Что символизирует ярославна в слове о полку игореве
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
сочинение по литературе 9 класса
Самым поэтичным образом «Слова о полку Игореве» является образ Ярославны, юной супруги князя Игоря. Ярославна, отправив в опасный поход своего мужа, возглавляющего русское войско, с волнением ждёт от него известия. Узнав о его поражении на поле боя, княгиня горюет и оплакивает не только своего возлюбленного, а и всех погибших воинов. Это не только её личное горе, это горе всего русского народа.
Образ Ярославны собирательный. В нём автор заключил силу и величие всех русских женщин. В те времена каждой русской женщине необходимо было быть сильной и выносливой, для того чтобы уметь ждать своего мужа с дальних походов и долгих войн. Кроме того, его нужно было поддерживать и быть на его стороне в любых ситуациях, не в зависимости от того князь он или простой дружинник.
Ярославна
Супруга главного героя «Слова о полку Игореве» — реальное историческое лицо. Она жила в Древней Руси во второй половине 12 века, и звали её Ефросинья Ярославна. В «Слове», как и во многих других древнерусских памятниках литературы, женщины назывались только по отчеству, их имена не озвучивались.
Отцом Ярославны был могущественный галицкий князь Ярослав Владимирович Осмомысл, а матерью – суздальская княжна, дочь Юрия Долгорукого.
В юном возрасте Ефросинья была выдана замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича. В браке у них родилось пятеро детей, которые стали главной отрадой для их матери.
Ярославна в «Слове о полку Игореве»
Ефросинья Ярославна обрела известность благодаря «Плачу Ярославны», которым начинается третья часть «Слова о полку Игореве». Этот плач считается одним из самых лирических мотивов всего произведения. На городской стене Путивля Ярославна плачет и призывает силы природы спасти её любимого мужа. Она трижды обращается к ветру, солнцу и могучему Днепру, умоляя их вернуть возлюбленного.
Значение «Плача Ярославны»
Для того чтобы представить себе истинное значение «Плача Ярославны», необходимо вспомнить о той роли, которая была отведена женщине в те времена. Согласно суровым порядкам 11-12 века эта роль была строго определена: послушная мужской воле дочь, жена и мать. Основными качествами, которые ценились в женщине – были покорность и преданность.
Именно такой и предстаёт в этой части «Слова о полку Игореве» безутешная Ярославна, которая уже отчаялась дождаться своего супруга из военного похода. Она упоминается в «Слове» один раз, когда на стенах Путивля умоляет силы природы вернуть ей возлюбленного. И именно в этом смиренном ожидании и заключается подлинная сила духа русских жен и матерей, не имеющих никакой возможности помочь своим любимым мужчинам, ушедшим защищать их Родину.
Мужество, преданность и самоотверженная любовь – это черты, присущие не только Ярославне, но и всем русским женщинам, которые были надежным тылом для их сыновей и мужей.
Образ Ярославны в искусстве
В дальнейшем образ Ярославны стал широко использоваться в поэзии, художественном искусстве, в театральных постановках, а также кинематографе. Особую известность получила опера русского композитора А.П. Бородина «Князь Игорь», созданная в конце 19 века. Позже она послужила основой для фильма «Князь Игорь» режиссёра Романа Тихомирова. На роль Ярославны пробовалось много знаменитых актрис, что совсем неудивительно, ведь этот образ привлекает своей душевностью, преданностью, патриотизмом и внутренней силой, способной творить настоящие чудеса.
«Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы, описывающий неудачный поход князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Центральным женским образом в произведении является Ярославна – жена князя Игоря. Будучи женщиной, она не смогла отправиться вместе с войском на поле боя, но именно её сила духа и преданность помогли возлюбленному выжить, и вернуться домой.
Ярославна – это не вымышленный персонаж, а реальное историческое лицо, как и главный герой «Слова о полку Игореве». Она – супруга князя Игоря Святославича новгород-Северского, дочь могучего галицкого князя Ярослава Владимировича, прозванного за его мудрость Осмомыслом в «Слове».
Ярославна – идеал женщины
Автор воплотил в образе Ярославны идеал женщины времён Древней Руси. Ярославна – молодая и красивая княгиня, которая ждёт своего супруга с поля боя. В отличие от многих других супруг великих князей, известных истории и литературе, Ярославна – не только могущественная и мстительная правительница, она – хранительница семейного очага, любящая жена и заботливая мать.
Образ Ярославны – это образ женщины-берегини, охраняющей своего супруга в опасных боях и походах. Её любовь обладает немыслимой силой, способной защитить даже в самые трудные моменты. Ярославна – воплощение истинного предназначения женщины, она сильна не физически, а душой и сердцем. Она – идеал женского образа не только Древней Руси, но и всех остальных времен.
Плач Ярославны
Плач Ярославны – важнейший элемент поэтического строения «Слова о полку Игореве». В композиционном плане он является предпосылкой к побегу князя Игоря из плена. Ярославна, изливая свои слёзы на высокой стене Путивля, заклинает силы природы помочь её возлюбленному. Она призывает на помощь ветер, солнце и Днепр. В плаче Ярославны воплощена самоотверженная сила любви. Стенания одинокой женщины автор уподобляет крику кукушки, который символизирует глубокую тоску.
Несмотря на охватившее её горе, Ярославна не осуждает поступок своего мужа, и не проклинает их врагов. Она не пытается выместить свою обиду на тех, кого не оказалось рядом, как это сделал князь Всеволод, ругая князей, которые могли бы быть вместе с ними на поле боя.
Ярославна – очень смелая женщина, которая готова идти против сил природы, жертвуя всем, что имеет, ради спасения мужа. Она не стесняется своих слёз, ей неважно, что подумают окружающие. Ей нужно только одно – живой и невредимый князь Игорь рядом.
Так сильно любить могла только мужественная и смелая женщина, которая была достойной супругой правителя русской земли. Именно поэтому образ Ярославны прошёл сквозь века, и стал бесценным достоянием для потомков.
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы. В нем сочетается лаконичность и точность слова, поэтичность и эмоциональность. Эти особенности привлекают к старинной поэме творческих людей уже много веков.
Автор произведения неизвестен, он повествует о событиях давно прошедших дней, которые в результате привели к столь желанному объединению разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей.
Образ Ярославны
Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. Образ ее исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни.
Переживая за благополучие мужа, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Плач передан в традиционной для русского фольклора форме. В нем есть и церемониальность и искренность, которая не оставляет равнодушным читателя. Ярославна всеми силами души стремится оказаться рядом с Игорем в тяжелую для него минуту. Она словно чувствует его боль, единственным ее желанием становится облегчение его страданий.
Обращение Ярославны к силам природы
Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов.
«Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — вопрошает она у Днепра. Сквозь уважительный тон можно проследить упрек силам природы за то, что произошло с русским войском: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — обращается девушка к ветру.
Образ русской женщины в «Слове…»
Образ верной жены Ярославны цельный и самодостаточный. В ее причитаниях отчетливо слышится тоска и печаль всех русичей, пострадавших от поражения от половцев. Через этот образ автор представляет скорбь всех русских людей, особенно русских женщин, ждущих своих мужей с полей сражения, безукоризненно верящих в правильность поступков своих супругов, готовых в любой момент прийти ему на помощь.
Значение образа Ярославны для русской литературы
Образ Ярославны оказал влияние на творчество многих русских писателей и поэтов, стал предвестником героинь Пушкина, тургеневских девушек, женских образов Толстого. «Слово…» переводили с древнерусского разные поэты и писатели. Самые известные переводы плача Ярославны Жуковского и Заболоцкого. Каждый из них по-своему передает страдания девушки, поэтично обрисовывают ее внутреннюю боль.
На мой взгляд, плач Ярославны вызывает непередаваемые ощущения после прочтения, особенно если читать его в оригинале. Автор «Слова о полку Игореве» по истине тонкий психолог, чутко чувствующий прекрасное в мире.
Ярославна
Сцена из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Челябинский театр оперы и балета
Прототипом для образа Ярославны послужила вторая жена Игоря Святославича новгород-северского Ефросинья.
Описание героя
Жене Игоря Святославича в 1185 г. было всего лишь 16 лет. В самом «Слове…» описание Ярославны отсутствует. Составить характеристику молодой женщины поможет анализ ее плача.
Княгиня называет князя «мой милый», что свидетельствует о ее горячей любви к мужу и огромной тоске от разлуки с ним.
Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969
Ярославна – очень добрая и отзывчивая женщина. Она оплакивает не только своего мужа, но и всех воинов, участвовавших в неудачном походе. Обращаясь к ветру, княгиня упрекает его: «Зачем мчишь хиновские стрелочки… на воинов моего милого». Похожий упрек Ярославна делает солнцу: «К чему… простерло горячие свои лучи на воинов моего милого?».
Обращение к силам природы (ветру, Днепру и солнцу) явно указывает на то, что Ярославна придерживается языческих верований.
Роль героя в произведении
Образ Ярославны олицетворяет собой всех русских женщин, разлученных с любимыми по вине войны и хранящих им верность. В более широком смысле княгиня символизирует собой спокойную мирную жизнь.
Плач Ярославны относится к традиционному жанру русского обрядового фольклора. Для автора «Слова…» нет ничего удивительного и фантастического в том, что силы природы откликаются на этот жалобный призыв и указывают Игорю Святославичу путь к бегству «из земли Половецкой в землю Русскую». Таким образом, Ярославна выступает спасительницей мужа.
Развитие героя по мере сюжета
В. Перов. Плач Ярославны. 1881
Ярославна появляется лишь в финальной части «Слова…». Можно только предполагать, что, расставаясь с Игорем Святославичем в начале похода, молодая княгиня вряд ли задумывалась о судьбе всех его участников и была обеспокоена только разлукой с мужем. Сокрушительное поражение, гибель и пленение большей части русского войска способствуют «взрослению» Ярославны, которая обращается к силам природы от имени всех женщин, потерявших своих защитников.
Отношение автора к герою
Автор безмерно сочувствует горю Ярославны, которое является составной частью общерусского бедствия. Учитывая главную идею «Слова…» (необходимость объединения всех русских земель), заметно стремление автора показать единство древнерусских людей перед лицом серьезной угрозы. Плач Ярославны помогает Игорю Святославичу сбежать из плена. Слабая беззащитная женщина вносит свой вклад в противостояние Руси кочевникам.
Прототипы
Ефросинья Ярославна – дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, ставшая второй женой Игоря Святославича в 1184 г. в пятнадцатилетнем возрасте. Согласно другой версии, Ефросинья вышла замуж за новгород-северского князя гораздо раньше и была матерью всех его детей.
Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета
Существует единственное расхождение между жизнью Ефросиньи и ее образом в «Слове…». В произведении княгиня оплакивает мужа на городской стене в Путивле. В реальности Ярославна ждала мужа в Новгород-Северском. Переезжать в находящийся южнее Путивль не имело для нее никакого смысла.
Экранизации героя
Образ Ярославны был экранизирован в 1969 г. в фильме-опере Р. Тихомирова «Князь Игорь». Роль молодой жены новгород-северского князя сыграла актриса Нелли Пшенная, дебютировавшая в кино.
Ярославна. Актиса Н. Пшенная. Фильм-опера «Князь Игорь». 1969
Сценарий картины значительно расширяет сюжет шедевра древнерусской литературы. Талант Нелли Пшенной ярко проявился в сценах прощания с мужем, томительного ожидания, столкновения с беспутным братом Владимиром, отражения нападения половцев на Путивль. Самым запоминающимся эпизодом фильма является плач Ярославны, прерывающийся возвращением Игоря Святославича из плена.
Герой за пределами произведения
В 1989 г. в Новгород-Северском был установлен памятник Ефросиньи Ярославны, расположенный на высоком холме рядом со Спасо-Преображенским монастырем.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
Ярославна на многие века стала идеалом для русских женщин. Ее вера, преданность, искренность стали примером, а ее образ в «Слове о полку Игореве» является самым поэтичным в русской литературе.
«Слово о полку Игореве» как памятник русской литературы полно загадок. И одной из таких загадок является имя героини. В самом тексте его нет. Читатель ассоциирует слово Ярославна с именем, но это отчество. Автор настолько проникновенно пишет о героине, что имя и отчество сливаются в читательском восприятии. Эти выводы исследователей подтверждаются историческими фактами. Князь новгород-северский Игорь Святославович был женат на дочери Князя галицкого – Ярослава Владимировича (он известен еще как Осмомысл).
В некоторых исследовательских источниках предполагается, что героиню звали Ефросиньей, но точных доказательств этой находки нет. Ученые строят свои выводы на именах сыновей – детей Ефросинии. В «Слове о полку Игореве» отсутствует и точное указание на возраст героини. Ученые по строчкам текста предполагают, что она молода («кличет молодая», «голос молодой»). Ярославна красива. Образ героини покорил художников, а портрет Ярославны стал одним из самых популярных в изобразительном искусстве. Мастера кисти стремились передать детали женской привлекательности, скрытые в тексте.
Плач Ярославны
Ярославна просит помощи у сил природы. Она смиренно и покорно стоит на ветру, напоминая птицу, желающую взлететь. Но ее крылья подрезаны – Ярославну лишили самого ценного. Героиня представляет себе полет, но взлететь не может. Автор описывает горе женщины во всем – в позе, облике, в словах.
Плач Ярославны – это ее признание в любви и верности к мужу, отцу ее детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Автор удивительным образом передает уважение русской женщины к природе. Она искренне верит, что силы природы ей помогут, что слово ее будет услышано. В плаче Ярославны воедино слились скорбь матерей и слезы вдов. Она стала прообразом для многих женских персонажей в русской литературе. Искренние, открытые, романтичны, женские образы будут напоминать Ярославну, хоть их и разделяют столетия. А сильная натура любящей, преданной русской женщина является одним из главных героев исторической повести.
Ярославна – символ Руси
Ярославна в «Слове о полку Игореве» олицетворяет всех русских женщин и саму Русь. Название великой страны и собственное имя становятся синонимами. Ряд литературоведов при проведении анализа текста находят намек автора на это. Слово плач в тексте повести связано не только с Ярославной. Плачет и мать Ростислава, и вдовы погибших воинов. Плачет и сама Мать-земля, оплакивает молодых сыновей, которые из-за неопытности князей покинули мир живых. Автор «Слова о полку Игореве» создает речь женщины, наполняя ее эпическими образами, чем ставит исследователей в тупик.
В повести христианская преданность соединяется с поклонением язычников. Героиня молится, кричит и заклинает. Ее плач настолько реален, что у читателя возникает искреннее желание ей помочь. Ярославна плачет за всю свою Русь. Она разделяет чувства женщин и помогает обрести им веру, дарит надежду на будущее. И этим можно объяснить актуальность «Слова о полку Игореве» в последующие столетия.
Биография Ярославны
Ярославна – символ любящей, верной жены
Точные годы жизни Ярославны не установлены. В летописях ее имя не упоминается, а в «Родословнике» Екатерины II жена князя Игоря Святославича названа Ефросиньей.
А. В. Соловьев считает, что имя Ефросинья восходит к «Любецкому синодику». Исследователь «Любецкого синодика» Р.В. Зотов так же считает, что жену князя Игоря звали Ефросинья, хоть и сомневался в идентификации князя Феодосия с Игорем Святославичем, упоминающегося там.
По мнению С.В. Алексеева, христианское имя Игоря – Георгий, а имя Феодосий – христианское имя Всеволода, младшего брата князя Игоря. Но данные Введенского синодика свидетельствуют о том, что Феодосий – монашеское имя черниговского князя, и есть большая вероятность, что речь идет именно об Игоре Святославиче, так как среди черниговских князей другого кандидата на роль монаха Феодосия нет.
По предположению О.В. Творогова, Ярославне по ошибке было приписано иноческое имя Ольги Юрьевны, ее матери. Но в литературе за княгиней закрепилось имя Ефросинья.
Ефросинья был дочерью Ярослава Осмомысла и суздальской княжны, дочери Юрия Долгорукого Ольги Юрьевны.
Исследователи считают, около 1169 года Ефросинью выдали замуж за князя Игоря Святославича. Ряд источников указывает, что Ярославна была второй женой князя, а брак был совершен в 1184 году. Эта дата впервые была приведена в «Родословнике» Екатерины II.
Исследователи считают, что возникновение этой даты стало результатом неточного прочтения «Истории Российской» В.Н. Татищева. А.В. Соловьев доказал, что именно Ярославна была матерью всех детей князя Игоря. А так как старший сын Игоря Святославича и Ярославны родился в 1171 году, то брак не мог быть заключен в 1184 году. У князя Игоря и княгини Ярославны было шесть детей – дочь и пять сыновей:
Жена князя Игоря известна благодаря «Плачу Ярославны», который начинает третью часть повести «Слово о полку Игореве». Исследователи «Слова о полку Игореве» придерживаются мнения, что «Плач Ярославны» оказал большое влияние на русскую культуру. Ярославна – символ верной жены, которая благодаря силе своей любви сумела сохранить мужа на поле сражения.
Образ Ярославны использовали в своих произведениях многие поэты. В Новгороде-Северском княгине поставлен памятник.
1682. Сочинение Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве 9 класс Русский язык
Сочинение — Образ Ярославны (Слово о полку Игореве). Русский язык
Особое место в истории русской литературы занимают дошедшие до нас памятники древнерусской литературы. Одним из таких произведений, отражающим силу и мудрость русского народа, является «Слово о полку Игореве».
В этом историческом памятнике очень много сильных характеров, среди которых встречаются как мужчины, так и женские образы. Благодаря этому произведению можно проследить не только исторические события древней Руси, но и познакомиться с великими и могучими русскими правителями, узнать много интересного о женских образах, ничем не уступающих величию их супругов.
Одним из ценнейших женских образов не только этого произведения, а во всей истории русской литературы, является образ Ярославны. Во все времена рядом с могучим мужчиной стояла великая женщина. Даже если их имена особо не упоминаются, их вклад и влияние на успех своих мужей, несомненно, очень велик.
В Слове о полку Игореве мы встречаем образ Ярославны как сильную и могучую женщину, как хранительницу очага. Издревле известно, что каждая женщина основа своей семьи. Она дарит своему дому и своему мужу тепло и уют, веру в себя. Является связывающим звеном между мужем и его потомками, дарит любовь и тепло, всасывает в себя весь негатив и конфликты, а взамен отдает гармонию и любовь. Именно собирательным образом всех русских женщин со всеми своими положительными качествами мы встречаем в Ярославне. Она наделена огромными силами, тесно связана с природой.
В безвыходную минуту она молит всемогущих сил природы помочь любимому. Ей не сидится на месте, когда муж в беде. Она готова сделать все возможное и немыслимое, только чтобы помчаться на помощь мужу. Как настоящая сильная женщина она наделена высшими силами и в минуту несчастья не придается скорби, а использует свою силу ведуньи и помогает мужу сбежать из плена.
Образ Ярославны обобщает не только всех русских женщин, она символизирует саму величественную Русь. В этом произведении одновременно встречаются противоречивые черты русской женщины. Ярославна встает перед нами как могущественная и сильная, готовая своей мудростью, силой и стойкостью побороть любые неприятности и невзгоды. Вместе с тем, она очень женственна, ласкова и нежна, во всем слушается и повинуется своему сильному и влиятельному мужу. Она хорошо знает о своем величии и силе, но, благодаря своей мудрости, великой любви к своему мужу, хорошо осознаёт и признает первенство и главенство своего мужа. Послушна и кроткая по своей собственной воле, а не по принуждению. Именно благодаря этим личностным качествам женщина стоит рядом со своим мужем, равна ему и получает от наго только ласку, любовь и уважение.
Сочинение по литературе для 9 класса на тему Образ Ярославны.
Образ и характеристика Ярославны сочинение для 9 класса
Все дальше и дальше уходят вглубь веков события старины. Из этой седой старины до настоящего времени дошла лишь маленькая толика древнерусских текстов. Из этой малой толики сохранилась бесценная жемчужина – «Слово о полку Игореве». Это важнейшая веха в истории русской литературы. Этим текстом мы обязаны знатоку и ценителю русской литературы Мусину-Пушкину.
В «Слове…» показана целая вереница различных образов. Среди них ярко выделяется женский тип – это образ Ярославны. Ярославна – это лада Игоря, его верная спутница. Она юна. Но сила ее любви настолько мощна, что Игорь сумел преодолеть плена преграды.
У лады князя Игоря есть реальный прототип. Им является Эфросиния Ярославна, которая реально была супругой Игоря Новгород-Северского.
Самый показательный эпизод, кстати, и единственный, связанный с Ярославной – это ее плач. Она, молоденькая девушка плачет на оборонительной стене города Путивля. Она, такая хрупкая и беззащитная, олицетворяет собой силу духа русской женщины, ее мужественность, ее верность.
Ярославна осознает, что она – слабая женщина не способна физически помочь супругу, да еще и на таком большом расстоянии. Но сила ее духа так велика, что даже природные стихии прислушиваются к ее мольбам.
Напимер, Ярославна просит солнышко, чтобы оно не так сильно и горячо своими лучиками припекало милого Игоря и его войско. Ветер – чтобы его стихия не вредила русичам, а, наоборот, пособляла им. Днепр должен донести до милого ее сердцу лады всю силу любви его ненаглядной женушки и силу ее духа.
А о себе она говорит, как бы обратилась кукушкой девушка, полетела бы на речку Каялу, намочила свои шёлковые рукава и устремилась бы туда, на поле боя, где милый лада раненый. И утерла бы раны милому, ненаглядному…
Образ Ярославны – это не просто образ русской женщины, верной жены. Ярославна – это образ широкий, она воплотила в себе будто бы всю Русь-матушку. Она символизирует еще и надежду на хорошее в будущем. Ярославна – символ, что, возможно, вернется к ней милый лада Игорь, что заживут они дальше в любви и согласии. Также образ Ярославны олицетворяет собой трагизм, тоску по ушедшим в мир иной навеки.
Если проводить параллели с прототипом, то важно знать, что и реальная жена Игоря дождалась своего ладу домой. Но счастье их продлилось недолго, в 1187 году ее больше не стал под этим небом.
Вариант 3
С давних времен утешением, помощью, обителью добра и успокоения для любого русского мужчины считалась женщина. Точно так же и автор «Слово о полку Игореве» передаёт нам образ Ярославны — жены Игоря. В наше время очень многие понятия предаются переосмыслению, понятие «жены» — не исключение. Сейчас очень многие говорят о том, что никто никому ничего не должен, говорят о равноправии в отношениях, но мало кто говорит об истинной любви. Ярославна не просто любила своего Игоря, она была предана ему на всю жизнь, предана своего князю-мужу и своему государству, неудачи которого она оплакивает со всей искренностью.
Имени Ярославны читатель не знает, потому как Ярославна — это отчество девушки, на которой женился Игорь. Она — не просто яркий образ русской жены, которую все мы привыкли принимать исходя из истории, Ярославна — это действительно сокровище Игоря, а вместе с тем и хранительница его сердца, переживающая о его неудачах, как о своих собственных. Ярославна — это воплощение жены из пословицы «муж и жена — одна Сатана». Ярославна горько и жалобно оплакивает гибель полка своего мужа, заточение Игоря в темнице и в принципе неудачный поход.
Действия произведения происходят уже во времена, когда Русь была крещена, но Ярославна в своём плаче ещё обращается к языческим богам и явлениям, что свидетельствует о том, что в минуты горести и отчаяния любящая супруга и спутница по жизни всегда и всяческими путями будет способствовать тому, чтобы помочь своему супругу.
Ярославна — это не просто женщина князя Игоря, это женщина всей Руси, потому что она оплакивает каждого погибшего воина, переживает за каждого человека, который был рядом с её мужем и за каждого человека, который ещё остался на Руси. Ярославна — это символ великодушие души русской женщины, её необъятность.
Я думаю, что образ жены Игоря останется навсегда в культуре и истории нашего народа, что каждый из людей в дальнейшем будет помнить о том, как выглядит женщина, достойная уважения не только своего мужчины, но и всего царства, женщина, пред которой захочется поклониться за все её страдания и мольбы о спасении своего государства и своего единственного и любимого мужа. Ярославна несет в себе верность и благородную любовь, самую высокую и чистую любовь. Для неё Игорь — не просто любимый мужчина, он для неё символ и смысл жизни. Без Игоря она постоянно плачет и страдает, она просто не в состоянии прожить без того, кому навсегда отдала своё сердце.
Характеристика 4
Произведение «Слово о полку Игореве» — настоящий памятник русской литературы, ведь его создание датируется 1185 годом. И пусть оно не дошло до наших дней в оригинале, это произведение по-прежнему содержит множество историзмов, древнерусских слов, которые позволяют изучать культуру и мировоззрение наших предков.
Обратимся к одному из наиболее ярких образов «Слова о полку Игореве», Ярославне. Из курса истории мы знаем, что эта женщина является женой князя Игоря. В произведении её образ достигает наивысшей художественности, становится собирательным образом каждой русской женщины, проводившей любимого человека, будь то муж, брат или сын, на военное сражение, и не только ожидающей его скорого возвращения, но и пытающейся повлиять на судьбу любимого человека.
Это раскрывается в эпизоде «Плач Ярославны». Ожидая возвращения попавшего в плен князя Игоря, жена его обращается за помощью ко всемогущим силам природы: солнцу, ветру, рекам. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает одним из главных героев. Воду, небеса и русскую землю неизвестный автор одушевляет, изображая как живое существо, способное чувствовать, слышать, видеть, принимать решения и даже оказывать помощь. Женские причитания, сокрушения о пропаже любимого, ни в чем неповинного мужа, способны разжалобить даже суровую стихию. Русская земля внемлет просьбе несчастной жены, и князь Игорь вскоре возвращается на родину живым.
Образ Ярославны — это воплощение любви, преданности и силы русской женщины, способной повлиять на ход исторических событий, вызволить человека из беды искренней верой в чудеса. Единственное, что может сделать Ярославна в ожидании возвращения князя Игоря — это надеяться, просить у высших сил помощи и поддержки. Тем не менее, молитвы, как доказывает нам автор, обладают сокрушительной силой, которая приводит надежды и чаяния в жизнь. Молитва в «Слове о полку Игореве» — это не просто слова. «Плач Ярославны» — особенный обряд, скорбный и несчастливый, который, однако, может привести к результату просто потому, что человек очень надеется и очень просит родную землю о помощи.
Таким образом, если бы не любовь и преданность русских женщин, их умение ждать и верить в справедливость, воины не чувствовали бы силы и уверенности, находясь на поле брани. Поддержка любящей жены помогает князю Игорю: он возвращается на родную землю поражённым и искалеченным, но всё-таки живым.