Что символизирует запах антоновских яблок
Поэзия Бунина — «живопись словом»
Школьное сочинение
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова «в том плодородном Подстепье», где, как писал он сам, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными «богами» в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.
В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, «бунинское», звучание.
Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.
Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, «чувственного, вещественного, из чего создан мир», достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:
Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
. Беру большой зубчатый лист с тугим
пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради
останется хоть память вместе с ним
об этом светлом вертограде
с травой, хрустящей белым серебром.
Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении «Листопад» создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в «серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь», — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.
Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе «Золотое дно», восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: «А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. «
В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: «Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. » («Деревня»). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: «На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. » («Деревня»). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: «Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде» («Деревня»).
Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» XI КЛАСС
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ
И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА
Аннотация. Урок-практикум поможет старшеклассникам исследовать рас- сказ И.Бунина: открыть мир запахов и чувств, который будит в душе рас- сказчика самые различные воспоминания и ассоциации. Такая форма урока даст возможность личностного восприятия произведения, поможет учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.
Ключевые слова: лейтмотив, исследование, запах, ассоциации.
Abstract. Lesson workshop will help high school students explore the Ivan Bu- nin’s short story: discover the world of smells and feelings that awakens a variety of memories and associations in the narrator’s soul. This form of the lesson will provide an opportunity of personal perception of the work and will help students to understand the mystery of the writer’s artistic skills.
Keywords: leitmotif, research, smell, association.
Цель урока: проверить понимание само- стоятельно прочитанного рассказа, развивать навыки идейно-художественного анализа, ис- следовательской работы, развивать ассоциа-
тивное мышление; пробудить желание про- должить знакомство с творчеством писателя. Форма урока: урок-исследование (ра-
Символы урока: антоновские яблоки, мед, сушёный липовый цвет, старые книги.
Оборудование: текст рассказа И.Буни- на «Антоновские яблоки», интерактивная до-
ска (проектор), музыка (по выбору учителя), компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.
Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям.
Звучит тихая музыка.
Учитель читает начало рассказа «Анто- новские яблоки»:
«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с тёплыми дождиками… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поре- девший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антонов- ских яблок, запах мёда и осенней свежести, воздух так чист, точно его совсем нет…»
Так начинает рассказ «Антоновские яблоки» Иван Алексеевич Бунин. Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к его творчеству. Мы будем наслаждаться особой атмосферой бунинской прозы, кото- рой наполнен удивительный по своей кра- соте рассказ; исследовать мир запахов и чувств, наслаждаться ароматами, «подарен- ными» писателем.
Когда читаешь «Антоновские яблоки», поначалу может показаться, что рассказ этот
— о редком человеческом даре: памяти за- пахов. Об удивительной способности вос- становить с мельчайшими подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.
Презентация «Картины природы в про- изведениях И.А.Бунина» (опережающее за- дание для учащихся).
Сообщение учащегося. Известно, что окружающую действительность чело- век воспринимает с помощью чувств: зре- ния, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Окружающий человека мир — прекрасный и удивительный — полон красок, запахов, под влиянием которых складываются об-
разы, возникают впечатления, меняется настроение, формируются ассоциации, рождаются произведения. Запахи, сопро- вождающие природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях русской литературы, для которой был и остаётся интересным мир во всей полноте. Русская литература богата произведения- ми яркими, запоминающимися, эмоцио- нальными. Писателем, обладавшим обост- рённым мироощущением, способностью понимать природу, был Иван Алексеевич Бунин.
Учитель. На уроке будут работать четы- ре группы, которые получили задание: про- читать одну из глав рассказа и выписать описание запахов.
— Поделитесь впечатлениями от прочи- танного произведения.
— Какие ассоциации возникали при чте- нии рассказа?
Учитель. Произведения Ивана Бунина наполнены красками, звуками, запахами и
«живописными словами». За последние де- сятилетия интерес исследователей к твор- честву И.А.Бунина и к языку его произведе- ний возрос необычайно; буниноведение определилось как самостоятельное направ- ление в области литературы.
Учитель (текст на слайде). В обста- новке провинциальной усадьбы на Орлов- щине сформировался талант Бунина, и пе- чаль сжимает его сердце, когда запах ан- тоновских яблок напоминает о былом. А.Т.Твардовский говорил, что Бунин «обо- няет мир всегда и везде; он слышит и пе- редаёт запахи — и дивные, и отвратитель- ные, и утончённые, и непередаваемо слож- ные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзает в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи чи- тателям». Слова Твардовского стали эпи- графом к нашему уроку.
Работа с эпиграфом
— Как вы понимаете слова: «Бунин вды- хает мир…»?
— Что значит «…дарит запахи читате- лям»?
Учитель. Сегодня на уроке через лите- ратуру мы познаем необыкновенную силу запахов. В каком значении употребляется слово «запах»? Давайте заглянем в словарь.
Сообщение учащегося (слайдовая презентация)
Слайд 1. Запах — свойство предметов, веществ, воспринимаемое обонянием.
Слайд 2. Сфера употребления слова «за- пах»:
Учитель. Что может запах? Что можно сделать с запахом?
Примерные ответы: ударить, усилить- ся, напомнить, исчезнуть, заставить, вы-
зывать, напомнить, говорить, доноситься, проникнуть, сводить, ощущаться, дурма- нить, перебивать, пьянить, выдавать, рас- пространяться, преследовать, пробудить, кружить.
Используем интерактивный приём
«Ассоциативный ряд»: учащимся предла- гается подобрать ассоциации к слову «за- пах».
Примерные ответы: воздух, дом, одеж- да, цветение, детство, мир, помещение, дом, земля, улица, сон, город, ветер, дым, изба, сад, котёл.
Учитель. Каким может быть запах? Примерные ответы: резким, непри-
ятным, сильным, знакомым, слабым, ост- рым, едким, сладковатым, отчётливым, удушливым, приятным, тяжёлым, странным, аппетитным, пряным, тёплым, характерным, тонким, вкусным, свежим, уловимым, стой- ким, горьковатым, пьянящим, чужим, чи- стым, цветочным, новым, смешанным, чи- стым.
Используем интерактивный приём
«Синонимичный ряд»: просим выпускни- ков подобрать синонимы к слову «запах».
Примерные ответы: благовоние, амбра, аромат, благоухание, дух, душистость, па- хучесть, букет.
Словарь. Значение слова «амбра».
Амбра — это ароматическое вещество, которое применяется для придания стойко- сти запаху духов в парфюмерии.
Учитель. Одним из главных образов- лейтмотивов является в рассказе Бунина образ запаха, сопровождающий всё пове- ствование от начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего все произведение, — запаха антоновских яблок
— здесь присутствуют и другие запахи.
Словарь. Значение слова «лейтмотив».
Лейтмотив — повторяющаяся в про- изведении основная мысль, идея.
— Итак, ребята, мы с вами подготови- лись к исследованию запахов в бунинском произведении. Особое внимание обратите на сочетание запахов, которыми пропитано произведение.
Автор разделил рассказ на четыре ча- сти, и каждая — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют це- лый мир, которым так восхищался писа- тель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, каким особым ароматом веет от каждой страницы произведения, ме- няются ли запахи.
Работа с художественным текстом
(Учащиеся заранее составили таблицу, заполнив только 1-ю графу «Описание запа- хов». Каждая из 4 групп работала с одной из частей рассказа.)
Учитель. По словам Александра Три- фоновича Твардовского, у Бунина «запа- хи — и дивные, и отвратительные, и утон- чённые, и непередаваемо сложные». Эти- ми определениями мы и воспользуемся, выполняя задание. (Работа в группах. Уча- щиеся заполняют 2-ю графу таблицы. Пре- зентация работы.)
1- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Аромат опавшей листвы
Запах антоновских яблок
Запах осенней свежести
Запах дёгтя в свежем воздухе
Девки-однодворки в сарафанах,
сильно пахнущих краской
Ржаной аромат новой соломы и
Запах: в саду — костёр…
2- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Запах старой мебели красного
Запах сухого липового цвета
3- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
«Пахнет от оврагов грибной сы-
ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою»
«Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кис- ловатой плесенью, старинными духами…»
4- я часть рассказа
Описание запахов Какие они?
(По определению Твардовского) Состояние рассказчика Чувства, которые возникают у читателей
Запах антоновских яблок исчезает
из помещичьих усадеб
Ворох соломы, резко пахнущей
Запах озябшего за ночь, обнажён-
Требники — книги, содержащие молит- вы для богослужения.
— Запах антоновских яблок лейтмоти- вом проходит почти через весь рассказ. Обратите внимание, как постепенно, от
главы к главе меняются настроение пове- ствования, роль запаха антоновских яблок.
1- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Аромат опавшей листвы
Запах антоновских яблок
Запах осенней свежести
Запах дёгтя в свежем воздухе
Девки-однодворки в сарафанах,
сильно пахнущих краской
Ржаной аромат новой соломы и
Запах: в саду — костёр…
2- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Запах старой мебели красного
Запах сухого липового цвета
3- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
«Пахнет от оврагов грибной сы-
ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою»
«Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кис- ловатой плесенью, старинными духами…»
4- я часть рассказа
Описание запахов Цвет Звук Музыка
Запах антоновских яблок исчезает
из помещичьих усадеб
Ворох соломы, резко пахнущей
Запах озябшего за ночь, обнажён-
(Каждая группа заполняет 3-ю и 4-ю гра- фы таблицы. Презентация работы.)
Учитель. Работая над произведени-
ем, вы обратили внимание на обилие за- пахов, цветовых оттенков, используемых Буниным. «Зрение у меня было такое, —
вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звёзд в Плеядах, слухом за версту слы- шал свист сурка в вечернем поле, пьянел,
обоняя запах ландыша или старой кни- ги…»
Важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. Мы про- следим это и отметим в таблице.
(Работа в группах. Учащиеся заполняют 1-ю графу следующей таблицы. Презента- ция работы.)
Учитель. Стихию жизни, её многообра- зие, движение передают также в произве- дении звуки. Все эти бесконечно разнооб- разные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию, музыку самой жизни.
(Работа в группах. Учащиеся заполняют 2-ю и 3-ю графы таблицы. Презентация ра- боты.)
Меняются запахи — меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировос- приятия.
Задание. Составление букета запахов (по ответам учащихся).
1-я часть — сильный, тонкий, крепкий. 2-я часть — чистый, бодрый.
3- я часть — резкий, кисловатый, ста- ринный.
4- я часть — тёплый, отрадный. Беседа
— Какой запах в 1-й и 2-й частях расска- за? (Природный.)
— Какой запах в 3-й и 4-й частях расска- за? (Домашний, бытовой.)
— Что объединяет все запахи?
Работа с карточками для 4 групп. За- дание «Восстанови фразу»
1. Особенно, всюду, тут, яблоками, пах- нет, сильно.
(«Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особенно».)
2. Прежде, яблок, войдёшь, всего, в дом, и, прежде, услышишь, запах, а, уже, другие, потом.
(«Войдёшь в дом и прежде всего услы- шишь запах яблок, а потом уже другие…»)
3. От, перегнившими, сыростью, корою, крепко, пахнет, грибной, листьями, древес- ной, мокрой, и, оврагов.
(«Крепко пахнет от оврагов грибной сы- ростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою».)
4. Грудь, сада, дышит, воздухом, за ночь, широко, его, зари, озябшего, обнажённого, и запахом, резким.
(«Грудь его широко дышит резким воз- духом зари и запахом озябшего за ночь, об- нажённого сада».)
Работа с художественным текстом
— Подбирая синонимы к слову «за- пах», кто-то из вас предложил слово «бу- кет». Действительно, Буниным воссоз- даются особая красота и неповторимость сложных запахов, называемых «букетом ароматов». Предлагаю подтвердить это текстом. (Работа в группах. Комментарий к ответу.)
«Антоновские яблоки». Запахи, краски, звуки
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Антоновские яблоки».
Запахи, краски, звуки.
Выполнили ученицы 11 «г»класса Давыдова Вера и Солонина Елизавета
Описание слайда:
Описание слайда:
Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток.
Описание слайда:
Бунин говорит: «Воздух так чист, точно его совсем нет.» Также он говорит о тонком аромате опавшей листвы запахе меда и запахе осенней свежести.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Описание слайда:
На материале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главной особенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний, чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы, особенно ярко представленном в творчестве И.А. Бунина.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Неделя математики и информатики
Рекомендации по проведению ГИА-9 по информатике и ИКТ
Презентация по информатике на тему: Поколение третье. Интегральные схемы.
Подготовка учителя информатики к организации исследовательской и творческой деятельности учащихся
Результаты ЕГЭ
Вводная презентация Проект «ЕГЭ по информатике: часть «А» без проблем»
Серия «Готовимся к итоговой аттестации»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379312 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.