Что скрасило последние дни умирающей маруси
Урок литературы в 6-м классе.»Мир смутных вопросов и ощущений» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)
Разделы: Литература
Эпиграф:
…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.
Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г. Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и VI главам. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.
III. Словарная работа.
Работа проводится по таблице.
Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
IV. Изучение нового материала.
1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?
Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)
1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?
“5” Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?
“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
4. Дифференцированные задания.
Подведем итог нашим наблюдениям.
“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?
“5” Что сделало их такими?
“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”
“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?
5. Дифференцированные задания.
Обратим внимание на описание подземелья.
“4” Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.
“5” Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.
(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)
(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)
7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.
Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.
“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?
“5” Какие чувства борются в душе героя?
“4” Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?
“5” Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?
Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.
(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)
В результате работы учащихся составляется следующая таблица:
“Серый камень” | Человеческое сердце |
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость | Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность |
Символ жестоких, несправедливых законов общества | Закон совести |
8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)
Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.
Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.
Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?
V. Обобщение.
1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями Васи с представителями “дурного общества”?
Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.
В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.
VI. Домашнее задание.
Прочитать главы VI, VII, VIII.
“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.
“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?
VII. Рефлексия.
Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.
Презентация по русской литературе на тему «Анализ главы «Кукла». Урок добра и гуманизма » (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Эпиграф: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня» В.Короленко 19 января
5 класс кроссворд по повести В.Г.Короленко “ В дурном обществе “
кроссворд Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. Должность отца Васи. Самое красивое здание в Княж-городке. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. Место, где жили Валек и Маруся. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. 1 3 2 4 5 6 7 8
кроссворд Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. Должность отца Васи. Самое красивое здание в Княж-городке. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. Место, где жили Валек и Маруся. Дерево, которое росло перед входом в подземелье.
кроссворд Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. Должность отца Васи. Самое красивое здание в Княж-городке. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. Место, где жили Валек и Маруся. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. 1 3 2 4 5 6 7 8 Г Р У С Т Ь С У Д Ь Я Т Ю Р Ь М А К У К Л А Ч А С О В Н Я О Д И Н О Ч Е С Т В О П О Д З Е М Е Л Ь Е Ч Е Р Ё М У Х А
Что такое Гуманизм? гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства
Тема: Анализ главы «Кукла». Урок добра и гуманизма Хомушку А.А-М
Цель: Что значит любить человека?
Сочувствие. Сострадание. Доброта. Милосердие Синонимы
Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. Л.Н.Толстой Милосердие- милое сердце
Словарная работа Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Групповая работа «Узнай героев повести»
«…худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами» Валек
« …Роста он был невысокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных … несчастий, крупные черты лица были грубо выразительны. Глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность и недюжинный ум». Тыбурций
— Это вещь, большие надежды, много тревожных минут, сделала чудо (дополнительно: ярко раскрашенное лицо, льняные волосы) Кукла
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. » Маруся
« На ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту…» (Соня)
Вывод: Символ жестоких, несправедливых законов общества Вывод: Закон совести “Серый камень” Человеческое сердце Голод Холод Боль Страх Ужас Безжалостность Черствость Равнодушие Жестокость Доброта Чуткость Сострадание Милосердие Понимание Душевное тепло Справедливость
Список человеческих качеств Васи: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы « серых камней», « высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Закон совести
любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. Так что же значит любить человека?
Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
Урок В.Г.короленко Повесть В. Г.Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. В.Г.Короленко
1 вар.-поиграйте в актеров: пересказать отрывок из главы «Кукла» от имени Маруси, Васи, Сони (на выбор) 2 вар. – написать мини-сочинение «Кому из героев я сострадаю » 3 вар.- нарисовать иллюстрацию. Домашнее задание:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-118662
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Короленко «В дурном обществе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Эпиграф: …лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня. (В.Г. Короленко)
Тема урока: « Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»
Нравственность – внутренние духовные качества, которымируководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим –нибудьнесчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому –нибудьили простить кого –нибудьиз сострадания, человеколюбия.
1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю? 2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?
1. Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними? 2. Что сделало их такими?
Серый камень Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, чёрствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость Символ жестоких, несправедливых законов общества
Человеческое сердце Доброта, чуткость,сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность Закон совести
Разгадайте кроссворд, и вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. 1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. 2. Должность отца Васи. 3. Самое красивое здание в Княж-городке. 4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. 5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. 6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. 7. Место, где жили Валек и Маруся. 8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье.
Гуманизм- гуманность, человечность, человеколюбие
«Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству» Л. Н. Толстой.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1295805
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературе кроссворд В.Г.Короленко «в дурном обществе» 5 кл
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кроссворд по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» МБОУ СОШ д.Старый Калкаш Кинзябулатова И.С. Учитель русского языка и литературы
кроссворд Должность отца Васи. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. Самое красивое здание в Княж-городке. Место, где жили Валек и Маруся. 2 1 3 4 5 6 7
кроссворд Должность отца Васи. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. Что скрасило последние дни умирающей Маруси. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. Самое красивое здание в Княж-городке. Место, где жили Валек и Маруся. 2 3 4 5 6 7 О Ч Е С Т В О Н И Д О Ь Д У 1 С Я Л К У К А Ч А С О В Н Я Г Р У С Т Ь Т Ю Р Ь М А П О Д З Е М Е Ь Е Л
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-198065
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.