Что случилось где музыка
Что случилось с музыкой за 10 лет
Как мы слушаем
Телевидение обречено
Для молодых музыкантов выступление на телевидении почти ничего не значит. Это скорее радость для их родителей, чем для них самих. Когда смотришь записи выступлений молодых групп в Останкино, появляется ощущение, что Первый канал принимает ванну из крови младенцев, чтобы сбросить себе пару годков.
MTV во главе с Яной Чуриковой уже который год никак не может заставить молодежь смотреть кабельное телевидение.
Вывод: телевидение уже не является обязательной остановкой на пути артиста к стадиону.
Радио стареет
Раньше, чтобы включить в пробке любимые треки, нужно было заморачиваться: или записывать музыку на CD, или скачивать альбомы на флешку. И постоянно обновлять свою музыкальную библиотеку. Те, кто не хотел этих неудобств, просто нажимали на кнопку «Радио», и таких людей было большинство. Радиостанции были уверены, что, пока люди водят машины, у них будет аудитория.
Теперь мы можем нажать на одну кнопку (уже на смартфоне), и услышать ту песню, о которой мечтали. Нажать на другую — и послушать длинное интервью из ютуба, не отвлекаясь от дороги.
В 2020-х аудитория радиостанций продолжит стареть и уменьшаться. Главный вопрос: придет ли подкастинг на смену традиционному радио?
Стриминг делает выбор за нас
Вся музыка мира теперь стоит около 150 рублей в месяц (это меньше, чем один лицензионный CD в свое время). Apple Music, Boom, «Яндекс.Музыка» — вот как мы привыкли слушать музыку. И уже забыли про папки на компьютере, в которых лежит тонна скачанных с торрентов альбомов.
Стриминг помог победить пиратов, принести много денег лейблам и успешным артистам.
Но будьте осторожны. Еще в начале 2010-х на наше решение, что послушать, было тяжело повлиять. Даже появилась своеобразная мода на редкую музыку, которую никто, кроме тебя, не слышал. А теперь нам очень явно намекают, что обязательно нужно включить сегодня.
Конечно, в каждом стриминге есть строка поиска — вбивай название любой группы и слушай. Но как самостоятельно найти новые имена? Проще нажать на то, что дают.
Фото: Fixelgraphy/Unsplash
Технологии
Интернет — главный музыкальный инструмент десятилетия
В самом конце нулевых появились музыканты из интернета (Джастин Бибер, Петр Налич), которые не остались мемами на сезон, а смогли построить успешную карьеру. Это стало трендом на все десятилетие. Толпы начинающих музыкантов запилили видео, чтобы на них тоже обратили внимание. Главное для успеха — иметь талант и немного везения.
Сейчас артисты из ютуба пишут песни и снимают клипы с расчетом на то, что их творчество превратится в мем. А тут и до стадиона недалеко.
Аппаратура стала компактнее
С одной стороны, 2010-е годы не смогли удивить нас прорывами в технологиях, связанных со звуком: все, что мы услышим в 2020-м, можно было записать в 2010-м, а то и раньше.
Но техника стала дешеветь и уменьшаться в размерах без потери качества. В результате мы слышим песни, записанные в привычных для музыканта домашних условиях в студийном качестве. Это повлияло на развитие тренда под названием bedroom-pop. Что в свою очередь привело к появлению альбома WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO? певицы Билли Айлиш. Он спродюсирован в спальне, а некоторые сэмплы записаны на телефон.
Винтажные студии теперь играют роль приятного атмосферного помещения с кучей кнопочек, посреди которых сидит молодой человек, уткнувшись в ноутбук.
Искусственный интеллект
Появились стартапы, чьи системы генерируют музыкальный поток 24/7. А есть и те, которые пытаются создать идеальную мелодию с помощью ИИ. Еще в 2016 году ИИ написал текст в стиле «Гражданской обороны». Осталось все это сделать не только реальным, но и интересным.
Что автор этой статьи действительно ждал от технологий — это появления артиста, работающего полностью на искусственном интеллекте (ИИ).
Представьте себе группу Daft Punk. Только не двух людей в шлемах, а настоящих роботов, которые пишут и играют свою музыку, а люди для них — обслуживающий персонал. Кажется, это реально уже сегодня, но мы увидим такую группу только в 2020-х.
Фото: Duncan Kidd/Unsplash
Звучание
Тренд 2010-х — полное смешение жанров. Рэперы на концертах стоят с гитарами, у рокеров звучат электронные барабаны. А популярные среди молодежи артисты делают себе звук в стиле старой эстрады.
Теперь музыканты копируют прошлое, чтобы вызвать у нас смех, а не чувство ностальгии.
Рассматривать жанры в отдельности в 2019-м могут только авторы плейлистов на стриминговых платформах, дураки и автор этой статьи.
Тяжелые времена тяжелого рока
Остаться в рамках старого доброго рока позволительно только старым добрым артистам.
Новые рокеры не знают, куда податься. Добавишь электронного звучания — уже не рок. А какой еще вариант? Например, обратиться к прошлому, которое мы слышим в последнем альбоме Arctic Monkeys.
Жанр изжил себя. Стоит включить плейлист с новинками рок-музыки, и ты попадаешь в мир штампов, а если звучит что-то оригинальное, то роком это назвать трудно.
Тяжелая музыка чуть не исчезла с радаров.
Но! С середины 2010-х молодые ребята с гитарами ждали своего часа, просто не получалось выйти из андеграунда. Фестивали типа Motherland и «Боль» смогли громко заявить о себе ближе к концу десятилетия. Группы на них звучат грязно, гаражно, а все ручки по-молодецки выкручены на максимум. Если бы мы жили в нулевых, то назвали бы это «альтернативой».
Боль — наш новый пикник. Звучит очень в духе времени.
Фото: Victor Rodvang/Unsplash
Рэп из нью рок
Рэперы — новые рок-звезды. И они не изменяют своим корням — продолжают умирать от пуль и наркотиков. К сожалению, теперь в юном возрасте — уже можно открывать «Клуб 21».
Деньги на ветер, тачки и, несмотря на сильное феминистическое движение, «сучки» почти в каждом треке. Только брутальность заменили на яркие шмотки.
Звук 2010-х будет ассоциироваться с треском хай-хэтов, завышенным и заниженным вокалом, неразборчивым речитативом и автотюном. Сэмплирование старых треков отходит на второй план — слишком заморочено, хотя раньше хип-хоп только из этого и состоял.
Попсы больше нет
Есть поп-музыка. Да, вот так, с уважением. Слушать ее теперь не стыдно. В 2010-х можно быть каким угодно, и общество обязано тебя принять. С музыкой так же — слушай то, что хочешь, тебя поймут.
Поп-музыка, как обычно, разделена на две большие части — электронно-танцевальную и электроакустическую. Но объединяет их одно — все эти песни могли быть написаны еще в прошлом десятилетии, прорыва в звуке так и не случилось. Mika мог бы выпустить свой хит Relax в этом году, а Dua Lipa звучит очень в стиле 2000-х.
Судороги, вызов «скорой» и капельницы: что случилось с Кудрявцевой после «Песни года»
50-летняя Лера Кудрявцева пожаловалась подписчикам, что серьезно пострадала во время участия в недавней съемке популярного шоу «Песня года», где она вместе с Сергеем Лазаревым выступала в роли ведущей. Звезда НТВ призналась, что запись концерта длилась шесть часов и все это время она провела, стоя на высоких каблуках, чего ей делать категорически нельзя. Ноги Кудрявцевой не вынесли такого перенапряжения, и под конец рабочего дня у телеведущей возникли сильные судороги, с которыми она никак не могла справиться.
«На «Песне года» шесть часов на каблуках, после чего у меня сводит ногу судорогой. Ничего не помогает, ни иголки, ни массаж, растирания. В общем, всю ночь у меня сводило ногу судорогой. Я даже вызвала скорую, мне там что-то прокапали»,
Кудрявцева объяснила, что у нее грыжа в позвоночнике, поэтому врачи и запретили ей носить каблуки. Однако совсем отказаться от такой обуви звезда НТВ не может в силу работы, ведь она является ведущей двух шоу — «Секрет на миллион» и «Звезды сошлись», а также часто появляется на различных мероприятиях. А чтобы хоть как-то поддерживать себя в форме, Лера вынуждена проходить болезненные процедуры у невролога.
Вот и после «Песни года» знаменитость отправилась в клинику, где ей сначала поставили электрические банки, а потом вкололи иголки под током и наклеили на ногу специальную ленту-тейп.
«Сейчас будет вся спина черная! А потом у нас еще иголки под током. Короче, манипуляции еще те, я вам скажу»,
— отметила телеведущая, продемонстрировав в сторис снимки процедуры.
Рувим Стуков трагедия, что случилось, как погиб от рук убийцы
10 декабря 2021 года Federal Way Mirror сообщило, что Рувим Стуков убит.
Рувим Стуков трагедия, что случилось, как погиб от рук убийцы, причина смерти
Он был застрелен 8 декабря 2021 года на Федеральной дороге в штате Вашингтон.
По данным судебно-медицинской экспертизы округа Кинг, 20-летний Рувим Стуков скончался от множественных огнестрельных ранений.
Члены семьи Стукова сообщили, что у него было «золотое сердце, он везде демонстрировал самоотверженность, любовь и позитив».
Церковь «Спасение», которую посещал Стуков, расположена примерно в трех милях к югу от того места, где Стуков был убит.
Офицеры и медики предприняли попытку спасти жизнь, когда нашли Стукова, но он скончался на месте.
Полиция сообщает, что у Стукова и неизвестного подозреваемого возник некий конфликт, который перерос в стрельбу.
Полиция считает, что подозреваемый угнал автомобиль Стукова: авто исчезло с места происшествия сразу после стрельбы.
10 декабря автомобиль Стукова Toyota Camry 2019 года выпуска был обнаружен в Такоме.
Рувим Стуков — биография
Рувим Питер Стуков – церковный певец, член баптистской церкви «Спасение» в Эджвуде, штат Вашингтон, США.
У него есть страница в Инстаграме (1309 подписчиков).
«Однажды ваша жизнь промелькнет перед вашими глазами. Убедитесь, что это стоит посмотреть», — говорится в профиле.
Рувим Стуков родился в 2001 году.
Свободное от учебы время он посвящал музыкальному служению и воскресной школе.
На ютуб-канале Salvation Baptist Church опубликованы видео, где Рувим и Дженнифер Стуковы дуэтом исполняют песни: раз, два.
У Рувима Стукова есть также страница в Фейсбуке.
Рувим Стуков — личная жизнь
О личной жизни Рувима Стукова ничего не зивестно.
Рувим Стуков — песни
Никогда не любил музыку Оксимирона. Но эти 10 треков – топ
Рейтинг лучших песен Мирона Фёдорова от человека, который не разделяет ажиотаж вокруг этой фигуры.
Это мой последний текст про Оксимирона для «Палача». Поэтому сразу закрою все вопросы и догадки, которые могли возникнуть у читателей после прошлых материалов: например, такого, такого или такого (совсем уж устаревшего и неудачного). Если коротко – нет, меня не тошнит от Мирона Яновича, и я не хейтер, ненавидящий его рэп. Он мне просто не очень интересен.
Если подробнее – Оксимирона я оцениваю в контексте как всей русскоязычной музыки, так и мировой. Судя по ажиотажу, любви огромной аудитории и стабильно высокому положению в медиа, Мирон чуть ли не топ-1 артист в стране. Но, на мой взгляд, он даже не лучший в нашем хип-хопе. Его музыку смешно сравнивать с треками Скриптонита, а текст всегда уступает Хаски, Нойзу, Славе КПСС и половине не столь популярных героев, вроде Макулатуры или Ленина Пакет.
Я никогда не понимал ажиотажа вокруг Оксимирона. В моём мире на вершине русскоязычного рэпа стоят упомянутые Хаски и Скриптонит и ещё один талантливый казах – масло чёрного тмина. Да и рурэп не мой жанр: из современного русского включу скорее что-то другое, вроде ooes, Сверкай, Глум, Привет или группы Сёстры. Начало десятых в нашей музыке для меня не Окс и Нойз, а Mujuice и Motorama/Утро. Когда есть настроение на хорошую рэпчину, чаще врубаю Канье, Кендрика и Run The Jewels, чем кого-то из наших.
Мир музыки слишком огромен, чтобы тратить время и энергию на одного Оксимирона. Писал это не раз и напишу ещё: Мирон – средний текстовик и никакой музыкант. Какая поэзия, если вместо образов он использует сравнения через «как»? Тексты Окси перегружены отсылками и неймдроппингом. Слушать их тяжелее, чем смотреть «Французский вестник» Уэса Андерсона – такой же формализм во славу себя любимого. Что до музыки, то любой честный профильный журналист подтвердит, что биты из треков Мирона никогда не впечатляли. Под них не покачаешься, не позалипаешь и тем более не попоёшь.
Панч про дутую фигуру из батла века я встретил лёгким кивком – странно, что очевидная инфа вызвала столь бурную реакцию в зале. Популярность Оксимирона всегда казалась следствием отсталости русской индустрии – он удивлял тем, что на западе уже давно случилось. Странно, что в годы появления быстрого интернета люди покупались на это и продолжают сейчас. Нет, это не пассаж, что вся русская музыка вторична. Я всегда предпочту наше искусство зарубежному, но только если в нём есть своеобразие и самобытность. У Окси этого нет. Он выстрелил, нахватав по чуть-чуть у Эминема, британского грайма и культовых немецких рэперов. До 2021 года он не осмыслял страну, время и людей вокруг, а только самого себя и вечные темы. Окси молчал даже во времена, когда рискованно громко заговорили другие русские музыканты. Лишь сейчас он начал обретать собственный голос
Всё написанное выше не значит, что Оксимирон – плохой, а у его фанатов нет вкуса. Просто это не моя музыка и никогда ей не была. Впервые я обстоятельно послушал треки Мирона только в 2016 году. В плейлисте по итогу закрепились лишь единицы. Но о личности Оксимирона я знал давно и до сих пор не отрицаю, что именно она – одна из главных причин его успеха. Какой бы слабой ни была музыка Окси, его внутренняя драма, поступки и метаморфозы заставляют если не сопереживать, то хотя бы наблюдать за происходящим.
Но будь моё желание, игнорил бы все инфоповоды о нём. Послушал Оксимирона я только потому, что задолбали друзья. Сейчас вынужден следить за ним лишь потому, что веду телеграм-канал о батлах и периодически получаю заказы от разных медиа написать об Окси. Но давно не скрываю, что любому батлу и музлу всегда предпочту кино и сериалы. «Кинопоиск» я открываю в разы чаще, чем Spotify, поэтому логично оставить разбор новых выходок и треков Оксимирона более компетентным авторам.
Я несправедливо много критиковал Мирона. Нужно закончить чем-то более конструктивным – критика творчества касается большинства песен, но не всех. Пусть Окси и не входит даже в топ-100 интересных мне артистов, но несколько треков я всё равно изредка переслушиваю. А конкретно – всего десять сольных песен, самое то для топа. Также ценю совместку с Би-2 «Пора возвращаться домой» и «Сагу об орлах и канарейках» – классику Вагабунда.
Ниже – 10 доказательств, что сольное творчество Мирона способно заинтересовать даже человека, максимально далёкого от подобной музыки.
10. Спонтанное самовозгорание
«Спонтанное самовозгорание» – одновременно крутой батловый трек и один из лучших репрезентов Мирона. Именно здесь Окси точнее всего описал свою биполярочку: более лаконично и внятно, чем в одноимённом треке. Фирменные скиллы, за которые его нарекут новым королём рурэпа, тоже на месте. Чего только стоит шальная флоу-скороговорка в куске про Рикки-Тикки-Тави или двойная рифма «папарацци ### – папа Ратцингер». Неидеальное, кривоватое и местами комичное, но всё же твёрдое доказательство, что русский рэп реально поднялся с кортов.
9. Полигон
Иносказательная, но мощнейшая песня Мирона о современном российском государстве – острее и точнее всех потуг с «Красоты и уродства». «Полигон» – это политическая сатира от писателя Марка, главного героя «Горгорода». В куплетах повествование идёт от лица представителей пропаганды, а припев – рефлексия автора на социально-политический контекст. Особенно хорош второй куплет, где власть обрушивается на очкариков, которые якобы получают на чай извне и подозрительно грамотно говорят в кухонных беседах. Мирон называет главными врагами власти умников, одновременно показывая себя потенциальной жертвой и предсказывая следующие шаги постсоветских персоналистских режимов.
Концепция «Горгорода» могла сильно впечатлить только подростков, впервые осиливших Оруэлла. Зато концептуальность помогла раскрыть новую грань Оксимирона. Оказывается, читать от лица вымышленных персонажей у него получается намного круче, чем говорить за себя. Мирон вжился в образ представителя власти и отыграл роль, которой аплодировал бы если не Кристиан Бейл, то как минимум Роман Мадянов. Как показало время, мотивы и логику властных Янович передал максимально точно.
«Полигон» – единственный трек «Горгорода», который подходит для эффектного исполнения на концертах: зайдёт и любителям задуматься, слегка покачивая головой, и тем, кто хочет подвигать телом активнее. Даже биты Porchy ругать не хочется: музыка отлично сочетается с текстом и красиво подводит к мощному припеву.
8. Лондонград
«Лондонград» – самый музыкальный и потому самый нетипичный трек Оксимирона. Здесь злобный рэпер-ботаник впервые пытается петь большую часть хрона под неожиданно весёлый и приключенческий инструментальный аккомпанемент. Насквозь коммерческая история помогла Мирону раскрыться с новой стороны. С правильным ТЗ он, оказывается, может писать бодрые хиты, не вляпываясь в зашквары в духе «Безумия» или рекламы «Клинского».
«Лондонград» качает лучше всех остальных треков Окси, но не превращается в пустышку. Ностальгию по жизни в Лондоне эта сериальная открывашка передаёт лучше десятка других треков Мирона на ту же тему. Запоминающийся опенинг – редкость для русских сериалов, а возможность слушать песню из стартовых титров в отрыве от них – диковинка по меркам нашей индустрии. В этом случае такой вариант потребления музла даже лучше: в финальном куплете звучит тот самый отрывок из батла против Джонибоя, который неожиданно идеально вписался в авантюристский тон песни.
7. Песенка гремлина
Одна из лучших ипостасей Мирона – злой задрот. «Песенка гремлина» – её олицетворение. Укутавшись в мантию мрачного интеллектуала, Окси разряжает панч-машину, выстреливая агрессивной рефлексией на последствия первой популярности.
Среди крупнокалиберных патронов по традиции есть холостые. Фанаты раннего Оксимирона обожают «Песенку гремлина», но из сегодняшнего дня тяжело не заметить нелепые строки, которые скрыты за интеллектуальными вывертами и хлёсткими панчами. Финалочка про принцип звучит круто, но вдумайтесь в истинный смысл этих строк:
Но это во мне убило принца, как Гаврило Принцип
6. Непрожитая жизнь
При внимательном прослушивании свежий трек Оксимирона тронет за душу и хейтеров, и тех, кто максимально далёк от его музыки. Даже самый оптимистичный и успешный человек найдёт в тексте хотя бы один элемент из личной биографии: будь то вечные подработки и долги, хлипкая лоджия или больная мать.
Мирона называют поэтом только бумеры с фейсбука, но в «Непрожитой жизни» он приблизился к внятному стихосложению без лишних словесных вывертов, но с богатством образов и метафор. Одна строчка «У дома напротив советское лицо» сильнее большинства треков Мирона. Здесь Фёдоров не поэт, но импрессионист. Тонкими мазками он обрисовывает жизнь окружающих его обывателей, которые когда-то тоже пытались писать, но утонули в быте и побоялись сделать рискованный выбор. «Непрожитая жизнь» подталкивает слушателя к экзистенциальной пустоте – будь музыка более звучной и эмоциональной, могла бы и сбросить в пропасть.
5. Организация
«Измученный рывок, отложенный в мечты» и «Хлипкая лоджия, крепкий бульон» – конечно, сильно. Но если и применять пошлое сравнение рэпа Мирона с поэзией, то только для трека «Организация». Это его единственный текст, который при поверхностном рассмотрении вызовет у студентов филфака ассоциации с экспериментами Серебряного века. Если Окс так постарался лишь для саундтрека к фильму «Ампир V», это заслуживает максимального респекта.
Лучший трек «Смутного времени» – ярчайшее доказательство, что Мирон реально хорош, лишь когда сильно старается. Янович сочинил столь «вычурную полисиллабику», что с трудом выговорил её на съёмках клипа и оставил показательное «Ух!» со смешком после долгой интеллектуальной скороговорки. Не представляю, как он справится с «Организацией» на концертах.
В этом торжестве перфекционизма Окси довёл до идеала каждую деталь. Во-первых, «Организация» – лучшая презентация любимейшего приёма Мирона, аллитерации. Во-вторых, это челлендж для флоу – необычная для Оксимирона медленная и ритмичная читка без агрессии и пауз: и когда он только успевает дышать? В-третьих, наконец-то песня Мирона звучит музыкально: даже голос здесь работает как инструмент, подыгрывая центральной фортепианной партии. Оказывается, Янович умеет и в мелодичный рэп.
4. Грязь
Квинтэссенция альбома «Красота и уродство». Только на 16 треке из 22-х Мирон решил заявить: «Я вернулся, держись мир!» И далее по тексту его старого хита. Тут и войс Моргенштерна в начале, и цитата из мема с Птахой в концовке, и ATL с Иглой на фитах – просто мясо. Шесть лет Оксимирон наблюдал, как поживает русский рэп без него, а потом сжал все мысли до трёх с половиной минут и выпустил главный батловый трек года.
Почти все панчи в цель и по делу – старческим брюзжанием не назовёшь. Бэдбарсик про Мутабор сходу кроет серия топовых панчей: «Гангста на Руси – прерогатива государства», «МС выглядят как богатые китайские туристы», «Мода на Gucci стара, как Мафусаил, но все в красно-зелёном, будто я Спайдер Иерусалим» и моё любимое:
«Эй! Твой IQ, судя по вью – kinda cute
Лучше бы молчал – я загадки люблю
Смотрю с твоей boo на «Закат» Куинджи
Она одухотворённая, но плоская
Её называют доска Уиджи».
Здесь Оксимирон предстаёт русским Эминемом (в лучшем, а не в таком смысле) и парой куплетов уничтожает всю новую школу. Моя любимая ипостась Мирона – батловая. И если в кругу он чаще всего слабоват, то в треках (если старается) – один из топов: в «Саге об орлах и канарейках» и «Красоте и уродстве» наберётся толстый архив из жёстких панчей. Если в «Праздную» нарциссизм Мирона раздражает, то другое воплощение этого «уродства», в лице бати с ремнём, Окси явно идёт. Рекомендую всем убеждённым хейтерам и тем, кто не признаёт влияние личности Оксимирона на русский хип-хоп, включить «Грязь». Она быстро оформит вам бадибэг в этом заочном батле.
3. Darkside
Первый трек Мирона, при прослушивании которого я подумал: «Вау! А вот это мне реально нравится!» Да, выбор крайне субъективный: любой мрачняк, где замешана мифология и религия, я принимаю с удовольствием. Ещё больше ценю, когда «прям грязь-грязь» намешана уместно и грамотно. На мой вкус, именно Darkside – одновременно лучший батловый трек и репрезент Окси.
Здесь молодой Мирон в идеальной форме. Уже начало впечатляет и мгновенно вовлекает в историю:
Моя бритая башка – это их Лысая гора».
Несколько смыслов всего в двух строчках и классная метафора, которая напоминает, что Оксимирон изучал Средневековье. Это редчайшая возможность услышать самую нераскрытую ипостась культовой личности, Окси-медиевиста.
Трек о тёмной стороне Мирона идеально вписался бы в «Красоту и уродство» и легко бы превзошёл любой из аналогичных куплетов про себя любимого. Выше я уже не раз говорил, как крут злой Оксимирон и на какие хоррор-тексты он способен, но по меркам его творчества Darkside – экстрим и снафф.
2. Хитиновый покров
Мирон называет этот текст лучшим. Полностью согласен: на первом месте всё равно нечто более объёмное и сложное, чем набор символов.
Все-таки мой лучший текст — это Хитиновый Покров
«Хитиновый покров» – просто хорошая песня. В творчестве Окси она выделяется, потому что подобных примеров у него почти нет. Мирон сделал исключение и отбросил все любимые привычки: заигрывание с двойными рифмами и аллитерациями, бесконечные отсылки и самовлюблённые репрезенты. Он просто собрался и сделал хорошую универсальную песню с классической структурой, запоминающимся припевом и простыми метафорами. Такие не стареют.
Спустя восемь лет «Хитиновый покров» слушается только лучше. Слегка дурацкая и типично мироновская музыка тут как влитая, припев вписался бы в хит для стримингов, а понятные образы и вечные темы донесут смысл до любой аудитории. Выпускай Оксимирон такие треки почаще, о нём было бы намного меньше споров. Хотя Федорову вряд ли понравился бы такой расклад.
1. Где нас нет
Единственный трек Оксимирона, который вызывает у меня мурашки. Это больше, чем песня. Не в пафосном смысле, а в структурном. Здесь есть киношный сценарий и монтаж. Мирон не ограничился простой идеей раздать по куплету на историю двух ключевых персонажей. К этой структуре он добавил более сложную: весь текст состоит исключительно из рандомных реплик эпизодических героев. В песню это превратили писательский талант, умелая игра интонациями, классная музыка с лучшим за дискографию припевом и предыстория в виде целого альбома.
Самое забавное, что гигантский «Горгород» меркнет на фоне его обособленного эпилога. «Где нас нет» мог бы целиком заменить весь альбом. В арках персонажей драмы намного больше, чем в антиутопии с коварным Мэром. Если общий сюжет у Мирона получился банальным и вторичным, над персонажами он поработал вдумчиво и глубоко. Готов поспорить, каждый из жителей России за жизнь слышал хотя бы одну из озвученных реплик. В «Полигоне» Оксимирон иносказательно говорил о политической ситуации в стране. В «Где нас нет» он делает кое-что более глобальное и сложное – описывает судьбы всех её жителей, уделяя внимание скорее экзистенциальному, чем социальному.
Если бы Оксимирон делал такой хотя бы каждую десятую песню, его величие как музыканта было бы сложно оспорить. Но спасибо за «Где нас нет» – единственный грандиозный трек, который вряд ли вылетит из моего плейлиста. Не так уж много в русской музыке песен, которые моментально экранизируются внутри черепной коробки.