Что следует понимать под понятием психическая уравновешенность
Лекция по БЖД Психологическая уравновешенность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.
1. Понятие психологической уравновешенности.
2. Условия для создания психологической уравновешенности.
3. Психологический тест.
4. Средства профилактики и предотвращения конфликтов.
1. Психологическая уравновешенность – способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими. Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности – умение преодолевать стресс.
Существует несколько направлений обеспечения психологической уравновешенности.
Одно из них – умение побороть в себе робость и воспитать уверенность.
Уверенность – это такой тип поведения, когда человек может четко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает чего хочет, имеет собственное мнение. Она воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности.
2. Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развития умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности.
Умение приобретать друзей.
Умение строить взаимоотношения как со сверстниками так и с окружающими людьми. Для этого нужно учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие. Во взаимоотношениях с людьми следует стремиться дать им то, что бы вы хотели бы получить от них.
3. Психологический тест по определению насколько у вас уравновешенный характер, т.е. в какой мер вам присуща психологическая уравновешенность. Посчитать баллы.
1. Уважаете ли вы дружбу?
2. Привлекает ли вас что-то новое?
3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?
4. Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины?
5. Меняли ли вы в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?
6. Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?
7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?
8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?
Да – 1 балл, нет – 0 баллов.
Более 6 очков, вы уравновешенный человек.
От 3 до 6 очков у вас изменчивое настроение и характер.
Менее 3 очков вы не верите в свои силы, необходимо завести друзей среди сверстников.
4. Существует социально-психологические, организационно-управленческие и нравственно-этические методы тактики предупреждения конфликтов.
К социально-психологическому методу относятся:
1. Метод согласия. Предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение конфликтующих в одно общее дело.
2. Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям.
3. Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству.
4. Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которым не обладаем мы сами.
5. Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними.
6. Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки. Для этого практика выработала множество способов: юбилеи, презентации, различные формы проведения совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снижают психологическую напряженность, способствуют эмоциональной разрядки, вызывают положительные чувства и создают морально-психологическую атмосферу в организации, которая предотвращает возникновение конфликтов.
Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
Психологическая уравновешенность
Урок 29. ОБЖ 7 ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Психологическая уравновешенность»
Каждый день вы испытываете различные ощущения и переживания: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, скуку, отвращение, раздражение, страх, вину Одним словом, всё это можно назвать «эмоциями».
Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, которые проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения и чувств.
Главная роль эмоций заключается в налаживании чёткой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека.
Суть эмоций замечательно раскрывает фраза «есть контакт», то есть если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало, а значит, ничего бы и не происходило.
Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние другого человека, «считывая» его эмоции. Даже собака, которая не владеет человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с людьми, просто наблюдая за их эмоциями.
Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество — эмоциональность.
У понятия «эмоциональность» существует большое количество определений. Кто-то трактует его как непосредственность и живость восприятия. Для кого-то – это богатство и быстрота ассоциаций или яркое выражение чувств и разнообразие образов. Однако в большинстве случаев все сходятся во мнении, что эмоциональность — это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.
Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Для примера рассмотрим простую ситуацию. У нас есть два совершенно одинаковых человека, обладающих разной эмоциональностью, которых внезапное землетрясение застало за работой. В такой ситуации из-за различной эмоциональности они будут вести себя совершенно по-разному: один, не поддавшись панике, быстро среагирует и спрячется в самом безопасном месте. А второй может начать паниковать и, как следствие, будет совершать ну совсем непонятные действия, которые только усугубят ситуацию. Поэтому так важно, чтобы у каждого человека была сформирована психологическая уравновешенность.
Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
Психологическая уравновешенность — это завидное качество, данное от рождения, и подкорректированное в процессе жизнедеятельности человека.
Вы уже знакомы с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, а также с мероприятиями, которые проводятся по защите населения от их последствий, и с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях. Однако помимо знания этих правил, каждый человек должен обладать определёнными духовными и физическими качествами, чтобы обеспечить себе личную безопасность. Для этого необходимо постоянно совершенствовать свой стиль поведения в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.
Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности.
Очень важно начать воспитывать в себе психологическую уравновешенность именно сейчас, так как в вашем возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, способности к анализу окружающих явлений, а также растёт интерес к отвлечённым проблемам.
Однако в психической сфере частенько выявляются и признаки эмоциональной неустойчивости. К примеру, это может быть колебание настроения без видимых причин. У многих обнаруживаются предрасположенности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.
У большинства в вашем возрасте появляется тяга освободиться от опеки взрослых, желание в разных ситуациях поступать по-своему. Бывает и такое, что некоторые подростки на глазах окружающих стремятся совершить отчаянные и даже безрассудно смелые поступки, чтобы показать «силу воли и храбрость». Помните, такие поступки зачастую кончаются трагически.
Главной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем. Проще говоря, вы стремитесь стать «более взрослым», не согласуя это со своими физиологическими и физическими возможностями.
Именно поэтому сейчас вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.
Рассмотрим некоторые общие направления, которые позволяют обеспечить психологическую уравновешенность в вашем возрасте.
Первое — это воспитать уверенность в себе. Уверенность — это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего хочет, и имеет собственное мнение.
Однако помните, что понятие «уверенность» и понятие «самоуверенность» — это не одно и то же. Самоуверенность — это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.
Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира и определением своего положения в нём. Уверенность развивается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого нужно каждый день настраивать себя на выполнение своих основных обязанностей, в том числе и обучение. Необходимо регулярно выполнять домашние задания и как следует усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Достигайте успехов в спорте, помогайте родителям в выполнении повседневных домашних дел. Если в глазах окружающих вы будете считаться хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повысит вашу значимость в собственных глазах и добавит вам уверенности в себе.
Запомните: авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.
Вы знаете, что индивидуальность каждого человека складывается из многих составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Уважайте все свои качества, даже те, которые вы изменить не в состоянии.
Вторым направлением в создании условий психологической уравновешенности является постоянная работа по самосовершенствованию.
Самосовершенствование (или работа над собой) — это осознанное развитие у себя достойных (то есть нужных по жизни и этичных) навыков и качеств.
В самосовершенствовании человек ориентируется в первую очередь не на внутренние ощущения (хорошо мне или нет), а на требования жизни: «Я справляюсь с вызовами жизни? Я достоин?»
Необходимо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем же тебе заняться. Для этого поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к её реализации.
Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей было проще простого: со многими вы жили по соседству, играли в песочнице, катались на велосипедах, гоняли в футбол. Проще говоря, с друзьями вас объединяли общие игры. Теперь же поддерживать дружбу стало сложнее, так как дружба уже требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей
Что же делать, если у вас сейчас нет друзей? Повнимательнее посмотрите на себя — что в ВАС есть хорошего? Если ничего нет, то вам предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.
Для того чтобы у вас были друзья, необходимо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.
Ещё одним направлением в воспитании психологической уравновешенности является умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого нужно уметь анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся другие люди.
Строя взаимоотношения с окружающими людьми, необходимо начинать с оценки их положительных качеств, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их важность. Во взаимоотношениях с людьми нужно стараться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Наверняка вам известно одно из высказываний Библии: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
И, наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности — это умение преодолевать стресс. Но об этом более подробно мы с вами поговорим на ближайших занятиях. А сейчас, в заключение урока, мы предлагаем вам пройти тест и определить, насколько вы уравновешенный человек. Этот тест состоит из восьми вопросов. На каждый вопрос нужно ответить либо «ДА», либо «НЕТ». Постарайтесь отвечать честно, не пытаясь угадать правильный ответ и подогнать свои ответы под желаемый результат.
Первый вопрос: Оцените себя как друга. Уважаете ли вы дружбу.
Второй вопрос: Как вы относитесь к новшествам. Привлекает ли вас новое.
Третий вопрос: Предпочитаете ли вы старую одежду новой.
Четвёртый вопрос: Притворяетесь ли вы довольным безо всякой на то причины.
Вопрос номер пять: Меняли ли вы в детстве более трёх раз выбор своей будущей профессии.
Вопрос номер шесть: Лишаетесь ли вы уверенности в себе, когда вам предстоит решать трудную задачу.
Следующий вопрос — седьмой: Увлекает ли вас коллекционирование чего-нибудь.
И, наконец, последний вопрос: Часто ли вы меняете свои планы в последний момент.
Если вы набрали более 6 баллов — поздравляем. Вы уравновешенный человек, который редко создаёт трудности окружающим.
Если от 3 до 6 баллов, то у вас изменчивое настроение и характер. Не забывайте, что только проявляя постоянство и настойчивость, вы будете преуспевать в жизни.
Те, кто набрал менее 3 баллов, — почему вы не верите в свои силы? Нужно иметь доверие к своим близким и поискать себе друзей среди окружающих.
Конечно, на основе результатов этого теста не следует делать очень серьёзные выводы, однако он поможет лучше узнать себя и скорректировать свою жизнь.
7.1. Психологическая уравновешенность
В повседневной жизни каждый человек испытывает различные чувства: интерес, радость, одиночество, любовь, печаль, стыд, удивление, гнев, тревогу, скуку, презрение, тоску, отвращение, раздражение, возбуждение, страх, вину, враждебность и др. Эти переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и удовлетворения его потребностей, называют эмоциями.
Совокупность всех эмоций человека образует его эмоциональную жизнь и определяет его индивидуальное качество — эмоциональность. Эмоциональность — это способность человека по-разному переживать различные жизненные обстоятельства и реагировать на них.
Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Часть этих различий обусловлена наследственными особенностями человека, а часть приобретается им в процессе жизнедеятельности. Поэтому обучение играет важную роль в формировании у каждого человека психологической уравновешенности.
Психологическая уравновешенность — это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
В предыдущих разделах учебника вы познакомились с опасными и чрезвычайными ситуациями природного характера, с мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций, с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
Заметим, что, кроме знания этих правил, каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определёнными духовными и физическими качествами: постоянно совершенствовать свой стиль поведения в повседневной жизни и в различных экстремальных ситуациях, обеспечивающий ему здоровье и благополучие, и формировать свою систему здорового образа жизни.
Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности.
Начать воспитывать её очень важно в вашем возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчёркнутой развязности и самоуверенности. Обнаруживаются склонности к фантазированию, вымыслам; повышается интерес к своей внешности.
Появляется желание освободиться от опеки взрослых, тяга в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда вы на глазах окружающих стремитесь совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать «силу воли и храбрость». Такие поступки зачастую кончаются трагически.
Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.
Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.
Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.
Одно из них — умение побороть в себе робость и воспитать уверенность. Уверенность — это такой тип поведения, когда человек может чётко и доходчиво выражать свои чувства и желания, когда он знает, чего он хочет, имеет собственное мнение. Вместе с тем понятие «уверенность» нельзя путать с понятием «самоуверенность». Самоуверенность — это необоснованно высокая оценка своих возможностей, не имеющая под собой реальной почвы.
Уверенность воспитывается с учётом реальных возможностей человека и правильной их оценки. Это достигается познанием окружающего мира, определением своего положения в нём, отношения к какому-то конкретному человеку, вещи, области знаний, умением жить в согласии с самим собой, с родными, сверстниками и другими людьми.
Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности — обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определённых работ — на дачном участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.
Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе.
Запомните
- Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.
Проблема воспитания уверенности в себе возникает у каждого человека и требует от него постоянной тренировки. Неуверенность появляется в том случае, если человек живёт не в ладах с самим собой.
Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изменить нельзя.
Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.
Это интересно
Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.
Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.
Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.
На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.
При её выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению.
Сформировав в себе чувство уверенности в реальной оценке своих возможностей и поступков, легче найти пути воспитания психологической уравновешенности.
Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.
Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас хорошего? Если ничего, то предстоит серьёзная работа над собой, прежде чем это хорошее найдут в вас другие.
Для того чтобы иметь друзей, надо прежде всего самому научиться быть другом, научиться говорить не только о своих интересах, но и об интересах других, быть хорошим слушателем.
Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.
Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Всем известно высказывание: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Наконец, ещё одна составляющая психологической уравновешенности — это умение преодолевать стресс. Более подробно об этом будет рассказано в следующих параграфах этой главы.
Проверьте себя
Практикум
Запишите в дневник безопасности психологический тест, предложенный юным читателям болгарским журналом «Поглед», и определите, насколько у вас уравновешенный характер, т. е. в какой мере вам присуща психологическая уравновешенность. Подсчитайте набранные баллы.