Что символизирует вода в библии
ВОДА (WATER)
Космические воды. Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт. 1:2 термином бездна. Еврейское слово tehom здесь этимологически связано с Тиамат, именем морского чудовища, из чьего скелета был сотворен мир согласно вавилонской космогонии (см. КОСМОЛОГИЯ). В Книге Бытие ничего не сказано о сопротивлении материала Божьему замыслу, и не обязательно бездну следует считать неким резервуаром сырья для сотворения. Однако в библейской поэзии все же присутствуют намеки на космическую битву между Богом и чудовищем из моря, или хаосом, называемым по-разному: левиафаном, Раавом, змеем или драконом ( Пс. 73:13–14, 88:11 ; Ис. 27:1 ).
В библейском представлении о сотворении и продолжающейся провиденческой заботе Бога о мире, Бог управляет водами мира посредством Своего Слова. При сотворении все сущее было создано божественным указом, или повелением. Бог сохраняет порядок, удерживая море в его границах ( Иов. 38:11 ), предотвращая таким образом угрозу хаоса. Хотя может показаться, что бури угрожают порядку космоса, Бог – Господь бурь, а также всех элементов природы, в том числе воды, которые Он держит под Своим всевышним контролем (см. Пс. 28 ).
Потоп времен Ноя отчасти отражает представление древних о космических водах. Потоп – это возвращение вод хаоса, в некотором смысле, это – отмена сотворения, очищение места для нового сотворения: после суда мир обновляется, выживает только праведник Ной со своей семьей. Небесные окна отворяются, источники бездны вырываются на свободу ( Быт. 7:11 ), и нам следует понимать, что начинают действовать воды хаоса, обычно ограниченные сотворенным порядком, куполом тверди и сушей.
О космических водах много говорится во 2Петра – послании, в котором вообще очень активно употребляется образ воды. Для ободрения верующих апостол вспоминает о Божественном Слове, Которое всегда управляет водами порядка и хаоса. Насмешники поступают неразумно, когда игнорируют факт, что «в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» ( 2Пет. 3:5–6 ).
Вода в ландшафте Святой Земли. География (или гидрология) Святой Земли часто имеет переносное значение. Как засушливый район, на большей части которого выпадает очень мало дождей, Святая Земля отличалась очень бережным использованием воды, как в водохранилищах, так и проточной («живой»). Галилейское (или Тивериадское) море, размеры которого составляют 20 км в длину и 13 в ширину, расположено в сердцеообразной впадине, образовавшейся в результате вулканической деятельности в кайнозойскую эру. Без этого резервуара пресной воды жизнь в данном районе трудно было бы представить. Река Иордан вытекает из него на юге и питает земли до Мертвого моря в Иудее. Сегодня воды этой реки используются для многочисленных ирригационных проектов, технологиями которых Израиль пользуется вместе с соседней Иорданией.
Помимо окрестностей Галилейского моря и реки Иордан, а также немногочисленных плодородных равнин, Святая Земля зависит от источников, колодцев и водоемов. Частое ощущение жажды и стремление к воде ( Пс. 41:2–3 ), потребность в постоянных источниках воды, работа по извлечению и транспортировке воды, противопоставление воды свежей и застоявшейся – все это повторяющиеся отличительные черты библейского опыта. Если стратегически расположенные колодцы и источники могли постоянно давать свежую воду, то в водоемах вода собиралась и сохранялась. Обычно такая вода использовалась для скота и хозяйственных нужд. Иеремия противопоставляет образы свежей и непроточной воды для разграничения подлинного поклонения и Идолопоклонства. Сторонники первого признают Бога, источник живой воды, сторонники же второго полагаются на свои водоемы, которые даже не удерживают воды ( Иер. 2:13 ). Так как извлечение воды из колодца было трудоемкой задачей и обычно ей занимались женщины, неудивительно, что самарянка, встреченная Иисусом у колодца Иакова (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА), охотно откликнулась на Его предложение живой воды, запас которой чудесным образом пополняется ( Ин. 4 ).
Во время блужданий в пустыне израильтяне активно пользовались известными источниками, такими как источник Кадес-Варни, а победа над Иерихоном привела к захвату одного из величайших оазисов древнего Ближнего Востока. Возможно, Иерихон – древнейший город на планете, в два раза древнее пирамид Египта. С древнейших времен известный как город пальм, Иерихон расположен намного ниже уровня моря, рядом с крупным естественным источником.
Вода и погода. Дожди в Святой Земле – явление сезонное. Весной и осенью выпадают небольшие дожди, основная же их часть приходится на период с декабря по февраль. Лето там чрезвычайно сухое. Библейские авторы обычно рассматривают дождь как признак Божьего провидения, возвращение дождей после длительной засухи связывалось с новым пришествием Бога, а длительное отсутствие дождей – с Его неудовольствием ( 3Цар. 8:35 ; Ам. 4:7 ). Осия призывает к усердному поиску Бога, уверяя, что «Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю» ( Ос. 6:3 ).
Сезонная природа дождей отчасти объясняет, почему хананейская религия в течение долгого периода так привлекала Божий народ. Израильтяне, пришедшие из пустыни, были пастухами-кочевниками, а оседлые хананеи хорошо разбирались в требующем оседлого образа жизни земледелии, что отражалось в практике поклонения Ваалу. В хананейском мифе Ваал овладел могуществом моря и реки, укротив и подчинив себе воды, жизненно важные для сельского хозяйства. К моменту исхода поклонение Ваалу как богу зимних дождей и бурь, то есть основных выпадавших в стране осадков, прочно установилось в Ханаане. В библейской вере Господа Израиля почитали как Бога бурь и дождей ( Пс. 28 ; Иер. 10:13 ; Зах. 10:1 ), но магические практики поклонников Ваала были постоянным искушением для израильтян, которые поздно пришли к оседлому земледельческому образу жизни.
В Новом Завете Иисус говорит о том, что распределение и количество дождя соответствует моральному состоянию народа. В Нагорной проповеди Он делает акцент на полной заботе Бога о народе. Забота эта изначальна, постоянна, отличается вниманием к нуждам людей и совершенствует их. Поэтому Иисус призывает Своих слушателей быть настойчивыми в любви и отдаче, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ).
Воды скорби. Несмотря на слова Иисуса о дожде как благодатной заботе Отца, в Ветхом Завете отсутствие дождя – это распространенная форма Божьего Суда. Власть Бога над жизнью и смертью проявляется и в посылании вод скорби – разрушительных вод моря, угрожающих наводнением. Божьи волны захлестнули его, жалуется автор псалма ( Пс. 41:8 ). В одном из наиболее ярких образных отрывков Писания Иона, находящийся в брюхе кита, описывает воды, сомкнувшиеся над его головой: «Бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел» ( Ион. 2:6–7 ). Конечно, Иона пережил нечто вроде смерти, погрузившись в разрушительную стихию, которую он отождествляет с шеолом или могилой ( Ион.2:3 ). Однако в еврейском представлении не существовало отдельных сил, властвующих над жизнью и смертью, как это было в египетском, греческом и римском пантеоне. Бог – Господь, Который правит всем. Исаия сообщает Божьи слова: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис. 45:7 ). Бог распределяет воды в том числе для ниспослания скорбей и суда.
Церемониальная вода. В законе святости Израиля вода была основным средством очищения, потому что осквернение могло произойти множеством способов: через соприкосновение с мертвым телом или с телесными выделениями, через употребление запретной пищи, через контакт с прокаженным. Ритуалы Моисея, предписанные в Пятикнижии, – это настоящий учебник использования воды для мытья продуктов питания, утвари и одежды, а также для омовения. Намеренное пренебрежение Иисуса такими обрядами, как омовение перед едой, навлекло на Него гнев фарисеев, которые в искреннем стремлении к совершенству тщательно соблюдали внешние правила, упуская из виду внутреннее отношение ( Лк. 11:37–41 ). Иисус подчеркивал, что Бог призывает всех, и тем самым вступил в конфликт с ветхозаветными законами, в которых подчеркивалась строгая избирательность и необходимость избегать скверны. Обращая внимание на мотивы – внутреннюю реальность, – Иисус спрашивает: «Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» ( Лк. 11:40 ). Одного только внешнего очищения недостаточно.
Самая важная форма церемониального очищения – это, конечно, Крещение. Двоюродный брат Иисуса Иоанн вышел из пустыни, проповедуя крещение Покаяния. В христианском крещении погружение в воду символизирует как очищение, так и переход от смерти к жизни ( Кол. 2:12 ). Возможно, приравнивание погружения в воду к смерти основано на идее возвращения в водный хаос (вариант растворения), которое предшествует воссозданию и новой жизни (что перекликается с историей сотворения). Иисус говорит Никодиму, что в духовном рождении участвуют вода и Дух, имея в виду крещение и воздействие Святого Духа. Слова Иисуса, обращенные к Никодиму, предполагают обязательное слияние естественного и сверхъестественного, физического воздействия воды и незримого воздействия Самого Бога, очищающего сердце для новой жизни в Духе.
Вода и Дух. В Ин. 7 рассказывается о появлении Иисуса в храме во время Праздника кущей – ежегодного празднования, включавшего в себя перенесение воды из Силоамского пруда в храм в течение семи дней, в память о чудесных водах Меривы во время блужданий Израиля в пустыне ( Чис. 20:2–13 ). На фоне этого полного значения обряда Иисус объявляет, что все жаждущие могут прийти к Нему и пить ( Ин. 7:37 ). Более того, верующие в Иисуса обнаружат, что реки живой воды будут течь из их собственных сердец ( Ин. 7:38 ). Эта вода, старательно объясняет автор, – обещанный Святой Дух.
Этот отрывок связан с двумя традиционными символическими линиями. Первая – это чудесный Источник, особая забота об общине верующих. Вторая – это внутренний источник, обозначающий воздействие Бога на глубины сердца человека. Проточная (живая) вода чудесным образом была послана израильтянам у горы Хорив, когда Моисей ударил по скале и оттуда потек источник. Бог дает живую воду несмотря на то, что израильтяне ропщут и жалуются на трудности Исхода. В районе Синая, как в большей части Греции, есть известковые почвы, позволяющие подземным источникам выходить на поверхность. Если в греческой традиции источники связывались с вдохновением и искусством, в еврейской традиции источники в пустыне становятся символом и знаком особой помощи Бога Его заблудшему народу. Исаия, радуясь перспективе возвращения из изгнания, сообщает слова Бога: «Открою на горах реки и среди долин источники. чтоб увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие» ( Ис. 41:18,20 ). Характерно, что Исаия рассматривает чудотворную силу Бога как единую с Его творческой силой, и эта сила сотворяет и поддерживает Его избранный народ.
Источники также традиционно символизируют движение Божьего Духа внутри человека. Отдохновение духа, приток новых сил, порывы радости – все это свидетельства эффективного присутствия Бога. Исаия уверяет, что помогающие голодным и удрученным получат награду, обновление сил и радость: «Господь. во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). Ранее пророк связывает новые силы с присутствием Бога и спасением. Получившие утешение будут говорить: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:2–3 ). Духовная жизнь и внутренний источник – образы, используемые в обращении Иисуса к самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). В основе этого лежит уверенность, что Божий Дух внутри человека ощущается как таинственный источник вечного обновления, ведущий к полноте жизни.
Иисус как Господь вод. Когда в Новом Завете Иисус объявляется Господом и Мессией, важно, что Ему приписывается та божественная власть над водами, которой в Ветхом Завете обладает один лишь Бог. Повелев яростному морю успокоиться ( Лк. 8:22–25 ), Иисус демонстрирует могущество, родственное тому, которое было проявлено при изначальном покорении бездны и которое позже чудесным образом избавило израильтян при переходе Чермного моря. Неудивительно, что ученики спрашивают: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лк. 8:25 ). Джон Мильтон использует это соответствие в сцене сотворения в «Потерянном рае», где Божий Сын до воплощения велит яростному хаосу: «Замолчите, беспокойные воды, и ты, Бездна, успокойся» (8.216). Подобное событие описывается в рассказе Матфея о том, как Иисус ходил по воде Галилейского моря ( Мф. 14:22–33 ). Когда Иисус входит в лодку к ученикам, ветер прекращается и они поклоняются Ему со словами: «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ).
В культуре, в которой на протяжении столетий Божественность связывалась с властью над водами, власть Иисуса над этой стихией неизбежно предполагала Его Божественность, в том числе всеведение. Менее значительное чудо, описанное Матфеем ( Мф. 17:24–27 ), предполагает близкое знакомство Иисуса с морем и его содержимым. Когда нужно уплатить монету в качестве храмовой подати, Иисус велит поймать рыбу, у которой во рту оказывается нужная монета. Более масштабное чудо, указывающее на власть над водами, описано в конце повествования Иоанна. Воскресший Христос видит нескольких учеников, занятых рыбной ловлей, и разводит костер на берегу. Иисус велит им забросить сеть справа от лодки, и улов оказывается невероятно большим. Здесь море связывается скорее с изобилием, чем с разрушением и хаосом, и воскресший Христос знает его и готов пользоваться этим изобилием. В соответствии с акцентом Иоанна на том, что Иисус – Сам Источник жизни и благости, неудивительно, что в Евангелии от Иоанна Иисус именно таким образом получает Свой завтрак после воскресения.
В Откровении Иоанна Иисус опять тесно связан с водой. Когда Иоанн видит воскресшего Христа, стоящего среди семи золотых светильников, он слышит голос, «как шум вод многих» ( Откр. 1:15 ). Это простое сравнение голоса с могучим ревом потока, но связь с образом воды имеет большое значение. Снова и снова в Писании Слово и вода находятся в напряженных отношениях между собой, и божественное Слово усмиряет и приручает воды. Но, как усмиренные воды бездны, текущие из-под Божьего престола в новом Иерусалиме, становятся источником вечной жизни, так и здесь звук вод слышен в голосе небесного Христа. Его слово оживляет навеки, как живая вода.
Заключение. Богатство и многозначность библейского образа воды становятся видны, если мы просто перечислим некоторые из запоминающихся его употреблений: воды плодородия, кишащие живыми существами, в истории о сотворении ( Быт. 1:20–21 ), потоки, орошающие Едемский сад ( Быт. 2:6, 10 ); потоп, уничтожающий все живое в дни Ноя ( Быт. 7 ); равнина Иордана, избранная Лотом, так как «орошалась водою, как сад Господень» ( Быт. 13:10 ); Ревекка, напоившая водой верблюдов слуги Авраама ( Быт. 24 ); превращение вод Нила в кровь ( Исх. 7 ); переход израильтян посуху через Чермное море, в котором утонула египетская армия ( Исх. 14 ); чудесная вода из скалы во время блужданий Израиля в пустыне ( Исх. 17:6 ; Чис. 20:11 ); потоки воды, питающие плодородное дерево, с которым сравнивается благочестивый человек ( Пс. 1:3 ); «тихие воды» из Пс. 22:2 и «глубокие воды» из псалмов жалобы (напр., Пс. 68:2–3, 15 ); Бог как вселенский садовник, орошающий Свое творение ( Пс. 103:13–16 ); краденые воды искушения в Притч. 9:17 и «холодная вода для истомленной жаждою души», с которой сравниваются добрые новости из далекой страны ( Притч. 25:25 ); извлечение воды из колодца спасения ( Ис. 12:3 ); вода, текущая из храма в видении Иезекииля ( Иез. 47 ); описание суда у Амоса как «вод», а правды – как «сильного потока» ( Ам. 5:24 ). Добавим сюда чашу холодной воды, которую верующие подавали ученикам ( Мф. 10:42 ); «источник воды, текущей в жизнь вечную», который Иисус предлагает женщине у колодца ( Ин. 4:14 ); загрязненные воды, описанные в апокалипсисе ( Откр. 8:10–11, 11:6 ); «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ), и воду жизни, которая дается в дар всем жаждущим ( Откр. 22:17 ).
См. также: БУРЯ, ВОДОЕМ, ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА, ГЛУБИНА, ДОЖДЬ, ЖАЖДА, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, КОЛОДЕЦ, КОСМОЛОГИЯ, КРЕЩЕНИЕ, MOРЕ, НАВОДНЕНИЕ, РЕКА, РОСА, РУЧЕЙ, СУХОСТЬ.
ВОДИТЕЛЬСТВО. См. Вождь.
Трудные тексты Библии. Что такое вода и кровь? И зачем три свидетеля? 1-е Иоан. 5:6-8
Эти стихи действительно непросто истолковать.
Во-первых, из-за массы текстологических проблем.
Весьма важный в вероучительном, догматическом отношении стих 7-й не читается ни в одном из древних греческих кодексов Нового Завета: ни в таких авторитетных уникальных кодексах, каковы: Синайский, Александрийский, Ватиканский, ни в древнейших курсивных греческих манускриптах, ни в лекционариях. В творениях древних греческих отцов, в своей полемике против ариан, имевших постоянный повод говорить о троичности Лиц в Боге и Их единосущии, данный стих не цитируется. И блаженный Феофилакт в толковании своем послания Ап. Иоанна опускает ст. 7-ой. Нет этого стиха и в древнейших переводах Нового Завета – Пешито, арабских и др. ; только в некоторых, и то не древних, списках латинского перевода Вульгаты спорный стих читается. Уже под влиянием Вульгаты в двух греческих кодексах XVI в. этот стих имеется. В печатном издании Комплютенской Библии (1514-1520) рассматриваемые слова имеются. В новейших критических изданиях новозаветного теста – Грисбаха, Шольца, Тишендорфа, Вескотта Хорта, Триджельса и др. слова ст. 7-го опускаются.
Толковая Библия Лопухина
Есть в этом фрагменте и другие разночтения. Однако с весьма большой долей вероятности (критическое 4-e издание Нового Завета от UBS помечает ее индексом А — наиболее вероятно) мы можем реконструировать этот текст следующим образом:
Он есть пришедший через воду и кровь, Иисус Христос: не водою только, но водою и кровью; и Дух есть свидетельствующий, потому что Дух есть истина. Потому что свидетельствующие есть трое: Дух и вода и кровь, и все три – об одном (буквально «в одно», т.е. трое свидетельствуют с одной целью)
Во-вторых, трудности истолкования появляются из-за слабого понимания позиции оппонентов апостола Иоанна. Мы можем лишь предполагать, с кем спорил Иоанн, какую еретическую группу он называет антихристами (1Иоан.2:18,22; 1Иоан.4:3; 2Иоан.1:7). Скорее всего, речь идет о докетиках, поскольку именно они отрицали телесное воплощение Христа. Но природа образов воды и крови весьма неочевидна. Иоанн постоянно менял значения этих образов. То вода у него — это образ Духа Святого (Ин. 5:7-8), то сукровица (Ин. 19:34)
Формулировка вопроса
Вопроса нам задали два: Что такое вода и кровь? Зачем нужны три свидетеля?
На второй вопрос ответить довольно легко. По закону полагалось два или три свидетеля для того, чтобы признать верным какое-либо дело (Втор.17:6; Втор.19:15; Матф.18:16; 2Кор.13:1; 1Тим.5:19; Евр.10:28). Иоанн для доказательства своей мысли берет максимальное количество свидетелей. Какую именно мысль он доказывает мы и постараемся выяснить в процессе толкования.
Возможные варианты толкования
1. Речь идет о событиях жизни Иисуса Христа: крещении, крестной смерти и воскресении.
Свидетельствами того, что Иисус есть Христос Сын Божий, служат прежде всего вода крещения, кровь крестной смерти на Голгофе и дух, т. е., благодатные дарования Св. Духа.
Толовая Библия Лопухина
Итак, Иисус пришел водой, то есть объявлен Сыном Божиим чрез свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: прославь Меня Ты, Отче! и когда принесся глас: и прославил, и еще прославлю, который слышавшие приняли за гром (Иоан. 17,5; 12,28-29). Духом, когда как Бог воскрес из мертвых; ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: Бог есть дух (Иоан. 4,24). Итак, при свидетельстве трех (крещения, креста и воскресения) о сыновстве Иисуса, сыновство Господа непререкаемо.
Эта точка зрения выглядит слабой, так как не объясняет слов «…пришедший через…». Христос пришел в мир гораздо раньше, чем крестился, был распят и воскрес.
2. Речь идет об очищении грехов.
Но откуда текут эта вода и эта кровь? Они текут из пронзенного бока Иисуса. Это смертный приговор, вынесенный плоти и приведенный в исполнение над ней, приговор всему, что в ветхом человеке, приговор, вынесенный первому Адаму.
У. Келли. Толкование на 1-е Иоанна.
Мы осквернены как внутри, так и снаружи. (1) Господство греха над нашей природой и его нечистота оскверняют нас изнутри. Для очищения от этой скверны нам необходима духовная вода, такая, которая может достичь души с ее способностями. Поэтому во Христе и через Христа осуществляется омовение баней возрождения и обновления Святым Духом. Именно на это указывал наш Господь апостолам, когда, умывая им ноги, сказал Петру в ответ на его протест: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
(2) Снаружи нас оскверняет вина греха и его власть осуждать нас. Это разделяет нас с Богом и навсегда лишает Его благосклонного и милостивого присутствия. От этой скверны мы должны быть очищены искупительной кровью. Закон, или определение небесного суда, гласит: …без пролития крови не бывает прощения, Евр. 9:22. Поэтому Спаситель от греха должен был прийти с кровью.
2. Оба эти способа очищения представлены в древних обрядах, установленных Богом. Люди и предметы должны были очищаться водой и кровью: …различные омовения и обряды, относящиеся до плоти, установленные только до времени исправления, Евр. 9:10. Пепел телицы, смешанный с водой, через окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, Евр. 9:13; Числ. 19:9. Да и все почти по закону очищается кровью. Евр. 9:22. Эти два обряда открывают наше двойное осквернение, а также указывают на двойное очищение, совершаемое Спасителем.
Мэтью Генри. Толкование на 1-е Иоанна
Эта точка зрения базируется также на других стихах из Библии, в которых речь идет об обрядах очищения водой и кровью. Пилат, умывающий руки от крови Праведного Иисуса (Мф.27:24), иудейское богослужение (Лев.14:52; Евр. 9:19)
На наш взгляд, слабость этой точки также заключается в неспособности толком объяснить тот факт, что Иисус пришел через воду и кровь. Складывается впечатление, что речь идет о явлении Христа в мир, а не о Его служении
3. Речь идет о доказательстве телесного воплощения Христа в полемике с ранними гностическими ересями
Эта точка зрения имеет два подвида:
a. Речь идет о событиях, произошедших на Голгофе
Рассматриваемое выражение относится, по-видимому, к Ин. 19,34. Истекшие из ребер Иисуса кровь и вода сразу после Его смерти явились свидетельством подлинности смерти; позже Его пронзенные ребра убедили учеников в истинности Его телесного воскресения (Ин. 20,20,25-27). И то, и другое отвергалось докетами, которые отрицали истинность Его человечества (4,2).
На наш взгляд, эта точка зрения не объясняет сильного противопоставления воды и крови одной только воде. Это противопоставление из 6 стиха практически никак не объясняется. К тому же фраза: «пришел через воду и кровь», — также вряд ли относится к моменту распятия.
b. Речь идет о воплощении Христа
Это довольно редкая точка зрения, подразумевающая под водой и кровью телесное воплощение Христа. Вода — символ рождения по плоти, кровь — символ души-жизни. Дух Святой — третий свидетель воплощения Христа.
Выбранное решение вопроса
Признавая за каждой из точек зрения право на существование, уважая доводы их сторонников, мы все же приходим к выводу, что верным является толкование под номером 3, пункт b.
Вот чем мы руководствовались в принятии такого неоднозначного на первый взгляд решения.
Принцип грамматики и лексического анализа в сочетании с принципом аналогии Писания и принципом ясности Писания
За образом воды в писаниях Иоанна не закреплено какое-то одно значение. Иногда под водой понимается Дух Святой (Ин. 5:7-8), а иногда просто вода, в смысле жидкость с формулой Н2О.
Кровь у Иоанна так же может использоваться в некоем символическо-метафорическом значении (Откр. 8:7), а может означать и обычную жидкую соединительную ткань, наполняющую сердечно-сосудистую систему человека: жидкость с лейкоцитами, эритроцитами и т.д.
Однако нам представляется, что образы воды и крови лучше всего толковать в связке с причастием «пришедший» и предлогом «через». Образ Христа, который пришел в мир встречается еще в Ин. 1:11; Ин. 3:19; 1 Ин. 4:2; 2 Ин. 1:7 и еще в нескольких текстах Иоанна. Причем в последних двух текстах Иоанн подчеркивает важность ортодоксального исповедания веры в телесное воплощение Христа. Особенно это характерно для первого послания, в котором Иоанн тщательно доказывает, что Христос не просто казался человеком, но был им, состоял из осязаемой плоти. Например, его осязали руки апостолов (1 Ин.1:1)
Однако, входя в мир, каждый человек делает это через кровь роженицы-матери и околоплодные воды. Этот образ опять косвенно мы встречаем у Иоанна в первой главе его Евангелия: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». (Иоан.1:13) Здесь рождению по плоти противопоставляется рождение от Бога. А по плоти люди рождаются, как буквально сказано в этом тексте, «из кровей».
Есть и еще один текст Иоанна, где рождение от Бога, рождение свыше противопоставляется рождению по плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Иоан.3:6)
А стихом раньше мы встречаем уже знакомый нам образ… воды!
Чего только не придумывали толкователи, чтобы объяснить: что значит вода в Ин.3:5, что значит родиться от воды и Духа? Тут был и символ очищения от греха через покаяние, и воды крещения, якобы смывающие первородный грех, и Слово Божие…
Но ближайший контекст, буквально следующий стих разъясняли нам суть метафоры: чтобы войти в царство Божье, надо родиться от воды, т.е. от человеческой матери, и от Духа.
Никодим, кстати, истолковал образ нового рождения именно через материнскую утробу, говоря: «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан.3:4) Христос же сказал, что надо родиться и от воды и от Духа, потому что рожденное от плоти — плоть, а рожденное от Духа — дух.
Образ воды, как человеческой толпы, человеческой плоти еще раз встречается у Иоанна в Откр 17:15.
Итак, что же значит, что Иисус пришел через воду и кровь? Это просто значит, что Он родился по плоти, как рождаются все земные люди, буквально пройдя сквозь кровь и околоплодные воды Марии, и восприняв плоть и кровь человеческого существа.
Косвенно, эта же мысль сообщается в послании к евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные…» (Евр.2:14)
Однако почему далее Иоанн противопоставляет рождение при помощи воды и крови рождению только при помощи одной воды? (В этом противопоставлении Иоанн действительно меняет родительный падеж на творительный)
Скорее всего, тут накладывается еще один образ. Кровь — жизнь, душа, то, что делает тело живым. Иоанн подчеркивает, что Иисус пришел не только телом, но телом и кровью, т.е. живым полностью. Он не просто был этаким зомби, в котором было лишь белковое тело, управляемое Духом Святым. Он был подлинным, живым человеком из плоти и крови.
Принцип исследования исторического контекста
Такое понимание хорошо укладывается в суть полемики между ортодоксальными христианами и гностиками.
Многие исследователи утверждали, что отступники, типа Керинфа, и некоторые более поздние гностики считали, что Христос-Дух сошел на Иисуса при Его крещении и покинул Его после смерти. Или, как это считали докетисты и некоторые более поздние гностики, отступники верили, что Иисус был крещен по-настоящему, но умереть не мог, поскольку обладал вечной природой. Возможно также, что сторонники докетизма видели в «воде и крови» (Ин. 19:34) аллюзию на полубога: в жилах олимпийских богов в греческой мифологии вместо крови тек ихор (жидкость типа сукровицы). Возможно, именно поэтому они делали акцент на Его божественности.
Новый Завет. Культурно-исторический комментарий
Похоже, что Иоанн действительно противопоставляет известную в эллинистическом мире концепцию «божественной крови», которая выглядит как вода подлинной человеческой крови, текшей в жилах Христа.
Греческое слово ἰχώρ (ихор) действительно означало и водянистую кровь олимпийских богов, но и (внимание!) — околоплодные воды! Для Иоанна греческий язык не был родным и, судя по стилистике, был для него достаточно трудным. У Иоанна бедный словарный запас и нарочито простые грамматические конструкции. Вполне вероятно, что в его активном вокабулярии не было редкого и архаичного слова ἰχώρ. Но было более часто встречающееся слово «вода» (ὕδωρ). А концепция этой жиденькой водички в жилах языческих богов Иоанну, безусловно, была знакома.
И он подчеркивает, что Христос не просто был богом, подобно жидкокровным богам Олимпа, Он был подлинно богочеловеком, обладающим и плотью и кровью.
Принцип литературного контекста и авторского замысла
Вообще пятая глава первого послания Иоанна начинается одним абзацем с 1 по 13 стихи. Основная мысль этого абзаца заключается в том, что послушание детей Божьих — это доказательство их любви к Богу. Дети Божьи должны исполнять заповеди Христа. Эти заповеди не тяжки.
Это тезис, выраженный во 2 и 3 стихах пятой главы. А дальше Иоанн аргументирует свое утверждение. Почему заповеди Христа не представляют для человека особой трудности? Апостол Строит ступенчатую аргументацию, состоящую из двух главных доказательств:
Вывод.
Один человек встретил мальчика, который нес другого мальчика поменьше, парализованного и неспособного ходить. «Ты каждый день носишь его в школу? – спросил встречный. «Да», – ответил мальчик. «Тяжелое же бремя несешь ты», – сказал встречный. «Он не бремя, – сказал мальчик, – он брат мой».
Иоанн призывает нас посмотреть на Христа и перестать извинять свой грех и нелюбовность по отношению к Богу и братьям. Христос был точно таким же, как мы, однако исполнил волю Божью и спас нас. Плоть и кровь — не извинения греху. Христос возлюбил нас и спас. И мы также, даже находясь во плоти и крови, должны стремиться к Его совершенству.