Что случилось ночью с портретом
“Портрет” Н. В. Гоголь — тест с ответами
Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].
Повесть «Портрет» была написана в этих годах:
Произведение «Портрет» вошло в цикл:
[-] а) «Петербургские байки»
[+] б) «Петербургские повести»
[-] в) «Городские легенды»
На Щукином дворе в картинной лавочке, Чартков купил:
[-] б) Портрет китайского императора
На портрете был изображён:
[-] б) Красивая девушка-крестьянка
[-] в) Император России
Больше всего привлекало внимание на портрете:
Придя домой Чартков узнал о том:
[-] а) Что сосед по квартире приходил занять денег
[+] б) Что приходил хозяин за арендной платой
[-] в) Что его выселяют за неуплату
Что случилось ночью с портретом:
[+] в) Человек вышел из портрета
Старик уронил на пол:
[+] а) Свёрток с деньгами
[-] б) Сверток с золотом
Припрятанный в картине сверток с деньгами Чартков нашел таим образом:
[-] а) Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли
[-] б) Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги
[+] в) Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины
В свертке было столько денег:
Свёрток с деньгами оказывается:
Найдя деньги Чартков:
[-] а) Покупал одежду и еду
[+] б) Оплачивал долг и снимал новую квартиру
[-] в) Оплачивал все долги и напивался
Чартков таким образом нашел заказчицу:
[+] а) Дал объявление в газету
[-] б) Познакомился с ней в магазине
[-] в) Встретил её на улице
После чего Чартков понял, как плохо он пишет:
[-] а) После того, как барышня отказала ему в оплате
[-] б) После первого написанного портрета
[+] в) После посещения Академии художеств
Первыми посетителями Чарткова были:
[+] а) Богатая дама с дочерью
[-] б) Известный в Петербурге ростовщик с сыном
[-] в) Близкие друзья Чарткова
Чартков понял, что рисовал бездарные картины после того, как:
[-] а) Нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу
[+] б) Увидел на выставке прекрасную картину своего товарища
[-] в) Когда Чарткову на его бездарность указал учитель
«Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин», эти слова о:
Жизни людей, которые брали деньги у ростовщика:
[+] б) Заканчивались несчастным случаем
[-] в) Быстро налаживалась
По какой причине ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет:
[-] а) Ростовщик хотел подарить портрет своей семье
[-] б) Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника
[+] в) От этого зависело, останется ли ростовщик в мире
Ушел в монастырь:
[+] б) Отец художника Б.
Поняв, что пишет плохо, Чартков:
[+] а) Запирался в мастерской и старался научиться
[-] в) Ехал к другу учиться
Почему Чарткову постоянно приходилось останавливаться в написании картины:
[-] а) Приходили клиенты
[+] б) Он не знал даже простых азбучных истин
Работы талантливых художников вызывали у Чарткова:
Чартков решил:
[-] а) Поступить в Академию искусств на обучение
[+] б) Купить лучшие шедевры
[-] в) Создать свой личный стиль портрета
Чартков умер от:
[-] б) Причина его смерти неясна
[+] в) Горячки и чахотки
Перед смертью Чарткову грезились:
[+] б) Глаза человека с портрета
[-] в) Его первые портреты
Что Чартков сделал с купленными им картинами:
О своих правах на портрет, некогда купленный Чартковым заявил(а) :
Аукцион проходил в:
Человек на картине был:
Тест с ответами: “Портрет” Н.В.Гоголь
1. Повесть «Портрет» была написана в этих годах:
а) 1833 – 1834 +
б) 1835 – 1836
в) 1834 – 1836
2. Произведение «Портрет» вошло в цикл:
а) «Петербургские байки»
б) «Петербургские повести» +
в) «Городские легенды»
3. На Щукином дворе в картинной лавочке, Чартков купил:
а) Лик Психеи
б) Портрет китайского императора
в) Портрет старика +
4. На портрете был изображён:
а) Старик +
б) Красивая девушка-крестьянка
в) Император России
5. Больше всего привлекало внимание на портрете:
а) Улыбка
б) Руки
в) Глаза +
6. Придя домой Чартков узнал о том:
а) Что сосед по квартире приходил занять денег
б) Что приходил хозяин за арендной платой +
в) Что его выселяют за неуплату
7. Что случилось ночью с портретом:
а) Он загорелся
б) Он исчез
в) Человек вышел из портрета +
8. Старик уронил на пол:
а) Свёрток с деньгами +
б) Сверток с золотом
в) Шляпу
9. Припрятанный в картине сверток с деньгами Чартков нашел таим образом:
а) Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли
б) Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги
в) Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины +
10. В свертке было столько денег:
а) 100 000 рублей
б) 1000 червонцев +
в) 100 рублей
11. Свёрток с деньгами оказывается:
а) В раме +
б) За дверью
в) На полу
12. Найдя деньги Чартков:
а) Покупал одежду и еду
б) Оплачивал долг и снимал новую квартиру +
в) Оплачивал все долги и напивался
13. Чартков таким образом нашел заказчицу:
а) Дал объявление в газету +
б) Познакомился с ней в магазине
в) Встретил её на улице
14. После чего Чартков понял, как плохо он пишет:
а) После того, как барышня отказала ему в оплате
б) После первого написанного портрета
в) После посещения Академии художеств +
15. Первыми посетителями Чарткова были:
а) Богатая дама с дочерью +
б) Известный в Петербурге ростовщик с сыном
в) Близкие друзья Чарткова
16. Чартков понял, что рисовал бездарные картины после того, как:
а) Нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу
б) Увидел на выставке прекрасную картину своего товарища +
в) Когда Чарткову на его бездарность указал учитель
17. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин», эти слова о:
а) Художнике Б.
б) Ростовщике
в) Чарткове +
18. Жизни людей, которые брали деньги у ростовщика:
а) Не менялись
б) Заканчивались несчастным случаем +
в) Быстро налаживалась
19. По какой причине ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет:
а) Ростовщик хотел подарить портрет своей семье
б) Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника
в) От этого зависело, останется ли ростовщик в мире +
20. Ушел в монастырь:
а) Чартков
б) Отец художника Б. +
в) Художник Б.
21. Поняв, что пишет плохо, Чартков:
а) Запирался в мастерской и старался научиться +
б) Бросал писать
в) Ехал к другу учиться
22. Почему Чарткову постоянно приходилось останавливаться в написании картины:
а) Приходили клиенты
б) Он не знал даже простых азбучных истин +
в) Он часто болел
23. Работы талантливых художников вызывали у Чарткова:
а) Восторг
б) Потрясение
в) Зависть +
24. Чартков решил:
а) Поступить в Академию искусств на обучение
б) Купить лучшие шедевры +
в) Создать свой личный стиль портрета
25. Чартков умер от:
а) Разрыва сердца
б) Причина его смерти неясна
в) Горячки и чахотки +
26. Перед смертью Чарткову грезились:
а) 1000 червонцев
б) Глаза человека с портрета +
в) Его первые портреты
27. Что Чартков сделал с купленными им картинами:
а) Уничтожил +
б) Продал
в) Раздал друзьям
28. О своих правах на портрет, некогда купленный Чартковым заявил(а):
а) Хозяин квартиры
б) Жена Чарткова
в) Сын Чарткова +
29. Аукцион проходил в:
а) Петербурге +
б) Оренбурге
в) Москве
30. Человек на картине был:
а) Художником
б) Ростовщиком +
в) Магом
Система уроков по теме «Н.В.Гоголь «Портрет». Урок 2.
Тест с ответами: “Портрет” Н.В.Гоголь
1. Повесть «Портрет» была написана в этих годах: а) 1833 – 1834 + б) 1835 – 1836 в) 1834 – 1836
2. Произведение «Портрет» вошло в цикл: а) «Петербургские байки» б) «Петербургские повести» + в) «Городские легенды»
3. На Щукином дворе в картинной лавочке, Чартков купил: а) Лик Психеи б) Портрет китайского императора в) Портрет старика +
4. На портрете был изображён: а) Старик + б) Красивая девушка-крестьянка в) Император России
5. Больше всего привлекало внимание на портрете: а) Улыбка б) Руки в) Глаза +
6. Придя домой Чартков узнал о том: а) Что сосед по квартире приходил занять денег б) Что приходил хозяин за арендной платой + в) Что его выселяют за неуплату
7. Что случилось ночью с портретом: а) Он загорелся б) Он исчез в) Человек вышел из портрета +
8. Старик уронил на пол: а) Свёрток с деньгами + б) Сверток с золотом в) Шляпу
9. Припрятанный в картине сверток с деньгами Чартков нашел таим образом: а) Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли б) Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги в) Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины +
10. В свертке было столько денег: а) 100 000 рублей б) 1000 червонцев + в) 100 рублей
11. Свёрток с деньгами оказывается: а) В раме + б) За дверью в) На полу
12. Найдя деньги Чартков: а) Покупал одежду и еду б) Оплачивал долг и снимал новую квартиру + в) Оплачивал все долги и напивался
13. Чартков таким образом нашел заказчицу: а) Дал объявление в газету + б) Познакомился с ней в магазине в) Встретил её на улице
14. После чего Чартков понял, как плохо он пишет: а) После того, как барышня отказала ему в оплате б) После первого написанного портрета в) После посещения Академии художеств +
15. Первыми посетителями Чарткова были: а) Богатая дама с дочерью + б) Известный в Петербурге ростовщик с сыном в) Близкие друзья Чарткова
16. Чартков понял, что рисовал бездарные картины после того, как: а) Нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу б) Увидел на выставке прекрасную картину своего товарища + в) Когда Чарткову на его бездарность указал учитель
17. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин», эти слова о: а) Художнике Б. б) Ростовщике в) Чарткове +
18. Жизни людей, которые брали деньги у ростовщика: а) Не менялись б) Заканчивались несчастным случаем + в) Быстро налаживалась
19. По какой причине ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет: а) Ростовщик хотел подарить портрет своей семье б) Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника в) От этого зависело, останется ли ростовщик в мире +
20. Ушел в монастырь: а) Чартков б) Отец художника Б. + в) Художник Б.
21. Поняв, что пишет плохо, Чартков: а) Запирался в мастерской и старался научиться + б) Бросал писать в) Ехал к другу учиться
22. Почему Чарткову постоянно приходилось останавливаться в написании картины: а) Приходили клиенты б) Он не знал даже простых азбучных истин + в) Он часто болел
23. Работы талантливых художников вызывали у Чарткова: а) Восторг б) Потрясение в) Зависть +
24. Чартков решил: а) Поступить в Академию искусств на обучение б) Купить лучшие шедевры + в) Создать свой личный стиль портрета
25. Чартков умер от: а) Разрыва сердца б) Причина его смерти неясна в) Горячки и чахотки +
26. Перед смертью Чарткову грезились: а) 1000 червонцев б) Глаза человека с портрета + в) Его первые портреты
27. Что Чартков сделал с купленными им картинами: а) Уничтожил + б) Продал в) Раздал друзьям
28. О своих правах на портрет, некогда купленный Чартковым заявил(а): а) Хозяин квартиры б) Жена Чарткова в) Сын Чарткова +
29. Аукцион проходил в: а) Петербурге + б) Оренбурге в) Москве
30. Человек на картине был: а) Художником б) Ростовщиком + в) Магом
Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете кроется какая-то тайна
Почему после написания, до конца своей жизни — не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал?
«Мона Лиза», или «Джоконда» — картина гениального Леонардо да Винчи (1452-1519) и одно из самых известных и значительных произведений мировой живописи. Точная дата написания шедевра неизвестна. По некоторым сведениям, написан он между 1503 и 1505 годами.
Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Полное название картины — «Портрет госпожи Лизы дель Джоко́ндо». Но заказчик свою жену на портрете не узнал, и имя «Джоконда» стало условным. У многих современников да Винчи возникли сомнения относительно личности женщины, изображенной на картине. Споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник, не стихают до сих пор.
Есть и другие вопросы. Леонардо прекрасно писал женские портреты. Однако почему он не имел семьи и, прожив 67 лет, так и не полюбил ни одной женщины? Почему после написания «Джоконды» шестнадцать лет — до конца своей жизни — не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал?
Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» посмотрим, что есть в фонде библиотеки о художнике и его легендарной картине. Обратим особое внимание на прекрасно иллюстрированное издание книги Роберта Уоллэйса «Мир Леонардо», подаренное библиотеке ее читателем Светланой Юдиной. Потом заглянем в интернет и посмотрим документальный фильм «Тайны и загадки Моны Лизы Леонардо да Винчи». В итоге, узнаем чуть больше о картине, навсегда изменившей искусство.
Гипотезы, гипотезы
Еще в XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. С тех пор появилось множество гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображен на картине?
Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые пришли к выводу, что на портрете изображен сам Леонардо да Винчи. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль; Филиберта Савойская, Изабель д’Эсте, куртизанка; синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария.
Но Леонардо, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличен и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен к картине, ничего подобного не заметил.
Под бременем эдипова комплекса?
Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи.
Во-первых, Леонардо не рисовал самого себя. До нас не дошел ни один живописный автопортрет Леонардо. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько лет после создания «Джоконды». В чем же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?
И во-вторых, Леонардо никогда не был женат. Если не считать нежных чувств и намека на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро, то нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-либо женщину, И это притом, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным. Почему же Леонардо так и не полюбил ни одной женщины?
Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем сначала в раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сэр Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянкой — крепкой, здоровой и красивой.
Сэру Пьеро было 25 лет, когда в 1452 г. Катерина родила Леонардо.
«Тут же старый Антонио (отец Пьеро), — пишет один из биографов Леонардо, — чтобы выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».
Так Леонардо, едва успев появиться на свет, был разлучен со своей матерью. Уже в возрасте пяти лет он начал замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его мать. Он часто встречал ее во время прогулок. Катерина обычно стояла у одного из домов селения и с печальной улыбкой смотрела на Леонардо.
С точки зрения классического психоанализа с большой вероятностью можно предположить возникновение у мальчика так называемого эдипова комплекса, который заключается в любви к матери и желании инцеста с ней с одновременной ревностью и ненавистью по отношению к отцу.
В случае с Леонардо да Винчи скорее всего именно этот комплекс имел место, и если не в полной мере, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины — красавицы–крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.
В записях Леонардо читаем: «Катерина пришла в день 16 июля 1493 года». Он упорно не хотел называть ее матерью.
Лишенный матери с детства, Леонардо не смог вполне прочувствовать, что такое сыновья любовь к ней. Но он любил этот образ. Он был влюблен в собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортреты. Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Учитывая состояние художника, легко понять, что вынести такое для него было тяжело или невозможно.
Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрета Катерины. Он отчетливо помнил дорогие ему черты. Однако для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. По всей видимости, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконде, была похожа на Катерину или напоминала ее. Точно известно лишь одно: художник писал ее портрет не по заказу.
Леонардо намеренно подружился с мессером Франческо дель Джоконде и сам предложил написать портрет его жены. Чем еще, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.
Леонардо взялся написать для Франческо дель Джоконде портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой.
«Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально», так писал о картине критик — искусствовед Джорджо Вазари.
Леонардо использовал Мону Лизу как отделочный материал. По сути дела, «Джоконда» — это Катерина, имеющая кожу Моны Лизы. Долгих четыре года, затратив, по некоторым подсчетам, не менее 10 000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо — это каторжный труд, работа одержимого.
Когда же портрет был готов, не считая пейзажа, флорентийцы признали в женщине, изображенной на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, напротив, приукрашивали ее. Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме ее мужа.
Франческо дель Джоконде понял, что на портрете изображена не его жена. Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодые годы. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.
Закончив портрет, Леонардо сразу же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. До конца своей жизни он не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал.
И еще один любопытный факт. Позднее, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Горы, которые как нельзя более кстати подходят именно Катерине, а не кому-нибудь еще. Это горы, в которых она родилась, это ее мир.
То романы посвящают, то обливают кислотой…
Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».
Вот почему о ней постоянно пишут стихи, поэмы, рассказы и романы, снимают фильмы…
Краже Моны Лизы посвящена новелла Георга Гейма «Вор» (1911), давшая название одноимённому сборнику рассказов. Поэма Владимира Маяковского, «Облако в штанах» написана под свежим впечатлением от похищения и возвращения картины: «…вы — Джиоконда, которую надо украсть! И украли»
14-я книга в книге Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги» носит название «Мона Лиза Джоконда» и посвящена этой теме.
Олдос Хаксли написал роман «Улыбка Джоконды». На Джоконд очень похожа его героиня, с которой он ее все время сравнивает.
В рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» вандалы выродившегося будущего дерут картину на части, и герою удаётся спасти только улыбку, которую он и прячет.
Боб Шоу в рассказе «Шутка Джоконды» в недалёком будущем с помощью телепата пытается разрешить загадку появления «обнажённых Джоконд».
В романе Дэна Брауна и одноимённом фильме «Код да Винчи», снятого режиссером Роном Ховардом, ключ к решению загадки лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и «Мону Лизу».
Интересуются полотном не только литераторы. Сегодня «Джоконда» хранится в Лувре. Много раз бедное полотно вандалы пытались испортить, а воры — украсть. Так, в 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря 1956 года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
В апреле 1974 года на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала, попыталась распылить из баллончика красную краску.
А 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Сейчас полотно находится на своем прежнем месте в Лувре. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея.
Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: [email protected]
Осталась ли магия в портретах Владимира Путина
Примечательная история приключилась, как на днях выяснилось, в Сирии, в расположении базы Военно-морского флота РФ в городе Тартус: некий офицер Олег Лавренчук, пребывая в подавленном состоянии ввиду длительной зарубежной командировки (это он сам так написал в объяснительной), напился пьян и в таком состоянии сопротивлялся военной полиции, а будучи все же побежден, «высказывал в адрес военного коменданта, личного состава военной комендатуры, а также портрета верховного главнокомандующего вооруженными силами Российской Федерации нецензурную брань», цитирует «Коммерсант», видимо, протокол задержания. Ну, и был уволен со службы.
Случай этот не только говорит нам о том, до каких пределов разочарования может довести человека длительное пребывание «на дальних рубежах» борьбы с терроризмом; в конце концов, оптимист вообще может сделать вывод, что все враги Башара Асада окончательно разгромлены, раз офицерам уже больше нечем заняться.
И даже не только о превосходном состоянии российской армии, где, говорят, в «лихие 90-е» несознательные офицеры, страшно вспомнить, употребляли спиртное и выражались нецензурно, но сейчас, при Владимире Путине и Сергее Шойгу, все переменилось, командный состав, слава богу, больше такого не допускает, и выпивший офицер — небывалое ЧП, о котором пишут в центральных газетах.
Нет, раз выпивали шестеро, а уволен один (да и военный комендант, надо полагать, не в первый раз такое слышал), то ключевым элементом истории является, безусловно, портрет верховного главнокомандующего, а для невоеннослужащих — просто президента Владимира Путина.
Фото: Игорь Иванко/Агентство «Москва»
Дело в том, что допускать сомнительных высказываний в адрес портрета правителя никак нельзя, и об этом известно с давних пор. Вот, например, полицейский агент Бретшнейдер, задержавший в трактире «У чаши» бравого солдата Йозефа Швейка за государственную измену, прихватил и трактирщика Паливца, который имел неосторожность сказать, что убрал портрет императора Франца-Иосифа на чердак, так как на него-де гадили мухи. «Вам этого государя императора вышибут из головы», — сказал Бретшнейдер трактирщику, и оказался прав: Паливец получил 10 лет тюрьмы, в то время как Швейка в конце концов отпустили.
Портрет — дело серьезное, можно сказать, краеугольное, Олег Лавренчук легко отделался. Ну вот, помните, был такой популярный активист Сергей Удальцов, устраивал митинги и демонстрации? В определенный момент, перейдя всякие границы, он разорвал и попытался сжечь портрет президента. Дмитрий Песков тогда красиво сказал: Удальцов, мол, тем самым сжигал голоса российских избирателей, проголосовавших за Владимира Путина. Активист тогда уже находился под подпиской о невыезде, но как раз после инцидента с портретом меру пресечения ему изменили на домашний арест, а затем и вовсе посадили на 4,5 года. Не было бы портрета, глядишь, и отделался бы чем-нибудь условным, а так — сами понимаете.
И совершенно естественно, что перед президентскими выборами 2018 года билборды с изображением строгого путинского лица поставили под круглосуточную полицейскую охрану. А то их то яйцами под покровом ночи закидают, то из пейнтбольных ружей расстреляют (а мы уже понимаем, что расстреливают тем самым нас, избирателей), то слово нехорошее напишут.
Чем недоволен Песков, непонятно. Такое следует поощрять. Радоваться нужно, что не все еще в стране готовы путинские портреты помидорами забрасывать. Один из любимых философов Путина Иван Ильин довольно доходчиво в свое время объяснил, что «олицетворение народа и государства персоною государя есть процесс художественно-религиозный» и созерцание портрета очень даже сравнимо с созерцанием иконы.
«Облик государя не унижает подданных, а возвышает и воспитывает их к царственному пониманию государства и его задач», — цитировал Ильин немецкого коллегу Новалиса, а от себя добавлял, что «художественное отождествление с обликом любимого и желанного государя… вносит в душу гражданина нечто подлинно царственное, ту заботу обо всем народе, которою живет сам государь».
Что же, спрашивается, неуместного в том, чтобы гражданин, созерцая облик любимого государя даже на бегу, в аэропорту, исполнялся нравственно-религиозного чувства?
Что же, спрашивается, неуместного в том, чтобы гражданин, созерцая облик любимого государя даже на бегу, в аэропорту, исполнялся нравственно-религиозного чувства? И чем пышнее портрет, тем чувства больше. Любой военный комендант такие вещи понимает.
Недавно один московский пранкер провел на этот счет натурный эксперимент: повесил большой портрет Владимира Путина в лифте и заснял на камеру реакцию жителей. Оказалось, что поездка в лифте слишком мимолетна, что ли, для того чтобы воспитать душу — реагировали граждане не особенно восторженно. Но некоторые, из числа наиболее дальновидных, заметив видеокамеру, предпочитали одернуть невоздержанных спутников, логично предполагая, что язык в такой ситуации лучше не распускать.
Писали даже, что пранкера задержали. Слух, правда, не подтвердился, но само его возникновение симптоматично, потому что с точки зрения телезрителя это самый естественный финал истории. Но не посадили все же, гуманно обошлись по сегодняшним меркам.
И хотя никто в лифте портрет не сорвал, не плюнул в него, и даже матерились люди редко и сдержанно, эксперимент все же получился опасный. Магия портрета перестает работать — вроде бы правитель на нем изображен по-прежнему тот самый, что был популярен еще лет шесть назад, но в глазах граждан что-то в нем как будто бы, как в классическом романе Уайльда, неуловимо меняется, проявляются все более отталкивающие черты. Есть риск внезапно обнаружить перед портретом в 2024 году — или чуть позже — кого-то уже совсем другого, узнаваемого только по косвенным признакам.
Ведь в кабинете каждого российского чиновника, от премьер-министра до самого последнего муниципала, висит такой портрет. Есть такая традиция. И кто теперь может поручиться за то, что в адрес и этих портретов не несутся нецензурная брань или обидные шутки, хотя бы в неслужебное время, особенно после всех этих отставок (кто бы вот поставил камеру в кабинете Медведева 15 января)? В наше время не одним только офицерам впору прийти в подавленное состояние.