Что следует считать датой выявления подозрительной операции
Что следует считать датой выявления подозрительной операции
Глава V. Представление информации об операциях с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному
контролю, и операциях, в отношении которых возникают
подозрения, что они осуществляются в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем,
или финансирования терроризма, а также о приостановленных
операциях с денежными средствами или иным имуществом
5.1. Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом:
— не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;
— не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
— незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом.
5.2. Организации федеральной почтовой связи также представляют не позднее рабочего дня, следующего за днем признания подозрительной операции почтового перевода денежных средств, при осуществлении которой в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона информация о плательщике.
5.3. Лица в случаях, установленных Федеральным законом, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).
5.4. Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.
5.5. При представлении организациями федеральной почтовой связи информации об операции почтового перевода денежных средств, при осуществлении которой в поступившем почтовом сообщении отсутствует информация о плательщике, предусмотренная пунктом 7 статьи 7.2 Федерального закона, допускается незаполнение отсутствующих реквизитов о плательщике.
5.6. Информация об иных участниках операции (сделки) заполняется в зависимости от количества и состава участников таких операций (сделок), а именно:
а) если участником операции (сделки) является представитель плательщика по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе плательщика по операции (сделке);
б) если участником операции (сделки) является представитель получателя по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе получателя по операции (сделке);
в) если операция (сделка) совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции (сделке), по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно указываются сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка);
г) если организация, индивидуальный предприниматель, лицо располагают информацией о выгодоприобретателе по операции (сделке) и (или) бенефициарном владельце, то дополнительно указываются сведения о них. В случае отсутствия в распоряжении организации, индивидуального предпринимателя, лица сведений о выгодоприобретателе допускается незаполнение отсутствующих элементов сообщения, а в случае невыявления бенефициарного владельца в сообщении указывается информация о единоличном исполнительном органе клиента.
В случае, если в составе участников операций (сделок) отсутствуют вышеперечисленные лица, соответствующие сведения о них не заполняются.
5.7. В случае, если в рамках одной операции (сделки), о которой представляются сведения в Росфинмониторинг, на стороне плательщика и/или получателя, представителя плательщика и/или получателя, лица, от имени и по поручению которого совершается операция (сделка), и/или выгодоприобретателя, и/или бенефициарного владельца выступают несколько лиц, то в рамках одного сообщения сведения представляются на каждого такого участника операции.
5.8. Структура наименования ФЭС 1-ФМ приведена в приложении N 12 к настоящей Инструкции.
Что следует считать датой выявления подозрительной операции
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 16 апреля 2021 г. № 12-4-2/1856 «О применении Указания № 4936-У»
Также обращаем внимание на необходимость структурирования поступивших от кредитных организаций вопросов с целью исключения их дублирования при направлении запроса в Банк России.
Заместитель директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля | Е.В. Шакина |
1 Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», установленные Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
1. Правильно ли понимать, что Тип данных «Место рождения» (Таблица 2.3) может заполняться в одной строке даже при наличии у кредитной организации возможности заполнения этих данных в составе показателей, приведенных в строках 2-6 Таблицы 2.3?
2. Допустимо ли для всех участников операции/сделки заполнение данных о месте рождения в показателе МестоРождТекст (пункт 1 Таблицы 2.3)? В ином случае просим указать исчерпывающий перечень случаев, когда кредитная организация обязана заполнить сведения о месте рождения с разбивкой по структуре (пункты 2-6 Таблицы 2.3).
3. Правильно ли понимать, что кредитная организация самостоятельно определяет, исходя из технических и программных возможностей, как передавать сведения по типу данных «Место рождения» Таблицы 2.3 в составе показателя «Место рождения (в одной строке)» или построчной разбивкой данных?
5. Допустимо ли показатель 4 «ФИО (в одной строке)» Таблицы 2.1 всегда заполнять для лиц, не являющихся клиентами кредитной организации (ПризнКлиент = )?
6. Правильно ли понимать, что «Сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, строки 9 и 10 настоящей таблицы могут отсутствовать)» Таблица 2.10 кредитной организацией могут как заполняться, так и не заполняется? Будет ли являться нарушением Федерального закона N 115-ФЗ 2 не включение в ФЭС указанных сведений? Просим пояснить, что значит «могут отсутствовать», от чего это зависит: от выбора кредитной организации или от каких-то условий?
7. Правильно ли понимать, что для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, показатели «Признак документа, удостоверяющего личность» и «Сведения о документе, удостоверяющем личность» строки 9 и 10 Таблицы 2.10 могут отсутствовать безусловно? В ином случае просим указать исчерпывающий перечень случаев, когда кредитная организация обязана заполнить сведения о ДУЛ для индивидуального предпринимателя.
8. Правильно ли понимать, что, если строки 9 и 10 Таблицы 2.10 не заполнены по выбору кредитной организации, соответственно признак документа, удостоверяющего личность, отсутствует, то в этом случае автоматически не подлежат заполнению строки 11 и 12 Таблицы 2.10? Если по индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным по законодательству РФ, но при этом являющимся иностранными гражданами, предполагается в сообщении указывать наличие сведений о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в РФ, и о миграционной карте, то необходимо внести соответствующие корректировки в форматы.
10. Правильно ли понимать, что при заполнении показателя «Основание совершения операции» Таблицы 3.2 у кредитной организации отсутствует обязанность переносить из назначения платежа сведения о договоре, акте счете и т.п., если на момент совершения операции эти документы в кредитной организации отсутствовали?
11. Просим закрепить (конкретизировать), что для оптимизации работы кредитных организаций верным и достаточным будет указание только тех документов, на основании которых денежные средства зачислены/ списаны со счета. В частном случае, правильно ли понимать, что в рамках направления сведений по коду 4006 при зачислении средств на депозитный счет, верным и достаточным будет указание в поле «ОснованиеОп» (п. 24 Таблицы 3.2) только платежного поручения, на основании которого средства зачислены на депозитный счет? Правильно ли понимать, что кредитная организация не обязана указывать в этом поле также такие документы как депозитный договор, заявка на размещение краткосрочного депозита, сведения о генеральном соглашении о порядке совершения депозитных сделок или договоре об общих условиях депозитов (поскольку несмотря на то, что кредитная организация располагает этими документами, основанием для зачисления средств является именно платежное поручение)? Аналогично в отношении иных документов, которыми располагает кредитная организация (при направлении сведений по коду 4005 кредитная организация может располагать предоставленными клиентом договорами, счетами с контрагентами, ссылки на которые присутствуют в платежном поручении, при этом основанием зачисления/ списания денежных средств является именно платежное поручение).
13. В связи с тем, что показатели «Дата начала срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» и «Дата окончания срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» Таблицы 2.2 1 и 2.2 2 теперь имеют признак = Н (необязательный показатель, показатель, который может отсутствовать), допустимо ли безусловно не заполнять эти показатели, в том числе, для участников, которые являются клиентами кредитной организации и по которым в досье (анкете) такие даты зафиксированы? В ином случае просим указать исчерпывающий перечень случаев, когда данные показатели кредитная организация обязана заполнить.
15. В таблице 2.9 Тип данных «Сведения о юридическом лице (филиале юридического лица, представительстве)» (СведенияЮЛ) указано, что показатели «АдрРегЮЛ» и «АдрЮЛ» (п. 6 и 8 Таблицы 2.9) заполняются только для нерезидентов, при этом в составе типа данных «Адрес» в Таблице 2.4 есть новый показатель адрес (в одной строке), в описании которого говорится, что он заполняется, если сведения об адресе не могут быть представлены в составе показателей, приведенных строках 1-9 настоящей таблицы (страна, город, нас. пункт, ул. и т.д.) для резидента участника операции (сделки), не являющемся клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения в уполномоченный орган. Просьба пояснить, как следует заполнять «АдрРегЮЛ» и «АдрЮЛ» для резидента участника операции (сделки), не являющемся клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения в уполномоченный орган, если в описании написано, что они заполняются только для нерезидентов.
16. Правильно ли понимать, что для участника операции юридического лица резидента РФ показатели: «Место государственной регистрации», «Дата государственной регистрации» и «Адрес юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)» Таблицы 2.9 отсутствуют?
18. Допустимо ли указывать код «НБ» (п. 1 Таблица 2.3), если в платежном документе, являющимся основанием для направления ФЭС, не указан БИК филиала, указан БИК головной кредитной организации, при том, что из поля «Плательщик» видно, что счет плательщика открыт в филиале (например, при зачислении со счета межфилиальных расчетов)?
Если в данном случае указание кода «НБ» является некорректным, просим пояснить корректное заполнение показателя, а именно: кредитная организация обязана указать БИК головной кредитной организации, который указан в платежном поручении, либо кредитная организация обязана самостоятельно осуществлять поиск БИК филиала кредитной организации, и если да, то на каком ресурсе?
Пример реквизитов платежного поручения:
— Плательщик «Иванов Иван Иванович //РОССИЯ, г Москва, Красная площадь, д.1// р/с 40817810000000001111 в Московский филиал Таврического Банка (АО)
— Счет плательщика 30302810600000000000
— Банк плательщика Таврический Банк (АО)
Верное заполнения поля БИККО ФЭС:
19. Правильно ли понимать, что «дата получения кредитной организацией (филиалом кредитной организации) сведений о получении клиентом денежных средств в наличной форме со своего банковского счета либо зачислении наличных денежных средств на свой банковский счет с использованием платежной карты в технических устройствах иных кредитных организаций (в случае если показатель «Признак совершения операции с использованием ЭСП» (ПризнакОперацияЭСП) принимает значение )» (п. 9 Таблицы 3.2) является дата списания/ зачисления средств по счету клиента?
20. В связи с удалением показателей «НовСведЮЛ», «НовСведЕИО», «НовСведФЛИП», «НовСведИНБОЮЛ» (Таблица 3.2) просим уточнить, правильно ли понимать, что теперь у кредитной организации отсутствует обязанность указывать сведения, актуальные на дату представления информации в уполномоченный орган, в том числе, в поле «Дополнительная информация» и в любом ином поле? Правильно ли понимаем, что верным и достаточным является указание только данных, актуальных на дату совершения операции?
21. Правильно ли понимать, что показатель «СведЕИО» (п. 33 Таблицы 3.2) заполняется только для юридических лиц нерезидентов независимо от того, находится ли участник операции на обслуживании в кредитной организации или нет?
25. Какую дату выявления операции необходимо указывать в случае направления подозрительной операции по получению клиентом денежных средств в наличной форме со своего банковского счета либо зачислении наличных денежных средств на свой банковский счет с использованием платежной карты в технических устройствах иных кредитных организаций?
27. В поле Структура показателя и дополнительная информация просим раскрыть подробно понятие даты совершения операции в зависимости от типа операций (операции в банкоматах собственных и иных кредитных организаций, операции по счету клиента, в том числе с использованием мобильного банка, интернет-банка, банк-клиента, операции покупок с использованием платежной карты, и т.п.)? Просим пояснить, какую дату (фактическую совершения клиентом или отражения операции по счету) необходимо указывать?
29. Исходя из сопоставления норм пп. 3.1.1 и описания показателя п. 64 Таблицы 3.2 речь идет о подозрительной операции, требующей особого внимания уполномоченного органа. Просим пояснить, что означает термин «сведения, требующие особого внимания уполномоченного органа»? Каковы критерии такой операции, если она не относится к операциям с кодом вида «7NNN»? Как кредитная организация должна задокументировать, что операция относится к категории «сведения, требующие особого внимания уполномоченного органа»? Есть ли необходимость к этой категории относить файлы, содержащие:
— сведения о мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества клиентов?
— сведения о приостановленных операциях?
— о результатах проверок клиентов на причастность к экстремизму/терроризму или ФРОМУ?
30. Будут ли даны новые Правила определения статуса участника операции в рамках кодов 4008 и 8002? Просьба пояснить порядок направления сведений по замене/удалению ранее направленного сообщения по формату Правил версии 1.0. Указания Банка России N 4936-У.
1 Документ, удостоверяющий личность.
2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кредитная организация вправе самостоятельно определить порядок заполнения показателей таблицы 2.3 Правил при направлении сведений в уполномоченный орган.
Порядок заполнения показателя 4 «ФИО (в одной строке)» таблицы 2.1 Правил определен в графе «Структура показателя и дополнительная информация», согласно которому данный показатель заполняется только в случае если сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии) не могут быть представлены в составе показателей, приведенных строках 1-3 таблицы 2.1 Правил.
Таким образом, в случае невозможности разграничения содержащихся в сопровождающих операцию документах слов, составляющих ФИО участника операции, не являющегося клиентом кредитной организации, на отдельные показатели кредитная организация вправе представить сведения о ФИО такого лица в составе показателя 4 «ФИО (в одной строке)» таблицы 2.1 Правил.
Заголовком к показателям 9 «Признак документа, удостоверяющего личность» и 10 «Сведения о документе, удостоверяющем личность» таблицы 2.10 Правил прямо определено, что в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные показатели могут отсутствовать.
Принимая во внимание отсутствие в Правилах условий, при которых заполнение указанных показателей является обязательным, кредитная организация самостоятельно определяет необходимость заполнения рассматриваемых показателей таблицы 2.10 Правил в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, показатель 9 таблицы 2.10 Правил отсутствует, то показатели 11 и 12 таблицы 2.10 Правил также отсутствуют.
Подходы к заполнению показателя 24 «Основание совершения операции» таблицы 3.2 Правил скорректированы и закреплены в графе «Структура показателя и дополнительная информация». С 01.05.2021 в составе данного показателя указывается информация о документах, являющихся основанием и подтверждением совершения операции, которыми кредитная организация (филиал кредитной организации) располагает при совершении операции, то есть о документах, имеющихся в наличии в кредитной организации.
Справочник кодов видов документов, являющихся основанием / подтверждением совершения операции (сделки), приведенный в приложении 2 Правил, является универсальным для всех субъектов, указанных в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Кредитная организация в целях заполнения показателя 24 «Основание совершения операции» таблицы 3.2 Правил использует те коды видов документов, которые являются основанием и подтверждением совершения подлежащих обязательному контролю операций, обязанность по информированию уполномоченного органа о которых возложена на кредитные организации, либо «подозрительных» операций.
Принимая во внимание отсутствие в Правилах условий, при которых необходимо заполнение показателей 5 «Дата начала срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации», 6 «Дата окончания срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» таблицы 2.2.1 Правил и показателей 4 «Дата начала срока пребывания» и 5 «Дата окончания срока пребывания» таблицы 2.2.2 Правил (показатели являются необязательными), кредитная организация самостоятельно определяет необходимость их заполнения.
Графой «Структура показателя и дополнительная информация» показателя 10 «Адрес (в одной строке)» таблицы 2.4 Правил определено условие, при наличии которого в определенных данной графой случаях сведения об адресе участника операции указываются в составе данного показателя.
Таким образом, заполнение сведений об адресе участника операции, не являющегося клиентом кредитной организации, в составе показателя 10 «Адрес (в одной строке)» таблицы 2.4 Правил в случае наличия у кредитной организации возможности по разграничению соответствующих сведений по показателям 1-9 данной таблицы Правил, является недопустимым.
При этом таблица 2.4 «Тип данных «Адрес» является универсальной, то есть определяющей состав сведений для любого типа участника операции (сделки).
Ответ следует непосредственно из графы «Структура показателя и дополнительная информация» показателя 1 «Наименование юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)» таблицы 2.9 Правил, согласно которой в показателе указывается полное или сокращенное наименование для юридического лица.
Дополнительно отмечаем, что порядком заполнения, указанным в графе «Структура показателя и дополнительная информация», прямо определено, что код «НБ» указывается в показателе 1 таблицы 2.13 Правил только в случае, если филиал кредитной организации не имеет БИК.
С 1 мая 2021 года у кредитных организаций отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об участниках операции (сделки), актуальных на дату представления информации в уполномоченный орган (Росфинмониторинг).
Обращаем внимание, что порядок заполнения указанного показателя ФЭС в части кодов вида операции 9001 и 9002, не претерпел изменений в новой версии Правил.
Графой «Структура показателя и дополнительная информация» показателя 9 «Дата выявления операции» таблицы 3.2 Правил определено, что для операций с кодом 6001 датой выявления операции является дата принятия кредитной организацией (филиалом кредитной организации) решения о признании операции подозрительной.
При направлении сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю с кодами видов операций 4008, 5007 и 8002, показатель 9 «Дата выявления операции» таблицы 3.2 Правил подлежит заполнению с 01.05.2021. Данные изменения в Правила носят отлагательный характер в целях обеспечения возможности кредитным организациям осуществить доработку автоматизированных систем и перенастройку существующих алгоритмов формирования ФЭС. Вместе с тем, в случае готовности автоматизированных систем кредитной организации до 01.05.2021, не будет являться нарушением внесение кредитной организацией в вышеуказанный показатель сведений о дате выявления операций с кодами видов операций 4008, 8002 (в соответствии с описанием, приведенным в графе «Структура показателя и дополнительная информация» к упомянутому показателю).
Подходы к порядку заполнения показателя 8 «Дата совершения (приостановления) операции» таблицы 3.2 Правил для различных операций, подлежащих обязательному контролю, методологически проработаны и изложены в письмах Департамента, адресованных в отдельные кредитные организации и их объединения и опубликованных на сайте Банка России (например, письмо Департамента от 07.02.2020 N 12-4-4/558 (вопрос 4).
Отдельно предусмотренный порядок заполнения показателя 9 «Дата выявления операции» таблицы 3.2 Правил в отношении случаев получения клиентом денежных средств в наличной форме со своего банковского счета либо зачисления наличных денежных средств на свой банковский счет с использованием платежной карты в технических устройствах иных кредитных организаций обусловлен сроками передачи информации, установленными платежными системами. В то время как выявление подобных операций клиентов, осуществленных в собственных технических устройствах кредитной организации, зависит от ее внутреннего порядка выявления.
Правила не содержат определенные критерии, на основании которых кредитной организации следует определять представляемые в уполномоченный орган сведения в качестве требующих особого внимания уполномоченного органа. Кредитная организации вправе самостоятельно определить порядок отнесения направляемой в уполномоченной орган информации к данной категории.
Ответы на вопрос, связанный с определением статуса участника операции по кодам вида операции 4008 и 8002 содержатся в письмах Департамента от 08.09.2020 N 12-4-4/3838 (вопрос 12) и от 10.09.2020 № 12-4-4/3882 (вопрос 7).
Правилами определено, что скорректированная информация, а также информация об удалении ранее направленной в уполномоченный орган информации, формируется и направляется кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган в той версии форматов, в которой была сформирована и направлена кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган первичная информация, подлежащая корректировке или удалению.
Исключение из Правил указанных в вопросе показателей связано с доступностью Росфинмониторингу содержащихся в них сведений в государственных информационных системах.
1 Графа «Структура показателя и дополнительная информация» показателя 8 «Адрес юридического лица (филиала (представительства) юридического лица)» таблицы 2.9 Правил (версия 1.1).
2 Доступно по ссылке: (https://cbr.ru/PSystem/payment_system/?utm_source=w&utm_content=page#a_101477)
3 Доступно по ссылке http://www.cbr.ru/explan/pcod/?tab.current=t2
4 Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества.
5 Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества.
6 Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обзор документа
Банк России подготовил ответы на вопросы по реализации Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных «противолегализационным» законодательством.