Что символизирует ландыши в отношениях лизы и эраста
Как там у классика. Цветы героинь русской классической литературы
Помните, что за букет был в руках у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера? А какими цветами торговала бедная Лиза? Выбор писателями цветов для своих персонажей неслучаен.
Есть повод перечитать любимые книги
То, о чем не говорится прямо
Во многих произведениях цветы используются для более полного описания царящей вокруг героев атмосферы, а также их образов, лучшего раскрытия черт характера и оттенков настроения персонажей.
Особенно ярко – в русской литературе XIX века, когда в ходу был так называемый язык цветов.
Символический язык цветов был очень распространен в викторианской Европе, куда пришел с Востока. И там, и там открытые чувственные посылы, особенно исходящие от женщин, мягко говоря, не приветствовались. Завуалировать их можно было по-разному, но лучше цветов с этой задачей, пожалуй, не справился никто.
Символизму цветов были посвящены многие печатные труды в Европе и России
Даже в современном мире, где мало кто читал исследования-пособия по символизму цветов, мы на подсознательном уровне почти всегда сразу понимаем, какие растения и букеты означают чистоту, любовь или, наоборот, предвещают сложности.
Давайте вспомним и проверим.
Бедная Лиза и ландыши
Чистая, наивная и не только в переносном, но и в буквальном смысле – бедная Лиза из одноименной повести Карамзина бралась за любую не порочащую честь юной девушки работу. Помощи ей ждать было неоткуда, так как после смерти кормильца-отца «на руках» у нее осталась старушка мать. Одно из занятий Лизы – торговля собственноручно собранными цветами. Когда девушка познакомилась с обольстителем Эрастом, в руках у нее были ландыши.
Сезон ландышей – конец мая – начало июня. Цветы эти символично белые – непорочные, как и Лиза. С другой стороны – они хоть и весенние, но расцветающие уже под занавес этого времени года. И это тоже, возможно, важно. Писатель как бы намекает на конец чистоты. Лиза не только рассталась с девичьей честью, но и, не выдержав испытаний, предательства любимого, ушла из жизни.
Интересно, что букетик ландышей стоил у девушки 5 копеек (Эраст, напомним, хотел заплатить рубль, но правильная Лиза отказалась). На конец XVIII века, когда вышла повесть, 5 копеек – не микроскопическая сумма. Ее вполне можно сравнить со стоимостью современных букетов. Правда, не самых шикарных.
Самое известное изображение бедной Лизы – на картине художника О. Кипренского (1827 г.). Но в руках у девушки почему-то не ландыш
Фенечка и розы
В «Отцах и детях» Тургенев подробно описал цветы в руках не светской львицы Одинцовой или эмансипе Кукшиной, а крепостной Фенечки – женщины, с которой отец главного героя Кирсанова «имеет связь».
С одной стороны, она родила барину ребенка, живет с ним в господском доме, в отсутствие других персонажей и больше на правах хозяйки, с другой – перед обществом возлюбленный ее стесняется, начинает прятать. Но на протяжении всего романа, несмотря на свое двойственное неприличное положение, молодая женщина ведет себя очень достойно: просто, естественно. Стесняясь, конечно, но не попадая из-за этого в неловкие ситуации.
В эпизоде с цветами описывается, как Фенечка сидит на скамейке, рядом с ней только что сорванные в саду розы – белые и красные. К ней подходит Базаров и просит за свои услуги доктора плату, «хоть бы и цветком». Поначалу он хочет спровоцировать молодую женщину, даже заигрывает с ней (в другом эпизоде даже обманом целует).
«Какую вам…» – просто, безо всяких подтекстов спрашивает Фенечка. И главный герой выбирает «красную и не слишком большую».
Розы – известный символ любви. Цвета – белый и красный – чистоты и страсти. Все это очень хорошо отражает именно неоднозначность положения женщины. По тому, как просто Фенечка выбрала цветок, подтекстов в ее поведении нет.
Что касается Базарова, то по тому, как он просит цветы и что выбирает, литературоведы предполагают: в любви нуждается он сам. Но это уже совсем другая история.
А на Фенечке ее барин в конце романа все-таки женился.
Фенечка из романа «Отцы и дети» с розами
Купеческая дочь и аленький цветочек
В сказке «Аленький цветочек», написанной Аксаковым для внучки Оленьки, имени героини нет. Она просто младшая, самая любимая и хорошая, дочь купца. Не нов и сюжет, он известен в разных вариациях по всему миру. Похожая история была у Амура и Психеи еще в Древней Греции. Но мы рассматриваем детскую сказку. О любви чистой и бескорыстной, в первую очередь дочерней.
В роли аленького цветочка могла быть роза, но здесь она явно не подходит, не тот случай. Скорее – это полевая красная гвоздика.
Девушке, за то что она попросила себе у отца аленький цветочек и получила-таки его, пришлось пожертвовать собой. Но делает она это с готовностью, в отличие от сестер. Попадает к чудищу, но готова служить ему во всем. И в итоге обретает любовь прекрасного царевича, который, оказывается, был заколдован.
Главная героиня «Аленького цветочка» найдет счастье с прекрасным царевичем. А все благодаря цветку
Маргарита и мимозы
При первом описании встречи главных героев «Мастера и Маргариты» Булгаков отмечает только, что это были «…отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Нередко это вводит в заблуждение читателя. Мимозы ли несет женщина, а может, розы или какие-нибудь еще цветы?
Ответ надо искать дальше по тексту. В 19-й главе о Маргарите говорится уже как о ведьме, «украсившей себя тогда весною мимозами».
Мимоза становится предсказателем судьбы героев. Желтый – традиционно цвет неверности, предательства, в более широком смысле беды. Мимозы Маргариты как бы предвещают, что ничего хорошего с персонажами не случится, и эта тревожность и напряжение будут только нарастать.
И еще. В христианстве мимоза – цветок света, а ведьма Маргарита от света с радостью отвернулась, выбрав покой. Поэтому можно сказать, что в начале романа мимозы уже намекают на уход из мира главных героев.
Мимозы – цветы ведьмы Маргариты
Женя и цветик-семицветик
И еще одна добрая сказка про героиню с чудесным цветком в руках – маленькую девочку Женю. Волшебный цветик-семицветик, по задумке автора Катаева, был похож на ромашку, только с семью лепестками, каждый своего цвета, как радуга. Оторванные со специальным наговором лепестки исполняли желания, но эти желания, кроме одного – спасти больного мальчика – оказались пустыми. И Женя это вовремя поняла.
Вряд ли стоит искать какой-то особый символизм в цветике-семицветике. Сказка для советских детей прямо говорит, что поступки должны быть правильными, добрыми, для пользы других людей. А это актуально на все времена!
Какое желание Жени аленькому цветочку самое правильное и настоящее? Конечно, вылечить мальчика!
Если «копать глубоко», то в классических произведениях, особенно стихах, символизму цветов уделено очень большое внимание. Но как бы безадресно. Цветы описываются не принадлежащие кому-то конкретно, а просто находящиеся в комнате, растущие в саду. Их сравнивают с любимыми женщинами.
Мы же постарались выбрать те эпизоды, где цветы уж точно побывали в руках у героинь. Вспомните еще кого-нибудь?
Урок освоения Печальная любовь Лизы и Эраста в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока-исследования по литературе в 9 классе «Печальная любовь Лизы и Эраста в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Предметные УУД: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев, сопоставлять их;
Метапредметные УУД: умение аргументировать собственную точку зрения;
Личностные УУД: совершенствование нравственных качеств личности; формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе группы.
Используемые технологии: проблемное обучение, эвристическая беседа, групповое обучение, исследовательская деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Оборудования: презентация, ватман с изображением кластера.
I. Приветствие. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения!
II. Объявление темы. Этап актуализации знаний (повторение теоретического материала). Определение цели.
— Ребята, что такое любовь? (Любовь- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку, или Родине, или к животным, чувство глубокой симпатии)
— Любовь окрыляет дух и разум, дарует нам вдохновение к творчеству, к прекрасным делам и поступкам.
Но стоит только разочароваться в любви, мир рушится. Всё становится тусклым и печальным.
— Дома вы прочитали повесть великого русского писателя Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
-Назовите главных героев повести? (Лиза и Эраст)
-Какой вам показалась любовь между Эрастом и Лизой? (печальной)
-Значит, какая тема нашего урока? (Печальная любовь Лизы и Эраста)
-Исходя из темы, что мы должны доказать на этом уроке? (какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста)
-Автор повести смог мастерски раскрыть внутренние переживания героев, показать их
истинные чувства. Поэтому это художественное произведение является образцом русского сентиментализма.
-Дайте определение сентиментализма.
(Сентиментализм-это литературное направление, где господствует культ чувств.)
III. Организация групповой работы.
-А сейчас мы докажем, какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста. Для этого нам необходимо охарактеризовать этих героев.
1) Социальное положение Лизы.
2) Отношение автора к Лизе.
3) Значение слова «бедная». И какое значение к ней подходит больше?
4) Отношение Лизы к матери.
5) Отношение Лизы к Эрасту в начале повести.
6) Отношение к Эрасту в конце повести.
1) Социальное положение Эраста.
2) Отношение автора к Эрасту.
3) Какую жизнь вёл Эраст?
4) Отношение к Лизе в начале повести.
5) Отношение к Лизе в конце повести.
6) Как вы понимаете фразу: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»?
-Важную роль в создании образов играет и природа. Она помогает ярче раскрыть внутренние переживания персонажей. Значит и природа является главным действующим лицом в повести.
1) С какой целью автор описывает осенний пейзаж в начале повести?
2) Какую роль играет наступление весны?
3) Что символизируют ландыши в отношениях Лизы и Эраста?
4) Как природа преображается сама, и как меняется Лиза с появлением нового чувства? Найдите олицетворения, доказывающие это.
5) Что происходит с природой в конце повести?
6) Что символизирует гроза?
В каждой группе есть ватман, на котором изображён кластер. В нём вы должны отразить характеристику героев. А результатом совместной работы является представление кластера и ответы на вопросы.
IV. Практическая деятельность учащихся в группе.
V. Представление результатов деятельности учащихся. Эвристическая беседа по теме.
Работа групп завершена, и нам надо доказать наш тезис, вынесенный в качестве темы. А сначала мы послушаем, как вы ответили на вопросы. В качестве вывода вы представите кластер, в котором отражается характеристика героев.
1) Социальное положение Лизы.( Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого обеднела).
2) Отношение автора к Лизе. (Рассказчик сопереживает главной героине Лизе. Он подробно обрисовывает её характер. Автор радуется и надеется, грустит и плачет вместе со своей героиней. Он постоянно переживает за её судьбу, воспоминания о ней заставляют его «проливать слезы нежной скорби». Образ Лизы складывается из авторских описаний и комментариев её поступков и чувств).
3) Значение слова «бедная». И какое значение к ней подходит больше? (Значение слова «бедная»-1) обладающий скудным достатком;
2) несчастный, вызывающий жалость, сострадание
4) Отношение Лизы к матери.( Предана своей матери, горячо любит ее.)
5) Отношение Лизы к Эрасту в начале повести. (Она любила его, доверяла ему, но её беспокоило социальное неравенство)
6) Отношение к Эрасту в конце повести. (Лиза разочаровывается в своём возлюбленном, она считает его жестоким в отношении их любви. Она не
могла смириться с его изменой, не могла жить без него, поэтому дальнейшая жизнь ей показалась бессмысленной)
2. Божеская милость
1) Социальное положение Эраста.
2) Отношение автора к Эрасту.( Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не способный понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею»).
3) Какую жизнь вёл Эраст? («Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии»).
4) Отношение к Лизе в начале повести.( Он был добр к ней, оказывал к ней внимание, добродушно беседовал с её мамой)
5) Отношение к Лизе в конце повести.( Он жестоко поступил с ней, бесчувственно. Автор осуждает его и чуть ли не проклинает: «Я забываю человека в Эрасте- готов проклинать его-но язык мой не движется)
6) Почему автор не стал его проклинать? (Эраст любил Лизу. Но оказавшись в затруднительном положении, он женится на богатой вдове. Это супружество не принесло ему счастья. В конце повести он печален. Он тоскует по Насте)
7) Как вы понимаете фразу и кому она принадлежит: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»? (Значение фразы: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»? Эта фраза является предупреждением того, что не все желания могут исполниться. Она боялась, что любовь ей принесёт страдания. Она во глубине души чувствовала, что они не созданы друг для друга. А всему виной их социальное положение)
Вывод: Каким вы представили себе Эраста?
5. Вёл рассеянную жизнь
1) С какой целью автор описывает осенний пейзаж в начале повести?
2) Какую роль играет наступление весны? (Рождение любви, пламенных чувств)
3) Что символизируют ландыши в отношениях Лизы и Эраста?
4) Как природа преображается сама, и как меняется Лиза с появлением нового чувства? Найдите олицетворения, доказывающие это.
5) Что происходит с природой в конце повести?
6) Что символизирует гроза?
Природа помогает раскрыть душевные переживания героев.
Осенний пейзаж предвещает трагическую развязку.
Ландыш символизирует нежность и расцвет светлых чувств.
Гроза символизирует трагический перелом в судьбе Лизы.
Вывод. Природа находится в гармонии с чувствами героев. Она расцветает, предупреждает и печалится.
VI. Подведение итогов исследования урока.
-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви).
-А теперь, ребята, подумайте, какие причины привели к печальной любви Лизы и Эраста?
Причины печальной любви:
1. Социальное положение.
2. Доверчивость Лизы.
3. Предательство Эраста.
-Ребята, рассмотрим роль повествователя в повести «Бедная Лиза».
-Как вы думаете, какие чувства испытывает повествователь, когда приходит к развалинам монастыря? (печаль, скорбь)
-Почему он печалится? (Он переживает за судьбу героев)
-Гармония природы вносит в его душу мир, укрепляет веру во всемогущество света и любви, вселяет надежду на примирение Лизы и Эраста в другой жизни.
VII. Подведение урока. Рефлексия. Оценивание.
Любовь-это не просто. Становишься слишком уязвим, заботясь о том, чтобы другому было хорошо. Так приходит печаль.
Светлая, чистая любовь Лизы и Эраста обернулась печалью.
Прошла любовь-остались слёзы.
-Ребята, как вы думаете, чему учит повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Свой ответ начинайте словами:
-Урок дал мне для жизни…
Читая повесть Карамзина, мы учимся на чужих ошибках, получаем ценные уроки жизни, становимся гуманнее и внимательнее по отношению к окружающим.
-Ребята, желаю вам быть великодушными по отношению друг к другу!
VIII. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза?».
«Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Цели: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.
Просмотр содержимого документа
««Ландыши и сто рублей» Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»»
«Ландыши и сто рублей»
Комбинированный урок с элементами критического мышления по повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Учитель школы-лицея «Дарын» г.Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Цели:1.Образовательные: определить идею произведения; раскрыть в сопоставлении характеры главных героев; проследить традиции сентиментализма в произведении; выяснить значение пейзажей.
2.Развивающие: совершенствование навыка сравнивать художественные произведения, развивать поисковые умения и творческий потенциал.
3. Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека; воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него в повести.
4. Общепредметные: развитие аналитического и художественного мышления; воспитание интереса к русской литературной классике; умение работать в творческих группах.
Оборудование: Портрет Н.М. Карамзина; иллюстрация к повести; словарь Ожегова; предметы, символизирующие главных героев (ландыши, стакан с молоком, белое полотенце, деньги); карточки для рабочих групп.
Что наша жизнь? Роман – кто автор? Аноним.
Читаем по складам, смеемся, плачем…спим…
Что есть жизнь наша? – Сказка;
А что любовь? – Ее завязка;
Конец печальный иль смешной,
Родись, люби – и Бог с тобой!
Работа над произведением.
1.Формулировка проблемы. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, продолжая фразы: Могу сказать, что…
В результате выводится проблема: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, в качестве которого взято стихотворение Карамзина. По мнению автора, любовь – начало жизни, сказки. Почему печальной оказалась сказка Лизы и Эраста?
2.Мозговая атака. Составление кластера к понятию «любовь».
Верность ЛЮБОВЬ Уважение
Чего не доставало в отношениях Лизы и Эраста?
Повествование начинается с пролога, где дается пейзажная картина окрестностей Симонова монастыря.
Каково философское значение этого пейзажа в истории Лизы и Эраста?
Группа «художников» защищает художественный проект, в ходе которого объясняет свое видение философского значения пролога повести. В результате чего делают вывод: Лиза и Эраст изначально принадлежат к разным мирам, между которыми протекает река жизни. У каждого мира свои нравственные ценности.
4.Какие нравственные ценности у мира Лизы и у мира Эраста?
Мир Лизы Мир Эраста
труд светские забавы
Природа в Лизе воспитала восприимчивость, чувствительность, стремление к прекрасному, труд – бескорыстность, нравственную чистоту, семья научила ее заботиться о ближнем, быть ответственной за любимых людей, самопожертвованию.
Эраст вынут из семейных отношений, поэтому он не знает об ответственности и самопожертвовании. Он живет в Москве, которую автор называет алчной, следовательно бескорыстности в Эрасте нет. Главную роль в мире Эраста играют деньги.
5. Анализ эпизода первой встречи героев. Инсценировка. Первая встреча героев символична. С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира они дарят друг другу?
Лиза приходит в Москву с ландышами. Эраст протягивает Лизе деньги.
Сообщения учащихся о философском значении ландышей и денег в литературе.
Ландыши в немецком предании связаны с весной, в русской легенде ландыши – это слезы Любавы, возлюбленной Садко. Ландыши – олицетворение чистоты, нежности, любви и боли девичьего сердца.
Эраст всегда стремится за все заплатить, причем дороже цены. Платит за хорошее и плохое: за цветы, за любовь, за отказ от любви. В итоге закладывает свою душу пожилой вдове за деньги. В мировой литературе, начиная с библейских тридцати серебряников, деньги олицетворяли предательство, зло. Таким образом, в первой же встрече Лизы и Эраста можно увидеть столкновение двух миров: мир денег Эраста погубит ландышевый мир Лизы. Здесь прослеживается философский мотив столкновения природы и цивилизации, где гибнет природа.
6. Лиза страдалица или блудница? Почему Лиза не выбросила, не порвала деньги Эраста?
Лиза, решившись на самоубийство, не перестает думать о матери, эти деньги будут старушке хоть какой-то временной поддержкой. С другой стороны, приняв деньги, Лиза судит себя высшим судом собственной совести, выносит себе беспощадный приговор.
Сравнение аналогичных эпизодов из «Бедной Лизы» и «Станционного смотрителя». В результате сравнения делается вывод о правдивости русской литературы, которая не скрывает, что «маленький человек» вынужден всегда думать о хлебе насущном.
Почему Лиза решила умереть? Ответить на вопрос помогает анализ эпизодов: «Лиза во время грозы» и «Лиза, узнавшая правду». В результате учащиеся приходят к выводу: 1) Лиза карает себя за нравственное преступление; 2) Не могла смириться с тем, что от нее откупились; 3) Она потеряла себя как личность, полностью растворившись в любимом, мир без него – пустыня.
7. Эраст – коварный искуситель или несчастный человек?
Наблюдение за изменениями состояния души Эраста и его отношения к Лизе.
8.Заслушивание творческих работ «Исповедь Эраста».
9.Ответ на проблемный вопрос.
В отношениях Лизы и Эраста на было ответственности, заботы, самопожертвования со стороны Эраста (дополняем кластер).
10.Как автор расценивает поступки героев? Как в этом отношении прослеживаются традиции писателя-сентименталиста?
Автор никого не осуждает и надеется на примирение героев в другой жизни.
11.Творческая работа. Напишите сочинение-предположение «Если бы Лиза осталась жива…»
12.Итоговый ответ на вопрос: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?
13.Домашнее задание: Как бы вы отредактировали повесть с точки зрения писателя-классициста?