Что следует понимать под методами обучения правильный ответ
Обучающие тесты по педагогике (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
18. Учебный план для медицинских учебных заведений — это
б) финансово-отчетный документ
в) директивный документ Минздрава Российской Федерации
г) перечень дисциплин, подлежащие изучению в ВУЗе, с указанием часов на их изучение и форм проведения учебных занятий
д) произвольно составленный план работы
Правильный ответ: б) финансово-отчетный документ; в) директивный документ Минздрава Российской Федерации; г) перечень дисциплин, подлежащие изучению в ВУЗе, с указанием часов на их изучение и форм проведения учебных занятий
19. Учебная программа — это
а) документ, в котором определены содержание конкретного учебного предмета и количество часов, которое отводится на изучение каждой темы курса
б) документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться на определенном этапе, количество часов на их изучение
в) указание параметров готовности специалиста к самостоятельной работе в избранной сфере труда
г) перечень целей усвоения содержания учебной дисциплины и требования к его усвоению студентами
д) перечень профессионально-должностных обязанностей будущего специалиста
Правильный ответ: а) документ, в котором определены содержание конкретного учебного предмета и количество часов, которое отводится на изучение каждой темы курса; г) перечень целей усвоения содержания учебной дисциплины и требования к его усвоению студентами
20. Воспитательный процесс в ВУЗе предполагает
а) умение педагога воспитывать учащихся через содержание и способы изложения своей дисциплины
б) обязательное участие учащихся в общественно-просветительских и культурных мероприятиях
в) самовоспитание учащихся и педагогов
г) наличие института кураторов
д) соблюдение норм поведения преподавателями и студентами
Правильный ответ: а) умение педагога воспитывать учащихся через содержание и способы изложения своей дисциплины; в) самовоспитание учащихся и педагогов; д) соблюдение норм поведения преподавателями и студентами
21. Традиционные формы организации учебного процесса включают в себя
а) занятия по линии факультета общественных профессий (ФОП)
д) лекции, семинары, практические занятия, производственную практику
Правильный ответ: д) лекции, семинары, практические занятия, производственную практику
22. Управление учебным процессом — это
а) оценка достижения цели обучения
б) контроль и коррекция усвоения учебного материала
в) тщательный отбор учебного материала
г) организация познавательной деятельности студентов по усвоению содержания учебной дисциплины
д) поддержание дисциплины
Правильный ответ: б) контроль и коррекция усвоения учебного материала
23. Под методом обучения следует понимать
а) способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащиеся, направленной на достижение целей обучения, воспитание и развития
б) способ передачи знаний учащимся
в) такую исходную закономерность, которая определяет организацию учебного процесса
г) способ сотрудничества педагога с учащимися
д) способ организации познавательной деятельности учащихся
Правильный ответ: а) способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащиеся, направленной на достижение целей обучения, воспитание и развития; б) способ передачи знаний учащимся; г) способ сотрудничества педагога с учащимися; д) способ организации познавательной деятельности учащихся
24. К методам обучения относят
Правильный ответ: а) б) в) г) д)
25. Основная педагогическая цель подготовки курсовой и дипломной работы состоит в следующем
а) формирование и отработка умений
б) обеспечение основ научных знаний
в) практическое применение знаний и умений
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
Правильный ответ: д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
26. Форма обучения «производственная практика» имеет следующую педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) формирование основ научных знаний
в) обучение практическому применению сформированных на занятиях знаний и умений в реальных условиях профессиональной деятельности
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
Правильный ответ: в) обучение практическому применению сформированных на занятиях знаний и умений в реальных условиях профессиональной деятельности
27. Форма обучения «лекция»
имеет следующую основную педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) закладывает основы систематизированных научных знаний
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам технологии научно-исследовательской работы
Правильный ответ: б) закладывает основы систематизированных научных знаний
28. Форма обучения «практическое занятие» имеет следующую основную педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) закладывает основы научных знаний
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам технологии научно-исследовательской работы
Правильный ответ: а) формирование и отработка умений
29. Форма обучения «семинарское занятие» имеет следующие педагогические цели
а) формирование и отработка умений
б) закрепление научных знаний, полученных на лекции
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) развитие умений обсуждения профессиональных проблем
Правильный ответ: б) закрепление научных знаний, полученных на лекции; г) углубление знаний в области изучаемого предмета; д) развитие умений обсуждения профессиональных проблем
30. Основной целью практического занятия является
а) закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях
б) дать теоретическое обоснование темы
в) научить студентов использовать теоретический материал в практических ситуациях
г) помочь донести изложенный па занятии материал до экзаменов
д) определить логическую последовательность учебного материала по теме
Правильный ответ: в) научить студентов использовать теоретический материал в практических ситуациях
31. Структура практического занятия включает в себя:
а) мотивационную установку
б) наличие учебного плана
в) контроль исходного уровня знаний и умений
г) планирование времени занятий по видам деятельности
д) самостоятельную работу учащихся
Правильный ответ: а) мотивационную установку; в) контроль исходного уровня знаний и умений; д) самостоятельную работу учащихся
32. Дидактическими функциями домашней самостоятельной работы являются
а) расширение и углубление учебного материала, проработанного аудиторно
в) формирование мотивации учения
г) формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий
д) повышение авторитета преподавателя
Правильный ответ: а) расширение и углубление учебного материала, проработанного аудиторно; г) формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий
33. Функции учебных задач в медицинском образовании состоят
а) в приближенном моделировании профессиональных ситуаций
б) в отработке определенных умственных действий
в) в использовании для самостоятельной работы
г) в выявлении слабо успевающих студентов
д) во внесении разнообразия в учебное занятие
Правильный ответ: а) в приближенном моделировании профессиональных ситуаций; б) в отработке определенных умственных действий; в) в использовании для самостоятельной работы
34. При проблемном обучении
а) учебный материал разделяется на дозы
б) создаются ситуации интеллектуального затруднения
в) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала
г) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению
д) обучающиеся добывают знания в сотрудничестве с преподавателем посредством самостоятельной творческой деятельности
Правильный ответ: б) создаются ситуации интеллектуального затруднения; д) обучающиеся добывают знания в сотрудничестве с преподавателем посредством самостоятельной творческой деятельности
35. При программированном обучении
а) учебный материал разделяется на дозы
б) создаются ситуации интеллектуального затруднения
в) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала
г) учебный процесс состоит из последовательных шагов,
содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению
д) знания добываются путем собственной творческой деятельности
Правильный ответ: а) учебный материал разделяется на дозы; в) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала; г) учебный процесс состоит из последовательных шагов,
содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению
36. Сферами применения программированного обучения являются:
б) семинарские занятия
в) самостоятельная работа
г) тестовый контроль
д) проблемные лекции
Правильный ответ: а) заочное обучение; в) самостоятельная работа
37. Прочность усвоения знаний зависит
а) от методов обучения
б) от организации запоминания учебного материала
в) от степени использования знаний в практике
г) от глубины осмысления материала
д) от индивидуальных особенностей учащихся
Правильный ответ: а) б) в) г) д)
38. Целью дидактической диагностики является
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ «Новомирская ООШ»
на методическом объединении школы
Подготовила: учитель биологии
Животкевич Наталья Николаевна
I часть носила название – “Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся”
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. Поиск ответа на традиционный вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели. Метод – сердцевина учебного процесса. Выделяются шесть условий, которые определяют выбор метода.
/Каждому педагогу раздаются следующие карточки/
Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них.
Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
Цели и задачи обучения.
Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классной комнаты).
Возможности учителя (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций).
Что же следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный (вначале каждый индивидуально, затем по группам, на которые изначально был разделен педагогический коллектив – учителя начального звена, учителя среднего и старшего звена, учителя, работающие как в начальном, так и в старшем звене школы; обсудите и докажите неполноту ошибочность остальных).
Каждый педагог получает карточку следующего содержания
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ? ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ, ДОКАЗАВ НЕПОЛНОТУ ИЛИ ОШИБОЧНОСТЬ ОСТАЛЬНЫХ.
Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.
Какие же бывают методы обучения и как их классифицируют. Попробуйте восстановить по памяти звенья этой таблицы.
/Каждый педагог заполняет таблицу, а затем в процессе совместного обсуждения получается следующая таблица на магнитной экспозиционной доске и у каждого на индивидуальной карточке/
Затем идет представление диаграмм с преобладающими методами обучения непосредственно в нашей школе (полученные в ходе анкетирования учеников школы).
II часть – “Современные педагогические технологии”
При традиционной системе обучения ученик оказывается в роли лампочки: его то включают, то выключают (при этом не особенно заботясь о желаниях и возможностях самой лампочки). У школьника при указанной ситуации обучения формируется роль ведомого, который не видит перспективу в отличие от учителя.
Современный процесс обучения недостаточно готовит детей к совместной деятельности. Проанализируем (на примере разбора слова по составу):
Учебная ситуация пришла к своему завершению, отметки расставлены, переход к новой теме. Повтор всей цепочки с начала. Но в современном мире образования все чаще упоминают ещё о двух необходимых этапах. Ситуация обучения тинейджеров разрешима именно с позиций объединения учения + общения.
В середине 20-х годов XX века американец С.Перси начал применять в своей деятельности механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий учащимися.
Понятие “технология” происходит в результате слияния двух корней: techne (искусство, мастерство, умение) + logos (учение, наука).
Педагогические технологии изучаются следующим образом:
Как научное направление (с 50-х годов) – с разрабатываемым научным аппаратом, терминологией, самостоятельной областью для исследований.
Как процессуально-описательное направление – алгоритм процесса, содержание, методы и средства для достижения планируемых результатов обучения.
Признаками педагогических технологий являются:
Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками.
Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом оптимальной реализации человеческих возможностей, использования диалога, общения.
Поэтапное планирование и последовательное воплощение технологии должно воспроизводимо любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
Органичной частью педтехнологий являются диагностические процедуры.
Выделяются 3 основных группы педагогических технологий:
Педагогические технологии с применением активных форм и методов обучения: игровые технологии, проблемное обучение. Технология развивающего обучения, технология программированного обучения, интерактивное обучение. Компьютерные технологии обучения, технология модульного обучения, технология активизации творческой деятельности учащихся и т.д.
Адаптивные педагогические технологии: разноуровневое обучение, индивидуализация обучения, вальдорфская педагогика, суггестивные технологии, аудиовизуальный подход к обучению, адаптивная школа (Е. Ямбурга), школа-парк (М.А. Балабана), агрошкола (А.Католикова) и т.п.
Авторские системы обучения: Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, система семейного воспитания Никитиных, В.Ф. Шаталова и др.
Вернемся к обучению, погруженному в общение.
1. Коммуникативную атмосферу в классе создает учитель, от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.
Речевые штампы, которые постоянно встречаются в нашей речи. Оргмомент урока нацелен на организационно-деятельностную подготовку учащихся к продуктивной работе. Учитель должен уметь правильно считать эмоциональный фон класса и подкрепить или скорректировать его соответствующим образом.
/! Напишите рядом с изображением человечка положительный штамп приветствия с детьми наиболее часто используемый вами на орг. моменте урока./
2. Но только изменить настрой учителя и его речь мало для переорганизации образовательного процесса. Любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз), мимикой, жестами участников диалога. Даже удаленность участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.
Выделяются 4 зоны общения:
1 – интимная – определяется окружностью, которую очерчивает вытянутая рука человека (родные, близкие люди) – зона доверия;
2 – личная – 1,5 метра – добрые знакомые, соратники, единомышленники. Учитель создает себе комфортную атмосферу своей личной зоны.
3 – социальная – до 3,5 метров – благоприятная зона для общения.
Учитель должен избегать статичности на уроке, педагог должен двигаться по классу. Но также должны двигаться и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил.
Необходимо также знать и уровни познавательной активности учащихся.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
“ Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.
Нулевой уровень активности:
Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.
При работе с этой группой учащихся учителю не следует:
Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;
Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,
Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;
Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.
Необходимы эмоциональные поглаживания:
Обращаться к ученику только по имени;
Не скупиться на похвалу и одобрение;
Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.
Уровень активности “по ситуации”.
Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.
Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.
Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;
Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.
Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.
Исполнительский уровень активности:
Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.
Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.
Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.
Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.
Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)
Творческий уровень активности:
Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;
Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности: нулевого, ситуативного, исполнительского.
Урок с применением педагогических технологий предполагает не менее четырех основных моделей:
Мозаичная – включение той или иной группы в зависимости от учебной задачи
Активно-ролевая – ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.
Комплексная – совмещение всех предложенных вариантов
Есть одно из золотых правил педагогики: прежде чем предлагать что-то ребенку (новую игру, задачу, упражнение, ситуацию), сначала испробуй это на себе. Тогда, с одной стороны, обнаружатся все нюансы и неточности инструктажа, а с другой – наметится линия творческой коррекции данной ситуации, контрольного задания и т.д.
РОЛЕВАЯ МЕТОДИКА ДИСКУССИИ
Внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные ученики вместе с учителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, педагог последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: учащиеся не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь. ”
Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)
Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов (58 стр.)
Рис. 27. Структура метода обучения
Отсюда понятно, почему так сложно дать однозначное определение метода. Одной дефиницией, даже наилучшей, мы не в состоянии охватить и выразить полноту многомерного явления. Приходится использовать упрощенные определения, не отражающие глубинной сущности и всех признаков метода.
Метод – искусство ученика
Научиться учиться – искусство для ученика не менее важное, чем овладение методом для учителя. Метод учения, так мы назовем все то, что делает ученик, имеет весьма сложную внутреннюю структуру (рис. 28).
Рис. 28. Структура метода учения
Существует множество проверенных практикой правил, облегчающих ученику нелегкую науку познания. Учитель поможет детям. На классном часе он расскажет, как нужно учиться.
…Начиная обучение, помните о биологических часах, не нарушайте их естественного хода. Вы должны знать, когда у вас работоспособность максимальна, когда идет спад умственной активности. «Жаворонки» и «совы» должны иметь различные карты умственных занятий. А если вы не относитесь ни к тем, ни к другим? Изучайте себя. Составьте карту, максимально приспособленную к вашим запросам и возможностям.
Утро. Делайте зарядку не только для тела, но и для мозга, лучше всего – совместите упражнения. Подпрыгивая и нагибаясь:
1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до одного.
2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву трудное слово.
3. Выберите одну букву алфавита и произнесите 20 слов, начинающихся с нее, упражнение постепенно усложняйте.
4. Как можно быстрее произнесите 20 мужских имен, нумеруя их.
5. То же самое проделайте с женскими именами. Постепенно усложняйте игры, придумывайте новые.
Наилучшее время для обучения – интервал от 7 до 13 ч, в это время умственная работоспособность увеличивается примерно на 50 % от средней.
Можно учиться и после обеда: от 17 до 21 ч, в это время работоспособность увеличивается примерно на 25 %. За среднюю взята работоспособность в 6 ч утра.
Большее число коротких пауз эффективнее, чем небольшое число длительных перерывов.
Домашние упражнения нужно выполнять, начиная с самых трудных.
В памяти удерживайте три главных слоя информации: базисные знания, профессиональные сведения и каталоги – путеводители в мире знаний. Чтобы освободить память от малоценных знаний, приучайтесь пользоваться различными справочниками, словарями (орфографическими, толковыми, иностранных слов и выражений, техническими, географическими и др.), энциклопедиями. Где что написано, вы должны помнить отчетливо.
I. Что следует понимать под методом обучения?
1. Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.
2. Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
4. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.
5. Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.
II. Что понимается под приемами обучения?
2) составные части метода,
3) разовые действия,
4) отдельные шаги в реализации метода,
5) все ответы правильные.
ИБ Классификации методов обучения
Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникающий при этом, – насколько целесообразна та или иная классификация. Надуманные, искусственные построения лишь затемняют теорию методов, создают ненужные сложности для учителей. Хороша та классификация, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для ее рационализации.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки их; дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует оперировать единой и неизменной номенклатурой методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс, и система методов должна отражать эту динамику, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
Сколько есть классификаций?
Известны, без преувеличения, сотни классификаций методов, и число попыток беспрерывно растет. Если кратко вспомнить хотя бы период 20-30-х годов прошлого века, то наибольшей популярностью пользовались классификации: активно-трудовых методов (П. Блонский, С. Шацкий и др.); иллюстративных методов (О. Музыченко, Я. Чепига); исследовательских методов (Б. Всехсвятский, Б. Райков и др.); логических методов (Б. Резник); система методов, предложенная в противовес универсализации отдельных методов (О. Пинкевич, Н. Попова) и ряд других, в частности, классификация, где методы были поделены на «активные» и «пассивные».
Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных современных классификаций методов обучения.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации (табл. 7) выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них имеет свои модификации (способы выражения).
Таблица 7 Классификация методов
Эта классификация была и остается наиболее емкой, информативной, к тому же простой и очевидной. Ведь никаких иных способов кроме слова, наглядности и практики не существует, чтобы пробиться к сознанию школьника. Они были и всегда останутся главными источниками обучения. Методы прямого воздействия на структуры мозга лишь нащупываются (см. книгу 1 «Общие основы»). Традиционная классификация одинаково хорошо сочетается со всеми теориями обучения.
2. Классификация методов по назначению (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
– формирование умений и навыков;
– проверка знаний, умений, навыков.
Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебных занятий и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также упростить номенклатуру методов.
– Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются методы;
– частично поисковый (эвристический);
Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения.
Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:
• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
• учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
• учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:
• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;