Что следует сделать на платформе во время прибытия отправления пассажирского поезда
Катаемся смело: 10 ваших прав в поезде (о которых вы не знали)
Содержание
Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?
Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.
Готовимся к поездке
1. Опечатка в билете? Не страшно!
Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.
Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.
А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.
2. Сколько килограммов багажа можно взять с собой?
Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.
Что можно сделать в этой ситуации?
Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.
Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.
Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).
3. Уехать раньше или позже? Пожалуйста!
Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.
В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.
Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).
4. На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет
С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.
Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.
Едем без проблем
5. Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах
Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.
Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.
В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».
Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.
6. Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?
Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.
Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!
7. Отношения с соседями – дело тонкое
Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?
Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).
То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.
8. Собаку-поводыря можно провозить бесплатно
Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина. Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.
Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.
Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.
9. Меняем по желанию или необходимости маршрут
Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.
Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.
10. Проехать чуть дальше тоже можно
А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.
Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Правила поведения на железнодорожном транспорте
Правила поведения на железнодорожном транспорте:
• при приближении поезда не выходите за предупреждающую полосу на платформе до полной остановки поезда;
• посадку (высадку) в вагоны производите только после полной остановки поезда, со стороны перрона или посадочной платформы;
• при приближении поезда детей держите за руки или на руках. Не оставляйте их без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;
• не оставляйте без внимания случаи нарушения правил поведения несовершеннолетних детей на территории железнодорожного транспорта;
• переходите железнодорожные пути только в установленных местах, убедившись в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов;
• не подлезайте под вагонами.
Основными причинами несчастных случаев на железнодорожных путях является:
• грубое нарушение пострадавшими «Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте», в большинстве случаях усугубившееся алкогольным опьянением;
• хождение по железнодорожным путям и переход путей в не установленных местах;
• личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке в поезда;
• проникновение граждан на объекты железнодорожного транспорта с целью хищения деталей, содержащих цветные металлы;
• переход ж. д. путей в непосредственной близости перед подающим сигналы большой громкости поездом на пешеходных переходах и переездах;
• бесцельное нахождение в парках станций и перегонах;
• шалость детей, слабый контроль со стороны их родителей.
• проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
• бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться в непосредственной близости от края платформы во время прохождения поезда;
• находиться на территории железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения;
• прыгать с поезда на ходу и с платформы на железнодорожные пути.
ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
Соблюдайте следующие правила:
— при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
— тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
— не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
— запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
— курите только в установленных местах;
— не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
— не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
— при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ
Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.
Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).
Что следует сделать на платформе во время прибытия отправления пассажирского поезда
V. Посадка пассажиров в поезд дальнего следования
и пригородного сообщения и условия проезда
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест не допускается.
В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием мест.
Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест.
49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).
Проезд в поезде пригородного сообщения определенной категории допускается только при предъявлении проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения данной категории.
50. При посадке в поезд пригородного сообщения без указания мест пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.
51. Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформлении дополнительных проездных документов (билетов). Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.
52. Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда дальнего следования и пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.
Пункт 32 Правил оказания услуг.
Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров.
Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.
54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 минут.
55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.
(п. 56 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 56, N 14, ст. 2021).
(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.08.2015 N 267)
57. Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов, не предусматривающих условие получения обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), при наличии установленного такого тарифа перевозчиком, в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.09.2018 N 334)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).
В случае отсутствия возможности оформить проезд на свободное место в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием места, безбилетное физическое лицо обязано оплатить стоимость проезда от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до ближайшей железнодорожной станции, на которой безбилетное физическое лицо удаляется из поезда, и сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде. При этом безбилетному физическому лицу уполномоченным перевозчиком лицом оформляется проездной документ (билет) без предоставления места.
(п. 57 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)
(см. текст в предыдущей редакции)
58. При отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр остается у уполномоченного перевозчиком лица, второй выдается безбилетному физическому лицу.
В акте указывается:
дата и время составления акта;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя перевозчика;
остановочный пункт или железнодорожная станция или номер поезда и вагона, на/в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
фамилия, имя и отчество (при наличии) безбилетного физического лица с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;
подпись безбилетного физического лица.
При отказе безбилетного физического лица от подписи акта уполномоченным перевозчиком лицом в акте делается соответствующая запись.
После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика, на которого в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), на ближайшей железнодорожной станции или остановочном пункте.
(п. 58 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)
(см. текст в предыдущей редакции)
59. Безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда от пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе до железнодорожной станции назначения, в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) не взимается.
(п. 59 в ред. Приказа Минтранса России от 27.08.2015 N 267)
(см. текст в предыдущей редакции)
60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.
61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16.02.2021 N 306/р «Об утверждении Типовой инструкции по организации работы поездного электромеханика»
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 16 февраля 2021 г. N 306/р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
В целях актуализации требований к техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов локомотивной тяги и порядка проведения работ поездными электромеханиками:
2. Начальнику Дирекции скоростного сообщения Петрову А.Ю., генеральному директору АО «ФПК» Пястолову В.Г. (по согласованию), генеральному директору АО «ПК Сахалин» Костыренко Д.А. (по согласованию) обеспечить изучение Инструкции причастными работниками и контроль за выполнением требований Инструкции.
3. Начальнику Департамента пассажирских перевозок Костенко Н.Д. обеспечить наличие требования о выполнении Инструкции в договорах с компаниями-перевозчиками в дальнем пассажирском сообщении.
распоряжением ОАО «РЖД»
от 16 февраля 2021 г. N 306/р
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОЕЗДНОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
1.2. На основании требований настоящей Инструкции, с учетом местных условий и эксплуатируемого подвижного состава, компаниями-перевозчиками в дальнем пассажирском сообщении издаются должностные инструкции поездных электромехаников и другие нормативные документы с целью установления соответствующих порядков для организации работы поездных электромехаников.
1.3. Поездной электромеханик относится к категории рабочих. Требования к образованию, обучению и опыту практической работы установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 966н «Об утверждении профессионального стандарта «Поездной электромеханик железнодорожного транспорта».
1.4. Поездной электромеханик при исполнении своих должностных обязанностей должен руководствоваться требованиями:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Правил устройства электроустановок;
Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей;
Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, СО 153-34.03.603-2003;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления пассажирских и почтово-багажных поездов N ЦЛ/64-ЦТ/14;
Инструкции по охране труда для поездного электромеханика в пассажирском хозяйстве ОАО «РЖД» ИОТ РЖД-4100612-ЦЛ-003-2013;
Документа «Вагоны пассажирские. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту» ЛВ1.0005 РЭ (в части проведения технического обслуживания поезда в пункте оборота и в пути следования);
Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм (в части проведения технического диагностирования буксовых узлов);
Руководства по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар с тормозными дисками, эксплуатации и ремонту буксовых узлов с подшипниками кассетного типа ПКТБВ-104.759-2008РК (в части проведения технического диагностирования буксовых узлов);
Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) N 808-2017 ПКБ ЦВ;
Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог;
Положения о порядке очистки ото льда ходовых частей и подвагонного оборудования пассажирских поездов в международном сообщении N 807-2017 ПКБ ЦВ;
внутренних документов компании-перевозчика;
регламентов взаимодействия между работниками инфраструктуры ОАО «РЖД» и поездных бригад пассажирских поездов.
1.5. Термины, определения и сокращения:
1.6. ПЭМ находится в непосредственном подчинении ответственного лица по работе с ПЭМ, установленного приказом компании-перевозчика, и в функциональном подчинении заместителя руководителя компании-перевозчика (заместителя руководителя структурного подразделения компании перевозчика), в ведении которого находятся вопросы эксплуатации подвижного состава.
1.7. Во время рейса ПЭМ находится в подчинении ЛНП.
1.8. ПЭМ осуществляет контроль за работой узлов и деталей пассажирских вагонов, в том числе вагонов-ресторанов, почтовых, багажных, вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, а также принимает меры к восстановлению работоспособности оборудования пассажирских вагонов (при необходимости). При следовании соединенного пассажирского поезда, а также поезда с прицепными вагонами обязанности ПЭМ по техническому обслуживанию распространяются на все вагоны данных поездов.
1.9. Режим работы и отдыха ПЭМ в рейсе регламентируется графиком работы, разрабатываемым на каждый поезд применительно к местным условиям.
1.10. Для выполнения возложенных на него обязанностей ПЭМ должен:
соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, пожарной и экологической безопасности;
знать и выполнять требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов Минтранса России, ОАО «РЖД», компаний-перевозчиков по вопросам, относящимся к обязанностям ПЭМ, а также требования настоящей Инструкции;
знать и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка компании-перевозчика (структурного подразделения компании-перевозчика);
соблюдать трудовую и технологическую дисциплину;
проходить в установленном порядке обязательные периодические медицинские осмотры, проверки знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках;
проходить аттестацию, как работник, производственная деятельность которого связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования. Порядок проведения аттестации устанавливается приказом компании-перевозчика;
проходить предрейсовые инструктажи в порядке, установленном приказом компании-перевозчика;
проходить техническое обучение в порядке, установленном приказом компании-перевозчика;
выполнять установленный компанией-перевозчиком порядок передачи информации по произошедшим событиям в рейсе, выполнять оперативные распоряжения непосредственного руководителя.
1.11. ПЭМ имеет право:
требовать от работников поездной бригады: (проводников вагонов, в т.ч. вагонов-салонов, служебных и служебно-технических вагонов, проводника-электромонтера почтового вагона, багажного вагона; директора вагона-ресторана, заведующего кафе-буфетом) выполнения правил пожарной безопасности;
давать указания работникам, упомянутым в предыдущем абзаце, в части правильной эксплуатации и исправного содержания электрического и холодильного оборудования, оборудования установки пожарной сигнализации, привода вагонного генератора, системы контроля нагрева букс, внутреннего оборудования, системы отопления и водоснабжения и другого оборудования вагонов;
требовать от работников пункта формирования, отвечающих за подготовку состава в рейс, проведения технического обслуживания ТО-1 в соответствии с положениями руководств по техническому обслуживанию оборудования вагонов;
контролировать выполнение заявочного ремонта на вагонах в пункте оборота поезда;
при необходимости разъяснять пассажирам правила пользования оборудованием вагонов.
2. Требования к организации технического обслуживания
вагонов при подготовке состава в рейс в пункте формирования
2.1. ПЭМ должен прибыть на работу во время явки, установленное графиком работы. После явки на работу ПЭМ проходит предрейсовый инструктаж, другие необходимые инструктажи, получает документацию (в том числе рейсовый лист, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящей Инструкции), инструмент. Порядок заступления ПЭМ на работу и проведения предрейсового инструктажа (с учетом обеспечения проведения предрейсового инструктажа в нерабочее время, в том числе в выходные и праздничные дни), место проведения инструктажа, ответственное(ые) лицо(а) по проведению предрейсового инструктажа, перечень и порядок получения документации, инструмента устанавливаются приказом компании-перевозчика (структурного подразделения компании-перевозчика).
При невозможности явки на работу ПЭМ обязан заблаговременно (за промежуток времени, определенный правилами внутреннего трудового распорядка предприятия) сообщить об этом непосредственному руководителю или нарядчику поездных бригад с указанием причины.
2.2. В дальнейшем в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка компании-перевозчика (структурного подразделения компании-перевозчика) ПЭМ обязан предоставить документ, подтверждающий причину не явки на работу, и при необходимости письменное объяснение.
2.3. ПЭМ перед приемкой состава должен проверить комплект запасных частей и материалов (техническую аптечку) на составе поезда согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции и ознакомиться с предыдущими записями в журналах ВУ-8 на вагонах состава. При необходимости комплект запасных частей и материалов пополняется до отправления поезда в рейс.
2.4. Порядок приемки подвижного состава устанавливается компанией-перевозчиком. В ходе приемки подвижного состава проверить:
а) исправность пультов управления, распределительных щитов (с лицевой и монтажной сторон), панелей автоматики, пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;
б) состояние изоляции вагонных электрических цепей по сигнальным лампам, светодиодам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона или на дисплее пульта управления;
в) выборочно соответствие номиналов плавких вставок предохранителей (не менее 2-х вставок на вагон) величинам, указанным на пульте управления или распределительном щите и на электрической схеме;
г) наличие пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторах и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены или проверены на соответствующих стендах;
д) напряжение аккумуляторной батареи вагона по показаниям вольтметра или системы СКДУ включением нагрузки на пульте управления электрооборудованием вагона;
е) работоспособность вентиляционных агрегатов и системы кондиционирования воздуха на доступных во время стоянки вагона режимах;
ж) исправность сигнальных хвостовых фонарей, аварийного и дневного освещения вагона;
з) работу оборудования СКБ и СПП и другого ИТ-оборудования, в том числе информационно-развлекательного портала «Попутчик» и сети «Wi-fi», USB розеток;
и) работоспособность ЭЧТК;
к) работоспособность электрокипятильника (пурифайера, кулера);
л) работоспособность других узлов и агрегатов вагона, если проверка их технического состояния оговорена требованиями нормативных документов предприятия эксплуатирующей организации;
м) визуально подвагонного оборудования: состояния генераторов, узлов их подвешивания, предохранительных устройств и приводов, колесных пар, тормозного оборудования, закрытие замков подвагонных ящиков;
н) проверить наличие комплекта ремней, степень их натяжения, исправность натяжного устройства у клиноременного привода генератора (ТРКП, ТК-2, ТК-3);
о) проверить отсутствие утечек масла, надежность крепления редуктора, карданного вала к фланцам редуктора и муфты, а также крепление предохранительных устройств у редукторов всех типов;
п) визуально проверить плотность закрытия аккумуляторных и аппаратных ящиков, крышек, целостность прокладок, исправность замков, дефлекторов вентиляции и клапанов взрывобезопасности, порошковых самосрабатывающих огнетушителей (где это предусмотрено конструкцией вагона);
р) проверить работу холодильных шкафов и технологического оборудования вагонов с кафе-буфетами и вагонов-ресторанов (в доступных во время стоянки режимах);
с) электрооборудование напряжением свыше 1000 В при отключенном напряжении. При этом проверить межвагонные соединения головного и хвостового вагонов с извлечением их штепселей из холостых приемников розеток, наличие и исправность заземляющих перемычек, и работу автоматики управления. Также проверить состояние соединений подвагонной магистрали, а при оборудовании вагонов резервной высоковольтной магистралью наличие перемычек для ее подключения на штабном вагоне;
т) исправность подъемников для инвалидов (при наличии).
При приемке поезда с вагонами, оборудованными двухпроводной системой высоковольтного энергоснабжения проконтролировать объединение цепи 3000 В и соединение кабелей поездной магистрали 110 В (магистраль безопасности) всех вагонов поезда в одну схему, проверить переключение вагонов на двухпроводную схему питания и однопроводную схему питания.
ПЭМ должен присутствовать при подключении высоковольтной магистрали состава под напряжение от стационарной колонки или локомотива.
2.5. При обнаружении в процессе приемки неисправностей оборудования вагонов ПЭМ подает заявку на ремонт и контролирует выполнение работ по устранению обнаруженных недостатков, проверяет соответствующие записи в журнале формы ВУ-8, где должны быть сделаны отметки о выполнении ремонта.
2.6. Запрещается принимать в эксплуатацию вагоны при наличии неисправностей в указанных системах и элементах и других неисправностей, угрожающих безопасности движения или пожарной безопасности, а также без первичных средств пожаротушения и самосрабатывающих порошковых огнетушителей.
3. Требования к порядку технического обслуживания
оборудования вагонов в пути следования поезда
3.1. В пути следования ПЭМ:
а) осматривает электрооборудование внутри вагона и пульт управления электрооборудования, контролирует их исправность не реже 3-х раз в сутки;
б) контролирует и записывает показания электроизмерительных приборов, установленных на пульте управления электрооборудованием, не реже 3-х раз в сутки с отметкой в рейсовом листе (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
в) записывает в журнале формы ВУ-8 информацию о неисправностях, возникших в рейсе;
г) проверяет работу цепей потребителей электроэнергии, сигнализации нагрева буксовых узлов и установок пожарной сигнализации, техническое состояние электронной противоюзной системы (при ее наличии на вагоне);
д) проверяет состояние изоляции электрооборудования по показаниям системы сигнализации замыкания проводов на корпус вагона;
е) контролирует работу высоковольтного электрооборудования;
ж) проверяет работоспособность СКБ и СПП и другого ИТ-оборудования; при сбое в работе производит перезагрузку оборудования; при разрыве межвагонных соединений информационной магистрали, а также при выходе из строя блока питания коммутатора информационной магистрали проводит их замену;
з) при получении информации от директора вагона-ресторана о неисправности оборудования вагона принимает меры к их устранению, при необходимости информирует диспетчерские центры причастных аутсорсинговых компаний;
и) устраняет выявленные неисправности самостоятельно или совместно с работниками поездной бригады;
к) дополнительно разъясняет работникам поездной бригады порядок обслуживания оборудования пассажирских вагонов;
л) при прицепке вагонов к поезду в пути следования контролирует включение хвостовых огней прицепленных вагонов.
В случае если величина тока заряда аккумуляторной батареи длительное время не уменьшается и превышает нормативные значения, ПЭМ принимает меры к ограничению зарядного тока аккумуляторной батареи или переключает потребителя электроэнергии на электроснабжение от соседнего вагона.
3.3. При срабатывании аппарата токовой защиты в цепи генератора, аккумуляторной батареи или любого потребителя ПЭМ принимает меры по выявлению причины неисправности. Сработавший аппарат токовой защиты в цепи какого-либо потребителя электроэнергии ПЭМ включает после проверки защищаемой цепи. В случае повторного срабатывания аппарата токовой защиты цепь потребителей электроэнергии отключить от системы электроснабжения до выяснения причины отказа в пункте формирования или оборота. При выполнении работ ПЭМ обязан соблюдать требования охраны труда при работе на электроустановках без снятия напряжения.
3.4. При переходе на электроснабжение неисправного пассажирского вагона от соседнего вагона, ПЭМ обязан убедиться в исправности электрооборудования вагона, к которому предполагается подключиться и отсутствии утечек тока по «+» на корпус вагона. Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого вагона оформить актом ( форма приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции) за подписями лиц, отвечающих за безопасность движения поезда (ЛНП, ПЭМ, проводники аварийного и исправного вагона, директор вагона-ресторана, начальник почтового вагона (приемосдатчик)).
3.5. На промежуточных станциях ПЭМ выясняет возможные причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении вагонов, проверяет крепление генератора, деталей привода генератора, ящиков с электрооборудованием, состояние контактных коробок, кабелей, разъемных соединений, рычажной передачи, тележек, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, ПЭМ принимает меры по обеспечению безопасности движения поезда силами поездной бригады или совместно с работниками ПТО.
3.6. При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона, указывающих на снижение сопротивления изоляции в электрических цепях вагона, ПЭМ должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции и места нарушения изоляции в них. В случае отсутствия возможности выявления причины снижения сопротивления изоляции электрической цепи во время рейса ПЭМ обязан отключить цепь от электропитания.
При срабатывании СКНБ или при обнаружении другой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения поездов или жизни пассажиров, ПЭМ должен немедленно сообщить об этом ЛНП, который по радиосвязи передаст машинисту локомотива сообщение о необходимости немедленной остановки поезда. Если передать такое сообщение машинисту локомотива не представляется возможным, поезд должен быть остановлен «стоп-краном».
В случае неисправности системы контроля нагрева букс ПЭМ дает указание проводникам вагонов на остановках поезда проверять нагрев букс в соответствии с требованиями инструкции эксплуатирующей организации и осуществляет контроль их действий.
3.7. В случае остановки поезда по показаниям КТСМ совместно с ЛНП и работником локомотивной бригады проверяет температуру буксового узла, указанного в сообщении машиниста локомотива, прибором бесконтактного контроля температуры. Контроль температуры буксовых узлов осуществлять в соответствии с требованиями нормативной документации.
При подтверждении нагрева буксового узла ПЭМ по указанию ЛНП производит его технический осмотр со вскрытием смотровой крышки. По результатам осмотра, в соответствии с «Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2017 г. N 2580р, принимается решение о возможности дальнейшего следования вагона (поезда).
3.8. В случае остановки поезда по показаниям систем УКСПС или УКНГ ПЭМ совместно с ЛНП и работником локомотивной бригады производят осмотр вагонов и локомотива на наличие волочащихся деталей, посторонних предметов, схода подвижного состава. При управлении поездом машинистом без помощника машиниста, ПЭМ и ЛНП производят осмотр вагонов и локомотива самостоятельно. По результатам проверки или устранения неисправности решение о дальнейшем следовании поезда принимается в соответствии с «Регламентом взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 12 декабря 2017 г. N 2580р.
3.9. При отказе цепи пожарного извещателя (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной акустической сигнализацией. При этом ПЭМ должен сделать запись об отключении акустической сигнализации в журнале установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8). В этом случае необходимо систематически проверять помещение и состояние оборудования в месте расположения отказавшего пожарного извещателя.
3.10. В пути следования поезда при проведении смены локомотива, а также в пунктах формирования и оборота, ПЭМ в присутствии машиниста локомотива подключает высоковольтные соединения к локомотиву.
При следовании поезда с тепловозом серии ТЭП70БС и наличии на вагонах двухпроводной системы высоковольтного энергоснабжения дополнительно необходимо соединить между вагонами и локомотивом кабель поездной магистрали 110 В (магистраль безопасности) и контролировать наличие заглушки-соединителя обратной связи строб-сигнала в концевой розетке хвостового вагона поезда.
Для вагонов с централизованным энергоснабжением, оборудованных резервной магистралью в случае пробоя высоковольтной магистрали ПЭМ проводит переключение магистралей вагонов с основной на резервную.
3.11. При обнаружении разрыва в МВС информационной магистрали ПЭМ должен заменить неисправное соединение.
3.12. При получении аварийных сигналов от системы СКБ и СПП (пожар, нагрев буксового узла) ПЭМ действует в соответствии с порядком, определенным эксплуатирующей организацией.
3.13. На железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива ПЭМ по поручению ЛНП, организует выполнение опробования тормозов.
3.14. В случае обслуживания поездного локомотива машинистом без помощника машиниста или при вынужденной остановке поезда, в том числе при разъединении (расцеплении) вагонов поезда ПЭМ, по поручению начальника поезда, принимает участие в закреплении и ограждении поезда, проверке состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замене тормозных рукавов.
3.15. ПЭМ запрещается:
а) производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;
б) использовать нетиповые плавкие вставки;
в) работать с оборудованием, расположенным под вагоном, на не огражденном поезде, подниматься на крышу вагона;
г) прокладывать временные кабели (провода) как внутри вагона, так и между вагонами;
д) обесточивать исправные электроцепи систем безопасности и пожарной сигнализации.
4. Требования к порядку технического обслуживания поездным
электромехаником состава поезда в пункте оборота
4.1. По прибытии поезда в пункт оборота ПЭМ обязан проверить техническое состояние подвагонного оборудования, устранить выявленные в пути следования неисправности.
На неисправности вагонов, обнаруженные в пути следования, которые ПЭМ не смог устранить самостоятельно, должна быть подана заявка на ПТО.
После устранения неисправностей ПЭМ делает соответствующую запись в рейсовом листе и журнале формы ВУ-8.
4.2. На вагонах, оборудованных дисковым тормозом ПЭМ должен в соответствии с руководством по эксплуатации на данное оборудование проверить работоспособность системы противоюзной защиты. При выявлении ошибок на электронном блоке по результатам диагностирования провести перезагрузку системы. Если после перезагрузки системы ошибки не устранены информировать о неисправности ЛНП и подать заявку на ПТО для проведения ремонта.
4.3. После выполнения заявочного ремонта ПЭМ должен проверить качество выполненных работ и доложить ЛНП о готовности состава для дальнейшего следования.
4.4. ПЭМ должен присутствовать при подключении состава к высоковольтной колонке стационарного пункта энергоснабжения.
4.5. При следовании с составом, оборудованным двухпроводной высоковольтной магистралью переставить «заглушку-соединитель» обратной связи строб-сигнала с локомотивом в концевую розетку хвостового вагона.
4.6. В зимний период ПЭМ должен произвести очистку деталей привода генератора, подвагонного электрооборудования от снега и наледи.
5. Требования к порядку действий ПЭМ по прибытии поезда
в пункт формирования
По возвращении поезда в пункт формирования ПЭМ обязан:
5.1. Оформить заявку на ремонт в журнале заявочного ремонта при наличии неисправностей оборудования вагонов.
5.2. Прибыть к ответственному лицу по работе с ПЭМ, назначенному приказом руководителя компании-перевозчика (структурного подразделения компании-перевозчика), сдать непосредственному руководителю документацию, установленную приказом компании-перевозчика, и передать ему информацию о техническом состоянии вагонов поезда.
5.3. Сдать на склад предприятия комплект инструмента, измерительных приборов. При необходимости дать заявку на пополнение комплекта запасных частей.
5.4. Совместно с директором вагона-ресторана зафиксировать выявленные в рейсе неисправности оборудования вагона-ресторана. Порядок фиксирования неисправности оборудования вагона-ресторана устанавливается приказом компании-перевозчика.
5.5. При возвращении из рейса с составом поезда, оборудованным двухпроводной высоковольтной магистралью снять «заглушку-соединитель» обратной связи строб-сигнала с локомотивом и сдать ее ЛНП в штабной вагон.
5.6. При возможности проинформировать ПЭМ, заступающего в рейс, о техническом состоянии вагонов сдаваемого поезда.