1492 год — високосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. Это 1492 год нашей эры, 492 год 2 тысячелетия, 92 год XV века, 2 год 10-го десятилетия XV века, 3 год 1490-х годов.
1492 год в других календарях
Григорианский календарь
1492 MCDXCII
Юлианский календарь
1491 — 1492 (с 10 января)
Юлианский календарь с византийской эрой
7000 — 7001 (с 10 сентября)
От основания Рима
2244 — 2245 (с 30 апреля)
Еврейский календарь
5252 — 5253
Исламский календарь
897 — 898
Армянский церковный календарь
941 ԹՎ ՋԽԱ
Китайский календарь
4188 — 4189 辛亥 — 壬子 белая свинья — чёрная крыса
Эфиопский календарь
1484 — 1485
Древнеиндийский календарь
— Викрам самват
1548 — 1549
— Шака самват
1414 — 1415
— Кали-юга
4593 — 4594
Иранский календарь
870 — 871
Буддийский календарь
2035
Содержание
События
Без точных дат
Государственные деятели
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1492 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1492 году
См. также
Примечания
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «1492 год» в других словарях:
1492 Pictures — Год основания 1995 Основатели Крис Коламбус Расположение … Википедия
1492 (значения) — 1492 может означать: Натуральное число между 1491 и 1493. 1492 год високосный год григорианского календаря. 1492: Завоевание рая исторический кинофильм совместного производства США, Великобритании, Франции и Испании; был… … Википедия
1492: Завоевание рая — 1492: Conquest of Paradise … Википедия
Изгнание евреев из Испании (1492) — Альгамбрский декрет (исп. Decreto de la Alhambra) Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) изгнание евреев из Испании указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в… … Википедия
Тысяча четыреста девяносто второй год: Завоевание рая — 1492: Завоевание рая 1492: Conquest Of Paradise Жанр драма / исторический Режиссёр Ридли Скотт В главных ролях … Википедия
1503 год — Годы 1499 · 1500 · 1501 · 1502 1503 1504 · 1505 · 1506 · 1507 Десятилетия 1480 е · 1490 е 1500 е 1510 е · … Википедия
1491 год — Годы 1487 · 1488 · 1489 · 1490 1491 1492 · 1493 · 1494 · 1495 Десятилетия 1470 е · 1480 е 1490 е 1500 е · … Википедия
1501 год — Годы 1497 · 1498 · 1499 · 1500 1501 1502 · 1503 · 1504 · 1505 Десятилетия 1480 е · 1490 е 1500 е 1510 е · … Википедия
1490 год — Годы 1486 · 1487 · 1488 · 1489 1490 1491 · 1492 · 1493 · 1494 Десятилетия 1470 е · 1480 е 1490 е 1500 е · … Википедия
Этот день в истории: 1492 год — Альгамбрский эдикт об изгнании евреев
31 марта 1492 года в замке Альгамбра недалеко от Гранады был оглашен указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля того же года откажутся принять христианство.
После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха Реконкисты. С этого момента в Испании была свёрнута и политика некоторой религиозной терпимости в отношении еврейского населения.
Евреям не помогло даже то обстоятельство, что последние военные кампании, закончившиеся полной победой над маврами, стали возможными в том числе и благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора.
Альгамбрский (Гранадский) эдикт, изданный 31 марта 1492 года, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона.
Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало национальной катастрофой.
Эдикт касался всех последователей иудаизма, независимо от этнической принадлежности. Смысл указа состоял в лишении их защиты закона, то есть делал беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд.
Разумеется, в таких условиях была невозможна никакая коммерческая и финансовая деятельность, являвшаяся основным занятием испанских евреев. Для возвращения под защиту закона достаточно было принять крещение, но большая часть евреев предпочла сохранить веру и эмигрировала из Испании.
Стоит отметить, что переход в христианскую веру на самом деле евреям ничего не гарантировал. В эдикте, подписанном в гранадской Альгамбре Изабеллой и Фердинандом, указывалось на то, что среди принявших крещение евреев имеется немалое количество «плохих христиан», которые оказывают негативное влияние на новообращённых.
Подозреваемых в «мнимом христианстве» сразу же брала в оборот Святая инквизиция, основанная за двадцать лет до этого Томасом Торквемадой. Еще до 1490 года инквизиторы уличили в этом «преступлении» более 13 тысяч крещёных евреев (марранов). Все они были арестованы и осуждены, многие из них были сожжены на костре.
Изгнание евреев оказало серьёзное воздействие на испанскую экономику. Несмотря на то, что имущество евреев, их дома и земли распродавались к выгоде коренного населения по низкой цене, серьёзный ущерб понесли торговля, финансы страны и банковское дело.
С уходом из Испании еврейских капиталов стало невозможным финансирование крупных государственных, военных и хозяйственных проектов, пришло в упадок кредитное хозяйство (так как христианам запрещалось заниматься ростовщичеством). Кроме этого, страна лишилась многих искусных мастеров-ремесленников, дипломатов и языковедов, врачей и учёных.
Одной из целей принятия Альгамбрского эдикта в Испании было обеспечение религиозного единства страны наряду с уже достигнутым политическим единством. Поэтому вслед за евреями в 1501 году из Испании были изгнаны также все мавры-мусульмане, отказавшиеся принять крещение.
А в 1609—1614 годах были изгнаны и мориски (мавры, принявшие христианство). Новокрещенные евреи и мавры находились под надзором инквизиции, которая то и дело отправляла на костер очередного «отступника». Тем не менее многие бывшие иудеи и мусульмане и после принятия католичества продолжали тайно исповедовать свою прежнюю религию.
Что происходило в России в то время, когда Колумб открывал Америку
Открытие итальянским мореплавателем на испанской службе Христофором Колумбом в 1492 году Нового Света считается началом Новой эпохи всемирной истории. До 1504 году Колумб совершил к берегам Америки четыре плавания, хотя и не подозревал, что обнаружил ещё один континент: он думал, что плавал к берегам Восточной Азии. Но ещё при его жизни многие мореплаватели и учёные поняли его ошибку.
А отразилось ли начало Новой истории на России? Заметили ли здесь наступление иной эпохи? Что вообще происходило в то время на Руси?
Страхи перед концом света
1 сентября 1492 года – как раз в это время корабли Колумба плыли на запад к неведомым землям – по православному календарю должен был наступить новый 7001-й год. Заканчивалось седьмое тысячелетие от «сотворения мира», а вместе с тем, по убеждению многих, должен был закончиться и этот мир, земля содрогнулась бы от труб ангельских, и мёртвые восстали бы из могил для Страшного суда. Это ожидание распространилось по Руси задолго до 7000 года и стало причиной распространения многих еретических учений.
Дело в том, что пасхалии – таблицы, определявшие дату православной Пасхи для каждого года – сделанные ещё в Византии, заканчивались как раз 7000-м годом.
Русские церковные и светские власти поздно спохватились, чтобы пресечь эти вредные толки составлением новых таблиц. Дело осложнялось тем, что сведущих в математике и астрономии людей среди русских священнослужителей не было (таковых пришлось приглашать из Греции), а очень многие даже разделяли апокалипсические настроения своей паствы. Когда же обещанный «конец света» не наступил, для многих это было соблазном к отступлению от самой веры.
Ересь жидовствующих
Так возникла почва для еретических учений, самым мощным из которых стала ересь так называемых жидовствующих. Их прозвали так, вероятно, за то, что они отрицали троичность божества и признавали только единого ветхозаветного Бога. Вероятно, с этим соединялось празднование ими субботы вместо воскресенья. Вероучение «жидовствующих» в точности неизвестно. Но довольно быстро эта ересь проникла в высшие круги Московского государства. Даже сам великий князь Иван III одно время покровительствовал еретикам.
Казни еретиков жидовствующих в 1504 году
Как обычно, религия стала символом политических и даже династических разногласий. «Жидовствующие» группировались вокруг невестки Ивана III Елены Волошанки и её сына (внука великого князя) Дмитрия. В 1498 году Иван III даже венчал своего внука как своего наследника на царство. Но постепенно возобладала «православная» партия, консолидировавшаяся вокруг второй жены великого князя гречанки Софьи Палеолог. Иван III лишил прав на престол своего внука от старшего сына, сделал наследником Василия – своего сына от Софьи, а в 1504 году, по настоянию церковного Собора, предал сожжению живьём нескольких наиболее высокопоставленных «еретиков». Это было как раз, когда Колумб совершал своё последнее плавание.
Кадр из сериала «София»
Любопытно, что в России знали об Испании. Только первые сведения об этой стране у нас были связаны не с её успехами в мореплавании, а с деяниями «святейшей» инквизиции. Преподобный Иосиф Волоцкий писал своему единомышленнику в борьбе с ересью архиепископу новгородскому Геннадию о том, как «король шпанский» огненными казнями вывел ересь в своём государстве, и призывал брать с него пример.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Данная статья должна рассматриваться читателем как гипотеза
Этот пост является комментарием к посту уважаемого well_p
Известно, что, согласно действующей хронологии, 1492 год есть 7000 год от сотворения мира. В это год ожидался конец света.
Конец света не наступил, пасхальных таблиц нет, собирается собор и утверждаются новые таблицы, а заодно, новый год переносится на 1-е сентября.
А теперь присмотримся к 7000 году ( 1492 год ), поставим себя на место живших тогда людей и предположим о чем они думали. Ожидается конец света. Почему? Да за грехи наши и прочая. Но конец света не наступил. Почему?
Если предположение о страстях, смерти и чудесном Воскресениии Христа именно в 1492 верно, то, может быть, именно эти события и породили тектонические сдвиги в 16 веке? Из старой веры, до 7000 (5508) года ( 1492 год ) родилась Новая вера, Новый завет. Вполне возможно, что возникло противостояние «старой веры» с «новой верой», что породило и реформацию, и расколы, и инквизицию, и религиозные войны, и возникновение идеи божественного происхождения царской власти.
Пройдемся вкратце по 16-му веку и рассмотрим основные исторические события:
В Западной Европе реформация церкви началась именно в начале 16 века, выступлением в 1517 году Мартина Лютера, которого «В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира.»
Симони́я — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа.
В католической церкви симония процветала в конце 15. начале 16 веков.
«Католическая симония считается важнейшей и непосредственной предпосылкой возникновения протестного движения в христианстве XVI в. — протестантизма.» ( via )
Иосиф Волоцкий Святой Русской Православной церкви «Ревнуя исполнить эту священную волю своего наставника, Иосиф, посвященный в сан пресвитера и игумена митрополитом Геронтием (1477), немедленно думал ввести в своей обители самое строгое общежитие, которое дотоле не вполне в ней соблюдалось. Но, встретив несогласие со стороны старцев, за исключением семерых, он, едва прошел год его игуменства, решился оставить свой монастырь, облекся в худые, нищенские одежды и в качестве послушника – ученика одного из единомысленных ему старцев, Герасима Черного, – отправился обозреть и изучить устройство других общежительных монастырей.» ( via ) (выделено мной)
В 16-же веке достигает своего апогея Святая инквизиция в Западной Европе (можно предположит, что не достигает апогея, а возникает как средство борьбы с инакомыслием)! И кого отправляли на костер? Еретиков, инакомыслящих, ведьм, колдунов. Сжигались книги. Можно предположить, что или новая религия боролась со старой, или наоборот.
Григорий XIII «издал папскую буллу Inter gravissimas, обнародованную 24 февраля 1582 года. »
«Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.» ( via )
Но, иподволь, с конца 15 века назревали изменения. Поэтому, вероятно, Христос с его идеями реформы церкви был не одинок и он выразил запросы, которые начали формироваться в обществе.
И в 16 веке все по-другому. 16 век буквально пронизан религиозными переменами, там и реформация церквей, и контрреформация, и религиозные войны, и охота на ведьм, и соборы церквей, где решались вопросы богослужения, веры, где боролись с иконоборчеством, и анафемы в адрес другой церкви.
Арсений ведет полемику с представителям греческой церкви, но ведь именно «со второй половины XVII века правку книг было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи, во главе с Епифанием Славинецким— знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.» ( via ). (выделено мной). Т.е., по факту, спор Арсения с греками есть спор и противостояние реформам патриарха Никона.
Вполне возможно, что основной раскол Православия произошел из-за дат рождения Христа. По Арсению в 1650 году был 158 год от Рождества Христова, а у греков и, соответственно на Руси, после реформы патриарха Никона, 1650 год от рождества Христова.
И еще. «Русская Православная Старообрядческая Церковь не принимала участие во всемирных торжествах по поводу 2000-летия Рожества Христова, которые во всём мире отмечались в 2000 году, потому, что в действительности этот юбилей состоялся 25 декабря 1991 года по старому стилю (7 января 1992 году по новому стилю).» ( выделено мной ) ( via ). Старообрядческая церковь придерживается мнения, что юбилей был в 1992 году. Если Христос родился/Воскрес в 1492 году, то в 1992 году так же имел место юбилей, но только не 2000 лет, а 500 лет. Вполне вероятно, что факт празднования старообрядцами юбилея Христа в 1992 году может косвенно подтверждать его воскресение в 1492 г.
Если верна гипотеза о том, что Христос воскрес в 1492 году, то, возможно, когда произошло удревнение даты рождения Христа ( 5508 год ( 1492 год ) от Сотворения мира стал 7000 годом от Сотворения мира, а 5508 год «уехал» в древность ) вслед за Христом автоматически удревнилась и античность! Т.е. за датой рождения Спасителя на полторы тысячи лет назад отправились и Древний Рим, и Греция. А они потянули за собой Египет, Ближний и Средний восток и прочие события, которые так или иначе исторически предшествовали Рождеству и Воскресению.
Если предположить, что гипотеза о воскресении Христа в 1492 году верна, то все вышеизложенное позволяет по новому взглянуть и получить совершенно новые объяснения и чередам всевозможных ересей, и реформациям, и расколам, и инквизиции, и религиозным войнам, и возникновению идеи божественного происхождения царской власти. Чудесное Воскресение Христа породило новую веру, привело к кардинальным изменениям в 16. 18 веках в мире. Легенды же и предания, которые было невозможно объяснить в рамках традиционной истории, становятся реальной историей.
Все бы хорошо, вот только не понятно как и почему произошел этот сдвиг. Почему, с какой стати Рождение Христа оказалось отброшено на почти полторы тысячи лет назад? И почему мы должны верить словам Арсения? Вполне возможно, что переписчики документа, где приводятся слова монаха, просто ошиблись, бывает. Опять же, гипотеза о том, что античность это не начало нашей эры, а позднее средневековье не находит своего подтверждения в датах и календарях. Как, например, соотнести, I Никейский собор, который состоялся в 325 году нашей эры, призвание Рюрика в 862 году, крещение Руси в 988 году, основание Рима в 753 году до н.э., раскол Церкви в 1054 году, принятие Юлием Цезарем юлианского календаря в 45 г. до н.э. и предполагаемое Рождество/Воскресение Христово в 1492 году?
В 1492 г. Иоанн III при посредстве крымского хана Менгли-Гирея переправил Баязету II грамоту, в которой жаловался на притеснения турками русских. Султан Т. в ответ послал было к московск. царю своего посла, но он был задержан в литовских пределах и по распоряжению вел. князя литовского Александра возвращен обратно в Турцию.
Иоанн III, в союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем, вторгся в 1492 г. в Литву: литовцы сопротивлялись слабо и русским удалось овладеть многими городами. Перемирие заключили в 1494 г.
Государь порешил выстроить себе дворец в Москве, тоже кирпичный, на белокаменном основании; постройка его началась с 1492 г., но большие приемные полаты дворца сооружались еще прежде, в 1489—1491 гг. Казалось бы, что с этого времени каменные, или, как их стали называть, полатные постройки должны были распространиться по городу в значительной степени; но это дело подвигалось очень туго и деревянное коснение охватывало весь город по-прежнему. Доморощенные строители, недалекие в познаниях и опытности по этой части, сооружали толстые стены, тяжелые своды, иногда с железными связями, и такое помещение походило больше на тюрьму или на погреб, чем на жилье. Поэтому москвичи если и строили подобные полаты, то с одною только целью — чтобы на каменном основании выстроить более высокие деревянные хоромы, употребляя это основание как подклетный этаж, для разных служебных помещений своего хозяйства. Так поступали и в государевом дворце.
Основание Ивангорода. Началась добыча серебра на реке Цыльме.
Сообщение отправлено: 20 мая 2006 16:59 ( Ne administrator)