Что символизируют три богатыря
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее.
Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!
Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.
Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.
Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.
Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.
Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.
Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.
Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.
Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.
Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.
В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.
Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…
Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы.
Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.
Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.
Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.
Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!
А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!
«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность
Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее. Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!
Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.
Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.
Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.
Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.
Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.
Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.
Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.
Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.
Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.
В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.
Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…
Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы.
Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.
Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.
Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.
Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!
А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!
Что символизирует картина Три богатыря?
Что хотел сказать Васнецов своей картиной Три богатыря?
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим.
Что символизируют три богатыря?
В чем одеты богатыри на картине Васнецова?
Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги.
Как правильно называется картина Васнецова богатыри или три богатыря?
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П.
Какие краски использовал Васнецов при написании картины богатыри?
Сами богатыри изображены с помощью серых и коричневых цветов, что подчеркивает их мужество и уверенность в своей победе. На картине выделяются образы коней, на которых располагаются три богатыря. Добрыня Никитич сидит на белом коне, Илья Муромец – на вороном, а Алеша Попович – на гнедом.
Где сейчас находится картина Три богатыря?
Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Откуда взялись три богатыря?
Традиционно прообразом Алеши Поповича считается ростовский боярин Александр Попович, упоминаемый в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, погиб в 1223 году в битве на реке Калке. Собственно, Алеша Попович прославился двумя подвигами — победой над Тугариным змеем и Идолищем поганым.
Кто главный из трех богатырей?
Кто самый старший из трех богатырей?
В чем были одеты богатыри?
Богатыри носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии. Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка, изготовленная на ткатском станке. На ноги надевались холщевые штаны, по ширине напоминающие шаровары, которые собирались у талии и подвязывались у щиколотки и под коленями.
Кто изображен на картине богатыри?
Виктор Михайлович Васнецов
Почему картина Васнецова богатыри так называется?
Чистякову Васнецов объяснял замысел «Трёх богатырей» так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Последние слова в этой фразе – ключевые. Заступиться за слабого – вот самая главная нравственная идея, лежащая в основе картины.
Каким настроением проникнуто картина Васнецова богатыри?
Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли. В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства.
Какое имя у Васнецова?
Виктор Михайлович Васнецов/Родители
Как называется картина Васнецова?
Алёнушка «Алёнушка» — картина Виктора Васнецова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.
Гармония сказки и были на полотне В. Васнецова «Богатыри»
Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!
Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала
Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
Первый набросок карандашом 1871—1874 гг. Третьяковская галерея |
Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.
Первый эскиз маслом картины «Богатыри» Холст, масло 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова |
Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.
Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).
Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова
Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево
Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.
Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».
Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.
«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва
Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.
Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год
Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.
Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.
Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова
Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.
Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых
Символика картины Васнецова
Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.
Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:
Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».
Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!