Что случилось на забайкальской железной дороге
Машинисты РЖД прыгают из кабин, начальники дорог — в Госдуму. Политики, экология и профессионализм: все аспекты череды ЧП на ЗабЖД
Очередной громкой аварией отметилась Забайкальская дорога, давно и безнадёжно вышедшая в антилидеры по количеству событий. Магистраль уже можно переименовать в Кандидатско-депутатскую. Её начальник Александр Скачков занят предвыборной борьбой за место в Госдуме, пока в его ведомстве то мосты рушатся, то смежные поезда своими вагонами в пинг-понг играют. Событие, о котором мы сегодня расскажем, вполне может поставить крест на политических мечтах Сергея Анатольевича. То, как череда ЧП скажется на его профессиональной карьере, решат в ОАО «РЖД».
«3 августа 2021 года в 22:40 мск на перегоне Алеур — Бушулей Забайкальской железной дороги произошло столкновение грузового поезда с хвостовой частью впереди стоявшего грузового состава. В результате с рельсов сошли, по предварительным данным, 10 вагонов обоих поездов. Нарушен габарит соседнего пути. Движение на перегоне временно приостановлено. Пострадавших нет.
Угроза экологической безопасности уточняется.
Для ликвидации последствий происшествия к месту направлены восстановительные поезда со станций Зилово и Шилка. Для координации работ по ликвидации последствий происшествия на Забайкальской железной дороге и в ОАО «РЖД» работают оперативные штабы. В связи с происшествием ожидаются задержки пассажирских поездов», — такое сообщение было размещено на сайте Забайкальской железной дороги.
Из справки по БД: «В результате столкновения в сходе 10 вагонов (поезд №2430 — в сходе 5 вагонов на боку, поезд №2700 — в сходе 5 вагонов, из них 1 на боку), нарушен габарит соседнего пути, повреждены 60 метров 2-го пути, 2 опоры контактной сети №718 (промежуточная) и №726 (анкерная), пострадавших нет».
В составе поезда №2430 было 17 вагонов с опасными грузами. В некоторых цистернах — авиационный керосин. Зафиксирована утечка нефтепродуктов. Как показала совсем недавняя практика, штраф ж/д монополии за вред экологии может быть смехотворным.
Машинист ТЧЭ Чернышевск Забайкальской дирекции тяги Дармобитюк, следовал по перегону Алеур — Бушулей с поездом №2430 на электровозе 3ЭС5К-229. После проследования сигнальной точки №12 при зелёном огне на блоке индикации (БИЛ) комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ-У) на БИЛ появился жёлтый огонь, что соответствовало показанию «один жёлтый огонь» следующей сигнальной точки №10.
Проследовать её машинист имел право со скоростью не более 60 км/ч, проследовал со скоростью 41 км/ч. Через восемь секунд на блоке индикации появился белый огонь. Это означает, что либо поезд вступил на занятый блок-участок, либо впереди имеется разрыв рельсовой цепи. Скорость должна быть снижена до 40 км/ч, поезд должен вестись с особой бдительностью. Через минуту и 19 секунд при скорости 35 км/ч машинист применил экстренное торможение. Причина — в непосредственной близости оказался хвост поезда № 2700, остановившегося на перегоне. Из-за небольшого расстояния столкновения избежать не удалось.
Бригада осталась жива лишь потому, что решилась выпрыгнуть из локомотива на скорости 35 км/ч.
Совсем недавно мы рассказывали о столкновении двух попутных поездов на Куйбышевской дороге, случиться которому помогли неграмотные действия поездного диспетчера и машиниста. Нынешний случай — тоже не из-за неисправности пути, вагонов или локомотива. Причина банальна: точка №10 из-за занятости блок-участка должна была сигнализировать красным огнём. Она им и сигнализировала до тех пор, пока находившиеся рядом с ней работники дистанции сигнализации и связи не запитали на ней… жёлтый огонь! Вот почему точка №12 сигнализировала зелёным, сообщая машинисту о том, что впереди свободно два и более блок-участка. На точке имел место ОТС (отказ технических средств), и после выполнения работ по его устранению точка вместо красного сигнализировала жёлтым огнём.
В восстановительных работах были задействованы 340 человек. Перерыв в движении составил 8 часов 15 минут. Полностью движение открыто через 21 час с момента столкновения. Как сообщает сайт Забайкальской ЖД: «выполняется обваловка места разлива грунтом, обработка сорбентом, установка боновых заграждений в том числе, для недопущения попадания нефтепродуктов в водные объекты и на окружающую почву. Осуществляется отбор проб воды, почвы, атмосферного воздуха».
Прозвучал очередной очень тревожный для ОАО «РЖД» звоночек. С квалификацией персонала нужно что-то делать, только не с помощью аттестаций-АСПТ-СДО и т.п. Столкновение произошло из-за действий обслуживающего персонала на самой простой из применяемых систем автоблокировки, не тональной, а обычной, да ещё и трёхзначной. На фоне подобных событий разговоры о «виртуальной сцепке» звучат, как угроза. Если уж с обычной автоблокировкой справиться не можем, что же с «виртуальной сцепкой» будет твориться?
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @ Vgudok
Грузопоток под откос. Часто ли сходят с путей составы в Забайкалье?
Семнадцать вагонов с углём сошли с рельсов рано утром 7 февраля 2021 года в Забайкалье. Это произошло на станции Нанагры Могочинского района. Сошедшие вагоны могли затруднить или полностью перекрыть движение по соседнему пути — на железнодорожном сленге это называется нарушением габарита пути или выходом в габарит, временно прекратилось движение на станции. Мы собрали обзор аварий на Забайкальской железной дороге с 1991 года. Можно наглядно увидеть, какие годы были спокойными, а какие — увы.
К Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) относятся и участки в Амурской области. Но в этом тексте мы рассмотрим случаи, которые происходили только на территории Читинской области, которая в 2008 году вошла в состав Забайкальского края.
В аварии 7 февраля 2021 года никто не пострадал, но ожидается задержка 4 пассажирских поездов, в том числе из Владивостока и Москвы. Пассажирам задержанных поездов выдадут горячее питание. По словам вице-премьера правительства Забайкальского края Андрея Гурулёва, устранить последствия схода меньше чем за сутки вряд ли получится. Доследственную проверку схода уже начали. На момент выхода этой статьи вагоны с путей убрали, ожидается отправка пассажирских поездов.
«Там серьёзно повреждены 2 пути, снесли 2 опоры, 17 вагонов под откосом — 14 слетели», — рассказал Гурулёв. На схеме ниже можно посмотреть, как именно обстоят дела на месте происшествия.
История аварий на ЗабЖД в новейшей истории России, то есть уже после развала СССР, началась в 1991 году.
Сначала углубимся в преданья старины глубокой
14 декабря 1991 года в шестом часу утра в 4 километрах от станции Ингода Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) сошли с рельсов 33 цистерны с бензином и аммиаком — из-за неисправности с ходовой частью. Четыре из них, содержавшие бензин, самопроизвольно воспламенились. Как писал «Коммерсантъ», восстановительные поезда помогли к 12 часам частично потушить пожар.
Бывший тогда председателем Читинского горисполкома Равиль Гениатулин посчитал, что нет худа без добра. По его словам, происшедшее хотя бы на время облегчило жизнь городу: благодаря приостановке движения в Чите не было ни одного отключения электроэнергии. Причина — ЗабЖД поглощает 300 мегаватт в день в единой энергетической системе Сибири, ежедневное потребление электроэнергии Читой составляло 200 мегаватт.
3 февраля 2001 года в 5.49 (кажется, сходить с рельсов примерно в этот час — своеобразная традиция у поездов — прим. ред.) на перегоне Лесная — Ингода Читинского отделения Забайкальской железной дороги по причине уширения колеи из-за неудовлетворительного содержания произошла авария почтово-багажного поезда №940. В результате были повреждены 5 вагонов в объёме капитального и текущего ремонтов, сбиты 3 опоры контактной сети, разрушены 300 метров пути и 750 метров проводов. Жертв не было. Об этом писал В.А. Крутов в №4 журнала «Локомотив» за 2001 год.
Годы с 2002-го по 2006 были спокойными. А 11 июля 2007 года на перегоне Уруша — Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги у грузового поезда с углём оторвались 12 последних вагонов, которые сошли с рельсов и перевернулись.
И несколько лет перерыва: с 2008-го по 2011-й поезда крепко держались на рельсах.
30 января 2012-го на участке Бурея — Домикан Забайкальской железной дороги сошли с путей 17 цистерн с нефтью, из них 13 загорелись. В результате аварии разлилось и сгорело 850 тонн нефти. Причиной стал излом боковой рамы тележки цистерны.
Начиная с 2013 года аварии на ЗабЖД пошли потоком и скоро стали обыденностью.
2013 год
Информацию об авариях этого года публиковали РИА Новости в обзорной статье.
2 марта сошли с рельсов 5 грузовых вагонов на перегоне Маккавеево — Дарасун. Причиной вновь стал излом боковой тележки вагона. Следом 16 марта на перегоне Малоковали — Аячи сошло уже 6 вагонов, и снова была виновата тележка.
15 апреля, и вновь из-за боковой рамы тележки вагона сходят с рельсов 7 грузовых вагонов на перегоне Дарасун — Туринская.
22 июня на перегоне Таптугары — Семиозерный из-за технической неисправности на путях сошли с рельсов 4 вагона скорого поезда № 144, следовавшего из Пензы во Владивосток. Никто не пострадал.
10 сентября на участке Урульга-Зубарево сошли с рельсов 15 вагонов с углём, 8 из них перевернулись. Ущерб составил 12,4 миллиона рублей. Причина — нарушение техники безопасности при производстве путевых работ.
2014 год
19 февраля в 14.32 в Могочинском районе Забайкальского края сошли с рельсов 5 вагонов с углём. Движение было прервано, никто не пострадал.
27 марта на перегоне Ксеньевская — Кислый Ключ Могочинского региона ЗабЖД из-за излома боковой рамы тележки сошёл с пути вагон грузового состава. Пострадавших не было, нарушилось расписание поездов Хабаровск — Москва и Москва — Благовещенск.
31 марта на перегоне Ясная — Разъезд Забайкальского края сошли с пути 3 грузовых вагона, повредив 2 опоры контактной сети. Движение на участке было остановлено, но на расписание движения пассажирских поездов авария не повлияла.
2015 год
26 января с рельсов сошли 12 вагонов с металлом на перегоне Семиозерный — Амазар Могочинского района. Из-за происшествия перекрыли движение по обоим направлениям Транссиба, задержали два пассажирских поезда: №7 Владивосток — Новосибирск и №8 Новосибирск — Владивосток. Изящным решением пассажиров задержанных поездов поменяли местами, перебросив на 50 километров автобусом, и дополнительно организовали людям питание. Следствие начало проверку, а движение открыли 28 января.
18 июня 4 грузовых вагона сошли с путей возле станции Ерофей Павлович и заблокировали движение в восточном направлении Транссиба. Движение по соседнему пути не прерывалось, жертв не было.
27 июля 5 порожних грузовых вагонов сошли на станции Карымская, незначительно повредив вагоны-сетки с автомобилями. Следователи начали проверку 28 июля, в этот же день возобновилось движение поездов на станции. Причиной схода стали нарушения правил безопасности — машинист не проверил, нет ли препятствий. В результате на 2 работников ЗабЖД завели уголовные дела.
27 сентября 3 пустых грузовых вагона сошли с рельсов на станции Чичатка Могочинского района Забайкальского края. Сообщалось, что 2 вагона были крытыми и упали на бок, один сошёл с рельсов полностью. Пострадавших не было, упавшие вагоны повредили участок контактной сети. 28 сентября движение на станции частично восстановили, пассажирский поезд № 77 Нерюнгри – Новосибирск задержался более чем на 4 часа. По данным Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, причиной схода могло стать расширение пути, однако позднее комиссия признала, что авария произошла из-за некачественного ремонта вагона.
2016 год
7 января 18 грузовых вагонов сошли с рельсов на станции Нанагры Могочинского района Забайкалья (на той же станции и тоже ранним утром сошли вагоны спустя 5 лет — прим. ред.) Из-за аварии задержались 2 пассажирских поезда. Для ликвидации последствии задействовали около 400 человек. Прокуратура начала проверку соблюдения законодательства о безопасности и впоследствии выяснила, что вагоны сошли из-за некачественных путей. К вечеру того же дня движение поездов полностью восстановили. Суд обязал РЖД отремонтировать пути.
15 февраля сошли с путей 10 вагонов, как сообщалось изначально. Из-за этого приостановили движение поездов. Позже уточнили, что всего сошло 18 вагонов. Пассажиров задержанных поездов решили не перебрасывать автобусами, так как вскоре ожидалось открытие движения — но людей накормили. Движение восстановилось 16 февраля.
Ночью 26 февраля на перегоне Кендагиры — Ксеньевская cлетели с рельсов 15 вагонов с углём, из-за чего оба направления Транссиба перекрыли. До Могочи 60 пассажиров задержанного поезда Москва — Хабаровск доставили автобусами. Движение восстановилось в тот же день.
Предположительно, из-за систематических сходов поездов на ЗабЖД в Читу 29 февраля прилетал президент РЖД Олег Белозеров. Ответственность за 3 из 4 сходов того периода возложили на путейцев.
8 марта с путей сошёл вагон в Могочинском районе Забайкальского края, движение вскоре восстановили.
10 марта сошли 6 вагонов на станции Сковородино, из-за чего задержались 3 поезда. 17 марта профессор Московского университета путей сообщения Анатолий Васильев, работавший начальником Забайкальской железной дороги в 1995–97 годах, назвал большое количество кривых на магистрали одной из главных причин участившихся сходов вагонов на ЗабЖД и рассказал о проекте реконструкции со спрямлением дороги.
28 декабря движение по одному железнодорожному пути перегона Укурей — Куэнга в Чернышевском районе приостановили из-за схода тележки порожнего вагона грузового поезда.
2017 год
28 февраля изначально сообщалось о сходе 20 вагонов на перегоне Атамановка — Кручина Читинского района. В результате схода повреждено 800 метров пути в обоих направлениях и 3 контактных опоры электросети. Пассажиров задержанного из-за происшествия поезда Благовещенск — Чита перевозили в Читу автобусами. Позже оказалось, что всего сошло 25 вагонов, появилось видео с места аварии.
24 июня сообщили о том, что 23 вагона сошли с рельсов. Движение на перегоне Зилово — Зудыра восстановили 25 июня, выяснилось, что всего сошло не 23, а 32 вагона. Произошла авария из-за сильной жары, вызвавшей сдвиг пути.
7 июля на подъездных путях станции Забайкальск сошли с рельсов 5 вагонов.
26 июля около Новокручининска сошло 2 цистерны с дизельным топливом, но опасности для экологии не было, так как топливо не разлилось.
5 августа на перегоне Яблоновая — Тургутуй сошли с путей 23 пустых грузовых вагона. Из-за этого задержались 4 пассажирских поезда.
9 августа 3 вагона хозяйственного поезда сошли с путей на перегоне Нанагры — Урюм, в результате задержались 2 пассажирских поезда. Движение частично восстановили на следующий день. По данным следствия, из-за схода вагонов с щебнем было повреждено 130 метров пути. Ущерб превысил 1,7 миллиона рублей, возбудили уголовное дело о ненадлежащем состоянии путей.
Суд признал виновными двух руководящих работников Забайкальской железной дороги. Транспортная прокуратура сообщила, что в начале июля 2017 года мастер дорожного линейного участка Зиловской дистанции пути во время осмотра обнаружил неисправности железнодорожного пути на станции Нанагры, угрожавшие безопасности движения поездов, и доложил о них замначальнику, однако руководящие лица никаких мер не предприняли.
6 сентября на станции Чита-2 с рельсов сошли 10 вагонов с военной техникой, задержались несколько пассажирских составов. В эшелоне с опрокинувшимися вагонами находились 200 пассажиров, но никто не пострадал. Позже в сети появилось видео схода. Выяснилось, что всего сошедших вагонов было 14, а причиной происшествия назвали ненадлежащее состояние путей.
26 сентября в Могоче сорвались с рельсов 3 пустых грузовых вагона. Пострадавших и задержек не было.
1 октября на однопутном неэлектрифицированном участке Поярково — Завитая сошли с путей тепловоз и 2 вагона, пострадал машинист.
29 ноября в Забайкальске сошёл грузовой вагон. Никто не пострадал, задержек движения и угрозы экологии не было. А 16 декабря с такими же слабыми последствиями вагон сошёл на станции Соктуй.
25 декабря уже 16 грузовых вагонов сошли с рельсов На перегоне Бада — Жипхеген в Хилокском районе, из-за аварии задержали поезд из Пекина в Москву, отменили 2 пригородных поезда. Также провайдер ТТК сообщал о повреждении кабеля из-за аварии.
Следователи возбудили уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Судили за это происшествие дорожного мастера — он допустил нарушения при замене рельсов. По решению суда жителю Хилокского района вынесли штраф в 120 тысяч рублей.
2018 год
25 сентября на перегоне Куэнга — Приисковая сошло с рельсов 15 вагонов грузового поезда. Из-за этого задержали 4 пассажирских поезда дальнего следования и 1 пригородный.
2019 год — в этом году сходили и пассажирские вагоны
1 июня 4 пассажирских вагона поезда №8 сообщением Новосибирск — Владивосток сошли с рельсов на станции Куэнга Сретенского района ЗабЖД. Пассажиров сошедших вагонов разместили на вокзале, обеспечили водой и питанием. Федеральная пассажирская компания компенсировала пассажирам цену билетов. А застрявшие проводники сошедших вагонов получили деньги на продукты и предметы первой необходимости.
3 июня 3 грузовых вагона сошли с рельсов на станции Гыршелун Хилокского района.
8 октября 6 вагонов с углём сорвались с рельсов на подъездных путях станции Чита-1, авария случилась при маневровых работах.
20 октября 2 вагона с углём сошли на перегоне Солнцевая — Горняк перед Первомайском, никто не пострадал.
2020 год
1 марта с путей сошли 12 вагонов грузового поезда на перегоне Жипхеген – Хилок, из-за этого задержались 3 пассажирских поезда и отменили 2 пригородных, пассажиров которых развезли на автобусах. Движение частично восстановили спустя 10 часов.
26 мая электровоз пассажирского поезда №12 Челябинск — Владивосток сошёл с рельсов на станции Ксеньевская Могочинского района, никто из пассажиров не пострадал.
8 июня на станции Кадала ЗабЖД сошли с путей 2 вагона, но экологической угрозы не было, так как перевозили эти вагоны пиво и газировку.
31 июля сошёл грузовой вагон на перегоне Дарасун – Маккавеево, из-за чего ожидались задержки пассажирских поездов.
10 сентября на станции Алеур Чернышевского района сошёл с рельсов грузовой вагон, обошлось без задержек, повреждения путей и пострадавших.
26 декабря — вновь сход грузового вагона, на этот раз на нечётном пути железнодорожного перегона Урульга – Зубарево в Карымском районе
28 декабря 29 вагонов с углём сошли с путей на перегоне Кислый Ключ – Артеушка. МЧС сообщило, что повреждено 120 метров нечётного пути и 800 метров чётного пути.
Итог: хуже всего дела обстояли в 2015-м, 2016-м — в этом году сходы были систематическими — 2017-м и 2020-м. На станции Нанагры вагоны сходили не единожды, ещё отличились Ксеньевка и Могоча. Чаще всего причинами называли излом боковой рамы или ненадлежащее состояние железнодорожных путей. Минимум 3 раза заводили уголовные дела.
В Амурской области грузовой поезд столкнулся с грузовиком и сошел с рельсов
Инцидент произошел на станции Ледяной
Обновлено: 23 октября15:54
На станции Ледяной Забайкальской железной дороги сошел с рельс грузовой поезд. Сход локомотива и 15 вагонов произошел после столкновения с грузовиком на переезде. Водитель грузовика погиб на месте.
По предварительным данным, сход нескольких головных вагонов произошел после столкновения с автомобилем на переезде.
Информацию о ЧП подтверждают в МЧС. Состав столкнулся с автомобилем, есть четверо пострадавших. Их состояние на данный момент неизвестно.
По словам очевидцев, с рельс сошло около 15 вагонов, водитель автомобиля погиб на месте – он пытался проехать железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора.
На место происшествия выехала оперативная группа МЧС РФ. Местные пожарные и спасатели смогли достать из локомотива пострадавших железнодорожников. Их госпитализировали.
Ситуацию прокомментировали в пресс-службе Забайкальской железной дороги:
— Машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным, и столкновения избежать не удалось. Локомотивная бригада доставлена в больницу, водитель автомобиля погиб. По предварительной информации, произошёл сход локомотива и 14 вагонов поезда. Задерживается пассажирский поезд № 8 сообщением Омск – Владивосток. Для координации работ по ликвидации последствий происшествия на Забайкальской железной дороге работает оперативный штаб.
Как сообщает Восточно-сибирская транспортная прокуратура, разрушения серьезные, повреждены сотни метров путей.
— В результате происшествия повреждено 200 метров железнодорожного пути, 200 метров контактной сети, железнодорожный переезд. Причина происшедшего – нарушение водителем грузового автомобиля правил дорожного движения. Нарушено движение по обоим главным железнодорожным путям, задержано два пассажирских поезда: № 8 сообщением Омск-Владивосток и 326 сообщением Нерюнгри-Хабаровск, – уточняют в ведомстве.
Фото: очевидцы, Восточно-сибирская транспортная прокуратура.
Примерно 10 вагонов сошли с рельсов после столкновения грузовых вагонов на ЗабЖД
Около 10 вагонов сошли с рельсов после столкновения грузового поезда с хвостовой частью впереди стоявшего грузового состава на перегоне Алеур — Бушулей Забайкальской железной дороги в Чернышевском районе Забайкальского края, сообщили ИА «Чита.Ру» 4 августа в пресс-службе ЗабЖД.
По предварительным данным МЧС, среди сошедших с рельсов вагонов были две цистерны с топливом. Возможна остановка двух пассажирских поездов с западного направления: поезда №62 в 09.00 и поезд №12 в 12.37.
Нарушен габарит соседнего пути. Движение на перегоне временно приостановлено. Пострадавших нет. Угроза экологической безопасности уточняется. Для ликвидации последствий происшествия к месту направлены восстановительные поезда со станций Зилово и Шилка.
По информации забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, с рельсов сошли шесть вагонов. На место выехала следственно-оперативная группа во главе с начальником линейного отделения полиции на станции Чернышевск Андреем Лоншаковым. Полицейские совместно с заинтересованными службами устанавливают обстоятельства произошедшего и охраняют перевозимый груз.
В 2021 году произошло девять сходов вагонов на ЗабЖД: в январе на перегоне Даурия — Билитуй с рельсов сошла тележка грузового вагона поезда. В феврале 17 вагонов грузового поезда сошли на станции Нанагры Могочинского района, сход 25 вагонов произошёл на станции Ангарич, и восемь вагонов грузового поезда сошли с пути 28 февраля на перегоне Большая Омутная – Сгибеево в Амурской области.
В марте 19 вагонов грузового поезда сошли на перегоне Чичатка – Жанна в Могочинском районе. В мае с рельсов сошла тележка вагона грузового поезда на перегоне Гудачи – Талдан в Амурской области. В июне два грузовых поезда столкнулись на станции Чернышевск-Забайкальский, из-за чего с рельсов сошли три вагона. В июле 2021 года в Могочинском районе сошло с рельсов 34 грузовых вагона на перегоне Нанагры – Урюм и одна тележка сошла с рельсов на Сбега — Нанагры.
Руководство ЗабЖД опровергло увольнение сотрудников из-за сходов вагонов. ИА «Чита.Ру» собрало обзор аварий на Забайкальской железной дороге с 1991 года.