Что следует понимать под культурой речи

Что следует понимать под культурой речи

1 Основные понятия, термины и определения

1. Культура речи – (1) это степень владения языковыми нормами в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями и содержанием высказывания.

2. Культура речи – (2) это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование современного литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

3. Речевая культура – одна из составляющих общей культуры человека. Речевая культура специально и систематически прививается и воспитывается в учебных заведениях и в семье, она требует сознательного и постоянного совершенствования в течение всей жизни человека. В речевой культуре выделяются три основных аспекта: нормативный (соблюдение речевых норм), коммуникативный (умение добиваться поставленной цели, используя языковые возможности), этический (применение этикетных средств в целях гармонизации взаимоотношений).

4. Речевой идеал – существующее в сознании человека представление об образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь, т. е. речь, соответствующая языковым нормам, которые представлены в грамматиках, словарях и справочниках и различаются в зависимости от исторического периода.

5. Языковая норма – это социальное понятие, предписывающее обязательность единообразного употребления единиц языка в речи; это общенародный исторически сложившийся образец, к которому внутренне стремится каждый говорящий на определённом языке человек в целях осуществления оптимальной коммуникации. Нормы разделяются на два типа: (1) императивные (строго обязательные) и на (2) диспозитивные (допускающие варианты в пределах литературного языка).

6. Ортология – наука, изучающая языковую норму как категорию социально-историческую по природе и динамическую по функционированию, имеющую объективный и регламентирующий характер, гибкую и одновременно стабильную.

7. Язык – грамматическая система и словарный состав, потенциально существующие в сознании всех индивидов, говорящих на определённом языке. Главное предназначение языка – выполнять коммуникативную функцию, т.е. служить средством общения. Вторая функция языка – когнитивная (функция познания), которая выражается в свойстве языка быть основной формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также служить средством получения нового знания о действительности. Третья функция языка эмоциональная, что позволяет ему быть одним из средств выражения чувств и эмоций. Четвёртая функция, метаязыковая, является средством исследования и описания самого языка. Выделяется также фатическая функция (контактоустанавливающая), кумулятивная (функция создания, хранения и передачи информации), аксиологическая (функция оценки), эстетическая, функция воздействия и пр. Язык представляет собой систему знаков.

8. Речь, в отличие от языка (системы), представляет собой деятельность, протекающую как процесс и одновременно являющуюся продуктом этой деятельности. Речь – индивидуальный акт говорения, письма и понимания, который происходит линейно, мгновенно; возможны индивидуальные ошибки в произношении и употреблении слов, в понимании. Речь материальна (в устной форме она звучит, а в письменной фиксируется с помощью графических средств). Речь преднамеренна и ориентирована на конкретную цель, она зависит от конкретных ситуаций, развёртывается во времени и реализуется в пространстве.

9. Речевое взаимодействие – элемент речевого общения, который выражается в процессе установления и поддержания связи между людьми посредством речи, целенаправленного контакта (прямого или опосредованного). Средством речевого взаимодействия является общая для коммуникаторов знаковая система (язык).

10. Речевое событие – элемент речевого общения, который включает вербальный и невербальный элементы общения (собственно речь, а также мимику и жесты) и речевую ситуацию – конкретное обстоятельство речевого взаимодействия (кому, что, зачем и когда сообщается).

11. Типы речи: информирующая речь (имеет целью сообщить информацию), аргументирующая речь (высказать и доказать своё мнение в споре, полемике, дебатах), агитирующая речь (побудить к действию), эвристическая речь (обсудить проблему с целью найти верное решение), эпидейктическая речь (воздействовать в воспитательных целях, выразить своё видение добра и зла либо поздравить), гедонистическая речь (доставить удовольствие самому себе и партнёру по общению самим процессом общения).

12. Функции общения: инструментальная (общение как вспомогательный компонент совместной деятельности), синдикативная (объединяющая, когда общение предполагает единство вступивших в него участников), самовыражения (ориентация на контакт, взаимопонимание), трансляционная (передача способов и программ деятельности, оценочных критериев). В процессе общения сам человек, являясь субъектом общения, выполняет следующие функции: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), конативную (взаимопроявление и управление), креативную (взаимовлияние, преобразование).

13. Стиль – исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.

14. Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.

Задание 1. Сравните понятия культуры речи, представленные под номерами 1 и 2 в теоретической части. Обратите внимание на выделенные курсивом ключевые слова. На их основе сделайте вывод о том, кому адресованы эти определения, в практическом или теоретическом аспектах в них представлено понятие культуры речи. Чем объясняется множественность и разнонаправленность определений культуры речи как дисциплины гуманитарной?

Задание 2. Откройте в Интернете другие определения культуры речи, зачитайте их вслух, выделите ключевые слова и назовите тот аспект культуры речи, на котором делает акцент автор определения.

Задание 4. Прочитайте определения под номерами 4-6 и дайте общее понятие языковой нормы, включив в него перечень аспектов, выделенных курсивом.

Задание 5. Различите императивные и диспозитивные нормы в следующих парах словосочетаний: поеду в Болгарию – выходить на «Болгарии»; иду на Красную площадь – встретимся в «Красной площади»; на Украине – в Украине; написать характеристику учащегося – написать характеристику на учащегося; кори[ч]невый – кори[ш]невый; [ч]то – [ш]то – [шо]; разлив – розлив; сеньор (исп.) – синьор (итал.); инженер – инжиниринг.

Задание 6. Почему данные под номерами 7 и 8 определения языка и речи характеризуют их как дихотомию (двуединство)? Для ответа выделите ключевые слова и сравните положения. Найдите в Интернете и зачитайте другие определения языка и речи. Какие иные аспекты понятий выделены авторами определений?

Задание 7. Сравните значение слов «речь» и «язык» в данных ниже микротекстах.

1. В здании языка есть четыре больших помещения, и жителем этого здания может назвать себя только тот, кто вхож во все четыре, кто овладел всеми четырьмя навыками – речью, пониманием речи говорящего, письмом и чтением (К. Ломб). 2. Четырнадцатилетний подросток употребляет в речи примерно 9000 слов, а взрослый – 12500 (И.Р. Гальперин). 3. Всякая личность оказывает и оказывала многочисленные влияния, помимо тех, которые могут быть уловлены документальными данными. Достижение известной истины ученым, правильное понимание им известного явления, верная постановка задач научного изучения неизбежно проявляются в его словах… в его языке, этой образной форме мышления человеческой личности (В.И. Вернадский). 4. По подсчетам академика М.А. Лаврентьева, школьнику приходится заучивать в русском языке 137 правил и 587 исключений из них (Л.П. Крысин). 5. Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее пособию одолжен человек всеми изобретениями и совершенствованием. Кто бы помыслил, что столь малейшее орудие, язык, есть творец всего, что в человеке есть изящно! (А.Н. Радищев).

Задание 8. Дайте общее понятие речевого общения, используя информацию, содержащуюся под номерами 9 и 10 в теоретической части.

Задание 9. Докажите, что выделение типов речи зависит от целей коммуникаторов и реализуется в определённых жанрах. Соотнесите с типами речи следующие жанры: дружеская беседа, деловые переговоры, митинговая речь, спор, программа новостей, воспитывающая речь. Используйте исходную информацию, представленную под номером 11.

Задание 10. Познакомьтесь с функциями общения (исходная информация представлена под номером 12). Найдите в Интернете и зачитайте понятие коммуникации. Сравните оба понятия и выясните, какое из них шире. В столбцах следующей таблицы представлено сравнение коммуникации и общения. Выясните, материал какого столбца представляет какое понятие.

Передача и приём речевой информации отправителем и получателем

Речевое взаимодействие между людьми

Монологическая и односторонняя передача информации

Двусторонний и диалогичный процесс взаимодействия

Информационный процесс с адресацией одушевлённой или неодушевлённой инстанции

Информационный, когнитивный, эмотивный, креативный и конативный процесс

Задание 11. Выделите ключевые слова в понятиях «стиль» и «функциональный стиль» (информация представлена под номерами 13 и 14) и назовите известные вам из школьной программы функциональные стили.

Источник

Учебное пособие для студента

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи
Загрузить всю книгу Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи

Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речиВ современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речиРеальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речиКолумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Следовательно, каждая система:

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Источник

Культура речи

Нестерова И.А. Культура речи // Энциклопедия Нестеровых

Понятие культуры речи

Культурой речи должен владеть каждый человек, который по роду деятельности обязан работать с людьми. Деловые переговоры, дебаты, собеседования – все это основано на нормах культуры речи.

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [1].

Культура речи представляет собой уровень общего развития человека, выражение его духовной и нравственной культуры.

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи

Значение термина «культура речи»

Культура речи содержит три компонента:

Особенностью культуры речи является ее целостность и правильность, которая подразумевает соблюдение норм литературного языка. Именно нормы являют собой её основу.

Культура речи имеет следующие задачи:

Функции культуры речи

Культура речи выполняет как общие, так и частные функции. Они представлены на рисунке ниже.

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи

Функции культуры речи

Рассмотрим функции культуры речи подробно. Начнем с общих. Первая и очень важная функция культуры речи – это коммуникативная функция. Она состоит в том, что культура речи способствует оптимизации процессов общения, речевой коммуникации. Другая, не менее важная функция – это стилистическая. В рамках этой функции, культура речи даёт знания о стилях языка. Нормативная функция культуры речи направлена на дачу знаний о существующих в языке нормах. Последней общей функцией является образцовая. Она направлено на создание и использование образцов совершенной речи.

Не менее актуальны и частные функции. Первой является когнитивная или познавательная. Она состоит в том, что культура речи даёт знания о языке как средстве познания окружающего мира. Другой частной функцией является аккумулятивная или накопительная функция. В её рамках культура речи представляет язык в качестве средства накопления и передачи речевой информации.

Носитель русского языка должен владеть функциональными разновидностями языка. Кроме того, необходимо ориентироваться на прагматичные условия общения, влияющие на выбор речевых средств.

Современная концепция культуры речи

Развитие русского языка наложило отпечаток на культуру речи. В современных условиях отмечается тенденция к демократизации норм, которые составляют основу этого понятия.

Современная концепция культуры речи состоит из четырех компонентов:

Что следует понимать под культурой речи. Смотреть фото Что следует понимать под культурой речи. Смотреть картинку Что следует понимать под культурой речи. Картинка про Что следует понимать под культурой речи. Фото Что следует понимать под культурой речи

Компонентный состав культуры речи

Рассмотрим каждый компонент отдельно. Так, языковой компонент культуры речи состоит из двух аспектов, которые представлены на рисунке. Он связан с выбором одного из вариантов в пределах литературного языка – того, который в большей степени соответствует сфере употребления. Для того, чтобы правильно осуществлять такой выбор, нужно иметь представление о функциональных стилях речи и эмоционально­экспрессивном расслоении языковых единиц. Этический компонент культуры речи включает в себя выбор средств языка с учетом нравственного кодекса и культурных традиций. Представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено культурологически, социально и территориально. Этический компонент диктует вежливость, доброжелательность в общении. Это условие направлено на достижение цели коммуникации. Эстетический компонент в рамках культуры речи направлен на вызов у слушателя чувства эстетического удовлетворения. Коммуникативный компонент направлен на развитие общения, на повышение его уровня с учетом норм литературного русского языка. Все компоненты культуры речи взаимоствязаны.

Современная культура речи представляется как теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и ряда относительно новых разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику [2].

Особенностью культуры речи в современных реалиях стал повышенный интерес к коммуникативной составляющей. Дело в том, что все больше внимания уделяется эффективности коммуникации, а не её языковому или этическому компонентам.

В России остро стоит проблема культуры речи. Дело в том, что в XXI веке нация столкнулась с безразличным отношением к русскому языку в целом и к культуре речи в частности. Это особенно бросается в глаза, если смотреть и читать современные СМИ. Журналисты зачастую игнорируют нормы языка и не «чувствуют язык». Отсутствие понимания норм родного языка шагнуло с экранов в жизнь. Современное поколение не умеет разговаривать на литературном русском. Журналистика перестала быть эталоном русского языка. Налицо жаргонизация, многочисленные иноязычные слова, преимущественно американизмы, употребление ненормативной лексики – все это результат общего снижения уровня культуры.

В настоящее время в России отсутствует социальный слой, чей язык являлся бы эталоном речи и служил бы образцом. Современная культурная интеллигенция не стесняясь использует жаргон и ругательства в речи. Много ненормативной лексике и в произведениях литературы. Многие фильмы и сериалы снимают версии «без цензуры», таким образом привлекая больше зрителей. Но массовость – не значит культурная ценность. Именно с этим и предстоит бороться в процессе преодоления кризиса культуры речи.

Источник

Лекция по теме: «Понятие «культура речи». Коммуникативные качества речи».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум» «Русский язык и культура речи»

Подготовил преподаватель: Алсуфьева Ольга Валерьевна

«Понятие «культура речи». Коммуникативные качества речи»

1.2.Культура речи – как часть общечеловеческой культуры……………… …

Культура речи – совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.

К ним относятся основные качества речи:

— богатство и разнообразие;

В культуре речи выделяют две стороны:

1. правильность речи;

2. Речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка).

Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).

Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов новых редакций, говорят о кропотливой работе, направленной на улучшение выразительности текстов.

Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы.

Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно – литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная еще М.В.Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

1.1.Понятие «культура речи».

Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его все то, что искажает и огрубляет нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. Это канцеляризмы и штампы речи, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы и, конечно же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.

Шмон, наехать, отмазать, закосить, наколоть… Эти отдельные словечки, бездумно используемые нашими современниками для выразительности речи, несут в себе заряд психологии и мировоззрения уголовного мира – «паханов» (хозяев) и «шпаны» (их рабов, подчиненных), « сявок», «шестерок», «шушеры» и т.п. Иллюзорная живость речи оборачивается бездуховно-рабским подчинением говорящих (и слушающих!) мировоззрению, миропониманию и психологии антиобщественного толка. И в этом смысле жаргон по-настоящему опасен.

Стилистически неразборчивое и подверженное вульгаризации речевое употребление разрушает выразительную структуру языка. В статье «Современный русский литературный язык» (1939г.) академик Л.В.Щерба писал об этом так: «Литературный язык принимает многое, навязываемое ему разговорным языком и диалектами, и таким образом и совершается его развитие, но лишь тогда, когда он приспособил новое к своей системе, подправив и переделав его соответствующим образом. Но беда, если разнородное, бессистемное по существу новое зальет литературный язык и безнадежно испортит его систему выразительных средств, которые только потому и выразительны, что образуют систему.

Тогда наступает конец литературному языку, и многовековую работу по его созданию приходится начинать сызнова, с нуля. Так было с латинским языком, когда на его основе стали создаваться современные романские языки».

Очень хочется верить в то, что русский литературный язык не умрет в результате разрушения его стилистической системы и смысловой структуры вульгаризмами, жаргонизмами, необоснованными иноязычными заимствованиями, а то и просто неумелым с ним обращением. Многие культурные люди осознают, насколько опасна эта угроза родному языку, может быть, она остановит нас всех, заставит задуматься, научит чему-то писателей, журналистов, ученых, педагогов, общественных деятелей?

Высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании – важная часть общей культуры каждого из нас, одно из условий повышения культуры народа.

В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся языке, происходит интенсивное сближение традиционно – книжных средств выражения с обиходно – разговорной стихией. Однако известное «раскрепощение» и обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к её огрублению и вульгаризации.

В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают особое и актуальное значение.

В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.

1.2.Культура речи – как часть общечеловеческой культуры.

Правильность речи – фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

«Но речевая правильность имеет и более широкое значение. Наша «среда существования» (в том числе и духовная) должна быть здоровой, очищенной от «вредных примесей». В этом смысле повышение речевой культуры приобретает нравственный и общекультурный аспект. Каждый из нас в ответе за здоровье языковой среды, которую мы должны сохранить для новых поколений в чистоте и свежести, в творческом обновлении и богатстве традиций». [1]

Высокая культура языка и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего – является действенным инструментом культурного и духовного обустройства всей жизни.

Безусловно, каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.

Мы должны понимать, что такое национальный русский язык, в каких формах он существует, чем книжная речь отличается от разговорной, что собой представляют функциональные стили речи, почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты, в чем заключается их различие, что такое языковая норма.

По-настоящему культурный человек должен усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности, овладеть нормами литературного языка, его богатством.

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

соответствие структуре языка;

массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

общественное одобрение и признание.

К основным источникам языковой нормы относятся:

произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

публикации средств массовой информации;

общепринятое современное употребление;

данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. С. 54.

Такая наука, как русский язык и культура речи изучает человеческий язык, речь, культуру этого языка, его особенности, главные признаки.

Вообще понятие «язык» в современной науке имеет два значения:

2.Какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Язык в любом понимании представляет собой некую многофункциональную систему, имеющую дело с созданием, хранением и передачей информации.

Русский язык и культура речи изучает также кроме языка и такое явление, как речь. В науке под понятием «речь» понимается конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи (темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент) не имеют к языку прямого отношения.

Таким образом, изучая культуру речи и языка, необходимо различать эти понятия, знать их структуру, специфику, характерные черты.

Языковые нормы не абсолютно неподвижны, но все-таки они правильно ориентируют в речевой деятельности. Среди литературных норм языка можно выделить следующие:

Все вышеперечисленные нормы очень важны для правильной и культурной речи.

Эти правила при условии точности их соблюдения обеспечивают точность и правильность речи, как устной, так и письменной. Если не соблюдать вышеперечисленные правила лексических норм, то будут возникать лексические ошибки. Данные ошибки могут появляться и вследствие неправильного определения лексического значения того или иного слова, используемого в речи. Для того, чтобы правильно определить лексическое значение конкретного слова, необходимо обратиться к толковому словарю. Использование толкового словаря расширяет знания человека о правильной и культурной речи.

Точность и выразительность слова также необходимое условие для соблюдения лексических норм.

Выразительным же считается такое слово, в котором выражение отношения к предмету соответствует коммуникативной ситуации.

Степень точности и выразительности слова зависит от нескольких факторов: индивидуальности автора речи, особенностей адресата, от ситуации, в которой используется то или иное слово.

Точность и выразительность слова находит свое выражение в коммуникативном аспекте речи. Эти качества слов призваны не только лишь просто помочь адресату понять речь, смысл слова, но и понять это как можно более полно, более адекватно выраженному смыслу.

Точным слово становится лишь тогда, когда человек, его употребляющий, знает точно, что именно он хочет сказать, выразить, объяснить, чего хочет добиться. Это же относится и к выразительности слова.

Если все слова в нашей речи будут точными и выразительными, то речь в целом будет удачной, понятной, правильной, культурной и эффективной.

Выразительность и точность употребляемых слов характеризует культуру и образованность человека, который использует эти слова в своей речи. Степень точности и выразительности определяет и оценивает тот человек, который читает или слушает.

От выразительности и точности каждого отдельного слова зависит качество всей речи в целом. Правильность и культура речи каждого образованного человека зависит и от этих факторов. Лексически правильная речь всегда точная и выразительная. Это необходимо знать и помнить каждому человеку.

Говоря о культуре речи, о родном языке как средстве общения, можно подвести итоги и определить перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры.

2. Одним из первых этапов освоения культуры речи является осознание сути речевой деятельности, т. к. умение человека общаться, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением создавать и воспринимать высказывания (тексты).

3. Культура речи как культура речевой деятельности обеспечивается действием различных механизмов речи (механизм памяти, эквивалентных замен т. д.).

4. Культура речи предполагает знание законов общения, его функций, видов и форм, средств реализации.

6. Соблюдение всех названных условий, обеспечивающих должный уровень культуры речи, приводит в действие механизм отбора языковых средств, с помощью которых реализуются такие коммуникативные качества речи, как уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность, доступность.

7. Наиболее зримым показателем культуры речи является ее правильность. Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Для того, чтобы соблюдать это требование, необходимо пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями.

8. Все требования, предъявляемые к хорошей речи, реализуются при создании конкретных высказываний в устной или письменной форме речи. Форма речи регулирует проявление этих требований с учетом характера адресата, условий общения, способов предъявления информации и т. п.

В реальной речевой деятельности требования культуры речи должны быть соотнесены с требованиями, предъявляемыми к созданию текстов различных жанров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *