Что скрывается за улыбкой учителя
Что скрывается за улыбкой учителя
Запустили в школе новый проект «Улыбка учителя». Меняем таблички на новые, с фотографией (обязательно с улыбкой!) и описанием функций. Это не только для информации, но и для того, чтобы самим себе напомнить, какими мы можем и должны быть. Это не значит, что директор или учитель должен странно улыбаться всегда, но важно не забывать, что этот педагогический и человеческий инструмент есть и не заржавел.
Начал с себя, как всегда
А вот что писал Шалва Амонашвили про улыбку учителя.
Что нам известно о сокровенности Улыбки?
Возьмите все учебники по педагогике, которые только будут у вас под рукою, и ищите в них слово «улыбка». Найдете его в них или нет? Берите педагогические и психологические словари и ищите в них то же самое слово. Не нашли? Я тоже искал «улыбку» в педагогических учебниках, словарях, энциклопедиях, но ее в них не обнаружил.
Может быть, сделаем вывод о том, что Улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания? Вот тогда и увидим «причину», почему слово, обозначающее такое психическое выражение лица, не нашло места ни в педагогических, ни в психологических источниках. Учителю улыбаться детям опрометчиво. Зачем такое слово чопорному педагогическому мышлению, когда есть слова: строгость, требовательность, проверка, контроль, управление, оценка, тестирование, объяснение, закрепление и т.п. Здесь не до улыбок.
Но вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, вообразите, что исчезли в Природе все цветы.
Во что превратится эта жизнь, какой станет Природа?
Мы изгоняем из школы улыбки?
Мы стесняемся улыбок?
Мы не считаем их нужными?
Мы считаем их вредными?
Мы отучились улыбаться?
Тогда нужно немедленно закрыть школы, чтобы они не распространяли вокруг себя омертвение!
Улыбка проявляет Жизнь, и какая же это будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство?
Какая это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное понятие?
Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет.
Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление.
Учитель без улыбки – чужой человек среди учеников».
С каким лицом вы заходите в класс, или Про наше учительское выражение лица и выражение души
Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас, рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».
Я услышала это случайно. Американские коллеги разговаривали между собой, и запомнившееся мне суждение не было предназначено для меня или моих российских коллег, но все равно показалось мне особенно обидным. Как-то очень грустно стало. Неужели мы, российские учителя, действительно такие: мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?
Наверное, мы разные, подумалось мне. Разные вообще, и разные — в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с каким лицом я вхожу в класс к детям.
Как-то, идя по школьным коридорам после прозвеневшего на урок звонка, я нечаянно подслушала, как одна учительница громко и эмоционально отчитывала своих учеников: «Вы ворвались в класс, как стадо баранов! Вы —неуправляемые!» Я поскорее прошла мимо той двери, за которой учитель «воспитывал» учеников и стала вспоминать своих школьных учителей.
Одна из моих школьных учительниц, заходя в класс с улыбкой, всегда обращалась к нам, ее ученикам, так: «Люди, я пришла к вам! Сегодня соединяем наши интеллектуальные усилия в единую несокрушимую силу и бросаем их на теорему Ферма!» В конце ее традиционной фразы про «соединение наших интеллектуальных усилий в единую несокрушимую силу» звучала какая-либо математическая тема, которую нам предстояло изучать.
А учительница химии, заходя в класс и начиная урок, говорила так: «Здравствуйте, ребята! Ну что ж, начнем химичить знания по органической химии!» Или неорганической, или по таблице Менделеева — не важно, по какой теме именно. Дальше она с улыбкой начинала урок.
Учитель физкультуры, в которого тайно были влюблены почти все девчонки, заходя в спортзал, всегда говорил нам: «Ну что, гудмонинги, в одну шеренгу становись! Начнем работу над вашими мышцами и вашим характером!» «Гудмонингами» (от английского «good morning» — «доброе утро») он нас называл, потому что школа была с углубленным изучением английского языка, часов иностранного всегда было много, и на переменах перед уроками мы часто что-то обсуждали по английскому или просто зубрили слова и тексты.
Еще одна учительница, начиная урок, неизменно нам говорила: «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу. И мы совпадали.
Коллеги, много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем «разумное, доброе, вечное». Или мы сеем вокруг себя что-то другое?
С каким выражением лица мы заходим в класс? Какими первыми словами обращаемся к детям? Как известно, первые слова — очень важны в жизни человека. Первые слова учителя, начинающего урок, важны для учеников. Эти слова, а еще выражение лица учителя задают тон на весь урок, а, может быть, и на весь учебный день. Какой тон задаем мы — мажорный или минорный? И вообще, что именно мы зададим детям?
Негласная формула учителя, заходящего в класс к детям: «Ну, я вам сейчас задам!»
Разглядывая забавные смайлики в компьютере, мне пришла на ум такая классификация взрослых:
Просто вопрос: Эй, взрослый, какие рожицы ты корчишь перед людьми тебя окружающими и особенно перед детьми?
Просто призыв: Взрослый, внимание! Выбирай смайлики для своего лица осознанно! Выбирай выражение своего лица ответственно!
Почему ответственно? Потому что в ответ получишь то, что сам являешь миру.
Коллеги, мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя. Мы говорим первые слова и сразу же настраиваем для учеников либо учение, либо мучение. Мы, учителя, устраиваем детям либо попытку чему-то учиться и научиться, либо пытку учиться. Мы приходим в класс, чтобы сеять сами знаете что, и начинаем либо общаться с детьми, либо просто обмениваться информацией, а, может быть, что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать.
Мы, учителя, зашли в класс с определенным выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это все может быть разным. Может быть таким: «Только попробуйте мне пикнуть! Заткнитесь и не возникайте! Чтобы я вас вообще не слышала! А ваше мнение никого не интересует!» Или такое: «Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!» Или какое-то другое.
Главное, коллеги, давайте осознаем, что мы с вами несем в учебную аудиторию настрой и будем нести это осознанно.
Просто призыв: Взрослые, будьте осторожны со словами, а также с выражением своего лица и своей души! И вообще, поосторожней с выражениями!
А теперь, коллеги, будем рисовать…
Раздаем всем присутствующим педагогам листы с иллюстрацией «Какое лицо вы наденете сегодня?». Задаем взрослым вопрос: «Какое выражение лица видят чаще всего ваши ученики? И какое выражение лицо будут перенимать от вас ваши ученики?».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вся Вселенная, вся жизнь на Земле — одна животворящая Улыбка и Радость Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле —одна животворящая Улыбка и Радость
Улыбается Космос —Вечностью и Беспредельностью
Улыбается Небо—Звёздами и Радугой
Улыбается Солнце —Лучами и Светом
Улыбается Земля —Жизнью Великой
Улыбается Жизнь — Восхождением и Утверждением
Улыбается Христос —Призывом и Благословением
Улыбается поле—Цветами и Благоуханием
Улыбается Человек —Верою и Созиданием
Улыбается Ребёнок — Настоящему и Будущему
Улыбка есть особая духовная сила, которая проходит через сердце и проявляется как выражение лица, излучающее внутренний свет и тепло. Улыбками выявляются, передаются и посылаются другим наши отношения, чувства, мысли.
Улыбка Школы—Учитель Улыбка Учителя — его Сердце
поднимает настроение тому, кто улыбается; закрепляет устремлённость к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается; усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности; помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви; зовёт и ведёт людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;
служит целебной эманацией; гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми; облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию; служит накоплению даров духа; гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть; делает жизнь людей красивой, радостной
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как солнце, все согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки — радость Творца.
Сказано: «Мощь улыбка несет».
Что нам известно о сокровенности Улыбки?
Возьмите все учебники по педагогике, которые только будут у вас под рукою, и ищите в них слово «улыбка». Найдете его в них или нет? Берите педагогические и психологические словари и ищите в них то же самое слово. Не нашли? Я тоже искал «улыбку» в педагогических учебниках, словарях, энциклопедиях, но ее в них не обнаружил.
Может быть, сделаем вывод о том, что Улыбка не имеет никакой педагогической ценности, ее не назовешь ни методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания? Вот тогда и увидим «причину», почему слово, обозначающее такое психическое выражение лица, не нашло места ни в педагогических, ни в психологических источниках. Учителю улыбаться детям опрометчиво. Зачем такое слово чопорному педагогическому мышлению, когда есть слова: строгость, требовательность, проверка, контроль, управление, оценка, тестирование, объяснение, закрепление и т.п. Здесь не до улыбок.
Но вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, вообразите, что исчезли в Природе все цветы.
Во что превратится эта жизнь, какой станет Природа?
Мы изгоняем из школы улыбки?
Мы стесняемся улыбок?
Мы не считаем их нужными?
Мы считаем их вредными?
Мы отучились улыбаться?
Тогда нужно немедленно закрыть школы, чтобы они не распространяли вокруг себя омертвение!
Улыбка проявляет Жизнь, и какая же это будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство?
Какая это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное понятие?
Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет.
Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление.
Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников.
Улыбка учителя
Я прочитала статью Рифада Валиахметова («Спорт в школе», 2007, № 7), и мне очень понравилась идея открытия рубрики «Методические мелочи». Мне часто приходится искать, придумывать именно мелочи, которые помогают интересно провести урок. Также очень важно иметь в своем архиве такие стихотворения, басни, поговорки, которые помогут подбодрить ученика, предупредить недоразумение, избежать обидного замечания.
Не расти, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Не умеешь драться – научись быстро бегать.
Зря, дружочек, ты скучаешь –
Так здоровье потеряешь.
«Ах, какое блаженство – знать, что ты совершенство, знать, что ты идеал!» Эта фраза Мэри Поппинс помогает детям стать более уверенными в себе.
Я решаю детские проблемы чаще всего на примерах из литературы, истории, мифологии и из собственного опыта.
Часто вижу, как дети выходят из класса: мальчики не пропускают девочек, толкают их. Как раз на такой случай у меня есть рассказ из жизни.
Однажды в общеобразовательную школу на игру в волейбол были приглашены мальчики из суворовского училища. В дверях они столкнулись с девочками, выбегающими из спортивного зала. Суворовцы мгновенно сделали шаг в сторону и вытянулись в струнку, пропустив выбегающих. Девочки немного опешили, засмущались и замедлили шаги. Мальчики, бежавшие за девочками, застыдились и, опустив головы, медленно вышли.
Дети всегда чувствуют доброе отношение и хорошо понимают шутки, рассказы, примеры из жизни. И это важно для учителя, потому что получаешь душевное удовлетворение, когда дети уходят с урока счастливые.
От того, как начать урок – с какого приветствия, какой фразой настроить детей на позитивное отношение к уроку, – зависит, как он пройдет. Психологами установлено, что доброжелательное отношение возбуждает центры положительных эмоций, помогает трудиться и жить. Человек с естественной приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, и окружающим улучшает настроение. Улыбка и смех – возбудители положительных эмоций. По образному выражению Стендаля, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, украшенная приятной улыбкой.
От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа.
Улыбнись – ведь ты же педагог,
Улыбнись, когда кричать охота.
И тогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив ошибку.
С голубого ручейка начинается река –
Воспитанье начинается с улыбки.
Радость – удивительное чувство, украшающее жизнь. Радость зависит от мироощущения и от состояния здоровья. Очень ценным для здоровья является и чувство юмора, которое вызывает радостный смех. Дети уважают и любят учителя с чувством юмора, а сам педагог уважает каждого ученика.
Представим себе учителя физической культуры – модную, подтянутую женщину в прекрасной физической форме, которая в ответ на грубость ученика по отношению к себе совершенно серьезно делает ему замечание: «Не обижай бабушку». Естественно, дети хохочут – они понимают смысл шутки.
Учитель должен уметь чутко, шутливо, осторожно, чтобы не обидеть ребенка, сглаживать острые углы.
В нашей школе дети углубленно изучают химию, биологию, математику, физику, а физкультура для них, тем не менее, – самый главный предмет. Каждый уважающий себя человек должен заниматься физическими упражнениями. А о человеке, который не занимался развивающими упражнениями, древние греки говорили: «Ни читать, ни плавать».
Дети так же относятся к уроку, как они чувствуют учителя, его любовь к ним и к своему предмету. Например, я сама себе никогда не позволю прийти к детям на урок в мятой куртке, с пузырями на коленях брюк. Моя одежда подобрана в соответствии с разделами программы, цветовая гамма продумана специально. Учитель – как актер на виду у молодого зрителя: как зрители подражают своему кумиру, так и ученики подражают учителю. Спортивный зал – не ярмарка, а храм физического развития и совершенствования человека и, так же как и театр, начинается с вешалки. Забыть форму – стыдно, и если у школьника есть любовь к уроку (мотивация), то форму он не забудет.
К ученикам я обращаюсь не только ласкательно, но и уважительно, а уж если сомневаюсь в их настроении, то употребляю такие обращения, как «принцы», «любимые», «господа», «дочка», «сыночек», «дружочек» и т.д.
Все эти мелочи помогают устранить такие отрицательные моменты, как «забыл форму», «проспал» и т.д., – ведь это все следствие неуважения к уроку, к педагогу, к самому себе. Это воспитательная часть, и если педагог еще и хороший психолог, то проблема с пропусками уроков вполне решаема.
А вот начинаю уроки я у всех классов по-разному. Это зависит и от темы урока, и от времени года, и от степени утомленности детей. Общее – улыбка на лице учителя, доброжелательная интонация голоса, шутки, скороговорки, летучие фразы.
Очень рада, что пришли,
Я соскучилась, а вы?
Сухо проводить зарядку, особенно с малышами, мне самой было бы скучно и некомфортно. Приведу пример общения с детьми при проведении зарядки.
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
(Дети выполняют прыжки.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах,
На двух руках.
Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг –
Конь через мост идет шажком…
У каждого педагога есть секреты учительского поведения, мастерства общения с учениками разных классов. От авторитета учителя, его профессионализма, характера, от любви к детям и к своему предмету зависит, как относятся к физическому воспитанию его коллеги, дети, родители. А то только и слышно: «физ-ра» да «физ-рук».
Физическая культура – самая важная часть нашей жизни. И педагог – не физрук, а учитель физической культуры.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
FIBA Assist Magazine
Мир дзюдо
Олимпийский вестник Юга России
Планета Баскетбол
Самозащита без оружия
Порядок рассмотрения обращений граждан в Департаменте физической культуры и спорта города Москвы и подведомственных ему организациях
Боевая машина: Руководство по самозащите
Ищи борьбу всюду
Властелины ринга. Бокс на въезде и выезде
Возвращение к людям
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Улыбка учителя.
Я прочитала статью Рифада Валиахметова («Спорт в школе», 2007, № 7), и мне очень понравилась идея открытия рубрики «Методические мелочи». Мне часто приходится искать, придумывать именно мелочи, которые помогают интересно провести урок. Также очень важно иметь в своем архиве такие стихотворения, басни, поговорки, которые помогут подбодрить ученика, предупредить недоразумение, избежать обидного замечания.
Не расти, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Не умеешь драться – научись быстро бегать.
Зря, дружочек, ты скучаешь –
Так здоровье потеряешь.
«Ах, какое блаженство – знать, что ты совершенство, знать, что ты идеал!» Эта фраза Мэри Поппинс помогает детям стать более уверенными в себе.
Я решаю детские проблемы чаще всего на примерах из литературы, истории, мифологии и из собственного опыта.
Часто вижу, как дети выходят из класса: мальчики не пропускают девочек, толкают их. Как раз на такой случай у меня есть рассказ из жизни.
Однажды в общеобразовательную школу на игру в волейбол были приглашены мальчики из суворовского училища. В дверях они столкнулись с девочками, выбегающими из спортивного зала. Суворовцы мгновенно сделали шаг в сторону и вытянулись в струнку, пропустив выбегающих. Девочки немного опешили, засмущались и замедлили шаги. Мальчики, бежавшие за девочками, застыдились и, опустив головы, медленно вышли.
Дети всегда чувствуют доброе отношение и хорошо понимают шутки, рассказы, примеры из жизни. И это важно для учителя, потому что получаешь душевное удовлетворение, когда дети уходят с урока счастливые.
От того, как начать урок – с какого приветствия, какой фразой настроить детей на позитивное отношение к уроку, – зависит, как он пройдет. Психологами установлено, что доброжелательное отношение возбуждает центры положительных эмоций, помогает трудиться и жить. Человек с естественной приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, и окружающим улучшает настроение. Улыбка и смех – возбудители положительных эмоций. По образному выражению Стендаля, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, украшенная приятной улыбкой.
От улыбки лучше стал урок,
От улыбки в школе ладится работа.
Улыбнись – ведь ты же педагог,
Улыбнись, когда кричать охота.
И тогда наверняка воспитать ученика
Сможешь ты, не совершив ошибку.
С голубого ручейка начинается река –
Воспитанье начинается с улыбки.
Радость – удивительное чувство, украшающее жизнь. Радость зависит от мироощущения и от состояния здоровья. Очень ценным для здоровья является и чувство юмора, которое вызывает радостный смех. Дети уважают и любят учителя с чувством юмора, а сам педагог уважает каждого ученика.
Представим себе учителя физической культуры – модную, подтянутую женщину в прекрасной физической форме, которая в ответ на грубость ученика по отношению к себе совершенно серьезно делает ему замечание: «Не обижай бабушку». Естественно, дети хохочут – они понимают смысл шутки.
Учитель должен уметь чутко, шутливо, осторожно, чтобы не обидеть ребенка, сглаживать острые углы.
В нашей школе дети углубленно изучают химию, биологию, математику, физику, а физкультура для них, тем не менее, – самый главный предмет. Каждый уважающий себя человек должен заниматься физическими упражнениями. А о человеке, который не занимался развивающими упражнениями, древние греки говорили: «Ни читать, ни плавать».
Дети так же относятся к уроку, как они чувствуют учителя, его любовь к ним и к своему предмету. Например, я сама себе никогда не позволю прийти к детям на урок в мятой куртке, с пузырями на коленях брюк. Моя одежда подобрана в соответствии с разделами программы, цветовая гамма продумана специально. Учитель – как актер на виду у молодого зрителя: как зрители подражают своему кумиру, так и ученики подражают учителю. Спортивный зал – не ярмарка, а храм физического развития и совершенствования человека и, так же как и театр, начинается с вешалки. Забыть форму – стыдно, и если у школьника есть любовь к уроку (мотивация), то форму он не забудет.
К ученикам я обращаюсь не только ласкательно, но и уважительно, а уж если сомневаюсь в их настроении, то употребляю такие обращения, как «принцы», «любимые», «господа», «дочка», «сыночек», «дружочек» и т.д.
Все эти мелочи помогают устранить такие отрицательные моменты, как «забыл форму», «проспал» и т.д., – ведь это все следствие неуважения к уроку, к педагогу, к самому себе. Это воспитательная часть, и если педагог еще и хороший психолог, то проблема с пропусками уроков вполне решаема.
А вот начинаю уроки я у всех классов по-разному. Это зависит и от темы урока, и от времени года, и от степени утомленности детей. Общее – улыбка на лице учителя, доброжелательная интонация голоса, шутки, скороговорки, летучие фразы.
Очень рада, что пришли,
Я соскучилась, а вы?
Сухо проводить зарядку, особенно с малышами, мне самой было бы скучно и некомфортно. Приведу пример общения с детьми при проведении зарядки.
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
(Дети выполняют прыжки.)
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах,
На двух руках.
Сначала рысью, а потом
Сменили рысь на шаг –
Конь через мост идет шажком…
У каждого педагога есть секреты учительского поведения, мастерства общения с учениками разных классов. От авторитета учителя, его профессионализма, характера, от любви к детям и к своему предмету зависит, как относятся к физическому воспитанию его коллеги, дети, родители. А то только и слышно: «физ-ра» да «физ-рук».
Физическая культура – самая важная часть нашей жизни. И педагог – не физрук, а учитель физической культуры.
А это уже не мелочь.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.