполярном хозяйстве владельца «Норникеля» Владимира Потанина – грандиозная экологическая авария, о которой умудрились молчать почти два дня, пока последствия не стали просто катастрофическими. Для самого бизнесмена ситуация обернулась резким «обеднением»: всего за один день его состояние уменьшилось на полтора миллиарда долларов, что, правда, не мешает Потанину оставаться самым богатым человеком России. Кто виноват и что теперь делать – классические вопросы, на которые не так просто найти ответы.
Авария на ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» «Норникеля» Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), случилась 29 мая. Власти Красноярского края о том, что предприятие залило местные реки соляркой, вытекшей из хранилища ТЭЦ-3, узнали только через два дня, когда в МЧС поступила информация по линии ЕДДС.
Да и о том, что сама утечка произошла, на предприятии тоже узнали не сразу, а почти «случайно» – только после того, как проезжавшая мимо легковушка неожиданно превратилась в огненный факел. На это уже обратил внимание охранник ТЭЦ-3, вызвавший сразу пожарных. Площадь возгорания составила 350 кв. метров. Тогда и выяснилось, что на дороге разлито дизтопливо, спровоцировавшее пожар.
«Ну, что – доклад-то и закончил? А делать что?»
Более детально о ситуации рассказал в ходе экстренного видеосовещания, созванного в связи с возникшей экологической проблемой Владимиром Путиным, глава региона Александр Усс, который и сообщил о том, почему реакция на ЧП последовала с запозданием. По его словам, поначалу спасательная служба НТЭК не оценила должным образом экологическую угрозу: местность была обследована, загрязнений реки Амбарной не выявлено, запаха дизтоплива никто не почувствовал.
И только после того как в соцсетях местные жителя стали делиться тревожной информацией, а должностные лица «задавать настойчивые вопросы», в воскресенье, 31 мая, стала понятна «реальная картина» и оповещён Национальный центр управления кризисными ситуациями.
Сейчас разлившееся дизтопливо откачивают из несудоходной реки Амбарной при помощи помп. Но утилизировать нефтепродукты можно только одним способом – его надо сжигать. И тут тоже возникают трудности.
«Опыта сжигания такого объёма топлива, во всяком случае, на территории Красноярского края, у нас нет, поэтому прогнозировать, что это пройдёт успешно и в рамках 14 дней я, к сожалению, не могу. Доклад закончен», – резюмировал губернатор.
То есть вот работают на месте разлива 300 человек, откачивают топливо, складируют его на почву, а что дальше – неизвестно: сама зона, где случилась утечка, малодоступна – арктическая тундра.
Пока одни чиновники и руководители кивают на других, пытаясь свалить со своих плеч тяжёлый булыжник вины, ситуация в регионе сложилась критическая, о чём доложила глава Росприроднадзора Светлана Родионова: толщина нефтяной плёнки на поверхности воды составляет 20 см, концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые значения в «десятки тысяч раз».
Тревожные сигналы звучали и раньше, но их не слышали?
Ростехнадзор регулярно проверял ТЭЦ-3. И о проблемах с хранением топлива на предприятии было известно ещё во время проверок, проходивших несколько лет назад. В общей сложности в 2017-2018 годах надзорное ведомство выявило 33 нарушения, допущенных при эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива. А предписания о ремонте самих резервуаров предприятию выписывались ещё раньше – начиная с 2014 года.
Но тогда речь шла о необходимости очистки от ржавчины наружной поверхности стенок и кровли резервуаров и восстановлении антикоррозионного покрытия. Кроме того, предприятию предписали провести неразрушающий контроль днища. Однако при более поздних проверках выяснилось: нарушения устранены не были, а предписания не выполнены, зато были обнаружены другие проблемы: повреждение стен и кровли, смещение стеновых ограждений в зданиях, где находились задвижки резервуаров с топливом.
Специалисты, комментируя ситуацию с разливом солярки в ТЭЦ-3, напоминают ещё и о том, что большая часть оборудования, установленного на площадках хранения топлива, была выпущена лет 30-40 назад. При этом экспертизу промышленной безопасности на предприятии не проводили, мотивируя это тем, что «дальнейший срок безопасной эксплуатации не установлен». Но где тонко – там всегда и рвётся. Что и случилось 29 мая. Но возможно, что причины аварии и другие.
Подвела вечная мерзлота?
В «Норникеле» называют свою версию разлива топлива: под фундаментом хранилища внезапно просели сваи, хотя до этого они служили «без нареканий» более трёх десятков лет. Но, как оказалось, всех «подвела» вечная мерзлота.
По словам первого вице-президента, операционного директора компании «Норильский никель» Сергея Дяченко, из-за того, что в последнее время держится «аномально мягкая» для этих мест температура, произошло «растепление мерзлоты», что, надо полагать, было «совершенно неожиданным» моментом в условиях глобального потепления.
Зато известно, что такое «неожиданное растепление» могло быть менее неожиданным, если бы соответствующие специалисты имели возможность регулярно отслеживать состояние проветриваемых подполий зданий. Однако большинство компаний, которые работают в условиях Крайнего Севера, предпочитают не допускать профильных экспертов на свои территории для проведения необходимых исследований ровно до тех пор, пока не «грянет гром», как это случилось на ТЭЦ-3.
ЧС федерального характера
Теперь расследованием будет заниматься ГСУ СК. Задержан начальник цеха, где случилось ЧП. Как считают юристы, если будет доказано, что причиной аварии действительно стали климатические причины, уголовной ответственности ему, как и менеджерам НТЭК, удастся избежать. Что дальше?
Страховки не хватит
Предположительно в реки попало немногим меньше 20 тысяч тонн дизтоплива – почти всё содержимое хранилища. Общая площадь дизельного пятна на близлежащих реках – более 150 тысяч кв. метров. И это первая такая авария в нашей Арктике, сравнить её можно только с крушением у берегов Аляски танкера Exxon Valdez 30 лет назад. Компании Exxon ликвидация последствий этой аварии обошлась в огромную сумму – более шести миллиардов долларов.
Согласно предварительным оценкам специалистов, ликвидация последствий утечки для «Норникеля» будет стоить дешевле – примерно 1 миллиард рублей. Ещё несколько десятков миллионов пойдут на выплаты различных штрафов.
В то же время, как сообщили в компании «Согаз», которая является страховщиком ТЭЦ-3 в Норильске, страховка не сможет покрыть ущерб. Точнее говоря, ответственность владельцев компании застрахована, однако в соответствии с ФЗ № 225, страховка «не предусматривает покрытие ответственности предприятий за вред окружающей среде».
Сможет ли «Норникель» откупиться?
Авторитетные Telegram-каналы сообщают инсайдерскую информацию: якобы несмотря на то, что в компании Владимира Потанина решили не настаивать на том, что случившую аварию невозможно было спрогнозировать, ибо грунт просел из-за таяния вечной мерзлоты, однако версию об аварийном состоянии хранилища категорически отвергают.
На самом деле, сообщают нам эксперты из Telegaram, руководство и «Норникеля», и НТЭК якобы было «хорошо осведомлено» о существующих серьёзных проблемах. Знали о них якобы и местные контролирующие органы, но почему-то спокойно закрывали на всё глаза. Будут ли они сохранять такую позицию и дальше, покажет время и, видимо, усилия топ-менеджеров «Норникеля». Однако, напомним, это только одна из версий, о достоверности которой нам ничего не известно.
Потанин хранит молчание
С момента аварии на ТЭЦ-3 в Красноярском крае прошла уже неделя. Масштабы экологической катастрофы таковы, что ситуация вышла на федеральный уровень и к её разрешению подключился лично президент России, потребовавший расследования всех обстоятельств произошедшего. Фактически Владимиру Путину пришлось в очередной раз «включить ручное управление», чтобы заставить чиновников шевелиться.
А что же фактический владелец «Норникеля»? А ничего – господин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. При этом фамилия его в новостях постоянно упоминается, но исключительно в одном контексте – в связи с влиянием экологической катастрофы на акции «Норникеля»: вот они начали падение в тот момент, когда на чиновников обрушился президентский гнев, потом вдруг немного поднялись в цене, а затем вновь продолжили своё падение. К концу 4 июня акции потеряли в цене уже 8 %.
Господин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. Фото:Mikhail Klimentyev/GlobalLookPress
Компания Владимира Потанина – одна из самых доходных в стране. При этом вопросы безопасности, своевременного обслуживания и замены устаревшего – не только морально, но и физически – оборудования не являются для руководства компании приоритетными. А в результате виноваты окажутся «стрелочники». В данном случае – начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, который уже арестован в ходе начавшегося следствия. Ещё одним «ответчиком» по делу об экологической катастрофе может оказаться генеральный директор НТЭК Сергей Липкин, однако ему пока только вынесено предостережение о нарушении закона при эксплуатации опасных производственных объектов. Сам же владелец «Норникеля» миллиардер Владимир Потанин тут как бы и не при чём.
Тем не менее, прервать молчание ему придётся: 5 июня он принимает участие в видеосовещании, которое проводит президент России в связи с ситуации в Норильске.
«Давайте не будем делать поспешных выводов»
На защиту Владимира Потанина встал экс-совладлец «Норникеля» Михаил Прохоров, по словам которого, не стоит делать «поспешных выводов» в связи с произошедшей под Норильском аварией. Прохоров не сомневается в том, что Потанин с ситуацией сможет справиться вполне успешно, сделав «правильные выводы».
«Нерв эмоций оголён, и экологическая авария в Норильске объяснимо спровоцировала бурю общественного возмущения и критики. Но это не должно приводить к формированию поспешных выводов и принятию необоснованных действий», – процитировал ТАСС заявление бизнесмена.
«Огромная катастрофа, специалисты потрясены»
Конечно, ситуация в Норильске не на шутку встревожила экологов. Некоторые эксперты даже поторопились сравнить её с катастрофой в Чернобыле.
В беседе с Царьградом заслуженный эколог России Всеволод Степаницкий заявил, что даже не берётся прогнозировать последствия того, что произошло на ТЭЦ-3. По его словам, сначала необходимо провести масштабную экспертную оценку. Однако, продолжил он, последствия для биологического разнообразия Таймырского региона «могут быть ужасающими», они ударят по уникальной популяции дикого северного оленя, и без того подвергающейся антропогенному прессингу.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Место посадки вертолета около разлива топлива в Норильске
С момента разлива топлива в Норильске прошел месяц. На ликвидацию последствий аварии уйдут годы. Росприроднадзор оценил ущерб в 148 млрд рублей.
6 июля Росприроднадзор сообщил, что в результате разлива топлива в Норильске на предприятии «Норникеля» природе был нанесен ущерб в размере почти 148 млрд рублей (2 млрд долларов). Ведомство направило «Норильско-Таймырской энергетической компании» (АО «НТЭК») требования о добровольном возмещении ущерба, говорится в сообщении ведомства.
Акции «Норникеля» на торгах 6 июля упали на 6% до 17,9 тыс. рублей. В этот же день «Норникель» опубликовал очередной отчет о ликвидации последствий аварии. Об оценке ущерба в нем не упоминается.
Ранее глава «Норникеля» Владимир Потанин заявлял, что на ликвидацию последствий аварии придется потратить «10 миллиардов [рублей] и более».
Росприроднадзор при своих расчетах использовал слишком высокий коэффициент, учитывающий «длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации», считает «Норникель».
Также руководство компании полагает, что масса нефтепродуктов, попавших в воду, определена некорректно.
3 июля Росприроднадзор опубликовал результаты внеплановой проверки АО «НТЭК». Ведомство установило, что компания нарушила природоохранное законодательство, а также предоставила недостоверную информацию в декларации о воздействии на окружающую среду.
«Кроме того, АО «НТЭК» не обеспечило содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов,» – говорится в отчете.
Русская служба Би-би-си собрала главное, что на сегодняшний день известно о ЧП, которое экологи называют крупнейшей экологической катастрофой в Заполярье.
Что случилось в Норильске и на предприятиях «Норникеля»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 вытекло около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Нефтепродукты попали на проезжую часть технологической дороги, в результате загорелся ехавший по ней автомобиль. Пожар потушили за два часа, никто не пострадал, однако разлившиеся горюче-смазочные материалы попали в местные реки Амбарная и Далдыкан, а также в их притоки.
Экологическая катастрофа в Норильске: видео с дрона и фото из космоса
За день до этого загорелась кровля подстанции НТЭК, контрольным пакетом которой владеет «Норникель». В результате инцидента жители Норильска и обсерватор для приезжих на день остались без электричества.
Что происходит на месте разлива сейчас?
В работах по ликвидации последствий ЧП в Норильске были задействованы сотрудники «Норникеля», МЧС, «Транснефти» и «Газпромнефти». 30 июня операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко сообщил, что за месяц специалистам удалось собрать более 90% разлитого топлива.
По информации «Норникеля», топливно-водяную смесь с поверхности реки Амбарной собирают в резервуары, а затем отводят по временному трубопроводу на специальную технологическую площадку. Работы планируется завершить к началу сентября.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Работы по ликвидации последстий разлива топлива, 16 июня 2020 года
Кроме того, береговую линию обрабатывают сорбентами (впитывающими веществами), а на реках в районе Норильска устанавливают так называемые боновые (плавучие) заграждения, которые сдерживают дальнейший разлив нефти по водной поверхности.
Споры по поводу масштаба ЧП и его возможных последствий продолжаются до сих пор. В «Норникеле» сообщают, что намерены к августу дать оценку влияния разлива топлива на окружающую среду.
Предварительные оценки экологов и чиновников пока довольно пессимистичны.
По прогнозу координатора проектов по климату и энергетике Greenpeace Василия Яблокова, устранение последствий аварии на ТЭЦ-3 в Норильске займет более десяти лет, но экосистема за этот срок вряд ли сможет восстановиться. 29 июня проектный директор Greenpeace Владимир Чупров назвал невозможной полную ликвидацию последствий аварии – по его словам, в конечном итоге речь может идти «только о самовосстановлении окружающей среды».
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Дизельное топливо в воде, июнь 2020 года
В Росрыболовстве в начале июня заявили, что масштабы катастрофы недооцениваются, и спрогнозировали, что восстановление экологического баланса пострадавшей в результате аварии водной системы займет десятки лет.
Урон может коснуться и других, смежных сфер. Так, в конце июня директор Центральносибирского заповедника Павел Кочкарев заявил, что северные олени, пасущиеся в районе разлива топлива под Норильском, могут быть отравлены нефтепродуктами.
28 июня Комиссия по недопущению дальнейшей деградации экосистем Красноярского края на базе минприроды признала, что нефтепродукты попали не только в реки Далдыкан и Амбарную, но и в акваторию Карского моря, что усугубляет размеры экологической катастрофы.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Ликвидация последствий разлива топлива
Чтобы попытаться оценить масштаб трагедии, в конце июня в Норильск приехали журналисты «Новой газеты» и депутат Мосгордумы от «Яблока» Сергей Митрохин. Журналисты передали Митрохину пробы воды и грунта, взятые экологами на месте разлива топлива. Планировалось, что он отправит их на независимую экспертизу. Однако в аэропорту Норильска все пробы у депутата отобрали.
Сам Митрохин позднее рассказал, что сотрудники аэропорта ссылались на якобы введенный «Норникелем» запрет вывозить из города какие-либо пробы. «Запрет» распространялся и на территорию городского аэропорта, который, как оказалось, тоже принадлежит предприятию, отмечал Митрохин.
Кого винят в катастрофе?
3 июня генпрокуратура возбудила первые уголовные дела и задержала начальника котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина. Через несколько дней ему было предъявлено обвинение по ст. 246 УК РФ – «нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».
10 июня были задержаны директор ТЭЦ Павел Смирнов, главный инженер Алексей Степанов и его заместитель Юрий Кузнецов. В «Норильском никеле» назвали задержание сотрудников предприятия неоправданно жесткой мерой.
На следующий день СКР завел дело на мэра Норильска Рината Ахметчина по статье о халатности. Следователи пришли к выводу, что градоначальник не организовал координацию деятельности управления по делам ГО и ЧС администрации Норильска и не обеспечил взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления.
Еще одной фигуранткой дела о халатности стала сотрудница отдела Ростехнадзора в Норильске Елена Новожилова: по данным следствия, она не проверила резервуар на ТЭЦ-3, из которого произошла утечка. В тот же день было возбуждено дело из-за сброса отходов Талнахской обогатительной фабрики в реку около Норильска, который произошел еще в 2017–2019 годах.
В пресс-службе Ростехнадзора 5 июня сообщили, что аварийный топливный резервуар на ТЭЦ-3 находился на ремонте с 2016 года по решению администрации компании, и это исключало возможность его проверки. Судя по конкурсу на сайте госзакупок, ремонт резервуара должен был начаться как раз в июне 2020 года. Судя по информации на том же сайте, в 2019 году по крайней мере один конкурс на ремонт защитных сооружений (обваловки) аварийного резервуара №5 ТЭЦ-3 был признан несостоявшимся.
Почему произошла авария и возможны ли новые?
«Норникель» сразу после аварии называл причиной разлива топлива таяние вечной мерзлоты.
Он исключил фактор эксплуатационной небрежности в обращении с резервуаром.
Тем не менее 9 июня Росприроднадзор приостановил эксплуатацию всех резервуаров АО «Норильско-Таймырской энергетической компании», которой принадлежит аварийная ТЭЦ-3. В эксплуатации находятся еще три таких резервуара.
В то же время экологические организации, такие как Greenpeace и WWF, обвинили компанию в том, что деградация вечной мерзлоты якобы стала лишь прикрытием для компании, а «настоящей» причиной был недостаток менеджмента.
Так, в комментарии для Би-би-си руководитель программы по экологической ответственности бизнеса компании WWF Алексей Книжников возлагал вину экологическую катастрофу на менеджмент «Норникеля».
Книжников считает, что разрушение резервуара связано с неправильной эксплуатацией и несоблюдением ключевых мер безопасности таких резервуаров.
К официальной причине, которую назвал «Норникель», Книжников отнесся скептически: «Тема климатических изменений действительно активно обсуждается. Компания сделала попытку прикрыться именно этим фактом. Если говорить о влиянии состояния вечной мерзлоты на надежность тех или иных объектов, то она может снизиться или привести к разрушению объекта в случае, опять же, если нарушаются правила эксплуатации».
«Норникель» признавал, что до аварии на ТЭЦ-3 не осуществлял мониторинг состояния вечной мерзлоты в Норильске. Об этом в ходе телефонной конференции заявил операционный директор компании Сергей Дяченко (его цитировал «Коммерсант»).
По словам Дяченко, после аварии компания планирует установить систему мониторинга под всеми объектами в Норильске.
Случались ли масштабные экологические катастрофы в Арктике ранее и как их ликвидировали?
Утечку топлива под Норильском сравнивают с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году. Тогда в море вылилось около 35 тыс. тонн нефти.
Ущерб от той аварии можно оценивать по размерам судебных исков, которые были поданы к компании Exxon. К 2010 году Exxon потратила миллиарды долларов на очистку территории и урегулирование судебных претензий. По решениям суда компания должна была заплатить 5 миллиардов долларов за ущерб. После многих лет разбирательств сумма была снижена до 500 млн долларов.
Вскоре крупный разлив топлива произошел и в русской Арктике. В 1994 году в республике Коми из нефтепровода компании «Коминефть» вылилось 94 тыс. тонн сырой нефти (оценка ТАСС со ссылкой на МЧС России).
Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов и достигла 270 гектаров. По реке Печоре нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км.
Как рассказывал в интервью порталу 7х7 министр природных ресурсов Коми Роман Полшведкин, ликвидировать аварию тогда начинала компания Hartec Limited на средства кредита Всемирного банка, который Российская Федерация получила при условии, что на ликвидации аварии будут работать западные компании.
В 1994 году путем выделения госпакетов акций «Коминефть», Ухтинского НПЗ и «Коминефтепродукта» была образована компания «Коми ТЭК», которая в 1999 году вошла в группу «Лукойл».
Автор фото, REUTERS
Исследований о влиянии на окружающую среду взрыва на платформе BP в 2010 году больше, чем исследований о российских авариях такого типа
«Лукойл» взял на себя обязательства по ликвидации последствий разлива. По данным компании, он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая экологическая катастрофа на суше. Только в начале 2000-х годов с территории Усинского района сняли статус зоны экологического бедствия.
Данные, основанные на исследованиях местности после взрыва на нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в США, говорят о том, что влияние на биосферу может быть не только краткосрочным – непосредственно от пленки на воде – так и долгосрочным, поясняет Каваносян. Исследования показывают, что растворенные углеводороды попадают в эмбрионы, в личинки, в икру, а это приводит и к изменению генома.
«Те исследования, которые мне удалось прочитать по Мексиканскому заливу, говорят, что у сельди, которая там была, до 32% мутации у новых поколений. То есть воздействие может быть длительным – это и в первый год, когда рыба и птицы умирают от гипоксии, и в последующие десятилетия, когда происходят мутации, и так далее», – говорит Каваносян.
По словам эколога, почвы в береговой зоне полностью восстанавливаются примерно через 30 лет, около 10 – 12 лет восстанавливается качество воды.
При этом в Арктике небольшое биологическое разнообразие, поэтому урон может быть безвозвратным.