Что символизирует знак череп с костями
Череп и кости: почему этот символ носили бойцы СС и действительно ли его придумали в Германии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что это за символ и каково его значение
История этого символа насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Еще до появления «Адамовой головы» череп в самых разных культурах мира был символом смерти и бренности человеческого бытия. Наиболее широко его использовали древние римляне. В узнаваемом виде «Мертвая голова» появилась уже в христианскую эпоху.
Так в Священном Предании говорится о том, что когда на Голгофе произошло распятие Иисуса Христа, его кровь омыла прах Адама – его кости и череп, которые (по легенде) покоились под той самой Голгофой. Таким образом в христианском смысле «Адамова голова» обозначает не только неотвратимость смерти человека, но также освобождение от нее – спасение.
Как символ оказался на форме солдат
Вообще это должно быть достаточно очевидно. На протяжении многих столетий религия, в том числе христианская, занимала достаточно большое место в жизни людей. Даже несмотря на начало секуляризации общественной и государственной жизни в 16 веке в Европе, религиозные воззрения никуда не ушли. Воины, а позднее солдаты – это те люди, которые в силу профессиональной специфики регулярно сталкиваются со смертью. Поэтому нет ничего странного в том, что «Адамова голова», как символ спасения (которое может быть достигнуто только при стремлении к высшей цели или жертве) и неотвратимости смерти попал на солдатскую форму.
Где еще использовали «Мёртвую голову»
В России в Императорской армии «Адамову голову» впервые стали использовать во время Отечественной войны 1812 года. Носили ее на форме и головных уборах конные полки Петербургского ополчения, которые прозвали «Смертоносными». В последствии череп с костями стал использоваться и в других отечественных кавалерийских полках. Уже во время Первой мировой войны, «Мертвую голову» стали использовать в русской авиации, а также пехотных удачных частях.
Широко использовался череп с костями и в ходе Революций 1917 года, а также последовавшей за ней Гражданской войне. Чаще всего «Мертвая голова» использовалась белыми подразделениями, в первую очередь корниловцами. В 1918 году этот же символ использовали немецкие танкисты, а в Италии им украшали себя бойцы элитных штурмовых подразделений.
Теперь, что же касается злосчастных нацистов. Ими «Адамова голова» также использовалась. В первую очередь череп с костями носили бойцы 3-ей танковой дивизии СС «Тотенкопф». Кроме того, «Мертвую голову» использовали все немецкие танкисты вне зависимости от того, входили их подразделения в состав СС или нет.
Используется «Адамова голова» и сегодня. Чаще всего этот символ наносят на форму наемники и бойцы ЧВК.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.
Череп со скрещенными… саблями!
Казалось бы, что рассказ о «мертвой голове» как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например,
Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева направо. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда «мертвую голову» дополняли песочные часы!
«Адамова голова» — символ армии
В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название «Адамова голова». Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.
Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.
Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь «диких народов», а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!
«Адамова голова» как элемент военной формы
Впервые «мертвая голова», как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из
Символика «смерти-бессмертия» в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В 1855 году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой, эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание.
Череп и кости в истории русский армии
Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался «Смертоносным» или «Бессмертным» полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.
«Баклановский значок»
Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «с оказией» получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры:
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни».
На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный «Баклановский» значок».
«Сбил самолет — получи «череп и кости»!»
В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с «Адамовой головой» широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.
Череп и кости в огне революции и гражданской войны
Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема «мёртвой головы» появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
«Адамова голова» от казаков до байкеров
Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»). И по сей день «мёртвая голова» продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.
Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. У байкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.
Ну и конечно, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока. Особенно часто встречается он сегодня на опорах электропередач, где он еще и дополняется надписью: «Не влезай! Убьет!».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
История знаменитого пиратского флага «Веселый Роджер» сложна и противоречива. Известно, что в XVI–XVII веках им не пользовались: морские разбойники, бороздившие просторы Карибского моря, предпочитали алые, зеленые и желтые знамена. В то время они считывались как агрессивные цвета, демонстрирующие отклонение от принятых норм поведения.
Впервые «Черный флаг» упоминается в документах начала XVIII века, когда мир переживал очередную фазу глобального геополитического передела.
Новые военно-морские державы — Франция, Англия и Нидерланды — ударили по испано-португальской монополии в Мировом океане. Создавая колониальные империи в Новом Свете, они негласно поощряли разбойничьи набеги своих подданных на Испанскую Америку и Вест-Индию. Нерегулярные вооруженные формирования морских добытчиков получали от властей официальные лицензии на захват торговых судов вражеских держав и становились законопослушными корсарами и каперами. В ходе длительных колониальных войн на пересечении сфер влияния в Карибском море появлялись «сумеречные зоны», в которых под прикрытием Парижа, Лондона и Гааги орудовали морские разбойники: они вторгались в испанские владения и захватывали торговые суда. Как правило, они пользовались национальными флагами или флагами государств, предоставивших им каперские грамоты.
Стид Боннет на фоне флага, приписываемого Ричарду Уорли. Гравюра XVIII века
В конце XVII — начале XVIII века ситуация круто изменилась. Испания была вынуждена признать британские, французские и нидерландские владения в Карибском море. Это разрушило многолетнюю практику морских грабежей: новые хозяева, наводя порядок на своих территориях, начали избавляться и от недавних союзников. Однако остановить рост разбоя было тяжело: ряды бандитов неуклонно пополнялись за счет бывших каперов и корсаров, а также простых матросов, демобилизованных после Утрехтского мирного договора (1713–1714), который подвел итоги войны за испанское наследство. Пираты, более не связанные обязательствами перед властями, начали брать добычу, невзирая на флаг жертвы. Символом этой новой формации и стал «Веселый Роджер».
Куда исчезли флаги
В распоряжении историков нет ни одного достоверного пиратского штандарта, известного как «Веселый Роджер». Хранящиеся в музейных коллекциях полотнища с черепами более позднего происхождения. Они появились на рубеже XVIII–XIX веков. Один из известных флагов — красное полотнище с черепом над скрещенными костями, захваченное лейтенантом британского флота в бою с барбарийскими корсарами в 1780 году. Он сильно пострадал: полотнище выцвело, на нем следы пороха и пулевые отверстия. Другое знамя из музея в Мариехамне (Финляндия) выглядит как настоящий «Веселый Роджер» из «Острова сокровищ»: череп и кости на черном полотнище. Однако и оно не имеет отношения к Вест-Индии XVIII века: местные моряки доставили его из Северной Африки на Аландские острова в начале XIX века.
По одной из версий, большая часть флагов была утеряна из-за того, что пираты, сдаваясь правосудию, сжигали или выбрасывали их за борт, чтобы они не попали в руки победителей. Хранители подобных реликвий сильно рисковали, поэтому флаги могли утаивать или уничтожать.
Черный «Роджер» из Аландского морского музея в Мариехамне (конец XVIII века)
Семантика названия
«Веселый Роджер» был не единственным вариантом названия: знамя было известно как «Черный флаг», «Пиратский флаг», «Черный пиратский флаг», «Мертвая голова», «Капитан Смерть», «Старый Роджер» и «Роджер». По-видимому, «Веселым Роджером» окрестили свой флаг пираты Бартоломью Робертса или Фаррингтона Сприггса. Возможно, название было связано со свирепым оскалом черепа: склонные к кладбищенскому юмору пираты могли в шутку назвать «мертвую голову» — олицетворение морского сатаны Дэви Джонса — «веселой».
Согласно другому объяснению, это измененное joli rouge, обозначавшее алый флаг французских флибустьеров и буканьеров. Британские пираты, поднявшие черный флаг, привнесли в это наименование новое прочтение, и в ходе эволюции joli превратилось в jolly, а rouge — в Roger. Название могло прийти и из Ост-Индии: предводитель местных пиратов носил титул Али Раджа (Ali Raja) и именовался «властелином моря»; прибывшие в Индию англичане могли переиначить это имя на свой лад. Возможны и иные лингвистические интерпретации: английское roger связывают со словом rogue («жулик», «негодяй»), обозначавшим независимую бродяжническую жизнь, склонность к которой всегда отличала пиратов.
Флаги на кораблях Черного Барта Роджерса. Из книги капитана Чарльза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами» (Лондон, 1724 год)
Как выглядел «Веселый Роджер»
Немногочисленные тексты с описанием пиратских флагов достаточно лаконичны. Речь в них чаще идет об абстрактном флаге с «мертвой головой». Первое документальное описание пиратского флага доносит его до нас в виде черного полотнища с песочными часами и черепом поверх перекрещенных костей. Этот флаг поднял француз Эммануэль Винн, который в 1700 году напал у Сантьяго на корабль военного капитана Джона Крэнби. По оценкам современных исследователей, под различными вариациями штандарта с черепом и костями выходили в море более двух с половиной тысяч пиратов. На полотнище могли присутствовать и другие детали: мужская фигура, окровавленное сердце, кружка, песочные часы и скелет.
Пабло Тийяк. Флибустьеры на марше // Rectoran P. Corsaires basques et bayonnais du XV-e au XIX-e siècle pirates, flibustiers, boucaniers. Bayonne, 1946
Череп являлся аллегорией смерти и эсхатологического ожидания Страшного суда. Избрав этот флаг, пираты декларировали свое презрение к смерти. А вот почему был выбран черный цвет, не вполне ясно: его семантика противоречива. По распространенной легенде, это связано с черными флагами кораблей, зараженных чумой. В геральдике черный цвет признавался самым низким, так как был наиболее близок к тьме. В библейских текстах он выступал символом зла, смерти и скорби и ассоциировался с дьяволом. Он также мог быть антиподом государственным флагам: пираты как представители низшего социального слоя сражались под ним против богатеев и власти, равнодушной к страданиям простолюдинов. Тем не менее бывали и неожиданные повороты: по свидетельству пленника, в день смерти короля Георга I на мачте корабля английских пиратов в знак траура был приспущен «Веселый Роджер», и разбойники вознесли хвалу новому королю — возможно, в надежде на амнистию. Наконец, определенную роль могли сыграть прагматические соображения: черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и ночное время.
Значение «Веселого Роджера»
Черное полотнище с черепом служило сигнальным кодом, с помощью которого пираты могли опознавать друг друга. Однако эту информацию отслеживали и их противники, размещая в газетах информацию о символике различных пиратских кораблей. На судах морских разбойников действовали разные правила: одни пираты могли пощадить экипаж и забрать часть груза, а другие снискали славу садистов и насильников. Поэтому владельцы судов тщательно собирали информацию и делали выводы о потенциальных последствиях от встречи с кораблем, несущим на мачте тот или иной флаг. Чтобы не спугнуть добычу, пираты могли до поры до времени не поднимать зловещее знамя, что приводило к курьезам, если в море встречались два пиратских судна. Но в целом мрачная символика являлась инструментом рациональной стратегии запугивания. Создавая атмосферу ужаса, сея панику, пираты обезвреживали противника, парализовали его сопротивление. Подобная линия поведения позволяла пиратам избежать методов насилия и сохраняла жизни матросам: завидев черный флаг, суда часто сдавались без боя.
Другие пиратские флаги
Красный флаг, захваченный Ричардом Кьюри в 1780 году
Наряду с «Веселым Роджером» были распространены и другие флаги. Во время сражений на мачтах пиратских кораблей развевались алые, «кровавые» полотнища, служившие символом агрессии и непримиримости, в то время как традиционный черный флаг выражал готовность пиратов принять капитуляцию противника. Напротив, белые флаги, иногда с изображением скелета, означали готовность пиратов сдаться. Подобный флаг вывесила в 1718 году команда Стида Боннета, который был вынужден капитулировать перед превосходящими его силами полковника Уильяма Рета. Использовались и национальные флаги: на корабле английского пирата Чарльза Вэйна британский «Юнион Джек» соседствовал с «Веселым Роджером». Государственные флаги могли служить средством маскировки: приблизившись к ничего не подозревающему противнику, пираты распускали черный флаг. В свою очередь, представители власти использовали пиратский флаг с этой же целью: под полотнищем с черепом и костями нередко ходила испанская береговая охрана, атакующая суда контрабандистов.
Показательно присутствие «Роджера» в момент свершения правосудия. Публичная казнь пиратов рассматривалась не только как справедливое возмездие, но и как предупреждение. Демонстративно, издевательски вывешенный над эшафотом черный флаг — знак кощунства, мести и социальной конфронтации — приобрел функцию назидания: так власти демонстрировали мощь государственного контроля.
Адамова голова – древний христианский символ
На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.
В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.
Адамова голова — символ чистоты и веры
В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.
Череп с костями в ногах у распятого Христа: что он символизирует
Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.
Адамова глава – символ спасения
Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».
Как попала голова Адама на Голгофу
Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.