Что случилось на норникеле авария
«Норникель» оценил ущерб от разлива топлива в Норильске в 21,4 млрд рублей
«Норникель» оценил в 21,4 млрд руб. размер вреда водным объектам и почве из-за аварии с разливом 21000 дизтоплива под Норильском, которая произошла в конце мая. Это в семь раз ниже оценки, которую подготовил Росприроднадзор — 148 млрд руб.
«По оценке НТЭК («Норильско-Таймырская энергетическая компания», входит в группу компаний «Норильский никель»), используя действующую методику расчетов ущерба окружающей среде, а также принимая во внимание все обстоятельства инцидента, общий размер вреда окружающей среде составляет 21,4 млрд руб.», — говорится в сообщении «Норникеля».
При этом в «Норникеле» подчеркнули, что НТЭК не оспаривает причинение вреда окружающей среде и готова провести все необходимые мероприятия для полного устранения последствий разлива топлива.
Наиболее принципиальные расхождения в подсчете ущерба, по оценке НТЭК, состоят в применении «неоправданно завышенного коэффициента длительности негативного воздействия («Кдл») вредных веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации, а также в существенном завышении объема нефтепродуктов, попавших в водные объекты».
Росприроднадзор подал иск к «Норникелю» на 148 млрд рублей
Помимо этого компания раскритиковала подсчеты Росприроднадзора о длительности негативного воздействия на окружающую среду: ведомство применило максимально возможный коэффициент, который используется в случае, когда нарушитель не предпринял никаких действий в течении 500 часов (более 20 суток) с момента аварии для устранения ее последствий.
Росприроднадзор обосновывает это тем, что последствия инцидента не были устранены в течение 500 часов. «Норникель» в отзыве на иск утверждает, что нужно применять коэффициент 1,1, поскольку при его определении необходимо учитывать срок между временем обнаружения аварии и началом работ по ее ликвидации, а не временем окончания таких работ. Общая сумма затрат «Норникеля» на устранение последствий инцидента на сегодняшний день составляет около 12 млрд руб.
«НТЭК также считает неверным определение ущерба, нанесенного почве (738,6 млн руб.). По мнению НТЭК, Росприроднадзор неправильно определил три элемента формулы: в несколько раз завысил площадь загрязненного участка, в расчеты показателей степени загрязнения включил не только показатель по нефтепродуктам, но и по другим загрязняющим веществам, а также отнес к плодородным почвам участки, которые являются промышленными землями (для которых действуют особые условия), говорится в заявлении.
Инцидент с разливом около 20 000 т нефтепродуктов произошел 29 мая в районе проезжей части дороги, ведущей к ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норильский никель»). В начале июля Росприроднадзор сообщил, что ущерб водным объектам оценен почти в 148 млрд руб., почвам – в 738 млн руб. 10 сентября ведомство подало официальный судебный иск «Норникелю» на возмещение экологического ущерба. В компании уже назвали сумму иска в 148 млрд руб. завышенной.
Сотни лет восстановления: что известно о разливе нефти в Норильске и его последствиях
В Норильске ввели ЧС федерального уровня. Шесть дней назад на местной ТЭЦ произошла авария, которую называют экологической катастрофой. «Афиша Daily» разобралась в том, что случилось, и узнала у представителя Гринписа, насколько ситуация опасна для экосистемы и людей.
В Норильске, на ТЭЦ-3, которую использует дочерняя компания «Норильского никеля», 29 мая случилась авария: лопнула цистерна, и произошел большой разлив дизельного топлива. По официальным данным, в почву и реки Амбарную и Далдыкан попало более 20 тыс. тонн нефтепродуктов.
Вода в реках окрасилась в красный цвет. На них установили боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино, реку с одноименным названием, а потом и в Карское море.
Причина аварии
Изначально сообщалось, что на промышленной дороге на территории ТЭЦ загорелся легковой автомобиль, из‑за этого вспыхнул пожар, который и повредил резервуар с топливом. Также была версия, что машина врезалась в цистерну.
Позже в «Норникеле» это опровергли и назвали реальную причину аварии: «Из‑за внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий, получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива, в результате произошла утечка топлива. Проезжающий в это время за пределами хранилища автомобиль загорелся от соприкосновения с проливами дизельного топлива, что вызвало пожар».
Как борются с последствиями аварии
На этих снимках из космоса видно, как перемещается пятно загрязнения по руслу реки Амбарной
На этих снимках из космоса видно, как перемещается пятно загрязнения по руслу реки Амбарной
Возбуждены уголовные дела
По факту аварии возбуждено три уголовных дела по статьям «Порча земли», «Загрязнение вод» и «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». В качестве подозреваемого задержан начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, а генеральному директору предприятия объявлено предостережение.
4 июня СК возбудил уголовное дело о халатности из‑за несвоевременного информирования о ЧП, а начальника цеха ТЭЦ-3, где произошла авария, арестовали до 31 июля.
Что говорят экологи
Российское отделение Гринписа обратилось к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росприроднадзору и Ростехнадзору провести внеплановую проверку соблюдения законодательства и технических нормативов на всех объектах в Арктике, содержащих большое количество нефти и нефтепродуктов.
Организация также предлагает обязать экологические надзорные органы проводить проверки при получении информации о том, что существует возможная угроза населению и окружающей среде. Сейчас, как отмечают экологи, надзорные органы вынуждены согласовывать проверки опасных объектов с прокуратурой. Это согласование предлагают отменить.
Иван Блоков
Директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе Гринписа в России
Каков реальный ущерб
К примеру, в 1989 году произошел разлив танкера компании «Эксон Валдиз» — тогда в залив у берегов Аляски вылилось 40,9 миллионов литров нефти. Когда его ликвидировали, общая стоимость уборки и ущерба превысила шесть миллиардов долларов. Чтобы представить себе сложность такой уборки, можно привести один пример: для полной очистки берегов они были вынуждены обрабатывать песок водяным паром для удаления нефти. И хотя большую часть они все-таки вычистили, до конца ликвидировать последствия не удалось. И у нас сейчас получается подобная ситуация. Нам тоже нужно будет очищать почву, если мы хотим восстановить экосистему. В тундре все процессы идут очень медленно, и восстановление может затянуться на десятки и даже сотни лет. Сейчас нужно все это убирать как можно скорее, иначе у нас останется просто мертвый кусок земли.
Какое может быть влияние на человека
Серьезного загрязнения воздуха от разлитых нефтепродуктов в городе, скорее всего, не будет. Учитывая, что Норильск — это и так один из самых грязных городов мира, какое‑то дополнительное воздействие может быть, но не думаю, что оно будет заметным по сравнению с существующим. Это, конечно, при условии, если нефтепродукты не начнут сжигать.
Как будут ликвидировать последствия аварии
Руководитель МЧС сказал, что они нашли какой‑то способ, поэтому, насколько мне известно, глава Росприроднадзора Светлана Радионова сегодня вновь полетела туда. В этот раз на самолете МЧС, а вчера она летела на самолете «Норникеля». К слову, жители сообщали нам, что в 2018 году Ростехнадзор давал разрешение на продление эксплуатации ТЭЦ, в том числе этих емкостей. А Радионова тогда была замруководителя Ростехнадзора и курировала строительный надзор, а ранее — топливно-энергетический сектор.
Насчет того, сколько времени на ликвидацию придется потратить, сказать сложно. Мы пока не решаемся давать какую‑то оценку без экспертизы, но зато сотрудники «Норникеля» уже начали прогнозировать сроки полной уборки — говорят, что за 14 дней приведут все в порядок. Компания «Эксон Валдиз» потратила на ликвидацию аварии около четырех лет. Поэтому две недели — нереальные цифры. Это не 20 тонн, это 20 тыс. тонн — на уборку и восстановление уйдет много времени и средств.
«Норникель» привел доказательства своевременного информирования об аварии
«Норильский никель», крупнейшим акционером и президентом которого является Владимир Потанин, направил инвесторам презентацию (с ней ознакомился РБК) — в документе компания изложила свои доказательства своевременного информирования экстренных служб об аварии на ТЭЦ-3 29 мая. Из-за поломки одного из резервуаров на площадке в грунт и ближайшие реки попало более 21 тыс. т дизтоплива.
Как указано в презентации, компания проинформировала местные власти и федеральные экстренные службы «незамедлительно» после обнаружения инцидента в соответствии с процедурой и планом реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Восстанавливать хронологию событий компании пришлось после обвинений в том, что она замалчивала информацию об аварии. В частности, 3 июня глава МЧС Евгений Зиничев на совещании с президентом Владимиром Путиным заявил, что о происшествии в Норильске уведомление от компании пришло только 31 мая, спустя два дня: «Сегодня мы первичную информацию собрали, и начальник главного управления находится рядом с губернатором [Красноярского края Александром Уссом], только 31-го числа (мая. — РБК) информация у нас появилась. У нас время все зафиксировано, поэтому здесь сложно будет как-то опровергать».
Какую хронологию событий приводит «Норникель»
В презентации «Норникеля» приводится хронология сообщений об аварии:
Компания подчеркивает, что действовала «в соответствии с планом реагирования на чрезвычайные ситуации». НТЭК направила в правоохранительные органы копии официальных сообщений об инциденте, произошедшем 29 мая на ТЭЦ-3 Норильска, говорится на сайте «Норникеля».
В качестве доказательства о своевременности информирования «Норникель» также приводит сообщение на сайте Главного управления МЧС России по Красноярскому краю (скриншот с сайта службы компания также приводит в презентации) от 29 мая. Тогда пресс-служба главка сообщала, что в 12:45 по местному времени в районе Надеждинского металлургического завода на территории ТЭЦ-3 произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом. Время публикации материала, подготовленного Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Красноярскому краю, на сайте — 12:55. «Легковой автомобиль заехал в разлив, в результате чего произошло возгорание топлива», — говорилось в сообщении.
«У вас там все в порядке со здоровьем?»
На совещании с Путиным 3 июня губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что реальная картина произошедшего на ТЭЦ-3 стала понятна лишь после появления сообщений в социальных сетях. По его словам, изначально поступила информация только о возгорании легкового автомобиля на территории Надеждинского металлургического комбината, который находится рядом с ТЭЦ-3, и только на следующий день — о возможной разгерметизации емкости.
Это возмутило президента. Обращаясь к гендиректору НТЭК Сергею Липину, он спросил: «Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?». «Руководствовались утвержденным планом ликвидации разлива нефтепродуктов. Направили оповещение в Единую дежурную диспетчерскую службу Сибири», — ответил на это Липин.
Почему могла возникнуть задержка с информацией
О том, что в региональном МЧС знали об аварии в день происшествия, свидетельствует внутриведомственная справка, подготовленная сотрудниками центрального аппарата службы 31 мая (копия документа есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердил источник в МЧС). В тот же день у главы Норильска Рината Ахметчина прошло совещание, в котором принимали участие представители НТЭК, начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Норильска, прокурор города, начальник местного отдела УФСБ. Об этом РБК рассказал источник в центральном аппарате МЧС, информацию подтвердил участник совещания.
В справке указано, что 29 мая в 8:49 мск поступила информация о наезде легкового автомобиля на разлившееся дизельное топливо из резервуара № 5 ТЭЦ-3, принадлежащей НТЭК. В результате происшествия произошло возгорание на площади 350 кв. м.
Согласно документу, первым к месту инцидента прибыло подразделение объектовой пожарной охраны (ОПО-1). Первым о пожаре сообщил дежурному начальник караула объектовой охраны. Он передал информацию заместителю начальника 7-го пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю — майору Клюеву, а тот в свою очередь доложил ее начальнику этого пожарно-спасательного отряда — подполковнику Казаку.
В внутриведомственной справке говорится, что в 10:36 мск пожар был локализован, а в 10:43 — ликвидирован. «В ходе ликвидации и в период убытия пожарно-спасательных подразделений разлива топлива из резервуара не наблюдалось, информации о разливе дизельного топлива объемом 21 163 куб. м не поступало», — отмечено в справке.
В ответ на просьбу РБК прояснить изложенную в справке информацию в МЧС объяснили, что из изначального сообщения о происшествии, которое поступило из Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС), был неясен весь масштаб случившегося. «Из сообщения ЕДДС не представлялось возможным определить истинные масштабы произошедшего. Специалисты МЧС получили заявку от ЕДДС о пожаре, которая и была отработана. После этого в МЧС от ЕДДС пришло сообщение, что ситуация на работу ТЭЦ-3 не повлияет», — заявили в пресс-службе ведомства.
Источник в МЧС рассказал РБК, что местные подразделения ведомства попытались своими силами ликвидировать разлив дизтоплива и сообщили о происшествии федеральному МЧС только через два дня — 31 мая. «Следственному комитету предстоит разобраться, на каком этапе произошла задержка информации», — отметил собеседник. По его словам, сообщение об угрозе чрезвычайной ситуации, перенаправленное в Единую дежурную диспетчерскую службу (в ведении муниципальных и региональных властей), автоматически передается в региональный Центр управления кризисными ситуациями территориальных органов МЧС, а оттуда в федеральный центр.
В четверг, 11 июня, Следственный комитет (СК) сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении главы Норильска — Ринат Ахметчин подозревается в халатности (ч. 1 ст. 293 УК). Как отмечают в СК, Ахметчин должен был организовать координацию деятельности управления по делам ГО и ЧС администрации города Норильска. Но глава города этого не сделал.
Когда об аварии узнали на федеральном уровне
Информация о пожаре и разливе поступила в федеральное МЧС лишь спустя два дня после аварии. На селекторном совещании в МЧС прозвучало, что 31 мая в 5:45 мск в Единую дежурно-диспетчерскую службу поступило сообщение о разгерметизации одного из резервных резервуаров объемом 30 тыс. куб. м и разливе дизельного топлива на проезжую часть подъездной автодороги к ТЭЦ-3.
Режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера был объявлен лишь 31 мая. В решении правительства Красноярского края о мерах по ликвидации аварийного разлива дизтоплива (копия есть у РБК) от 31 мая говорится о необходимости объявить ЧС и установить региональный уровень реагирования.
Режим ЧС федерального масштаба был объявлен 3 июня после совещания у Владимира Путина. Согласно постановлению правительства «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», федеральная ЧС объявляется после разлива свыше 5 тыс. т нефтепродуктов.
Власти подвели итоги расследования аварии на ТЭЦ «дочки» «Норникеля»
Сформированная Ростехнадзором комиссия завершила расследование причин аварии, результатом которой стал разлив более 20 тыс. т дизельного топлива на подконтрольной «Норильскому никелю» ТЭЦ-3.
«Результаты проведения технического расследования занесены в акт, в котором указаны причины и обстоятельства случившегося, допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лица, допустившие нарушения», — говорится в сообщении ведомства.
В Ростехнадзоре пояснили, что на основании опроса очевидцев, заключений экспертов и изучения проектной и технической документации были установлены несколько причин ЧП.
К организационным причинам ЧП комиссия отнесла недостатки проектирования при конструировании железобетонного свайного основания, «обусловленные низким уровнем проектных работ», а также «дефекты строительного производства». В сообщении Ростехнадзора отмечается, в частности, что почти треть всех свай опиралась не на скалу, а на «слабые грунты», что ухудшило надежность всей конструкции.
«Наличие «слабых» грунтов под концом свай вызвало перераспределение усилий в конструкциях свайного основания, и на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность», — пояснили в Ростехнадзоре.
Именно недостаточная несущая способность основания резервуара с топливом названа комиссией технической причиной его разгерметизации. Согласно выводам экспертов, из-за чрезмерной нагрузки разрушились 33 железобетонные сваи, а затем и само основание, просевшее под днищем резервуара на глубину до 1,5 м.
К прочим причинам случившегося комиссия отнесла некачественный контроль за эксплуатацией топливного резервуара со стороны ответственных лиц, а также нарушение требований при проведении экспертизы промышленной безопасности.
29 мая на ТЭЦ-3 «дочки» «Норникеля» НТЭК произошел разлив дизельного топлива. По факту аварии было заведено несколько уголовных дел — о порче земли и загрязнении воды, о нарушении правил охраны окружающей среды, а также о халатности из-за подозрений в запоздалом сообщении об утечке. Из поврежденного хранилища ТЭЦ-3 вылилось около 21 тыс. т дизельного топлива.
Губернатор Красноярского края Александр Усс в середине октября заявил, что в «Норникеле» были не готовы к такой аварии, поскольку стратегия компании направлена на получение дивидендов «в ущерб технологическому обновлению производства и решению других принципиально важных задач».
ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать
Что случилось
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.
Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.
Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.
Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.
Кто виноват
По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.
При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.
«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».
РБК направил запрос в Минэнерго.
Как устраняют последствия аварии
Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».
«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.
Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.
Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.
На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.
А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.
Чем авария грозит экологии и «Норникелю»
Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.
«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.
Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.
Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.
Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».
По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.