Что случилось на корейском полуострове

Что случилось на корейском полуострове

С 2006 года Пхеньян провел ряд ядерных испытаний и серию пусков ракет, в том числе с подводных лодок. При этом северокорейское руководство отвергало требования международного сообщества и СБ ООН прекратить ядерные и ракетные испытания, ссылаясь на угрозу со стороны США.

21 апреля 2018 года власти Северной Кореи заявили о прекращении ядерных и ракетных испытаний.

27 апреля 2018 года состоялась встреча и первые за более чем десять лет переговоры лидеров Северной и Южной Кореи на границе двух государств. Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин договорились работать над заключением мирного договора и налаживанию двусторонних связей на Корейском полуострове.

17 октября 2021

4 октября 2021

30 сентября 2021

29 сентября 2021

28 сентября 2021

16 сентября 2021

15 сентября 2021

14 сентября 2021

1 сентября 2021

22 июня 2021

31 мая 2021

5 мая 2021

2 мая 2021

31 марта 2021

25 марта 2021

11 января 2021

9 января 2021

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021

Источник

«Заявить и завершить — разные вещи»: почему не получается закончить Корейскую войну

Сеул, Пхеньян, Вашингтон и Пекин могут объявить об окончании Корейской войны

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин 13 декабря заявил, что Сеул, Пекин, Пхеньян и Вашингтон, в целом, готовы официально объявить об окончании Корейской войны 1950-1953 годов.

Однако, добавил он, на сегодняшний день стороны не могут сесть за стол переговоров из-за позиции Пхеньяна, который враждебно воспринимает политику США.

Мун Чжэ Ин еще в конце сентября с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН призвал как можно скорее возобновить диалог между КНДР и Республикой Корея, а также между Вашингтоном и Пхеньяном. Тогда же он в очередной раз высказался за подготовку декларации, провозглашающей официальное завершение войны на Корейском полуострове.

Боевые действия на Корейском полуострове начались 25 июня 1950 года и закончились 27 июля 1953 года. На стороне Южной Кореи воевала коалиция 17 государств во главе с США. КНДР при этом поддерживали Китай и Советский Союз.

По завершении боевых действий было подписано соглашение о перемирии в пограничном пункте Пханмунджом в демилитаризованной зоне между Севером и Югом.

Мирный договор между сторонами конфликта не подписан до сих пор, из-за чего между Севером и Югом сохраняется состояние войны.

Сестра лидера КНДР Ким Чен Ына и заместитель заведующего отделом ЦК Трудовой партии Кореи Ким Е Чжон в ответ на это заявила, что КНДР считает предложение Сеула об объявлении прекращения войны хорошей идеей. Она обратила внимание, что КНДР в прошлом неоднократно обсуждала принятие подобной декларации, поскольку осознает ее «необходимость», но для этого нужно подходящее время и соблюдение необходимых условий.

«Чтобы объявить об окончании войны, между обеими сторонами должно быть гарантировано взаимоуважение. И для начала необходимо отказаться от полной предубеждений точки зрения и ужасающе враждебной политики, несправедливых двойных стандартов в отношении другой стороны», — отмечала сестра Ким Чен Ына.

О преждевременности подписания декларации об окончании войны ранее говорил и заместитель министра иностранных дел КНДР Ли Тхэ Сон. По его словам, нет никакой гарантии, что этот документ способствует отказу от враждебного отношения к Северной Корее со стороны США и не останется лишь символическим соглашением.

Война между Севером и Югом на Корейском полуострове формально не прекращена по сей день, поскольку полноценный мирный договор до сих пор не подписан.

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что никаких существенных изменений в связи с заявлением южнокорейского лидера ждать не стоит.

«Политика Северной Кореи давно определилась, как и отношение к этой политике со стороны Республики Корея, США и других. Это, скорее, интерес Сеула в области его внутренней политики. А в отношениях на полуострове я не думаю, что это что-то изменит», — сказал «Газете.Ru» бывший заместитель министра иностранных дел РФ, бывший чрезвычайный и полномочный посол РФ в Республике Корея Георгий Кунадзе.

Мун Чжэ Ин, которому осталось находиться у власти менее трех месяцев, имеет привычку выдавать желаемое за действительное, это только политический пиар, чтобы он мог заявлять, что закончил войну, считает старший научный сотрудник Центра корееведения ИДВ РАН Константин Асмолов.

«Внезапно выяснилось, что объявление об окончании войны — это одно, а юридическое подписание окончания войны, заключение мирного договора — это совсем другое. И получается, что заявление об окончании войны — это громкие слова, которые никак не подтверждены», — обратил внимание эксперт в комментарии «Газете.Ru».

Закончить войну так, как это положено по международному праву, то есть подписанием мирного договора, нельзя, поскольку ни один из четырех главных участников конфликта не выступал в нем под своим настоящим именем и в качестве суверенного государства,

объяснил «Газете.Ru» профессор Сеульского университета Кунмин (кор. 국민대학교) Андрей Ланьков. Он напомнил, что Север и Юг не признавали и не признают друг друга в качестве суверенных государств, США в войне формально участия не принимали, а лишь предоставили свой контингент по просьбе ООН, а со стороны Китая действовала не китайская армия, а так называемые китайские народные добровольцы, то есть граждане, которые добровольно поехали в Корею воевать на стороне Севера.

«В свое время все эти ухищрения были предприняты для того, чтобы избежать разрастания войны в глобальный конфликт. Но сейчас они делают практически невозможным урегулирование конфликта традиционным способом», — обратил внимание эксперт.

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

В этой связи давно обсуждается возможность подписания некой декларация, которая констатирует, что состояния войны на Корейском полуострове больше нет, но большая часть специалистов считает, что эта бумага будет «филькиной грамотой», не имеющей никакой юридической силы, говорит Андрей Ланьков.

По его словам, идею подписания этого документа в основном продвигает Мун Чжэ Ин, который, с одной стороны, надеется, что она окажет определенное позитивное влияние на ситуацию на Корейском полуострове, а с другой, что она поможет ему оставить след в истории, тем более что в его президентстве не все получалось успешно.

«Третий фактор — совершенно корыстный — подписание этого документа перед выборами президента в начале марта увеличит шансы нынешней правящей партии на победу», — пояснил эксперт.

К тому же, важно учитывать, что у всех обозначенных Мун Чжэ Ином сторон, которые могут подписать эту декларацию, свои интересы в регионе.

Например, США заинтересованы, чтобы любые документы, которые будут подводить итоги корейской войны, не затрагивали статус американских войск в Южной Корее, сказал «Газете.Ru» руководитель Центра Корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Как он напомнил, американские войска находятся там уже больше 70 лет, и нацелены они не на сдерживание КНДР, а на оказание военного давления и поддержание американского передового базирования вдоль границ России и Китая.

Северокорейцы, как отметил эксперт, хотят обратного: чтобы войска ушли или хотя бы были перемещены, а также чтобы прекратились совместные американо-южнокорейские маневры, на которых отрабатываются удары по КНДР. К тому же они хотят отмены части санкций, особенно тех, что касаются экономики КНДР.

«Если Север и Юг Кореи нормализуют отношения, начнут сотрудничать, ездить друг к другу, будет сложно говорить о северокорейской угрозе. Американцы хотят поддерживать определенный уровень напряженности на полуострове, чтобы оправдывать нахождение там их войск», — сказал Александр Жебин.

Источник

Корейская проблема в треугольнике США — Китай — Россия

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Эксперт Российского национального комитета Азиатско-тихоокеанского совета по сотрудничеству в безопасности (АТССБ/CSCAP)

27 июля 2021 г. отмечается очередная печальная годовщина — 68 лет прекращения боевых действий в Корее. Напомним, что формально война так и не была окончена, подписано лишь Соглашение о перемирии. Подписи поставили представители Китая («добровольцев»), КНДР и США (от имени «войск ООН»), тогда как Республика Корея подписывать документ отказалась.

С самого начала в этой горячей точке столкнулись интересы наиболее влиятельных после окончания Второй мировой войны держав — США, СССР, и незадолго до того возникшей, но уже обретшей свою правосубъектность Китайской Народной Республики. Корейская война стала одним из первых шокирующих драматических эпизодов развернувшейся «холодной войны». А США впервые выступили прямой стороной конфликта с «коммунистическим миром».

Динамическое равновесие в «треугольнике» на протяжении всего последующего периода холодной войны и стало гарантией самого существования двух корейских государств и относительной стабильности на полуострове. Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.

В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая. Пока стратегия Байдена больше похожа на «стратегическое терпение 2.0», так как Вашингтон значимых уступок предложить не готов, а КНДР на заходы американцев не откликается.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.

Наследие «холодной войны»

27 июля 2021 г. отмечается очередная печальная годовщина — 68 лет прекращения боевых действий в Корее. Напомним, что формально война так и не была окончена, подписано лишь Соглашение о перемирии. Подписи поставили представители Китая («добровольцев»), КНДР и США (от имени «войск ООН»), тогда как Республика Корея подписывать документ отказалась.

С самого начала в этой горячей точке столкнулись интересы наиболее влиятельных после окончания Второй мировой войны держав — США, СССР, и незадолго до того возникшей, но уже обретшей свою правосубъектность Китайской Народной Республики. Корейская война стала одним из первых шокирующих драматических эпизодов развернувшейся «холодной войны». А США впервые выступили прямой стороной конфликта с «коммунистическим миром». СССР остался за кулисами — правда, советские летчики непосредственно сражались с американцами. Но на грани поражения КНДР в войну вынужден был самым непосредственным образом вмешаться Китай, пославший почти миллионный корпус «добровольцев», которые и решили исход конфликта. СССР такому вовлечению Китая в «общее дело» был рад — есть предположения, что это именно по хитрому замыслу Сталина, который хотел исключить возможность американо-китайского сближения, Китай стал ударной силой «социалистической системы» в этой войне. Так внутринациональный по сути конфликт приобрел геополитическое измерение. Следствием этой трагедии явился не только раскол единой страны на два враждебных государства под патронажем противоборствующих сверхдержав, но и долгосрочная напряженность в Северо-Восточной Азии, закрепившая конфронтационный баланс сил.

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Динамическое равновесие в «треугольнике» на протяжении всего последующего периода холодной войны и стало гарантией самого существования двух корейских государств и относительной стабильности на полуострове. Нарушение этого баланса сил в результате распада СССР подтолкнуло КНДР, напуганную утерей главного союзника, к созданию собственного ядерного «стратегического уравнителя». И все же, несмотря на возросшую способность КНДР самостоятельно обеспечивать свою безопасность, общая диспозиция в геополитическом треугольнике и сегодня изменилась мало, хотя, конечно, соотношение сил претерпело значительные изменения в результате роста мощи Китая на фоне ослабления роли России в связи с распадом СССР.

Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.

В случае нестабильности в КНДР (скажем, из-за экономического или политического кризиса, волнений, инициированной извне «цветной революции») в конфликт сразу же окажутся непосредственно втянуты США, группировка войск которых расквартирована в Южной Корее. Вашингтон в рамках новой стратегии в регионе, названным им «Индо-Тихоокеанским», формирует по сути антикитайской блок на основе «алмаза демократий» — QUAD, куда активно тянут и Южную Корею

Кризис в КНДР привел бы не к «смене режима», а исчезновению КНДР как государства — Северная Корея немедленно будет поглощена Югом. В таком случае геополитические последствия выдвижение военного потенциала США к китайским границам трудно переоценить.

Вероятно, нельзя исключить и сценарий, когда в случае кризиса Китай возьмет Северную Корею (или ее часть) под свое «покровительство». Это вызвало бы крайне болезненную реакцию США и в целом Запада, многих азиатских стран — привело бы к смене глобального политического уравнения, в котором Китаю была бы назначена роль главного «злодея».

В Восточной Азии в обоих случаях возник бы долговременный очаг военно-политической конфронтации и ситуация гонки вооружений.

Неудивительно, что всеми вовлеченными великими державами корейский вопрос ныне воспринимается в контексте более широкой геополитической мозаики. При этом значение этого фрагмента мозаики все более возрастает, благодаря усиливающейся биполярной конфронтации США и КНР. Россия здесь выступает скорее в качестве «группы поддержки», и пока не стремится чрезмерно расходовать своей внешнеполитический ресурс на этом направлении с учетом собственной оценки перспектив развития ситуации.

Позиции великих держав

В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая.

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

Такие «метания», в частности, были характерны для администрации Д. Трампа. Будучи в плену завышенных представлений о степени влияния Пекина на Пхеньян, Трамп поначалу пытался добиться от Китая участия в его кампании «максимального давления», зачастую не выбирая средств воздействия на Китай. Позднее, как известно, он перешел к саммитовой дипломатии и добился прекращения КНДР ядерных испытаний, запусков межконтинентальных баллистических ракет и других нажимных провокационных действий. Такая политика встречала понимание и поддержку со стороны Китая и России. Однако правящий истеблишмент США (deep state) такую политику сорвал.

Администрация Байдена более трезво оценивает ситуацию. По словам споуксмена Президента Дж. Псаки, линия Белого дома, разработанная в результате продолжавшейся несколько месяцев работы по «обзору» политики в Корее, предусматривает «выверенный («калиброванный») практический подход, который открыт для дипломатии с Северной Кореей», и направлен на «достижение «практического прогресса», который повышает безопасность Соединенных Штатов и их союзников». Сделаны символические жесты в виде подтверждения США приверженности Сингапурской декларации и Пханмунджомской декларации Севера и Юга, назначения спецпредставителя по корейской проблеме. В Вашингтоне утверждают, что такая политика реалистична и является равноудаленной как от попытки заключения «большой сделки» Трампа, так и «стратегического терпения» (игнорирования и сдерживания ) президента Обамы.

На деле, однако, пока стратегия Байдена больше похожа на «стратегическое терпение 2.0», так как Вашингтон значимых уступок предложить не готов, а КНДР на заходы американцев не откликается. По оценкам влиятельных южнокорейских политологов, разрекламированная линия не произвела особого впечатления на Пхеньян — он требует прекращения «политики враждебности», которая угрожает самому существованию страны.

Что касается Китая, неплохая команда специалистов по корейской проблеме в администрации Байдена понимает, что Китай ни в коем случае не «сдаст» КНДР, поскольку она остается «буфером» между его северо-востоком и азиатской группировкой войск США, и утрата даже столь одиозного клиента стала бы неприемлемым геополитическим ущербом для Пекина. Поэтому диалог с Пекином по корейской теме представляет для Вашингтона интерес, и попытки его форсировать уже осуществляются. Однако расчет на то, что такой диалог принесёт американцам нужные им результаты, иллюзорны. Китай сейчас откровенно сопротивляется попыткам США оказывать давление на КНДР и не желает усердствовать в соблюдении санкций против Пхеньяна.

Однако КНР выступает и против попыток изолировать и подорвать КНДР. Несмотря на разновекторность социально-политического развития, Китай не может откровенно отвергнуть или критиковать политический режим в КНДР и идеологию чучхе с «опорой на собственные силы». После охлаждения в отношениях в начале эры Си Цзиньпина и Ким Чен Ына, диалог на высшем уровне с 2018 г. возобновился и играет важную роль в координации позиций двух стран. У Китая — определенная сдерживающая роль, так как к советам Пекина в Пхеньяне прислушиваются. Там понимают, что КНР в неменьшей степени заинтересована в сохранении стабильности северокорейского государства и будет активно противодействовать внешним попыткам его подрыва. Китай также негласно оказывает заметную экономическую помощь КНДР, закрывает глаза на нелегальные экспортно-импортные операции Пхеньяна через его территорию и даже направленные на извлечение выгоды финансовые и кибероперации, часто незаконные.

Китай не против диалога с США по этой теме, но вряд ли питает большие надежды на то, что ему удастся убедить Вашингтон встать на позиции реализма и заставить принять «стратегическое решение» — признать КНДР и учесть ее озабоченности, закрыв глаза на несовместимую с американской идеологией парадигму режима.

Конфронтационная стабильность и приоритеты России

Что случилось на корейском полуострове. Смотреть фото Что случилось на корейском полуострове. Смотреть картинку Что случилось на корейском полуострове. Картинка про Что случилось на корейском полуострове. Фото Что случилось на корейском полуострове

После провала американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале 2019 г. ситуация в корейском урегулировании оказалась в тупике, но уже не воспринимается, как критическая, и перестала вызывать острую международную озабоченность, вновь перейдя в категорию хронических неизлечимых проблем мировой политики. Такая ситуация, несмотря на риторику, в целом, в разной степени устраивает великие державы.

Напомним, что лидер КНДР Ким Чен Ын после первой встречи с Трампом в Сингапуре в июне 2020 г. считал, что сможет добиться исторического прорыва в получении признания со стороны США, отдавая, впрочем, себе отчет в том, что смена власти в США может свести этот успех на нет. Автор считает правомерными догадки о том, что Ким надеялся договориться американцами о примирении по «вьетнамской модели». Это предполагало бы сближение КНДР с США при получении гарантий «отказа от враждебной политики» в обмен на дистанцирование от КНР. Естественно, что исторически и политически обусловленная зависимость от Пекина тяготит северокорейских руководителей. На мой взгляд, хрустальная мечта северокорейцев — найти баланс между Пекином и Вашингтоном, чтобы быть нужным в качестве «плацдарма» обоим и на этой основе «сосать двух маток», извлекать политические и экономические дивиденды от обоих противников. Подобно тому, как КНДР успешно применяла такую модель в период советско-китайского противостояния. Понятно, что Китай внимательно отслеживает такого рода замыслы.

Очевидно, реализация такого замысла способствовала бы повышению для США значимости КНДР — то есть, восприятию ее как угрозы. С учетом того, что военный путь решения не приемлем из-за ядерного потенциала КНДР, США, мол, придется найти формулу сосуществования. Такие планы, однако, встретили бы резкий протест Китая. Соблазн возвратиться к военным провокациям велик, но пока что Кима устраивает нынешнее положение. Это отвечает и интересам и Китая, и России.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.

Источник

Первые залпы холодной войны: как конфликт в Корее превратился в противостояние сверхдержав

25 июня 1950 года начались активные боевые действия между Северной и Южной Кореей. Вскоре на стороне южан в конфликт вмешались США, а северянам помогали КНР и СССР. Как отмечают эксперты, последствия этой войны до сих пор оказывают влияние на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Не смогли договориться»

После победы в Русско-японской войне официальный Токио стал ведущим игроком в Дальневосточном регионе. Япония превратила Корею в свой протекторат, а в 1910 году полностью аннексировала её. Японские колонизаторы модернизировали местную экономику, но при этом проводили насильственную японизацию и развернули политические репрессии.

На завершающем этапе Второй мировой войны члены антигитлеровской коалиции договорились о восстановлении корейской государственности. В августе 1945 года Красная армия разгромила находящуюся в Корее японскую военную группировку. Однако не участвовавшие в освобождении полуострова Соединённые Штаты настояли на том, чтобы японские войска к югу от 38-й параллели сдались американской армии. Официальная Москва не хотела обострять отношения с союзниками и согласилась. В сентябре, уже после подписания акта о капитуляции Японии, американцы высадились в Корее и оккупировали южную часть полуострова.

«США и СССР не смогли договориться о конкретных параметрах объединения Кореи. На полуострове были сильны левые настроения, но американцы доставили в Корею жившего до этого 20 лет в Соединённых Штатах политика Ли Сын Мана, который занялся созданием в южной части страны отдельного прозападного государства и запретил на его территории деятельность Коммунистической партии», — рассказал RT действительный член Академии военных наук Андрей Кошкин.

По словам эксперта, действия новых южнокорейских властей вызвали недовольство части местного населения, однако его протесты жестоко подавлялись. В частности, после массовых арестов оппозиционеров в 1948 году начались волнения на южнокорейском острове Чеджудо. Туда были брошены армейские части с американскими военными советниками и «эскадроны смерти». Столкновения продолжались более года. Жертвами карательных операций стали около 60 тыс. местных жителей.

15 августа 1948 года на юге полуострова была официально провозглашена Республика Корея во главе с Ли Сын Маном, а 9 сентября на севере возникла Корейская Народно-Демократическая Республика, которую возглавил бывший партизан Ким Ир Сен.

По словам Андрея Кошкина, обе республики официально считали своей территорией весь Корейский полуостров. В 1948 году Советский Союз вывел из КНДР свои войска, оставив на полуострове только военных советников. В 1949 году на аналогичный шаг решились и Соединённые Штаты. В то же самое время между подразделениями Северной и Южной Кореи начались локальные столкновения. Ким Ир Сен попросил Москву вмешаться в ситуацию, однако Иосиф Сталин хотел избежать войны и отозвал из Кореи большую часть советских военных советников.

«Разные внешнеполитические ориентиры»

25 июня 1950 года локальные столкновения в районе 38-й параллели переросли в полномасштабную войну.

«Согласно позиции Пхеньяна, в этот день южнокорейские войска вторглись на территорию КНДР, но были отброшены обратно. Сеул же утверждает, что атака северокорейских войск была немотивированной. В любом случае части южнокорейской армии потерпели поражение и начали быстро отступать на юг», — рассказал Андрей Кошкин.

По мнению доцента СПбГУ Ирины Ланцовой, причины резкого обострения корейского конфликта носили глобальный характер.

«Произошедшее в Корее стало «горячим» проявлением стремительно разворачивающейся холодной войны. У действовавших на севере и юге корейских администраций были разные внешнеполитические ориентиры и различное видение своего будущего. Следует также помнить, что незадолго до этого возникла Китайская Народная Республика. Запад отреагировал на это достаточно спокойно, и Ким Ир Сен, стремившийся объединить Корею под своей властью, мог сделать вывод, что и в данном случае реакция будет такой же», — подчеркнула эксперт.

При этом, по словам руководителя научного отдела Музея Победы Станислава Давыдова, воспользовавшись ситуацией на Корейском полуострове, власти США решили перейти к политике активного недопущения распространения коммунизма в мире.

С начала 1950 года СССР бойкотировал заседания Совбеза ООН в знак протеста против участия в деятельности Организации Объединённых Наций представителей Тайваня, а не КНР. Этим воспользовались власти США. Уже 25 июня они провели через Совбез резолюцию, в которой выражалась «серьёзная озабоченность» действиями Северной Кореи, 27 июня добились «осуждения» Совбезом действий КНДР, а 7 июля — призыва ко всем членам ООН помочь Южной Корее. Это позволило США начать переброску на Корейский полуостров своих войск под видом «сил ООН». Со временем к операции присоединился ещё ряд западных стран. Возглавил «силы ООН» американский генерал Дуглас Макартур.

На начальной стадии войны американская помощь не оказала значительного влияния на ход боевых действий: войска КНДР быстро продвигались на юг. В результате проведения Сеульской, Сувонской, Тэджонской, Нактоганской и Пусанской операций силы КНДР заняли большую часть территории Южной Кореи. Американо-южнокорейская группировка войск была прижата к морю.

«Война так и не была завершена»

В середине сентября 1950 года в тылу у северокорейских войск, в Инчхоне, высадился 10-й американский корпус. Одновременно совместная группировка сил США и Южной Кореи начала контрнаступление на Пусанском плацдарме. Войскам КНДР пришлось перейти к отступлению.

«Соединённые Штаты бросили против Северной Кореи огромные силы — треть своей сухопутной армии, большую часть флота, около 20% авиации», — рассказал Андрей Кошкин.

«Силы ООН» перешли 38 параллель и развили наступление на территории КНДР. Продвижение американской группировки сопровождалось военными преступлениями. По словам эксперта, военные США убивали мирное население и пытали гражданских лиц, заподозренных в симпатии к властям КНДР. По словам Кошкина, только в Синчхонском уезде «силы ООН» уничтожили четверть населения — около 35 тыс. человек.

В сложившейся ситуации Китай и СССР начали оказывать КНДР активную помощь. В октябре 1950 года в Северную Корею вошли около миллиона «китайских народных добровольцев» под командованием маршала Пэн Дэхуэя. В ноябре в воздушном пространстве над КНДР была задействована истребительная авиация СССР. На бортах и плоскостях советских МиГов были нанесены опознавательные знаки ВВС КНДР.

К началу 1951 года северокорейские войска вновь заняли Сеул. Противостоящие друг другу армии поочерёдно проводили наступательные операции, но летом 1951 года фронт стабилизировался в районе 38-й параллели.

После двух лет позиционной борьбы 27 июля 1953 года между американскими и северокорейскими войсками было заключено перемирие.

Война дорого обошлась Корее. По приблизительным оценкам историков, в ходе конфликта погибли около 1,5 млн жителей полуострова (хотя есть и более крупные оценки жертв). В результате американских бомбардировок было разрушено 8700 промышленных предприятий и более 600 тыс. жилых домов в КНДР. Безвозвратные потери вооружённых сил США составили порядка 40 тыс. человек. Советский Союз потерял в Корее 299 военнослужащих. Оценки потерь Китая колеблются от 60 до нескольких сот тысяч добровольцев.

«Нужно понимать, что война, по сути, так и не была завершена. Мир между Северной и Южной Кореей не подписан до сих пор. Разделение негативно сказывается на политической, экономической и культурной жизни полуострова. Затраты обеих частей Кореи на оборону и безопасность огромны», — констатировала Ирина Ланцова.

По словам Андрея Кошкина, корейская война стала для США «пробой сил в глобальном противостоянии с соцлагерем». Эксперт отметил, что Вашингтон не смог добиться решающего успеха, но и не позволил одержать победу своим оппонентам.

«У корейского народа есть внутренний запрос на интеграцию. Однако это должно происходить на основе компромиссов. Сегодня главный дестабилизирующий фактор в этом процессе — позиция США. Вашингтону неинтересна демилитаризация региона: им нужна капитуляция Северной Кореи. Поэтому Белый дом не создаёт предпосылок для установления прочного мира в регионе и оказывает деструктивное влияние на своих союзников», — подытожил Кошкин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *