Значение цветов на флагах разных стран, смысл символов и изображений
Традиция поднимать флаги тянется с древних времен. В Римской империи легионы различали по знаменам. В средневековой Европе эмблема на полотне указывала на принадлежность к определенному роду. Постепенно знания о значениях символов и цветов на флагах были объединены в науку геральдику. Но современные знамена разных стран не всегда подчинены ее законам. Флаги служат символами нации и в зашифрованном виде сообщают историю государств.
Значение цветов в геральдике
Основы науки о гербовых знаках начали закладываться во времена крестовых походов, когда рыцари носили закрытые шлемы. Символика на щитах помогала им узнавать друг друга в бою. Позже округлые и удлиненные щиты крестоносцев превратились в геральдические, а цвета получили специальные толкования:
Цвет
Значение
Красный
Кровь
Красота
Желтый
Величие
Солнце
Черный
Постоянство
Скромность
Голубой
Верность
Мудрость
Зеленый
Надежда
Земля
Пурпурный
Государственность
Цвета в геральдике называются тинктурами. Для флагов используют две группы тинктур: металлы и эмали. Желтый и белый относятся к металлам, как золото и серебро. Красный, синий, зеленый и пурпурный соответствуют эмалям червлени, лазури, зелени и пурпуру. Черный цвет используется на флагах редко и соответствует эмали черни.
Что означают цвета на флагах разных стран
По правилу геральдики, цвет на флаге толкуется так, как его подразумевали авторы. Иначе в символике можно обнаружить ошибочный скрытый смысл. В современных знаменах стран цвета часто подобраны по эстетическим принципам и исторически сложившимся традициям.
Звездно-полосатый национальный символ Америки исполнен в трех цветах: красный означает доблесть, белый — невинность, а синий — справедливость.
В верхнем левом углу полотна расположен синий прямоугольник, в котором заключены белые звезды. Их количество соответствует числу американских штатов. Остальное поле флага прочерчивают 13 горизонтальных полос — шесть белых и семь красных. Полосы чередуются и обозначают колонии, входившие в государство во время принятия независимости.
Великобритания
Британский флаг называется «Юнион Джек», по предположению историков, в честь короля Якова I, объединившего земли Англии и Шотландии. Позже к содружеству присоединилась Ирландия, поэтому на темно-синем полотне изображают три символа:
На полотне отсутствует символ Уэльса, еще одной части содружества. Предложение добавить уэльского дракона на общее знамя обсуждалось неоднократно, но без результата.
Канада
Знаменитый флаг с кленовым листом имеет географическое значение. На полотне изображены три вертикальные полосы — две узкие красные по бокам и широкая белая в центре.
Красные полосы символизируют Тихий и Атлантический океаны, омывающие с двух сторон берега страны. Цвета выбраны в соответствии с франко-британской символикой: красный означает английский крест святого Георгия, а белый — символ французской монархии.
Кленовый листок на белом фоне появился в 1965 году. Канада — главный поставщик древесины и кленового сахара.
Австралия
На австралийском флаге в верхнем левом углу по-прежнему изображен британский «Юнион Джек», хотя штаты континента самостоятельны уже больше века. Под символом Великобритании сияет белая семиконечная звезда. Шесть ее лучей означают шесть австралийских штатов, а седьмой лучик посвящен территориям вне континента.
Справа на полотне также изображены пять звезд, образующих созвездие Южный крест. Голубой фон, белые звезды и красные кресты британского флага — отсылка на предводительство Великобритании над Австралийским союзом.
Германия
Немецкий флаг — один из немногих в Европе, в символике которого использован черный цвет. Полотно разделяют три горизонтальные полосы. Палитра знамени не трактуется отдельно по цветам, но имеет военно-историческую подоплеку.
В XIX веке в период войны против Наполеона немецкие солдаты носили черные мундиры с красными рукавами и золочеными пуговицами. В честь победы в освободительной войне в 1848 году утвердили палитру государственного знамени и расположение полос сверху вниз — черная, красная и желтая.
Греция
Умиротворяющее бело-голубое знамя подтверждает репутацию островов Эллады как одного из лучших мест для туризма и отдыха. Полотно разделяют поочередно пять голубых и четыре белые полосы. В верхнем левом углу в голубом прямоугольнике изображен белый крест.
Существует несколько гипотез о значении полос на греческом флаге:
Белый крест — христианский символ святого Георгия.
Италия
Вертикальные полосы итальянского триколора связаны с охраной порядка и городом Милан. Знамя Италии приобрело современный вид в период присоединения к Франции при Наполеоне в 1797 году, поэтому символика близка к французской.
Зеленая полоса слева — символ полиции, а белая по центру и красная справа — отсылки к кресту Амвросия Медиоланского, покровителя Милана. Сначала на красном полотне был изображен белый ромб с зеленым квадратом внутри. Полосы появились в 1830 году во время революционной борьбы за единую Италию.
Норвегия
Трехцветный норвежский флаг отражает общее прошлое с Данией и влияние свободолюбивой Франции. Красный фон полотна означает патриотическую борьбу и самоотверженность ради независимости страны. Синий смещенный влево крест — знак принадлежности Норвегии к морским государствам, а белая кайма вокруг символизирует мир и невинность.
Португалия
Зеленый и красный цвета гербового полотна — символы победы революции в XIX веке и отказа от монархии. Эмблема в центре флага напоминает о былой славе Португалии как империи завоевателей и мореплавателей. Армиллярная сфера на гербе — старинный навигационный прибор. Геральдический щит на фоне сферы с пятью маленькими щитами и семью крепостями — знак военной доблести в боях с маврами, арабами и Кастилией.
Турция
Флаг мусульманского государства отличается простой и логичной символикой. На красном фоне изображен белый полумесяц и звезда — знак ислама. Красным цветом отмечено историческое прошлое Турции в составе великой Османской империи.
Швеция
На голубом фоне флага скандинавской страны изображен желтый крест, смещенный влево как на знамени Норвегии. По главной версии он символизирует христианскую веру, но также в нем видят меч викингов.
Голубой цвет полотна означает преданность, справедливость и честность. Желтый цвет — символ шведской щедрости.
Франция
Во французском триколоре монархия объединилась с божественностью. Полотно разделяют три вертикальные полосы. Синяя полоса слева — отсылка к цвету облачения святого покровителя Франции Мартина Туркского. Красная полоса справа — символ святого Дионисия, основавшего аббатство в пригороде Париже.
В аббатстве святого Дионисия находится базилика Сен-Дени — усыпальница французских королей. По старинному верованию, власть была послана монархам Богом, что символизирует белый цвет флага.
Простой казалось бы вопрос. Да? Ведь символы государства изучают и в школе и в институте и в армии. Лично проверял, даже в садике у моего ребенка висит и флаг и герб и портрет Президента (сразу казарма вспомнилась). Кстати, вот мы как то обсуждали зачем во время траура приспускают флаги. Но сейчас не об этом.
Если об истории флага вы наверное имеете какое то представление (ну типа Петр первый его решил использоваться), то все же знаете почему там именно три цвета и почему цвета именно такие? Можете четко ответить?
Официального толкования значения цветов флага России не существует.
В России до второй половины XVII века не было геральдической традиции по европейскому образцу (у дворян существовали разного рода эмблемы (и личные и родовые), как русские самобытные так и принятые под влиянием соседних татарской, польской, литовской и немецкой традиций, но эти эмблемы ещё не оформились в полноценные гербы в европейском смысле слова). При этом нельзя сказать, что Россия отставала в этом вопросе от европы- она просто ишла по другому пути. Цари имели свои стяги с изображением эмблем и святых покровителей но по европейским стандартам это были скорее личные штандарты, а не государственные флаги.
Поэтому, когда для внешних связей потребовалось создание гербов и флагов по европейским обычаям, в России немного растерялись и возможно подошли к этому немного легкомысленно, начав российскую вексиллологическую традицию «с нуля». Примечательно, что если бы тогда Россия пошла бы по пути развития собственных традиций, а не копирования западных, то красный флаг (возможно, с золотым двуглавым орлом) появился бы на несколько веков раньше Советской власти.
Но т.к. история не терпит сослагательных наклонений давайте вспомним, как мы оказались именно под таким флагом.
В 1634 году ко двору Михаила Фёдоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III. Кроме дипломатических вопросов, посольство также решило вопрос о постройке на Волге десяти кораблей для путешествия в Персию.
Первый корабль, «Фредерик», был спущен на воду в 1636 году. Срок его корабельной жизни был недолог, но шёл он под голштинским флагом, подозрительно похожим на наш нынешний триколор.
Так трёхцветный флаг был явлен взору русского человека, но пока это был не русский флаг, русским (или почти русским) он стал при Алексее Михайловиче.
Алексей Михайлович выбрал этот флаг для первого русского фрегата «Орел». Голландский инженер Давыд Бутлер испросил у царя, какой флаг ставить на корабль.
Своего флага у России ещё не было, да и команда фрегата состояла целиком из голландцев, поэтому не долго думая решено было поставить флаг, идентичный голландскому, что, конечно, по меньшей мере странно.
Выйти под протестантским флагом в море для тогдашних русских моряков, которые на 80 процентов состояли из поморов, было равносильно тому, если бы они еще взяли на борт эскорт женщин, принесли торжественное жертвоприношение чайки прямо на палубе, установили несколько гробов в трюме и нарушили другие приметы.
Вывод отсюда напрашивается один: на «Орле» не было ни одного православного. Хотя, корабль он и есть корабль. Корабельные флаги раньше были полной формальностью, их меняли перед заходами в порты, торговлю нельзя было подвергать угрозе.
В общем и целом, триколор впервые появился на русском корабле по случайности, доходящей до абсурда.
Флаг Царя Московского
Однако достоверно известно, что впервые флаг, состоящий из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, был поднят в 1693 году Петром I на 12-пушечной яхте «Святой Петр» во время плавания в Белом море. На петровский триколор был нашит двуглавый орел.
Этот флаг более известен как «Флаг царя Московского». Он дошел до наших дней и сейчас хранится в Центральном военно-морском музее Минобороны как национальная реликвия.
Появление триколора при Петре тоже нельзя объяснить мудростью выбора правителя. Просто он очень любил Голландию. Настолько сильно, что многие придворные после возвращения Петра I из великого посольства подумали, что его подменили.
В Роттердаме Петра ждал построенный по заказу Петра фрегат с голландским флагом. Он настолько понравился Петру, что тот решил не менять и стяг.
Триколор оставался символом России и ее флота вплоть до завершения правления Петра Первого. В 1712 году Андреевский флаг заменил триколор, а Россия оказалась и вовсе без государственного символа. 11 июня 1858 года Александр II провозгласил свои указом флагом Российской Империи черно-желто-белое полотнище. Именно этот триколор стал первым официальным и законодательно утвержденным флагом России. Историки полагают, что выбранная императором расцветка продиктована австрийским влиянием на венценосную особу. В любом случае черно-желто-белый флаг русский народ не принял. Вот тут подробнее про историю «имперского флага»
На тот момент в империи одновременно существовал официальный флаг, олицетворяющийся с Австрийским престолом и бело-сине-красное полотнище, используемое еще в память о Петре Первом. Александр III разрешил эту дилемму своим постановлением. Таким образом 28 апреля 1883 года официальным флагом России стал бело-сине-красный триколор. Черно-желто-белое полотнище же перешло к династии Романовых, став их личным стягом. На смену триколору после октябрьской революции пришло красное знамя, на котором позднее появились серп и молот.
Три цвета на российском флаге связано с геральдической модой, идущей ещё от меровингов. На знамени франкского короля Хлодвига было три жабы, обозначающие трёх матерей, три расовых типа, три психологических модели мировоззрения: Фрейю, Лиду и Финду.
Позже жабы были заменены лилиями, символизирующими сначала Деву Марию, а затем Святую троицу. Единого значения символики цветов российского флага не существует.
Каждый волен верить в то, во что ему захочется, но показательно, что расцветка российского флага могла бы быть и другой.
Изначально флаг голландцев был не красно-сине-белым, вместо красного цвета был оранжевый.
Сменить оранжевый цвет на красный голландцев побудила, по официальной версии, революция, по бытовой – то, что оранжевый цвет, выцветая, приобретал совсем уж интересные тона, вплоть до зелёного, и флаг был похож на популярный сегодня в определённых кругах «радужный флаг».
Почему другие славяне тоже под этим флагом?
Официально существует три версии того, из-за чего»наши цвета» присутствуют и на флагах других народов, участвовавших в середине XIX века в панславянском съезде.
Две из них абсурдные, одна — истинная.
Конечно, это не так. Николай I, имеющий об этих трёх ценностях своё представление (в корне отличное от идеалов французской революции) вряд ли бы допустил такой генезис.
Вторая версия и того слабее: цвета эти достались панславянам от герцогства Крайна, которое по площади с три Москвы.
Наконец, главная версия — это «русский генезис». Спонсорство и поддержка со стороны России — основная причина триколора в национальных флагах славянских народов.
Почему этот флаг выбрало Временное правительство?
Оно его фактически и не выбирало. Оно его просто не меняло. На Юридическом совещании в апреле 1917 года флаг было решено оставить в качестве национального.
На майском заседании Временного правительства вопрос о флаге был отложен «до разрешения Учредительным собранием».
По факту, триколор оставался национальным флагом до Октябрьской революции, юридически — до 13 апреля 1918 года. когда было принято решение об установлении флага РСФСР.
В период Гражданской войны триколор был флагом Белых, Советская армия сражалась под красным флагом.
Почему этот флаг выбрал Власов?
РОА и РННА состояли, по большему счёту, из белоэмигрантов. Совсем не удивительно, что именно флаг царской России был использован Власовым.
Для борьбы со сталинизмом и большевизмом (именно так Власов оправдывал своё предательство) лучшего флага было просто не сыскать. Триколор даже участвовал в параде РОА в Пскове 22 июня 1943 года.
Почему этот флаг выбрал Ельцин?
Первым, кто после Власова использовал триколор был Гарри Каспаров. Во время матча на первенство мира с Анатолием Карповым (который играл под советским флагом), Каспаров выступил под красно-бело-синим флагом.
Шла перестройка и Гарри Кимович, очевидно, чувствовал, откуда и куда дует ветер. Тот матч Каспаров, кстати, выиграл. Через год выиграл и флаг. На путч (случайность, наверное), пришли люди с красно-бело-синими флагами.
Ветераны, которых 20 лет назад было гораздо больше, и которые тоже были в толпе у Дома Советов испытали недоумение: они помнили историю полувековой давности.
Один из флагов оказался на танке с Борисом Николаевичем. Интересно, что мемориал Ельцина на Новодевичьем кладбище представляет из себя огромный триколор. Флаг, который вернулся с путчем 1991 года.
Цвета для государственного флага: от божественного к мирскому
Долгий путь к государственному флагу… Кто в детстве не слышал эту песенку из кинофильма «Тимур и его команда»! Но какого цвета предлагается навязать флажки на винтовки? Мы, например, можем и не гадать, так как знаем, что красного. Но вот почему? Этот вопрос тесно связан с понятием «национального цвета» или цветов, а вот с чем связан их выбор, кто их выбирает и по каким критериям? Вспомним, что еще китайский философ Кун-цзы, выдвинувший в свое время идею «правильного государства», говорил о важности поддержания в нем определенных традиций. Собственно, люди это прекрасно понимали и так, о чем говорит нам тысячелетняя история поддержания государственности и власти при помощи различных эмблем. В Древнем Египте, например, перед появляющимся на людях фараоном, равно как и перед его войском, несли вызолоченные символы божеств, его покровителей, оскорбление которых каралось смертью.
В Древнем Риме изображения богов перед войском уже не выносили, но использовали знаки, символизировавшие воинскую доблесть и личность самого императора. Главным знаком была аквила (орёл легиона), игравший роль знамени легион и самая почитаемая его святыня. Потеря «орла» приводила к его расформированию и считалась верхом бесчестья. Помимо орла, на аквиле закреплялось на поперечной перекладине красное полотнище с вышитой золотом надписью: SPQR (Senatus Populusque Romanus, «Сенат и римский народ») – еще один символ державного римского сознания.
Знаком манипул, когорт, центурий или конных турм являлся также сигнум, представлявший собой древко с закрепленными на нем дисками, увенчанным изображением ладони – символа верности присяги.
Знак имаго представлял собой чеканное изображение императора и появился уже в эпоху имперского Рима. Воплощал собой его зримый образ и являлся объектом поклонения.
Знаком конницы являлось изображение дракона (драко) — прямое заимствование у сарматов и даков, причем завывавший при скачке за счет проходившего через него воздуха. Тут налицо, как мы видим, было прямое иностранное влияние, которого римляне совсем не гнушались.
Тканое полотнище, подвешиваемое на древке копья горизонтально, то есть штандарт, у римлян тоже было и называлось вексиллум. Это знамя было попроще и в основном использовалось в подразделениях ветеранов.
Лабарум – тот же виксилум, но только уже с христианской символикой, «христограммой» из букв Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных друг с другом.
Варвары, разгромившие Римскую империю, позаимствовали у нее не только латынь и христианское вероучение, но и множество идей относительно государственной символики. И, в частности, эти заимствования касались символики цветов, которая, впрочем, также пришла к нам из глубины веков.
То, что каждый цвет по-своему влияет на человеческие эмоции, его мировосприятие и даже на здоровье, люди заметили очень давно. Хотя наши предки использовали различные цвета и оттенки совершенно интуитивно, они уже в древности делали это, вкладывая в них вполне определенное смысловое значение. Три древних цвета: белый, красный и черный. Со временем палитра цветов расширилась, причем цветовые предпочтения во многом были связаны с темпераментом людей, а тот, в свою очередь, с климатом земель, где они проживали. Темпераментные южане оказались склонны к красному, черному и желтому цветам. А вот народам северных регионов наиболее комфортны бело-голубые, холодные оттенки.
Но мы сейчас говорим о христианской символике цвета, применявшейся после крушения Римской империи в Европе повсеместно, поскольку именно она легла в основу и цветов всех европейских государственных флагов. Так, белый цвет в христианстве есть не что иное, как божье небесное сияние (божий свет, свет веры), и символизирует он чистоту, невинность, радость и праздничность, недаром в Евангелии говорится о белых одеждах ангелов господних. На горе Фавор одеяние Иисуса во время его преображения тоже стало белым. Символ духа святого — белый голубь, Девы Марии – белая лилия. И недаром знамя Жанны Д‘Арк было именно белого цвета, как и королевское знамя Франции, усеянное золотыми белыми лилиями.
Соответственно, красный цвет символизирует божественную силу и любовь. В церкви это прежде символ искупительной крови, пролитой Спасителем. Священнослужители и облачаются в красное (наряду с белыми одеждами) во время Пасхальной Седмицы, дней Троицы, памяти о Святом Кресте и праздников в честь евангелистов, святых апостолов и мучеников.
Черный цвет в христианской культуре, будь то Восток или Запад, — это «бездна греха и ада», а также символ траура.
А вот зеленый цвет является символом жизни, возрождения, надежд, но и искушения (недаром сатане приписываются зеленые глаза). Одновременно это и цвет чаши Грааля, которая, по легенде, была сделана из цельного изумруда, а также животворящего креста господня. Зеленые одежды обычно надеваются священнослужителями в дни простых литургий.
Синий и голубой – это, естественно, цвета небесные, а еще божьего чуда и вдобавок они связаны с образом Богородицы, вот почему на фресках и на иконах Деву Марию обычно изображают в голубом плаще. Но на иконах ее, как правило, изображают в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, поверх одежд темно-голубого или зеленого цветов. Связано это с тем, что пурпурные одеяния, багряницы наряду с золотыми считали одеждой царей и цариц. Поэтому цвета на иконе в данном случае подчеркивают, что Дева Мария является царицей небесной. Но и тут есть определенная тонкость: в западно-христианском искусстве нижнее облачение Марии изображали в основном красным цветом, а верхнее – синим, как намек на то, что ее человеческая суть была укрыта божественной синевой. А вот в восточнохристианской традиции все как раз наоборот – нижний синий цвет есть символ ее божественной сущности, тогда как верхнее красное одеяние подчеркивает ее человеческое начало.
Пурпурный и фиолетовый – также исконно священные цвета, символы самого бога. Недаром в пурпур и в фиолетовые одежды могли облачаться лишь высшие церковные иерархи, например, епископы. Пурпурная мантия – одеяние кардиналов, несущих огонь веры и постоянно готовых на мученичество.
Желтый, вернее, золотой является знаком вечного света, величия, божественного могущества, силы и славы, а также Святого Духа и… божественного откровения. Вот почему, например, сусальным золотом на Руси обычно покрывали церковные купола и им же украшали оклады образов. Считается, что богослужебные одежды, сшитые из золотой парчи, могут заменить любые другие и в особенности уместны в качестве праздничных облачений.
Разумеется, очень скоро вся эти церковная символика перекочевала и в светскую геральдику, где ее цветам был придан всего лишь несколько более светский характер. Поскольку многие королевства в Средние века выбрали себе в покровители небесных святых, то их эмблемы тут же попали и на их флаги и гербы, а цвета тут же превратились в национальные. Так, например, в Англии св. Георгия (Георга) символизирует красный прямой крест на белом поле, однако он же присутствует и на флагах Грузии, Генуи, Ольстера и даже Барселоны, а уж в гербах встречается постоянно.
Х-образный красный крест на белом фоне (на геральдическом языке — червлёный крест на серебряном поле) является символом покровителя Ирландии св. Патрика и одним из символов самой Ирландии, хотя о его происхождении споры не утихают и поныне.
Флаг с косым «Андреевским» крестом является флагом Шотландии — белый крест на синем фоне, крест св. Андрея Первозванного, но синий крест на белом – флагом российского ВМФ, и он же был флагом Царства Польского (и также флагом ВМФ!) в XIX веке, хотя и с добавление красного крыжа с белым польским орлом в верхнем правом углу.
Когда Британия объединилась в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, три креста вошедших в него государств просто вписали один в другой, и это был очень удобным прецедентом в истории геральдики. Хотя первые флаги Содружества были совсем не такими, как сейчас!
Так что даже в Великобритании путь к единому национальному флагу был достаточно долгим и сложным, что уж тогда говорить о флагах многих других европейских стран с гораздо более драматической историей!
Давайте рассмотрим ее на примере таких государств, как Италия и Россия – древних, длительное время в основном аграрных, в достаточной степени многонациональных и прошедших весьма долгим путем государственного становления. И начав с Британии, мы в следующий раз расскажем об Италии, тем более что совсем недавно на «ВО» завязалась очень интересная дискуссия относительно истории государственного флага Италии и ее национальных цветов. Затем наступит очередь России.