Что символизирует крыса в православии
Крысы, карточки и Промысл Божий
Рассказы о любимой бабушке Клаве
Наши бабушки и дедушки прошли свой земной путь достойно – в исконном, а не в рекламном значении этого слова – и с Богом в сердце. В их жизни – тихой и простой – не было подвигов, но были чудеса – обыкновенные, даже обыденные, – подтверждающие: Божия помощь не медлит.
Крысы и карточки
Моя любимая бабушка Клава после войны работала в небольшом продуктовом магазине. Хлеб в то трудное время выдавали людям по карточкам. Через руки бабушки проходили тонны буханок, периодически она отчитывалась в городском торговом отделе за выданный по карточкам хлеб. Времена были суровые. За малейшую провинность перед законом человек мог оказаться за решеткой или лишиться жизни.
Когда подошло время очередного отчета, бабушка обнаружила недостачу листов с карточками
Чтобы карточки не потерялись и их легче было считать, бабушка и ее дочери наклеивали их на тетрадные листы мучным клейстером. Листы с карточками хранились в магазине. И вот однажды, когда подошло время очередного отчета, бабушка обнаружила недостачу тетрадных листов с наклеенными карточками. Вместе с уборщицей они перерыли весь магазин, но пропажу не обнаружили. Бабушка поделилась дома с близкими обрушившимся на нее горем. Вся семья скорбела о случившемся.
В Горторге к горю бабушки тоже отнеслись сочувственно, но предупредили, что, если к положенному сроку она не сдаст отчета, ее арестуют и отдадут под суд. Такого позора бабушка не могла пережить, она даже думала, что ее приговорят к расстрелу, и решила сама лишить себя жизни.
Вечером, накануне назначенного дня отчета, бабушка приготовила для себя веревку в сенях, чтобы исполнить задуманное, когда все в доме уснут. На душе у нее было очень тяжело, но она не подавала виду, чтобы не встревожить детей и своих родителей, с которыми жила. Она решила напоследок взять к себе в постель младшую дочь – так она думала усыпить бдительность своей матери. Когда, как ей показалось, все уснули, бабушка попыталась встать и выйти в сени. Но тут же подняла голову от подушки ее мама Феня и сказала:
– Кланя, ты что не спишь?
Так повторялось несколько раз. Только дочь зашевелится на кровати, тут же отзывается ее мать:
– Мне тоже, Кланя, что-то не спится.
Так и не удалось бабушке обмануть своих близких и совершить задуманное. Она уснула крепким сном, а утром ее будит мать:
– Клава, вставай, тебе пора на работу.
Бабушка вскочила с постели и ужаснулась: всё, пропала – теперь ей идти под суд. Она уже собралась выходить из дома, как вдруг замерла на месте: ночью же что-то было, что-то случилось необычное. И она вспомнила, как лежала на кровати, притаившись, и долго ждала, пока мать наконец-то уснет. И тут не то во сне, не то наяву услышала шаги. Кто-то шел из сеней в дом. Скрипнула одна дверь, другая – и вот на пороге появилась женщина, вся в белом, лицо ее тоже было прикрыто белым покрывалом. Остановившись, она сказала:
– Пойдешь на работу и там-то найдешь то, что ищешь.
Бабушка, не помня себя от волнения, от вспыхнувшей надежды на спасение, всю дорогу до магазина пробежала. В дальнем углу магазина стояли перевернутые вверх дном пустые бочки из-под селедки. Бабушка с уборщицей стали перекатывать эти бочки и за ними в стене обнаружили крысиную нору. Когда женщины разворошили ее, то увидели в ней изгрызенные крысами тетрадные листы. Оказалось, голодные крысы, привлеченные запахом мучного клейстера, таскали в свою нору тетрадные листы и грызли их. Карточки нашлись! Их можно было посчитать, хотя они были изрядно обкусаны и измяты.
Так милостивый Боженька спас наш род от тяжкого греха самоубийства.
Когда я в детстве не раз слушала рассказ о спасении бабушки, я всегда задавала ей один и тот же вопрос:
– Ну скажи, бабушка, кто к тебе приходил, что это за женщина была?
На мое любопытство бабушка Клава никогда не дерзала отвечать прямо. Она всегда обращала взор к иконам в святом углу и крестилась на них. И хотя она, как и все люди, была грешницей, Бог не раз являл к ней Свою милость и еще раз спас ей жизнь на старости лет.
«Живый в помощи Вышняго…»
После смерти мужа бабушка сказала, что будет доживать свой век в стареньком домишке с огромным полузапущенным садом. За долгую жизнь с дедушкой Ваней они ничего не стяжали, хотя он занимал руководящие посты, некоторое время работал начальником шахты. В домике у них было все только самое необходимое, ничего лишнего. Я, ее внучка, теперь сама уже бабушка, часто в своих воспоминаниях мысленно прохожу по комнатам бабушкиного дома и вдыхаю его особый запах, который создавали старинные вещи – некоторые помнили еще ее родителей: черное резное венецианское зеркало, комод, сундук, настенные часы-ходики с гирями, большое серебряное распятие… В окна домика из палисадника заглядывает разросшийся куст чайной розы, из лепестков которой бабушка варила душистое варенье. За домом сад – конца ему нет, и в нем растут яблоки, в которых «видны семечки насквозь».
И вот, когда бабушка осталась одна, без дедушки, поначалу ей было страшновато по ночам, тем более что улица, на которой стоял ее домик, была заселена доживавшими свой век одинокими стариками. А возле бабушкиного дома, по обе стороны, жилища и вовсе пустовали. В одном доме старики умерли, а их дочь с мужем задохнулись от угарного газа, другой дом был заброшен.
Она увидела за окном двух мужчин, которые, выдавив стекло, пытались влезть в дом
В одну из ночей бабушка проснулась оттого, что почувствовала, как к ней в дом лезут воры. Она вышла из спальни в зал, не зажигая света, и увидела за окном двух мужчин, которые, наклеив газету на стекло, выдавили его и пытались влезть в дом. Бабушка принялась звать на помощь, но кто мог услышать ее крики на полупустой улице глубокой ночью. Она стала взывать к Богу словами 90-го псалма: «Живый в помощи Вышняго…» И откуда ни возьмись появился милицейский уазик, ехавший очень медленно. Милиционеры услышали крики о помощи, остановили машину и зашли во двор к бабушке. Она, не выходя из дома, – от страха у нее подгибались колени – через выбитое окно рассказала им о случившемся. Милиционеры походили по двору, постояли, а затем уехали. А воры и не думали убегать, они спрятались за углом дома, но уже не решались на задуманное зло и вскоре ушли. Мы, зная эту улицу, удивлялись: и как это на ней могли появиться ночью милиционеры, да именно в тот момент, когда беззащитная старушка так нуждалась в их помощи?
Оказывается, на дальнем конце улицы в одной семье между матерью и сыном-наркоманом вспыхнула ссора, которая могла закончиться трагически, и обеспокоенные соседи вызвали милицию. Наверное, это был единственный случай из истории улицы, когда служители порядка оказались на ней в самый глухой ночной час и спасли не одну жизнь.
Я думаю, Бог любил нашу бабушку Клаву за ее веселый, мирный характер. Она никогда не гневила Бога своими жалобами на жизнь и здоровье. Всегда довольствовалась малым. Когда ее спрашивали: «Тимофеевна, как поживаешь?» – она неизменно отвечала: «Лучше всех! Мне лишь бы молочко было да хлебушек, я и сыта».
Птичка-помощница
Под конец своей жизни бабушка служила людям и близким. Она брала на себя труд готовить свадебные и поминальные обеды, что являлось в прежние времена доброй традицией в русской провинции. Сегодня и свадьбы, и поминальные тризны чаще всего справляются в специализированных заведениях. Всё стало более расчетливым и официальным, и я думаю, что уже нет той теплоты и сердечности, которые были раньше в этих обрядах. Так, провинциальные поминки всегда сопровождались кормлением всех сирых и убогих, которые не пропускали ни одних похорон. И никто не дерзнул бы выпроводить с поминального обеда даже забулдыжного пьяницу, прежде чем не покормит его. Такова была русская традиция. Может быть, и сегодня в провинции она соблюдается. Не знаю.
Бабушка славилась своим мастерством в приготовлении свадебных и поминальных обедов
Так вот, наша бабушка Клавдия Тимофеевна славилась своим мастерством в приготовлении свадебных и поминальных обедов. К ней приезжали знакомые и незнакомые люди и просили ее помочь справить свадьбу или поминки. Бабушка редко кому отказывала, только по нездоровью. Живя на небольшую пенсию, она могла бы иметь существенный приработок, оказывая такие довольно серьезные услуги людям, но она сознательно не брала мзды за свои труды. Ее могли отблагодарить платочком или ситцем на платье, и не более того. Один раз ей подарили небольшую икону Казанской Божией Матери, которая хранится в нашей семье как память о бабушкиных трудах.
Никогда не несла бабушка и еды домой с обедов, всегда возвращалась с пустой сумочкой, разве что принесет со свадьбы по шишке на радость внукам. Так что труд бабушки был абсолютно бескорыстным. Зато приглашавшие ее люди были уверены, что если Тимофеевна готовит и распоряжается на свадьбе или поминках, то все будет идти чин чином, без суетности.
Свадебный и похоронный обряды бабушка знала досконально. Караваи и шишки у нее получались отменные. Постные пироги на поминках выходили такие пышные, мягкие и вкусные, что один раз ей даже не поверили, что она испекла их только на воде и на постном масле. И бабушке пришлось креститься и Бога призывать в свидетели, что она ничего скоромного в тесто не добавляла.
Однажды с бабушкой произошел такой любопытный случай. Померла от тяжелой болезни одна очень уважаемая всеми учительница и перед смертью наказала мужу, чтобы поминальный обед по ней готовила Тимофеевна. Муж умершей даже не знал бабушку, но нашел ее и передал просьбу жены. Бабушка не стала отказывать ему, хотя была уже стара и немощна.
И вот она принялась за дело. Ей всегда помогали несколько женщин – родственницы или соседки хозяев. Бабушка имела правило все блюда готовить заранее, кроме пирогов. Пироги же выпекала в ночь перед свадьбой или похоронами, чтобы они не утратили свежести. И вот, когда все уже было сготовлено и наступил черед выпекать пироги, бабушкины помощницы так устали, что попадали кто где и уснули.
Бабушка осталась одна на такое ответственное дело, но она не обиделась и даже обрадовалась, что ей никто не будет мешать. Она не любила, когда прежде положенного времени начинали все пробовать, бразно хватать и наедаться. За порядок во всем ее и уважали. А уж как она любила возиться с тестом! Любо-дорого было посмотреть на нее в этот момент. Она буквально священнодействовала. Тесто она называла живым и разговаривала с ним, любовно его шлепая.
Дочери и внучкам бабушка передала секреты своего мастерства, но достичь ее вершин мы не смогли. Вспоминая вкус бабушкиных пирогов, мы понимаем, что она обладала даром Божиим и отдавала его людям. И люди с поминок или свадеб старались унести с собой кусочки пирогов и караваев, испеченных Тимофеевной.
Тут неожиданно у нее над головой запела птичка, да так нежно и ласково, что страху как не бывало
Вот и в этот раз бабушка принялась за свое любимое дело в ночной тишине. Все у нее спорилось, только вот испеченные пироги негде было складывать в маленькой кухоньке, где готовился поминальный обед. И бабушке ничего не оставалось, как носить пироги в дом, где стоял гроб с покойницей. А для этого нужно было пересечь улицу, так как готовили обед у соседей напротив. Улица выходила к реке, стояла темная ночь, шумели ветви верб у воды, подавали голос сычи. И сколько их водилось в наших местах – не передать! А уж как они умеют кричать на разные голоса – кровь стынет в жилах от этого крика. Я сама в детстве не раз, услышав поздно вечером плач и шум крыльев приближающегося сыча, в ужасе бросалась бежать в дом. И бабушка заробела в ночной темноте и уже подумывала кого-нибудь разбудить себе в помощницы, да тут неожиданно, когда она несла пирог через улицу, у нее над головой запела птичка, да так нежно и ласково, что страху как не бывало. Бабушка занесла пирог в дом, пошла назад, а птичка снова поет над нею. Бабушка зашла в кухню, а птичка уселась на отворенную дверь и, не смолкая, продолжала распевать свои песенки. Так ночная певунья сопровождала бабушку туда и обратно, пока она не испекла все пироги и не перенесла их в дом.
И бабушке было не страшно с такой стражей совершать свои ночные переходы через пустынную улицу. А потом птичка исчезла так же неожиданно, как и появилась. Тимофеевна считала, что это душа покойницы ее оберегала в ночи.
Домой
Перед своею смертью наша любимая бабушка Клава углубилась в себя, отстранилась от всех, избегала общения. Мы удивлялись: наша ли это бабушка, всегда такая приветливая, общительная и радостная? Мы за повседневной суетой и не догадывались, что она уходит от нас, и спрашивали ее:
– Что с тобой, бабушка? Почему ты никуда не ходишь?
– Всё-всё. Пора мне домой. Ухожу от вас. Здесь мы в гостях. Скоро за мной придет Жених.
И лишь когда она умерла, без ропота, без жалоб, мы поняли, как были черствы и слепы по отношению к той, которую так любили и которая так жертвенно любила нас и служила нам, ее детям и внукам.
Царство Небесное тебе, наша любимая бабушка Клава. Прости нас. Ты оставила о себе в людях добрую память.
Христианское отношение к животным
Ася 77
Может стоит закрыть тему? Т.к она никого не вразумляет, а все больше вызывает негатива, судя по постам. И мы уже давно не отношение к животным обсуждаем, какое должно быть у христиан, а иным занимаемся. Оно того не стоит.
Получается, что мы сейчас говорим отношении к животным конкретного человека, который свое мнение считает тут единственно правильным, «по Библии», вот как. Тема ведь называется «Христианское отношение к животным», а не «Отношение к животным Олега Потапова». Мы сузили рамки, так сказать.
Юлия Православная
Супер Модератор
Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
23. Крысы
Разрушение, жадность, дар предвидения, плодовитость. Ночные грабители зернохранилищ, крысы обычно воспринимались как вредные животные у земледельческих народов, в частности, на Ближнем Востоке. Их отождествляли с загробным миром, а в христианской традиции — с дьяволом. Разнообразный символизм, основанный на их ловкости, хитрости, плодовитости, рвении при обеспечении своего семейства пропитанием, присутствует не только в фольклоре (легендарная способность предвидеть гибель кораблей), но также и в их связи с азиатскими богами мудрости, успеха и процветания (включая такое «богатство», как многочисленное потомство). В мифологии Южного Китая крыса принесла человеку рис. На некоторых картинах эпохи Возрождения черная и белая крысы, представляющие День и Ночь, грызут Время.
В китайском гороскопе Крыса — символ обаяния, первое животное китайского календаря. С одной стороны, родившийся в этом году — типичный искатель приключений, начитанный, интеллигентный, очаровательный, рассудительный, с острым умом и твердыми убеждениями, не поддающийся мимолетным чувствам, упорный, с жаждой жизни и любовью к экспериментам. Но у него есть и негативные черты: агрессивность и импульсивность, жадность, прожорливость и нетерпеливость.
Неуловимое, грозное и плодовитое ночное животное, обитающее в мрачном подземном мире пещер, сточных канав, в сырости тюрем и колодцев, крыса в литературе обычно занимает то же место, что и паук, ящерица, жаба или змея.
По Фэн-шую крыса символизирует, прежде всего, достаток, зажиточность и благополучие. В старые времена, когда крысы покидали дом, хозяин шел на базар к крысолову и покупал крысу. Потом приносил ее в дом и хорошо кормил, чтобы к ней пришло много крыс, и тогда в доме вновь пребудет богатство и счастье. Считается, что когда Будда давал животным свое благословение, именно крыса первая получила его путем хитрости и проворства. Она ухватилась за хвост быка, бежавшего к Будде, и когда бык склонил голову для благословения, крыса, проскочив по его спине и шее, упала прямо в ладони Будды.
Крыса символизирует способность проникать во все труднодоступные места и т. о. символизирует всепроникаемость и вездесущность.
В западной культуре крысы обычно имеют отрицательный образ злобных и жадных животных, тогда как на Востоке они символизируют проворство, честолюбие, самонадеянность, заботливость и обаяние.
Крыса, как известно, очень любит поесть, поэтому весьма заботится о своих запасах. Она очень чистоплотна, следит за своим внешним видом и за порядком в своей норке. Это очень умный, хитрый и запасливый зверёк.
Видеть Крыс во сне.
Видеть – Вы будете обмануты и избиты Вашими соседями, возможны также ссоры с Вашими компаньонами;
схватить крысу – Вы будете презирать человеческую низость и достойно одолеете своих врагов;
убить – победа в любом деле и в любой ситуации.
Сонник Цветкова: Горе, слезы, опасность.
Зло, разрушение, вредительство, подлость.
Порча имущества, уничтожение, кража. Недоверие, вымогательство.
Потеря, фрустация, болезнь, печаль. Бедность, нищета.
Ловкость, ум, хитрость, алчность, расчетливость.
Проворство, честолюбие, самонадеянность.
Дальновидность, предвидение, благоразумие, запасливость.
Разрушение, жадность, плодовитость. Опасность, неприятности.
Агрессивность, импульсивность, жадность, прожорливость и нетерпеливость.
Увольнение, интриги, вероломство. Обещания не будут выполнены.
Разорение, мошенничество, растрата имущества.
Незаконный бизнес. Депрессия, порок. Неприятная неожиданность.
Опасные события. Сомнительный человек. Нечестные действия.
Предательство, неверность, большие неприятности, двойственность.
Крыса
Символическое животное, подобно мыши, определяемое преимущественно негативно. В Европе это животное вызывает всеобщее отвращение: она медленно, но верно грызет, портит и уничтожает все вокруг. Неуловимое, грозное и плодовитое ночное существо, обитающее в мрачном мире пещер, сточных канав, тюрем и колодцев, крыса в литературе обычно занимает то же место, что и паук, ящерица, жаба или змея. Своей ролью пожирателя продовольственных запасов и переносчицы эпидемий крыса приобрела репутацию существа, связанного с дьяволом и часто рассматривается помощник демонов и слуга ведьмам, вредящий доверчивым людям.
Как и мышь, может быть также животным-духом. «Крысолов из Гамельна» часто рассматривается как символ ловца душ и обманщика-соблазнителя.
Совершенно иначе видится роль крысы в культурах Южной и Восточной Азии.
Символ разрушения, связанный также с идеей суда над душой.
Крыса (да шу) — первое животное Двенадцати Земных Ветвей. Годы Крысы (… 1972, 1984, 1996, 2008…)— это периоды процветания, счастья и роста, отмеченные удачными спекуляциями, — но также и бессмысленными спорами и ссорами. Она наделяет людей, рождённых в этот год яркой индивидуальностью, умением вести хозяйство и склонностью вмешиваться в чужие дела.
Образ крысы связан понятием о достатке и богатстве:
В Южном Китае ей приписывается роль культурного героя, принесшего людям рис.
С другой стороны, крысы рассматриваются как отчасти демоническое животное, например, как мужские подобия женских лисьих духов.
Аналогично восприятиб крыс в Китае. Спутница бога счастья.
Ездовое животное слоноголового Ганеши (бога учености и победителя препятствий), символизирующее успешную попытку.
Две крысы — черная и белая — атрибут Ночи и Дня.
Фаллическое значение крысы возможно настолько, насколько в нем присутствует идея опасного и отвратительного.
Из-за бесшумности передвижения и разрушительной алчности, увиденная во сне крыса, может означать присутствие в сознании изнуряющих навязчивых идей. Также может иметь отношение к смерти: «исчезновению одной из сторон личности, раскрошенной зубом времени». Может также означать печаль, смутное беспокойство, скрытую боль, подтачивающие нашу жизненную энергию.
В искусстве эпохи Возрождения появляется лишь в качестве атрибута Св. Фаины.
Животные на иконах: добрые, мудрые, очеловеченные
Ребята и зверята – одна веселая компания: любовь к малым сим преображает детство. Но станет ли для наших детей хорошим уроком доброты очередной поход в зоопарк, где можно посмотреть на унылых зверей в неволе? Есть идея: отправимся на прогулку в музей икон, где в добром соседстве со святыми водятся красивые и преображенные животные. Рассматривая их, можно поговорить с малышами не только о зоологии, но и о христианстве в его простых и читаемых символах.
Современные иконописцы в своём кругу ласково называют иконописных зверей «зверики», и этим не только выражают личное к ним тепло, но и по-богословски точно осмысляют их место и роль в иконном пространстве.
Если человек на иконе изображен святым, обоженым и преображенным, то и животные приподняты над своим зверским состоянием до своего райского прошлого – то есть немного очеловечены и одухотворены. Их милые мордочки – никак не лики, но это уже не и не морды, скорее, что-то близкое к лицам. И их законное место – рядом с человеком.
Как жирафы стали жирафами
Звери, земноводные и птицы жили до грехопадения в Раю, «как в Раю» – то есть в совершенном мире, понимании и согласии, «питаясь произрастениями» ( Быт. 1:30 ).
В Книге Бытия животные появляются в процессе творения раньше человека, но всю бытийную полноту приобретают только после встречи с ним. Почему?
Иерей Олег Мумриков, богослов, биолог, считает, что наречение зверей ( Быт. 2:20 ) не было нужно ни для общения человека и Бога, ни для самого человека. Что это было сделано именно для животных, ведь «есть еще один важный аспект называния в библейской традиции: «Вещь окончательно обретает своё бытие лишь тогда, когда ей дается настоящее имя… Мало создать вещь: нужно ещё обеспечить возможность её бытия в настоящем и будущем в связи с другими окружающими её живыми существами».
Поэтому именование Адамом животных – это не только «информационный» труд, но и его человеческий вклад в промыслительное действие Божие.
«Поименую – значит, полюблю», – сказал один современный поэт. Выбрав имена, первый человек сделал зверей своими не только по закону владычества над ними, но и по любви. Полюбив «малых сих» (именно в момент наречения имен животным) Адам почувствовал, что каждой твари по паре, а он один, и ему просто необходим другой человек – «подобный ему» помощник. И вскоре появилась Ева…
Уподобясь «скотам полевым»
Нет, звери в Раю не были вечными, как люди, но, как предполагает о. Олег Мумриков, их уход в небытие не был болезненным, как сейчас. Блаженный Августин так говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение ( Быт 1:22 ) к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».
Что произошло, когда первые люди отпали от Бога?
Сопоставляя гены человека и обезьяны, наука считает их родственными. Не отрицая этого факта, христианство расставляет свои акценты. О. Олег Мумриков констатирует: «…человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну после изгнания из Рая». Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) утверждает, что люди «соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими». «Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», – говорит прп. Максим Исповедник об Адаме. Человек стал подобием «скотам полевым».
Изменилась не только биологическая природа изгнанного Адама, но и всё вокруг.
«Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения», – говорит автор и приводит высказывания духовных авторитетов. Вот размышления святителя Феофана Затворника: «Вседержитель понужден был поставить ее [тварь] в сие состояние [тленности] падением главы ее – человека».
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом так: «Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу. Оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга».
Так что, если у ваших детей уже возник резонный вопрос, почему в мультиках и книжках волк гоняется за зайцем, а кот за мышонком, ответьте им веско – с христианской точки зрения.
Живые символы Христовы
Среди иконописных «звериков» особое место занимают те, которые изображают Самого Христа. Часто встречаемый в катакомбной символике значок «рыба» изображался одной чертой. Знак рыбы – это Сам Христос, ведь слово «рыба» (ихтис) на греческом – это аббревиатура «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Также изображались и духовно родственные Христу верующие – христиане, «малые рыбы».
Тертуллиан считает образ очень удачным и легко читаемым: водами крещения люди входят в новую стихию и плывут ко спасению вслед за «рыбой-Спасителем». В этом же смысловом ряду – и святые апостолы, по роду занятий многие из которых были рыбаками, и три евангельских чуда, связанные с рыбой и хлебом (когда дважды Господь накормил толпу и когда по Воскресении явился ученикам на берегу – дал им добрый улов и приготовил трапезу).
В этом смысле очень интересен кит, поглотивший Иону. На иконах он не вполне рыба и не вполне зверь, странное, но все-таки не злое существо, исполняющее волю Божию о святом. И все-таки, его двоякая природа ближе к рыбе, а его роль в библейской истории – благая и промыслительная, что отсылает нас снова к ихтису – символу Христову.
Ягненок, или агнец – еще более читаемый символ Христа – «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Этим трогательным и дорогим детскому сердцу «ягняче-овечим» образом пронизан весь Ветхий Завет.
Наверняка Вы смотрели вместе с детьми мультик «Истории Ветхого Завета в 35 сериях»? Если да, то вспомните крошечную фигурку овечки, которая является немым участником или наблюдателем всех событий и неизменно появляется в каждой серии.
Вот так и в Священном Писании образ агнца постоянно присутствует – начиная от гибели праотца Авеля, затем к Аврааму, готовому отдать Богу самое редкое, лучшее и единственное – сына, а затем и к Рождеству Христову и Распятию, когда Бог-Отец жертвует Сыном.
Один из Вселенских соборов запретил изображать Спасителя на иконах в виде агнца. Но образ никуда не исчез: он часто встречается в иконографии Иоанна Крестителя как маленькая овечка на его руках.
Петух и пеликан в сознании ранних христиан также прочно ассоциировались со Христом, обозначая и жертву, и Евхаристию. Мозаики и фрески времен первых веков и Византии сохранили этот драматичный сюжет. Спасающий птенцов от укусов змеи пеликан дает им свою кровь как противоядие, для чего самоотверженно разрывает себе грудь. Подобная жертва в представлениях первых христиан очень точно символизирует жертву Христову.
Петух ещё теснее связан со Христом и образом, и смыслом – он будит нас от житейского забытья во грехе к покаянию и вечной жизни, а еще пробуждает мир от язычества к христианству и возвещает нам Второе пришествие. Есть и другая важная смысловая ниточка, которая их роднит: петух в нашем представлении – самая «солнечная» птица, а Спас в церковной традиции часто упоминается как Солнце Правды.
Глядя на нарисованного или написанного петушка, вместе с детьми мы можем наглядно представить себе того кочета, который горько уязвил сердце Петра, отрекшегося от своего Спасителя. Правда, на иконе мы вряд ли его встретим – скорее, в произведениях народных промыслов, по технике близко стоящих к иконописи и зачастую повторяющих её образы – в Палехе, Хохломе, Мстёре.
Также тесно связаны со Христом голубь, телец и лев. Голубь, как и агнец, тоже пронизывает всё Священное Писание как устойчивый символ Духа Святого – от повествования о Ноевом ковчеге до событий Богоявления. Телец с ветхозаветных времен прочно ассоциировался с жертвой Богу.
Но самый яркий и огненосный символ Христов во Славе Его – конечно, царственный лев. Не только иконописцы, но и многие церковные и светские авторы использовали этот образ в своих трудах и произведениях. Нам с детьми он особенно памятен по «Хроникам Нарнии» К. Льюиса и тому моменту сказки, где приносит себя в жертву ради сына Адама солнечногривый лев Аслан.
«С ними золотой орел небесный…»
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря пишет: «Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю было явлено: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:10 ). Видение таинственных животных было и апостолу Иоанну Богослову: «…Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» ( Откр. 4: 6–7 ).
Апостолов изображали в виде животных с ранних веков христианства. Первые дошедшие до нас артефакты – это мозаика начала 5 века в Риме и последующие фрески и изображения.
“Эволюция” змея
В иконографии все гады земные – и змей-искуситель в Раю, и дракон из чуда Георгия о змие – рептилии одного смыслового ряда. Змея в иконном пространстве – однозначно читаемый символ зла, грехопадения и смерти, и изображается она соответственно, то есть непривлекательно. Причем варианты таких изображений очень причудливы и разнообразны – вот где могла в полной мере разыграться фантазия иконописца, приученного к копированию образцов и неотступному следованию канонам. В отношении змия канонов не сложилось – вот и пишут его, кто как горазд, подчеркивая в образе скользкое, лживое и отталкивающее.
Если вместе с детьми вы зайдете в столичный Музей Русской иконы в Гончарном переулке напротив русского подворья одного афонского монастыря, чтобы рассмотреть его лучшие образцы, и заинтересуетесь именно образом змия, то можете сделать очень интересный вывод. Иконы расположены в экспозиции от ранних к поздним, и чем дальше поднимаешься с первого этажа и ХIV века наверх, в сторону века ХХI, тем более замечаешь – с «ходом веков» иконные змеи сильно видоизменяются, причем не в лучшую сторону, приобретая все большее сходство с неизвестными науке динозаврами и виртуальными монстрами.
Нет, лучше и не задерживайтесь вместе с малышами на верхнем этаже у поздних и современных образов святого Георгия и змия, в них присутствует некая адописность – по-звериному оскаленные морды, острые зубы и когти, чешуйчатые хвосты.
Лучше задержитесь вместе с маленькими зрителями у древних образов дораскольного иконописного периода, а затем у более поздних – ростовских южных и новгородских и псковских северных икон, на которых драконы и змии – вовсе не исчадья ада, а маленькие и беззащитные редкостные звери с испуганными и нестрашными мордочками.
Вероятно, в восприятии наших предков из Средневековья зло именно такое – не пугающее, а, скорее, вырождающееся как вид, скорбное, отталкивающее и жалкое, как неизвестная природе рептилия.
«Житийные» звери и птицы
Райский язык иконы внятен взрослым и детям. Очевидно, что он может научить наших малышей новому духовному и душевному опыту и напитать их прекрасным. Успокоить гиперактивных и умиротворить немирных. Воспитать не очень воспитанных. Заинтересовать и увлечь рассеянных и равнодушных.
Собственно, и мы, взрослые, при соприкосновении с миром иконы получим немалую пользу. Только всмотритесь: в иконном пространстве люди и звери легко собеседуют безо всякого языкового барьера, потому что этот всеобщий язык души и сердца исполнен любовью.
Особенно он читаем на иконах христианской Африки, «колыбели человечества», где связь человека с животными гораздо теснее в природе, чем на нашем континенте. Наивный стиль этих экзотичных иконописных изображений очень внятно передает понимание и любовь между людьми и зверями, взять хотя бы коптские и эфиопские образы Рождества Христова.
Но и на привычных нам русских иконах действует тот же закон – медведи и львы не охотятся на святых, а по-доброму жмутся к ним, ищут тепла и ласки, покорно служат в ожидании будущего века, когда их участь тоже изменится.
«Исаак Сирин называет святых «милостивые сердца, которые пламенеют любовью ко всему тварному миру… к птицам, к зверям, ко всей твари». И дикие животные мирно живут около святых, как в то время, когда Адам давал им имена» (В. Лосский).
Иконописный мир густо населен одухотворенной и преображенной живностью.
Птицы небесные встречаются нам в образах праздников Пресвятой Богородицы. Прилетают они на иконах к святому Сергию Радонежскому как прообраз его духовных детей.
Медведи преподобных Серафима и Сергия притулились рядышком с ними, и ради этого соседства готовы питаться одним хлебом.
Святой Герасим Иорданский и вылеченный им лев на иконе приветливо улыбаются и бесконечно рады друг другу.
Любимый в народе святой Власий на своих образах повсюду изображён с домашней скотиной, которой нежно сочувствует и покровительствует.
Сокол святого Трифона не хочет улетать с руки.
Флор и Лавр пишутся с прекраснейшими былинными конями, и с других образов словно кивают им кроткие и миловидные лошадки Бориса и Глеба, которыми так умиленно восхищается поэт Б. Чичибабин в соименном им стихотворении (вот его отрывки):
«Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба…
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба…»
Вглядитесь в эти образы вместе с детьми. Посмотрите, как эти трогательные и одухотворенные животные на иконах с надеждой заглядывают нам в глаза. Они ждут от нас, что своим покаянием и готовностью сознательно жить в Боге однажды мы изменим их природу в благую сторону.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников