Что случилось на таймыре

О катастрофе на Таймыре

На Таймыре в реки и озёра вылилась 21 тыс. тонн солярки. Возможно, даже больше. Одна из прогнивших и ржавых огромных бочек, как их называют – танков, не выдержала и разрушилась. Как и остальные три. Все четыре построены здесь 35 лет назад, в 1985 году. На 30 тыс. кубов солярки каждая. Разрушенный резервуар был заполнен на две трети. Заполнен незаконно, так как числился в ремонте и никто не проверял, что в нём есть. Солярка по наклону ушла в ручей, а из него – в реку Далдыкан.

ВОТ что об этом пишут и говорят. «Солярка лежит плёнкой на воде, как целлофан. Со временем она осядет на дно. Вся речная флора умрёт. Рыба умрёт, птица. Если телёнок будет переплывать реку, он умрёт, надышавшись испарениями. Людям, которые живут вниз по течению, просто нечего будет есть».

Без преувеличения, случилась гигантская экологическая катастрофа, виновники которой должны провести на нарах остатки своих дней. Пока не арестован никто, хотя прошло уже больше недели. Президент, который так любил «посылать доктора» к нагадившим богатеям – помните братьев Магомедовых, Абызова, того же Ходора, на этот раз лишь посетовал, что Потанин не сделал раньше новых хранилищ для солярки и сейчас ему придётся тратить больше. Напомним, что Потанин считается главным собственником «Норильского никеля». Ему и принадлежат эти ржавые резервуары, или танки.

Для начала поясним, сколько стоит проектирование, строительство и установка такого нового танка. Как рассказали редакции профессиональные нефтяники, хранилище солярки объёмом на 30 тыс. тонн может стоить в районе 10 млн долларов, или более 600 млн рублей по курсу. Вот из чего складывается эта цена. Резервуар, или, как его называют нефтяники, обечайка, должен стоить для «тридцатки» порядка 2, 5 млн долларов максимум. Дальше – доставка. Для северов это сложно, но есть три варианта. Из Карского моря вниз по Енисею, от Красноярска вверх по Енисею и грузовой авиацией. Аэропорт Норильска всегда принимал и принимает грузовые Ил-76.

Идём дальше. В сумму входит проект – просчёт и смета создания свайного поля, поскольку ёмкости устанавливаются на вечной мерзлоте. Над сваями насыпается «платформа», разравнивается и трамбуется. Итого 10 млн долларов, или свыше 600 млн рублей. Это если не воровать. Но даже если ввести двойной коэффициент на воровство, для четырёх новых резервуаров получается 80 млн долларов, или более 4 млрд 800 млн рублей.

Американский журнал «Форбс» ежегодно составляет рейтинг миллиардеров. Потанин в нём – лидер с 22 млрд долларов. Всё это – стоимость комплекса предприятий, шахт, газопроводов и месторождений руды, входящих в «Норильский никель». Потанин вместе со своим прошлым подельником Прохоровым отгрызли его у государства по совершенно жульнической схеме залоговых аукционов. Это когда Черномырдин разместил государственные валютные деньги в их банке, а потом взял у них же кредит из этих денег под залог акций «Норильского никеля». До этого гайдаровско-чубайсовские реформаторы, погромщики государственного имущества, выставили «Норникель» на приватизацию. Афера прошла безнаказанно. Но как при таких сказочных сокровищах, которые были сворованы у государства, Потанин умудрился залить соляркой Таймырский полуостров? Как этот бывший комсомолец, работник советского Внешторга строил систему безопасности?

Начнём с того, что в Российской Федерации исправно работает много нефтеперерабатывающих заводов. При них построены сотни резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов – СОТНИ! И не слышно, что они разрушаются, как у фартового Потанина. Ответ прост – все, кроме Потанина, придерживаются строгих норм и правил, про которые Потанин, как оказалась, ничего не слышал. Или ему всё было по барабану.

Что это за нормы? На всех объектах с резервуарами для нефтепродуктов есть должность главного инженера, который отвечает в том числе за безопасность. При нём, словно Библия при патриархе, должен быть «План ликвидации аварии». Там всё расписано по минутам после того, как произошло ЧП. Но у Потанина, фартового миллиардера, судя по реакции его сотрудников, не было кое-чего ещё.

Все четыре резервуара по 30 тыс. тонн солярки каждый построены на возвышении. Когда их строили, вокруг него, скорее всего, были так называемые ОБВАЛОЧНЫЕ сооружения. Другими словами, насыпные земляные валы, которые должны сдержать солярку в случае аварии и не дать ей уйти в реку. Куда делись эти валы? Вместо них Потанин поставил синенький заборчик из сетки, который и защищал ржавые бомбы замедленного действия. Это первое, что должен был проверить главный инженер. Но Потанин поставил такого главного инженера, которому это обязательное условие было неведомо.

Далее. У главного инженера как Отче наш должен быть «План ликвидации аварии». В нём расписано всё. Случилась протечка резервуара – немедленно идёт доклад главному диспетчеру. Тот немедленно оповещает генерального директора и руководителя местного МЧС. К месту аварии тут же везут людей, создаётся штаб по ликвидации аварии.

Ещё должны проводиться регулярные мероприятия на обнаружение воды под платформой. Особенно в условиях вечной мерзлоты. Там должна присутствовать непробиваемая гидрозащита.

А сейчас о том, почему Потанин пожалел несчастные сорок миллионов долларов. Первая мысль – нет денег.

Для начала несколько слов о комбинате, известном сейчас как «Норникель». Он уникален минимум в трёх отношениях. Во‑первых, это памятник сталинской экономике большого броска. Потому что ни при каких рыночных системах было бы абсолютно невозможно построить комбинат, вокруг которого и сейчас живут и работают более 200 тыс. человек. И не где-нибудь, а на Таймырском полуострове, в районе горы, которая до 1930-х гг. носила название «утёс Медвежий угол». Живут за полярным кругом, в местах, где устойчивые морозы стоят 280 суток в году, лето длится 1, 5 месяца и воздух прогревается лишь до 11 градусов.

В 1935 г., когда Сталин решил строить медно-платиново-палладиевые рудники в Норильске, немедленно создали «Норильсклаг». Изначально в нём было 1, 2 тыс. заключённых, через пять лет согнали 20 тыс. человек, к 1954 г. число перешагнуло за 34 тысячи. На пике в норильских лагерях пахали 72, 5 тыс. заключённых. Всего же через лагеря прошли не менее 300 тыс. человек. По данным организации «Мемориал», на норильских стройках умер каждый четвёртый. То есть у комбината вообще нет инвестиционной цены, потому что в реальной оценке как можно учесть стоимость жизни сотни тысяч погибших на стройках? Больных? Искалеченных? Неродившихся детей? Знали бы эти несчастные, как то, что они строили ценой жизней, достанется чёрт знает кому – кто и не подумал назначить хотя бы мизерные пенсии родственникам погибших с кайлом за колючей проволокой. Вместо этого возить проституток в Куршевель, покупать океанские яхты, баскетбольные клубы в США, спонсировать американские музеи.

Вторая совершенно уникальная страница в истории норильского предприятия – его приватизация. В начале 1990-х гг. выпускник МГИМО экономист-международник В. Потанин и вылетевший за неуспеваемость из Московского финансового института вчерашний студент М. Прохоров прибрали к рукам банк ОНЭКСИМ. Он был создан при поддержке А. Чубайса и А. Шохина, контролировал громадные валютные потоки внешнеторговых расчётов правительства ранней ельцинской России. В 1994 г. кабинет министров приватизировал «Норникель». Изначально владельцами части пакета акций стали 250 тыс. работников предприятия. Однако в 1995 г. контрольный пакет выставили на залоговый аукцион. О его мошеннической схеме, придуманной, как говорят, самим Потаниным, уже говорилось. В результате фартовым дружкам акции «Норникеля» отдали даром. Это самый позорный эпизод ельцинской приватизации, поскольку за 38% акций предприятия их «ОНЭКСИМ-банк» заплатил 270 млн долларов. Не своих, а государственных.

Для справки: сейчас, да и раньше, «Норникель» порой зарабатывает столько за двое-трое суток. Отдать его за 270 млн было то же самое, как продать громадный железнодорожный состав в сто вагонов с локомотивами, очень дорогим грузом по цене одной колёсной пары. «Норникель» был одним из самых фантастически богатых металлургических предприятий мира. Более 10% мирового производства платины, 12% – никеля, 40% – палладия. До кучи комбинат выплавляет 500 тыс. т меди в год. Годовой оборот давно перескочил за 8 млрд долларов, из них 2, 5 млрд – чистая прибыль. Это уникально огромная доля для мировой металлургической практики. Если взять только общую чистую прибыль «Норникеля» с момента приватизации, то есть за последние 25 лет, она окажется никак не менее 35 млрд долларов! Это в 130 раз больше цены, за которую Черномырдин отдал комбинат.

Разумеется, одна из причин невероятной, термоядерных масштабов прибыльности – очень низкие по мировым меркам зарплаты рабочих. Это вам не Норвегия, где даже рядовым на нефтяных вышках платят по 400–500 тыс. евро в год. Притом что цены в Норильске, возможно, самые высокие в России и сравнимы с совершенно дикими норвежскими. Вторая причина – достаточно скромные вложения собственно в производство. Что бы ни говорили, но максимальные в своей истории объёмы производства «Норникель» дал в 1989 году. Это СССР с 1960 по 1990 г. постоянно расширял норильские мощности и регулярно обновлял оборудование на самое совершенное из возможных. Это тогда открыли сначала Талнахское, потом Октябрьское месторождения медно-никелевых руд, которые по сей день остаются главной сырьевой базой Норильска. Это СССР построил для Норильска Усть-Хантайскую ГЭС, провёл газопровод, открыл круглогодичную навигацию в Дудинском морском порту с оборотом 5 млн т в год, построил рудник «Маяк» и Талнахскую обогатительную фабрику. Знаменитый Надеждинский металлургический завод тоже появился не после воровской приватизации, а в 1973 году. Это была легендарная Всесоюзная ударная комсомольская стройка.

Сегодня все подвиги и свершения остались в глубоком прошлом, сейчас в Норильске другая реальность. Потомки строителей уникального города и предприятия покупают огурцы по 700 рублей, картошку – по 245, молоко – по 216, черешню – по 3 тыс. руб. за килограмм. Разве что мясо северного оленя в Норильске относительно дёшево. Зато новым хозяевам с головой хватает сверхприбылей на разнообразный пиар. «Норникель» щедро спонсирует баскетбольный клуб ЦСКА, вложил 250 млн долларов в строительство сочинского лыжного курорта «Роза Хутор». Курорт не для рабочих. Также в 2019 г. компания поддержала крайне малоизвестную, но политически значимую Всероссийскую федерацию танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла.

Третья уникальная страница в истории «Норникеля», это когда компанию принялись делить и дербанить хозяева новой России, самые «жирные» олигархи. В 2008 г. Потанин и Прохоров перессорились. Предлогом стал громкий куршевельский скандал, когда у М. Прохорова окончательно сорвало крышу от миллиардов и он довёл до тошноты весь Евросоюз своими гулянками с похожими на дорогих проституток фотомоделями. В итоге был арестован во Франции на четверо суток с обвинением в организации международной сети проституток. Пронесло. И год спустя Прохоров устроил скандальнейшую развлекательную вечеринку на крейсере «Аврора».

Прохоров и Потанин, которым, как оказалось, «Норникель» принадлежал «50 на 50», устроили серьёзную свару. Потанин требовал отдать компанию целиком, причём акции хотел забрать гораздо дешевле реальной цены. В 2008 г. Прохоров капитулировал, но, отходя, заложил на бывших позициях крайне опасную мину. Продал четверть компании не бывшему соратнику, а знаменитому охотнику за всем, что плохо лежит, О. Дерипаске. Деньгами он получил 7 млрд долларов наличными, да ещё акции «Русала» в придачу. Кстати, В. Потанина тоже зацепило по женской части. Когда он разводился с бывшей женой, она подала иск в Лондоне, потребовав половину.

С тех пор олигархи так и дерутся, судам и скандальным процессам вокруг «Норникеля» нет числа. Судебные повороты вокруг этой истории давно превратились в затяжной сериал. Чем это кончится для предприятия и сотен тысяч работников, неизвестно.

В заключение самое главное. Эта история оказалась настолько омерзительной, что даже депутат от «Единой России» Александр Якубовский обратился к президенту Путину с просьбой отстранить генерального директора «Норильского никеля» Потанина от руководства до окончания расследования причин разлива нефтепродуктов. Это логично – Потанин будет делать всё, чтобы отвести вину от себя. Во всём мире в таких случаях руководителей отстраняют на время расследования.

И вот что ответил пресс-секретарь Путина: «Силовое давление абсолютно недопустимо», как будто единоросс требовал его физического наказания. На самом деле – всего лишь временного отстранения.

Напомним, прошло почти две недели с того момента, когда на землю Таймырского полуострова было вылито больше трёхсот (!) железнодорожных цистерн солярки! Такую прорву не собрать никогда. Вылито предприятием, входящим в состав «Норникеля», генеральным директором которого является Потанин.

А 8 июня произошло ещё одно мерзкое происшествие. Артист Михаил Ефремов управлял автомобилем, будучи пьяным, и совершил аварию. В результате погиб человек. Против Ефремова немедленно возбудили уголовное дело и поместили под арест. Но Ефремову нечего скрывать, а вот Потанину есть что. А то, что экологическая катастрофа мирового масштаба не меньшее уголовное преступление, чем убийство человека при пьяной езде, – совершенно очевидно.

И чем, спрашивается, миллиардер Потанин отличается от артиста Ефремова?

Андрей УГЛАНОВ

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

У «дочки» «Норникеля» на Таймыре произошла новая утечка топлива

Утечка дизельного топлива произошла из резервуара Таймырской топливной компании (входит в ) в городе Дудинка на севере Красноярского края, сообщило Главное управление МЧС по региону. По данным МЧС, объем резервуара составляет 20 000 кубометров, объем утечки — около 200 литров.

«На момент сообщения произошел разлив дизельного топлива в обвалование объемом около 200 литров, площадь разлива 30 кв. м», — отмечается в пресс-релизе (цитата по «Интерфаксу»).

В свою очередь, «Норникель» назвал утечку незначительной и исключил ее воздействие на окружающую среду. По сообщению компании, которое цитирует ТАСС, на Дудинской нефтебазе обнаружено «незначительное нарушение герметичности резервуара», которое проявилось «в виде незначительных протечек (около 20 литров, которые были собраны в специально оборудованную емкость)».

Причиной разлива стала коррозия резервуара, сообщил Росприроднадзор. «Из-за коррозии произошел пропуск дизтоплива по днищу. Сейчас осуществляется аварийная перекачка», — отметил представитель ведомства.

МЧС уточнило, что под дном резервуара, из которого произошла утечка, установлен желоб для сбора нефтепродукта, само место разлива обработано сорбентом, а солярка перекачивается в резервные емкости. Пресс-служба «Норникеля» сообщила, что на месте разлива развернула боны, а на самом объекте в постоянном режиме дежурит газоспасательная служба.

В прошлом году на предприятиях «Норникеля» произошло несколько разливов. В июле у «Норильсктрансгаза» на Таймыре разлилось около 44,5 т топлива при разгерметизации трубопровода. В июне «Новая газета» сообщила, что Талнахская обогатительная фабрика сбрасывает отходы в водоемы. «Норникель» заявил, что персонал откачал осветленную техническую воду на прилегающую территорию, чтобы снизить уровень воды. Компания признала это грубым нарушением.

Крупнейшей катастрофой стал разлив 21 000 т дизельного топлива из резервуара на одной из ТЭЦ «Норникеля» под Норильском. После аварии стало известно, что Ростехнадзор в ходе проверок указывал компании на нарушения в эксплуатации резервуаров, в частности, на необходимость зачистить участки, пораженные коррозией, и восстановить антикоррозионное покрытие. «Норникель», в свою очередь, заявил, что эти нарушения не касались разрушившегося резервуара. За разлив дизеля компания по решению суда заплатила рекордный штраф — 146 млрд рублей.

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Источник

Что произошло на Таймыре?

Что произошло?

29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащем ПАО ГМК «Норильский никель», произошёл разлив дизельного топлива: в почву и воду попало больше 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Это первая (!) авария такого крупного масштаба в заполярной Арктике. В стране объявлен режим ЧС федерального уровня.

Из-за чего произошла авария?

Сейчас в причинах разбирается Следственный комитет, Росприроднадзор, Ростехнадзор и другие службы, но уже можно предположить, что к аварии привёл комплекс факторов.

Во-первых, это неустойчивый грунт из-за таяния вечной мерзлоты. Такая проблема характерна для Арктической зоны в условиях глобального изменения климата. Процессы наблюдаются уже давно, их интенсивность растёт. Поэтому компании обязаны проводить мониторинг грунтов и предотвращать возможное разрушение инфраструктуры.

Во-вторых, аварии можно было избежать, если бы соблюдались все правила промышленной безопасности при эксплуатации таких опасных объектов. Здесь, безусловно, есть и роль человеческого фактора.

В-третьих, к комплексу причин можно отнести отсутствие эффективного экологического и технологического надзора со стороны государства. Сейчас сложно провести внеплановую проверку предприятий — для этого необходимо получить разрешение прокуратуры.

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Власти говорят, что для ликвидации аварии нужна пара недель. Это правда?

Сроки начального этапа ликвидации последствий аварии могут занять недели или месяцы, но в результате может быть собрано не более 10% нефтепродуктов. После ликвидации последствий компания должна подготовить проект по рекультивации пострадавшей окружающей среды. Восстановление почвенного покрова может занять несколько летних сезонов, ведь в условиях Арктики работать можно только в короткое лето. Но здесь важно понимать, что оставшиеся в природе нефтепродукты будут отравлять водные экосистемы ещё долгие годы.

Какова стоимость ущерба?

По расчётам Гринпис экологический ущерб только водным объектам на Таймыре превышает 6 млрд (без учёта повышающих коэффициентов). С их учётом, а также с учётом ущерба почве и атмосфере сумма может составить десятки миллиардов. Прокуратура усматривает в произошедшем признаки уголовного преступления.

Какой урон природе нанесёт эта авария?

В первую очередь пострадает ихтиофауна, то есть рыба. Сейчас предельно допустимые концентрации (ПДК) дизельного топлива в воде вблизи места аварии превышены в десятки тысяч раз, никакая рыба в этой зоне не выживет. Кроме того, могут пострадать птицы, которые садятся на воду, и животные, которые её пьют. Дизельное топливо осядет на дно и в период половодья загрязнит значительную территорию.

Чем опасно таяние вечной мерзлоты?

В зоне вечной мерзлоты находится большое количество зданий, хранилищ нефтепродуктов, нефте- и газопроводы, ядерные реакторы, которые находятся в зоне риска разрушения. По некоторым оценкам, уже сегодня из-за протаивания и деградации вечномёрзлых грунтов на нефтяных месторождениях Западной Сибири, в среднем, происходит около 7400 аварий в год, в том числе порядка 1900 в Ханты-Мансийском АО. Учёные предупреждают, что 45 % месторождений нефти и газа в российской Арктике находится в зоне высоких рисков, где прогнозируемое таяние вечной мерзлоты до 2050 года может нанести серьёзный ущерб инфраструктуре.

Можно ли заменить дизельное топливо в Арктике?

Сейчас дизельное топливо — это основа промышленности в Арктике. Дизель используют на транспорте, так как он менее прихотлив, а также для получения электрической энергии на удалённых территориях. Разлившееся дизтопливо на ТЭЦ-3 было резервным.

Риски, связанные с дизельным топливом, начинаются с момента его транспортировки: это тысячи километров пути до удалённых районов Севера. В этот момент может произойти разгерметизация цистерн, и тогда нефтепродукты попадут в хрупкую северную природу. Привезённое топливо хранится в различных по объёму резервуарах, которые расположены в том числе на вечной мерзлоте. Это потенциально также может привести к их разливу и загрязнению окружающей среды.

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Альтернативой дизельному топливу может стать возобновляемая энергетика. Уже сейчас в российской Арктике есть успешные примеры использования ветровых и солнечных станций. Например, в Тикси недавно запустили ветростанцию. Норильский регион обладает одним из самых высоких потенциалов для развития ветроэнергетики. Ветровые станции могут производить электрическую энергию, которую также можно использовать для теплоснабжения. Стабильную выработку электроэнергии могут поддерживать литий-ионные батареи и водород, получаемый за счёт ветровой энергии.

Параллельно с заменой ископаемого топлива возобновляемой энергией необходимо исключить потери энергии — сейчас система её потребления крайне неэффективна. По оценкам генерального директора Центра энергоэффективности – XXI век И. А. Башмакова, только за счёт ликвидации проблем с отоплением и модернизации систем освещения в северных регионах можно было бы сэкономить 35–45 % электроэнергии. Потенциал экономии тепла ещё значительнее и вместе с утеплением фасадов зданий может достичь 60–70 %.

Как не допустить подобных ситуаций в будущем?

В приоритете должна быть экологическая безопасность, а не интересы бизнеса. Сейчас мы видим обратную ситуацию и страшный пример, к чему это может привести. Российское отделение Greenpeace отправило письмо в Правительство с требованиями:

Также Гринпис направил обращение в Государственную Думу с требованием внести предложения по изменению действующих федеральных законов, которые бы включали:

Чем я могу помочь?

Авария на Таймыре показывает, что нельзя и дальше ослаблять экологическое законодательство. Уже сейчас мы видим, что система не работает, а предложения ассоциации российского крупного бизнеса по дальнейшему ослаблению экологического надзора и одобрение этих предложений правительством могут привести к ещё более печальным последствиям. Сейчас самое время задуматься над тем, чтобы усилить экологический надзор и предотвратить подобные катастрофы в будущем. С этим согласны уже 43 тысячи человек. Присоединяйтесь и вы.

Источник

ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Что случилось

29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.

Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.

Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Кто виноват

По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.

При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.

«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».

РБК направил запрос в Минэнерго.

Что случилось на таймыре. Смотреть фото Что случилось на таймыре. Смотреть картинку Что случилось на таймыре. Картинка про Что случилось на таймыре. Фото Что случилось на таймыре

Как устраняют последствия аварии

Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».

«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.

Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.

Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.

На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.

А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.

Чем авария грозит экологии и «Норникелю»

Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.

«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.

Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.

Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.

Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».

По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *