Что символизирует жемчужина в библии

Притча о жемчужине

Притча о жемчужине, которую мы встречаем в 13-ой главе Евангелия от Матфея, по глубинному смыслу очень похожа на предыдущую притчу о сокровище, скрытом в поле.

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» ( Мф. 13: 45–46 ).

В древности жемчужины очень ценились, пожалуй, даже больше, чем в наше время. Современники Христа были готовы многое отдать за хорошую жемчужину и потому прекрасно понимали слова Иисуса о том, что для того чтобы приобрести Царство Небесное, нужно отказаться от всего ради приобретения того, что предлагал им Христос.

Если в притче о сокровище, скрытом в поле речь шла о внезапном нахождении истины Божией, то притча о жемчужине повествует об обретении этой истины после долгого искания. Таков был путь князья Владимира, просветителя русского народа, который в церковном тропаре прямо именуется «купцом, ищущем доброго бисера» (жемчуга). Он искал истинную веру и нашёл ее. Став христианином, князь Владимир сумел оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, и Христа как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить.

Примером искавших истины и нашедших ее только в учении Христа может послужить еще и св. Иустин-философ. В сочинении «Разговор с Трифоном-иудеем» он пишет, что будучи еще язычником, он изучал все философские системы того времени (2-ой век) и особенно увлекался учением Платона. Но все его знания не давали ему ответа на интересовавшие его вопросы о Боге, о душе, ее бессмертии и прочем, пока один старец (по преданию, св. Поликарп) не рассказал ему об Иисусе Христе и пророках, предсказавших Его пришествие. Изучив пророчества и само Евангелие, св. Иустин только в них нашёл единую истинную и полезную философию – жемчужину.

В жизни святых угодников можно найти немало примеров тому, как глаголы Священного Писания, запавшие в душу неверующих, но ищущих жемчужину людей, приводили их на след этого сокровища, к вере во Христа и жизни в Нём.

В книге Тита Коллиандера «Узкий путь» мы встречаем главу под названием «О бесценной жемчужине». Автор пишет о признаках нахождения драгоценной жемчужины: «. Чем глубже ты проник в своё собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалование и платишь налоги. Ты выполняешь всё, что делают и окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое».

«Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, – отвечает преп. Иоанн Лествичник. – Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; моё единственное желание – быть с Господом.

Молитва, объемлющая самоотречение, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь как будто ради молитвы. Ходить перед Богом ( Быт. 6: 9 ) – это есть теперь единственное ценное для тебя, и это заключает и охватывает всё небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая всё объемлет. И «ночью и днём» Царство Небесное «восходит» в твоем сердце «и растет», и ты не знаешь как. Ибо «земля» сердца твоего «сама собою» производит сперва зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе ( Мк. 4: 27–28 )».

Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестаёт расти в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, всё умножаясь; его отличительное свойство – постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан всем, но лишь тем, кто очистил свое сердце любовью ко Господу, добровольно идя узким путём.

Стоит отказаться от всего ради приобретения того, что предлагает нам Христос – жемчужину Его учения и благодатной жизни в Нём.

Источник

ЖЕМЧУГ (PEARL)

О жемчуге в Библии упоминается менее десятка раз. Он, как и драгоценный камень, признается эталоном красоты, ценности и постоянства. Среди упоминаний в буквальном смысле можно отметить перламутр в ряду драгоценностей, перечисленных при описании фантастического семидневного пира Артаксеркса ( Есф. 1:7 ) и отрывок из послания Павла, где он противопоставляет женскую скромность, которую он хвалит, неподобающим внешним украшениям – плетеным волосам, золоту, жемчугу и дорогим нарядам ( 1Тим. 2:9 ). Аналогичное значение имеет отталкивающая картина пышного облачения вавилонской блудницы, которая «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом» ( Откр. 17:4 ; ср. Откр. 18:16 ). Как символ мировой торговой империи вавилонская блудница изображается также торгующей жемчугом ( Откр. 18:12 ).

Благодаря своей красоте и ценности жемчуг выступает в роли признанного мерила высокого качества в сравнениях библейских авторов. «Приобретение премудрости выше жемчуга» ( Иов. 28:18 ), а Благая Весть обладает такой ценностью, что ее не следует предлагать враждебно настроенным людям без разбора: «Не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7:6 ). Или: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:45–46 ).

Последнее появление этого образа в Библии просто великолепно. Поскольку в жемчуге сочетаются твердость материала с блеском отраженного света, он с незапамятных времен используется поэтами для изображения сияющего неба. Жемчуг занимает видное место среди драгоценных материалов в описанном Иоанном видении нового Иерусалима: все двенадцать ворот небесного города сделаны из отдельных жемчужин, и этот ослепительный эффект усиливается видом города с улицами из чистого золота, как прозрачное стекло ( Откр. 21:21 ).

В целом жемчуг в Библии – противоречивый образ. Его красота и ценность играют положительную роль, когда он связывается с Божьей мудростью или с Небесным Царством. Но его красота и ценность становятся предосудительными, когда люди используют его, чтобы поразить окружающих внешним видом.

См. также: ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Тема: Значение жемчуга

Опции темы

Значение жемчуга

«А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин; каждые ворота были из одной жемчужины. …» (Откровение 21:18—21).
Почему именно жемчужины, а не другие драгоценные камни являются воротами Небесного Города.

«Жемчугом» обозначаются познания блага и истины, происходящие из Божественного Слова из Его буквального смысла, как видно из этих отрывков:

«Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её.» (Мф. 13:45, 46), где «жемчужиной» обозначено познание от Господа.

«Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7:6), где «свиньями» обозначаются те люди, которые любят только мирское богатство, а не духовное богатство, состоящее из познаний блага и истины, происходящих из Слова.

«Ворота Нового Иерусалима» означают вход в Церковь Господа, вхождение в Которую совершается познаниями добра и истины, происходящими из Слова.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
(Матф.13:45,46)

12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
(Откр.21:12)

Жемчужиной является Иисус Христос. Каждое из 12-ти колен сынов Израилевых обязано своим спасением только Иисусу. Каждый спасённый идёт, продаёт всё, что имеет и покупает жемчужину. У кого-то может быть немного всего, что у него есть, но и этого будет достаточно, чтобы её приобрести. Важно продать всё, что имеешь. Если хоть что-то остаётся у человека, то ему жемчужину не продадут. Так и Христос в жизни человека, если у человека остались какие либо привязанности, то чистота Христа будет будет запятнана мирскими стремлениями, какими они не были малозначительными.

Что подразумевают драгоценные камни? Между драгоценными камнями и золотом есть принципиальная разница. Золото — это химический элемент, а драгоценный камень — это не химический элемент, а соединение. Золото — это элемент, потому что Бог сотворил его как золото; оно было непосредственно создано Богом. Но драгоценный камень образовался из различных элементов, которые соединялись между собой посредством химических связей под воздействием высокой температуры и давления внутри земли на протяжении бессчётного количества лет. Другими словами, драгоценные камни обозначают не то, что было непосредственно дано Богом, а то, что Святой Дух произвёл в человеке посредством огромных усилий и многолетнего жжения. Работа Святого Духа на земле состоит в том, чтобы постоянно подвергать нас испытаниям, в результате чего мы должны приобрести всевозможные переживания и стать драгоценными камнями перед Ним. Таким образом, драгоценные камни — это результат того, что Он воспитывает нас.

Новый Иерусалим состоит не только из чистого золота и драгоценных камней, но и из жемчужин. Жемчужины не образуются в результате жжения; они представляют собой итог постепенного формирования внутри морского животного после того, как оно получило ранение. Следовательно, значение жемчуга — это жизнь в результате смерти. Жемчуг обозначает жизнь, высвобожденную Господом Иисусом в неискупительном аспекте Его смерти.

В 13-й главе Евангелия от Матфея тоже говорится о жемчужине. Кого обозначает эта жемчужина? Она обозначает церковь, которую Господь образовал в результате Своей смерти. Он с готовностью продал всё, что имел, чтобы купить эту жемчужину. Жемчуг обозначает что-то положительное, а не что-то пассивное или отрицательное. Это церковь, новый человек, которого Бог хочет сотворить. В таком человеке нет ни проблемы, связанной с грехом, ни проблемы, связанной с искуплением. Он с готовностью продал всё, чтобы обрести эту жемчужину. Это показывает, как драгоценна жизнь, исходящая целиком и полностью из Христа. Как она драгоценна для Бога и как она драгоценна для Христа!

В Новом Иерусалиме жемчужины функционируют в качестве ворот города. Это означает, что всё Божье начинается отсюда. Другими словами, чтобы человеку обрести жизнь перед Богом, эта жизнь должна быть не чем-то от человека, а чем-то от смерти Христа, от неискупительного аспекта Христовой смерти.

Источник

Камни драгоценные в Библии

Камни драгоценные в Библии. Камнями драгоценными называются те минералы, отличительными особенностями которых служат твердость, прозрачность, блеск и приятный цвет и которые употребляются на приготовление дорогих украшений. Драгоценные камни не залегают в недрах земли обширными и массивными пластами, но являются вкрапленными или включенными в различные горные породы в виде мелких зерен, прожилков, небольших обломков камней. Все они вообще – кристаллического строения, иначе – представляются наблюдателю в форме многогранных тел, которые имеют определенные геометрические очертания. Драгоценные камни встречаются редко и не во всех странах, что в значительной мере возвышает их ценность. Так как камней, обладающих вышеназванными особенностями, сравнительно очень мало, потребность же в них для различных украшений была всегда велика, то, наряду с драгоценными камнями, издавна стали употреблять камни, обладающие каким-либо или несколькими из названных свойств. Эти последние обыкновенно называют полудрагоценными или дорогими камнями. При определении того, какой именно из драгоценных кашей находится пред исследователем, а также при различении этих камней один от другого, в случаях их внешнего сходства между собою, преимущественно обращают внимание на их твердость, удельный вес и химический состав. 1) Из двух тел тверже то, которое чертит или режет другое. Для определения твердости выбирают ряд известных тел (числом десять), располагают их в порядке их твердости и слабейшее из них (тальк) обозначают цифрою „1“, самое твердое (алмаз) – цифрою „10“. Если нужно испытать какой-либо камень относительно его твердости, то им чертят или режут названные тела, начиная с № 1-го. На более слабых испытуемый камень оставляет черту. Теперь если на хорошей стали, твердость которой „6“, не является черты от испытуемого камня, то нужно чертить сталью по камню; если на камне получится черта, то значит камень имеет твердость между пятью и шестью (5–6). Если же камень не режет стали и сталь не режет камня, то твердость их одинакова и значит твердость испытуемого камня „6“. Твердость драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, колеблется между 6-ю и 10-ю. 2) При определении удельного веса испытуемый камень взвешивают на весах; положим, он весит 30 золотников. Затем тот же кусок камня привязывают на нитке к чашечке весов и опускают его в подставленный сосуд с водою так, чтобы чашечка не касалась воды. Теперь камень весит меньше, – положим, – 20 золотников; следовательно, он в воде теряет 10 золотников. Разделивши на этот остаток вес камня в воздухе, т. е. 30 на 10, получим 3. Цифра эта (3) и обозначит удельный вес камня. Другого сорта камень будет иметь другой удельный вес. Удельный вес названных в Библии драгоценных и полудрагоценных камней определяется цифрами от 2,5 до 4. 3) Что касается химического состава, то каждый камень имеет свой, только ему свойственный, состав; так, алмаз состоит из чистого углерода, аметист представляет собою видоизменение кварца, в состав берилла входят окислы двух металлов: бериллия и алюминия и т. д. При последующем описании драгоценных и дорогих камней, упоминаемых в Библии, мы уже не будем касаться, за немногими разве исключениями, их твердости и удельного веса.

Сардоникс упомянут Апок. 21, 20 ; он относится к группе агатов. Камень этот есть ни иное что, как оникс с белыми и оранжевыми или красноватыми полосами. В древности сардониксы, если только разноцветные слои лежали в них правильно, были ценимы почти одинаково с сапфирами. В древнее время их получали из Индии и Эфиопии. Сардонит (греч. σαρθόνιξ ) – сардийский оникс, действительное значение этого названия не выяснено.

Смарагд (см. „Изумруд“).

Жемчуг. При перечислении и описании драгоценных камней, упоминаемых в Библии, уместно сообщить сведения и о жемчуге. Правда, жемчуг не принадлежит к минералам, он – вещество органического, животного происхождения; но Библия называет его наряду с драгоценными камнями, как предмет высокого достоинства, служащий, подобно камням, для украшений различного рода. Жемчуг есть продукт тех животных, которых именуют мягкотелыми, иначе слизняками или моллюсками (Моllusca), относят к классу пластинчатожаберных или двустворок (Lamellibranchиata siиa Вivaliae), к отряду разномышечных (Неterоmya), к семейству жемчужниц (Аvicuacca), к виду жемчужниц перловых (Маleagrina margaritifera). Безголовый моллюск перловой жемчужницы заключен в двустворчатую раковину, боковые створки которой, правая и левая, представляются, по внешнему виду, одинаковыми – огругленно-четырехсторонними, имеющими листоватое строение, зеленовато-бурый цвет с продольными белыми полосами. Створки эти в верхней, спинной, части соединены между собою посредством особой упругой массы, так называемой связки, и состоят из трех слоев различного строения, причем у перловых жемчужниц наиболее утолщенным является внутренний перламутровый слой. Внешняя часть тела моллюска, называемая мантиею или эпанчею, состоит из двух лопастей, соединенных на спине и представляющих собою утолщение кожи, особенно при соединении. Лопасти эти образуют полость, в которой с каждой стороны расположены две листовидные жабры животного, разделенные мускулистою клиновидною ногою, приспособленною для передвижения и выступающею, по мере надобности, из нижней части створок. Лопасти эпанчи верхним слизистым слоем своим непосредственно прилегают к створкам раковины и прикрепляются к ним замыкательными, не одинаково развитыми мышцами, которые идут от одной створки к другой поперек тела моллюска и служат к сближению створок между собою свободными нижними краями.

Теперь, если между внутренним перламутровым слоем створок жемчужины и ее мантиею попадут какие-либо мелкие тела или постороннего происхождения, между прочим микросколические паразиты, или же отделившиеся от самого животного, как-то: омертвевшие клетки, обломочки раковин и проч., то эти мелкие тела, служащие источником раздражения для моллюска, постепенно обволакиваются слоями перламутра, мало-помалу увеличиваются, в результате же этого процесса возникают то круглые и грушевидные, то овальные и угловатые зерна, именно зерна жемчуга. Не подлежит сомнению то, что и перламутровый слой створок, и жемчуг получают материал, входящий в их состав, от лопастей мантии или эпанчи. Жемчуг содержит в себе около 90 процентов углекислой извести и вместе азотистую, нерастворимую в уксусной кислоте органическую субстанцию. Величина жемчужных зерен очень разнообразна: от макового зерна до вишни. Бывают, впрочем, жемчужины гораздо больших размеров; так, жемчужина, приобретенная испанским королем Филиппом II за 80.000 червонцев, имела величину с голубиное яйцо. Но такие крупные жемчужины представляют собою исключительную редкость. Вещество, из которого состоит жемчужина, расположено в ней концентрически, волнистыми слоями; и эта волнистость слоев обусловливает собою блеск жемчуга, переливающийся различными, всегда нежнейшими, цветами. Жемчужины имеют преимущественно молочный цвет, наиболее ценимый; но бывают жемчужины зеленоватые, желтые, бурые, черные и др. Высокими достоинствами обыкновенно отличаются жемчужины, свободно лежащие в раковине; но очень ценные зерна жемчуга встречаются и между теми, которые прирастают к внутренней стороне створок и отделяются от этих створок тем пли иным способом, всегда с некоторым повреждением в месте отделения. В настоящее время умеют находить жемчуг и в тропических морях (у берегов Африки, Америки, Австралии и у многих островов Тихого океана), и в пресноводных озерах и реках Европы, даже на далеком севере; но в древности настоящие жемчужные раковины (Маleagrina margaritifera) считали произведением только Индийского океана Персидского залива и Красного моря, где тогда и был добываем жемчуг (Брандт, Учебник зоологии, ч. II, Спб. 1876, стр. 201–212; Брокгауз и Ефрон, Энциклопедич. Словарь Хlа, стр. 855–857; Бобринецкий, Учебник зоологии, Киев 1897, стр. 571–573).

Древние считали жемчуг драгоценностию высшего достоинства и любили украшаться им, что особенно нужно сказать о римлянах. Богатые римские женщины убирали жемчугом головы, носили жемчужные серьги, ожерелья, перстни и даже унизанную жемчугом обувь. Римские женщины не оставались без подражательниц и в других местностях империи ( 1Тим. 2, 9 ). Жемчуг несомненно был известен и евреям. По крайней мере он, во времена Христа Спасителя, было очень распространен в Палестине ( Мф. 7, 6 ).

Русскому наименованию жемчуг соответствуют: арабское – зеньчуг, греческое – маргарит ( μαργαρίτης ), немецкое – Рerlen. Старинное русское название крупного жемчуга – бурмицкое зерно, мелкого – кафимское зерно, т. е. зерно, привезенное из города Кафы (ныне Феодосия); древнерусское выражение – скатный жемчуг значит – жемчуг круглый, катящийся, т. е. лучший жемчуг (Пыляев, Драгоценные камни, стр. 3 231–233).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *