Что скандинавский бог один обменял на мудрость
легенды про одина. Скажыте какието легенды про Одина на урок истории нада пллииизззз.
Один – Бог скандинавов. Мифы Скандинавии
Бог Один – властитель небесного города Асгарда в северной мифологии, живущий в своем небесном чертоге Валгалле. Он — верховный Бог скандинавского божественного пантеона, сын Бора и Бестлы. Его называют отцом всех богов.
У Одина действительно много божественных детей. Со своей женой Фригг, покровительницей браков, он родил Бальдера, Бога Солнца, слепого Бога Хеда и Хермода, храброго вестника богов. Тор-громовержец тоже его сын, рожденный Богиней Йорд. А гигантесса Грид стала матерью его сына Видара.
Восемнадцать рун – знаменитый атрибут Одина. Их первоначальная манифестация выражалась в форме восемнадцати могущественных защитных заклинаний, дающих среди прочих благ успехи в битве и на любовном поприще, а также исцеление от любых недугов.
Один может заставить мертвых говорить. Со своего трона он наблюдает за всем, что творится в девяти мирах и знает все обо всем. У него есть верные помощники, его два верных спутника – вороны Хугин и Мунин, которые день и ночь добывают для него новости.
У этого удивительного бога есть и другие атрибуты. Самый главный – его копье, которое всегда бьет точно в цель. Это — то самое копье, которым он прибил себя к ясеню Иггдрасилю.
Еще у него есть кольцо Драупнир, из которого появляется еще восемь таких же колец каждую девятую ночь. Придание гласит, что пояс из всех этих колец делает Одина неуязвимым.
Верховный скандинавский Бог путешествует на восьминогом скакуне Слейпнире, и всегда в сопровождении двух волков Фреки и Гери. Он отдает им свою пищу, потому что сам в ней не нуждается. Он пьет только вино.
У Одина только один глаз, сияющий как солнце. Второй глаз он обменял на возможность испить из источника мудрости. Очевидно, что мудрость и знания Один ценит превыше всего.
У Одина много имен. Его называют Отинн, Водан, и Вотан. День недели среда был назван его именем. В английском слове «Wednesday» и одном из имен Одина есть общий корень.
Один непредсказуем и многолик. В скандинавской мифологии – это самая значимая фигура. Он одной рукой может давать успех, другой – отнимать его. В нем сочетается несовместимое – он мудр и жесток одновременно. Представляется, что Один – отражение духа великих викингов, которые во все времена вызывали трепет и уважение у других народов.
Что скандинавский бог один обменял на мудрость
Один – верховный бог в германо-скандинавской мифологии, ведун и провидец, воин и мудрец, отец богов и людей, создатели сущего. Бог Один (в германской традиции – Вотан) также выполнял функции бога войны и (частично, наряду с Тюром) бога победы. Современные исследователи полагают, что Один – бог военной аристократии в раннесредневековой Скандинавии (тогда как, например, Тор является богом воинов из более низких сословий).
В многочисленных скальдических сагах Одина часто называют Отец богов, конунг Асгарда, волхв Асгарда, Отец дружин, Всеотец, Всевеличайший, Высокий. Кеннинги и хейти (художественные метафорические приемы, широко применяемые в скандинавской поэзии) Одина разнообразны и зачастую их этимология не совсем ясна. Тем не менее, очевидно, что Один был одним из наиболее значимых и, безусловно, самым почитаемым богом древнескандинавского и раннегерманского пантеона. При этом согласно «Старшей Эдде» Один часто принимал облик странника в широкополой шляпе и темно-синем плаще, и странствовал по разным мирам (в том числе – по Мидгарду, миру смертных).
Бог Один – сын Бёра (первого аса, который в свою очередь был сыном первочеловека по имени Бури) и Бёстлы (женщины из рода инеистых великанов, которую называют матерью асов). У Бёра и Бёстлы были и другие сыновья – Вили и Вё. Вместе с Одином они убили Имира, древнего инеистого великана, который был первым живым существом во Вселенной. Из тела Имира Один, Вили и Вё сотворили обозримый мир.
Скандинавский бог Один имел немало легендарных потомков, самым знаменитым из которых является Тор, защитник Мидгарда, бог грома и бури. Тор был рожден от Одина и Йорд (женщина-ётун, священный образ земли у древних скандинавов). От восточной принцессы (которая также была ётуном) по имени Ринд у Одина родился сын Вали (покровитель мира растений), а от великанши Грид – сын Видар (безмолвный бог мщения). Легендарный страж Асгарда, Хеймдаль (другое его имя – Риг) также является сыном бога Одина «и девяти матерей». Другой знаменитый потомок Одина – Тюр (однорукий бог храбрости и воинской доблести), рожденный от великанши (имя ее неизвестно), которая приходилась сестрой Гюмиру, великану из Нифльхейма, который часто путешествует вместе с асами в различных эддических сагах. При этом «официально» супругой Одина является Фригг (богиня домашнего очага). У этой пары было три сына – Бальдр Прекрасный (любимый сын Одина), Хёд (слепой бог судьбы) и Хермод («посланец богов»).
Имена Одина, их толкование и происхождение
Согласно песням «Старшей Эдды» у бога Одина было множество имен, которые он неоднократно называет при самых разных обстоятельствах. Важно отметить, что это отголосок древнескандинавской традиции, которая заключалась в следующим. Первое имя давалось человеку при рождении, но впоследствии он мог неоднократно менять его. В частности, некоторые имена давались за воинские подвиги, другие – за достижения в ремеслах. Также в разных регионах человек мог называться разными именами, и в таком случае он использовал «не оригинальное» имя, как оберег. Скандинавы верили, что, зная имя человека, можно навести на него ворожбу или недуг. Поэтому если человек, впервые прибыв на новое место, назывался новым именем, он, таким образом, защищал себя.
Кроме того многочисленные имена Одина являются следствием уже упомянутых поэтических приемов, хейти и кеннингов, при которых объект называется не собственным именем, а иносказательно, косвенно, образно. Наиболее известны следующие имена Одина: Гримнир, Хрофт, Ганглери, Харбард, Трор и Од. Од занимает здесь особое место, потому что фактически это не имя Одина, так именовалось его смертное воплощение, которое полюбила Фрейя (см. соответствующий эддический миф). Также в «Старшей Эдде» Один говорит о том, что в разных местах его знают как Эгира, Херьяна, Хьяльмбери, Текки, Триди, Туда, Хара, Уда, Хельблинди, Свидрира, Ялька, Фьёльнира и так далее. Всего в «Старшей Эдде» насчитывается 54 имени Одина. Каждое из этих имен имеет свою собственную этимологию, иногда – достаточно запутанную, но зачастую – вполне очевидную. Большинство имен Одина указывают на его характерные особенности и выдающиеся черты, многие имеют дословный перевод вроде «воинственность», «мудрость», «коварство», «один глаз», «надвинутая шляпа», «седая борода» (более подробно – см. «Старшую Эдду» в переводе А.И.Корсуна с комментариями М.И.Стеблин-Каменского). К примеру, имя Гримнир дословно означает «скрывающийся под маской», Альфрёдр значит «Всеотец», Игг можно перевести как «пугающий», а Фьёльнир означает «меняющий облик».
Что касается происхождения исходного имени Одина (Вотана), то данный вопрос до сих пор сохраняет свой дискуссионный статус. Впервые форма Водан (Wodan) появляется в Нордендорфской фибуле (VI-VII века). Вероятно, слово Wodan может быть соотнесено с верхненемецким Wuotan, старо-шведским Othin и старо-исландским Odhin. Наиболее популярная версия гласит, что все эти формы произошли от прагерманских слов Wodanaz и Wodinaz, что дословно можно перевести как оборот «в ярости». При этом существуют две версии толкования оборота, либо «ярость» в данном случае подразумевает «гнев», либо указывает на сексуальное возбуждение, необузданное желание (см. работы Рено-Кранца). Что же касается переводов «провидец» или «пророк» (которые, в частности, можно встретить на Википедии), то в действительности это ложное утверждение, которое не соответствует истине.
Атрибуты и символы Одина
Строго говоря, у Одина нет каких-то особых символов, которые могли бы однозначно идентифицировать его. Разве что Валькнут (дословный перевод со старо-норвежского «узел павших»), он же – Сердце Хрунгнира, символ воинов, павших в битве и отправившихся в Асгард, чтобы встать плечом к плечу со Всеотцом. Также зачастую в Сети встречается информация о том, что символом Одина является Трискеле. Это ложное утверждение (см. статью о Трискеле). Тем не менее, у Всеотца есть немало характерных атрибутов, в частности, это особые магические вещи, артефакты, которыми владел только сам Один.
Первый подобный артефакт – Гунгнир, копье, не знающее промаха, которое для Гримнира выковали темные альвы. Другой знаменитый атрибут Одина – семиногий конь Слейпнир, что движется быстрее ветра, сын Локи и жеребца Свадильфари. Также Одину принадлежит магическое кольцо Драупнир (некоторое время было у его сына Бальдра). Зачастую богу Одину приписывают обладание легендарным кораблем Скидбладниром (что вмещает все воинство Асгарда, а сам может складываться до размеров ладони), но согласно «Младшей Эдде» этим кораблем обладает Фрейр.
Одину служат два чудовищных волка – Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»), и два бессмертных ворона – Мунин («память») и Хугин («мысль»). Один Всеотец – владыка Асгарда, высшего мира асов, его личные палаты – Вальхалла, в них пируют доблестно павшие войны. Его личная дружина – лучшие небесные витязи, которым нет равных в битве, зовутся эйнхериями. Они выступят с Одином в день Рагнарёк, чтобы сразиться с Хель и ее армиями мертвецов. В Рагнарёк Один падет в битве с Фенриром, но его сын Видар отомстит за отца, сразив адского волка.
Мифологемы Одина: источник мудрости, бог повешенных, владыка рун
Широко известен миф («Старшая Эдда», песнь «Речи Высокого») о том, как бог Один пронзил себя собственным копьем (Гунгниром) и провисел так вниз головой 9 ночей (именно ночей, а не суток, как утверждает Википедия и многие другие сетевые ресурсы!) на Мировом Древе Иггдрасиль. Этот великий акт самопожертвования позволил Одину открыть мудрость рун. Но важно отметить, что в этой части «Речей Высокого» Один говорит о восемнадцати «песнях силы» («заклинаниях»), которые совсем не обязательно ассоциируются с открытыми им рунами. Поэтому речь здесь может идти как о традиционном 24-рунном футхарке общегерманских рун (так называемые Старшие Руны), так и о 18-рунном футхарке датских рун (о которых писал, в частности, Гвидо фон Лист).
К. Медоуз упоминает интересный (несомненно – более поздний) миф о том, как именно бог Один обрел знание о рунах. Согласно этому мифу с Иггдрасиля упали девять веток, образовав замысловатый рубленый узор (см. рисунок ниже). Всмотревшись в этот узор, Один увидел в нем скрытые закономерности и вычленил 24 символа, которые дали начало всей группе рунических алфавитов европейского севера. Один подарил руны людям, чтобы они могли узнавать волю богов, суть происходящего вокруг и грядущее.
Другой знаменитый миф из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как Один отдал свой правый глаз великану Мимиру, хранителю источника мудрости у корней Мирового Древа, чтобы получить дар провидца. Именно поэтому очень часто в эддических песнях Одина называют одноглазым. Также в «Саге об Олафе Святом» упоминается уникальная особенность Одина – он никогда не ест, лишь вкушает «мед поэзии» в Вальхалле.
Кстати, «мед поэзии», источник творческой силы людей и асов, также добыл бог Один. Согласно эддической легенде, когда асы и ваны заключили мир после «первой войны», они смешали свою слюну и так появился карлик Квасир. Но вскоре Квасир был убит другими карликами, которые перемешали его кровь с медом и тем самым получили знаменитый «мед поэзии», каковой позже достался великанам в качестве выкупа (так карлики защитили свой народ от турсов). Один проник в дом великана Суттунга, который хранил мед в своем доме в скале, просверлив отверстие в стене и пробравшись через него в обличье змеи. Затем Гримнир соблазнил великаншу (дочь Суттунга), охранявшую мед и в облике орла понес его в Асгард. Но в пути он расплескал часть «меда поэзии» (он нес его в клюве), и те из людей, которым удалось отведать меда, стали скальдами. Также Один и сам проглотил немного напитка и то, чем он впоследствии опорожнился, по легенде досталось в дар бесталанным поэтам.
Известны позднегерманские предания о том, как бог Вотан (Один) на Слейпнире в окружении эйнхериев проносится над полем битвы, даруя победу наиболее достойным. В Средние Века этот поэтический образ преобразился в знаменитую «Дикую Охоту», воинственную армаду мертвецов, что появляется над землей (чаще – в бурю или метель), как предзнаменование великой войны.
Многие позднескандинавские саги (в частности, работа Тордасона «Третий грамматический трактат») упоминают о том, что Одина почитали богом повешенных. Вероятно, это связано с тем, что Одину служили вороны, которые являются падальщиками. Также здесь очевидно влияние христианских миссионеров, которые пытались всеми силами изжить из народной памяти образ Всеотца, приписывая ему мрачность и всевозможные негативные черты.
«Земные» потомки Одина и «мистер Среда»
Согласно работам Снорри Стурлусона Один был вполне реальным историческим персонажем, который правил обширными территориями к востоку от Танаиса (Дон), имел владения «в стране турок» и к югу от Уральских гор. Затем Один переселился в Данию, оставив править Асгардом братьев Вили и Вё. «Страну саксов» он разделил между своими сыновьями: Вегдег получил восточные земли, Бальдр стал править Вестфалией, а Сиги стал конунгом в землях франков. Потом Один дошел до Ютландии (которую Снорри называет Рейдготланд), оставив там править своего сына Скьёльда. Затем он достиг Швеции, где основал легендарный город Сигтун.
Также Один правил Норвегией, а затем оставил там править своего сына Сэминга. Конунгом Швеции он назначил другого своего сына – Ингви (родоначальника знаменитого рода Инглингов). При этом полумифический образ Ингви тесно связан с богом Фрейром (см. статью о Фрейре). Позже Данией стал править внук Одина – Фроди.
Любопытно упомянуть теорию Тура Хейердала, который полагал будто Асгард Одина – это античный город Танаис в Приазовье. По мнению Хейердала Один был вынужден увести свой народ на север из-за давления римлян в начале нашей эры. В контексте этой теории также стоит вспомнить утверждение Г.В. Вернадского о том, что слово «асы», по всей вероятности, происходит от названия славянских племен асов-аланов.
Лотте Хедеагер полагает, что исторически Одина не существовало, но его эддический образ навеян скандинавским скальдам великим завоевателем гуннов Атиллой. По мнению Хедеагера у реального Атиллы и мифологического Одина много общего, хотя большинство исследователей не согласны с этой версией, видя образ Атиллы в другом персонаже древнескандинавского эпоса (Атли из легенды о Сигурде и Брюнхильде). Также существует теория о том, что после христианизации Скандинавского полуострова в попытке сохранить образ Одина местное население воплотило своего древнего бога в образе Санта-Клауса. Разумеется, это лишь гипотеза.
В заключении стоит упомянуть о том, что древние германцы называли среду «днем Одина». Согласно М. Элиаде они переняли у римлян семидневную неделю и стали называть дни недели именами богов. Одину досталась среда: Wuotanestac на древневерхненемецком, Woensdag на нидерландском, Wednesday на староанглийском и Odinnsdagr на древнескандинавском. Сегодня широко известен оригинальный образ Одина, нарисованный художественным гением Н.Геймана, который в своей книге «Американские боги» называет Одина «мистер Среда».
День Одина Асгардского
— Небесный Бог-Хранитель Мудрости Древних Рун, Бог-Покровитель и Защитник Рода да’Арийского, Бог-Охранитель Небесного Асгарда и Волхаллы. Один является Богом-Воином, который сражается со всеми Темными силами, как в Пречистых Небесах, так и на нашей Мидгард-Земле.
Бог Один, чтобы обрести Мудрость Вышних Миров Сварги Пречистой, обменял свой глаз на Духовное Око Познания Древней Мудрости, поэтому Его иногда незнающие люди называют Одноглазым, но это в корне не верно.
Для многих людей Образ Небесного Бога-Хранителя Одина смешался с Образом жившего на Мидгард-Земле Патер Дия Одина, который пребывал в древнем Асгарде Ирийском и благославлял многие Древние Роды Славян и Ариев на переселение в земли, лежащие на Западе, за Рипейскими (Уральскими) горами.
1. «Да не будет семейного союза между рожденными в едином лете, кроме рожденный в единый день и в единый час.»
2. «Самые великие безценные драгоценности в мире это Меч, Совесть и Мудрость. Всё остальное не принесёт процветание Роду»
3. «Овладевайте всеми искусствами и древней Мудростью, что хранят все ваши Роды изначально, а также познавайте искусство и древнюю Мудрость других народов, но не всему учите другие народы».
4. «Помните, что за глоток из источника Мудрости Древней не жалко и глаз (в первоисточниках – око) свой отдать. Ибо ведающий Руны без очей зрячи».
Ибо ведающий Руны т.е. тайные, сокрытые образы, тот и без очей – зрячий. У него развиваются все остальные виды зрений. Потому что он мудрость постигает и развивается.
5. «Не открывайте тайну Рун другим народам, ибо используют они древнюю тайную Мудрость и Величайшую Силу Природы против вас и Родов ваших».
Мудрость, которая принадлежит вашему Роду, вашему народу должна принадлежать только ему. А сейчас что получается? Наши люди разрабатывают – разрабатывают и продают на Запад, а Запад берет и использует против нас.
У Стрибога мы видим: «Облегчайте уход близким вашим через Кроды Великие и Лодьи просторные», и у Одина такая же:
7. «Пепел умершего надо бросать в воды реки или моря, или, собрав в кувшин зарывать в землю, а в Память о Ведающих людях надо насыпать курган, а по всем СтОящим людям надо ставить памятный камень».
Патриарх Один благославлял Сканда Ирийского и на поход в Индию – Дравидию. А там Кремируют тела, потом собирают пепел и рассыпают его в воды Ганги. Т.е. как заповедовал Один, и как научил Сканд Ирийский, в честь которого Скандинавия названа.
8. « В начале Зимы надо приносить бескровные жертвы Древним Богам за полученный урожай. Среди Зимы – за весеннее прорастание, а в середине Весны – за Победу».
9. «Каждый настоящий мужчина и древнего Рода должен знать, что Совесть и Меч надо с детства беречь».
Т.е. потеряешь Меч – не найдешь, потеряешь Совесть – не найдешь. Или как раньше говорили: «Береги честь смолоду». А Меч – это символ сохранения мудрости и защита родной земли, и Совесть. А если кто Совесть потерял, то и Род свой предал. И не зря же говорят: Предавший единый раз, предаст и множество раз.
Т.е. Один говорит о том, что нет давности срока за преступление. Что если кто-то принес ущерб – всё равно он должен ответить рано или поздно. Не позволительно прощать т.е. попустительствовать злу.
11. «Будьте всегда стойкими и решительными в битве с ворогом, и не выпускайте из рук мечей своих, оберегая древние Роды свои и следуя по вечному Правому Пути в чертоги Волхаллы».
12. «Не допускайте, люди, извечный страх перед неизведанным в сердца ваши, а глупость и невежество в мысли и речи ваши».
13. «Каждый стоящий мужчина их любого древнего Рода должен знать, что развитию и всяческому умножению его Рода помогают только лишь четыре великие Силы: Чистая Совесть и Древняя Вера, Острый Меч и Трудолюбие».
Ранее мы записали: Вера, Совесть, Любовь и Воля. А здесь – Вера, Совесть, Меч и Трудолюбие. Но Меч иногда с Волей сравнивают, а Любовь с Трудолюбием.
14. «Воздавайте, люди, за добро только добром, не сотворяйте злое и непотребное там, где вас принимали с добром и с открытой Душой.»
15. «Не воздавайте, люди добром за причиненное вам зло, ибо ежели воздавать будете добром за зло, то чем воздавать вы станете за добро?»
А у христиан как? Ударили одну щеку – подставь другую; Тебя прокляли, а ты их благославляй т.е. как бы плати добром за зло.
16. «Ведайте, люди, что каждый потомок Древних Богов должен иметь Родовую Веру, ясный Разум, пытливый Ум, любящее и храброе Сердце, чистую Совесть, сильные Руки, и крепкую Волю».
Из лекций Асгардского Духовного Училища
(Благодарность РАСА за конспект)
Скандинавская мифология. Справочник, часть 1.
С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.
5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.
Состоит из 9 миров.
На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.
Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.
На земле, в центре, расположен Мидгард.
На северо-западе – Нифльхейм.
На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).
На северо-востоке – Йотунхейм.
На северо-западе – Муспельхейм.
В земле – Свартальвхейм.
Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).
Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.
В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).
Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.
С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).
У него был сын Бор (Бёр).
Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).
У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.
Они убили Имира и создали из него Землю.
Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.
Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.
Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).
Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.
1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.
Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.
Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.
Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.
Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.
Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.
Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.
Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.
Полностью состоят из золота и серебра.
1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.
2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.
3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.
4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.
5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.
6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.
7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.
8. Ноатун – вдадения Ньёрда.
10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.
11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.
12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.
13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.
14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.
15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.
16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.
2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.
Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.
Единственный известный представитель.
Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.
Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.
Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.
Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).
Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.
Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.
Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.
Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом, упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.
• Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.
Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.
Правитель – вероятно, Утгард-Локи.
Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард
Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.
Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.
• Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.
• Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.
• Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.
• Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.
• Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.
Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны.
7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).
Правитель – Сурт (Суртур).
Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.
Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.
• Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.
8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.
Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.
Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.
Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.
Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.
Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад
• Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.
• Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.
9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.
Правитель – богиня-великанша Хель.
Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.
Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.
• Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.
• Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.
Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.
1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.
Старик с длинной бородой и одним глазом.
Очень мудр и умён, внешне высок.
В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.
Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.
Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.
Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.
Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.
Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.
Не подвержен голоду, пьёт только вино.
Владеет 18-ю заклятиями:
1. Истребляет печаль и тревоги.
2. Залечивает любые раны.
4. Освобождает от любых оков.
5. Отражает стрелы взглядом.
6. Отрицает эффект вражеских рун.
7. Погашает пламя любой силы.
8. Усмиряет любые раздоры.
9. Смиряет ветра и волны.
10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.
11. Защищает соратников пением в свой щит.
12. Воскрешает повешенных.
13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.
14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.
15. Усиляет свою армию.
16. Покоряет любую деву.
17. Соблазняет любую деву.
18. Заклятие неизвестно.
Имена: Хрофт, Игг, Гагнрад, Сафнир – самые известные.
Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.
Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.
Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.
Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.
Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.
Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.
Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.
Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».
Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.
Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.
Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.
Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.
Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.
Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.
Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.
Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.
Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.
Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.
Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.
Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.
Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.
Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.
Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.
Также называется Ригом.
Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.
Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.
Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.
Сияющий бог, отец дня Дага.
Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.
Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.
Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.
Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:
• Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.
• Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.
• Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.
• Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.
• Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.
• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.
• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.
• Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.
• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.
• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.
• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире
Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.
Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.
Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.
Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.
1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.
Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.
Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).
Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.
Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.
Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.
Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.
Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.
Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).
Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.
Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:
• Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.
• Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.
• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.
Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.
Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.
Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.
Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.
Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.
Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.
Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.
Будут съедены волками во время Рагнарока.
Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.
Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.
По некоторым источникам, является воплощением Локи.
Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.
Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.
Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.
Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».
Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.
12. Бюлейст и Хелблинди.
Братья Локи, в мифах не участвуют.
Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.
Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.
Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».
Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.
Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.
Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.
Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.
Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.
22. Фарбаути и Лаувейя.
Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.
Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.
Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.
Супруга Тора, родила ему Магни.
Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.
Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.
Ну и немного МегаТена вам в ленту:
P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.