Что символизирует левша в произведении лескова
Левша (герой)
Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.
Описание героя
Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм «Левша». 1986
История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.
Характеристика Левши
Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.
Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».
Особенности личности
Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.
Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и дает сто рублей.
Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.
И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».
Отношение к труду
Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.
Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!
Левша в Англии
Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде, русский мастер окружен уважением и восхищением.
На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.
Финал
Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.
Роль героя в произведении
Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».
Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.
Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.
Отношение автора к герою
Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.
Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.
Прототипы
Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.
Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.
Экранизации героя
Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.
В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.
В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.
Герой за пределами произведения
Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.
Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.
«Левша» Н.С. Лескова: план, сочинение, характеристика Левши, герои. 6 класс
«Левша» Лескова: план произведения. Как и о чем писать в сочинении? Образ Левши, характеристика главного героя: имя, портрет Левши. Тема и герои произведения: царь, Платов. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
Сказ Н.С. Лескова «Левша» проходят в школах на уроках русской литературы уже в 6 классе. Оттого произведение принято воспринимать как «детское» и объяснять попроще: Лесков воспевает искусство и патриотизм русских мастеров, сочувствует их тяжелой судьбе.
Левшу – безымянного тульского мастера – обычно называют положительным героем, воплощающим в себе «лучшие черты русского народа».
Иллюстрация Кукрыниксов
Однако внешняя простота лесковских произведений обманчива. Его герои не делятся на чисто положительных и чисто отрицательных: и Левша, и оба русских императора, и казак Платов, и английский полшкипер наделены как недостатками, так и благородными чертами. Автор над всеми подшучивает и всем сочувствует.
Сбивает с толку и язык Лескова. Сдобренный «народными» словечками и оборотами, он вызывал удивление у современников: так в народе никогда не говорили. Этот наивный и насмешливый язык выдуман самим Николаем Лесковым и существует лишь в его книгах.
После публикации сказа литературные критики спорили о смысле «Левши»: одни видели в нем саркастическую насмешку над русским народом, другие – неглубокую ура-патриотическую сказку о превосходстве русских над иностранцами. Сам Лесков открещивался от этих обвинений.
Содержание
План произведения
Чтобы составить план, нужно выделить в произведении ключевые моменты. Вот они:
О чем писать в сочинении по «Левше»
Тема и проблематика
Тема сказа – судьба талантливого человека в России. Лесков поднимает проблему несправедливости: гениальный мастер всю жизнь терпит унижения.
Герои
Герои описаны без лишних подробностей, символически: они воплощают русскую жизнь в разных ее проявлениях.
Левша – безымянный тульский мастер, необразованный, но гениальный в своем деле. Скромный, по-своему верующий, любящий родину, но при этом недалекий, по-детски наивный и склонный к пьянству.
Император Александр I – поклонник всего иностранного. Уверен, что в России нет мастеров, способных сравниться с англичанами. Больше всего боится обидеть иностранцев своей неучтивостью.
Император Николай I – государь, верящий в талант русского народа и в то, что свои люди его не подведут. Именно он решает отправить левшу в Англию, чтобы тот продемонстрировал иностранцам подкованную блоху. В дальнейшем исчезает из сказа, никак не участвует в судьбе простого мастера.
Атаман Платов – герой войны 1812 года, мужественный, но грубый и скорый на расправу. Убеждает Александра I в превосходстве русских мастеров над иностранцами, но сам обращается с мастерами как с холопами: ругает, унижает и бьет. Лишь когда левше удается произвести впечатление на императора, просит у него прощения за побои.
Английский полшкипер – спутник и собутыльник левши во время обратного плавания из Англии в Россию. Фактически, это он спаивает левшу и доводит до могилы. Но он сохраняет дружеские чувства к своему «камраду», пытается помочь мастеру. Полшкипер находит левшу в больнице и стремится исполнить его последнее желание: довести до сведения императора, что за границей «ружья кирпичом не чистят».
Доктор Мартын-Сольский – врач, который старается передать слова левши царю. Единственный из приближенных ко двору, кто согласился это сделать.
Граф Чернышёв – грубый и злой военный министр, который отказывается передать предупреждение левши императору. Когда предсказание мастера сбывается и русские ружья оказываются негодными для стрельбы, Чернышёв вновь прогоняет Мартын-Сольского: «Пошел к черту, плезирная трубка, — не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, — тебе же и достанется».
Образ и характеристика Левши
Главный герой лишен имени. Слово «левша» Лесков пишет с маленькой буквы. Получается, это даже не прозвище, а обозначение, чтобы отличить одного безымянного тульского мастера от двух других.
Левша единственный, чьего имени нет на подковах стальной блохи: «Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Портрет
Оружейник внешне неказист, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Поэтому голова у него «щипаная». К царю он является в порванной одежде и избитый Платовым: «он в чём был взят, и теперь очень в злом виде».
Иллюстрация Кукрыниксов
Характеристика
Левша – человек простой и недалекий. Он виртуозно владеет ремеслом, но совершенно безграмотен во всем остальном: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша уверен в своем искусстве и не боится представить подкованную блоху на суд царя. При этом он совершенно не умеет держаться перед теми, кто выше по званию, – «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто».
У мастера есть собственная рабочая гордость, его обижают незаслуженные обвинения и побои Платова. Но левша, с детства привыкший к унижениям, безропотно терпит все издевательства:
А вот к хорошему тульский оружейник не привык: даже от сладкого чая он морщится. Когда же на английском корабле «поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина», то «он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился».
Нежелание левши остаться в Англии, где к нему относятся хорошо и ценят за талант, поначалу выглядит непонятно: то ли в нем говорит патриотизм, то ли просто привычка к прежней жизни.
— Мы, — говорит, — к своей родине привержены и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.
И все-таки левша оказывается патриотом. В Россию он уезжает, как только замечает важную деталь: англичане смазывают ружья, а не портят их кирпичом, и нужно передать это русским солдатам.
Но благородный порыв левши ни к чему не приводит. Из-за пьянства он попадает в больницу, а из-за нежелания чиновников слушать умирающего мастера его предупреждение так и не передают царю. В итоге левша пропадает ни за грош.
Единственное дело, которым он запомнился, – изготовление гвоздиков для подков стальной блоги. Трудно придумать более бессмысленное занятие.
Почему левша и его товарищи взялись поддержать Платова?
В учебнике В.Я. Коровиной для 6-го класса школьникам предлагается ответить на несколько вопросов по произведению Лескова. Первый из них: «Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?»
«Взялись поддержать Платова и с ним всю Россию» – это цитата из самого сказа, то есть рассказчик оценивает работу мастеров как желание послужить стране.
Сами мастера-оружейники несколько раз повторяют, что главное для них – не подвести императора, что для них крайне важно «царское слово»: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется»; «будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет»; «будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».
То есть главный мотив мастеров – не подвести царя, который им доверился, честно выполнить свою работу.
Русский народ в сказе «Левша»
Еще один вопрос, который задают в школе: «Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе “Левша”». В 6-м классе ответить на него можно просто: трудолюбие, скромность, умение превозмогать трудности, патриотизм.
Но не всегда сказ Лескова воспринимали так однозначно. После публикации «Левши» отдельной книгой в 1882 году произведение критиковали как либералы, так и консерваторы, отмечал Б.Я. Бухштаб в комментариях к Собранию сочинений Н.С. Лескова в 11 томах.
Например, рецензент «Отечественных записок» критиковал Лескова за то, что тот «придумал развлечение — рассказывать сказки, или сказы, как он их (вероятно, для большей важности) называет», и упрекал автора в славянофильском шовинизме. Либеральная газета «Голос» относила сказ Лескова к числу произведений, «где русский человек затыкает за пояс иностранца».
А вот рецензент консервативного «Нового времени», наоборот, ругал Лескова за чересчур пессимистичный взгляд на соотечественников: «Русский человек у себя дома превращается в существо низшего порядка. Гениальный “Левша” (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего, который безропотно идет своей серенькой, неприглядной полоской. “Левша”, по рассказу г. Лескова, не только не разумеет ясно выгод своих, но и не очень чувствителен к варварскому обхождению с ним. Словом, совсем как подобает людям низшей, недоразвившейся породы».
А вот либеральный «Вестник Европы» заметил неоднозначность сказа: с одной стороны, в нем излагается славянофильская теория «о сверхъестественных способностях нашего народа», и вместе с тем произведение «заключает в себе весьма злую и меткую сатиру на эту же самую теорию».
Сам Лесков, отвечая критикам, признавал, что образ левши – в каком-то смысле обобщенный образ русского народа. «Но не могу принять без возражения укоры за желание принизить русский народ или польстить ему», – подчеркивал автор.
Я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайне противоречивые заключения. Левша сметлив, переимчив, даже искусен, но он «расчет силы не знает, потому что в науках не зашелся и вместо четырех правил сложения из арифметики все бредет еще по псалтырю да по полусоннику». Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам все-таки стремится к родине и все хочет два слова сказать «государю о том, что не так делается, как надо», но это левше не удается, потому что его на «парат роняют». В этом все дело.
Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши». Во всяком случае, я не имел такого намерения.
образ левши в произведении лескова
Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека, что уже не раз было изображено в творчестве Лескова (рассказы «Тупейный художник», «Запечатленный ангел»). Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы.
Образ Левши стоит в ряду других образов праведников, созданных Лесковым. Он пожертвовать собой ради Отечества, во имя Дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге «на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались»), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. Левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников Лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
В невнимании власти к судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России. Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и встреча героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в «простонародной» больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Из всего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его; авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поиски Лесковым положительного героя, и, думается, этот образ наиболее близок к этой цели.