Что следует понимать под субъектом управления

Основы теории управления

Основные понятия теории управления

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды).

К охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт России осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических требований. Госкомитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п.

Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры. Внутри организации взаимоотношения менеджеров их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.

Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

Под словами «механизм управления» понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. Ясно, что сама возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.

Пример 2. Пусть установлено, что производство в агропромышленном комплексе (АПК), несмотря на резкое снижение его объема за последние пятнадцать лет, излишне велико для данной области, а дефицит продовольствия объясняется не недостаточным объемом производства, а отсталостью в сфере хранения и перерабатывающей промышленности. Тогда целью управления природопользованием в данной области должно стать сокращение природного базиса сельского хозяйства, т.е. сокращение объема используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов. При этом меры экономического воздействия будут включать, например, установление высокой арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения. Это позволит затормозить вовлечения новых земель в хозяйственный оборот. Следует повысить налоги на дополнительное освоение земель, увеличить штрафы за нерациональное использование земель, стимулировать различными способами консервацию деградированных участков, и др. Все эти меры направлены на сокращение сельскохозяйственного производства и снятие сельскохозяйственной нагрузки с окружающей природной среды. Одновременно, очевидно, следует бороться с отсталостью в сфере хранения произведенного продовольствия и в сфере перерабатывающей промышленности. Необходимо создание благоприятных экономических условий для совершенствования технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, развития соответствующей отрасли народного хозяйства.

Если же целью развития АПК на определенный период считать всемерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, то меры экономического воздействия, наоборот, не только не должны препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, а всемерно стимулировать их. Подавляющее число специалистов считает, что проводимые в 1990-х годах в России аграрная и земельная реформы направлены на природоемкий вариант функционирования агропромышленного комплекса. За эти годы производство сельхозпродукции упало в среднем на 30-40%.

Поскольку невозможно абсолютно точно предсказать поведение системы под влиянием тех или иных воздействий, приходится изучать устойчивость социально-экономических моделей, используемых при управлении. Чаще всего вводят случайные воздействия (возмущения), что приводит к замене единственной траектории движения на пучок (трубку) и снижает эффективность управления. Соответствующая математическая теория хорошо разработана, но достаточно трудна для понимания и применения.

Двойственным к нему является вариант «?Продвинуться дальше». Например, за заданное время изготовить как можно больше деталей. При заданном рекламном бюджете организовать наиболее эффективную рекламную кампанию.

Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.

Источник

Субъекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации

Чистобородов И.Г., старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка, кандидат юридических наук, подполковник полиции (Академия управления МВД России)

Сегодня управление является необходимым элементом повседневной жизни общества. Оно неразрывно связано с развитием общественных отношений и вызвано теми же причинами, которые заложили основу образования государства и создания его органов. Основной предпосылкой выделения функций управления является необходимость в регулировании общественных отношений, формирующихся между людьми. Кроме того, оно призвано выполнять социально значимые функции и устранять возникающие конфликты и противоречия.

Необходимость управления также была вызвана усложнением социальных общественных отношений, складывающихся в социуме. На определенном историческом этапе существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали достаточно эффективно регулировать общественные отношения. Данный факт заставил выделить из членов своего окружения особый слой людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов. Другими словами, начинает формироваться правящий класс людей, которые занимаются управлением.

Под управлением обычно понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект для перевода его в новое состояние или «процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством воздействия на кого (что)-либо с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемых системой управления»[1].

В последующем управляющий класс смог настолько структурировать процесс управления, что это стало определенным предтече возникновения феномена государства. Происхождение государства как хорошо структурированного органа, осуществляющего управление, заставило развивать и обеспечивать государственное управление, которое предполагает наличие властных полномочий у одной из сторон общественных отношений. При ретроспективном анализе государственного управления становится понятным, что вопросы совершенствования и оптимизации управленческих структур являются перманентной задачей администрации.

Проблема оптимального построения системы государственного управления в Российской Федерации и по настоящее время является важнейшей задачей. В контексте осуществляемых административных реформ в современной России мы все чаще слышим критику традиционной модели государственного управления, она связана с низкой эффективностью и невниманием к потребностям и запросам граждан. Кроме того, она обусловлена, в первую очередь, традиционным подходом к государственному управлению, который базируется на иерархической системе взаимодействия общества и власти.

Однако, важно отметить, что критические замечания были услышаны и учтены, в последующем иерархический подход к государственному управлению был изменен на новый вектор, который предполагает сокращение влияния государственных органов. Эта практика до недавнего времени набирала популярность в государственном управлении. Планомерно сокращались масштабы вмешательства государства в различные сферы жизнедеятельности и расширялись возможности для включения рыночных механизмов. В то же время рыночные инструменты государственного управления общественными отношениями не показали себя универсальными. В настоящий момент данный подход также критикуется по ряду позиций, и, прежде всего, за невозможность обеспечить принцип социальной справедливости.

Сегодня ученые-теоретики считают, что процесс принятия решений должен носить не изолированный, а партнерский характер, ориентироваться на вовлечение в обсуждение и реализацию решений всего гражданского общества. Это позволяет разделить ответственность между участниками, задействованными в согласительных процедурах (политиками и чиновниками). Приходит понимание, что цели и задачи взаимодействующих участников обязаны быть скоординированы и интегрированы, а стратегическое управление должно основываться на командной работе.

Все вышеперечисленное говорит о том, что современному государству пока не удается обеспечить удовлетворение общественных потребностей в рамках традиционных моделей управления, и существует запрос на более совершенную модель. Вот почему в качестве альтернативы иерархии и рынкам появилась гетерархическая модель управления. По своей идее эта модель управления призвана сократить разрыв между обществом и государством, интегрировать их потенциалы и благодаря объединению ресурсов в решении актуальных социально-экономических и политических проблем обеспечить более высокую адаптивную способность власти принимать адекватные и эффективные решения в условиях нестабильности и неопределенности[2].

Не случайно большинство конституций современных демократических государств в качестве главной ценности закрепляют права и свободы человека и гражданина. Это связано с тем, что граждане участвуют в общественно-политической жизни собственного государства, воля народа является источником власти. Конституция Российской Федерации также признает народ единственным источником власти. Формируя (с помощью выборов и других установленных Конституцией механизмов) государственные институты, граждане осуществляют практическое, организующее и регулирующее воздействие на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающегося на его властную силу.

Таким образом, государственная власть обладает юридическим верховенством в обществе, и она суверенна. Реализуется путем правотворчества и правоприменения, осуществления контрольной и надзорной деятельности и других видов деятельности государственных органов и должностных лиц. Проистекает из воли народа (нации) либо доминирующего социального, национального слоя народа, класса. Воля эта, как правило, формируется в ходе политической жизни и выборов и референдумов.

Государственная власть осуществляется органами государственной власти, должностными лицами, то есть через систему независимых взаимосвязанных субъектов государственного управления. Органы государственной власти наделены определенными властными полномочиями. Они обязаны представлять, выражать, олицетворять государственную власть, действовать от имени государства и всего общества.

В Конституции Российской Федерации 1993 года употребляется термин «органы государственной власти». Статья 3 гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти…». Одновременно употребляется термин «орган власти», который применяется к Президенту, органам законодательной власти, органам исполнительной власти и органам судебной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Совершенно очевидно, что органы государственной власти являются субъектами государственного управления и обладают определенным набором государственно-властных полномочий. К органам государственной власти, а, соответственно, к субъектам государственного управления, возможно также отнести органы, имеющие специальные полномочия и определенные Конституцией РФ (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура). Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без внесения изменений в Основной Закон.

Рассматривая вопросы государственного управления избирательным процессом, важно помнить, что процесс управления подразумевает наличие субъекта управления и объекта управления. В проводимом исследовании, в первую очередь, необходимо определить, кто является субъектом управления, а кто является объектом управления.

Субъект управления избирательным процессом — это, прежде всего, народ, который предоставил властные полномочия органам государственной власти и контрольным органам, они, в свою очередь, реализуя активное начало, управляют избирательным процессом. Субъекты управления берут на себя ведущую, инициирующую и направляющую роль, являются детерминирующей силой для развития избирательного процесса в том направлении, которое обусловлено интересами, целями, потребностями общества.

Рисунок 1. Субъекты государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.

Очевидно, что субъектом управления является формализованная структура. Субъект обладает материальными, интеллектуальными, правовыми преимуществами по отношению к объекту управления. Как уже отмечалось, в случае государственного управления избирательным процессом субъектом управления является народ, который делегирует свои государственно властные полномочия правительству, парламенту, депутатам, судебным, органам, имеющим специальные полномочия (Счетная палата, Центральный банк, ЦИК, Прокуратура). В проводимом исследование очень важен такой субъект государственного управления как избирательная комиссия, так как объектом управления является избирательный процесс. Все эти органы (субъекты государственного управления) существуют не для удовлетворения собственных политических потребностей, а для упорядочения общественных отношений в период подготовки и проведения выборов.

Для государственного управления избирательным процессом присуще системное представление его субъектов и их взаимосвязей, это имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, что представляет собой реализацию не иерархии, а управление посредством согласования интересов субъектов управления. Данный вид управления сочетает в себе следующие признаки: наличие нескольких субъектов управления; отсутствие четкой иерархии между субъектами управления; характерна сетевая форма организации взаимодействия между субъектами управления; взаимоотношения между субъектами управления складываются на основе переговорных процедур, поиске консенсуса, заключении соглашений, сотрудничестве.

Таким образом, ответственность за реализацию политики государственным управлением избирательным процессом можно разделить между многими участниками, не позволяя идентифицировать конкретное лицо, в полной мере отвечающее за отдельную сферу активности. Гетерархическая модель управления избирательным процессомпредполагает наличие у объекта управления возможностей для самоорганизации, развития автономии и саморегулирования, развития собственной политики, ограничивая государственное вмешательство.

Необходимо констатировать, что существует взаимосвязь субъектов государственного управления (органов государственной власти) с управляемой общественной системой (избирательным процессом). Другими словами, субъекты государственного управления не могут существовать без соответствующего управляемого объекта (избирательного процесса) и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления в данной сфере общественных отношений.

При становлении демократического правового Российского государства произошел отказ от соподчиненности представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов государственной власти. Существует определенная самостоятельность субъектов государственного управления (государственных органов и должностных лиц). Одновременно имеют место сильные горизонтальные взаимосвязи, которые придают системе государственного управления законченный вид с мощно развитыми горизонтальными пластами. В то же время важно отметить, что у субъектов государственного управления избирательным процессом имеется ряд объединяющих черт:

– органы государственной власти (субъекты государственного управления избирательным процессом) организованы по территориальному признаку;

– субъекты государственного управления избирательным процессом реализуют свое управляющее воздействие посредством специальных органов, наделенных властными полномочиями;

– субъектам государственного управления избирательным процессом присуща правовая форма управления (издание соответствующих нормативных актов и актов правоприминения) в рамках своей компетенции;

– существует равноправие субъектов государственного управления избирательным процессом;

– присутствует исключительный характер управляющего субъекта государственного управления избирательным процессом, отраженный в Конституции Российской Федерации;

– власть субъектов государственного управления избирательным процессом базируются на едином принципе народовластия.

Объединяющие черты субъектов государственного управления избирательным процессом позволяют выстраивать между ними определенное взаимодействие, направленное на управление избирательным процессом. Любое взаимодействие строится на определенных принципах. Эти принципы определяют, какими должны быть взаимоотношения между субъектами государственного управления. Каким образом выстраивается должная модель поведения субъектов взаимодействия, какие идеи должны лежать в их основе. Особенность их заключается в том, чтобы обеспечить из всего многообразия возможных взаимоотношений именно взаимодействие как необходимое условие оптимизации и повышения эффективности управления избирательным процессом.

Исходя из этого, взаимодействие субъектов государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации можно определить как их активную, согласованную деятельность, которая выражается в принятии решений и совершении действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленными на достижение единой цели – управление избирательным процессом.

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно выделить следующую систему принципов, на которых должны строиться отношения между субъектами государственного управления избирательным процессом:

1) принцип законности как основополагающий во взаимоотношениях между любыми субъектами государственного управления. Вся деятельность субъектов управления должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов государственной власти;

2) принцип самостоятельности, т.е. в пределах собственной компетенции субъекты государственного управления избирательным процессом самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают решения, обеспечивают контроль за их выполнением;

3) принцип равноправия субъектов государственного управления избирательным процессом базируется на основе партнерства;

4) принцип взаимной ответственности означает, что в складывающихся взаимоотношениях между субъектами государственного управления избирательным процессом имеет место солидарная ответственность за результат управления;

5) принцип приоритетности интересов граждан (участников избирательного процесса), учет исторических и иных местных традиций;

6) запуск более эффективных механизмов самоорганизации гражданского общества, прежде всего, путем активизации партийно-политической системы;

7) придание политике большей плюралистичности с последующим формированием созидательного общественного сознания.

Список литературы

2. Петров С.И. Государственное управление и политические сети // Политические исследования. № 4. 2014. C. 181-190.

[2] Петров С.И. Государственное управление и политические сети // Политические исследования. 2014. № 4. C. 181-190.

Источник

Управление финансами

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции ; товарообменные (бартерные) операции ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *