Что символизирует птица гриф
Что символизирует птица гриф
Василиса Премудрая запись закреплена
О грифе рассказывают, что это такая громадная птица, что может без отдыха летать 40 суток и своими крыльями затмить даже солнце. Многие древние народы считали грифа священной птицей.
В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте главные божества изображались с головой грифа. Одна из египетских богинь носила имя Мут, что в переводе означало «гриф». У римлян гриф считался священной птицей бога войны Марса. В буддийской мифологии Пехар («Белый бог неба») — хранитель сокровищ монастыря, предводитель божеств, которые обеспечивают спокойствие людей. Он спасся от преследователей, обернувшись грифом
Согласно индусской мифологии стервятник знает все, что произошло в прошлом и что произойдет в будущем, поскольку подобно ведическому солнцу, является всевидящим, всезнающим, ибо он пересекает всю землю. Стервятник возвестил о первенстве среди римлян Ромулу, Цезарю и Августу.
Гриф в мифологии разных народов
Гриф — общее название нескольких птиц, относящихся к подсемейству грифовых семейства ястребиных, а также семейству американских грифов.
Маловероятно, что найдется тот человек, которому бы эта птица пришлась по душе. Сами подумайте! Большинство из нас считают грифов уродливыми стервятниками, которые сварливо делят добычу.
Показать полностью. Однако мало кто знает о немаловажной роли этих птиц (особенно в природе). Гриф это одна из крупнейших хищных птиц мира, которая в свое время была священной у многих народов.
Этих птиц, например, почитали среди древних армян и считали священными. Они были известны как бдительные опекуны и сопровождающие.
С тем же значением белоголовый гриф известен и в древней египетской мифологии. Иероглиф для имени Мут и для самой матери — это гриф-стервятник. Мут изображалась как женщина с крыльями стервятника, держащая Анх, в единой короне Верхнего и Нижнего Египта и платье ярко-красного или синего цвета, с перьями богини Маата у ее ног.
Нехбет, еще одно египетское божество, часто изображается как полный стервятник, пролетая над головой правителя с перьями маата и шена, круговой символ вечности, схваченный в ее когтях.
Иероглифический знак вигентов-хранителей, известен в древних египетских источниках как анх (армянский ангх).
Говорят, что происхождение символа остается загадкой для египтологов, но если они будут учитывать армянский язык, они поймут, что Анх — это один и тот же стервятник: angh (անգղ, буквы нет на английском, поэтому он произносится как один звук GH).
Слово ангел происходит от ангеха, ангелы пришли к людям как птицы, ангелы с крыльями. Ангелы — это птицы angegh, что означает стервятник. И как грифоны стервятники с белой головой известны как бдительные стражи и шапероны, так же, как ангелы известны как опекуны.
Стервятник был символом Верхнего Египта и фигурировал на короне правителя этого региона.
Согласно Корану, древние арабы во времена Ноя поклонялись стервятнику, объектом почитания он был во всех семитских странах.
Гриф – животное, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землей (посредством своего туловища – львиного) и воздухом (посредством своих головы и крыльев – орлиных). Перья у него заостренные, словно стрелы, когти и клюв железные. Считалось, что Гриф-птица вил гнезда на двенадцати дубах. В народной памяти это причудливое создание запечатлелось в разных обличьях: исполинская птица, подобно черным тучам заволакивающая небо, затемняющая солнечный свет; от взмахов ее гигантских крыльев поднималась буря, вздыбивалось море.
В те далекие времена люди верили, что «гриф обитает в Азиатской Скифии (в Сибири), владеет золотом, серебром и яростно набрасывается на тех, кто покушается на ее богатство, наказывает корыстолюбивых». Гриф пришел в славянские земли с Востока, где, как и лев, считался эмблемой царской власти, через Италию и Византию; возможно, также имело место влияние греческого Грифа, «собаки Зевса», стерегущего золото в стране гипербореев, которых любил Аполлон.
Древнегреческий герой Геракл говорил о стервятниках, что это «самые праведные птицы, потому как никогда не нападают даже на самых маленьких живых существ».
В бирманской легенде рассказывается, что когда-то Гриф был смирной и кроткой птицей. И перьев на нем было не очень много, но вполне достаточно. Но вот он стал замечать, что у него выпадают перья. Он рассказал об этом другим птицам. Они стали его успокаивать, говоря, что он просто линяет и что на месте выпавших перьев вырастут новые.
Но гриф не поверил им и стал так расстраиваться и беспокоиться, что сделался тощим и болезненным. Тогда птицам стало жаль его, и каждая подарила ему от себя по лучшему перу.
Гриф стал диковинной пестрой птицей. Он важно прогуливался в новом оперении и всем без конца твердил, что он красивее всех. В конце концов он так загордился, что потребовал, чтобы все птицы признали его своим царем.
Птицы так рассердились на грифа, что выщипали у него не только те перья, которые они ему подарили, но и его собственные. И гриф превратился в уродливую, лысую птицу. Вот почему гриф теперь такой злой и безобразный.
В славянской мифологии гриф-птица представляется наполовину птицей (голова и крылья орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птице-зверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него — железные. Величиною он — с гору. Подобно тучам, заволакивающим небо, она затемняет со-бою весь белый свет. От взмаха крыльев взды-мается буря.
Сказочные добры молодцы, отправляясь в тридесятое царство, в тридесятое государство за невестами, подходят к синему морю — нет переправы через необозримую водную пустыню. Велят они рыбакам зашить себя в лошадиную шкуру и положить на берегу. Прилетает ночью гриф, хватает шкуру и переносит в ней добра молодца за море. Разрезает тогда он булатным мечом свою оболочку и выходит на белый свет, пугая неожиданностью чудовищного перевозчика, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею. Эта птица летает так быстро, как ветер, а есть и быстрее ее, говорит народ.
Грифы в зороастризме, в исламском фольклоре и в древней культуре Алтая
У манихеев он отождествляется с насыщающим дождь богом под тем же именем.
Аристей Проконесский говоря о древнем Алтае в эпической поэме «Аримаспея» упоминал «стерегущих золото грифов».
Говоря о присутствии в древнем искусстве Алтая образа грифа нужно сказать, что, скорее всего символ этой тотемной птицы появился на данной территории вместе с приходом древних скифов (1 тыс. до н.э.). Как отмечают историки, религиозная система скифо-сибирского мира, а в частности «пазырыкцев» (Горный Алтай скифской эпохи) включает в себя два основных компонента – шаманизм и комплекс индоиранских традиций. Возможно, именно индоиранские корни имеют представления народов Алтая о солнечном божестве, светловолосой/рыжеволосой птице-матери – Умай/Хумай. Это шаманская сказочная птица гнездится в воздухе, связана с миром мертвых и птицей- падальщицей – грифом. В иранских же языках слово «Хомай» определяет птицу-некрофага – грифа. В мифологии тюркоязычных народов этот образ выразился в представления о фантастической кровожадной собаке Кумай/Хубай рожденной от птицы гриф.
Но, несмотря на выдвигаемые гипотезы о преемственности образов индоиранской и скифо-сибирской (а впоследствии и тюркской) мифологической традиции образ грифов на памятниках наскального искусства Алтая встречается уже среди орнитоморфных изображений, начиная с периода энеолита (4-3 тыс. до н.э.). Это может быть обусловлено также тем, что территория юго-восточного Алтая входит в ареал обитания черного грифа.
Грифы как мифический персонаж и художественный образ были у многих древних народов (ассирийцев, египтян, хеттов, греков, персов, бактрийцев, парфян) и имели в каждом регионе свою специфику. Только на Алтае найдены грифоны почти всех видов. Нет ни одной археологической культуры, в которой с такой последовательностью и в таком количестве, как в пазырыкской культуре, разрабатывался бы образ фантастического существа, называемого греками грифоном.
Встречающиеся образы птицы гриф в искусстве древнего Алтая можно разделить на несколько типов:
2. Грифон – фантастический образ хищного птице-зверя. Характерен для памятников 1 тыс. до н.э. в Иране, Греции и Евразийских степях. В культуре пазырыкских скифов (6-3 вв. до н.э.) встречаются изображения сцен борьбы, где грифон выступает главным терзателем потустороннего мира: «Всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства. которые растерзывают всех, кого увидят. ».
3. Голова грифа – геральдическая композиция характерная для 6 в. до н.э. Известна в скифском, тагарском и древнеалтайском искусстве.
4. Орлинноголовый грифон. Его воплощения, обнаруженные в Башадарском и Туэктинских курганах (6 в. до н.э.), представляют уже законченный тип алтайского орлиноголового грифона. Восприятие и использование изображений грифонов различных типов (персидского и греческого) на Алтае произошло именно потому, что здесь у местного населения уже существовал образ собственной мифической птицы. Его создателями могли быть предшественники пазырыкцев, проживавшие в Горном Алтае в VIII-VI вв. до н.э. Исследователи отмечают, что настойчивое повторение грифо-орлиного варианта тотемизма на Саяно-Алтае, по крайней мере с VI в. до н.э. до XIII в. и значительно позже, убеждает в мысли, что в данном случае мы встречаемся не с тотемом одного рода, а с божеством.
Говоря об использовании символики грифа в религиозной практике пазырыкских скифов необходимо также упомянуть и о таком артефакте как шлем скифского воина. Это войлочные головные уборы, вырезанные в виде птичьей головы. В захоронениях знатных воинов шапки венчались деревянными навершиями покрытых золотой фольгой в виде головы грифа (езидский саджак на голове?). Данные шлемы пазырыкцев близки войлочным колпакам украшенных перьями венчающих головы мумий европеоидных людей в погребениях северо-западного Синьцзяна. Основная сакральная функция этих головных уборов с образами грифов заключается в сопровождении умерших в иной мир. Абрис войлочного шлема воинов-пазырыкцев представлял собой птицу, придавая птичьи черты тому, кто их носил. Пазырыкские войлочные шакпи-птицы – самые древние из известных прототипов Сасанидских и тибетских головных уборов.
Именно Алтае-саянский шаманский костюм, по мнению историков, олицетворяет птицу, а у шаманов также была своеобразная шапка-птица. В общем же для скифо-сибирского алтайского изобразительного искусства характерен архетипический образ колдовского демона-шамана в костюме имитирующем птицу. Время таких петроглифических памятников датируется эпохой неолита, что является отражением древнейших представлений о птице-людях, своеобразная память о падших ангелах, Стражах.
Грифон в древнем мире — описание и символика
Описание грифона в легендах и мифах — довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон — это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья — орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ — это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Согласно легендам, грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Но геральдическая функция грифона — охрана сокровищ хозяина. Не своих! Для выпускников ЕГЭ поясняю, что в древности главные сокровища — это не золото-бриллианты, а знание (сокровенное-тайное, книги-летописи). Итак — грифон, он же — грив, гриф (гривъ, как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков), драх, див, ног, ногай, великий змий.
Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)… Палеонтологи считают, что все птицы — потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы. Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.
Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда — в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом:
Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте — Ахех, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов — ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев («гиксосов») из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу «Фараоны Египта» книги «Хозяева Евразийской Империи»).
По древним легендам (рассказы Геродота в V веке до н.э.) грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от одноглазых великанов аримаспов. Причем Геродот писал о постоянных войнах с крылатыми монстрами. Но Рипейские это Уральские горы. Уральские! В Прикамье (Пермская область) при раскопках древнего городища археологи обнаружили многочисленные бронзовые предметы с изображениями птицекрылых людей. У одного из существ три головы, и на каждой виден третий глаз. С учетом примитивности древнего изображения — вот вам и аримаспы. Аналогичные изображения и статуи археологи нашли и в Красноярском крае. Это не только наши находки. В древнем перуанском городе Чавин археолог Хулио Сесар Тельо обнаружил диковинные человеческие головы из камня, которые украшали стены главного святилища. На лбу каменного «дьявола» находился вертикально расположенный третий глаз.
Персонаж древнегреческой мифологии Аполлон (жил в Дельфах) один раз в девятнадцать лет улетал на север, на свою родину Гиперборею. И все-все легенды, и археологические находки северного Причерноморья говорят, что летал Аполлон на грифоне (2й вариант — в колеснице запряженной грифонами). Артефакт по Аполлону: краснофигурный килик (сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке) около 380г. до н.э., найден в некрополе Панское (ныне — Австрия, Вена, Музей истории искусства):
У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович), бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные «реставрации» не все уничтожили — см. каменный барельеф «Вознесение ДаждьБога» на стенах Дмитровского собора (конец XII — начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога — считался лев.
Эсхил (525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва». Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое…. шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла… Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов». Римский писатель и ученый Плиний Старший в «Естественной истории» упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский (560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.
Отмечу, что в греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Все рассказы о грифонах — просто описание животных из далёких земель, а не что-то придуманное. Т.е. грифоны рассматривались не как мифические создания, а как обычные животные. И сюжеты — вполне житейские. Например, на изображении в Храме Зевса грифон защищает своего птенца.
На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным — понятно по второму факту — на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон — чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста — всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие.
Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода — 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:
Минойский грифон острова Крит. Грифоны были священными минойскими символами. Сохранилось две фрески в древнем Кносском дворце:
— фреска на стене Тронного зала дворца — изображены два стража-грифона, охраняющие трон царя Миноса — 1900-1500гг. до н.э. К сожалению, ныне изображение весьма изменено и грифон не похож на себя;
— фреска привязанного грифона на стене Большого восточного зала Кносского дворца — 1600-1450 до н.э.:
— табличка из слоновой кости с изображением грифона — гробница воина бронзового века у города Пилос (Греция). 1600-х до 1400-х годов до н.э.
— Микенская пластина из слоновой кости. XIII век до н.э. (т.е. второе тысячелетие до н.э.). Греция бронзового века.
Межевый камень из позднекасситской Вавилонии. XII век до н.э.:
Золотая чаша/кубок с изображением грифонов. Из царских захоронений Марлик-тепе (Северный Иран, провинция Гилан). Датируется концом II — началом I тыс. до н.э.
Резной месопотамский грифон (криосфинкс). Новоассирийский период, примерно IX-VIII века до н.э. Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Слоновая кость
— изображение грифона VIII века до н.э., дворец в Сакче-Гёзю (Турция).
— Фрагмент чернофигурного кратера работы Клития (ваза Франсуа). 2-я четверть VI века до н.э. В Археологическом музее Флоренции.
Грифоны на рельефе дворца в Сузах (V-IV века до н.э.), керамика. Коллекция Переднеазиатского музея (входит в экспозицию Пергамского музея). Ныне — провинция Хузестан в Иране. В VI-IV веках до н.э.- центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. Грифоны времен персидских царей Дария I (550-486гж до н.э.) и Артасеркса II (436-359гж до н.э.):
Барельеф с изображением грифона из Дидимы (Турция, город на Эгейском побережье). IV век до н.э.
— Мозаичный пол из гальки, изображающий грифона из древнегреческого Сикион (в глубине Коринфского залива, недалеко от Коринфа), вторая половина IV века до н.э., Археологический музей Сикиона/Sikyon, Греция.
— Грифон — на греческой мозаике из Коринфа — около 400г. до н.э. Напомню, что Коринф отвечал за проведение одной из четырех крупнейших игр — Истмейских (наряду с Олимпийскими, Немейскими и Дельфийскими):
грифомахия (борьба аримаспов с грифонами) на греческой вазе-кратере — 370 год до н.э. (первая половина IV века до н.э.). Находится в Лувре (Париж):
— Римские монеты императора Антонина (антонинианы) с изображением грифона (III век н.э.)
— грифон изображался на реверсе кельтской монете — около 60г. до н.э. (клады серебряных монет типа «Биатек», Словакия-Австрия).
Грифон-хищник или преследование людей диким грифоном:
1) поселение Чатал-Хююк времен неолита в Анатолии (Турция) — 8 тысячелетие до нашей эры. Сохранились храмы-святилища, построенные минимум за 6 тысяч лет до Рождества Христова. На стенах домов — изображения летающих монстров, преследующих людей. Примечательно, что люди нарисованы либо без голов, либо зажатыми в когтях этих чудовищ.
2) У древних племен, населявших Малую Азию и Палестину 6–7 тысяч лет назад, существовал странный обычай хоронить своих умерших без головы. В городе Иерихон археологи обнаружили могилы, в которых сохранились скелеты людей, но черепов не было. Ученые находили и отдельно захороненные головы, покрытые слоем гипсовой обмазки. При этом количество тел умерших не соответствовало количеству черепов – последних было явно меньше. В Красноярском крае и Хакасии при раскопках могильников афанасьевской и окуневской культур археологи в ряде случаев тоже не обнаруживали черепов людей. В погребениях индейцев Перу (пустыня Наска и местность Чавинья) ученые находят обезглавленные тела, где вместо головы к скелету приставлена обыкновенная тыква в тюрбане.
3) есть церковь Сен-Пьер (церковь святого Петра) во французском Шовиньи (неподалеку от Пуатье); церковь датируется XII веком, хотя известно, что на этом месте уже в XI веке существовала каменная постройка. На капители церкви имеется рельеф, на котором чудовище с головой льва откусывает голову человеку. По сюжету рельеф очень близок древним фрескам Чатал-Хююка.
P.S. грифоны распластаны по форме капители и ради симметрии соединяются в одну голову из двух тел.
4) китайский грифон в «Сань-цай ту хуэй» — хищник с клювом и крыльями. Китайцы называли его ханьшоу. Единственное, что отличается от обычного описания — тигриная масть. «Сань-цай ту хуэй» — это китайская энциклопедия 1607г. Еще есть похожие «небесная лошадь» (тяньма), крылатая лисица биби, «человекоголовая сова» жень мянь сяо.
Грифон
| ||
Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение | ||
Мирча Элиаде |
Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.
Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».
В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита в.в. до н.э.), а затем в Спарте в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».
Образ грифона встречается и в христианской традиции.
В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».