Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Господин из Сан-Франциско. Авторская позиция

И.А.Бунин отобразил в данном рассказе проблемы своего времени, когда в обществе первостепенными становились заботы о приобретении капитала и его наращивании. Автор жёсткими штрихами нарисовал характерные черты капитализма, увиденные им в реальной действительности. Зарубежный буржуазный мир изображается писателем без радужных красок и сентиментальности, что соответствовало натиску крепнущего капитализма. Отображение социальных проблем стало своеобразным фоном, на котором ярче проступает, обостряется борьба вечных, истинных ценностей с мнимыми, ложными идеалами.

Главный герой, которому автор не даёт имени, показан в тот период жизни, когда всего уже достиг. Отсутствие имени здесь символично: такой приём позволяет обобщённо рисовать типичного представителя буржуазного общества. Это обычный капиталист, добившийся большого богатства невероятными усилиями, когда долгое время приходилось во многом себе отказывать: «Он работал не покладая рук, – китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!» Главное для него было – получить как можно больше доходов за счет дешёвой рабочей силы. Неспособность на милосердие или жалость, полное пренебрежение к правам человека и к справедливости по отношению к тем, кто создавал ему капитал, чудовищная жадность – всё это качества личности «образцового капиталиста». Данные выводы подтверждаются также полным презрением господина к бедным, нищим, обездоленным людям, которых он видит во время путешествия, выходя в городах, где останавливался пароход. Это отражено с помощью авторских ремарок: господин не замечает нищих, иногда ухмыляется, глядя надменно и презрительно, или прогоняет просящих милостыню, произнося сквозь зубы: «Прочь!».

В финале рассказа закономерно возникает образ Дьявола, наблюдавшего за движением корабля «Атлантида». И это наводит на размышления: что притягивает интерес властителя ада к пароходу и его обитателям? В связи с этим возникает необходимость вернуться к тем строчкам в произведении, где автор даёт подробное описание парохода, который «был похож на громадный отель со всеми удобствами». Бунин неоднократно подчёркивал, что устрашающая сила движения океана и вой сирены, взвизгивающей «с неистовой злобой», с «адской мрачностью», могли бы вызвать неосознанную тревогу, тоску у пассажиров «Атлантиды», но всё заглушала неустанно звучавшая музыка. Никто не думал о тех людях, которые обеспечивали праздной публике все удобства приятного путешествия. Также никто не подозревал, что «подводную утробу» комфортабельного «отеля» можно сравнить с мрачными и знойными недрами преисподней, с девятым кругом ада. На что намекал автор этими описаниями? Почему он так контрастно рисует жизнь богатых господ, совершающих круиз, тратящих при этом огромные деньги на роскошный досуг, и адские условия труда рабочих в трюме?

Некоторые исследователи творчества И.А.Бунина увидели в особенностях рассказа «Господин из Сан-Франциско» отрицательное отношение автора к буржуазному миру и пророчество возможной катастрофы. Ю.Мальцев в одной из своих работ отмечает влияние первой мировой войны на настроение писателя, который, будто бы, воспринял события данной эпохи как «последний акт мировой трагедии – то есть завершение вырождения европейцев и гибель механической, безбожной и противоестественной цивилизации нового времени. ». Однако трудно с этим согласиться полностью. Да, апокалипсический мотив присутствует, авторская позиция прослеживается чётко по отношению к буржуазии, которая находится под пристальным вниманием Дьявола. Но вряд ли Бунин мог предрекать гибель капитализму: слишком сильна власть денег, слишком разрослись капиталы уже в ту эпоху, распространяя по всему миру свои порочные идеалы. И поражение данной цивилизации не предвидится даже в XXI веке. Так что писатель, явно не симпатизирующий господину и его собратьям-капиталистам, всё-таки не прибегал к глобальным пророчествам, а показал своё отношение к ценностям вечным и к ценностям фальшивым, надуманным, преходящим.

Например, образу богатого господина автор противопоставляет образ лодочника Лоренцо, который может за бесценок продать выловленную им рыбу, а потом, беззаботно гуляя по берегу в своих лохмотьях, радоваться солнечному дню, любоваться пейзажем. У Лоренцо жизненные ценности как раз те, которые считаются вечными: труд, дающий возможность жить, доброе отношение к людям, радость от общения с природой. В этом он видит смысл жизни, а упоение богатством ему непонятно и неведомо. Это искренний человек, у него нет ханжества ни в поведении, ни в оценке достижений, итогов своего труда. Облик лодочника нарисован в светлых тонах, он не вызывает ничего, кроме улыбки. Всего несколько строк выделено на создание образа-символа, но автору удалось донести до читателя, что Лоренцо симпатичен ему как антипод главному герою, капиталисту.

Действительно, писатель имел право на контрастное изображение героев, а читатель видит, что автор не осуждает Лоренцо за беззаботность, за легкомыслие по отношению к деньгам. На нескольких страницах произведения с иронией изображаются бесконечные завтраки, обеды и ужины богатых пассажиров, их досуг, то есть игра в карты, танцы в ресторанах «Атлантиды», ради чего тратятся огромные средства. И деньги эти – та самая прибыль от труда людей, которым не платят справедливо за их каторжный труд. Так не лучше ли бросить вызов эксплуататорам и не участвовать в создании капиталов для господ? Видимо, подобная философия могла привести Лоренцо к беспечному образу жизни, и он позволяет себе быть свободным в этом жестоком буржуазном мире. А потому «не хлебом единым» жил этот человек. Но последователей у Лоренцо, разумеется, не может быть много: люди должны содержать семьи, кормить детей.

Бунин показал также музыкантов-странников, бредущих по склонам гор: «. и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними. ». А когда эти люди увидели в гроте гипсовое изваяние матери божией, они остановились, «обнажили головы – и полились наивные и смиренно-радостные хвалы солнцу, утру и ей, непорочной заступнице. ». Данные отступления от основной темы (изображение жизни и смерти господина) дают основание сделать вывод об авторской позиции: Бунин симпатизирует не господам с золотыми кольцами на пальцах, с золотыми зубами, а вот этим бродягам без гроша в кармане, но с «бриллиантами в душе».

Главная тема творчества Бунина – любовь – также освещена в рассказе «Господин из Сан-Франциско», но показана здесь обратная, ложная сторона великого чувства, когда любви на самом деле нет. Писатель символично показал фальшивость чувств буржуазной элиты, людей, уверенных, что за деньги можно приобрести всё. Влюблённую пару изображали за хорошую плату двое артистов: таким образом вносили разнообразие в досуг богатой клиентуры, чтобы придать романтичность путешествию. «Цирковой номер» – фальшивая приманка вместо настоящей любви; призрачное счастье с «мешком денег» вместо истинных радостей. и так далее. В данном произведении многие человеческие ценности выглядят, как фальшивые купюры.

Таким образом, через портретные характеристики, контрастные образы, детали, реплики и ремарки, благодаря использованию антитезы, эпитетов, сравнений, метафор, автор отразил свою позицию в понимании истинных и мнимых человеческих ценностей. Художественные достоинства данного произведения, особенный, неповторимый стиль, богатство языка высоко оценили современники И.А.Бунина, и критики, и читатели всех эпох.

Источник

тест по литературе по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско. Помогите пожалуйста

1. Укажите, к какому эпическому жанру относится произведение И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1) рассказ
2) роман
3) повесть
4) новелла

2. Как звали главного героя произведения?

1) Мишель
2) Андре
3) Александр
4) имя не называется

3. Как назывался пароход, на котором путешествовал герой?

1) «Титаник»
2) «Атлантида»
3) «Старый Свет»
4) «Мона Лиза»

4. Какова цель путешествия героя?

1) ради развлечения
2) по производственным делам
3) это рекламная акция его фирмы
4) к родственникам

5. Узнайте героя по описанию.

6. Узнайте героя по описанию.

7. Какое средство иносказательной выразительности использовано автором в следующем предложении:

«По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке как бы огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах».
1) метафора
2) литота
3) сравнение
4) оксюморон

8. За авторским описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется

1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) шутливая ирония над светской суетой

9. Какой троп использован автором при описании наступления смерти героя?

«Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный..»
1) метафора
2) эпитет
3) гипербола
4) сравнение

10. Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско?

11. Куда дели тело покойного?

1) положили в изысканный гроб, сделанный по специальному заказу
2) замотали в большую пропитанную тряпку
3) положили в длинный ящик из-под содовой воды
4) его сразу похоронили

1) параллелизм
2) антитеза
3) градация
4) аллегория

13. Укажите ошибочное суждение.

14. Укажите основную проблему, которую поднял автор в произведении?

1) проблема ложных жизненных ценностей
2) проблема любви
3) проблема предательства
4) проблема памяти

Источник

Тест по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1) повесть
2) новелла

3. Как звали главного героя произведения?

1) Генрих
2) имя не называется

4. Господин из Сан-Франциско ехал

а) на 2 года с женой и дочерью в Старый Свет

б) на три года с женой в Чикаго по делу

в) на 1 год с женой и дочерью в Европу ради развлечения

5. Господин из Сан-Франциско

а) был богат; ему 58 лет

в) 45 лет; не очень богат;

6. Как назывался пароход, на котором путешествовал герой?

1) «Титаник»
2) «Атлантида»
3) «Олимпик»

7. Какова цель путешествия героя?

1) ради развлечения
2) по производственным делам
3) к родственникам

8. Узнайте героя по описанию.

1) капитан парохода
2) господин из Сан-Франциско
3) пассажир парахода

9. За авторским описанием быта пассажиров кроется

1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира

10. Какой троп использован автором при описании наступления смерти героя?

«Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный..»

1) метафора
2) эпитет
3) сравнение

11. Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско?

1) старались помочь семье покойного
2) были обижены, что их отдых испортила такая «неприятность»
3) никак не отреагировали

12. Куда дели тело покойного?

1) положили в гроб, сделанный по специальному заказу
2) сразу похоронили

3) положили в длинный ящик из-под содовой воды

1) параллелизм
2) антитеза
3)гипербола

14. Укажите ошибочное суждение.

1) Главный герой рассказа лишён имени. Это говорит о собирательности образа человека, живущего по законам денег и власти.
2) Господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.
3) И. Бунин своим рассказом утверждает: смысл жизни состоит в том, чтобы иметь как можно больше денег, и тогда ты бессмертен.

15. Укажите основную проблему, которую поднял автор в произведении?

1) проблема ложных жизненных ценностей
2) проблема верности
3) проблема предательства

16. Персонаж, находившийся рядом с главным героем, когда у него случился приступ в читальне
1. Немец
2. Мать
3. Жена

17. Остров, на котором умер главный герой
1. Капри
2. Крит
3. Куба

18.Какова идея произведения

1)Мысль о внезапной смерти

2)Мысль о неотвратимой гибели этого мира

3)Мысль о несправедливом устройстве общества

19. Номер гостиницы, где находилось тело господина после его смерти
1. 38
2. 43
3. 56

20. Кто следил за кораблём со скал Гибралтара
1. Дьявол

Источник

Тест по творчеству Бунина «Господин из Сан-Франциско» и Куприна «Олеся» 11 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель – составитель: Железовская Ирина Алексеевна

Тест по произведениям: Бунин «Господин из Сан-Франциско». Куприн «Олеся»

1. Укажите, к какому эпическому жанру относится произведение И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1) рассказ
2) роман
3) повесть
4) новелла

2. Как звали главного героя произведения?

1) Мишель
2) Андре
3) Александр
4) имя не называется

3. Как назывался пароход, на котором путешествовал герой?

4. Какова цель путешествия героя?

1) ради развлечения
2) по производственным делам
3) это рекламная акция его фирмы
4) к родственникам

5. За авторским описанием быта пассажиров «Атлантиды» кроется

1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) шутливая ирония над светской суетой

6. Какой троп использован автором при описании наступления смерти героя?

«Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный..»

1) метафора
2) эпитет
3) гипербола
4) сравнение

7. Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско?

8. Куда дели тело покойного?

1) положили в изысканный гроб, сделанный по специальному заказу
2) замотали в большую пропитанную тряпку
3) положили в длинный ящик из-под содовой воды
4) его сразу похоронили

1. Спутник героя повести Ярмола был:

2. Чем закончилась первая охота на зайца?

в) Знакомством с «колдуньями».

г) Веселой пирушкой.

3. Настоящее имя Олеси:

4. Сколько раз встречался главный герой с Олесей?

б) 3. г) Был частым гостем в ее доме.

5. Сбылось ли предсказанное на картах?

г) Получилось хуже, чем предсказывалось.

6. Какая беда приключилась с колдуньями?

а) Потребовали их срочного выселения.

7. Как сложились отношения главного героя с Олесей после оказанной колдуньям «помощи»?

а) Переросли в пылкий роман.

б) Стали сдержанными и прохладными.

в) Прекратились вообще.

г) Завершились венчанием.

8. Какая неприятность случилась с главным героем ближе к развязке произведения?

а) Заболел полесской лихорадкой.

б) Занемог от колдовства.

г) Потерялся в лесу.

9. На какой безрассудный поступок толкнула любовь Олесю?

б) На гуляния в ночном лесу.

в) На опасное колдовство.

г) На посещение церкви.

10. Чем заканчивается произведение?

б) Смертью главных героев.

г) Преследованием перебродцев.

11. Данное произведение:

а) является автобиографическим;

б) основано частично на реальных фактах;

в) реалистично лишь в описании природы тех мест, где происходят события;

г) является переводом.

12. По жанру это произведение:

1.1 2.4 3.2 4.1 5.3 6.4 7.3 8.3

1.б 2.в 3.а 4.г 5.а 6.а 7.б 8.а 9.г 10.в 11.в 12. г

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Тема. Литература и культура. Роды литературы (эпос, лирика, драма), их характерные признаки

Тема. Моральные проблемы рассказа Р. Брэдбери «все лето в один день»

Тема. Кристине Нестлингер. «Конрад, или ребенок из жестянки». Конрад и его становление в мире

Тема. Кристине Нестлингер. «Конрад, или ребенок из жестянки». Необычность образа Конрада, черты его характера

Тема. Астрид Линдгрен. «Мио, мой Мио». Образы главных героев. Победа добра над злом

Тема. Астрид Линдгрен. «Мио, мой Мио». Основные сведения о жизни и творчество писательницы, популярность ее произведений в разных странах. Моральные ценности в произведении

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли». Размышления автора о будущем человека и человечества. Гуманистическое содержание повествования-вера в победу человеческого ума

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли». Утверждение силы человеческой мысли в сочинении. Духовное и физическое испытание Котором

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5384369 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Время чтения: 2 минуты

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Господин из Сан-Франциско. Краткое содержание и анализ рассказа Бунина

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды

«Господин из Сан-Франциско» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, классика русской литературы, лауреата Нобелевской премии. Впервые новелла опубликована в 1915 году. Полный текст произведения можно прочитать здесь.

Кратчайшее содержание рассказа

В произведении рассказывается, как богатый американец с семьей прибывает на пароходе в Европу «единственно ради развлечения». В гостинице на острове Капри он скоропостижно умирает. Тело отправляют назад в Америку в гробу, в трюме парохода. На палубе тем временем развлекаются уже другие путешественники.

«Господин из Сан-Франциско» — притча, напоминание о том, что перед смертью равны и бедные, и богатые; о том, что все планы человека могут рухнуть в один миг; о том, насколько неуловимым может быть счастье. Рассказ заставляет вспомнить латинское выражение memento mori («помни о смерти»).

«Господин из Сан-Франциско». Подробный пересказ

Богатый 58-летний джентльмен с женой и взрослой дочерью плывет на пароходе из Америки в Европу, где намерен провести два года на отдыхе. Имя главного героя в рассказе не называется, потому что «его никто не запомнил».

Много лет господин из Сан-Франциско зарабатывал деньги и сделал состояние. Теперь же он планировал передохнуть: объехать Италию, Испанию, Францию, побывать в Египте и даже в Японии.

К услугам путешественников шикарный пароход «Атлантида» с всевозможными развлечениями, восточными банями и собственной газетой. По вечерам господина и его жену ждут обед и танцы. Пассажиры каждый вечер с интересом следят за страстными танцами влюбленной пары — в действительности это актеры, нанятые владельцем парохода для развлечения публики.

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантидыОрест Верейский. Иллюстрация к рассказу «Господин из Сан-Франциско»

Пароход причаливает в Неаполе, семья джентльмена останавливается в прекрасном отеле. Но на улице декабрь, погода ужасна, планы путешественников нарушены. Тогда они перебираются на остров Капри, где должно быть теплее.

На борту маленького пароходика мистер и миссис мучаются морской болезнью. Господин из Сан-Франциско чувствует себя стариком, злится на итальянцев, он почти в отчаянии: страна, куда он приехал развлекаться, вгоняет его в тоску.

На Капри семье из Сан-Франциско выделяют лучшие апартаменты, самую красивую и умелую горничную, самого видного лакея, самого расторопного коридорного. Но господина и его дочь томит тяжелое предчувствие. Одеваясь к обеду, он чувствует, что пол качается под ногами и повторяет лишь: «Это ужасно».

После обеда в читальне он садится в глубокое кресло и открывает газету. И тут с ним случается припадок:

«Вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа. Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Гости мечутся по отелю, в ужасе передавая друг другу страшную новость. Господин из Сан-Франциско еще борется за жизнь, бьется, мотает головой и хрипит, закатив глаза. Намеченные на вечер танцы отменяют, гости предпочитают уйти из отеля в город, а господина из Сан-Франциско укладывают в небольшом номере.

«Жена, дочь, доктор, прислуга стояли и глядели на него. Вдруг то, чего они ждали и боялись, совершилось — хрип оборвался. И медленно, медленно, на глазах у всех, потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть…»

Жена просит перенести тело покойного к нему в комнату, но хозяин отеля заявляет, что это невозможно. Дочь рыдает, поняв, что со смертью отца все уважение к ним исчезло. Хозяин требует, чтобы до утра тело вывезли из гостиницы.

Наутро труп укладывают в ящик из-под содовой воды (гроба не нашлось), грузят на пароходик, и семья из Сан-Франциско навсегда покидает остров.

Стоит чудесная погода. Два горца идут по дороге и глядят сверху на великолепный Капри:

«. целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, ее близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово».

А тело мертвого старика, «испытав много унижений, много человеческого невнимания», неделю спустя оказывается погружено на тот самый пароход, которым господин из Сан-Франциско еще недавно прибыл в Италию. В просмоленном гробе его помещают в черный трюм.

Когда судно проходит мимо острова Капри, наверху, как обычно, идет многолюдный бал. И снова танцует пара фальшивых влюбленных. Никто не знает ни того, что им уже давно наскучило играть в любовь; ни того, что таится глубоко внизу, на дне темного трюма.

Что говорил о рассказе сам Бунин

Иван Бунин рассказывал, что на это произведение его вдохновила случайно увиденная в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции». Спустя некоторое время писатель вспомнил это название и припомнил случай, когда на острове Капри в одной с ним гостинице умер американский турист.

Свой рассказ Бунин написал за четыре дня, живя в имении двоюродной сестры в селе Васильевском Орловской губернии. «Обычно я пишу быстро и спокойно, вполне владея своими мыслями и чувствами, но на этот раз писал, повторяю, не спеша и порою весьма волнуясь», — отмечал он.

Рабочим названием было «Смерть на Капри», но автору сразу же понравилось словосочетание «господин из Сан-Франциско» из первого предложения. Все детали истории, по словам литератора, он выдумал.

Что касается «Смерти в Венеции» Томаса Манна, то ее Бунин прочел позже, и эта «неприятная» книга ему не понравилась.

Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Смотреть картинку Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Картинка про Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантиды. Фото Что скрывается за описанием быта пассажиров атлантидыИван Бунин в 1915 году

Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско». Как писать сочинение

Тема, проблематика и значение рассказа

Суть рассказа достаточно проста: это история о богатом и уважаемом человеке, который оказывается бессилен перед неумолимой смертью. Его внезапная кончина заставляет читателя задуматься о смысле и бессмысленности жизни: зачем жил безымянный господин?

Именно эти мысли можно использовать в сочинении, подтвердив их примерами и цитатами из текста.

Символы

В первоначальной версии рассказу предшествовал эпиграф — «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Это цитата Апокалипсиса, откровения Иоанна Богослова о грядущем конце света. Таким образом Бунин сразу давал понять, что речь идет не о судьбе конкретного человека, а о заблудшем человечестве.

Символично, что у главного героя нет имени. Автор называет его сначала «господином», в конце рассказа — «стариком».

Океанский лайнер не случайно назван «Атлантидой», по имени легендарной страны, бесследно сгинувшей в море. Писатель противопоставляет блеск верхней палубы, где отдыхают богатые путешественники, и атмосферу кухни, трюмов, кочегарки, где трудятся матросы и обслуга.

Еще один символ — руины дворца римского императора Тиберия на Капри, на которые приезжают посмотреть туристы. Бунин не называет Тиберия по имени, пишет лишь, что это был «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры, и человечество навеки запомнило его».

Символы в рассказе зачастую объединены попарно. Активно используется антитеза — художественное противопоставление. Роскошное путешествие в Европу противопоставляется возвращению покойника в Америку; шикарный гостиничный номер — комнатушке, где умирает господин из Сан-Франциско; отдых богатых туристов — жизни бедняков на Капри. Это противопоставление жизни и смерти, богатства и бедности, внутреннего и внешнего.

Господин из Сан-Франциско не имеет имени. Известно лишь, что ему 58 лет и что он по-настоящему богат. Дано описание его внешности.

«Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова».

Внутренний мир героя описан скупо, мало говорится о его мыслях. Читатель не может заглянуть в душу господина из Сан-Франциско и понять, что там происходит.

Его никак нельзя назвать положительным героем, но он и не злодей. Он жил так, как принято в его кругу, «работал не покладая рук» и многого добился. Он стал богат и уважаем, свободен, его жена и дочь живут в достатке. Он щедро платит за услуги и привык к хорошему.

Вопрос в том, какую цену заплатил за это господин из Сан-Франциско. Лучшие годы он потратил на то, чтобы сколотить состояние, «не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее». Походя упоминается, что бизнесмен нещадно эксплуатировал тысячи китайских рабочих.

И вот он отошел от дел и решил «передохнуть», поехав в Европу: он «только приступал к жизни». По злой иронии, жить ему в этот момент оставалось совсем недолго. И даже в эти недолгие моменты отдыха он не мог получить удовольствия: плохая погода, морская болезнь, царящая вокруг бедность — все это лишь раздражало путешественника и его семью.

Смерть главного героя — кульминация рассказа. Со смертью все прежние условности перестают существовать. Все оказывается фальшью: едва богатый американец умирает, как у итальянской обслуги исчезает всякое уважение к его семье. Тело кладут в ящик из-под содовой и срочно велят вывезти из гостиницы. Даже имени покойного, как выясняется, никто не запомнил.

Бунин не пишет прямо, в чем беда господина из Сан-Франциско. Он не был жаден или высокомерен больше других. Он ничем не отличался от множества таких же туристов. Но жизнь его по гамбургскому счету оказалась пуста и безрадостна. Он не мог насладиться ей в молодости, не смог найти успокоения и в зрелые годы. К 58 годам он превратился в несчастного старика и умер так же бессмысленно, как и жил.

В этом смысле куда счастливее выглядят итальянские бедняки, показанные в финальной части рассказа. Например, «Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров, шуршавших в переднике повара того самого отеля, где ночевала семья из Сан-Франциско, и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо».

Господин из Сан-Франциско умер, но главный вопрос так и остался без ответа: в чем же смысл человеческой жизни? Разве счастливы богачи, плывущие на борту «Атлантиды» в Америку? Или все мы вынуждены лишь изображать счастье, как пара наемных танцоров, играющих в страстную любовь на потеху публике?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *