Что символизирует лжица для причастия

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Что символизирует лжица для причастия. Смотреть фото Что символизирует лжица для причастия. Смотреть картинку Что символизирует лжица для причастия. Картинка про Что символизирует лжица для причастия. Фото Что символизирует лжица для причастия

Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к Книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).

Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого Серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку Тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из Чаши Крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – Серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.

Но такой способ причащения мирян не прижился в Церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички Тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.

Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем Церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу Тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать Тело Христово, напоенное Кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других Церквях.

Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.

Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.

Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.

Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также.

И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.

И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Такой человек перед Чашей, как птенец отверзает свои уста перед родителем, впуская в свою духовно-телесную храмину Бога, Который, как любящий Отец, ведет свое дитя к спасению.

Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.

Источник

Лжица

Лжи́ца (греч. λαβίς (лавис) – клещи) – неболь­шая ложечка с кре­стом на конце руко­ятки, при помощи кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние мирян и цер­ков­но­слу­жи­те­лей.

Что символизирует лжица для причастия. Смотреть фото Что символизирует лжица для причастия. Смотреть картинку Что символизирует лжица для причастия. Картинка про Что символизирует лжица для причастия. Фото Что символизирует лжица для причастия

Гре­че­ское назва­ние лжицы напо­ми­нает те клещи, кото­рыми Сера­фим взял рас­ка­лен­ный уголь и кос­нулся уст про­рока Исаии ( Ис. 6:6 ).

При­ча­ще­ние мирян посред­ством лжицы духовно озна­чает, что веру­ю­щие во Христа соеди­ня­ются с Богом через посред­ство Церкви, пита­ю­щей их духов­ной пищей.

Так же, как все свя­щен­ные сосуды, дела­ется из дра­го­цен­ных метал­лов или метал­лов, не дающих окиси.

Что символизирует лжица для причастия. Смотреть фото Что символизирует лжица для причастия. Смотреть картинку Что символизирует лжица для причастия. Картинка про Что символизирует лжица для причастия. Фото Что символизирует лжица для причастия

Для тех, кто нико­гда не при­ча­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, отме­тим несколько момен­тов, гово­ря­щих о про­ве­рен­ной более чем тыся­че­лет­ней прак­ти­кой без­опас­но­сти исполь­зо­ва­ния общей ложечки:

1) Послед­ним всегда при­ча­ща­ется свя­щен­но­слу­жи­тель. Он потреб­ляет остав­ши­еся Дары.

По словам Пат­ри­арха Кирилла: «Мы ни в коем случае не под­вер­гаем сомне­нию цели­тель­ную силу Святых Хри­сто­вых Таин! И дока­за­тель­ством служит то обсто­я­тель­ство, что после при­ча­ще­ния наши диа­коны потреб­ляют Святые Дары из общей Чаши, и ни один из них не забо­лел и нико­гда не забо­леет. А там, где нет диа­ко­нов, — свя­щен­но­слу­жи­тели, в том числе ваш недо­стой­ный Пат­ри­арх и Пред­сто­я­тель, когда совер­шает литур­гию в своем кре­сто­вом храме. Там тоже есть паства, кото­рая при­ча­ща­ется, и после литур­гии, поскольку я служу без диа­кона, я потреб­ляю Святые Дары без вся­кого сомне­ния, с полной уве­рен­но­стью в том, что, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Хри­сто­вой, мы при­ча­ща­емся вели­кой свя­тыне, кото­рая не под­вер­жена ника­кой инфек­ции, ника­кому злу».

А вот что гово­рит об этом о. Алек­сандр Гри­го­рьев, насто­я­тель тюрем­ного храма во имя Свя­того Бла­го­вер­ного Вели­кого Князя Алек­сандра Нев­ского в «Кре­стах» и храма во имя Свя­ти­теля Нико­лая при Военно-меди­цин­ской ака­де­мии:
«Я был ипо­дья­ко­ном начи­ная с 1979 года. Потом долгое время служил дья­ко­ном и видел, как служат многие старые про­то­дья­коны. В быт­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха мит­ро­по­ли­том Санкт-Петер­бург­ским и Ладож­ским я был эко­но­мом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш при­ча­ща­лось огром­ное коли­че­ство людей, и потом мы эти чаши потреб­ляли. Сами пони­ма­ете, что среди тысяч при­част­ни­ков навер­няка есть и боль­ные люди. И наши про­то­дья­коны, кото­рые служат по сорок и более лет, по сей день потреб­ляют остав­ши­еся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит под­чи­нить себе бак­те­рии и мик­робы. Во все вре­мена эпи­де­мии и болезни счи­та­лись карой Божьей. И защи­той от них всегда была молитва и Таин­ства».

2) При­ча­стие совер­ша­ется во многих боль­ни­цах и тюрь­мах. Трудно пред­по­ло­жить, что адми­ни­стра­ция этих заве­де­ний убеж­дён­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Также трудно пред­по­ло­жить, что они умыш­ленно закры­вают глаза на рас­про­стра­не­ние опас­ных инфек­ций. Тем более, что там хорошо нала­жен ста­ти­сти­че­ский учёт забо­ле­ва­е­мо­сти.

3) В про­шлые века, когда ещё не было при­ви­вок, люди не пре­кра­щали при­ча­щаться даже во время эпи­де­мий. Неужели народ бы не заме­тил этой опас­но­сти?

4) В Свя­щен­ном Пре­да­нии При­ча­стие упо­доб­ля­ется огню, очи­ща­ю­щему достой­ных и опа­ля­ю­щему недо­стой­ных.
В молит­вах перед При­ча­стием мы про­из­но­сим:
— тре­пещу, при­емля огнь, да не опа­люся яко воск и яко трава;
огневи при­ча­ща­юся трава сый, и странно чудо, оро­шаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи;
— попали огнем неве­ще­ствен­ным грехи моя;
— стра­хом при­ступи, да не опа­ли­шися: огнь бо есть.

Пример явле­ния небес­ного огня, схо­дя­щего на Святые Дары во время совер­ше­ния евха­ри­стии описан в житии пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского: «Одна­жды, когда святой игумен Сергий совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, Симон (ученик пре­по­доб­ного) видел, как небес­ный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освя­ще­ния, как этот огонь дви­гался по свя­тому пре­столу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой тра­пезы, окру­жая свя­щен­но­дей­ству­ю­щего Сергия. А когда пре­по­доб­ный хотел при­ча­ститься Святых Таин, Боже­ствен­ный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святой Чаши. Таким обра­зом угод­ник Божий при­ча­стился этого огня “неопально, как древле купина неопально горев­шая…”.

Таким обра­зом, если в Боже­ствен­ном огне сго­рают грехи, то уж мик­робы точно сгорят.

5) Для воцер­ко­в­лён­ного хри­сти­а­нина ситу­а­ция кар­ди­наль­ным обра­зом про­ти­во­по­ложна, это как раз мы просим у Гос­пода в молитве перед при­ча­ще­нием не погну­шаться нашими устами:
Как не отверг­нул Ты от Себя подоб­ной мне греш­ной блуд­ницы, при­шед­шей и при­кос­нув­шейся к Тебе, сми­луйся также и надо мной, греш­ным, при­хо­дя­щим и при­ка­са­ю­щимся к Тебе. И как не погну­шался нечи­сто­тою ее осквер­нен­ных уст, поце­ло­вав­ших Тебя, не погну­шайся также еще более нечи­стыми и сквер­ными моими устами и моими отвра­ти­тель­ными, нечи­стыми и осквер­нен­ными губами, и еще более нечи­стым моим языком. Но да послу­жит мне уголь пре­свя­того Твоего Тела, и чест­ной Твоей Крови в освя­ще­ние, про­све­ще­ние и укреп­ле­ние…
(Молитва свт. Иоанна Зла­то­уста)

Источник

Что означает лжица в евхаристическом наборе и когда она появилась

Что символизирует лжица для причастия. Смотреть фото Что символизирует лжица для причастия. Смотреть картинку Что символизирует лжица для причастия. Картинка про Что символизирует лжица для причастия. Фото Что символизирует лжица для причастияЛжица – это небольшая ложечка, которая используется в Литургии во время Причащения верующих. Вначале традиция причащать из ложечки появилась в восточных церквях в VI-VII веке. Это решило проблему, когда причастников было слишком много.

Это слово также используется в древнем переводе Ветхого Завета на греческий (Септуагинта) в тексте: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:6-7).

Это был тот случай, когда пророк Исайя, увидев Господа в окружении Серафимов, воскликнул, что он грешен и горе ему, потому что своими глазами, будучи грешником, он увидел Самого Бога!

Этот текст также ярко отражен в молитвенной подготовке верующего ко Причастию, когда он молится: «Вот приступаю к Божественному Причащению. Создатель, да не опалиши меня приобщением: огнь бо есть, недостойные попаляяй. Но очисти меня от скверны».

Тот факт, что Серафим не берет уголь руками, хотя и может, а использует для этого клещи, указывает на благоговение и на Великую Святыню на жертвеннике, то есть на Евхаристию.

Таким образом, когда верующих подходит ко причастию, он переживает великое Таинство, совершаемое одновременно на небе и на земле, как с пророком Исайей. Под видом хлеба и вина сам ангел подает ему в Причастии, не дерзая брать руками, а через λαβις, истинное Тело и Кровь Иисуса Христа.

Такое осмысление литургических действий обогащает душу верующего, погружая его в совершенно иной мир, приобщая его Небесному Царству Бога.

До наших дней дошли лжицы, которые с большой долей вероятности использовались в древней церкви во время Причастия. Археологи датируют их VI-VII веками. В пользу этого свидетельствуют надписи, сделанные на них, которые говорят, что ложки не только пожертвованы в церковь, но и изготовлены именно для церкви. Более того, подарены они вместе с чашей, составляя тем самым Евхаристический набор.

Для современного Евхаристического набора лжица изготавливается из металла или сплава, который не дает окиси, на конце ручке лжицы традиционно изображен крест. Брать ее имеет право только священник.

Источник

Что символизирует лжица для причастия

Священная лжица как символ Пресвятой Богородицы. Дезинфекция лжицы есть дело нечестивое, свидетельствующее об отсутствии правильной веры.
Анастасий Полихрониадис, доктор богословия

Пресвятая Богородица, «Священная Лжица»

Во время эпидемии коронавируса прозвучали некоторые мнения по поводу изменения способа причащения Святых Таин, то есть способа преподания Тела и Крови Христовых. В данной работе мы изучим, насколько важна для Церкви священная лжица в контексте нашего православного богословия. В честь видения пророка Исаии Церковь издревле, с первых веков христианства, присвоила священной лжице для причащения наименование λαβίς или λαβίδα, что по-гречески обозначает «клещи» [1]. Какова символика этих клещей?

1. «Лжица Таинственная»

«Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих» — поет Святая Церковь на утрени праздника Сретения Господня [2].

Митрополит Навпактский Иерофей пишет об этом великом празднике: «Когда праведный Симеон встретился с Богородицей, держащей на руках Христа, то «прием Его на руку своею и благослови Бога» (Лк. 2, 28). Это было очень трогательное и незабываемое зрелище. И, конечно, Симеон, который был в то время глубоким старцем, не смог бы этого сделать, если бы его руки не были укрепляемы Духом Святым».

«Эта сцена, — продолжает епископ, — напоминает нам видение пророка Исаии. Пророк увидел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6, 1), окруженного Серафимами, и исповедовал нечистоту уст своих». После этого вдруг «начинает происходить нечто удивительное: «И послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль огненный, егоже клещами взят от жертвенника. И прикоснуся устом моим, и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит»(Ис. 6, 6-7)».

«Это видение относится к воплощению Бога Слова. Пророк Исаия был призван проповедовать израильскому народу о приходе утешения — Иисуса Христа, поэтому он считается велегласнейшим из всех пророков и пятым евангелистом. Исаия с поразительной ясностью и точностью описывает картины Божественного воплощения», — подчеркивает митрополит.
Св. пророк Исаия.

«Взаимосвязь видения пророка и Боговоплощения отображается и в церковной толковательной традиции», — продолжает епископ Иерофей. Он пишет: «В одном из праздничных припевов (мегалинарий) поется: «Клеще таинственная, угль Христа во чреве приемшая, Ты еси Мариам» (песнь 9). Все ветхозаветные откровения суть откровения бесплотного Бога Слова, большинство из которых прообразовали Его вочеловечение, Его пришествие во плоти. Таким образом, здесь говорится, что горящим углем является Христос. Держащими уголь таинственными клещами — зачавшая Его во чреве Богородица (этот уголь Пресвятая Дева дает праведному Симеону). Небесным жертвенником была слава Божия и небеса. Поэтому мы также поем: «Снишедшего с небес Владыку всей твари, Сего прият священник Симеон».

«Как пророк Исаия, — отмечает митрополит Иерофей, — принял раскаленный уголь и не сгорел, но был очищен и соделался пророком, так и праведный Симеон принял из рук Пресвятой Богородицы огонь — Иисуса Христа — и не был испепелен им, но очистился по слову: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»».

«Эти последние […] слова, — продолжает епископ, — показывают, что видение пророка Исайи относилось к воплощению Бога Слова». Это «подтверждается ещё и тем, что Церковь определила, чтобы эта фраза произносилась служащим литургию священником после Божественного Причастия Тела и Крови Христовых. На примере праведного Симеона каждый из нас должен знать, что, подходя к Святому Причастию, необходимо иметь в себе Духа Святаго, дабы Божественный огнь не испепелил нас».

«Итак, пылающим углем, — подчеркивает митрополит Иерофей, — является вочеловечившийся Христос, жертвенником — чрево Пресвятой Богородицы, Серафимами — Сама Богородица, таинственными клещами — руки Девы Марии, подающие пылающий угль праведному Симеону» [3].

В связи с этими словами мы напоминаем стихи из последования ко Святому Причащению, где говорится: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря: Огнь бо есть, недостойныя попаляяй» [4]. А также слова из молитвы св. Иоанна Златоуста из того же последования, когда он представляет Тело и Кровь Господа в виде угля: «Но да будет ми угль Пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу» [5].

2. Богородица как «Священная Лжица» в творениях Святых Отцов и церковных писателей.

С того момента, как Церковь в особых выражениях сформулировала свое опытное учение о единстве двух природ Христа (Божественной и человеческой) в ипостаси Бога-Слова на Четвёртом Вселенском Соборе в Халкидоне, а также о приснодевстве Богородицы на Пятом Вселенском Соборе, Деву Марию стали также называть «λαβίς», т. е. «Клеща» или «Священная Лжица», в чем мы убеждаемся из проведенного нами исследования.

В произведении, подписанном именем Мефодия Олимпийского, «Слово о Симеоне и Анне в день Сретения Господня и в честь Пресвятой Богородицы» (V-VI вв.) [6] автор пишет: «Когда старец ликовал таким образом и радовался божественным веселием, тогда святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Исаиею. Она, приняв объятиями святых рук Своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистого и пренепорочного Ее жертвенника, подала его праведнику, говоря, мне кажется, и вместе увещевая так: «Приими, досточтимый старец и прекраснейший из священников, приими Господа, и насладись своею неоскудевающею надеждою» [7]. В том же «Слове» Приснодева именуется «клещи для очистительного угля» [8].

В экзегетическом труде святого Софрония Иерусалимского (VI-VII вв.), озаглавленном «Слово, содержащее в себе общий очерк истории церковной и подробное объяснение всего, что совершается в божественном священнодействии», мы читаем: «Клещи, согласно пророку Исайе, который сказал: «И послан бысть ко мне един от Серафимов» (Ис. 6, 6) означают Деву, возносящую и сей Хлеб Небесный» [9].

Такое же наименование дает Ей и святой Андрей Критский (VII-VIII вв.)[10] в своем «Слове на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». А в другой своей работе «Слово на святое Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» он называет Матерь Божию «Клеща» — прообразом Священной Лжицы [11].

Святой Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.) в своем «Каноне святому Власию» взывает к Богородице, говоря: «Умную Тя клещу познахом, истинный угль Христа во объятиях носящую, Владычице» [12].

Георгий Никомидийский (IХ в) в своем «Слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы» называет Матерь Божию «пророческая клеща [..], угль носящая и уста очищающая, серафимски охраняемая и Духом Святым проповедуемая» [13].

Император Лев VI Мудрый (IХ-Х вв.) в своем творении «Когда облаком непорочным принесенный, священническими руками, в сень храма принесен был еси, славы воссияло солнце» именует Богородицу «клеща»[14], пурпурная «лжица»[15], подчеркивая следующее: «Се бо яко на троне почил в Тебе Господь и яко лжицею содержался неудержимый, и яко в доме вмещается невместимый нигде»[16]. А в своей речи «На Успение Всесвятой Богородицы и Приснодевы Марии, преселившейся от земнаго и тленнаго, в преславнейшия и пречистейшия обители небесныя» император Лев обращается к Ней: «Радуйся, клеща, содержащая угль неудержимый, к устам прикасающийся, да очистимся через Него от греховныя скверны» [17].

Иаков Монах (около XI в.) в своем Слове «На Благовещение Пресвятой Богородицы, составленном от Божественных Писаний» говорит о Пречистой: «Клеща, очищающий и просвещающий уголь принесшая» [18]. Он же в своем сочинении «На Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» называет Богоматерь «Таинственная Лжица» [19], а в Слове на отрывок из Евангелия «Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием. » говорит о Богородице «Серафимские Клещи» [20].

Святой Неофит Затворник (XII-XIII в.) упоминает о клещах, которые видел пророк Исаия, как о прообразе Богородицы в двух своих беседах на Сретение. Первое упоминание находится в Книге Поучений: «Пришла яко клеща, держащая всесиятельнейший уголь, да попалит всецело терние грехов и просветит любящих чистоту, яко Любочистый и от Любочистыя рожденный» [21]. А второе упоминание мы встречаем в Толковании на каноны господских праздников: «Паки роду смертных радость к нам пришла, держащая во объятиях Того, кто в горсти содержит концы вселенныя, словно Божественная клеща, неопалимый божественный угль носящая» [22].

«Мудрейший и святейший» Патриарх Константинопольский Герман II (XIII в.) в своем произведении «На Благовещение» величает Богородицу «Лжицей» [23].

Наставник исихазма, св. Григорий Палама (XIII-XIV в.) в своей омилии «На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» говорит о Богородице «Клеща, в Себе Божественный Огонь неопально приявшая зачатием» [24]. Также он именует Богородицу «Клещами» в омилии «На всечестное Успение Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» [25] и «На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» [26].

Из вышесказанного очевидна связь Матери Божией с Евхаристией. Высочайший символизм Священной Лжицы вступает в противоречие с обесцениванием способа преподания Божественной Евхаристии, как будто речь идет об обычной тленной еде и питье. «Пресвятая Богородица», которую называют [. ] и «Таинственной Лжицей» [. ], зачала и удерживала в Себе, как Святой Потир «уголь Тела Христова» [27]. Точно так же и верующий принимает Христа от священника и становится Богоприимцем.

3. Священная Лжица или ложки из супермаркета?

«Митрополит Хиосский Пантелеимон Фостинис (+1962) рассказывал, что однажды, когда он нёс послушание проповедника в Аттике, его направили служить литургию в туберкулёзном диспансере «Сотирия».

Медсестры принесли ему большую тарелку со множеством чайных ложек.

— Что это вы такое принесли? — спросил их он.

— Врачи сказали использовать эти ложки для причащения пациентов, начиная с самых легких и переходя к более тяжелым.

— Они нам не нужны, — с верой ответил священник. — У меня есть Священная Лжица.

Во время Божественной Литургии он причастил всех пациентов, не делая различия между ними, а затем вошел в алтарь через Царские врата и потребил Святые Дары так, чтобы все это видели. И чтобы врачи узнали, что Святое Причастие — это огнь, пожигающий вся» [28].

4. Богословское толкование исторических данных о Священной Лжице.

Георгий Заравелас сообщает: «Термин «лжица» (от греч. λαβίς — клещи) известен в литургической традиции Церкви с давних времен. Первоначально слово λαβίς обозначало не современный литургический сосуд, а использовалось для метафорического наименования священнослужителя, который держит клещами своей руки Честные Дары, освящаемые благодатию Святаго Духа и предлагает их верующим для причастия». Это же толкование использует и Патриарх Константинопольский Герман (VIII в.) в своей работе «Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию», когда он рассматривает этот термин. Таким образом, использование слова «лжица», по крайней мере, до VII в., как пишет тот же Заравелас, «не относится к материальному, литургическому сосуду, но обозначает персты священника, держащие Честные Дары» [29].

Судя по всему, использовать ложку для преподания Святых Таин в качестве Священной Лжицы начали во времена св. Иоанна Златоуста, в IV-V вв., когда Златоглаголивый начал приглашать верующих к Причастию (без упоминания «рук»), подчеркивая при этом следующее: «Не полагай, что это хлеб, и не думай, что это — вино, потому что они не выходят из человека, как прочие роды пищи. Нет, не рассуждай так! Но подобно тому как воск, соприкасаясь с огнем, ничего из себя не теряет и ничего не получает, так точно думай и здесь, что Тайны срастворяются с сущностью тела. Поэтому и приступая, не думайте, будто вы принимаете Божественное Тело от человека, а представляйте, что вы принимаете Божественное Тело как бы огонь из клещей самих серафимов, которых видел Исаия (Ис. 6, 6-7), спасительную же Кровь станем принимать как бы касаясь устами божественного и пречистого ребра» [30].

Несмотря на то, какой способ преподания Хлеба («горящего Угля») применяется на практике, Причастие связано с одной и единственной Священной Лжицей, которая являет Богородицу, Приснодеву Марию. Кроме того, следует учесть, что Богородица ведёт нас ко спасению, а мысль об отдельных ложках для причащения тесно связана с идеей тления и смерти. Ведь даже сами по себе слова об индивидуальности, обособленности (посредством применения «личных» или «отдельных» ложек) полностью искажают смысл Божественного Причастия (греческое слово Κοινωνία (Причастие) происходит от слова κοινός — «общий» — прим. переводчика).

В некоторых критических работах мы читаем о Священной Лжице такие слова: «Лжица — это несовершенный материальный объект. Он не причастен нетлению воскресшего и обоженного Тела Христова, Которое действительно присутствует в нас благодаря евхаристическим Дарам. Сама по себе лжица — это не более чем столовый прибор, простая ложка, обычная посуда. Ее ценность проистекает из её использования, потому что это средство, с помощью которого Кровь и Тело Христовы приносятся людям. Много лет назад она заменила прежний способ причащения. Использование лжицы для причащения людей в ту пору было новшеством» [31].

Отвечая на вышесказанное, мы хотим подчеркнуть, что «ценность» Священной Лжицы не «проистекает из ее использования». Это не бытовой предмет, а благодатный, освященный. В действительности он символизирует те священные «Клещи», которые видел пророк Исаия, то есть Богородицу, которая была избрана Богом, и через Нее верные удостаиваются Причастия Пречистых Таин. А значит «Священная Лжица» ни в коем случае не является «столовым прибором, простой ложкой» или «обычной посудой», но это «мост», это «Приводящая от земли на небо» [32], т. е. Богородица.

Таким образом, тот, кто полагает, что для Причастия может быть использована обычная столовая или одноразовая ложка, отдельная для каждого причастника [33], совершает серьезнейшую догматическую ошибку. Человек, придерживающийся такого заблуждения, по сути, отделяет Богорождение от Девства и ошибочно полагает, будто Христос мог родиться и от обычной замужней женщины, а не от Девы [34]. Священная Лжица символизирует Приснодеву Богородицу, а христонигилизм проповедует тленность Христа и кощунственно связывает причащение Животворящих Христовых Таин с идеей тления и смерти [35]. Другими словами, война, которую ведут некоторые горе-богословы против Приснодевства Богородицы, совершенно тождественна чуждому для Православной догматики стремлению изменить способ Причащения. Следует особенно подчеркнуть, что сегодня не существует никакой реальной необходимости для отказа от Священной Лжицы, а все подобные инициативы продиктованы не чем иным, как неверием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *