Что символизирует зооморфный орнамент
4880,Чарующий зооморфный орнамент — излагаем во всех подробностях
Зооморфный орнамент – декор, построенный на повторении изображений животных (реальных и фантастических), чаще всего стилизованных. Иногда такое оформление называют «звериным».
Наскальная живопись как истоки стиля
Первыми орнаментами были изображения наскальной живописи. Как предполагают ученые, они иллюстрировали желание первобытных охотников отдать дань уважения тем существам, которые были предметом промысла. От обилия дичи зависела жизнь всего племени.
Помимо этого зооморфные божества защищали первых людей от гнева духов убитых зверей. Именно такие причины побуждали примитивных художников рисовать удивительные рисунки на поверхности скальных сводов жилища.
Зооморфный стиль ранних изображений имел четкие критерии, которые прослеживаются в народном творчестве:
• примитивизм;
• точность пропорций;
• выделение значимых частей тела животного (рога, зубы);
• несложная цветовая гамма;
• четкий внешний контур;
• статичность поз.
Как показывает изучение наскальных рисунков, пропорции животных крайне точно отражали действительное строение первобытных животных. Эти выводы ученые сделали на основе изучения останков доисторических зверей. Что касается цвета, использование двух или трех оттенков давали поразительный эффект. Такая тенденция сохранилась и в более поздних графических орнаментах.
Орнитоморфный орнамент
Птица — один из любимых и наиболее распространенных образов русской северной вышивки. Чаще всего образ птицы обобщен, в нем трудно определить ее вид (приложение А, рисунок 1). Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются важными атрибутами женской фигуры, как бы дарующей их спутникам, помещаются на корпусах коней и под ними, а нередко как бы пронизывают всю композицию, украшая платье женщины или строение внутри и снаружи. На некоторых вышивках помещалось до 40-60 изображений птицы (приложение А, рисунок 2).
Из птиц составляют самостоятельные узоры в разных композициях: в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой, часто в виде трехчастной композиции с деревом (кустом, растением или розеткой) и с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами или же, наоборот, хвостами. Весьма характерен мотив дерева с сидящими на нем птицами (приложение А, рисунок 3).
В костромской вышивке такой узор называется ягодник с птахами.
Птицы включаются в орнаментальную сетку (диагональную или прямую), сочетаясь с ромбическими фигурами или же с розеткой (приложение А, рисунок 1, з). Весьма примечателен мотив птицы с птенцами. В заонежской вышивке имеется мотив пава с павенком. В некоторых вышивках Заонежья и Петербургской губернии внутри птиц изображены одна или две птицы — птенцы (приложение А, рисунок 4).
Нередко на туловище птицы в шестигранных или квадратных медальонах помещают по маленькой птичке. Возможно, что это было не только орнаментальным приемом, подчиненным задаче разбивки большой плоскости рисунка, но и имело смысловую нагрузку. Иногда маленькая птица помещена на корпусе птицы и под ней. Большую птицу иногда сопровождает в бордюрах узор из ряда птиц, меньших по масштабу, представляющий как бы птицу с выводком (приложение А, рисунок 5). Этот мотив явственно выступает в одной из архангельских вышивок — пава с семьей, где птица окружена птенцами. Птица часто изображается несущей что-либо в клюве — веточку, кружок, звездочку, иногда червяка.
Узоры из птиц выполнялись всеми видами вышивальной техники и в разных масштабах: фигуры птиц были от 1 до 40 см высотой. Бордюры из птиц особенно характерны для вышивок Новгородской и Олонецкой губерний.
Во многих орнитоморфных образах все же явственно можно определить породу птиц: выделяются водоплавающие птицы, достаточно ясны петухи и куры, павлин, хищники — особенно орел и др. Также в вышивке можно различить парных голубков, сидящих на ветках или летящих среди цветочных узоров золотошвейных и тамбурных вышивок, на строчевых подзорах XVIII-XIX вв. Изображения совы или филина встречаются изредка в строчевой и золотошвейной вышивке.
Изображения в народном творчестве
Зооморфные изображения были своеобразным обращением к духам тонкого плана. Попытки привлечь их на свою сторону. Оказать защиту человеку в неприветливом мире.
Каждому животному приписывали определенные качества, характеризующие их основные привычки. Сильный как медведь, умный как сокол. Таким образом, человек пытался спроецировать эти свойства на собственные личные качества.
Изображения несли примитивный характер. Акцент производился на внешний контур и выдающиеся части тела. Особенно выделяли рога, зубы, крылья. В цветовой гамме старались использовать только те оттенки, которые по имению человека преобладали во внешности животного.
Европейский зооморфный орнамент
Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.
В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля «с павлинами», хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.
Элементы зооморфного орнамента в геральдике
Геральдическое изображение элементов зооморфных орнаментов носило четкую смысловую нагрузку. От народных символов эти рисунки отличало требования к изображению по определенному канону. Каждая деталь и поза имела трактовку.
Основной чертой геральдического орнамента являлось:
• статичность позы — положение частей тела животного отражало определенное послание, например, поднятая лапа значила готовность к сражению;
• наличие определенных правил изображения — основным правилом изображения животного было его узнаваемость;
• точная цветовая гамма — геральдический орнамент очень консервативен в выборе цвета, поскольку каждому приписано определенная трактовка;
• набор животных — выбранные животные вносились в специальный перечень, из которого специалисты выбирали конкретного зверя для изображения на гербе.
Таким образом глядя на щит рыцаря знаток мог прочитать целую историю его рода.
Что символизирует зооморфный орнамент
Исследовательские работы и проекты
Зооморфные мотивы в бурятских орнаментах
Следующая исследовательская работа по МХК на тему «Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте» направлена на изучение животного мира в национальной орнаменталистике. Ученица 9 класса планирует определить значение и использование образов некоторых представителей фауны в бурятских орнаментах.
Таким образом, в предложенном исследовательском проекте по МХК «Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте» автор определяет, что символика и семантика бурятских орнаментов тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями, онисимволизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.
Учащаяся школы в рамках своей исследовательской работы по МХК о зооморфных мотивах в бурятском орнаменте при изучении материала узнает, что такое орнамент, рассматривает символику и семантику существующих зооморфных бурятских орнаментов.
Оглавление
Введение
1. Что такое орнамент?
2. Символика и семантика зооморфных орнаментов.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.
Введение
Объект исследования: бурятский орнамент
Предмет: животный мир в орнаменталистике
Цель исследования:
Задачи:
1. Что такое орнамент?
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту.
Орнамент в переводе с латинского (ornamentum) означает “узор”, “украшение”.
Латинский корень слова восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Бурятское название орнаментов – «угалза» (в переводе с бурятского – узор).
Древнейшая функция узора магическая. Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении, а декоративная функция узора – узор как украшение. Таким образом, мы выяснили, что такое орнамент.
2. Символика и семантика зооморфных орнаментов
Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии – а они являются в свою очередь, математическими основами орнаментальной композиции.
По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.
Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия.
На календарях Литэ, на ножнах, на нагрудных украшениях гуу(серебряные медальоны) изображают 12 животных восточного календаря. Изображение каждого животного имеет свой смысл, свою символику.
В странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, прежде всего в китайской, корейской, японской мифологиях дракон символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы, мощи. Будучи связанным с водой, он ассоциируется с плодородием, поэтому становится связующим звеном между «верхними водами» и землей.
Дракон, восстающий из моря, был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом.
Но больше всего фигурами льва украшаются предметы культа. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета, Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, враждебные вере силы. Небольшие фигурки львов из дерева ставили на божницу.
В других мифологиях она известна как трон неба, первичные воды или острова бессмертных. Арочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как посредник между небом и землей.
Монгольский ученый Ц. Ядамжав, рассматривая орнамент, в основу которого легло изображение бабочки, насчитал около 30 её разных вариантов. Этот орнамент используется при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов.
Заключение
Символика и семантика бурятских орнаментов многолика и разнообразна. Он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Обычно орнаменты символизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.
В заключении хотелось бы сказать, что настало время вновь вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений. Изучение орнаментов как одного из пластов народного творчества в традиционных культуре бурят позволяет понять собственные истоки. Ведь без знания истории своего народа понять основу традиционной культуры почти невозможно.
Я выбираю:: животные орнаменты для вышивки
Отдельно стоит упомянуть зооморфные мотивы в вышивке, потому что им часто уделяется слишком мало внимания. А ведь животные жили бок о бок с человеком всегда, они успели приобрести особое значение в человеческой жизни.
Специфика национального орнамента
Нередко орнамент, отражающий национальную специфику, называют именем народа, для которого он характерен (даже если в районе присутствует этнически смешанное население). Иногда название так же отражает и композицию узора, форму или же месторасположение на одежде.
В пример можно привести русские узоры. Существуют следующие назавния геометрических узоров на рукавах рубахи: «в клюшку», «в клюшку по две ягодки», «в клюшку по пять ягодок», «шашецки», «клубоцки», «простушка», «пояски», «городки», «оконца», «крестам», «кругам», «кони», «коневые голяшки». Кстати, последние названия дают исследователям основание утверждать, что геометрический орнамент поглотил существовавший ранее животный. Еще немного «животных» названий: «кошачьи лапки», «лягушки», «большая лягушка».
Стилизованная, геометризированная фигура человека или ее отдельные части так же часто встречается в ряду узоров. Например. «в цетыре голоушки», «головастица», «головки-ромбики», «головки и пальчики». Имеются названия, отражающие бытовые реалии, связанные с небесной сферой. Но более всего распространены геометрические и растительные узоры. Следом за ними идут узоры зооморфные.
Среди названий узоров, отражающих зооморфные мотивы, можно перечислить «в гусек», «в два гуська», «большие и малые кони», «в конек», «богатка в конек», «конястица», «безголовый конь (олень)», «петухи», «бесхвостые петушки», «курушки», «цыпушки», «орлики», «лев-звирь», «рокастица», «узор медведям» и многие другие.
Зооморфный орнамент и его символика
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Зооморфный орнамент также называют «звериным стилем». Стилизованные изображения птиц и рыб так же относятся к разряду зооморфных орнаментам.
Конь в мифологии связан с культом солнца. Изображение узоров с лошадьми связано с почитанием солнечного света. К тому же, лошадь — животное в крестьянском хозяйстве незаменимое.
Птицы часто изображались на рушниках. Считалось, что птицы олицетворяют весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю.
-Павлин в орнаменте — символ семейного счастья; он несет в себе солнечную энергию.
-Соколы, петухи, голуби — символ молодоженов. Часто птицы изображаются попарно, повернуты друг к другу и держат в клювах ягоду калины или же сидят у корней дерева, которое олицетворяет новую семью.
-Сказочные птицы не несут в себе какой-то мистической символики и играют чисто эстетическую роль. Тем не менее, Это не помешало подобным узорам получить широчайшее распространение.
Что означает цвет
Не только сам рисунок вышивки, но и цвет играет огромную роль.
1. Красный цвет олицетворяет огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, цвет жизни. Красный цвет служил оберегом от злых сил.
2. Белый цвет — символ чистоты, невинности и нежности.
3. Голубой и синий цвета — цвета неба и воды. Так же, голубой цвет олицетворяет чистоту, а синий символизирует вечность и устойчивость, тайну и истину.
4. Зеленый цвет — цвет природы, жизни, бессмертия.
5. Черный цвет — символ траура и печали. Но иногда использовался в вышивке и как символ земли, и просто для подчеркивания некоторых элементов.
И в завершение статьи, предлагаем Вашему вниманию несколько схем для вышивки с зооморфными узорами. Если Вы соберетесь обставить свой дом в русском стиле, вышивка может Вам пригодиться.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Звериный стиль. Скифский стиль. Зооморфная знаковая система
Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов. В европейской архитектурной традиции наиболее чётко зооморфный «скифо-сарматский» стиль прослеживается в орнаментике романских соборов и белокаменной резьбе владимиро-суздальской школы. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно.
Рис. 1. Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I | Рис. 2. Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I | Рис. 3. Элемент скифо-сакской поясной пряжки. Сибирская коллекция Петра I |
Космический зверь
Когда мы говорим о какой-нибудь культуре, то обычно пользуемся информацией, собранной либо внешним по отношению к ней наблюдателем, либо информацией, сложившейся в среде самих носителей данной культуры. Но и тот и другой источники не способны проявить культурный феномен достаточно полно, так как внешний наблюдатель подвержен влиянию стереотипов своей культуры, через которые он рассматривает иную культуру, а ее носитель может и не учитывать какие-то важные составляющие своей культуры в силу их обыденности для него. Поэтому, рассматривая культурные феномены, нам необходимо принимать во внимание совокупность всех текстов, в которых данная культура раскрывается и самореализуется.
Еще в индоевропейскую эпоху был заложен этический дуализм добра и зла, основанный на природных контрастах между светом и тьмой, теплом и холодом, дождем и засухой, между жизнью и смертью, мужчиной и женщиной. Весь процесс мироздания и бытия в нем рассматривался как результат взаимодействия этих бинарных оппозиций, составлявших для древнего сознания одно неразделяемое тело, половинки которого стремились друг к другу, повторяя бесконечно (вечно) процесс космической смерти и космического возрождения. Подобная идея, например, обнаруживается в античности, которая рассматривала соединение «того, что есть, и того, что не есть», «жизнь, смешанную с не жизнью» как субстанцию и божественный смысл, заключенный в вечном круге рождений.
Но если античная философская мысль фиксировала свою космологию письменно, то североиранская культура зашифровывала свои мировоззренческие тексты в визуальных образах зооморфного, или, как обычно говорят, звериного стиля (рис. 5, 6). В них отразился актуальный для мифологического сознания взгляд на природный и социальный космос, на его этические нормы, своими законами упорядочивающие жизнь общества. Создатели символических изобразительных текстов звериного стиля не обременяли себя узкой задачей воплощения сюжетов и персонажей скифской мифологии, а служили для сотворения более важных, общих процессов священной структуры древней модели мира. К тому же в изобразительной сфере зооморфный код оказался оптимальнее, к примеру, кода растительного, так как противопоставление животных по признаку сферы обитания облегчало описание пространственно-космологических структур средствами именно этого символического языка, обеспечивая достаточную прозрачность возникающих ассоциаций.
Рис. 8. Скифская золотая пантера. Келермесский курган, VI век до н.э | Рис. 10. Изображение мифологического животного на скифской золотой пластине, украшавшей ритон. IV Семибратний курган, V век до н.э. |
Рис. 7. Рис. 9. Изображение мифологического хищника. Фрагмент татуировки скифо-сакского вождя из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай, IV век до н.э. |
Как мы уже отмечали, зооморфными маркерами в вертикальной структуре мира еще с палеолита обычно выступали птицы (верх), травоядные (середина) и пресмыкающиеся, рыбы(нижняя зона мира). При этом зооморфные символы определенной зоны могли перемещаться вдоль всей вертикали, являясь ее медиатором (водоплавающие птицы), а могли символикой определенных частей (органов) своего тела соотноситься с определенным элементом древнего мироздания (олень). С подобным зооморфным символическим кодом мы встречались в кобанско-тлийской культуре.
Чуть в стороне от этого трехчленно структурированного зооморфного кода отстоит образ хищного животного (рис. 7 – 10). И хотя скифское мифологическое сознание отдавало предпочтение образу травоядного, копытного животного, образ хищника в системе звериного стиля был не менее актуален, соотносясь как с нижним, хтоническим миром, зоной смерти, так и с пространством порождающих энергий древнего космоса. Среди памятников звериного стиля лесостепной зоны, из 843 изображений, относящихся к VII – VI вв. до н.э., копытные представлены 573 раза (преимущественно олень, затем горный козёл, баран и лошадь), хищные звери – 103 раза (с абсолютным преобладанием животных кошачьей породы), птицы (в подавляющем большинстве хищные) – 162 раза, что в совокупности составляет около 90 % общего числа исследованных памятников.
Изображение травоядного с поджатыми ногами. Могильник Памирская I, V век до н.э. | Скифский золотой олень из кургана Куль-Оба, IV век до н.э. | Бронзовая фигурка оленя с поджатыми ногами. Могильник Тегермансу. Восточный Памир, V век до н.э. |
Рис. 15. Отображение структуры мироздания в образе лошади с поджатыми ногами. Скифо-сакский курган Сагли-Бази, V век до н.э. |
По определению В.Н. Топорова, универсальные знаковые комплексы характеризуются оптимальными возможностями соотнесения со всеми иными, присущими данной культуре, средствами описания мира, и «при внутрисемиотическом переводе им обычно соответствуют самые различные знаковые системы, и, наоборот, разные и вполне независимые знаковые системы одной традиции переводятся в универсальный знаковый комплекс, если в данной традиции он существует». К их числу может быть, видимо, отнесен и скифский звериный стиль. Толкование его, как универсального знакового комплекса, хорошо объяснило бы, почему Скифия могла на протяжении достаточно долгого периода удовлетворяться в областиизобразительного искусства лишь этим способом моделирования мира.
Рис. 21. Богиня Анахита в когтях священой птицы Сенмурва. Иран. VI век н.э. | Рис. 22. Изображение священных сцен терзания на кувшине из Наги Сент Миклош. Венгрия, IX век. |
Скифо-сакский железный кинжал с изображением волков и горных козлов. Рука держащего его воина подпитывалась энергией из обеих противостоящих зон мироздания. Минусинск. V век до н.э. | Скифо-сакский железный меч, Минусинская котловина, V век до н.э. |
В этой связи интересно посмотреть на древнеиранскую (авестийскую) мифологическую топографию, в центре которой помещалась Мировая гора (Хукарья), с вершины которой стекали вниз две реки, окружавшие сушу. У подножия горы находилось огромное озеро Ворукаша, где у источника Ардви-суры (Богини-матери) произрастало Мировое древо Хаома. На «Древе, прогоняющем горе» или «Древе всех семян», которое заменяет, а иногда и дублирует Мировое древо Хаому, находилось обиталище «царя птиц» Сенмурва. «И каждый раз, когда Сенмурв с того Древа поднимается, на том Древе вырастает тысяча ветвей. А когда Сенмурв на то Древо садится, он обламывает от него тысячу ветвей и семена с них рассеиваются. Эти семена попадают в воду, которую богиня Тиштар (Иштар, Астарта) проливает на весь мир».
Древнее сознание не могло представить, чтобы «божественный двигатель» мироздания мог когда-нибудь остановиться, также, как не мыслилось древнему человеку тело «космоса» без тела «хаоса». Этот принцип напоминает широко известные в китайской традиции два неразрывных начала мироздания «ян» и «инь», символика которых пронизывала все уголки древнекитайского мировоззрения. Точное повторение китайских иерограмм мы можем увидеть в схеме изображения свернувшегося хищника, одном из лучших образцов скифского звериного стиля (рис. 23). Древний мастер заставил статичную фигуру вечно двигаться вокруг своей оси, меняя переднюю часть тела (космос) на заднюю (хаос), символизируя этим движением вечный процесс перерождения бытия. А ведь эту идею мы уже наблюдали в рисунке на одном из кобанских топориков.
Божественный барс
Рис. 24. Зооморфная формула вечного движения мироздания: Мифологический зверь в позе вечного движения. Курган Кулаковский, V век до н.э. | |
Рис. 25. 4. Надгробный памятник сарматскому воину. Всадник и охраняющий Мировое древо барс воспринимаются как синонимы. Римское захоронение, II в. н.э. | |
Рис. 25. 7. Средневековое изображение барса возле Мирового древа воскрешает древний североиранский символ. Фрагмент декора фасада Дмитриевского собора во Владимире, 1194 – 1197 гг. |
Воины в леопардовых (барсовых) шкурах были выявлены на фресковых росписях в древнем Пенджикенте. Причём исследователи отметили любопытную закономерность: как правило, они не имели тяжелых доспехов. Вероятно, в таком необычном одеянии они считались неуязвимыми для врага.
Иллюстрацией к этому сюжету может послужить терракотовая плитка, найденная на территории древнего Согда, одного из центров сако-массагетской культуры, на которой изображен обожествленный воин с трезубцем, держащий в правой руке отрубленную голову демонического существа. За воином расположился кошачий хищник (барс), его ипостась (рис. 27).
Концентрация образно-смыслового выражения древней космогонии воспроизводила сакральную природу мышления северных иранцев, когда модель мира, подобно матрице, отражалась в традиционной культуре, продолжая доработку и внутри сознания. Эти обстоятельства определили особенности древнего изобразительного языка, дожившего в образах осетинского орнамента до начала XX века, определив его некоторую «закодированность», когда за внешне малым всегда стоит нечто большее. Подобный вселенский синкретизм проявлялся не как признак неразвитости мировоззренческого воображения северных иранцев, а как следствие невыделяемости, органической слитности, гармонии человека с природой как космической субстанцией.
Формула бессмертия
Любопытно отметить, что каноническая традиция в визуальной культуре северных иранцев прерывалась на определенных этапах их истории, и тогда они начинали воспроизводить свою космогоническую идею через антропоморфную (человекообразную) пластику. Смена образной пластики имела место в те исторические эпохи, когда североиранские народы входили в культурный контакт с народами, обладавшими государственной идеологией и вытекающей из нее традицией антропоморфной изобразительной пластики, но об этом мы поговорим ниже.
Нам представляется, что ответы на эти вопросы лежат в сущностном отличии мировоззренческих идей скифского мифологического сознания от подобной идеологии оседлых иранских скотоводов. В обеих этнических группах имелись одинаковые элементы религиозного дуализма, воспринятые еще во времена индоиранской (а возможно, и индоевропейской) культурной общности. Но специфика их отличия состояла в противоположности объяснения смыслов этой религиозной дуальности.
Говоря о содержании религиозной картины иранского мира в Авесте, известный исследователь этого мира Л.А. Лелеков отмечает, что священная книга вообще далека от массовых верований иранской древности. В Авесте Заратуштра так объясняет полюса своей религии: «Я хочу сказать о двух Духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни учение, ни воля, ни убеждения, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души». «И когда те два Духа встретились вначале, они установили (с одной стороны) Жизнь, (с другой) Разрушение жизни. ». «Из этих двух Духов Дух Друджа выбрал дело зла, Арту (выбрал) святейший дух, носящий небесную твердь, как одежду, и те, кто правильными делами ублаготворяет Ахура Мазду».
Все, что противостоит верховному божественному Ахура Мазде (мудрости, свету, добру, миру), становится в лагерь мрака и разрушения (зло, ложь, хищничество). Богиня-земля (Ардвисура Анахита) все так же остается Богиней воды и плодородия, но становится дочерью Ахура Мазды; все так же дарует силу и могущество (фарн), но покидает нижнюю зону мира, уступая его силам зла, переставая быть вечно порождающим земным материнским лоном. Мир все также разделен на Верх и Низ, но в зороастризме этот дуализм непримиримо антагонистичен. В нем светлые силы стремятся очистить мир от сил мрака, утвердив вечный золотой век Ахура Мазды. В противовес этой категоричности приходят на память слова булгаковского Воланда Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»