Что символизирует сампо в калевале
Тайна «Калевальского Сампо»
«Фольклор – это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа»
В. Демин. Доктор философских наук, профессор.
Высшим благом финны и родственные им древние корелы считали мудрость, которая заключалась в знании сокровенных сил природы. Эти знания являлись основой их колдовства, состоявшего, главным образом, в исцелении болезней или в нанесении врагу вреда посредством заклятий.
Традиции передачи знаний практически всех народов тех отдаленных эпох, в том числе финнов и корел, поддерживались, передавались из поколения в поколение благодаря отдельным одаренным, а иногда специально обученным, личностям: сказителям-рунопевцам. Они воспринимали от старших поколений сказания и песни (руны), хранили их в своей памяти и передавали их новым поколениям. Они были носителями древнейшего знания, полученного от богов и зашифрованного от «непосвященных» в сказаниях и мифах. Они являлись хранителями родовой коллективной памяти народа и всегда почитались соплеменниками.
Это относится и к закодированным в мифологических сюжетах и образах «Калевалы» сведениям о событиях далёкого прошлого, общественных отношениях и нормах поведения, о происхождении и устройстве мироздания, о великих катастрофах стародавних времен.
Древние герои «Калевалы» были героями песни и мудрости. Первые между ними – отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, в частности, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корел геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной.
Суть содержания эпоса «Калевала» заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьёле.
Яблоком раздора между ними является какое-то сокровище под названием Сампо. Что такое Сампо неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб; вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность».
Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин отмечали: «В «Калевалу» Э. Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».
Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо – «древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие».
Однако, все эти трактовки образа Сампо свидетельствуют только об одном: скудости нашего понимания великой книги, исходящей из нашего невежества в понимании великой древней мудрости, заложенной в ней, мудрости, не объясняемой нашим рационализмом, а основанной на многовековой интуитивной традиции понимания Природы и Мира.
Хотя, таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Э. Лённрота до весьма оригинального предположения, о чем он писал в письме петербургскому академику Гроту. Э. Лённрот предполагал, что имя Похьёлы означает не Лапландию, а Биармию и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделенного большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов: сам бог.
По мнению В. Дёмина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о «Золотом веке». У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующую в потустороннем мире.
Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась. Интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли. Образ мельницы является неким обобщённым символом, известным многим культурам.
Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание, описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришёл к выводу, что образ «мельницы» — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.
Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».
Познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.
Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.
Более того, подобные глобальные катастрофы могут произойти и в будущем. Сколько еще раз «мельница» будет «разрушаться» и человечеству вновь придется отстраивать свою жизнь? А разве сейчас мы не стоим на грани ядерной или экологической катастроф, напитывая Космос и Землю своей агрессией? Мы настойчиво пытаемся привести в движение «жернова» «космической мельницы», которая, в конце концов, перемелет нас в «муку» и в прах.
Мы ставим себя в опасное положение, не прислушиваясь к голосам наших предков, которые доносятся до нас в виде мифов.
А сказать они пытались следующее: периодическое, почти полное уничтожение человечества, является неотъемлемой частью жизни на нашей планете.
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: «Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл Потоп и не истребил всех».
Ильмаринен выковывает «Сампо». Художник Н. Кочергин
Пересказать в двух словах сюжет «Калевалы» практически не возможно. Однако, для понимая значения образа «Сампо» и её роли в эпосе всё же необходимо дать несколько кратких комментариев по сюжету эпической поэмы.
Хозяйка Похъелы старуха Лоухи (другой вариант написания – Ловхи) обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо. Сделать это вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером».
Получив мельницу, хозяйка Похъелы запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. Трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо.. Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.
Обе страны — Калевала и Похъяла — боролись за Сампо, но в итоге оно не досталось никому. Так и в жизни- борьба за счастье кажется недостижимой. Однако, ряд осколков всё-таки прибывает к берегу. Эпический герой Вяйнямёйнен бережно собирает их и этого оказывается достаточно, чтоб принести счастье народу Калевалы. Старуха Лоухи возвращается обратно в северную страну, прихватив с собой только крышку от Сампо. Так что, в «Калевале» добро всё-таки побеждает зло.
«Сампо» в «Калевале» представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья и благополучия. Сегодня признаётся, что эпическая поэма «Калевала» как единое и стройное литературное произведение была создана Элиасом Лённротом, это своего рода «свод карело-финской мифологии» по версии финского фольклориста и лингвиста. Образ Сампо существовал в народной культуре карел и финнов задолго до того, как получил путь к всемирному признанию под пером диссертанта университета Турку Лённрота. Образ Сампо издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия. Карелы изображали Сампо в форме вращающегося колеса.
Вопрос о том, что такое Сампо, и как выглядит этот предмет, остается открытым до сих пор. Некоторые ученые высказывали мнение, что сам Лённрот, составляя эпос, недостаточно четко представлял себе образ сампо, а потому включил в эпос весьма разнородные его характеристики. Что мы узнаем о Сампо из текста эпоса? Говоря современным языком, «функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег». Из внешних характеристик этого предмета текст эпоса изобилует упоминаниями о пестрой крышке: «Я скую конечно Сампо, крышку пеструю украшу» — говорит «создатель» волшебной мельницы кузнец Илмаринен. «Крышка пестрая» символизирует усеянный звездами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Пересказанный выше сюжет эпоса и некоторые его особенности позволяет сделать некоторые предположения о «сакральном знании» образа Сампо. Калевала, как эпическое произведение, основанное на народных сказаниях и мифологии, ведет своё начало от «сотворения мира», представляя нам взгляд древних карел и финнов на «становление миропорядков». Таким образом, Сампо может восприниматься как одна из «основ мироздания», обобщенный образ «материальной культуры» и в то же время «символ жизни». Ведь не случайно Сампо «прорастало в скалу» и дала начало «богатству морского дна». Попытки вразумительного объяснения, что же такое Сампо, предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Согласно одной из версий— древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.
Каков же образ «Сампо» в мировой культуре? Чаще всего в мировой культуре Сампо определяется как «мельница». Однако в карельском фольклоре Сампо с мельницей не отождествлялось. Да и в изначальном финском тексте Калевалы слова мельница не было. Согласно исследованиям Э. Киуру, известного специалиста по «Калевале», имеется только одна запись фрагмента руны, в которой Сампо представляет собой комбинацию трех мельниц. Всё, что мы узнаем из текста «Калевалы» о Сампо, плохо соотносится со стереотипным образом мельницы, закрепившемся в общественном сознании. И всё же, учитывая глубину и многогранность образа, отождествить Сампо со словом «мельница» представляется наиболее компромиссным и подходящим решением и с точки зрения «функционала» и «внешнего вида».
Кадр из фильма «Сампо» (1959)
На вопрос, как выглядит мельница Сампо и на что она похожа, художники и кинематографисты, обращавшиеся к этому образу, отвечали по-разному. Сампо стало центральным образом одноименного советско-финского фильма снятого по мотивам «Калевалы». В фильме «Сампо» 1959 года этот волшебный предмет напоминает скорее не мельницу, а светящуюся гору из драгоценных камней.
На картинах и иллюстрациях разных художников Сампо иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет. Например, максимально близко к «мельнице» изобразил Сампо В. Игнатьев, нарисовавший старый советский диафильм «Про волшебную мельницу Сампо».
Кадр диафильма «Про волшебную мельницу Сампо». Художник В. Игнатов.
Иллюстрация книги «Калевала и Похъёла» («Серебряная Калевала»). Художник А. Трифанова.
Часто Сампо сохраняет круглую форму, напоминая жернов, а порой даже и бочонок или ларец. Весьма колоритно проиллюстрировала «Калевалу» карельская художница Анастасия Трифанова, оформитель так называемой «серебряной Калевалы», детского издания эпоса, вышедшего в 2011 году. Яркие иллюстрации и достаточно «абстрактные» иллюстрации Сампо представил известный карельский художник Владимир Фомин.
Образы, схожие с Сампо, есть в мифологии различных стран. Наиболее близкий аналог Сампо можно встретить в Скандинавии. В исландских и норвежских преданиях есть сюжет о гигантской мельнице, которую вращали две сестры-великанши Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Эта мельница также становится объектом борьбы, её похищает морской великан и погружает на корабль. Судно тонет. А мельница продолжала «делать своё дело» — молоть и вращаться, даже оказавшись на дне морском. Переклички между этим скандинавским сюжетом и «Калевалой» очевидны. Можно даже сказать что «мельница Феньи и Меньи» — это «ближайший родственник» Сампо в мировой мифологии. Ввиду географической и культурной близости Финляндии со скандинавским регионом, подобные параллели позволяют сделать смелое предположение и взаимовлиянии и пересечении мифологических традиций.
Художник Владимир Фомин
Волшебные предметы, подобные Сампо, встречаются и в культуре других народов и в художественной литературе. Если не углубляться в мифологические и философские дебри, то Сампо проще всего представить как источник материального богатства, как предмет, дающий своему владельцу блага «задарма». В русских сказках, например, есть скатерть-самобранка, а Сампо, в таком случае – мельница-самомолка. В этом контексте вспоминается и сюжет сказки братьев Гримм «Волшебный горшочек». Стоит только сказать волшебные слова «раз, два три – горшочек вари», и волшебный предмет обеспечит своего владельца кашей. Все эти параллели могут показаться весьма условными, но они имеют место быть и доказывают, что стремление к простому земному осязаемому счастью и халяве, издревле вело человека, к какой бы культуре он не относился. В карело-финской мифологии сформировался один из самых загадочных и глубоких образов в этом ряду. Образ Сампо многогранен и в то же время туманен, он вызывает вполне определенные ассоциации и в то же время обращает к проблеме мироздания.
Первая условно «краеведческая» статья на сайте ГУМАНИТАР-МЕДИА. В рубрике «Культура и традиции» говорим о центральном образе «Калевалы» и всей карельской мифологии. Что же такое Сампо?
Сампо — один из центральных образов карельской культуры. Вокруг Сампо строится основной конфликт и главная сюжетная линия карело-финского эпоса «Калевала, в нем рассказывается история чудесной мельницы «Сампо» и борьбы за неё между двумя регионами-антагонистами «Калевалой» и «Похъелой» и его добывание в собственность народа Калевалы. Пересказать в двух словах сюжет «Калевалы» практически не возможно. Однако, для понимая значения образа «Сампо» и её роли в эпосе всё же необходимо дать несколько кратких комментариев по сюжету эпической поэмы.
Хозяйка Похъелы старуха Лоухи (другой вариант написания – Ловхи) обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо. Сделать это вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером».
Получив Сампо, хозяйка Лоухи запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. Трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо.. Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.
Гора Сампо и мельница Сампо из «Калевалы»
Гора Сампо приобрела популярность сравнительно недавно. В 60-х годах XX века в этих местах снимали советско-финский фильм «Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Название «Сампо» прочно закрепилось за горой, и вскоре сюда потянулись туристы, путешественники и искатели тайн. Так она обрела новую жизнь в качестве интересной природной достопримечательности в окрестностях Петрозаводска.
Мельница Сампо
Чудесная мельница Сампо — один из центральных предметов, вокруг которого разворачивается действие карело-финского эпоса «Калевала». В кратком изложении сюжетная линия о Сампо звучит следующим образом.
В стране под названием Калевала живут главные герои: мудрец Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и удалой охотник, весельчак Лемминкяйнен.
Вяйнямёйнен по совету своей матери Илматар отправляется в страну Севера Похъёлу свататься к красавице Деве Севера, дочери хозяйки Похъёлы — злобной старухи Лоухи. Лоухи согласилась на брак, но при условии, что Вяйнямёйнен выкует для неё волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен отказался, сказав, что пошлет вместо себя кузнеца Ильмаринена.
Сампо — это чудесный предмет, подобный мельнице, источник счастья и изобилия. Она намалывает сколь угодно много хлеба, соли и денег. «В «Калевалу» Элиас Лённрот (собиратель и составитель «Калевалы», — М.А.) постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямёйнена» (Э. Киуру, А. Мишин. Фольклорные истоки «Калевалы», Петрозаводск, 2001)
Ильмаринен не захотел ехать в Похъёлу, и тогда Вяйнямёйнен перенес его туда силой волшебства. Увидев Деву Севера, Ильмаринен за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо. Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.
Тогда на помощь Ильмаринену пришли ветры, которые за три дня раздули в кузне большой огонь. И на седьмые сутки Ильмаринен выковал Сампо. Старуха Лоухи схватила Сампо и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками. От Сампо проросли три корня: один ушёл от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу. Однако не отдала Лоухи свою дочь за Ильмаринена, отправила кузнеца обратно в Калевалу.
«Создание Сампо». Художник Маргарита Колобова. Холст, темпера, 80х110см, 2013
Вяйнямёйнен и Ильмаринен снова отправились в Похъёлу свататься к Деве Севера. Красавица предпочла кузнеца. Они устроили свадебный пир, после которого Ильмаринен увез молодую жену в Калевалу. Однако в Калевале она вскоре погибла: её растерзали волки и медведи, которых обратил в коров богатырь Куллерво, решивший таким образом отомстить за обиду, нанесенную ему супругой Ильмаринена.
Тем временем, благодаря мельнице Сампо народ Похъёлы разбогател. Вайнямёйнен, Ильмаринен и примкнувший к ним Лемминкяйнен решили отнять её у коварной Лоухи. Из костей громадной щуки Вяйнямёйнен сделал кантеле (гусли) и с помощью волшебной музыки усыпил жителей Похъёлы. Открыв двери медной горы, где была спрятана Сампо, они похитили мельницу и перенесли её на свой корабль.
Разбуженные криком журавля жители Похъёлы бросились за похитителями. Лоухи, обратившись в птицу, выхватила Сампо, но не удержав в когтях, уронила в воду. Мельница разлетелась на осколки, которые породили все богатства моря. Вяйнямёйнен собрал мелкие осколки Сампо и привез их в Калевалу. Жители Калевалы разбогатели, а Похъёла погрузилась в бедность.
Но на этом история Калевалы не заканчивается.
Природа горы Сампо
Взглянув на карты и спутниковые снимки Карелии и Финляндии, можно заметить характерную особенность рельефа: озера, часто с длинными узкими островами, вытянуты почти точно в направлении с северо-запада на юго-восток. Между ними расположены такие же узкие длинные возвышенности, которые называются сельги.
Сельги (от финского Selkä — каменистая гряда) — грядообразные формы ледникового рельефа. Они могут быть сложены как кристаллическими породами, так и рыхлыми отложениями. Длина сельг составляет от нескольких десятков метров до десятков километров, ширина — от нескольких метров до 2-3 км. Высота сельг может достигать 40-50 метров. Понижения между сельгами часто заняты болотами или озерами.
Такой рельеф сформировался на территории Карелии в далеком прошлом, в докембрии, когда эта территория была зоной активного вулканизма и горообразования. Возраст отдельных горных пород в Карелии достигает 2,5-3,5 млрд. лет. Поднятия и опускания земной коры разбили горные породы на отдельные блоки.
Ледник, который покинул территорию Обонежья совсем недавно — около 12-10 тыс. лет назад, соскреб позднейшие рыхлые напластования, отполировал и подчеркнул изначальную структуру, вскрыв глубокие части гранито-гнейсового слоя земной коры.
Гора Сампо (сельга Сампо) лежит между двумя озерами — Кончезером и Укшозером, и как и они, вытянута с северо-запада на юго-восток. Её высота — не более 40 метров. Склон, обращенный в сторону Укшозера — пологий и порос лесом. Другой же склон, в сторону Кончезера — обрывист, здесь можно увидеть огромные блоки, сложенные древними кристаллическими породами.
Наше посещение горы Сампо
В нашу небольшую поездку по Карелии мы не планировали заезжать в Сампо. Но заметив указатель на коричневом фоне, решили свернуть с трассы Р-21 «Кола» и сделать крюк к Сампо. И не пожалели.
Оставив машину, мы поднялись по весьма пологому склону, поросшему лесом. Почти сразу нам встретился еще один указатель на Сампо.
Дорога на гору Сампо
Указатель на вершину Сампо
Впереди показались сглаженные ледником скалы, по которым проложены деревянные лестницы. В дождливую погоду на них, как и на скалах, может быть очень скользко.
Смотровая площадка на вершине Сампо
Подобные сглаженные ледником скалы — характерная черта карельского пейзажа
Лестницы, ведущие на вершину Сампо, не очень надежные
И вот, мы наконец на вершине горы Сампо. Ощущение, что под ногами асфальт. На самом деле, это поднятый на поверхность древний кристаллический щит, отполированный и сглаженный ледником. На нескольких соснах повязаны ленточки на память и в знак исполнения желаний.
Вершина горы Сампо
С вершины горы Сампо открывается красивый вид на Кончезеро. Кончезеро, как и другие карельские озера, богато рыбой. Здесь обитают сиг, корюшка, щука, плотва, уклея, окунь, ёрш, налим, встречаются лещ, хариус, форель (ручьевая и озёрная), язь, краснопёрка. Вдалеке можно заметить чадящие трубы Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, до сих пор отравляющего воды Онежского озера.
Кончезеро
Кончезеро
Острова на Кончезере
Острова на Кончезере
Смотровая площадка на вершине горы Сампо со стороны крутого обрыва огорожена деревянными поручнями, но опираться на них не стоит.
Огороженная с краю обрыва площадка на вершине Сампо
Вид с вершины Сампо в сторону Кончезера
Смотровая площадка на вершине Сампо
В обе стороны от смотровой площадки по гребню сельги Сампо уходят тропинки. Камни облюбовали разнообразные лишайники и мхи. В небольших ложбинках разрослись вереск, черника, брусника, разнообразные цветы. Выше них — небольшие сосны, благодаря которым лес на вершине кажется прозрачным, почти парковым. Местами встречается можжевельник, рябина, береза, осина.
Вершина горы Сампо
Бараний лоб на вершине Сампо
Как я уже писала чуть выше, сторона сельги Сампо, обращенная в сторону Кончезера, крутая. Вниз спускаются несколько деревянных лестниц, но настолько шатких, что я рискнула спуститься лишь на несколько пролетов по одной из них. Если верить карте, между горой Сампо и Кончезером лежит заболоченная местность.
Склон горы Сампо, обращенный в сторону Кончезера
Крутой склон горы Сампо, обращенная в сторону Кончезера
В некоторых местах сплошной каменный покров гребня Сампо прерывается неглубокими расщелинами, заполненных каменными блоками.
Скалы на вершине Сампо
Большинство сосен, выросших на камнях, проживет недолго. Но некоторым повезет, и они со временем превратятся в «природные бонсаи», сохранив небольшие размеры и приобретя форму взрослого дерева.
Молодые сосны
На плоских каменных плитах можно бесконечно рассматривать замысловатый узор, сделанный самой природой. В некоторых местах, можно заметить многочисленные «ледниковые шрамы» («ледниковые борозды», «ледниковая штриховка») — борозды, штрихи и царапины, оставленные острыми углами камней, вмерзших в тело движущегося ледника.
Поверхность скалы
Поверхность скалы
«Бараний лоб»
Каменные блоки на вершине Сампо
Вершина горы Сампо
Вершина Сампо
Вершина Сампо
Наконец, приходит время спускаться с горы Сампо.
Каменные блоки на вершине Сампо
Склон горы Сампо
Старый ствол
История о волшебной мельнице Сампо удивительным образом перекликается с обликом горы Сампо. Гора Сампо — своеобразная квинтэссенция карельского пейзажа: высокая сельга, отполированные ледником скалы, небольшие сосны, вереск, рядом — озеро с длинными узкими островами, на горизонте — волнистая линия невысоких сельг.
Как добраться до горы Сампо, координаты, карта
По трассе Р-21 «Кола» доехать до Старомурманской развязки, на ней повернуть в сторону Шуйской Чупы. Проехать деревни Царевичи и Косалма. Вскоре по правой стороне заметите небольшой синий указатель. Рядом с ним в небольшом «кармане» можно припарковать машину.
Указатель на гору Сампо
Если проехать по этой дороге дальше, то можно добраться до Марциальных вод и Гирваса.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Проглотила глазами легенду — очень интересно! Спасибо! И фотографии очень хороши. Потихоньку зарождается мечта побывать в Карелии и мужу показать, я была всего один раз, по верхам….
Светлана, спасибо за комментарий! Карелия очень красива. Я там, фактически, выросла, на Онежском озере.
Подскажите, кто знает, а как дороги в сентябре к Кивачю, Сампо, Марциальным? Солярис проедет?
Дороги там асфальтовые, так что Солярис легко проедет.