Что символизирует памятник минину и пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому представляет собой уникальную скульптурную группу, расположенную в самом сердце Москвы – на Красной площади, напротив собора Василия Блаженного. И уникален он, прежде всего, с исторической точки зрения: этот монумент стал первой в Москве и второй в России (после «Медного всадника» в Санкт-Петербурге) скульптурной композицией. Больше того, памятник Минину и Пожарскому является первым в стране, который был посвящен не государям, а настоящим героям из народа.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Памятник Минину и Пожарскому
Основные моменты
Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.
Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…
Из истории памятника Минину и Пожарскому
С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.
Портрет Ивана Петровича Мартоса
Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.
Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.
На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.
Памятник на открытке 1883 года
Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.
В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.
Особенности памятника
Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».
Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.
Меч Фигура Дмитрия Пожарского Щит с изображением Спаса Горельеф на передней стороне памятника с посвящением Горельеф на задней стороне памятника, изображающий изгнание поляков из России
Интересные факты
Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.
А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».
Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.
Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.
Обелиск Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде Копия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.
Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.
Каминные часы, Воронцовский дворец в Крыму Каминные часы, музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве
Как добраться
Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом в Москве: прежде в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.
Идея композиции
В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.
Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.
Работа над памятником
Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.
Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.
Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.
Открытие памятника
Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.
С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.
Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.
Гражданин Минин и князь Пожарский — вечный России монумент (1 фото + 1 видео)
После смерти великого русского царя Иоанна Васильевича Грозного, на Руси возникла великая смута, которая вошла в историю государства Российского как «Смутное время», которое длилось долгих 15 лет, с 1598 по 1613 г.г. Это было одно из тяжелейших времён для нашего Отечества. На этот период приходятся многие известные вехи нашей истории. Это и Борис Годунов, и так называемая «семибоярщина» (правление совета бояр вместо царя), появление нескольких Лжедмитриев (погибшего сына Ивана Грозного и наследника престола Дмитрия), неурожаи, голод. Кончилось всё внешней интервенцией. Москву и Кремль взяли войска Речи Посполитой (Польско-Литовская конфедерация).
И вот два человека, князь Пожарский и гражданин Минин, сумели собрать большое народное ополчение и освободить столицу России от Польско-Литовских захватчиков. Собрав воедино волю русского народа, собрав огромное по тем временам народное ополчение, и направив это ополчение на освобождение страны, два этих великих героя Отечества смоги не только преодолеть эту великую русскую смуту, победить захватчиков, но главное – объединить народ российский. Именно потому праздник в эту честь и называется День народного единства. Потому что, именно в единении, в единстве – наша сила. Великая сила, способная справиться с любыми проблемами.
Этот период в истории нашей Родины стал поворотным, предопределившим наше будущее. После победы над Речью Посполитой, после преодоления смуты, России нужен был царь, которого не было, так как род Рюриковичей прервался после смерти Ивана Грозного и гибели его сына Дмитрия. На трон, народом, были возведены Романовы. С этого началась новая, великая глава в истории нашей державы. 300 лет, три века правление Романовых. За это время Россия из царства превратилась в империю, в великую и могучую, ведущую державу мира – Российскую Империю. Правление Романовых — это и Великий Пётр, и дочь его Елизавета, Великая Екатерина, и внук её Александр, а также последний император Российской Империи Николай второй.
С той поры, все Романовы, каждый российский царь, боялся новой смуты на Руси, как огня. Всё что угодно могли позволить Романовы, лишь бы больше на Руси никогда не было смуты. Но она, к сожалению, случилась вновь, в 1917 году.
Сам праздник, в честь победы над интервентами и преодоления смуты был основан ещё в 1649 году Алексеем Михайловичем Романовым, как второй в году праздник иконы Казанской Божией Матери, с которой народное ополчение вступило освобождать Москву в 1612 году. Этот праздник никогда не прекращался в церковном православном календаре.
Знаменитый памятник «Гражданину Минину и Князю Пожарскому от благодарной России» на Красной площади в Москве, установленный там в 1818 году, символизирует наше народное единство и освобождение России от смуты.
На государственном уровне праздник был отменён с приходом на нашу землю новой смуты – революции в 1917 году. Праздник был восстановлен на государственном уровне только в 2005 году.
Кстати, в Москве существует и ещё один, малоизвестный, но, пожалуй, главный памятник этому большому празднику, это красивейший и старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Этот храм – последний построенный в Москве одношатровый храм, который был построен князем Дмитрием Пожарским в 1635 году в честь преодоления смуты и освобождения Москвы от захватчиков. Князь Пожарский заложил этот храм в своей родовой деревне «Медведково» (современный район Москвы Медведково) именно на том месте, где стояли войска народного ополчения Минина и Пожарского, готовясь к освобождению Москвы в 1612 году. И этот храм, являясь сегодня одним из главных архитектурных памятников Москвы и России, ещё и настоящий памятник этому большому празднику – народному единству нашего Отечества.
Если вы никогда не были в этом храме, то автор этих строк, являясь прихожанином именно этого храма в Москве, очень рекомендует вам посетить этот невероятный памятник зодчества, веры и Отечества нашего – символ народного единства России, построенный самим Пожарским.
Переносясь от страниц нашей великой истории в день сегодняшний, вот что хочется отметить именно в этот праздник – День народного единства России. Наше единство – это наша страна, это мы. Если его не будет, не будет и нас, не будет и нашей страны. В единстве, во всём его многообразии национальностей, разнообразии религий, предпочтений, которые будучи в единстве создают неповторимую красоту нашей Родины – наша сила. Это – наше главное достояние, которое оставили нам в наследство наши предки, создавшие эту великую державу.
Наши враги, они всегда пытаются, и будут пытаться нас разъединять, точно как тогда, много веков назад, во времена великой смуты на Руси. По прошествии веков ведь ничего не поменялось. Эту смуту мы преодолеваем и сегодня. Сначала возникла новая смута – 1917 год и революция. Затем опять великая смута – 1991 год и развал СССР.
Сегодня Россия – это преодоление последствий смуты 1991 года, которая продолжается и сегодня. Смута эта – далеко ещё не преодолена. Она будет закончена только тогда, когда опять, как и много веков назад, возникнет настоящее народное единство, которое сможет обратно объединить все русские земли, и восстановить страну в границах Российской Империи, в границах СССР. Только тогда можно будет сказать, что последняя великая русская смута преодолена. И тогда будут установлены новые памятники этому событию, новый праздник, который, как и этот, останется в веках. А наши потомки будут писать об этом через много столетий, как сегодня пишем о том далёком подвиге наших предков мы.
И сегодняшний праздник – это прекрасный повод вспомнить об этом. Вспомнить о настоящем народном единстве, которое только и сможет преодолеть эту смуту. Вспомнить о том, что наша Родина действительно велика, что мы наследники великой истории, носители уникальной русской идентичности, уникальной культуры. Вспомнить, и быть едиными и непобедимыми.
Андрей Минин
Сайт маркетолога – практика
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.
Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина.
В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин.
По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
Барельеф на памятнике Минину и Пожарскому
Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».
На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.
Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.
Символизм памятника Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, — это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение.
Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.
Как увековечили подвиг Минина и Пожарского: история первого скульптурного памятника столицы в документах Главархива Москвы
Через 200 лет, в 1818 году, подвиг народного ополчения и его предводителей, нижегородского посадского человека Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, был увековечен в первом скульптурном памятнике Москвы. Главархив столицы рассказал об истории его создания.
Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Москва до начала XIX века не имела традиции установки скульптурных памятников. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев: выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.
С предложением создать памятник предводителям Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польских интервентов, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. А в 1809 году объявили всенародную подписку по сбору средств на сооружение монумента. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Когда к 1811 году была собрана значительная сумма, Комитет министров дал согласие на возведение памятника, но уже в Москве.
В Архивном фонде столицы хранится документ, в котором министр внутренних дел О.П. Козодавлев писал: «По случаю собранной по подписке в довольном количестве суммы на сооружение монумента князю Пожарскому и Минину я считаю возможным приступить к начатию сего дела. Объяснялся о том с… господином статским советником Мартосом, на которого, по Высочайше конфирмованному 21 ноября 1808 года докладу, возложено совершение оного. Господин Мартос отозвался мне, что он считает приличнейшим поставить монумент в Москве, ибо Нижний Новгород знаменит в истории произведением в свет одного Минина, монумент же делается двум – ему и Пожарскому. …Москва была предметом их великих дел».
После окончания работ в 1817 году памятник отправили водным путем из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем по Шексне до Рыбинска, оттуда – по Волге в Нижний Новгород и далее по Оке. Завершился путь на Москве-реке, у стен Кремля. Как было указано в рапорте частного пристава Городской части города Москвы от 2 сентября 1817 года, «из Санкт-Петербурга чрез Нижней Город прибыли водой к Москворецкому мосту пять полубарок. Из них в одной монумент князя Пожарского и гражданина Минина…».
20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, установленного в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. В нем участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывших из Петербурга, члены императорской фамилии во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми В честь открытия памятника прозвучала оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году.
Впоследствии московские власти уделяли большое внимание сохранности и внешнему виду монумента. Так, в 1830 году Комиссия для строений в Москве в срочном порядке выделила средства для ремонта гранитного пьедестала памятника, у которого отломился угол. В соответствии с рапортом комиссии, работы поручили скульптору Сантино Кампиони «как известному по сей работе художнику».
В 1851 году при памятнике учредили постоянный караул из нижних чинов полиции. Как отмечал московский обер-полицмейстер в своем рапорте московскому военному генерал-губернатору, специально «для укрытия часовых, на случай ненастной погоды», установили подвижную будку.
В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы не осуществились. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: необходимость переноса объяснялась тем, что, находясь в центре Красной площади, он создает помехи для транспорта и демонстраций. Поэтому в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.