Что случилось на мкс
Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»
Российские космонавты перейдут в американский отсек: этого требует режим ЧС
То, что для американцев – чрезвычайная ситуация на борту космической станции, для россиян – нелегкая работа. После бессонной ночи специалисты Центра управления полетами продолжают следить за обстановкой на борту МКС, пережившей нештатный запуск двигателей пристыкованного к российскому сегменту модуля «Наука». Он уже «успокоился», больше не наклоняет огромный космический дом, но космонавты и астронавты пока до конца не расслабились.
На время запланированной продувки магистральных труб «Науки» (чтобы уже точно нечему было там работать, включая «самовольное» включение двигателей) россияне перейдут на американскую сторону станции. Этого требует техника безопасности. Наш корреспондент узнал детали случившегося в ночь на 30 июля происшествия на орбите.
Напомним, что в четверг в 19.45 по Москве, когда космонавты готовились осваивать пристыкованный модуль, командир нашего экипажа Олег Новицкий сообщил на Землю о незапланированном включении его двигателей.
Все еще пошутили, что «престарелый» наш модуль (он ждал своей отправки в космос около четверти века) «забыл», что уже пристыкован, и продолжал движение вперед. Пока его «движки» принудительно не отключили с Земли, он успел наклонить станцию массой более 400 тонн на 45 градусов, создав большой риск сделать ее неуправляемой.
О том, что это было, нам уже в пятницу рассказал источник в космической отрасли. Двигатели «Науки», по его словам, действительно включились ошибочно: скорее всего, был сбой в программном обеспечении. Речь идет о нескольких двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), в которых оставалось немного топлива.
«Хорошо еще, что они не включились, когда модуль находился в режиме стыковки! – говорит эксперт. – В противном случае мы бы могли повторить 1997 год, когда неуправляемый корабль «Прогресс» врезался в модуль станции и привел к разгерметизации.
Нам несказанно повезло, что не включились в таком же вольном режиме основные двигатели коррекции и движения! Если ДПС отвернуты в сторону, эти «смотрят» прямо на наш сегмент».
Почему вообще в баках оставалось топливо? По словам специалиста, его было немного на случай неудачной стыковки – чтобы было на чем увести модуль в сторону от МКС.
К счастью, уже к утру ситуацию удалось стабилизировать. Оставалось только продуть все топливные магистрали – несмотря на то, что топливо, похоже, выгорело полностью, кое-где еще могли быть его остатки.
«Чтобы продуть магистрали гелием, а может, и вовсе запустить туда вакуум, чтобы он уже наверняка прочистил все трубы, надо открыть клапаны. После будет уверенность, что горючего там точно не останется», – сказал эксперт.
Перед этой процедурой россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и перейдут на американский сегмент. Их визит к коллегам продлится недолго, может, несколько минут. Были случаи, когда и американцы к нам переходили – например, когда к станции впервые стыковались их новые автоматические корабли.
В общем, если разобраться, по большому счету никто из-за российской «Науки» особо не пострадал, если не считать дополнительного расхода топлива на нашем сегменте (для компенсации изменения угла наклона станции в четверг пришлось включать двигатели модуля «Звезда», а затем и пристыкованного к российскому сегменту грузового корабля «Прогресс МС-17»).
Да, сильно «тряхануло» американскую сторону: она приняла решение о введении ЧС, задраила все иллюминаторы, объявило 30 июля днем разбора «полетов», а точнее, проверки всех систем. Дело в том, что ввиду большого размаха солнечных батарей (около 100 метров) и радиаторов на американском сегменте, все они перед стыковкой устанавливаются в самое безопасное положение по нагрузке на поворотные узлы.
После стыковки, все системы электропитания и радиаторы системы терморегулирования возвращаются в рабочий режим для отслеживания солнца и сброса тепла.
Так вот, если предположить, что двигатели МЛМ начали работать, когда системы уже были возвращены в рабочий режим, могла возникнуть огромная вероятность поломки солнечных батарей и радиаторов. Возможно, тайм-аут NASA взяло как раз для их проверки. Хотелось бы надеяться, что без электричества астронавты не останутся.
Поначалу прошел слух, что из-за «выкрутасов» нашего МЛМ партнеры перенесли старт нового пилотируемого корабля Starliner от фирмы Boeing, который был запланирован на 30 июля. Однако потом NASA успокоило: в этом виновата только погода, про МЛМ в официальном сообщении – ни слова.
На МКС сейчас находится семь человек: российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосидэ и француз Тома Песке.
Экипаж МКС отправили по кораблям из-за угрозы столкновения
Центр управления полетами дал российским космонавтам на МКС указание перейти на корабль «Союз» из-за угрозы столкновения станции с пролетающим мимо космическим мусором, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на переговоры экипажа с Землей. Аналогичные указания получил американский экипаж.
Сближение с угрожающим станции обломком произойдет в 10:06 мск. «Предлагаем вам перейти в «Союз» в 7:00 (10:00 мск), будем ждать вашего доклада, когда будете в «Союзе», — сообщили из ЦУПа космонавтам.
В «Роскосмосе» подтвердили наличие угрозы, но отметили, что переход на пристыкованные к станции корабли — это стандартная процедура в таких случаях. «По информации центра управления полетами в Хьюстоне, в ближайшее время станция войдет в коридор возможного сближения с объектом космического мусора. Согласно бортовым инструкциям в случае сближения МКС с потенциально опасным объектом экипаж в момент сближения должен находиться в корабле», — сообщили РБК в «Роскосмосе».
Сейчас на МКС работают экипажи 65-й и 66-й экспедиций. От «Роскосмоса» на станции присутствуют космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубров. На прошлой неделе к станции пристыковался космический корабль Crew Dragon американской компании SpaceX с четырьмя астронавтами. На борту корабля были астронавты Радж Чари, Том Маршберн и Кайл Бэррон (NASA), а также космонавт Европейского космического агентства (ESA) Маттиас Маурер.
Космонавты за три дня не смогли найти утечку воздуха на МКС
Все проверенные модули Международной космической станции герметичны, сообщили в «Роскосмосе» после совещания центров управления полетами стран-партнеров. 25 августа решено открыть люки между сегментами станции.
«Участники совещания констатировали герметичность всех проверяемых модулей станции. После открытия люков международный экипаж продолжит мониторинг уровня давления и атмосферы на станции», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте госкорпорации.
Переход между сегментами возобновится завтра в 11:00 мск. «После этого экипаж длительной экспедиции МКС-63 продолжит штатную программу работы на борту Международной космической станции», — пояснили в «Роскосмосе».
О падении давления на МКС госкорпорация сообщила 20 августа. Скорее всего, давление упало в модулях американского сегмента, уточнили в «Роскосмосе», однако «никакой угрозы для станции и экипажа нет».
Вечером 21 августа было принято решение на три дня изолировать весь экипаж МКС в российском сегменте. При этом в американском сегменте закрыли все люки, в том числе соединяющий с российским сегментом.
За это время центры управления полетами должны были проконтролировать изменение давления в закрытых модулях, чтобы найти возможное место утечки.
В декабре 2018 года в корпусе российского космического корабля «Союз МС-09» при выходе в открытый космос Олега Кононенко и Сергея Прокопьева было обнаружено отверстие, приводившее к утечке воздуха.
Сама утечка произошла в августе 2018 года, Прокопьев загерметизировал отверстие диаметром около 2 мм изнутри с помощью эпоксидной смолы.
Отверстие было просверлено во время изготовления «Союза» и заделано герметиком.
В «Роскосмосе» и NASA рассказали о дезориентации МКС в пространстве
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко на Международной космической станции
Пресс-служба Роскосмоса/РКК «Энергия»/РИА «Новости»
Днем 15 октября экипаж Международной космической станции сообщил, что МКС потеряла ориентацию в пространстве. Первыми об этом написало «РИА Новости» со ссылкой на трансляцию переговоров станции с Землей, которую ведет NASA.
Специалист подмосковного Центра управления полетами космонавт Антон Шкаплеров пояснил, что аварийное сообщение о потере ориентации поступило с американского сегмента МКС. Инцидент произошел во время тестирования системы управления движением корабля «Союз МС-18». На нем через два дня на Землю должны вернуться режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, снимавшие на орбите фильм «Вызов».
Позже в Ракетно-космической корпорации «Энергия» (входит в структуру «Роскосмоса») подтвердили «Газете.Ru» потерю станцией ориентации в пространстве. «При тестировании двигателей корабля «Союз МС-18» произошло влияние работы двигателей на ориентацию станции. В результате произошло временное изменение ориентации МКС», — заявили в «Энергии».
В корпорации отметили, что персонал главной оперативной группы управления российским сегментом МКС быстро восстановил ориентацию, и сейчас ни экипажу, ни самой станции ничего не угрожает.
Как следует из переговоров американского Центра управления полетами в Хьюстоне с командиром МКС французским астронавтом Тома Песке, в NASA считают, что после тестирования системы двигатели пристыкованного корабля не отключились штатно, и продолжали работать, пока не наступил момент ограничения по расходу топлива.
В беседе с «Газетой.Ru» летчик-космонавт Андрей Борисенко сообщил, что происшествие на станции, вероятнее всего, никак не повлияет на возвращение «киноэкипажа» на Землю 17 октября. Космонавт объяснил, что ситуация хоть и является нештатной, но все же принимается в расчет, для нее выработаны соответствующие протоколы.
«Это не должно нести каких-то сложностей для программы полета станции и спуска экипажа на «Союзе». То есть эта ситуация не должна изменить программу полета», — добавил Борисенко. По его словам, подобное иногда случается, после чего ориентацию МКС восстанавливают, и полет продолжается в штатном режиме.
Потеря ориентации космического корабля не означает, что он сходит со своей орбиты, снижается или, наоборот, удаляется от Земли. Это говорит лишь о том, что изменилось положение осей аппарата относительно заданных направлений. Проще говоря, при тестировании двигателей пристыкованного к МКС «Союза» станция развернулась на месте.
Фильм «Вызов» должен выйти в 2022 году и стать первой в истории игровой кинокартиной, снятой в космосе. Он рассказывает о внештатной ситуации в космосе, когда космонавту стало плохо на борту корабля во время полета. И для этого к нему на орбиту отправляют кардиохирурга Евгению для проведения операции в условиях невесомости.
Экипаж с режиссером Шипенко и Пересильд, которая играет в фильме главную роль, отправился на МКС 5 октября. На орбите они должны были провести больше полутора недель. Сейчас съемка сцен на станции завершена, актриса и режиссер готовятся к возвращению на Землю. Всего было отснято около 30 минут экранного времени. Остальные сцены снимут уже на поверхности. Помимо Пересильд и Шипенко, в съемках участвовали все российские космонавты, которые сейчас находятся на станции.
Космонавт рассказал про опаснейшее сближение космического мусора с МКС
«Ощущали себя, как в подводной лодке»
Серию сближений с космическим мусором пришлось пережить в понедельник членам Международной космической станции. Об этом сообщили «МК» в Роскосмосе. Напомним, что первую команду на покидание МКС в связи с переходом в пристыкованный к ней корабль «Союз МС-19» получили сегодня утром, в 10 часов по московскому времени.
После пролета фрагмента космического мусора, который, к счастью, держался вдалеке от станции, экипаж «Союза» вернулся в служебный модуль станции, а американский экипаж предпочел остаться в корабле в ожидании следующего пролета того же самого куска мусора (он ожидался в промежутке между 11:38 и 11:44 по московскому времени). На время второго сближения экипаж российского корабля снова занимал свои места на случай возможной эвакуации.
В течение дня на МКС ждали еще как минимум два пролета фрагмента, но, к счастью, команды с Земли на очередную «эвакуацию» больше не поступало.
О подобной истории, которая имела место в 2011 году, «МК» рассказал летчик-космонавт и политический деятель Александр Самокутяев.
Кстати, подобная ситуация с обломком китайского спутника Fengyun-1C едва не произошла и в среду, 10 ноября. Правда, тогда специалисты с Земли успели заметить его заранее и провести маневр уклонения станции, подняв ее высоту на 1,2 км при помощи включения двигателей корабля «Прогресс».