Что следует за сигналом общесудовой тревоги
Судовые тревоги. Сигналы судовых тревог. Виды судовых тревог
Сигналы судовых тревог. Виды судовых тревог. Общесудовая тревога. Объявление тревоги на судне.
Установлены следующие судовые тревоги и сигналы:
а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;
• при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
• при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
• при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
• при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;
б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;
в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза.
3.4.2. В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака.
При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно».
Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.
3.4.3. Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.
3.4.4. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.
3.4.5. Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.
(51 оценок, среднее: 3,84 из 5)
Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море,
обеспечение живучести судна
206. Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:
(01) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
(02) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
(03) постоянную готовность средств борьбы за живучесть; подготовку экипажа к борьбе за живучесть;
(04) постоянное наличие на борту количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.
207. Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведование членам судового экипажа и должно храниться на штатных местах.
208. На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.
209. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.
Главный (старший) механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии (группы), которые возглавляются начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.
210. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам. Установлены следующие виды судовых тревог:
Установлены следующие сигналы судовых тревог:
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства.
Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово «учебно» при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.
211. Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость.
По общесудовой тревоге определены обязанности членов экипажа в части: управления судном, осуществления радио- и зрительной связи, наблюдения за окружающей обстановкой, обеспечения водонепроницаемости корпуса судна, борьбы с водой и огнем, использования специальных средств борьбы за живучесть, оказания медицинской помощи и обеспечения порядка.
По тревоге «Человек за бортом» определены обязанности членов экипажа по спасению человека (людей) и оказания ему медицинской помощи. По этой тревоге смена вахт не производится.
Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне, в части: подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.
При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.
212. Расписания по тревогам вывешиваются в наиболее видных общедоступных местах судна. Над койкой каждого члена экипажа вывешивается табличка с его обязанностями по тревогам. У коечных мест пассажиров, других находящихся на судне лиц вывешиваются карточки с указанием сигналов тревог, мест сбора по тревогам, мест нахождения и номеров спасательных средств, на которые они должны высаживаться, способов и приемов надевания индивидуальных средств с иллюстрациями.
213. Для практической отработки действий экипажа по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в сроки, предусмотренные действующими нормативными документами по обеспечению безопасности мореплавания.
214. Курение на судне разрешается только в отведенных для этого местах.
215. Членам экипажа не разрешается:
(01) перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа;
(02) выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать нефтепродукты и загрязненную ими воду;
(03) купаться с борта судна без разрешения вахтенного помощника капитана.
216. Членам судового экипажа запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии.
217. Спортивные мероприятия (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только по разрешению капитана или старшего помощника капитана.
Наблюдение за безопасностью проведения указанных мероприятий должно возлагаться на одного из помощников капитана.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Виды и сигналы тревог. Судовые тревоги. Сигналы судовых тревог. Виды судовых тревог
Виды и сигналы судовых тревог
Согласно положениям SOLAS-74 Глава 3, часть С, раздел 7, правило 50; раздел 8, правило 53 — предусматриваются следующие виды тревог:
· «Общесудовая тревога» (в том числе по борьбе с водой, пожаром, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и т.д.);
· «Шлюпочная тревога (тревога по оставлению судна)»;
· Тревога «Человек за бортом».
“Общесудовая тревога” — объявляется вахтенным помощником капитана самостоятельно или по указанию капитана в следующих случаях:
1. необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности;
2. обнаружения поступления внутрь судна забортной воды или ее распространения по судну;
3. возникновения на судне взрыва, утечки газа или обнаружении первых признаков пожара — дыма и запахов гари, газов;
4. других аварийных происшествиях, создающих угрозу судну, грузу, экипажу;
Сигналом общесудовой тревоги — семь коротких и один продолжительный (5 – 6 сек.) звук, повторяется 3 — 4. Подаётся звонком громкого боя.
При выходе из строя звонка громкого боя сигнал подается судовым свистком или сиреной.
Под словом «свисток» понимаем любое звукосигнальное устройство, могущее подавать предписанные звуки и соответствовать требованиям Приложения 3 МППСС-72 (правило 32).
Сигнал сопровождается объявлением по громкоговорящей связи в связи с чем сыграна общесудовая тревога. Указывается место, вид повреждений в случаях борьбы с водой и пожаром, утечкой аммиака, а также действия экипажа в конкретной ситуации.
При пожаре во время стоянки судна в порту этот сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол.
С объявлением общесудовой тревоги все члены экипажа прибывают на места, указанные в расписании по тревогам, имея при себе спасательные жилеты и установленное снаряжение. Действуют в соответствии с обязанностями по расписанию или, следуя указаниям, подаваемым с ходового мостика. Пассажиры выводятся к местам сбора.
Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа.
“Шлюпочная тревога” (тревога по оставлению судна) объявляется капитаном судна либо лицом, его заменяющим по судовой трансляции или передается через связных. Сигналом тревоги являются семь коротких и один продолжительный (5 – 6 сек.) звук звонком громкого боя (судовым свистком или сиреной), повторяемых 3 — 4 раза.
По этому сигналу все пассажиры и члены судового экипажа в спасательных жилетах должны прибыть в установленные места сбора. Расписанные члены судового экипажа должны:
— обеспечить выход пассажиров к местам сбора,
— контролировать судовые помещения на предмет отсутствия в них пассажиров,
— осуществлять организованную и безопасную посадку людей.
Должны быть взяты и включены аварийные радиобуи подачи сигнала бедствия через спутник типа «КОСПАС-АРБ» (спутниковый аварийный радиобуй «КОСПАС-САРСАТ») и радиолокационный ответчик, позволящие летательным аппаратам обнаружить спасательные шлюпки и плоты.
Только в случаях, не терпящих отлагательства, командир спасательной шлюпки (плота) может самостоятельно дать команду на спуск. После спуска па воду спасательная шлюпка должна отойти от борта аварийного судна па безопасное расстояние.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт на ходу судна, а также при обнаружении человека в море.
Сигналом тревоги являются три продолжительных (—— —— ——) по 5 — 6 сек. звука звонком громкого боя (судовым свистком или сиреной) с дублированием голосом по трансляции. Сигнал повторяется 3 — 4 раза. Тревогу объявляет вахтенный помощник капитана. Расписанные по этой тревоге члены судового экипажа обеспечивают:
— наблюдение за окружающей обстановкой и упавшим за борт;
— необходимые маневры судна;
— подготовку и спуск спасательной шлюпки;
— поиск человека за бортом и его спасение.
Общее руководство спасательной операцией возложено на капитана судна. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
Общесудовая авральная сигнализация должна обеспечивать подачу сигнала тревоги. Сигнал тревоги может подаваться другими равноценными звукосигнальными устройствами: электрическим звонком, колоколом громкого боя, ревуном, работающими от основной судовой электросети, а также от аварийного источника электроэнергии, требуемого правилом 2 — 1/42 или 43, в зависимости от случая. Передаваемый сигнал тревоги должен быть слышан во всех судовых помещениях, на верхней палубе и в местах, где находятся и работают люди.
Сигнализация должна приводиться в действие с ходового мостика, а также, за исключением судового свистка, с других ключевых постов.
1. Звуковой сигнал всех тревог, за исключением тревоги «Человек за бортом», состоит из семи коротких и одиного продолжительного (5 – 6 сек.) звука, повторяемых 3 — 4 раза колоколом громкого боя или его замещающим.
2. Звуковой сигнал тревоги «Человек за бортом», состоит из трёх продолжительных звука, повторяемых 3 — 4 раза колоколом громкого боя или его замещающим.
3. Сигналы тревог дублируют голосом по трансляционной сети с указанием вида тревог. В случае пробоин, утечки газа или пожара по возможности указывают их место.
4. Отбой всех тревог объявляют по трансляционной сети.
Виды судовых тревог, расписание по тревогам
Основой организации борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам.
В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.
Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числааварийных партий.
В свою очередь число аварийных партий определяется численностью экипажа:
при численности свыше 100 чел.- 3 аварийные партии (носовая, кормовая и аварийная партия машинного отделения);
при численности 40 — 100 чел. — 2 (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения;
при численности 15 — 40 чел. — одна и аварийная группа машинного отделения;
при численности менее 15 чел. ни аварийных партий, ни групп на судне не создается;
борьба за живучесть ведется всем экипажем согласно Расписанию по тревогам.
Общесудовая тревога:
Сигналом общесудовой тревоги согласно SOLAS(гл.III пр. 37 п.1; LSA Code пункт 7.2) является семь или более коротких звуковых сигналов и следующего за ними одного продолжительного звукового сигнала, подаваемых судовым свистком или сиреной и, дополнительно – электрическим звонком или ревуном или другим равноценным звукосигнальным устройством, работающим от основного и аварийного источников электроэнергии. Сигнал повторяется 3-4 раза. Сигнал сопровождается объявлением по громкоговорящей связи о виде тревоги с возможными пояснениями относительно действий судового экипажа в конкретной ситуации. Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции. Тревога объявляется вахтенным помощником капитана самостоятельно или по указанию капитана в случаях:
— необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению предполагаемой опасности;
— поступления внутрь судна забортной воды;
— возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружении первых признаков пожара — дыма и запахов гари, газов;
— других аварийных ситуаций.
При объявлении общесудовой тревоги все члены судового экипажа прибывают на места, указанные в расписании по тревогам, имея при себе спасательные жилеты и установленное снаряжение, и действуют в соответствии с обязанностями по расписанию или следуя указаниям, передаваемым из главного командного пункта (с мостика). По общесудовой тревоге расписанными членами судового экипажа производится герметизация помещений судна и подготовка к спуску коллективных спасательных средств.
Человек за бортом:
Возможны три ситуации:
1. немедленные действия. Человек за бортом обнаружен с ходового мостика, и соответствующие действия предпринимаются незамедлительно;
2. действия, предпринимаемые с некоторой задержкой. Информация о человеке за бортом поступила на мостик, и соответствующие действия предпринимаются с задержкой;
3. действия, предпринимаемые в случае исчезновения человека. На мостик передано сообщение о том, что человек пропал без вести.
В случае первых двух ситуаций применяются маневр Уильямсона, маневр Андерсона. В случае третьей ситуации — маневр Щарнова (возвращает судно в свой кильватер). Объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт на ходу судна или при обнаружении его в море подачей трѐх продолжительных корабельных гудков с объявлением по громкоговорящей связи- человек за бортом. Расписанные по этой тревоге члены судового экипажа обеспечивают организацию наблюдения и необходимых маневров судна, подготовку и спуск дежурной спасательной шлюпки, поиск человека за бортом и его спасение. Общее руководство спасательной операцией должен возглавлять капитан. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того как станет ясна безрезультативность дальнейших поисков.
Шлюпочная тревога:
Объявляется только по указанию капитана судна при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления экипажем. Сигнал общесудовой тревоги — семь или более коротких и один продолжительный звук колоколом громкого боя; сигнал повторяется 3-4 раза с объявлением вида тревоги по громкоговорящей связи. По этому сигналу все члены судового экипажа в спасательных жилетах должны собраться в установленных местах сбора. Расписанные члены судового экипажа производят спуск на воду коллективных спасательных средств, обеспечивая организованную и по возможности безопасную посадку в них людей, проверку отсутствия людей, оставшихся на борту судна, отход спасательных средств от судна и управление ими.
Окрасочные работы
Окрасочными работами по судну (включая машинные помещения) руководит боцман. На старшего матроса (плотника) возлагается ответственность за приготовление требуемых инструментов, материалов, защитных приспособлений и спецодежды, а также за подготовку беседок, лесов, рабочих плотиков и шлюпок для работы за бортом, на мачтах и дымовых трубах. При выполнении окрасочных
работ на судне старший матрос осуществляют малярные работы с помощью механизированных высокопроизводительных средств как самостоятельно, так и совместно с другими матросами.
Подготовка к окраске судовых поверхностей. Обновление окраски судовых поверхностей в процессе эксплуатации судна производят тогда, когда появляются первые признаки ухудшения ее качества и защитных свойств: отсутствие блеска, растрескивание, шелушение, образование пузырей и появление ржавчины. Поверхность, подготавливаемую к окраске, тщательно моют водным раствором мыла или другими моющими средствами. Оставшиеся не отмытыми масла и жир удаляют ветошью, смоченной уайт-спиритом или ксилолом. Для того чтобы удалить различные компоненты моющих растворов, поверхность тщательно промывают чистой пресной водой.
Старую краску, ржавчину и окалину удаляют с поверхности ручным (киркой, скрябкой, щеткой проволочной, шпателем) или механизированным инструментом (отбойными пневматическими молотками, пневматическими ротационными машинами, пневматическими шарошками, торцевыми пневматическими щетками, угловыми пневматическими щетками, реверсивными и др.).
Стальную поверхность от ржавчины и окалины очищают пневматическими молотками или кирками, избегая повреждения поверхности насечкой стали, усиливающей коррозию. Окончательно стальную поверхность обрабатывают пневматическими или ручными стальными щетками, удаляя остатки (налет) ржавчины и следы старой краски.
При очистке поверхностей из легких сплавов и оцинкованных необходимо беречь от повреждений окисную пленку, которая повышает коррозионную стойкость металла. С таких поверхностей старую краску удаляют затупленными стальными или алюминиевыми шпателями.
Деревянная поверхность перед окраской должна быть сухой, чистой, ровной, без следов клея и пятен. Смолистую древесину перед окраской промывают скипидаром для того, чтобы краска держалась на поверхности. Сглаживают поверхность путем циклевания (циклей) и шлифования шкуркой. Поверхность, которая отслаивается и пузырится, очищают скрябкой. Краску, хорошо держащуюся на краях поверхности, сглаживают шкуркой или пемзой. Участки, очищенные от краски, и некрашеные поверхности древесины пропитывают один — два раза олифой, в которую добавляют небольшое количество сухой охры. Охра создает шероховатость поверхности, что способствует лучшему прилипанию грунтовочного слоя краски.
Пластиковую поверхность перед окраской обрабатывают наждачной бумагой для того, чтобы улучшить сцепление краски с окрашиваемой поверхностью.
Общие сведения о лакокрасочных материалах. Лакокрасочная пленка покрытия должна иметь достаточную прочность, хорошую эластичность при изгибах и вибрациях, стойкость против воздействия как высоких, так и низких температур, моющих средств, масел, нефтепродуктов и т.п.
Лаки — растворы естественных и синтетических смол или их соединений с маслом и другими веществами в каком-либо летучем растворителе. В зависимости от пленкообразующей основы лаки бывают масляные, алкидные, битумные, нитроцеллюлозные, поливиниловые, эпоксидные и др. Они используются как в чистом виде для покрытия деревянных и металлических конструкций, так и для приготовления различных эмалевых красок. Всякая краска состоит из двух основных компонентов: пленкообразователя и пигмента.
Пленкообразователи составляют основу лакокрасочных материалов. Это вещества, способные образовывать после высыхания прочную пленку. К ним относятся натуральные, полунатуральные и искусственные олифы, природные и синтетические смолы. Для приготовления натуральных олиф используют растительные масла. Искусственные олифы получают химическим путем. Природные смолы —
канифоль, янтарь, битум — сложные органические соединения в основном растительного происхождения. Синтетические смолы — эпоксид, этиноль, перхлорвинил.
В зависимости от пленкообразователя бывают краски масляные, синтетические, эмульсионные и специальные
Пигменты — сухие красящие вещества, не растворяющиеся в пленкообразователе. Их вводят в состав грунтов, шпаклевок, красок, эмалей и мастик для придания им нужного цвета и улучшения качества покрытия. Естественные пигменты — красящие минеральные вещества, получаемые переработкой сырья. Искусственные пигменты — белила литопонные, свинцовые, цинковые, сурик свинцовый, крон
свинцовый и цинковый, ультрамарин, киноварь — получают путем химической обработки сырья.
Наполнители — инертные, некрасящие вещества, получаемые путем тонкого помола дешевых природных минералов. Они вводятся в краски для снижения расхода пигментов и улучшения антикоррозионных свойств пленки пленкообразователя, повышения атмосферостойкости покрытий и их устойчивости к действию некоторых нефтепродуктов.
Пластификаторы — малолетучие вещества, придающие пленке эластичность и устойчивость к изгибам. В качестве пластификаторов применяют растительные масла невысыхающего типа, химические соединения с высокой температурой кипения и различные смолообразные вещества.
Отвердители — жидкие вещества, которые при введении в некоторые сорта красок и лаков способствуют образованию твердых пленок.
Растворители — вещества, служащие для растворения сгущенных олиф, лаков и т. п.
Скипидар применяется для растворения загустевших красок и шпаклевок.
Сиккативы — для ускорения высыхания олиф, красок и шпаклевок.
Уайт — спирит — для растворения масляных красок и различных лаков.
Бензин — разбавитель нитрокрасок.
Бензол — растворитель нитрокрасок и некоторых лаков, а также растворитель эфирных и жирных масел, камфоры и воска.
Растворители представляют собой летучие, легковоспламеняющиеся жидкости, поэтому необходимо соблюдать строгие меры противопожарной безопасности.
Грунты — это нижние слои лакокрасочных покрытий, т. е. слои, наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Основное назначение грунта — предохранять поверхность металла от коррозии и обеспечивать хорошую адгезию с последующим слоем покрытия. Исходя из этого, используемые в качестве грунтов краски, должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой
поверхности, высокую антикоррозийность и водонепроницаемость.
По роду окрашиваемых материалов различают грунты для стали, для легких сплавов, для цветных сплавов и для дерева, а по способу защитного действия — антикоррозионные, фосфатирующие и протекторные. По виду пленкообразующей основы грунты подразделяются на масляные, лаковые из искусственных смол и специальные.
Приготовление красок к работе. В связи с тем, что краски выделяют вредные для здоровья людей и пожароопасные вещества, при окрасочных работах необходимо соблюдать определенные технологические приемы и правила. Разводить, перемешивать и фильтровать краску следует в малярной кладовой при включенной вытяжной вентиляции или вблизи малярной на открытой палубе. Краски в металлической таре открывают взрывобезопасным инструментом из латуни или меди.
Перед раздачей готовой к употреблению краски необходимо ее тщательно перемешать, а затем профильтровать. Перемешивание выполняется в следующем порядке. Примерно одну треть краски из тары выливают в чистую посуду. Деревянной мешалкой перемешивают оставшуюся в таре часть жидкой краски с осадком. В получившуюся после этого однородную смесь вливают отлитую краску и снова хорошо перемешивают. Краску фильтруют через металлическую сетку или специальную капроновую ткань.
Густотертые масляные краски разбавляют, энергично помешивая, небольшими порциями олифы до необходимой вязкости. В загустевшую краску добавляют 3 — 8% соответствующего растворителя (в зависимости от применяемого для окрашивания инструмента). В случае сгущения краски при понижении температуры воздуха растворитель не применяют, а подогревают ее до температуры 20 — 30°С в раздаточном бачке, помещая его в ведро с горячей водой.
Приготовитв, краску из сухих пигментов можно только в исключительных случаях и при наличии краскотерки. Вначале отвешивают нужное количество всех компонентов краски, затем их высыпают в достаточно просторную емкость для того, чтобы в нее вошла вся краска, и осталось место для ее размешивания.
Сухие компоненты тщательно перемешивают и добавляют 10% пленкообразователя. Полученную смесь растирают до получения однородной густой пасты, которую пропускают дважды через краскотерку. В перетертую пасту добавляют еще 20% пленкообразователя и продолжают перемешивать. В приготовленную краску вливают остатки отвешенного пленкообразователя, а, если необходимо, то и другие жидкие компоненты, снова перемешивают и фильтруют.
Работать с сухим свинцовым суриком и другими ядовитыми пигментами необходимо в пылезащитном респираторе. Барабаны с алюминиевой пудрой вскрывают в помещениях без принудительной вентиляции так, чтобы ее не раздувало, поскольку она в смеси с воздухом взрывоопасна. Красочные составы с алюминиевой пудрой на краскотерке не перетирают.
Чтобы предотвратить загустевание приготовленных красок, их необходимо хранить в хорошо закрывающейся таре. Густотертые краски и шпаклевки при хранении заливают сверху водой, которую при разбавлении краски сливают. Образовавшуюся на поверхности краски или шпаклевки твердую пленку пленкообразователя подрезают и удаляют.
Густоту краски определяют следующим образом: краска не должна быстро стекать с кисти, но должна легко ложиться на окрашенную поверхность при слабом нажиме кисти. Если на стекло нанести каплю краски и поставить его вертикально, то капля должна стечь на расстояние 3 — 4 см. Если капля стекла на меньшее расстояние, это значит, что краска густая и следует добавить олифу, а если на большее, то краска жидкая и надо добавить густотертой краски.
Густая краска ложится на поверхность толстым слоем, плохо высыхает и образует морщины. Окрашенная такой краской поверхность имеет неровный, пятнистый вид. Кроме того, густая краска приводит к перерасходу материалов. Жидкая краска обладает низкой покрывающей способностью и приводит к образованию подтеков.
При планировании и производстве окрасочных работ нужно обязательно учитывать срок высыхания краски. За 1,5 — 2 часа до начала окраски поверхность обезжиривают, протирая ее ветошью, смоченной в уайт-спирите, затем насухо вытирают. Грунтовка стальных наружных поверхностей должна быть произведена за 6 часов до окраски, внутренних поверхностей — за 24 часа.
Обычный срок высыхания красок 24 — 30 часов при температуре 20°С. При повышении температуры время полного высыхания сокращается. Поскольку многие поверхности на судах приходится красить дважды и даже трижды, то последующие слои краски можно наносить лишь после того, как высохнет предыдущий слой. Поспешность в этом случае резко снизит качество малярных работ.
Хранение лакокрасочных материалов на судах должно быть организовано в специальных малярных кладовых, оборудованных стеллажами и приспособлениями для хранения лакокрасочных материалов. Малярные кладовые должны быть сухими, вентилируемыми и изолированными помещениями.
Категорически запрещается использовать электрические приборы в малярных кладовых, а установленные в кладовой электрическая сетевая арматура и светильники должны быть герметическими. Также запрещено пользоваться открытым огнем, керосиновыми лампами и фонарями, свечами. Хранение лакокрасочных материалов вместе с кислотами, щелочами и легко воспламеняющимися веществами
не допускается. Малярные кладовые должны содержаться в чистоте.
Инструменты, применяемые для окраски. Для получения хорошего покрытия необходимо применять только те инструменты, оборудование и технологию, которые рекомендованы для используемого материала. Отклонение от установленных требований снижает качество покрытия.
Окрасочные работы на судах выполняются или вручную малярными кистями, или механизированным способом при помощи пневматического распылителя.
Малярные кисти различаются в зависимости от назначения по форме, величине и по роду материала, из которого они сделаны. Лучшие кисти изготавливаются из свиной щетины и конского волоса.
Обычные кисти. Они незаменимы при работе в помещениях с большим количеством оборудования, приборов, проводов, а также в труднодоступных пространствах, где затруднительно устройство вентиляции и ограничена свобода маневрирования с краскораспылителями безвоздушного типа, требующими особой осторожности при окрашивании.
При окрасочных работах используют кисти следующих типов: маховые; плоские филеночные и круглые;…