Что символизируют венцы надеваемые на головы венчающихся
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.
Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.
Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.
В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.
Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.
Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.
Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею. ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».
Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.
Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».
И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.
Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.
Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.
Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.
И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.
Венчальные венцы — символ царства и мученичества
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
— обязательный атрибут таинства Брака (отсюда еще одно его название — Венчание).
Венчание, или, иначе, Таинство Брака
— одно из семи таинств Церкви, в котором она дает благословение на супружеский союз вступающим в брак, на рождение и христианское воспитание детей.
Молодожены перед лицом Бога и Церкви дают обещание в верности Богу и друг другу.
Из чинопоследования венчания
Священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:
Венчается раб Божий (имя
) с рабою Божией (
имя
) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
[Произносит это трижды, начертывая образ Креста].
Так же венчает и невесту, говоря:
Венчается раба Божия (
имя
) с рабом Божиим (
имя
) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
[Подобным образом и это произносит трижды].
Также благословляет их трижды, возглашая:
Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!
Православное венчание глубоко символично. Венцы брачные – напоминающие по форме царскую корону венцы (один с образом Спасителя, другой – Божией Матери), возлагаемые на главы жениха и невесты при совершении Таинства Брака.
Они напоминают о чистоте и царском достоинстве первосозданной человеческой четы – Адама и Евы, и знаменуют собою венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном по окончании их совместного многотрудного пути ко спасению.
Венцы, которыми мы венчаемся, которые держат над главами молодоженов свидетели – это и венцы домашнегоцарства и это же мученические венцы, ведь супружеский союз предполагает жертву своими собственными привычками и пристрастиями ради счастья любимого человека. Именно поэтому, когда священник ведет молодых вокруг аналоя, хор поет песнопение: «Святые мученики, славно подвизавшиеся и увенчавшиеся, молитесь ко Господу о помиловании душ наших».
Венцы положено надевать, но Церковь разрешает держать их на весу, так как некоторые невесты делают такую прическу, что надеть венец невозможно =)
Венец — ещё в древности был символом победы. Поэтому возложение венцов на главы жениха и невесты служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.
«Венцы, — говорит Свт. Иоанн Златоуст, — полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто будет уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побеждённому, иметь и венец на главе своей?».
Те же, кто не сумел сохранить до брака целомудрия, должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твёрдое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами. В этом случае венец да будет им напоминанием, что они должны благочестивой жизнью выкупить его драгоценность, что ныне дан он им как бы в заём, а надо приобрести его в полную собственность.
И никак нельзя позволить себе осквернять его нарушением супружеской верности. Венец — образ солнца, от которого и тепло, и свет. Наше же Солнце — Христос. По венчании снимаются венцы с увенчанных, но невидимо они должны остаться: не снимается царское достоинство, не удаляется святое церковное благословение.
из книги — «Таинство Венчания»
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.
Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.
Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.
В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.
Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.
Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.
Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».
Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.
Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».
И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.
Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.
Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.
Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.
И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.
Иерей Андрей Чиженко
От мученичества к царствованию — одна жизнь в церковном браке
Первый символ — мученичество. Он связан с земной жизнью человека. Белое платье, венчание и поздравления с Днем свадьбы всегда выглядят светлыми и безукоризненными. Но в реальной жизни есть место не только для улыбок и позитивных эмоций. Если раньше человек отвечал только за себя, то сейчас и за своего супруга (супругу), детей.
Как бы не идеализировали семейные отношения, помучиться придется всем. Муж заболел — жена у постели, дети простудились — родители попеременно ухаживают, у чад проблемы с учебой — мама и папа объясняют, проверяют и ищут репетиторов, жена ругается — муж должен промолчать, супруг вспылил — супруга чуть ли не на пальчиках ходит.
Люди преодолевают собственный эгоизм, жертвуют собой ради другого. Разве это не мученичество? Но для любящей пары оно может даже казаться сладким. Есть понимание того, что даже в самой, казалось бы, нерешаемой ситуации ты не один.
Второй символ — царские венцы. Он связан с пониманием брака в вечности. Если муж и жена достойно преодолели все преграды земной жизни, безукоризненно несли свои мученические венцы, то Господь готовит для них особенную награду. Поэтому венчальные венцы еще понимаются как царские. Это не просто короны, которые надевают на головы вступающих в брак, а уже атрибут Царства Небесного.
Из истории
Венцы при заключении христианского брака использовались с глубокой древности. О них писал уже святитель Иоанн Златоуст, живший в IV–V вв. по Р.Х.
Интересно, что в те времена венцы представляли собой обычные венки из невянущих растений – лавра или мирта. Эти венцы молодожены носили 7 дней, а на восьмой день священник читал над ними особую молитву «на разрешение венцов» и лишь после этого венцы снимали. Молитва эта и сегодня входит в чин венчания.
Духовно-символическое значение
Помимо сказанного выше, венцы своей круглой формой (круг – символ вечности) указывают на неразрывность брачного союза. Православные супруги сохранят свое духовное единство и за гранью земного бытия.
Подготовка к браку в вечности
Венчание — одно из семи таинств Церкви. Оно имеет глубочайший смысл: Бог благословляет союз мужа и жены. Это любовь, единство и большая ответственность.
В таком союзе есть и высший смысл. Считается, что обвенчанная пара отныне будет вместе не только в этой жизни, но и в будущей. То есть, брак совершается в вечности. Навсегда. Православие считает, что муж и жена должны вместе готовиться к тому, чтобы попасть в Царство Небесное. А то как: жена в храме — муж перед телевизором или наоборот? Один сокрушается и кается, а второй только грешит?
Есть прекрасное выражение о том, что любовь — это когда двое людей смотрят в одну сторону. Позволю еще добавить: и двигаются в одном направлении. Вот брак — как раз и есть процесс обоюдного движения в одном направлении. Цель такого движения — общее пребывание в раю.
Поэтому венчальные венцы имеют разную символику.
Значение и символика венчальных венцов
Венцы венчальные являются незаменимым атрибутом Таинства бракосочетания. Это не просто красивый элемент церковного убранства, а глубокий христианский символ. В данной статье мы рассмотрим их символическое значение, как неотъемлемого элемента церковного убранства.
Венчание в иерархии церковных таинств
Одним из семи Церковных Таинств является обряд венчания. Для каждого христианина это действо имеет важнейшее значение, ведь молодожены предстают перед Богом и просят его благословления на брак. Таинству присуща символика ответственности, любви и единства, что подкрепляется соответствующими молитвами, атрибутикой, клятвами молодоженов.
Создавая союз мужа и жены, создается особая духовная связь. Церемония имеет и высший смысл, ново созданная пара будет вместе как в земной жизни, так и в будущей. Проще говоря, это брак в вечности, на века. Ведь в православии принято считать, что семья должна готовиться вместе и к переходу в Небесное Царство. И в этом есть свой смысл, ведь символика таинства учит поддержке, взаимопомощи и равенству перед Господом.
Символика брака в христианском понимании
Одним из символов земного брака является мученичество. Данная символика связанна с земной жизнью человека, и говорит об ответственности, возложенной на новоиспеченного мужа и жену, ведь теперь они в ответе друг за друга. Как правило, в этот светлый, полный улыбок праздник мало кто помнит об этом символе, но все же он имеет место быть.
Несомненно, как бы мы не идеализировали семейные отношения, но у всех бывают непростые периоды в жизни и всем приходится помучиться. В свою очередь, этот символ подтверждает, что молодожены преодолели собственный эгоизм и с чистым сердцем готовы взять на себя эту ответственность.
Еще одним не менее важным символом венчания являются венцы церковные, короны или как их еще называют царские венцы. Данная символическая линия напоминает нам о вечной жизни. Проще говоря, если мужу и жене в земной жизни удалось с честью преодолеть все трудности, прожить в мире и понимании, то на небесах Господь готовит для них совершенно особую награду. Это элемент, напоминающий о славе небесной, и награде, которая ожидает их впоследствии.
Венцы над головами молодоженов
К сожалению, будучи свидетелем бракосочетания, мы редко задумываемся о символизме и глобальном значении происходящего, во время венчания. А это очень важно, ведь перед нами целый ряд символов, говорящих сами за себя, это и связанные руки молодоженов, кольца, венчальные венцы, общая чаша, отрывки из Евангелия, которые произносит священник.
По церковным канонам, венчальные венцы изначально возлагались на головы молодоженов. Традиция держать их над головами, появилась исключительно из-за практических соображений, ведь у невесты пышная, замысловатая прическа, которую может испортить возложенный венец. Исходя из этих соображений, венцы удерживают над головами свидетели. Суждение, о том, что люди не достойны возложения на голову церковных корон, является заблуждением. Так как выше сказано, что канонически венцы должны возлагаться.
Наблюдая за Таинством Венчания необходимо правильно понимать его символику, к примеру, обручает не священник, а Господь. Но зачастую мы увлечены красивыми нарядами и внешней составляющей торжества.
Если говорить об общей символике венчания, то во время ее проведения происходит настоящая духовная подготовка, к грядущей семейной жизни.
Если у вас есть необходимость приобрести венчальные короны для храма, Вы это можете сделать на нашем сайте. Церковные православные товары от производителя в Луцке.
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.
Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.
Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.
В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.
Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.
Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.
Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею. ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».
Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.
Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».
И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.
Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.
Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.
Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.
И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.