Что символизирует зеленый листок
Зелёный цвет
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Продукт смешения желтого и синего (как спектральных, так и пигментов), входящий в число базовых цветов вместе с красным, жёлтым и синим.
Как и другие цвета, обладает смысловой двойственностью и многозначностью, что не в последнюю очередь связано с разницей в восприятии окраски света и несамосветящихся объектов, а также отдельных оттенков цвета.
В обыденном понимании за зелёным закрепилось значение цвета надежды и ислама.
На море — зелёный флаг сигнал кораблекрушения.
Зелёный — национальный цвет Ирландии и её покровителя Св. Патрика.
В политическом смысле зелёный ассоциируется с альтернативными движениями, В основе которых «отказ от сверхтехнизации жизни и пропаганда возврата к естественному (природному) образу жизни».
Содержание
В египетской письменности идеограммой для обозначения понятий «зелёный», «зеленеть», «расти» служит изображение растения папирус, передающее также понятие «процветать».
Зеленый — цвет начала Времени и Мироздания, символ рождения (материального и духовного), таинства посвящения. Принадлежит богу Птаху — олицетворению созидания и равновесия в природе, и воде как основе творения в египетской космогонии.
Зелёный цвет посвящён Дионису как богу деревьев, связанному с ростом и животворящими силами природы.
Зелёный цвет посвящён:
Сказочный остров кельтских мифов носит название Тирнаног (Тир-нан-ог, Тир нан ог) — «Зеленый Остров».
Зелёный цвет одежд — характерная черта эльфов — как следствие, это цвет непослушания и проказ.
Цвет Востока, весны, дерева (лесов), воды (?) и милосердия.
Цвет династии Минь.
Одеяние из изумрудно зелёных перьев птицы кетцаль — атрибут Кетцалькоатля.
Зелёный цвет обычно ассоциируюетя с приносящими плодородие дождями.
Широкое распространение получило в Древней Мексике почитание драгоценных зелёных камней (изумруд, жад, нефрит, бирюза). В Древней Мексике часто упоминался драгоценный зеленый камень, причем это мог быть как изумруд, так и разновидность жада. Кусочки таких камней в качестве символа сердца умершего находят применение в погребальном ритуале: обычай предписывает класть кусочек зелёного камня [7] в рот покойного. В случае со знатными людьми таким камнем служит нефрит (chalchihuiti), а среди бедного населения — более дешевый камень texaxoctli.
Ярко-зелёный цвет — символ жизни, атрибут дхьяни-будды Амогхасиддхи.
Бледно-зеленый или сочетание белых и зелёных пятен — труп, царство смерти, всЁ, что имеет к ней отношение.
В языческих ритуалах посвящения зеленый был цветом воды — значение, во многом сохранившееся и в христианском культе. Зелёный цвет служит символом Богоявления, отмеченного ритуалами поклонения (пастухов, волхвов) и посвящения, произошедшими в земной жизни Христа.
В целом зелёный (яркий) цвет соотносится со следующим кругом значений:
В литургической практике предписан для богослужения между Крещением и Троицей.
Зелёными часто представляются:
В средневековой символике, например, у Готтфрида из Витербо, три главных цвета радуги толкуются как образы:
Особую ценность имеет зелёный цвет в книгах Хильдегарды Бингенской, называющей его viriditas — лат. — «зелёность», «растительная сила». Именно за эту силу цвета ею ценится изумруд:
«он возникает ранним утром на восходе солнца. Зелёное убранство земли, травы расцветают в сей час самой свежей свежестью, воздух ещё прохладен, а Солнце уже греет, и растения так алчно впитывают зелёность, как агнец — млеко. Жары целого дня не хватает, чтобы изварить и изъесть эту зелёность… Изумруд, посему, есть сильное средство против всех слабостей и болезней человеческих, поскольку само Солнце его сотворяет и вещество его от зелени воздухов порождено».
Бледно-зеленый обычно соотносится с Сатаной, злом и смертью, а также символизирует нравственное падение, отчаяние и безумие.
Жёлто-зелёный (глаз дракона и змеи) — цвет гниения, мёртвых вод, пагубного влияния.
Священный цвет пророка Мухаммада, а также династии шарифов.
Посвящён пророку Кизру, чьей миссией считается примирение противоположностей.
Человек, совершивший паломничество в Мекку, имеет право носить чалму зелёного цвета.
В системе планетарных соответствий зелёный:
Среди зодиакальных соответствий с зелёным цветом ассоциируются:
Наиболее часто зелёный цвет используется для обозначения:
Ассоциируясь с образом юного бога зерна, может выступать символом роста, надежды, начала Великого Деланья.
Согласно утверждению Плиния, изумруд — единственный камень, радующий глаз, не утомляя его и давая отдых. Представления о благотворном влиянии на зрение чистого зелёного цвета изумруда отражено в медицинских трудах и практике первых веков нашей эры. Многие граверы и ювелиры держали этот камень, чтобы снимать напряжение глаз.
Обычно зелёный цвет характерная черта амулетов «на удачу».
Камни, свойства которых выводятся из их зелёного цвета:
В системе соответствий с зелёным цветом ассоциируются три каббалистические буквы:
Как цвет желчи (разлившейся) и яда, выступает атрибутом персонифицированной Зависти.
Доминирует в одежде аллегорических представлений:
Как смешению синего и жёлтого — Небес и Земли, зелёному цвету в эзотерических учениях придаются мистические свойства.
Значительное место занимает трактовка цвета человеческой ауры. В общем случае преобладание в ней зелёного цвета считается признаком гармоничности и самодостаточности. Более дифференированное толкование даётся С.Дж. Оузли:
Зеленый | — Эгоизм, большая самоуверенность, независимость |
Ярко-зеленый | — Уверенность в себе; великодушие |
Светло-зеленый | — Удачливость, везучесть |
Беловато-зеленый | — Умение приспособиться, гибкость ума |
Чистый зеленый | — Умение посочувствовать |
Темно-зеленый | — Хитрость, лживость |
Оливковый | — Широта души |
Серовато-зеленый | — Лживость, двоедушие |
В системе цветовой символики Таро, созданной Алистером Кроули, зелёный цвет связывается с природой, плодородием Земли и ростом (при сохранении связи этого цвета с Венерой и надеждой). В аркане «Мир», который олицетворяет конец алхимического Великого Делания, зелёный цвет выступает знаком века Водолея — века зелёной Земли (в том числе и экологически).
Зелёный цвет, находясь в середине видимого спектра, практически никогда не вызывает раздражения: глаз человека легче всего переносит именно зеленый цвет, его восприятие требует от человека минимальных усилий.
Рассматривается как гармонизирующее соединение синего света интеллекта с эмоциональной теплотой Солнца.
В сновидениях выступает преимущественно позитивным символом как цвет сексуальной силы, потребности в развитии, уважении, оценке достоинств, образованности и знании.
«Где распускается зелень, там просто естество, там само собой разумеющийся вырост… переживание весны. Когда, например, даже дьявол является как „Зеленый“, это значит, что он остался там в обличье античного растительного бога».
Однако этому противостоит и негативное содержание:
«Безмерное появление зелени во всех снах означает перенасыщение отрицательными природными влечениями».
В средневековой любовной лирике «зелёный клевер» играет большую роль как место любовных встреч, и, например, «дать клятву над зелёным клевером» означает придать ей еще большую жизненную силу.
Апачи называют бирюзу dukiij, что означает «голубой или зеленый камень», не делая различий между этими цветами. Зеленый нефрит почти также высоко ценился в древней Мексике, где он был символом сердца и крови через его союз с оплодотворяющими свойствами воды. Как и в Китае, кусочки нефрита иногда клали в рот умершим как гарантию их воскрешения. Среди народа маури, Но вая Зеландия, красивый зеленый нефрит — punami «зеленый камень»поунами, встречающийся на островах Южных морей, обычно использовали для изготовления священного мере — военного жезла, символизирующего власть, и для хей-тики — кулона в виде стилизованной фигуры предка. Нефрит, кото рый называют так из-за того, что большинство камней по форме похожи на человеческую почку, по испанскому поверью, был целебным средством для лечения болезней почек.
В бытовом народном словоупотреблении «зелёный» часто обозначет «незрелый» (плод, человек, идея и т. д.).
Зеленый цвет в психологии: значение, что символизирует, о чём говорит
В психологии человека цветам, в том числе и зеленому, придается индивидуальное значение. Специалисты утверждают, что правильно подобранный спектр может воздействовать на физическое и эмоциональное состояние. Сегодня я расскажу, что обозначает этот тон, который является самым распространенным в природе, и как использовать эти знания, чтобы улучшить качество жизни.
Интересные факты о цветовосприятии
Эту теорию изобрел знаменитый немецкий писатель Иоганн Гете. Суть в том, что темная палитра оказывает успокоительный эффект, а светлая – бодрящий. Если вы посмотрите на холодный спектр, то сначала вам бросится в глаза синий, а на теплый – желтый. Именно они являются «фундаментом» для создания всех остальных оттенков.
Как уже было сказано выше, гамма влияет на людей как на физиологическом, так и на психическом уровне. В первом случае взаимодействие должно происходить в довольно короткий промежуток времени, а во втором – более продолжительный. Восприятие функционирует с помощью ассоциаций. Сначала мы улавливаем его органами зрения, а затем влияние осуществляется тактильно. Так, например, голубой относится к холодному комплексу.
Многие ученые считают, что он оказывает прямое воздействие на температуры тела или артериальное давление. Спектр от синего до зеленоватого способствует его повышению, а от желтого до красноватого – понижению.
Что значит зеленый цвет в психологии
Огромное количество этого тона в природе связано с наличием хлорофилла. Это специальный пигмент, содержащийся в листочках и стеблях многих представителей флоры. Он позволяет растениям самостоятельно вырабатывать питательные вещества для поддержания своей жизнедеятельности: эта частица является важным звеном в таком процессе, как фотосинтез.
Зелень получается при сочетании желтизны и синего, поэтому интерпретировать ее можно по-разному. С одной стороны, она признана самой безопасной в мире. Неспроста такой сигнал в светофоре разрешает переходить проезжую часть. С другой, это знак жизни, гармонии и умиротворенности. Каждый, кто посмотрит на этот тон, будет ассоциировать его с ростом и развитием.
Характеристика
Некоторые полагают, что это гамма жизненной силы. Она способна восполнять недостаток энергии на психоэмоциональном уровне. Разновидности с большой каплей синего оказывают успокаивающее действие. Такой холодный тип часто применяется в лечении фобий, например, боязни замкнутого пространства. Личности с клаустрофобией предлагают пробыть некоторое время в помещении, где стены окрашены в мягкий зеленоватый. Согласно экспериментам, подобная атмосфера помогает гораздо проще справиться с состоянием, возникающим в закрытой комнате.
Что символизирует зеленый цвет в психологии
Издавна он считается символом счастья и радости, гармонии и умиротворения, удачи и достатка, а также равновесия и мудрости. В прошедшие эпохи оттенок ассоциировался с такими занятиями, как земледелие и садоводство.
В православной религии палитра известна, как знак бессмертия, а в исламе – это воплощение рая и жизни. Тон очень важен для Ирландии. Всем известно, что это главный элемент дня святого Патрика. А лепрекон здесь всегда изображен в одежде, выполненной в зелени.
Я установила, что особенно благоприятно он воздействует на людей, находящихся в состоянии стресса или нервного напряжения. В таком случае он успокаивает ЦНС и помогает почувствовать себя в гармонии с действительностью. Но несмотря на все плюсы, несколько веков назад в некоторых регионах оттенок имел негативную символику. Например, женщины с зелеными глазами априори считались ведьмами. Также его связывали с различной нечистой силой: демонами, водяными.
Ассоциации
Главная трактовка, возникающая в голове у любого – это листва деревьев и цветков, ягоды, фрукты, растения. Часто можно встретить птиц, пресмыкающихся и земноводных, имеющих зеленоватый окрас: крокодилы, лягушки, попугаи, органисты.
К различным оттенкам психологи относятся по-разному. Например, салатовый ассоциируется не только с зеленью, но и с желтизной, поэтому интерпретироваться может и в ту и в другую сторону. Но если в нем не слишком много зеленого, то его относят к холодному спектру и приписывают успокаивающие свойства.
Обычно этот тон считается в большей степени положительным, в том числе и его темные разновидности. Ведь во всех проявлениях он тесно связан с природой, которую люди видят ежедневно.
Влияние на человека
Как уже отмечалось ранее, любая гамма, так или иначе, воздействует не только на эмоциональный фон, но даже на здоровье индивидов. Поэтому к выбору одежды и оформлению интерьера нужно подходить с большой ответственностью, так как все эти элементы будут бросаться в глаза каждый день.
На моей личной консультации я расскажу, как правильно использовать оттенки, чтобы избавиться от тревожности и обрести умиротворение. А пока рассмотрим основные аспекты этого воздействия.
Положительный эффект
Если говорить о любителях зелени, то они отличаются обаятельностью, устойчивой психикой, упорством, храбростью и правдивостью. Я считаю, что такие люди склонны к объективности, так как они видят не только хорошее, но и плохое. Этот навык позволяет им трезво посмотреть на вещи, оценить собственные возможности и последствия ситуации. Благодаря этому их решение имеет большой вес, а умение производить правильные расчеты делает их авторитетом среди окружающих.
Зеленоватый – знак роста и развития. Это означает, что индивиды, предпочитающие данный тон, постоянно стремятся узнать новое, совершенствоваться. Помимо прочего, поклонники отличаются стабильностью, добротой и способностью к состраданию.
Отрицательный эффект
Но в характере почитателей зелени есть и негативные качества. Зеленый цвет в психологии человека означает умиротворение, что может довести до апатии тех, кто долгое время пребывает в помещении с такой палитрой. Отсутствие желаний объясняется тем, что в подобной атмосфере индивидуум восполняет нехватку энергии и получает особенную энергетическую поддержку.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Природный оттенок таит в себе все секреты мироздания, поэтому и людей наделяет скрытностью. Качество в большей степени плохое, чем хорошее. Я использую гамму в своих целях. С ее помощью они излечивают клаустрофобию, помещая того, кто страдает от боязни замкнутого пространства, в комнату, выполненную в зеленоватых тонах. Успокаивающая аура благотворно действует на организм, что способствует значительному снижению приступов.
Также не стоит прибегать к зелени при переутомлении или нервном истощении, так как это чревато полной потерей энергии. Но в целом, воздействие зависит от сбалансированности желтизны и синевы. Если преобладает синий, то оттенок станет более напряженным. А в случае с желтым – гармоничным и бодрящим.
Влияние на психическое состояние
В общем смысле, зеленый известен, как расслабляющий. Но если говорить о разновидностях, например, о салатовом, то он способен оказать легкое бодрящее действие.
Рассмотрим, как он влияет на самочувствие:
Использование в рекламе
Так как палитра ассоциируется с безопасностью и свежестью, то ее зачастую можно встретить на упаковках с натуральными продуктами и органикой. Пометки «эко» или «био» тоже сопровождаются этим оттенком.
Способ применяется, если содержимое коробки имеет в своем составе фрукты или овощи, например, яблочки, киви, огурцы. Отлично подходит прием и для рекламирования медицинских препаратов, а также его можно увидеть в логотипах частных клиник, аптечных пунктов и других компаний, связанных со здоровьем.
О чем говорит зеленый цвет в одежде
Приоритет конкретной гаммы в нарядах также может многое рассказать о человеке. Ведь считается, что посредством таких предпочтений личность делится настроением, переживаниями или неосознанно указывает на черты характера.
Интересный факт: известные императрицы Российской империи – Екатерина Медичи и Елизавета Петровна – были без ума от зелени. Их выбор указывает на мужественность характера. В любом случае такой гардероб могут позволить себе абсолютно все независимо от внешности. Он подойдет как для торжественных мероприятий, так и для повседневности.
Кто выбирает зеленый цвет
Предпочтение зеленоватым оттенкам отдают порядка 15% людей. И примерно такое же количество испытывают к нему неприязнь, связанную с суевериями. Существует связь между цветовым вкусом и характером. Но не стоит относиться к этому слишком серьезно. Ведь каждая личность уникальна, поэтому хорошо узнать ее можно только при близком общении, а не с помощью обобщенных описаний.
Тем не менее, мужчины-почитатели имеют такие качества, как:
Представительницы женского пола, любящие зеленоватые оттенки, зачастую ставят в приоритет именно семью, а не работу. Они любят расширять свой круг знакомств, обладают доброжелательностью, а также крепким здоровьем. Помимо этого, зеленый цвет в психологии женщины означает, что она:
Кроме того, такие личности обладают рассудительностью и балансируют между эмоциональной составляющей и разумом.
Что обозначает зеленый цвет в психологии, если к нему присутствует неприязнь
Те, кому не нравится зелень, характеризуются такими качествами, как:
Индивиды не очень любят находиться в центре внимания или в шумных компаниях. Для них отдых – это спокойная обстановка среди самых близких.
Кому подойдет
Это универсальный оттенок, который при грамотном сочетании будет уместен как на вечеринке, так в повседневном образе. Однако стилисты не рекомендуют надевать ярко-салатовые наряды на важные встречи или переговоры, так как есть риск произвести впечатление легкомысленной персоны.
Обозначение зеленого цвета в интерьере сводится к душевному комфорту. Он будет особенно приятен тем, кто ценит теплоту и хочет чувствовать дома максимальный уют. Поэтому гамма подойдет для дизайна спальной комнаты, что поспособствует глубокому расслаблению и отличному отдыху. Наиболее привлекательные сочетания получатся с черным, оранжевым, коричневатым, а также с желтизной.
Отрицательные характеристики
Но те, кто предпочитает данную палитру, обладают некоторыми негативными чертами. Например, неспроста этот тон часто применяется для передачи одного из семи смертных грехов – зависти. Также любителям присуща склонность к ревности, проявлению эгоизма. А темно-зеленый цвет означает, что личность любит стабильность, консерватизм.
Этот вариант помогает скрыть полноту, поэтому при выборе одежды данный факт можно использовать для собственной выгоды. На некоторых зелень оказывает чрезмерно успокаивающее воздействие. Это провоцирует пассивность, а их работоспособность стремительно падает. Но такое явление случается довольно редко.
В остальных ситуациях оттенки вызывают исключительно позитивные эмоции. Они помогают индивидам чувствовать себя лучше, заряжают бодростью и энергией. Ведь на вопрос: «Зеленый – это цвет чего?» многие ответят – гармонии и спокойствия.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Ведьмы, кусты, одиночество и зло биомодификаций: что означал зеленый цвет в искусстве разных эпох
Зеленый не так популярен и эмоционально насыщен, как красный, черный или синий. Но искусствовед Мария Мороз показывает, что это не только цвет травы и деревьев — им писали молодость и смертоносное разложение, невинность и порок, райские кущи и ведьминские зелья. А пейзаж в разные времена служил вместилищем религиозных идей, становился социальным высказыванием и даже философским манифестом.
Главный цвет растительного мира, зеленый в искусстве долгое время играл второстепенную роль. Только в I веке н. э. его стали использовать во фресковой росписи роскошных римских вилл — например, Золотого дома Нерона. Правда, и здесь отношение зеленого к красному или синему примерно соответствовало пропорции 1:100.
Реконструкция росписи Золотого дома Нерона. Источник
Эта краска встречается в изображении тонких растительных узоров и морских существ — тритонов. Возможно, древние римляне не видели смысла воссоздавать зеленую обстановку у себя дома: переступи порог жилища — и любуйся окружающими ландшафтами сколько душе угодно.
При этом считалось, что зеленый цвет обладает способностью успокаивать утомленное зрение. Но расписывать стены вилл в такой гамме всё равно не было нужды — достаточно просто иметь при себе изумруд размером с детский кулачок и иногда медитативно его рассматривать.
По воспоминаниям современников, уставший от гладиаторских боев римский император Нерон так и поступал.
Цвет молодости и образ рая на земле
Поднять рейтинг зеленого, а заодно и синего смогли главные враги римлян — варвары (они же германцы). После их массовых вторжений на территорию империи, совершенных в V веке, в моду вошли новые цвета. Эти оттенки долгое время уступали красному, желтому и белому, не считались благородными и воспринимались как дикарские — носить подобные одежды стыдились даже рабы. Но благодаря любительницам экстравагантных костюмов постепенно изменилось и значение зеленого цвета, который впервые появляется именно в женском гардеробе.
Симон де Эсден представляет свою книгу королю Франции Карлу V. Книга I «Изречения римлян и других народов». Последняя четверть XV в. Источник
Зеленый вызывает устойчивые ассоциации с цветущим садом, который в средневековом сознании воспринимался как образ рая на земле. Он позволял умозрительно приблизиться к Божественному совершенству, утраченному из-за греховной сущности человека. Поэтому зеленые интерьеры в королевских покоях наполнены символическим смыслом и служат метафорой праведного царствования.
Христос среди учителей. Руанский часослов. 1465. Источник
Девы и юноши на средневековых миниатюрах также нередко облачены в одежды зеленого цвета, который в этом случае интерпретируется как знак молодости, страсти и любви. Юность подобна едва пробившейся свежей листве на дереве и еще не созревшим плодам.
Двор любви. Эдуард IV и его жена Элизабет Вудвилл. Сборник стихов Шарля Д’Орлеана. До 1483 года. Источник
Сад удовольствий. Роман о розе. 1487–1495. Источник
В религиозных сюжетах зеленый используется как один из атрибутов образа райского сада — Царства Божия. Этот цвет в иконописи символизирует победу жизни над смертью, и чаще всего его можно встретить в сценах Рождества Христова.
Рождество Христово с поклонением волхвов. XVIII — начала XX в. Источник
Зеленым также изображают одеяния преподобных и мучеников — в знак того, что их добрые дела помогают прорасти семенам добродетели на земле.
Святые Борис и Глеб. 2-я четверть XIV в. Источник
А в православной традиции можно увидеть еще и зеленые главы церквей — как правило, так изображали храмы, посвященные мученику или Троице. В последнем случае этот цвет образуется слиянием желтого, ассоциирующегося со Святым Духом, и синего, символа Бога Сына, Иисуса Христа.
Цвет ведьм и колдовских зелий
Но на закате Средневековья отношение к зеленому снова меняется: он превращается в символ зла, им изображают драконов, ведьм, всевозможные яды и прочие мерзости.
Ведьмы, вступившие в сговор с демоном. Хроники паломничества. Вторая четверть XV века. Источник
Исследователь Мишель Пастуро замечает, что дракон в средневековой культуре — не фантастическая, а вполне реальная тварь, и ни в одном бестиарии он не ассоциируется с черным — только с зеленым.
Александр Великий сражается с двуглавыми восьминогими коронованными драконами. Истинная история доброго короля Александра. 1420–1425. Источник
Сатанинский дракон с человеческой головой, представляющий папство Урбана VI, чье избрание оспаривалось и привело к назначению антипапы Климента VII. Книга предсказания Пап. 2-я четверть XV в. Источник
Цвет, оживляющий лик святого
Если в Средневековье зеленый был цветом магических снадобий, то художник Раннего Ренессанса Дуччо смог буквально превратить его в эликсир молодости — правда, ограниченного срока действия. Чтобы написать лик (он работал исключительно с религиозными сюжетами), этот мастер создавал зеленую «подложку», поверх которой наносил розовый, из-за чего образы казались современникам почти живыми. Но с годами «верхний» цвет бледнел, и сегодня все созданные Дуччо лики уже, наоборот, выглядят мертвецки бледными.
Дуччо. Мадонна с ангелами. 1300–1305. Источник
Дуччо. Благовещение. 1308–1311. Источник
Цвет напоминания о Боге
Любой ученик художественной школы в наши дни знает, что зеленый образуется из смеси синего и желтого, однако вплоть до XVIII века живописцы предпочитали работать чистым цветом.
Немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший часто выполнял зеленым драпировки на многочисленных портретах. Его заказчиками были именитые люди своего времени: от английского короля Генриха VIII (у которого он и вовсе числился придворным художником) до гуманистов Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Но даже в таких случаях Гольбейн не использовал малахитовую зелень. Большинство его полотен написано краской на основе оксида меди, поверх которой для придания изображению яркости художник иногда добавлял оловянно-желтый пигмент.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527. Источник
Мы можем лишь догадываться, какую роль играл этот цвет у Гольбейна, но в одной из своих самых знаменитых работ «Послы» он «прячет» главную идею именно за зеленой завесой — там, где в верхнем левом углу едва виднеется распятие.
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533. Источник
Гольбейн работал над картиной в особенно напряженный период соперничества между королями Англии и Франции. На полотне изображены послы, которые приехали с дипломатической миссией ко двору Генриха VIII, чтобы примирить британского монарха с Римской Церковью (к слову, им это так и не удалось).
Диковинные интерьеры и роскошные одежды героев двойного портрета словно напоминают: ничто, никакое богатство или знание, не может предотвратить неизбежное — раскол церкви и появление англиканской ветви христианства.
Но зачем французским дипломатам, потерпевшим фиаско, обращаться к придворному художнику своего идеологического противника? Явно не затем, чтобы он запечатлел их неудачу на века. На самом деле Гольбейн в некотором смысле примиряет своих заказчиков с Генрихом VIII: и деформированный череп на переднем плане, и распятие в левом верхнем углу показывают, что всё суета сует, а спасения души можно ждать лишь от Бога, каким бы Он ни был — католическим или англиканским.
Цвет листьев: пейзаж выходит на первый план
В эпоху Возрождения зеленый цвет гораздо чаще, чем прежде, встречается в живописных произведениях, потому что пейзаж становится важным элементом картины. В период Раннего и Высокого Ренессанса с характерным для него антропоцентризмом природа служила лишь фоном для изображения человека, который составлял центр Вселенной. Фигуры людей неизменно располагались на переднем плане — как, например, на полотнах Рафаэля и Леонардо да Винчи.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506. Источник
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503. Источник
Венецианские художники Позднего Ренессанса, сначала Джорджоне, а затем Тициан, переосмысляют роль пейзажа.
«Натура» по-прежнему служит обрамлением для разыгрывающихся на ее фоне сцен — но фигуры людей уже не занимают доминантного положения.
Например, на одной из самых загадочных картин Джорджоне «Буря» (исследователи предлагают около 80 разных интерпретаций сюжета), которую иногда еще именуют «Гроза», природа показана как пасторальное убежище от мира житейской прозы.
Джорджоне. Буря. 1508. Источник
Герои одиноко расставлены по разным частям полотна, а композиционный центр произведения — уходящая вдаль перспектива, вид на город. Джорджоне использует принцип контраста. Девственно-дикая идиллическая природа служит местом отдыха для случайно забредшего сюда путника (его одежда выдает в нем модника горожанина), который, возможно, оказался здесь, чтобы найти покой среди кустарников под сенью деревьев.
Цвет рациональной гармонии
XVII столетие в истории европейского искусства — эпоха барокко. В живописи этот стиль характеризуется усложнением формы, изобилием деталей, аллегорий и символов. Картины барокко эмоционально яркие, в палитре художников преобладают красный, цвет страсти, и желто-золотой, знак Божественного сияния. А вот зеленый почти полностью исчезает с полотен.
Одним из первых, кто отказался от роскоши барокко, стал Никола Пуссен. Несмотря на блестящие перспективы (должность придворного художника Людовика XIII тогда казалась пределом мечтаний любого живописца), после двух лет верной службы королю он покинул родину и отправился в Рим, подальше от интриг большого света.
Вдали от суеты Пуссен обратился к непопулярному во Франции жанру пейзажа. Но он хотел изображать природу не реалистически, а в рационально-осмысленном ключе. Пуссен «перекраивал» естественные ландшафты, чтобы никакая деталь не цепляла взгляд зрителя.
Для этого все композиции своих работ французский живописец подчинил строгому правилу трех цветовых планов:
— первый и самый ближний — коричневый (цвет земли),
— второй — зеленый (оттенки травы, деревьев и проч.),
— третий, дальний, — сине-голубой (лазурь неба).
На его пейзажных полотнах обязательно присутствует человек и природа всё еще остается сценой. Но если в барокко изображение людей было художественной доминантой и их фигуры занимали большую часть холста, то Пуссен меняет акценты. Разглядывая идиллические ландшафты, можно не сразу заметить, что на переднем плане происходят настоящие трагедии — как, например, на картине «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», написанной по мотивам «Метаморфоз» Овидия.
Никола Пуссен. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. 1650–1653. Источник
Пока счастливый юноша играл на лире двум наядам, его невесту укусила змея. Но природа спокойна, ничто не предвещает драмы: купальщики на заднем плане символизируют безразличие мира, как и идиллический пейзаж вокруг.
Сбежав от больших страстей, бушевавших при королевском дворе, в мир любимой Античности и гармоничной природы, художник предлагает зрителям мысленно проделать тот же путь. В каждом его произведении все жизненные невзгоды и проблемы, включая бренность человека, кажутся ничтожными на фоне спокойного и прекрасного царства флоры.
Цвет утраченного рая
После Пуссена пейзажисты еще долго рисовали природу не выходя из мастерской: теория цветовых планов стала каноном для всех художественных академий.
Первым порвал с этой традицией английский живописец Джон Констебл. Он много работал на пленэре и даже пытался завершить картины под открытым небом. Тогда подобные опыты казались откровенным чудачеством: компактные металлические тюбики для краски с закручивающейся крышкой, которые можно было брать с собой, появятся лишь во второй половине XIX века.
Пейзажи Констебла тематически отличались от работ его современников. Художник ввел в живопись повседневность, изображая на своих полотнах лужи, неприглядные берега водоемов, пасущихся коров, старые сараи.
Так называемый деревенский пейзаж в то время был совершенно непопулярен у зрителей. Чтобы его картины проходили на выставку, Констебл — видимо, для придания им большей значимости — выбирал гигантские форматы. Например, «Белая лошадь у пруда» достигала двух метров в ширину. Но даже это решение не спасло ее автора от колкой критики.
Джон Констебл. Белая лошадь у пруда. 1819. Источник
В Британии он долгое время не был оценен, зато по другую сторону Ла-Манша работы Констебла стали популярны еще при жизни художника. Увидев однажды его картину «Телега для сена», французский живописец Теодор Жерико убедил своего арт-дилера купить сразу несколько полотен английского пейзажиста.
Джон Констебл. Телега для сена. 1821. Источник
В начале XIX века английская сельская глубинка уже не была такой гармоничной, какой ее показывал художник. Индустриализация и промышленная революция затронули в первую очередь окраины: люди стали использовать на фермах машины, заменяя ими человеческий труд, в итоге многие лишались работы и вынуждены были отправиться в город. Но для Констебла чистый воздух деревни и безграничные зеленые луга стали образом утраченного рая.
Цвет Русской земли
В истории русской живописи мастером деревенского пейзажа прослыл Алексей Саврасов. Он первым отвернулся от «итализированной натуры», которую молодым студентам навязывали в Императорской Академии, и стал писать «родные» ландшафты. В основном это были образы ранней весны, тающего снега, еще не проснувшейся после долгой зимы природы, как на знаменитой картине «Грачи прилетели».
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Источник
Эта тема в отечественной пейзажной школе была почти новаторской. Многие мастера считали, что делать предметом изображения русский холод — дурной тон, а Карл Брюллов говорил: «Как ни напишете зиму, а выйдет пролитое молоко».
Поэтому прежде художники рисовали лишь летние пейзажи с «итальянскими» ландшафтами. Но Саврасов не ограничился темой ранней русской весны. Ему хотелось обновить и летние образы, сделать их узнаваемыми, придать им национальный колорит. В итоге появились такие картины, как «Радуга» и «Проселок».
Алексей Саврасов. Радуга. 1875. Источник
Художник использует свой излюбленный ход и точно передает ощущение свежести после дождя. Повсюду виднеются лужи грязной воды, но на контрасте с цветом земли особенно ярко смотрится изумрудная мшистая зелень. Благодаря этому противопоставлению даже размытая проселочная дорога выглядит едва ли не праздничной, словно сама природа ликует по случаю окончания дождя.
Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Источник
Однако в жизни самого художника радостей было не так много: денег от продажи картин не хватало, жена с детьми от него ушла, он стал выпивать и в конце концов умер в больнице для бедных, всеми покинутый и забытый.
Цвет грез и эскапизма
Вслед за реалистами обращается к пейзажу и следующее поколение художников — символисты. Но их уже интересовала не живая природа, а мир грез: они хотели рассказать, как мог бы выглядеть рай.
Пьер Пюви де Шаванн видел прекрасное в образах, исполненных тоски и тихой меланхолии. В блеклой меловой палитре художника доминируют призрачные фигуры, отчего все его работы овеяны флером мистического безвременья.
Например, на картине «Между искусством и природой» изображено всё, что так любит Шаванн: много натурщиц в застывших позах, среди которых есть и Богоматерь, и Пьета, и просто прекрасная Дева, керамист с кучей готовых изделий и пара археологов. Чуть в стороне от общей группы стоят и созерцают происходящее сами художники. Перед нами аллегория творческой деятельности: она уводит человека от реальности в мир, преображенный творческим видением.
Пьер Пюви де Шаванн. Между искусством и природой. 1888. Источник
Символист Шаванн намеренно использовал пастельные цвета, чтобы несколько «состарить» картину — словно мы смотрим на воплотившийся в красках древний миф. При этом ландшафты, которые он выбирал для своих работ, были вполне современными: равнины Пикардии, окрестности Марселя или любимые места в Булонском лесу.
Творчество Пьера Пюви де Шаванна полюбили многие художники: репродукции его работ брал с собой на острова Гоген, Роден считал соотечественника лучшим живописцем, а русский мастер Михаил Нестеров во время своей парижской поездки восхищался выполненными им фресками в Пантеоне.
Одним из самых верных поклонников Шаванна был символист Виктор Борисов-Мусатов. Он даже хотел отправиться к своему кумиру в ученики, но, увы, тот решил, что слишком стар, чтобы вести занятия, и закрыл свою мастерскую. Впрочем, это не остановило Борисова-Мусатова. Вслед за Шаванном он стал работать в пастельной гамме, отказался от масла и рисовал всё темперой, как это делали любимые самим французом мастера Раннего Возрождения.
Во многих своих произведениях Борисов-Мусатов также стремился к обобщению, избегая сюжетности и показывая красоту человека, живущего в согласии с природой. Пейзаж у него всегда изумрудного цвета, какого зритель в естественной среде никогда бы не увидел.
Одну из таких картин сам Борисов-Мусатов считал своеобразным откликом на творчество Пюви де Шаванна.
Виктор Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904. Источник
Несмотря на название картины, даже внимательный зритель не найдет на ней изумрудного ожерелья. В образе драгоценных камней предстают сами девушки, олицетворяющие гармонию и женственность. Но если бы художник изобразил их в интерьере комнаты, ему не удалось бы добиться того же эффекта. Борисов-Мусатов считал своих героинь неотъемлемой частью природы, ее продолжением, поэтому изумрудным он сделал их обрамление — пейзажный фон, а не пышные юбки красавиц (которые, кстати, в начале ХХ столетия считались уже старомодными). Сам мастер объяснял свою задумку так: «Женщины в кринолинах менее чувственны, более женственны и более похожи на кусты и деревья».
Цвет болезни
Начало ХХ столетия было ознаменовано большими «возвращениями»: в России авангардисты «воскрешают» значимость древнерусской иконы, испанские мастера стряхивают пыль с работ Эль Греко, а немецкие экспрессионисты популяризируют давно забытые произведения Маттиаса Грюневальда. Во-первых, это было необходимо для восполнения пробелов в истории искусства, а во-вторых, только так художники могли нащупать национальную основу той или иной школы.
Чтобы понять главную особенность творчества Грюневальда, достаточно посмотреть на его magnum opus — Изенгеймский алтарь.
Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. 1512–1516. Источник
Художник показал Распятие Христа, как это не делал ни один итальянский мастер: мертвецки зеленое тело испещрено ранами, а пальцы сведены судорогой.
В деформированном изображении, выполненном в характерной «болезненной» цветовой гамме, молодые экспрессионисты чувствовали острый драматизм, который, как им казалось, и составляет суть немецкого искусства.
Главный идеолог группы «Мост» Эрнст Кирхнер часто использовал схожие приемы, чтобы передать свои переживания. На картинах «Пять женщин на улице» и «Потсдамская площадь» он изображает кокоток, больше напоминающих стервятников, чем женщин.
Эрнст Кирхнер. Пять женщин на улице. 1913. Источник
Эрнст Кирхнер. Потсдамская площадь. 1914. Источник
Рваные геометрические формы, лица форсированного цвета передают жесткую, психологически напряженную атмосферу городской жизни с ее пороками и соблазнами, а оттенками зеленого Кирхнер подчеркивает нездоровую обстановку происходящего. В этих произведениях он постарался выразить и то двойственное чувство притяжения и отвращения, которое такие женщины вызывали у художника и у его современников.
Цвет пустоты и одиночества
У многих художников в годы войны наступила творческая пауза: кто-то участвовал в сражениях, а тот, кто остался в тылу, не мог думать о живописи. Однако американец Эдвард Хоппер продолжал рисовать свои странные, пронизанные чувством одиночества образы.
Он был очень замкнутым человеком и стремился удалиться от людей, оберегая собственную жизнь от лишних событий. В своем творчестве художник тоже никогда не показывал динамику, предпочитая эффект застывшего кадра.
Герои его произведений «Утреннее солнце», «Мягкий вагон» и «Полуночники» — обезличенные городские жители, словно заключенные в стеклянную тюрьму.
Эдвард Хоппер. Мягкий вагон. 1965. Источник
Чтобы передать ощущение отчужденности, Хоппер обращается к образу аквариума, в котором живут его персонажи — в буквальном смысле, как в «Полуночниках», или в метафорическом, как в «Утреннем солнце».
Эдвард Хоппер. Утреннее солнце. 1952. Источник
Художник активно использует светло-зеленый оттенок, создавая холодное освещение. Оно подчеркивает искусственность обстановки, словно всё, что видит зритель, лишь декорация. Инертность окружения передается и героям, для которых любая коммуникация невозможна. Работы Хоппера исследователи называют «метафорами тишины».
Эдвард Хоппер. Полуночники. 1942. Источник
Цвет нового биоискусства
Сегодня зеленый цвет ассоциируется с одним из самых скандальных и сомнительных произведений искусства — с творением бразильско-американского художника Эдуарда Каца, стоявшего у истоков биоарта. Предпочитая классическим мастерским современные лаборатории, он любит ставить весьма необычные эксперименты над своими моделями.
В 2000 году Кац объединился с французским биологом и модифицировал генетический профиль кролика, внедрив в него чуждый компонент — зеленый флуоресцентный протеин (ЗФП), найденный у биолюминесцентной медузы. Этот ген отвечает за неоновое свечение организма в ультрафиолетовом диапазоне.
Крольчиху с ЗФП назвали Альбой, и, если на нее направить синие лучи, она начинала сиять зеленым.
Эдуард Кац. Крольчиха с ЗПФ. 2000. Источник
Зрители Авиньонского фестиваля, увидевшие «произведение» Каца, были изрядно напуганы и шокированы. Многие обвинили художника в жестоком и безответственном обращении с несчастным животным. Сам Кац объяснял смысл своего «творения» так: «Мы вступили в новую эру. Требуется новое искусство. Не имеет смысла использовать краски так же, как их использовали в пещерах».
Эпатажная работа Каца — циничная метафора, показывающая, как новый элемент может повлиять на дальнейшую эволюцию искусства. И несмотря на отталкивающую форму, в которой был подан этот тезис, с ним трудно не согласиться.