Что случилось на гостином дворе
Уходившая от столкновения иномарка вылетела на тротуар в центре Петербурга
Дорожно-транспортное происшествие случилось прямо около станции метро “Гостиный двор”.
В пятницу, 20 августа, в самом центре Санкт-Петербурга произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль марки “Ниссан” пересек встречную полосу и вылетел прямо на тротуар около станции метро “Гостиный двор”. К счастью, пешеходов на пути иномарки не оказалось. Результатом ДТП стали лишь потерянные диски и незначительное повреждение афишной тумбы.
По словам 24-летнего водителя “Ниссана”, причиной произошедшего стало дорожное хамство: его машину подрезали, в результате чего иномарка была вынуждена уходить от столкновения, пишет “Фонтанка”. При этом сам мужчина не пострадал.
Все детали ДТП на данный момент выясняют правоохранительные органы.
Ранее стало известно об участившихся случаях ДТП с участием электросамокатов в Санкт-Петербурге.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией Царьград Санкт-Петербург, присылайте свои наблюдения, вопросы и новости на нашу страничку в «Вконтакте» или на электронную почту spb@Tsargrad.TV
А также присоединяйтесь к нам в «Яндекс.Дзен».
Читайте также:
Коронавирус в Ленинградской области на 15 декабря: В Тихвине более 30 заболевших и ранние каникулы
Средство массовой информации сетевое издание «Царьград/Tsargrad» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № ФС77-81359 от 30 июня 2021 г.
Главный редактор — Токарева Д.И.
Учредитель — НАО «Царьград медиа»
Адрес редакции — 115093, г. Москва, переулок Партийный, д.1, к.57, стр.3, эт.1, пом.I, ком.45
Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт tsargrad.tv. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал tsargrad.tv. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
© 2021, все права защищены. НАО «Царьград медиа».
_Для чего снесли гостиницу Москва и сожгли здание Манежа
(Гостиница Москва. Современный вид)
В 2004 году, при Лужкове, гостиница Москва на Манежной площади была снесена по невнятным причинам. Это действо было названо московскими властями «реконструкцией». Официальной версией причин сноса стали якобы морально устаревшее планировочное решение (номера гостиницы были слишком маленькой площади и не соответствовали «современным стандартам») и якобы невозможность осуществления реконструкции без полного сноса здания. Любой, даже начинающий, архитектор сразу скажет вам, что это полный бред. Можно было элементарно решить проблему банальным объединением двух-трёх номеров в один без какого-либо ущерба для строительных конструкций. Вся суть в том, что эта «проблема» не была истинной причиной демонтажа. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева целью «реконструкции» было воровство, так как не было никаких объективных причин для сноса такого гигантского здания в самом центре Москвы, построенного всего лишь в начале 30-х годов XX века, конструкции которого находились в удовлетворительном состоянии и могли стабильно прослужить ещё добрую сотню лет. И действительно, в процессе «реконструкции» неустановленными личностями было похищено более 87 миллионов долларов, выделенных из городского бюджета. Но, надо сказать, что в масштабах столь гигантской стройки (более 185 000 м2) и, учитывая сложность отделочных работ, сумма похищенных средств не является столь вопиющей. Сам факт хищения — является, а сумма в масштабах стройки — нет. Она не превышает 10% от общих затрат и чисто технически обоснование такого перерасхода средств не составляет большого труда для опытных «строителей».
Гостиница Москва расположена на месте, где ещё в XIX веке протекала река Неглинка. Сейчас она заключена в подземный коллектор. Однако на протяжении всего XIX века подтопления этого участка паводковыми водами случались регулярно и лишь гидротехнические сооружения XX века позволили окончательно стабилизировать уровень грунтовых вод в данном районе в течение всего года. Квартал с «Гранд отелем», на месте которого была построена гостиница Москва в 30-е годы был расположен на месте, где когда-то проходило самое русло Неглинки. В своё время для укрепления болотистого грунта здесь было сделано свайное поле из дубовых свай. Огромные стволы были забиты во влажную землю и, благодаря свойству дуба набирать прочность, будучи погружённым в воду, грунт на этом участке был стабилизирован, что и позволило начать на нём капитальную застройку в XIX веке.
(Строительство торгово-развлекательного центра «Охотный ряд». Архивное фото)
В 1995 году Юрий Михайлович Лужков затеял грандиозное строительство на Манежной площади — торговый центр «Охотный ряд», комплекс, на несколько уровней уходящий под землю, с глубиной залегания нижнего яруса более 18 метров от поверхности. Возведение одного из крупнейших подземных торгово-развлекательных центров в Европе, площадью 63 000 м2, было завершено в рекордные сроки: на всё про всё ушло два года. Ещё в период начала изыскательских работ многие специалисты озвучивали опасность рытья такой огромной «ямы» в историческом центре Москвы, однако быстро проведённая по заказу московского правительства экспертиза показала, что историческим зданиям, расположенным рядом со строительной площадкой, ничего не угрожает. Но ещё в 2002-м году из уст одного заслуженного академика архитектурно-строительных наук, я услышал высказанный им в частной беседе прогноз о том, что если в ближайшее время гостиница Москва не будет снесена, то скоро она станет разваливаться сама…
В этот период в непосредственной близости от Манежной площади происходил демонтаж массивного 22-этажного гостиничного комплекса Интурист на Тверской улице, на месте которого впоследствии была возведена гостиница The Ritz-Carlton Moscow вдвое меньшей этажности.
По словам академика, это была лишь первая ласточка, за которой должна будет последовать «уже приговорённая» гостиница Москва…
Я тогда сразу вспомнил недавние (на тот момент) события в Нью-Йорке — террористическую атаку на башни-близнецы. После их обрушения, спустя сутки, в прилегающих деловых кварталах рухнули ещё несколько массивных многоэтажных зданий.
(Площадь 50-летия Октября (ныне: Манежная площадь). Архивное фото. Справа видна гостиница Москва, слева — высотное здание гостиницы Интурист)
В результате строительства подземного торгового центра уровень грунтовых вод в районе Манежной площади был искусственно существенно понижен, чтобы не допустить затопления котлована. И дубовое свайное поле под фундаментом гостиницы Москва оказалось осушенным. Деревянные сваи начали гнить. Этот процесс мог занять ещё долгий срок, однако первые его проявления следовало ожидать уже через 10-15 лет — просадка фундаментов, трещины в стенах и т.п. Но тогда результат инженерной ошибки стал бы уже явным. А учитывая высказывавшиеся опасения специалистов, можно было бы говорить не об ошибке, а о сознательно допущенной халатности или даже о целенаправленной диверсии. Поэтому спустя 7 лет после строительства ТЦ «Охотный ряд» гостиница Москва была подвержена демонтажу по смешной и явно надуманной причине. Предсказание академика сбывалось на глазах. Следы «диверсии» в ходе реконструкции были тщательно подчищены — так под новым зданием появилась гигантская многоуровневая автостоянка.
В том же 2004-м году «неожиданно» сгорело здание Манежа. Это были два самые близко расположенные к ТЦ «Охотный ряд» массивные капитальные строения. Оба — памятники архитектуры.
(Полностью выгоревшее здание Манежа. Архивное фото)
По официальной версии, пожар начался на крыше вследствие короткого замыкания и уже через 15-20 минут охватил площадь в 9 000 м2, в результате чего здание выгорело полностью. Однако председатель комитета по культуре Москвы Сергей Худяков заявил тогда агентству «Интерфакс», что никакой проводки, а также электроприборов на крыше Манежа не было. Уже на следующий день после пожара Лужков выступал на московском телеканале, представляя публике проект реконструкции здания Манежа на новый «современный» лад. Там были чертежи, планы, разрезы и даже макет с благоустройством. И, конечно же, под обновлённым зданием появился новый, «спасительный» подземный уровень. Но неужели эта объёмная проектная работа была сделана всего за одну послепожарную ночь!?
(Манежная площадь. Космическая съёмка 2003 года)
В 2005 году я проектировал московскую квартиру для одного галериста. Он содержит в Германии частный музей советской фотографии 20-30-х годов и конструктивистского искусства. Живёт на три страны: Россия – Германия – США. Богатый человек. Тот ещё «жук» — своего ни за что не упустит. Содержимое интерьеров бывшей гостиницы Москва (сталинский ампир) крайне интересовало его, как коллекционера. Он включил все свои связи, чтобы попытаться выйти на тех, у кого можно было бы приобрести эти предметы — люстры, двери, мебель, посуду, живопись (в каждом номере гостиницы и в коридорах висело по нескольку картин в стиле советского реализма); словом, его интересовало абсолютно всё. Помню, как он с нескрываемой досадой и огромным удивлением рассказывал мне, что не смог найти никаких концов, даже намёка на то, в чьих руках в итоге оказались все эти предметы. Всё, что находится сейчас в интерьерах новодела — дешёвые турецкие поделки из говна и пластика. Ни на одном аукционе и ни в одной частной коллекции эти предметы с тех пор не всплыли.
В Гостином дворе прошло открытие 47-го Российского Антикварного салона, частью которого стал новый проект Lifestyle
Во вторник, 23 ноября, в Гостином дворе на Ильинке прошло торжественное открытие 47-го Российского Антикварного Салона и специального проекта Lifestyle «Искусство интерьера»
На мероприятии были замечены Александр Раппопорт, Екатерина Одинцова, Ян Яновский, Александр Добровинский, Дина Немцова и многие другие.
Ведущие российские галереи представили коллекции произведений высокого классического и ювелирного искусства, достойные украсить самые авторитетные собрания. В одном пространстве соединились все сферы коллекционирования, так что гости смогли найти среди экспонатов антикварную мебель, картины, предметы ювелирного искусства и даже ретроавтомобили. В общей сложности на площадке гармонично разместилось более 250 участников, в том числе из Италии, Франции и Англии, на стендах которых можно было увидеть: коллекции эксклюзивных произведений, созданных легендарными домами Фаберже и Cartier, работы французского художника Люмине, творчество которого вдохновляло Сальвадора Дали, кольцо «Параиба» с самой редкой, дорогой и желанной разновидностью турмалина, эксклюзивное кресло Mirage, удостоившееся стать экспонатом музея Современного искусства в Нью-Йорке (MoMA), коллекцию дорожного багажа Louis Vuitton 1920-х годов, принадлежащую B.T.C.N. Thelma Irene Chryster дочери Mr. and Mrs. Walter P. Chrysler, of the Chrysler Moto и многое другое.
В этот раз важной частью Антикварного Салона стала премьера специального проекта Lifestyle «Искусство интерьера». Посетителей ожидало множество стендов, стилизованных под разные эпохи и направления. Здесь собрались мировые мебельные, интерьерные и текстильные бренды от именитых дизайнеров и арт-дилеров, а также коллективные экспозиции, созданные в соавторстве с ведущими российскими дизайнерами.
В торжественном открытии 47-ого Российского Антикварного Салона принял участие глава столичного департамента культуры Александр Кибовский.
Раздел ретроавтомобилей, впервые появившийся на 46-м Российском Антикварном Салоне, продолжил работу и в этот раз. Каждый экспонат этой коллекции — настоящая легенда, воплощающая в металле стиль ушедшего столетия. Невозможно пройти мимо одной из самых необычных машин за всю историю «Дакара» — Rolls Royce Corniche I Coupe Jules, автомобиля Chevrolet 3600 Apache 1959 года, иллюстрирующего историю развития инженерной мысли и дизайнерских решений в проектировании и создании пикапов в США и американского автомобиля Auburn Speedster, который стал первым серийным американским автомобилем, проехавшим 12 часов со средней скоростью в 164,6 километра в час. Автосалон номер один, занимающийся продажей эксклюзивных автомобилей, показал две эксклюзивные машины: легендарный Mercedes — Benz Cabriolet A и роскошный Bentley Azure, который расположился на входе и особенно привлекал внимание гостей.
Гостиный двор в Москве
В наши дни самое известное и большое торговое здание в Москве. Он служит не только украшением столицы и важным памятником ее истории, но так же современным торговым и бизнес центром. Архитектурное достояние, построенное на рубеже XVIII–XIX веков в стиле классицизма, расположено у Варварки и Ильинки — свидетелей рождения одной из наиболее интересных достопримечательностей Москвы.
Теперь оно занимает целый квартал. Исторический комплекс оборудовали системами климат-контроля и электронного управления. К Южному крылу были надстроены два этажа и мансарда, где поселились представительства и офисы известных компаний. В помещениях Гостиного двора располагаются рестораны, бары, магазины, кафе и косметические салоны. В амфитеатре, рассчитанном на 450 мест, устраиваются городские и государственные праздники, мероприятия для детей, концерты и встречи. В Гостином дворе проводятся престижные выставки (например, выставка кукол и весенние свадебные выставки), модные показы и летние балы выпускников.
Сердце комплекса — это Атриум, спрятанный под самым большим в Европе куполом. Просторный двор, занимающий 12 000 кв.м., огорожен лепными колоннами и оформлен гранитом.
Шопинг в стенах Гостиного двора столь же необычен и незабываем, сколь и его архитектура. Кажется, что вы прогуливаетесь по центральным улицам маленького европейского городка, полным ресторанчиков и магазинов, ларьков с мороженым и симпатичных лавок. А главное, для того, чтобы сменить атмосферу с шумной, полной людей Москвы, на уют старины, даже не приходится покидать городской центр.
Выставки в Гостином дворе
В историческом здании Гостиного двора, гармонично сочетающем очарование прошлого с достижениями современности, регулярно проводятся выставки, форумы, ярмарки продуктов и товаров народного потребления, экспозиции. Его выставочные площади обладают достаточной инфраструктурой для организации лучших мероприятий в Москве. Удобное расположение в центре столицы, недалеко от Красной площади и Кремля, делает Гостиный двор все более популярным, ставя его на один уровень с главными площадками Москвы — «Крокус-Экспо», ВВЦ, КВЦ «Сокольники» и центрами на Красной Пресне.
Выставка кукол
Выставка «Искусство куклы» уже не первый раз проводится в Гостином дворе.
Среди экспонатов, доступных публике, есть антикварные и шарнирные, театральные и художественные изделия, куклы, представляющие модную индустрию, и любимцы всего света — симпатичные мишки Тедди. В залах площадью 14 000 кв.м. можно встретить рукотворных актеров теневого театра родом с Востока, механических, интерьерных, мультипликационных кукол, друзей советского детства и уникальные старинные модели из собраний частных коллекционеров, которыми гордился бы любой музей.
Гости выставки, многие из которых давно стали завсегдатаями, участвуют в мастер-классах, создавая заготовки париков, голов, тел и одежды будущих кукол, общаются с мастерами-кукольниками, получая уникальные знания. Часть экспонатов, а также обучающую литературу по их созданию можно купить, частью только полюбоваться. «Искусство куклы» — это отличная возможность встретить единомышленников, приобрести уникальные елочные игрушки и сфотографироваться с диковинками, которые скоро вновь скроются за витринами серьезных коллекционеров. Экспозиция интересна посетителям любого возраста, но некоторые ее части, например «Голая коллекция», открыты только для тех, кто уже достиг совершеннолетия. Такие экспонаты размещаются в отдельном пространстве павильона с указателем «18+».
Неделя моды
«Moscow Fashion Week», Московская неделя моды, проходящая в Гостином дворе, является одной из ведущих площадок для развития модной индустрии России. Здесь собираются основоположники новых тенденций — трендсеттеры, редакторы «глянца», руководители всемирно известных домов моды. В течение шести дней тут формируются новые тенденции и находятся fashion-решения. В церемониях открытия принимают участие легенды мира гламура — например, Валентин Юдашкин, а на сцене, сменяя друг друга, блистают звезды — Алла Пугачева, Валерия, Яна Чурикова, Алла Вебер и многие другие.
На площадке Street Fashion Podium проходят не только интересные показы, но любой участник может пройтись модельной походкой по подиуму и сделать отличное фото. В еще одном популярном среди гостей уголке, на Fashion street, желающие знакомятся с новинками индустрии красоты и моды, общаются с представителями любимых брендов, участвуют в мастер-классах и слушают лекции от профессионалов. Каждый сезон Недели моды в Москве дает дорогу молодым российским дизайнерам и уделяет внимание чему-то новому. Уделяют особое внимаение и детской моде. Организаторы мероприятия подчеркивают, что мода доступна всем. Она выходит на улицу, перестав быть привилегией богатых и знаменитых.
Елка в Гостином дворе
Лучшая из традиций Гостиного двора в Москве — это ежегодный новогодний праздник для малышей и их родителей. В сказочных музыкальных представлениях, любимых детьми любого возраста, принимает участие около сотни артистов. Сцену украшают великолепные декорации, а театральные, цирковые и балетные номера дополняют 3D эффекты. Родители, не посещающие спектакли, могут дождаться своих детей в фойе и увидеть представление в прямом эфире на огромном экране. Каждый год Елка в Гостином дворе радует зрителей новыми программами.
Для встречи 2019 года было предложено путешествие в «Город Чудес» — место, где нет пределов волшебству и фантазии, а встреча 2020 года удивила музыкальным шоу с участием как театральных артистов, так и артистов балета и цирка. Будет ли проходить в Гостином дворе праздник на Новый год 2022 на данный момент информации нет.
Малышей всегда ждут викторины, конкурсы, отличные подарки и, конечно, самая пушистая елка в Москве.
Ёлка в Гостином дворе (видео)
История
Еще в XIV- XV веках Варварка и Ильинка, где располагается Гостиный дом в Москве, являлись частью Великого Посада — городской территории за пределами Кремля. В его сердце, находившемся у Москворецкого моста, собирались купцы со всех уголков Руси и из-за ее пределов. Тут, в торгово-ремесленном центре Москвы, разделенном на Верхние, Средние, Нижние ряды, работало множество лавок. После Большого пожара 1493 года купцы, выселенные с территории Кремля, стали вести свою деятельность на перекрестках торговых улиц — их называли «крестцы». В XVI веке на одном из них, Ильинском, появился первый Гостиный дом из дерева, где хранили товары и останавливались на постой купцы.
В 1535 году большая часть Посада оказалась на территории Китай-города. В те времена, при правлении Ивана Грозного, вместо деревянного здания соорудили более устойчивое, каменное. В XVI веке Гостиный дом пылал в огне, но уже к 1664 году был не только отремонтирован, но и улучшен. В дополнение к отстроенному старому зданию был возведен новый Гостиный двор. Вместе они занимали добрую часть квартала. В те дни торговый павильон был полон от зари до ночи, а чтобы добраться до нужного ряда (по виду продукции они делились на иконный и шапочный, восковой и медовый, ореховый, мясной, рыбный), приходилось активно работать локтями. Старые летописи помнят, что рынок ломился от яств, русских и заморских. Икра, стерлядь и осетры из Астрахани были свалены в огромные, многосотенные кучи. Здесь делились новостями и сплетнями, заключали контракты, узнавали о далекой заграничной жизни.
Вид на Гостиный двор с улицы Ильинка — панорама Google Maps
Небылица, что вполне может оказаться былью, рассказывает, что однажды вечером на пути торговца, устало бредущего домой после долгого трудового дня, встретился разносчик, мечтавший избавиться от последних крох изюма. Поддавшись на уговоры, купец приобрел остатки почти даром и подумал, что это отличная идея — избавляться от залежей по более низкой цене, привлекая покупателей. Вскоре он открыл новую лавку, где товары были нарасхват, а его гениальной задумке последовала вся торговая Москва. Неделя распродаж устраивалась раз в году. Она начиналась с Фомина воскресенья и длилась до следующего за Пасхой воскресенья. Акция действовала даже в модных дорогих магазинах на Кузнецком мосту.
К концу XVIII века императрица Екатерина, укрепляя экономику и развивая рыночные отношения, приняла решение о реорганизации Гостиного двора. Согласно указу «Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды» знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, приложивший руку не к одному шедевру Санкт-Петербурга, разработал проект перестройки здания. Его Гостиный двор сочетал рациональное использование пространства с привлекательным внешним видом. Углы строения были закруглены, дабы вписаться в узкие улицы, а широкий внутренний двор делился на две части при помощи поперечного корпуса. Украшениями служили арки, широкие лестницы и пилястры. Строительство стартовало в 1789 году и было окончено к 1805 году.
Во время сражений с Наполеоном, в 1812 году, пожар, заставивший пылать Москву, затронул и Гостиный двор. В 1830 году сильно поврежденное здание полностью восстановил по планам Кваренги архитектор Осип Бове. В XX веке комплекс служил для размещения контор большевиков и для защиты от разрушительных авиаударов Великой Отечественной войны.
Лишь к Миллениуму Гостиный двор вновь расцвел во всей своей прежней красе. Лучшие архитекторы, реставраторы и строители воссоздали его по старинным чертежам и фотографиям, вернув центру Москвы его яркую достопримечательность. В тонких чертах элитного торгово-делового комплекса, слывущего образцом красоты и изящности, можно отследить, как менялись эпохи и стили.
Как добраться до Гостиного двора в Москве
От центра Красной площади до Гостиного двора, расположенного на улице Ильинка, дом 4, всего 400 метров. Фасад здания смотрит на Ильинку, а его главный вход находится между Хрустальным и Рыбным переулками.
На метро
Ближайшие к Гостиному дому станции метро — «Площадь революции» и «Китай-город». Немного дальше (но по меркам столицы недалеко), придется пройти от станций «Театральная», «Лубянка» и «Охотный ряд». Если вы выйдете на «Площади Революции», двигайтесь по Богоявленскому переулку к улице Ильинка. На нее же вы попадете, выйдя из метро у «Китай-города».
Если вы не ориентируетесь в городе, не знаете, как лучше доехать или припарковать машину в центре города — смело заказывайте такси. Сейчас для этого достаточно любого мобильного приложения: Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi или Maxim. Одно из дополнительных удобств — вы сразу будете знать стоимость поездки (она определяется уже при заказе).
Путь от метро «Площадь революции» до Гостиного двора — Google Maps
Гостиный Двор: жемчужина в центре Москвы
История Гостиного Двора – это причудливое сочетание свободы и творческого хаоса с амбициями столичного города, в котором все должно быть упорядочено и отрегулировано. Возникший во многом стихийно еще в средние века торг стал спустя несколько веков делом государственной важности, амбициозным и имиджевым проектом.
Первые торговые лавки на месте нынешнего Гостиного Двора появились еще во времена Ивана Грозного в XVI веке. Расположение было очень удобным: поблизости Красная площадь, до Кремля рукой подать. А там уже царь, к которому, если что, можно пойти с челобитной и пожаловаться на обидчиков.
Грозный приказал упорядочить торговлю и возвести здесь первое деревянное строение для иностранных купцов, приезжающих в стольный град. Каменные корпуса в Гостином Дворе были построены лишь в первой половине следующего века: сначала – по личному указанию первого самодержца из династии Романовых Михаила Федоровича, а затем – по воле его сына Алексея Михайловича, вошедшего в историю под прозвищем Тишайший.
В это время территория Гостиного Двора обретает, помимо торговой, еще и дипломатическую функцию. Здесь размещается Посольский приказ – тогдашний аналог Министерства иностранных дел. Сюда приезжают послы зарубежных стран, иностранные купцы. Последние привозят в Гостиный Двор различные заморские товары. «Диковинка» пришлась по вкусу москвичам, особенно состоятельным. Отсюда, кстати говоря, и пошло нынешнее название старинного комплекса. Гостями на Руси называли иноземных купцов, которые торговали оптом, – этакий крупный бизнес того времени.
Портрет Екатерины II, Федор Рокотов. Общественное достояние
Новый этап в жизни Гостиного Двора связан с Екатериной II. По указанию императрицы был разработан проект полностью каменного здания. Упорядоченный классицизм должен был прийти на смену хаотичной деревянной застройке. Строительство доверили архитектору Джакомо Кваренги, который до этого отметился зданиями Академии наук и дворца Юсуповых – все в Санкт-Петербурге.
Реализация проекта началась в 1790 году, спустя 15 лет здание было закончено. А еще через семь грянуло разрушительное наполеоновское нашествие, которое превратило в руины древний стольный град. Пострадал и Гостиный Двор. Его восстановление началось в 1815-м под руководством Осипа Бове и завершено спустя 15 лет.
Фото: wikipedia.org
«Гостинка» переживает второе рождение. Вновь она стала излюбленным местом покупок московской аристократии и главным городским торгом. А к концу XIX века, с развитием капиталистической культуры, прилегающая к Кремлю местность, которая с незапамятных времен называлась Китай-городом, стала деловым центром столицы. Здесь появились офисы компаний, банков, биржа. По роскоши и великолепию Гостиный Двор соперничал с Государственным универсальным магазином – легендарным ГУМом.
Революция и приход к власти большевиков радикально поменяли судьбу «Гостинки». Из торгового она превращается в административное здание. Бойкую коммерцию заменила скучная канцелярщина и официоз, рыночная толкотня и суматоха сменились бюрократической рутиной. Изменился и сам Китай-город: из наполненного жизнью делового центра он превратился в огромный административный комплекс. Последняя жилая квартира исчезла оттуда в середине 1960-х годов.
Фото: wikipedia.org
Неудивительно, что Гостиный Двор выпадает из общемосковской жизни. Его перестают указывать в справочниках и путеводителях по столице. В таком состоянии комплекс пережил сталинское лихолетье, хрущевскую оттепель и брежневский «застой». Перестройку здание встретило не в лучшем состоянии.
Из памятников в «муляж»
Необходимость реставрации была очевидна всем. Вопрос был в другом: как это сделать? И вот тут началась настоящая борьба мнений и концепций. Большинство архитекторов, искусствоведов и градозащитников предлагали аккуратную реставрацию с сохранением торговой функции здания. Расположение «Гостинки» в самом сердце древней столицы, в 150 метрах от Кремля, предполагало колоссальную ответственность тех, кто займется ее восстановлением. Однако то, что в итоге было представлено на суд общественности, назвать бережной реставрацией язык не поворачивается.
Фото: Пахомова Людмила/Фотохроника ТАСС
Реконструкция комплекса началась в середине 90-х по проекту архитектора Михаила Посохина. Было решено перекрыть светопрозрачным куполом внутренний двор, общая площадь которого составляет 15 тысяч квадратных метров. А чтобы покрытие «легло» на здание ровно, архитекторы предложили надстроить над двухэтажной частью здания еще один уровень.
Фото: Созинов Виталий/Фотохроника ТАСС
Подобные манипуляции с объектом культурного наследия вызвали резкую критику со стороны общественности. Историки, искусствоведы и градозащитники проект Посохина восприняли в штыки. Более того, резко отрицательные заключения дали в Министерстве культуры, экспертном консультативном совете и управлении по охране памятников. Там потребовали не достраивать оригинальное здание, а тщательно и аккуратно подойти к сохранению того, что уже было создано. Аргументы в пользу щадящей реставрации приводились довольно весомые: положения федерального законодательства об охране памятников и международных конвенций об охране культурного наследия.
Фото: Созинов Виталий/Фотохроника ТАСС
Тем не менее реконструкция все-таки была завершена. На древних (и частично новодельных) стенах расположился огромный стеклянный купол, полностью закрывший внутренний дворик. Обновленный Гостиный Двор получил у защитников старины презрительное прозвище «муляж» и стал наглядным примером так называемого лужковского архитектурного стиля.
Фото: wikipedia.org
После окончания реконструкции Гостиный Двор фактически превратился в источник дохода крайне узкой группы лиц. Среди них – Рафик Етумян и Екатерина Джанашия. Они были в числе основных участников ООО «ТД Шатер», созданного в 1998 году. На момент учреждения компании у Етумяна было 32,56% акций, у Джанашии – 46,51%. Она к тому же была супругой небезызвестного в московских бизнес-кругах предпринимателя Михаила Хубутии.
Выстраивать бизнес грузинскому предпринимателю помогала дружба с главными фигурами столичной власти середины 90-х. По некоторым данным, в середине 1990-х годов Хубутия знакомится с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Произошло это на открытии оружейного магазина бизнесмена в торговом центре «Охотный ряд».
Юрий Лужков и Михаил Хубутия. Фото: khubutiya.ru
Уход Лужкова с поста градоначальника осложнил дела грузинского предпринимателя. У него возник конфликт с теперь уже бывшим главой Департамента культуры Сергеем Капковым, который намеревался вернуть Гостиный Двор под управление города. Хубутия настаивал, что комплекс по-прежнему должен оставаться в руках «Шатра», но в 2014 году едва не утратил контроль над торгово-выставочным центром. Несогласие с планами московских властей по развитию комплекса привело к тому, что бизнесмен задумал продать принадлежащий ему 51% акций «Ильинского подворья».
Фото: GLOBAL LOOK press/Evguenii Matveev
На конец 2017 года структуры Хубутии получили от города 55 миллионов рублей на содержание Гостиного Двора. В этом году ожидается реализация четырех контрактов на общую сумму 42 миллиона рублей. В целом за прошедшие несколько лет грузинский бизнесмен заработал на этих контрактах более 220 миллионов рублей. С такими доходами предприниматель может уже в скором времени окупить все расходы, связанные с покупкой «Премьер Инвестом» 49% доли комплекса.
Таким образом, Гостиный Двор, где издревле торговали сотни и тысячи русских и иностранных купцов, стал в начале XXI века вотчиной фактически одного человека, полностью сосредоточившего в своих руках управление огромным комплексом. Об этом ли мечтали наши предки, желавшие сделать Гостиный Двор самой популярной точкой притяжения столицы? Полупустые помещения нынешнего торгово-выставочного комплекса дают на этот вопрос однозначно отрицательный ответ.