Что символизируют в поэме двенадцать красноармейцев
Символы в поэме А.Блока «Двенадцать»
Авторское восприятие революции
Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней. В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе. Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?
На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.
Блок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Символы в поэме
Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.
Цветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.
Цвета
Противостояние черного и белого
В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:
Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.
Красный, как выражение сопротивления
Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:
Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.
Ветер
Основное значение
С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.
Действие ветра в поэме
Ветер не ломает деревья и не гнет кусты, как принято, а наносит вред именно человеку: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек!».
Автор указывает на то, что ветер бушуем не только в городе или стране, но и по всему миру, что говорит о масштабах последствий революции. Образ ветра неразрывно связан со льдом и «снежком». На заснеженном льде можно поскользнуться, как и на идеях революции.
Число 12
Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:
Образы, их роль в раскрытие смысла
Красногвардейцы
Двенадцать — это и есть красногвардейцы, выходцы из бедных семей, которых использовали на производстве как дешевую рабочую силу. Обезличивание здесь играет роль символа. Это не люди, а стихия революции, заполонившая целую Россию. Одинаковость красногвардейцев, привыкших находиться в строю, выполнять рутинную работу говорит об отсутствии индивидуальности, выгодном правителям рабов. Но «Голотьба» восстала против рабского режима и для мести своим угнетателям.
Образ и значение Христа в поэме
Религию христианства в поэме Блок относит к исчерпавшей себя культуре, которую следует уничтожить в русском обществе. Герои поэмы без почтения, и даже с высмеиванием относятся к традициям, догмам учения и заповедям старой веры. Но поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса. Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии.
Образы и символы в поэме Двенадцать Блока
Начало 20 столетия отличалось нарастающими революционными волнениями. Многие поэты того времени откликнулись на события 1917 года. Не исключением стал и А. А. Блок, который в поэме «Двенадцать» отобразил собственное восприятие гражданской войны.
Произведение пестрит большим количеством символов, которые поддаются различным интерпретациям. Поэт использует символы, чтобы подчеркнуть значимые моменты. Первое, на что обращает внимание читатель – цвета. В тексте противопоставляется чёрный и белый цвет. В поэме белый представляется устремлением в будущее, изменением и обновлением, а чёрный – олицетворяет старый мир, наполненный жестокостью и страданиями. Встречается и красный цвет, символизирующий сопротивление, борьбу и жажду перемен.
Не менее значимым символом в пьесе является число 12. Именно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество соотносимо с апостолами, присутствовавших на Тайной вечере. Аллюзия к евангельской символике может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстную неделю.
Следует подчеркнуть значение автора в поэме. Блок понимал, что находится в центре событий грандиозного масштаба, поэтому в произведении автор выступает в образе пророка. Поэма сближается с летописью, цель которой – зафиксировать происходящее.
Интересно и то, что многие красногвардейцы названы по именам апостолов. Это вызывает определённые ассоциации у читателя. Так, имена Пётр, Иван, Андрей обрастают в пьесе как социальной, так и сакральной составляющей.
Блоковский Петруха сожалеет об убийстве из-за ревности, но он не был бы важной фигурой в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрёкся от Христа. Объединяет этих героев то, что они после содеянного движутся вперёд, чтобы достичь цели.
Неоднозначной фигурой в поэме «Двенадцать» является Христос. Для понимания произведения важно то, как появляется Христос. Он изображается с красным флагом. Вполне вероятно, что Спаситель был в начале поэмы в образе чего-то неуловимого, а в конце произведения проявляет себя. Образ Христа можно расценивать как символ веры и любви, надежду на лучшее.
Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определённую функцию: помогают понять смысл произведения и отношения автора к событиям, а также возбуждают читательский интерес.
2 вариант
Произведение является неоднозначным авторским восприятием революционных событий, характеризующимся использованием богатой символики, имеющей многочисленные интерпретации.
Поэтические символы способствуют более емкому, в отсутствии лишних словосочетаний, выражению повествовательного смысла.
В поэме автор активно использует данный литературный прием посредством применения цветовых оттенков в виде антитезы черного, символизирующего мрак старого мира, и белого, представляющего обновление и будущее, цветов. Кроме того, поэт включает в повествовательное содержание тему ветра, который символизирует бурю и революцию, который снежным вихрем заносят пережитки старого мира.
Также в качестве символа поэт неоднократно упоминает числовое выражение двенадцать, которое наделяется им особым значением, поскольку является евангельской символикой.
Еще одним символом является мировой пожар, который олицетворяет стихийное явление, грозовой вихрь революции.
Поэма отличается также использованием автором многочисленных образов. В первую очередь, это авторский образ, который представляется в качестве свидетеля происходящих эпохальных событий, цель которого заключается в максимальной фиксации грядущих перемен.
Также особое значение играет образ двенадцати красноармейцев, которые символизируют библейских апостолов, число которых тоже равняется двенадцати. При этом упоминание поэтом некоторых из них по именам (Петр, Иван, Андрей) имеет сакральный и социальный смысл. Автор посредство образа красноармейцев раскрывает в поэме проблему насилия, убийств, грабежей, которые сопровождают революционные события. Поэтому в данном случае важным является образ Петрухи, красноармейца, убившего по причине ревности свою девушку.
Самый неоднозначный образ, используемый автором в поэме, представляет собой Христа, возникающего в самом начале повествования в виде дуновения, ветра с красным флагом. Христос олицетворяет в поэме преодоление кровавых грехов, возможность гармоничного будущего мира. Данный образ является символом авторской веры в святые цели революции, а также оправдания революционной жестокости и злобы.
Особая роль в произведении отводится поэтом образам старухи, попа, буржуя, которые являются представителями старого мира. Кроме того, в поэме автор упоминает Петербург, охваченный революцией, который является олицетворением все революционной страны.
Также читают:
Картинка к сочинению Образы и символы в поэме Двенадцать Блока
Популярные сегодня темы
Мама, пожалуй, является самым близким и родным человеком. Её присутствие, нежные поцелуи в лоб, теплые улыбки греют сердце. Она готова пойти на всё ради своего ребёнка, защищая от невзгод,
Главным персонажем произведения является небогатая старая помещица, попавшая из-за своей доброты в непростое положение
В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.
Символы и образы в поэме Александра Блока «Двенадцать»
Глядя на мир глазами Александра Блока, легко можно провести аналогию между его вымышленными персонажами и реальностью. Образы и символы в поэме «Двенадцать» служат предзнаменованиями и отражениями революционной России. Значимо и само название произведения, выбранное автором неспроста. Поэт-символист пытался создать поэму, наполненную трансцендентными понятиями, доступными любому читателю.
Символические особенности поэмы
Использующиеся Блоком в поэме «12» образы и символы по своей природе сложно назвать однозначными. Каждый знак или персонаж несет в себе несколько сакральных мыслей, что придает произведению невообразимую глубину и порой непонятную двусмысленность с противоположными понятиями.
Реальный поэтический мир, представленный в произведении — революционная Россия, поглощенная огнем и страданиями. Восприятие неприятных политических действий оттеняется положительными красками или нейтральными оттенками слов. Метель сменяется темнотой, снег заливается алой кровью. Также в сюжете представлена любовная линия, переплетающаяся с убийствами. Все эти образы весьма символичны, поэтому в них следует разобраться подробнее.
Главные предзнаменования
Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.
Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.
Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:
События в цветовой гамме
Черное и белое, как аналогия борьбы добра и зла, правдивости и лживости, светлых и темных сил, проходит красной нитью сквозь каждую строчку произведения.
Целостность произведения базируется на единстве пересекающихся планов.
Символика образов поэмы Александра Блока «Двенадцать»
Начало 20 столетия отличалось нарастающими революционными волнениями. Многие поэты того времени откликнулись на события 1917 года. Не исключением стал и А. А. Блок, который в поэме «Двенадцать» отобразил собственное восприятие гражданской войны.
Произведение пестрит большим количеством символов, которые поддаются различным интерпретациям. Поэт использует символы, чтобы подчеркнуть значимые моменты. Первое, на что обращает внимание читатель – цвета. В тексте противопоставляется чёрный и белый цвет. В поэме белый представляется устремлением в будущее, изменением и обновлением, а чёрный – олицетворяет старый мир, наполненный жестокостью и страданиями. Встречается и красный цвет, символизирующий сопротивление, борьбу и жажду перемен.
Не менее значимым символом в пьесе является число 12. Именно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество соотносимо с апостолами, присутствовавших на Тайной вечере. Аллюзия к евангельской символике может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстную неделю.
Следует подчеркнуть значение автора в поэме. Блок понимал, что находится в центре событий грандиозного масштаба, поэтому в произведении автор выступает в образе пророка. Поэма сближается с летописью, цель которой – зафиксировать происходящее.
Интересно и то, что многие красногвардейцы названы по именам апостолов. Это вызывает определённые ассоциации у читателя. Так, имена Пётр, Иван, Андрей обрастают в пьесе как социальной, так и сакральной составляющей.
Блоковский Петруха сожалеет об убийстве из-за ревности, но он не был бы важной фигурой в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрёкся от Христа. Объединяет этих героев то, что они после содеянного движутся вперёд, чтобы достичь цели.
Неоднозначной фигурой в поэме «Двенадцать» является Христос. Для понимания произведения важно то, как появляется Христос. Он изображается с красным флагом. Вполне вероятно, что Спаситель был в начале поэмы в образе чего-то неуловимого, а в конце произведения проявляет себя. Образ Христа можно расценивать как символ веры и любви, надежду на лучшее.
Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определённую функцию: помогают понять смысл произведения и отношения автора к событиям, а также возбуждают читательский интерес.
О чем поэма «12» Блока – сюжет
Действие в поэме А. Блока «Двенадцать» происходит в 1917 – 18 г.г. В центре изображения революционный Петроград, где человеческая трагедия достигла космических масштабов. Блок как яркий представитель символизма использовал художественные средства, характерные для этого направления.
Природа отражает всеобщую сумятицу. Холодно, темно, ветер сбивает с ног, скользкие дороги. Революции и война влияют на человека так же: привычный ход жизни нарушен, люди не знают, что теперь делать, куда идти, как «устоять на ногах».
По городу идет отряд из 12 человек. Цифра выбрана не случайно: Блок проводит параллель между отрядом большевиков и апостолами Христа. В отличие от апостолов этим 12 больше подошел бы бубновый туз на спину, эти люди далеки от святых, они преступники. Диалог защитников революции раскрывает их сущность. Они обсуждают жизнь Ваньки, который гуляет по кабакам, вспоминают любовницу Петрухи. Как лозунг звучат слова: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи». Они отказались от Бога и погрязли в грехах.
В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.
«Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”»
Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме. Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии. Например, образы метели, ветра: Черный вечер, Теплый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете!
В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового. Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира. Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства:
Зажигайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба!
Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт. В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”. “Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки. Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ. Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой. Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху. Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.
Сочинение о стихотворении Блока
Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.
Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.
Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.
В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.
Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.
Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.
По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.
Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.
В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.
В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.
Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.
Символика образов поэмы Александра Блока «Двенадцать»
По толковому словарю русского языка Символ — (от греч. symbolon – условный знак), предмет или слово, условно выражающий суть какого – либо явления.
Символ для символистов – это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.
Символика — совокупность каких — либо символов.
Символ — особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых „миров“». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции. Символ — это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления («Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще», он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нём до сих пор нет.
В филологии часто наблюдается подмена понятия символ понятием концепт, который является такой модификацией символа, которая в его равновесном единстве выдвигает вперед культурно-коллективные значения, а индивидуальные оттенки смысла относит к «периферии». Тогда как символ есть диалектическое единство индивидуального и всеобщего, в котором наитрансцендентный опыт наиболее универсален. Терминологическая путаница в теории концепта может быть устранена при опоре на теорию символа.
Так же за определением символа мы можем обратиться к книге Л. И. Тимофеева. Можно привести цитату: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др. )». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п. ». «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще — это в сущности разновидности символики».
Гёте определял символ как единство схемы и аллегории. Например, такой символ, как голубь мира, одновременно является и голубем, и знаком мира (восходя к христианской традиции). В понимании символа невозможно отделить схематическое от аллегорического, именно эта нераздельность и отличает символ от знака или тропа.
Павел Флоренский: «Символ — такого рода существо, энергия которого сорастворена с энергией другого, высшего существа, поэтому можно утверждать, — хотя это и могло бы показаться парадоксальным, — что символ есть такая реальность, которая больше себя самой. Символ есть такая реальность, которая, будучи сродной другой изнутри, по производящей ее силе, извне на эту другую только похожа, но с нею не тождественна. символика не измышляется кем бы то ни было, не возникает чрез обусловливание, а открывается духом в глубинах нашего существа, в средоточии всех сил жизни и отсюда изводится, воплощаясь в ряде последовательных, друг на друге наслояющихся оболочек, чтобы наконец родиться от познавшего и давшего ей воплотиться созерцателя. От нас зависит только — изучить или не изучить язык символов, углубить свое изучение, или остановиться, наконец, — изучать его преимущественно в том или другом направлении. Основание символики — самая реальность. «
Символика образов поэмы Александра Блока «Двенадцать»
« Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано», «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью», «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию», — писал Александр Блок в статье «Интеллигенция и Революция». Эти слова истинно и верно направляют нас к верному пониманию содержания и идеи его поэмы «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» (1918г. )- произведение резко новаторское. Здесь последовательно применен прием, основанный на эффекте контраста. Мелкое и жалкое совмещено с большим и величественным, грешное со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, гротеск с героикой. Карикатурно очерченные тени старого мира с космическими вихрями, разухабистая частушка с торжественным маршем, «паршивый пес» с Иисусом Христом. Целостность поэмы – в нерасторжимом единстве этих пересекающихся планов. Не даром, закончив поэму Блок написал в своем дневнике: «Сегодня я – гений».
Проанализировав поэму Александра Блока «Двенадцать» мы нашли следующие символы, которые как и сама поэма, иносказательно противопоставлены друг другу:
• Число «Двенадцать». Самым символичным в поэме «Двенадцать» является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом «двенадцать», это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число «двенадцать» — это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее «огнем и мечом».
Число «Двенадцать» олицетворяет коллективных героев – парней из городских низов, из «рабочего народа», добровольно вступивших в Красную гвардию и готовых, в случае чего, «буйну голову сложить» за светлые идеи революции. Также автор подчеркивает, что они — бесшабашная «голытьба», готовая на разбой, поножовщину, всяческий разгул. Они не скупятся на безответственные выкрики: «Нынче будут грабежи!», «Выпью кровушку!». Одновременно твердят: «Товарищ, гляди в оба!», «Революционный держите шаг!», «Вперед, вперед, рабочий народ!». То есть, в душах двенадцати смешаны и забубенная удаль, и чувство революционного долга.
С другой стороны «Двенадцать» — число апостольское: именно столько было избрано Иисусом Христом первых сподвижников, двенадцать апостолов – членов христианского Символа Веры. Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ.
Я считаю, что Блок с помощью образа этого небольшого отряда вскрывает в поэме страшную правду «очистительной силы революции»: антигуманность, всеобщую озлобленность, проявление в человеке низостей и пороков. Из всего этого следует потеря чистых человеческих чувств и «имени святого», ненависть и кровь
• Символ «Мировой пожар» в художественной литературе в переносном смысле всегда ассоциируется с большими потрясениями, катаклизмами в данном случае с революцией – коренным переворотом во всей социально- экономической структуре общества, приводящего к переходу от одного исторически сложившегося общественного строя к другому.
• Очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. Катька – возлюбленная одного из главных героев, девица легкого поведения, гулящая с офицером — врагом «рабочего народа», добровольно вступивших в Красную гвардию, а с другой стороны Екатерина – ( от греч. «чистая») – великомученица, казненная по приказу римского императора Максимиана, безуспешно предлагавшего ей вместо мученического венца царский трон, — одна из наиболее чтимых в христианстве святых: монастырь с её мощами на горе Синай – любимое место паломничеств.
• Символы революции – это, прежде всего, «ветер», «вьюга», «метель», «пурга». Логически поэму можно разделить на две части. В первой части поэмы (до эпизода погони и последующего убийства) присутствует именно ветер: «Завивает ветер Белый снежок», «Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!», «Гуляет ветер, порхает снег». Образ вьюги, пурги показывает не только смутное непонятное время, но и вынужденную физическую слепоту героев, которая вследствие чего является свидетельством слепоты духовной:
«И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи напролет»
Невероятной силы ветер охватывает весь свет, валит с ног прохожих. Дело в том, что образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особую, значительную, можно сказать, громадную роль. Ветер, буря, вьюга – все это для него привычные понятия романтического мироощущения. В данном контексте ветер символизирует и перемены, и хаос, царящий в мире. Но явление природы не только создаёт фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит «музыку революции», которая противопоставлена самому страшному для автора – обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам.
• Черное и белое. Присутствующий в поэме черно- белый фон (черный ветер, белый снег) олицетворяет собой борьбу светлых и темных сил, борьбу добра и зла.
Черное, черное небо.
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” — эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.
А белый снег — это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного — поэт в это искренне верил.
Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки — еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” — говорит один из них. Тьма — это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста!” Что же это за свобода?
Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства. При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый — монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:
Впереди — с кровавым флагом,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
• Красный флаг на руках двенадцати – прикрепленное в древку полотнище красного цвета — символ борьбы, крови бойцов, павших за революцию.
• Крест и венец терновый. Красному флагу противопоставляются крест и венец терновый на руках Иисуса Христа. Крест – символ и предмет христианского культа, потому что на таком кресте был распят Христос. Венец – головной убор, корона как символ власти и славы монарха.
поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.
• А Антихрист- главный противник Христа, который должен явиться перед концом мира.
• Пес безродный Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем, витией”.
Нетрадиционное прочтение образов поэмы позволяет нам понять значение и смысл блоковской трактовки, позволившей поэту сделать в своем дневнике запись: «Сегодня я гений». А главный смысл поэмы в том, что вся русская культура христоцентрична, и понимать свою культуру вне её духовной основы – это становиться в ряды Иванов, родства не помнящих. На протяжении 12 частей поэмы все двенадцать новоапостолов слепы, не ограничены в своих поступках ни законом, ни моралью, они попирают почти каждую из 10 христианских заповедей, они не смогли разглядеть ведущего их врага рода человеческого – антихриста.
Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы — это не только борьба нового со старым, но и более широко — противостояние света и тьмы, добра и зла.