Что следует понимать под миссией организации в менеджменте
Определение миссии организации
Цели также можно классифицировать на «жесткие», чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более «мягкие» (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Возникает вопрос: что объединяет все разнообразие часто разнонаправленных целей организации?
Этим объединяющим началом является миссия организации.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философия, предназначение и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и то, какого типа организацией она намеревается быть.
В узком смысле миссия рассматривается как утверждение относительно того, для чего существует организация. В этом случае миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется ее отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее всегда несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.
Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации и, следовательно, должны быть учтены при определении ее миссии, являются следующие:
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
На основании миссии организации формулируются основополагающие принципы и правила поведения акционеров и сотрудников организации. Эти правила не имеют юридической силы, т.е. неисполнение их не ведет к неизбежному наказанию, но а моральному порицанию сотрудников, нарушающих их.
Попробуем в качестве предмета для дискуссии сформулировать принципы, которые могли бы стать моральными регуляторами организационного поведения в корпорации «Сатори»:
Новым модным понятием, которое начинают активно использовать в своем лексиконе бизнесмены на территории СНГ является понятие Миссии. Миссии повезло меньше, чем другим понятиям. Если такие слова как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры, аудит и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие в умах и сердцах бизнес-элиты лишь с 2000-го года. Правда, профессионалы использовали несколько ранее это понятие, но «всенародным джинглом» оно становится лишь сейчас.
Если говорить о причинах такого состояния дел, то можно выделить две основные:
По нашему мнению Миссия – это необходимое, но недостаточное условие для процветания бизнеса. Миссия – не панацея, не философский камень, а все лишь рабочая лошадка менеджмента. Или, если перефразировать древних мудрецов, то Миссия – это зло, но зло необходимое. Итак, давайте сначала рассмотрим, что такое миссия и почему она так нужна.
Существует значительное количество определений миссии. Рассмотрим некоторые из них, которые можно встретить в публикациях на эту тематику (более детально вы можете ознакомиться с ними, используя рекомендуемые источники информации).
Миссия«Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов».
Миссия MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире».
Миссия Красного Креста: «Защищать беззащитных».
Миссия компании 3M: «Решать нерешенные проблемы инновационно».
МиссияКиево-Могилянской Бизнес-Школы: «Вдохновлять лидеров посредством инновационных и персонализированных программ управленческого и организационного развития».
Миссия Банка «Надра»: «Быть надежным и социально ответственным гидом и помощником в постоянно меняющемся мире».
Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): «Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины».
МиссияГруппы компаний «Сократ»: «Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал»
Миссия Альфа-Банк: «Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания».
МиссияГруппы компаний «Формоза»(российский производитель компьютеров):»Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны.
Мы считаем себя продолжателями дела наших отцов и дедов, на протяжении поколений создававших шедевры науки и техники, сделавших нашу страну лидером во многих областях человеческих знаний.
Мы считаем себя ответственными за будущее нашей страны. Мы считаем, что каждый гражданин и каждая компания ответственны за ее состояние, за темпы ее развития, за ее конкурентоспособность.
Миссии могут иметь не только организации, но и целые государства, отдельные государственные органы, международные организации и даже люди. Например, миссия (национальная идея) Франции: «Свобода, Равенство, Братство»; Миссия Организации Объединенных Наций (ООН) «Поддержания и укрепления мира, безопасности во всем мире и развития сотрудничества между государствами». Для человека вполне корректными будут следующие миссии:«Всегда откликаться на помощь людям», «Посвятить свою жизнь творчеству. Войти в десятку лучших писателей мира», «Быть заботливым семьянином» и т.д.
Как видим, миссии компаний могут быть представлены одним кратким слоганом составленным из 1-10 слов, или развернуто на одну (или несколько) страниц (как у российской компании «Формоза»). Под миссией часто понимают не только собственно миссию, но и всю конструкцию, которая включает в себя: 1) Миссию; 2) Стратегическое видение (Vision); 3) Ценности; 4) Ответственность; 5) Другие элементы. В этой статье, говоря о миссии организаций, мы тоже будем рассматривать миссию, в таком расширенном ракурсе.
Примечание: Более узкое понимание миссии делает различия между миссией, стратегическим видением, ценностями и т.д. Так, например, говорят, что Миссия информирует о том, чем занимается компания в данный момент, а видение определяет направление.
Миссия
Мы улучшаем повседневную жизнь людей, предоставляя возможность свободно общаться благодаря широкому выбору телекоммуникационных услуг наивысшего качества.
Видение
Быть безоговорочным лидером телекоммуникаций в Украине, достойным высочайшего доверия.
(за Артур А. Томпсон-мл. И А.Дж. Стрикленд III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-928 с)
Указывать, Вдохновлять, Согласовывать, Впечатлять, Склеивать, Структурировать, Позиционировать, Помочь Осознать, Измерять, Выражать, Организовать, Интегрировать, Визуализировать, Фильтровать, Мотивировать, Гармонизировать, Синхронизировать, Создавать, Уменьшать Риски, Увеличивать Шансы, Помогать, Ориентировать, Информировать, Направлять, Придавать Смысл, Упреждать, Творить, Предупреждать, Задевать, Резервировать, Притягивать, Разъяснять, Контролировать, Давать Надежду.
Из всего это видно, что есть десятки ситуаций где возникает необходимость в миссии. Правда есть случаи, когда без миссии можно обойтись.
Post Scriptum. В первой части этой статьи мы рассмотрели, что такое миссия и для чего она нужна собственникам, менеджерам, персоналу, клиентам и прочим заинтересованным группам лиц. Были наведены примеры миссий некоторых известных компаний (в т.ч. компаний России и Украины). Во второй части данной статьи мы рассмотрим, как собственно сформулировать миссию для организации (компании), так чтобы она стала действенным инструментом менеджмента компании, а не красивым лозунгом. Будут проанализированы реальные миссии известных организаций (компаний), а также отмечены ошибки которых нужно избегать при конструировании и формулировании миссии.
Как сформулировать миссию компании? Понятие, этапы разработки, примеры
О таком понятии, как «миссия компании», написана масса материалов — начиная от книг по маркетингу и брендингу, заканчивая статьями и постами в социальных сетях.
Достаточно часто эти публикации больше похожи на научную диссертацию, нежели на четкую и легко применимую пошаговую инструкцию.
По-прежнему остаются открытыми вопросы:
Давайте для начала разберемся с терминологией.
Что же понимать под «миссией организации»?
В классическом менеджменте определение термина «миссия» звучит следующим образом — это утверждение, раскрывающее философию существования организации и отличие данной компании от ей подобных.
Это очень широкое понимание миссии, в котором достаточно просто запутаться. Попробуем внести конкретику в ее сущность и содержание.
Миссия компании должна отвечать на простой вопрос — для чего создана организация? Обычно первым всплывает ответ — для получения прибыли.
Это логично, но давайте посмотрим на вопрос под другим углом: что в окружающем вас мире не так, и каким образом ваша компания (или лично вы, как эксперт) намерены это исправить?
Намного понятнее, и дает простор воображению, правда?
Еще одно важное понятие, с которым часто путают миссию компании — видение бренда. Оно отвечает на вопрос — какой вы видите компанию в будущем. Или, если отталкиваться от перефразированного вопроса миссии — каким станет окружающий мир, когда вы закончите его менять.
Каждой ли компании нужна миссия?
Безусловно, нет. Все зависит от вашего масштаба, целей и амбиций — это ваш персональный выбор.
Владельцу единичной палатки по продаже хот-догов миссия вряд ли существенно поможет в бизнесе. Но если вы — интернет-предприниматель и стремитесь создать успешный и системный digital-бизнес, стоит подумать о разработке бренд-платформы и начать с миссии компании.
Это, на первый взгляд, философское понятие является мощным инструментом для продвижения, обеспечения лояльности целевой аудитории, платформой для постановки стратегических целей и расстановки приоритетов, показателем сильных сторон бренда.
Важно отметить, что единого правила, как сформулировать миссию организации, попросту не существует. Но этот процесс достаточно прост, и ниже мы постараемся пошагово изложить основные его принципы.
6 основных элементов миссии организации
1 | Ориентированность на удовлетворение покупателя | Каким образом ваша компания, вы, как эксперт, меняете жизнь покупателя в лучшую сторону? |
2 | Уникальность | Отличается от того, что заявляют ваши конкуренты |
3 | Запоминаемость | В идеале должна легко запоминаться |
4 | Прозрачность | Четкая, без двусмысленностей и простора для толкований |
5 | Акцент на преимуществах и ценностях компании | Учитывает ключевые конкурентные преимущества компании/продукта, а также ценности, которые транслирует бренд |
6 | Правдивость | То, что вы декларируете, должно совпадать с реальностью, не пытайтесь обмануть доверие покупателя |
Приступая к формированию текста миссии, обязательно учтите наличие в ней как минимум 5 из 6-ти атрибутов. Запоминаемостью можете пожертвовать, но соблюдайте меру и уважение к тем людям, которые будут вашу миссию читать. К примеру, полная миссия компании Avon состоит из 307-ми слов.
Этапы разработки миссии организации
Несмотря на всю кажущуюся сложность процесса написания миссии, фундаментально можно выделить всего 3 этапа.
Этап 1. Создание скелета миссии
Для наглядности приведем все 5 ключевых вопросов в таблице с ответами на примере агентства нянь для детей.
Не стесняйтесь отвечать подробно — так вы точно сможете осветить все важные моменты.
Этап 2. Сокращение и обобщение
Цель второго этапа — отсечь все лишнее, оставив только ключевые слова, а потом обобщить их в одно предложение.
Этап 3. Проверка
Возвращаемся к таблице выше и проверяем — все ли 6 элементов успешной миссии учтены. Можете также обсудить итоговый вариант миссии бренда с сотрудниками компании, показать знакомым и выслушать их мнение. Если есть какие-то недочеты — корректируем.
Итоговый вариант миссии агентства для нянь после всех преобразований звучит следующим образом:
«Окружить детей заботой, предоставить им профессиональный уход и надежный присмотр, чтобы малыши чувствовали себя комфортно, а родители — спокойно».
Согласитесь, создать миссию бренда достаточно просто. А чтобы вы убедились в этом и всегда имели под рукой образец для вдохновения — приведем несколько вариантов миссии организаций.
Примеры миссий известных компаний
Почему мы решили сконцентрироваться на тех компаниях, которые у всех на слуху? Мы могли бы взять несколько ниш интернет-бизнеса и разработать примеры специально для этой статьи. Но миссия компании, особенности продукта которой вам неизвестны — будет лишь красивой фразой, не более.
Поэтому рассмотрим примеры нескольких наиболее удачных миссий, сформулированных маркетологами известных брендов и стартапов.
Миссия компании Apple является примером уважительного отношения к клиентам бренда и нацелена на их понимание:
«Мы предлагаем изделия высокого качества, которые освобождают жизнь и труд людей от тяжелой и нудной работы, делают мир более удобным для жизни, обеспечивают уважение и преданность потребителей».
Dropbox — стартап, в который мало кто верил в первые дни его существования. Сегодня стоимость компании выше миллиарда долларов, а их миссия звучит так:
«Мы создаем легкие в использовании продукты, основанные на доверии. Когда люди хранят свои файлы в Дропбокс, они могут быть уверены в их безопасности. Конфиденциальность данных пользователей всегда была и будет нашим главным приоритетом».
Маркетологи нефтяного концерна «Лукойл» создали достаточно краткую и емкую миссию, которая, тем не менее, отражает цель существования компании на рынке:
«Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».
Миссия известного японского производителя автомобилей Toyota более ориентирована на клиента, нежели на достижения самой компании:
«Наша миссия — максимальное удовлетворение потребностей клиентов посредством обеспечения надежными и безопасными продуктами TOYOTA и предоставление сети высококачественного сервиса и квалифицированного обслуживания».
Миссия компании «Связной»:
«Мы работаем с людьми и для людей. Мы создаем увлекательный мир мобильных коммуникаций и новых предложений, которые понятны и доступны каждому. Мы обеспечиваем простоту, удобство и возможность привлекательного выбора».
И напоследок, еще 3 важных совета, как написать успешную миссию бренда:
А сейчас, когда мы пошагово разобрались с подводными камнями, которые могут подстерегать вас при работе над миссией организации, напишите в комментариях, как бы вы сформулировали миссию для своего бизнеса? И ставьте лайк, если контент был вам полезен.
Тесты по «Основам менеджмента» с ответами
1. Как осуществляется текущий контроль в организации?
1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;
2. Путем наблюдения за работой работников;
3. + С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;
4. Путем докладов на сборах и совещаниях;
5. Вышестоящей структурой.
2. Тест. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?
4. Отдельные руководители;
1. + Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;
2. Вид человеческой деятельности;
3. Наблюдение за работой персонала организации;
4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;
5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.
4. Для сокращения потребности в контроле целесообразно:
1. + Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;
2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;
3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;
4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;
5. Постоянно повышать квалификацию персонала.
5. Контроль должен быть:
1. Объективным и гласным;
2. Гласным и действенным;
3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.
6. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?
1. Получение высоких материальных вознаграждений;
2. + Гармонизация между трудом и капиталом;
3. Признание заслуг;
4. Постоянное повышение квалификации персонала;
5. Достижение конкурентного преимущества.
7. Какие основные группы потребностей выделил украинский ученый Туган-Барановский?
1. Физиологические и альтруистические;
2. Половые и физиологические;
3. + Физиологические, половые, симптоматические инстинкты и потребности, альтруистические;
4. Физиологические и симптоматические;
5. Физиологические, потребности в безопасности, в отношениях принадлежности, в самовыражении, в самоактуализации.
8. Когда исторически возник вопрос мотивации труда?
1. Со времен появления денег;
2. Со времен возникновения организаций;
3. Со времен появления руководителя организации;
4. + Со времен зарождения организованного производства;
5. Во время буржуазных революций в Европе.
1. Попытки работника занять высшую должность в организации;
2. + Попытки работника реализовать свою социальную роль взять участие в общественно важной работе;
3. Попытки работника получать высокую зарплату;
4. Попытки работника взять участие в общественной работе;
5. Попытки работника иметь влияние на других людей.
10. Какие основные группы мотивов к труду выделил украинский ученый В. Подмарков?
1. Обеспечение и признание;
2. Признание и престиж;
3. + Обеспечение, признание, престиж;
4. Обеспечение и престиж;
11. Оперативные планы разрабатываются сроком на:
1. + Полгода, месяц, декаду, неделю;
12. Под планированием понимают:
1. Вид деятельности;
2. + Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;
3. Перспективу развития;
4. Состояние организации;
5. Интеграцию видов деятельности.
13. Организационное планирование осуществляется:
1. Только на высшем уровне управления;
2. На высшем и среднем уровнях управления;
3. На среднем уровне управления;
4. + На всех уровнях управления;
5. Определение потребностей подчиненных.
14. Если Вам придется объяснять, что представляет собой функция планирования, то Вы скажете что это:
1. + Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения;
2. Установление целей организации;
3. Определение путей и средств выполнения заданий;
4. Определение способов достижения целей организации;
5. Моделирование действий организации.
15. Одна из форм монополии, объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, а фактически подчинены финансовому контролю и руководству главенствующей в объединении группе предприятий:
16. Вид хозяйственной деятельности, при которой часть участников отвечает по долгам всем своим имуществом, а часть только в пределах своих взносов в уставной фонд
1. Дочернее товарищество;
2. Товарищество с ограниченной ответственностью;
3. Полное товарищество;
4. + Коммандитное товарищество;
5. Акционерное общество.
1. Полное товарищество;
2. Товарищество с ограниченной ответственностью;
3. Коммандитное товарищество;
4. + Товарищество с дополнительной ответственностью;
5. Производственный кооператив.
1. Товарищество с дополнительной ответственностью;
2. Товарищество с ограниченной ответственностью;
3. + Полное товарищество;
4. Коммандитное товарищество;
5. Акционерное общество.
19. Организация, которая имеет однозначные внутренние взаимосвязи жесткую регламентацию всех сторон деятельности это:
1. Первичная организация;
2. Органическая организация;
3. Вторичная организация;
5. На корпоративном уровне.
20. К средствам мотивации труда не относятся:
2. Проведение производственных совещаний;
3. Повышение квалификации персонала;
4. + Обеспечение условий для самовыражения;
5. Объявление благодарности.
21. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:
22. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:
1. + Планирование, организация, мотивация, контроль;
2. Организация, планирование, контроль, мотивация;
3. Планирование, организация, контроль, мотивация;
4. Мотивация, контроль, планирование, организация;
5. Стратегия, планирование, организация, контроль.
23. Когда осуществляется заключительный контроль в организации?
1. До фактического начала выполнения работ;
2. + После, выполнения запланированных работ;
3. В ходе проведения определенных работ;
4. Тогда, когда удобно руководителю;
5. После достижения поставленных целей.
24. Когда осуществляется текущий контроль в организации?
1. После выполнения определенных работ;
2. До фактического начала выполнения определенных работ;
3. + В ходе проведения определенных работ;
4. Тогда, когда удобно руководителю;
5. Тогда, когда удобно коллективу.
25. Что обеспечивает управленческая функция «мотивация»?
1. Достижение личных целей;
2. + Побуждение работников к эффективному выполнению поставленных задач;
3. Исполнение принятых управленческих решений;
4. Обеспечение бесспорного влияния на подчиненного;
5. Побуждение работников к деятельности.
26. Если вам придется объяснять, что представляет собой функция мотивации, то Вы скажете, что это:
1. Процесс достижения поставленных перед администрацией целей;
2. Побуждение себя к эффективной деятельности;
3. +Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности достижения поставленных перед организацией целей;
4. Способ влияния на персонал с целью достижения целей;
4. + Механистическая организация;
5. Динамичная организация.
27. Определяются следующие фазы жизненного цикла организации:
1. Создание, становление, развитие, возрождение;
2. Рождение, зрелость;
3. + Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение;
4. Рождение, зрелость, возрождение;
5. Создание, развитие, зрелость, старение.
28. К основным составляющим элементам внутренней среды организации не относятся:
1. Потребители, конкуренты, законы;
3. Персонал, технологии;
4. Структура управления;
29. Что следует понимать под миссией организации?
1. Основные задания организации;
2. Основные функции организации;
3. Основное направление деятельности;
4. + Четко выраженные причины существования;
5. Основные принципы организации.
30. Если Вам придется объяснять что следует понимать под организацией, Вы скажете, что это:
1. Объединение людей для выполнения определенных работ;
2. + Сознательное объединение людей, которое действует на основании определенных процедур и правил и совместно реализует определенную программу или цели;
4. Группа людей, которые объединяются на основе симпатии друг к другу для реализации личных целей;
5. Объединение людей по интересам.
31. К внутренней среде относятся:
1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;
2. Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;
3. + Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;
4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль ;
5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.
32. Тест по менеджменту. К внешней среде организации непрямого действия относятся:
1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;
2. + Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;
3. Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;
4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль;
5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.
33. Какие принципы менеджмента обосновал в своей книге «Никомаховая этика» древнегреческий философ Аристотель?
1. + Этические и эстетические принципы;
4. Моральные принципы;
5. Специфические принципы.
34. Как можно объяснить сущность принципа «подчиненность личного интереса общему»?
1. В организации всегда должен учитываться только личный интерес руководителей организации;
2. Интерес одного работника должен преобладать над интересами организации в целом;
3. Интерес отдельных менеджеров должен преобладать над интересами отдельных групп работников;
4. + В организации интересы одного работника или группы не должен преобладать над интересами организации в целом;
5. Интерес организации не должен преобладать над интересами коллектива.
35. Что предусматривает дисциплина как принцип менеджмента?
1. Выполнение всеми работниками поставленных заданий;
2. + Четкое придерживание администрацией предприятия и его персоналом заключенного коллективного договора и контракта;
3. Выполнение менеджерами поставленных заданий;
4. Выполнение работниками аппарата управления поставленных заданий;
5. Полное подчинение работников руководящему аппарату.
36. Что должны отражать современные принципы менеджмента?
1. Основные закономерности управления;
2. Основные связи, которые складываются в системе;
3. Основные отношение, которые складываются в системе;
4. + Основные свойства, связи и отношения управления, которые складываются в системе;
5. Обязательное наличие цели при управлении.
37. Что является основой управления какой либо системы?
1. + Принципы, которые отражают рыночные условия хозяйствования;
2. Методы менеджмента;
3. Функции менеджмента;
4. Финансовые ресурсы;
5. Объект менеджмента.
38. Где по мнению отечественных и зарубежных специалистов менеджмента формировалась практика управления организацией?
1. В Шумерии, Македонии, Риме, Киевской Руси;
3. + В Риме и Шумерии;
4. В Шумерии и Македонии;
5. В Русской империи.
1. + Ситуационный подход;
2. Системный подход;
3. Процессный подход;
4. Поведенческий подход;
40. Если управление рассматривает все процессы и явления в виде целостной системы, которая имеет новые качества и функции, которые отсутствуют у элементов, которые их составляют, то мы имеем дело с:
1. Поведенческим подходом.
2. Процессным подходом;
3. Ситуационным подходом;
4. + Системным подходом;
5. Текущим подходом.
41. Что является составляющим элементом управления?
3. Экономические процессы;
4. Социально-экономические процессы;
42. Каким методам управления, организациями принадлежит ведущая роль в современных условиях?
43. К первичным потребностям относятся:
44. Потребности бывают:
1. Первичные и внутренние;
2. Внутренние и вторичные;
3. + Первичные, вторичные, внутренние и внешние;
4. Внутренние и внешние;
5. Первичные и внешние.
45. Мотивация базируется на:
1. Потребностях и самовыражении;
2. + Потребностях и вознаграждениях;
3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;
4. Удовлетворении всех людей;
5. Самовыражении и вознаграждениях.
46. Основной формой материального стимулирования персонала организации является:
2. Премии и ценные подарки;
3. Ценные подарки и зарплата;
5. Премии и зарплата.
47. Что создает структуру управления организацией?
1. Совокупность линейных органов управления;
2. Совокупность функциональных служб;
3. Совокупность линейных и функциональных служб (органов);
4. + Совокупность органов управления;
5. Совокупность программно-целевых служб.
48. Анализ конкурентов организации проводится с целью:
1. Определения их стратегии и сильных сторон;
2. Определения их целей и сильных сторон;
3. + Определения их целей, стратегий, сильных и слабых сторон;
4. Определения стратегии;
5. Определения их целей и слабых сторон.
49. Цели организации должны удовлетворить такие основные требования:
1. + Достижимость, конкретность, ориентация во времени;
2. Достижимость и ориентация во времени;
3. Ориентация во времени и конкретность;
5. Ориентация во времени.
50. Когда получил широкое распространение в экономической литературе термин «организация»?
1. В 20-е годы XX столетия;
2. В 30-е годы XX столетия;
3. + В 60-е годы XX столетия;
4. В 70-е годы XX столетия;
5. В 80-е годы XX столетия.
51. Организация как объект менеджмента:
+ а. Выступает в качестве основной единицы рыночной экономики, в рамках которой принимаются управленческие решения
б. Служит связующим звеном между государством и потребителями произведенных благ и услуг
в. Помогает государству в сборе и аккумулировании различных видов налогов
52. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
53. Практика управления возникла:
а. В ходе бурной индустриализации промышленного производства
б. Одновременно с возникновением системного подхода к управлению
+ в. Одновременно с объединением людей в организованные группы
54. Конечной целью менеджмента является:
а. Рационализация организации производства
+ б. Обеспечение прибыльности предприятия
в. Повышение мотивации работников
55. Какова важнейшая функция управления?
+ а. Создание благоприятных условий для дальнейшего развития и функционирования предприятия
б. Повышение производительности труда работников
в. Постоянное внедрение достижений НТП в производство
56. Является ли управление производительным трудом?
а. Нет. Менеджеры и управленцы не принимают прямого участия в производственном процессе.
б. В зависимости от формы собственности и специализации организации
57. Что не является продуктом труда менеджера?
б. Решение по выбору рынков сбыта
в. Подготовка бизнес плана
58. Размер организации в менеджменте определяется:
— Количеством отделов и структурных подразделений
+ Количеством работающих в ней людей
— Количеством постоянных клиентов и/или заказчиков
59. Цель стабилизационного менеджмента заключается в:
— Разработке мероприятий, способных повлиять на стабилизацию финансового состояния фирмы
— Вклинивании фирмы в отраслевые и межотраслевые структуры для стабилизации своего финансового состояния
+ Постоянном внедрении и проведении мероприятий, направленных на стабилизацию финансовой, кадровой, технико-технологической, внутренней и внешней структуры организации
60. Что характеризует норма управляемости?
+ Общее число человек, которые подчинены одному руководителю
— Закрепленное в должностной инструкции число обязанностей для каждого отдельного сотрудника
— Время, за которое сотрудник выполнил задание руководителя
61. Менеджмент – это наука, изучающая:
— Взаимодействие работников внутри коллектива
+ Процессы управления материальными, сырьевыми, трудовыми и т.д. ресурсами фирмы
62. Методы исследования в менеджменте:
— Представляют собой конкретные способы реализации управленческих решений, которые ведут к достижению поставленных целей и задач
+ Это специфические способы познания, приемы, подходы и принципы, которые делают воздействие на объект управления эффективным
— Свод правил, норм и научных приемов, которые используются для изучения мотивационных признаков сотрудников
63. Менеджмент как наука – это:
+ Комплекс междисциплинарных исследований, направленных на изучение принципов принятия эффективных управленческих решений
— Специфическое экономическое знание, изучающее все виды ресурсов и управление ими
— Область знаний о том, как эффективно воздействовать на имеющиеся в организации ресурсы
— Подходы к подбору и выбраковыванию ресурсов
— Способы повысить эффективность используемых ресурсов
+ Приемы и способы воздействия на коллектив, а также отдельно взятых работников для достижения целей и миссии организации
65. Планирование как функция менеджмента заключается в:
+ Формулировании целей развития организации, а также определении способов их достижения
— Разработке тактических и стратегических планов хозяйственной деятельности организации
— Составлении производственных планов для каждого работника
66. Процесс принятия решений в менеджменте – это:
67. Критерием эффективности менеджмента является:
— Срок, в течение которого организация функционирует на рынке
+ Совокупность показателей, которые характеризуют, насколько эффективна работа управляемых в организации систем и подсистем
— Непрерывный рост прибыли
Тест. 68. Задачами менеджмента являются:
— Разработка и научное обоснование управленческих решений
— Создание необходимых условий для принятия рациональных и эффективных управленческих решений
+ Разработка, проверка на практике и внедрение научных методов, подходов и принципов, которые обеспечивают слаженную и бесперебойную работу коллектива и отдельных ее членов
69. Что является объектом и субъектом менеджмента?
— Объекты – управленческие решения, субъекты – менеджеры, подчиненные
+ Объекты – производственная деятельность и взаимодействие с контрагентами, ресурсы всех видов, рынок, информация, субъект – менеджер
— Объекты – деньги, трудовые ресурсы, рынок, субъект – рыночная экономика
70. Управление – это в менеджменте:
— Основной метод работы руководителя
— Процесс упорядочения информации и грамотное распоряжение ею
+ Процесс прогнозирования и планирования, организации, координации, мотивации и контроля, который позволяет сформулировать цели организации и наметить пути их достижения
71. Организация – это в менеджменте:
+ Группа людей, которые прикладывают совместные усилия для реализации конкретной цели, действуя при этом на основе определенных правил
— Основная управляющая система
— Основная управляемая подсистема
72. Родоначальник науки управления:
73. Основу мотивации трудового коллектива в японских компаниях составляет:
+ Равновесие между капиталом и трудом
— Постоянное повышение квалификационного уровня
— Бонусы за необычные подходы к решению трудовых задач
74. Кто реализует функцию контроля?
+ Все члены коллектива
— Высшее руководство фирмы
75. От чего зависит количество подчиненных у руководителя?
76. По какому принципу нельзя классифицировать управленческие решения?