Что символизирует кошка в христианстве
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Тема домашних животных и отношения к ним поднимается православными порой так часто, что несведущий человек легко может подумать, будто тема сия имеет какую-то особую важность в деле спасения и, соответственно, в контексте церковной жизни особенно значима. Это, конечно, совершенно не так. Христианство не знает деления животных на чистых и нечистых, как у мусульман или иудеев. Церковь не запрещает, вопреки расхожему заблуждению, держать животных дома, будь то хоть собака, хоть миниатюрная свинья, хоть паук-птицеед. По всем нравственным нормам человек в ответе за домашнее животное, обязан о нём заботиться и не имеет права над ним издеваться или мучить его. Вот, пожалуй, и всё христианское отношение к животным. Однако вопросы, которые обыкновенно задают нашему брату, общими понятиями ограничиваются далеко не всегда. Меня вот недавно, к примеру, о кошках спрашивали. Например, есть ли у кошек душа, куда кошки попадают после смерти и даже есть ли в православии покровители кошек? Разумеется, я знаю, что люди условно делятся на кошатников, собачников и всех остальных, однако, что интересно, собачники обыкновенно не интересуются наличием или отсутствием в православии покровителей собак. Видимо, с кошками всё несколько сложнее не только в плане ухода и построения контакта с питомцем.
«И сотворил Бог душу живую»
Надо сказать, что на тему души у животных в своё время немало говорили и даже не на шутку спорили. Не стану приводить здесь доводы сторон, поскольку мнение Церкви на этот счёт давно сформировано и неоднократно сформулировано. Недаром ведь Библия говорит о «душе живой» и предостерегает от употребления в пищу крови на том основании, что в крови животного душа его. Вместе с тем по образу Божию сотворено только одно существо – человек. Следовательно, душа животного не может обладать той же совокупностью свойств, что и душа человека. Во всяком случае, ни бессмертной, ни разумной она не является. Таким образом, душа у кошки, безусловно, есть, однако о том, что испытывают и куда попадают души кошек после смерти, беспокоиться не следует, поскольку со смертью тела умирает и душа животного.
А что насчёт покровителей?
А ничего. Практики назначать покровителей из числа святых для тех или иных ситуаций, увлечений, профессий, изобретений или проблем в Православной Церкви не было отродясь. Это католическая традиция. У них вон даже для интернета святой покровитель, точнее покровительница, есть. Так что нет ничего удивительного в том, что в Католической Церкви есть покровительница кошек, святая Гертруда, если не ошибаюсь, а в православии святая – святой, а кошки – кошками. И опять-таки, чем отдельные млекопитающие лучше других? Если уж вручать кошек чьему-то покровительству, то чем хуже собаки или, например, те же мини-свиньи?
Что в кошках уникального?
В самом деле, чем кошки заслужили такое внимание со стороны верующих? Сказать, что на этот счёт существует какая-то особая традиция, нельзя. Например, в Библии кошки никак не выделяются из остальных животных в целом, в христианстве кошки никогда не считались особыми существами. Справедливости ради отмечу, что абсолютно о любом животном можно сказать то же самое. Да и отдельно говорить о кошках в православии не приходится. В сёлах, правда, бытует мнение, что после того как в храм забежит кот, то кропить в храме святой водой не нужно, как это обычно делается после того, как в церкви побывает какое-либо животное. Однако, во-первых, это мнение более чем спорно. Существуют, например, такие животные, которые в храм не то что заходят, а прямо-таки в отдельных храмах живут. Мыши. Насколько мне известно, никто после мышей храм святой водой не окропляет. Собственно, из-за мышей упомянутое мнение и появилось. Это во-вторых. Мне лично не раз приходилось слышать о том, что в былые времена в сельской местности котов специально оставляли в храме – мышей погонять. Правда, такой способ избавления от грызунов ни с какой стороны не видится приемлемым: как известно, он далеко не бескровен, а, по правилам, если в храме умирает животное, храм подлежит уже не окроплению святой водой, а полноценному освящению. Так что на особый статус борца с мелкими грызунами кошка в православии претендовать не может. Остаётся ей разве что забавлять приходскую детвору да радовать насельников монастырей, с полным правом гоняя мышей по монастырским коридорам. Впрочем, с первой задачей без проблем справляются всё те же собаки, а со второй – мышеловки. Так что никакого особого положения кошка в христианстве не занимает, в Библии если и упоминается, то вскользь, а возможно, что не упоминается вовсе (лично я долго силился вспомнить что-то подобное, но так и не вспомнил). Всё это никак не мешает христианам любить кошек и заботиться о них (право же, мало ли чего нет в Библии? Компьютеры и автомобили там тоже не упоминаются, однако мы ими пользуемся не без удовольствия), однако говорить о каком-то особом отношении к ним Церкви не приходится.
В целом же нелишним будет заметить, что любовь к животным является качеством, свойственным как любому нормальному человеку, так и преимущественно христианину. Жестокость по отношению к Божьим тварям всегда безошибочно свидетельствует о человеческой порочности и с верой, а тем более с благочестием не согласуется никак. Вместе с тем любовь к животным не должна перерастать в пристрастие, толкать на поступки, лишённые здравого смысла или затеи, несовместимые с верой. В частности, вместо того чтобы искать место для кошки в православии, достаточно просто относиться по-христиански как к домашним питомцам, так и к животным вообще.
Как христианская церковь относится к кошкам
О роли кошки в православной аскетике
В каждой точке земного шара можно встретить любое живое существо, даже пингвина в Африке, если, конечно, какой-нибудь чудак его туда завезет. Только внутрь церковной ограды животным вход заказан. Им там делать нечего, ведь звери не обладают способностью воспринимать Дух Святой, ту благодать, которая разлита в церковном пространстве. А вот помешать молящимся они могут, потому, что не умеют контролировать свое поведение.
Исключение делается только
для кошек. Однажды в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга я наблюдала, как во время службы, когда диакон возглашает: «оглашенные, изыдите!», из алтаря вразвалку вышел нагловатый бело-рыжий котяра, прогулялся под удивленными взглядами по солее и ушел обратно в Святая Святых. Никаких репрессий не последовало, священники не обратили на котофея никакого внимания. Множество кошек можно встретить в монастырях, там их привечают и даже подкармливают, правда постной пищей. Мясо кискам приходится добывать своими силами, охотясь на мышей.
Почему же кошкам в Церкви предоставлены такие привилегии? Традиционно считается, что кошки были допущены в церковь именно потому, что так ловко очищают помещения от грызунов. Может, оно и так. Хочется, однако, хотя бы в порядке шутки, дать этому факту богословское объяснение.
Кошка – животное сугубо
индивидуальное. Даже к себе подобным она относятся подозрительно. А уж продемонстрировать свою независимость человеку для кошки — обычное дело. Своего любимого хозяина она часто вынуждает соблюдать дистанцию – это когда он чем-то не угодит мурлыке. Попробуйте дать киске корм, который ей не нравится, погладить по пузику, когда она не расположена к ласкам, или засунуть в переноску, возвращая осенью с дачи в городскую квартиру. Тут же получите фунт презрения, если не описаный тапок. Никакие воспитательные меры не помогут.
Кошка требует уважения, исполнения своих желаний, которые не всегда нам понятны, причем требует активно. У хозяина не остается другого выхода, как принять кошачий ультиматум, подчиниться ее прихотям, приспособиться к ее поведенческим реакциям.
Но ведь именно такой стиль поведения и является самым правильным для православного человека.
Пытаться изменить другого – самое бесперспективное занятие на свете. Внешне человек может принять навязываемую ему роль, но внутренне он все равно останется самим собой, а своего «гуру» будет либо тихо ненавидеть, либо посмеиваться в его адрес. Значит, для того, чтобы успешно общаться с окружающими, нужно меняться самому. Учиться уважать другого, принимать его таким, каков он есть, не обижаться на него, не гневаться, не осуждать, смиряться с его недостатками, не принимать все его поступки на свой счет… Любить то есть.
Только это не та любовь, которая считается нормой для современной цивилизации, не любовь, как чувство, как привязанность к избранному объекту любви. Это любовь к любому человеку уже потому, что в нем сокрыт образ Божий, это та Любовь, которой нас одаряет Господь и которую мы постигаем именно в Церкви.
Как в православии относятся к кошкам
С самого зарождения христианства кошка считалась благочестивым животным. Существует легенда, что кошка согрела Иисуса Христа, когда тот лежал в яслях и замерзал. Дева Мария отблагодарила животное, начертав на его лбу символ буквы «М». Другое поверье рассказывает о том, что лишь кошке Создатель показал путь в Рай после изгнания оттуда первых людей.
Священники и монахи относятся к кошкам с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках
В православии у кошек даже есть собственный покровитель — святой Власий.
В современном православии кошки продолжают пользоваться благосклонностью церкви. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на богослужениях, а в некоторых обителях для пушистиков даже прорублены специальные проходы в дверях. Обосновывается такое отношение одной легендой. Согласно ей, именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, находящуюся под воздействием дьявола и пытающуюся прогрызть дыру в дне судна. Именно поэтому считается, что после смерти кошки попадают в рай.
Существуют и абсолютно житейские обоснования такой благосклонности:
Почему Библия негативно относится к кошкам?
В Библии слова кошка употребляется только один раз. Это можно проверить по симфонии, введя данное слово.
«И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками»(Ис.34:14). Это единственное место в Библии, где упоминаются кошки. И то я так понимаю, что здесь идёт речь о больших видах кошачьих, а не об одичавших домашних кошках.
Поэтому с уверенностью могу вам сказать, что в Библии нет негатива к кошкам, особенно к домашним.
В принципе, вы сами можете проверить сказанное мною по ссылочке указанной выше.
В Библейские времена кошки, вероятно, не были домашними животными. Евреи считали кошек нечистыми, а так же считали, что от кошек нет практической пользы.
Я считаю, что это одна из причин, по которой в Библии о кошках, почти ничего не сказано. В Библии много сказано о ягнятах, собаках, овцах и даже скорпионах и змеях.
А о кошках говориться два раза. В одном говориться, что кошки лазят по языческим истуканам, потому что они (истуканы) не признаны и презренны древними иудеями.
А во втором случае говориться, что звери будут встречаться с дикими кошками. Хотя это спорный вопрос, о ком здесь говориться. Некоторые считают, что в этом месте библии говориться, не о кошках, а о шакалах.
И если считать, что в этих местах в Библии о кошках написано негативно, то скорее всего по той причине, что кошка считалась нечистым животным.
Конкретно Библия, негативно к кошкам не относится.
И там вообще такого нигде нет.Вот то что касается свиней да.Свинья считается нечистым животным.Потому как Христос, сгонял на свиней бесов.Именно поэтому, евреи не едят свинину.Так как она считается в Израиле, нечистым животным
То что касается кошек, это бред.И из области суеверий.
Ничего в Библии, про отрицательное отношение к кошкам, нет.И я вам больше скажу, что на Пасху я вышла из храма и увидела. кого бы вы думали? Черного кота, привязанного к храму.И верующие люди выходили и абсолютно спокойно подходили к этому коту, гладили его и так далее.Почему? Потому что грешно, суеверным быть.Не Христианское это дело.Надо боятся Бога, а не кошек.И если христианин настоящий, он должен об этом знать.
Нелюбовь к кошкам, скорее связана с суеверием, а не с религией.
А вот что касается собак, дело сложнее.Если собака заходила в храм, то этот храм, считался оскверненным.Заметьте, именно собака, а не кошка.Я не знаю как сейчас, но раньше так было
То, что вы «гдк-то яитвли», что «такое где-то есть» не означает, что это есть. Я могу тоже много чего написать, только это не означает, что написанное мной будет правдой. К кошкам у иудаизма (а библия, все-таки, прежде всего, иудейская литература), так вот, в иудаизме к кошкам совершенно индиферентное отношение. Да, есть такой пушистый зверек. И не более того. Что касается «Не сотвори себе кумира», то вы, видимо, притянули за уши, египетскую богиню кошку Баст. Только в Библии нет о ней упоминаний. Вообще.
Почему кошкам разрешено посещать храмы, а собакам — запрещено
Согласно церковным поверьям, собаки считаются «нечистыми» животными, поэтому вход в церковь им запрещён. Но почему так происходит? Существует несколько версий:
Почему кошка ни разу не упоминается в Библии?
Почему кошка ни разу не упоминается в Библии?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Слово «кошка» встречается только однажды в Библии — в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21).
Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель — научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18).
Опять виноват Старый Завет
Любопытно, но кошки в Библии ни разу не упоминаются, в то время как о собаках вспоминают довольно часто и все время в негативном контексте. Например, во Втором послании апостол Петр ссылается на пословицу, которая звучит так: «Пес возвращается на свою блевотину, а умытая свинья снова идет валяться в грязи (2Пет. 2:22)
Апостол Павел сравнивает отступников-еретиков с псами и призывает их опасаться.
Возможно, подобное отношение к собакам связано с тем, что согласно иудейской традиции собака была воплощением презренной нечистоты. В общем-то надо признать, что свои основания под этим есть:собака – не особо чистоплотное животное, может и в тухлятине вываляться, и экскременты съесть, а кроме того, это довольно шумное и суетливое животное, отвлекающее человека от размышлений. Кроме этого, суеверные люди считают, что именно в собаку чаще всего вселяется дьявол.
Почему в Библии кошка не упоминается ни разу?
Читая Библию, можно заместить, что в священной книге ни разу не упоминается такое животное, как кошка. При этом в некоторых местах Писания можно найти упоминание собаки, скорпиона и змеи. На этот вопрос иеромонах Иов (Гумеров) ответил просто. Он считает, что Писание не призвано описывать быт народов. Если бы в Библии говорилось о жизни народов Палестины, о быте, то в этом случае можно было бы найти немало примеров того, как сосуществовали простые палестинцы и представители семейства кошачьих.
Завет не виноват
Однако преподаватель-библеист Свято-Тихоновского университета, священник Александр Прокопчук, считает, что понятие «нечистоты» в этом контексте к собаке не походит, поскольку в Священном Писании речь идет прежде всего о тех животных, которых человек употребляет в пищу.
Книга Левит совершенно точно говорит, что иудеям позволительно есть только тех травоядных животных, которые жуют жвачку и у которых раздвоены копыта. То есть по Библии и кошка, и собака одинаково «нечистые» животные.
Один сплошной материализм
Известно, что будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, нынешний Патриарх Русской православной церкви Кирилл всячески защищал собак, говоря, что православная церковь никогда не называла собак «нечистыми», а запрет впускать псов в храмы обусловлен традицией и гигиеной; и никакого канонического запрета не существует.
Просто, в отличие от собак, которые могут вывозиться в грязи, кошки – животные чистоплотные и «не создают гигиенических проблем».
В самом полном требнике Петра Могилы – сборнике чинопоследований, которым пользуются священники во время служб, нет чина освящения храма после собак или других животных.
Следовательно, главная причина, по которой собак не пускают в храм – это сами собаки, которые могут не просто натоптать, но и задрать лапу на подсвечник, начать лаять или, испугавшись толпы, кого-нибудь покусать.
Коты не домашние животные
Коты не являются примером древнейших домашних животных, в отличие от коров, овец, коз, верблюдов и лошадей. Кошки всегда считались мистическими питомцами, их считали помощниками нечисти и злых сил. Писать про них в священной книге нельзя было, ведь многие верующие люди могли отнестись к этому негативно, считая этих животных нечистыми.
Также важным показателем отсутствия упоминания о них в Библии служило то, что коты не несли пользы для хозяев дома и быта. Писать про них попросту не имело смысла. Они не давали молоко, мех, мясо или другие блага, необходимые для жизни.
Даже в настоящее время эти домашние любимцы служат в большой степени украшением дома, их можно гладить, играть. К религиозной тематике и духовному учению это не имеет никакого отношения.
Кошка собаке не товарищ
Но почему тогда кошек не только пускают в храм и позволяют входить в алтарь, но священники и монахи относятся к ним с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках?
В старых владимирских и суздальских монастырях в воротах даже есть специальные отверстия для кошек.
Возможно, происходит это потому, что монахи считают, что кошка своей мягкостью, бесшумностью и отсутствием суеты располагает человека к молитве, побуждает в нем самые лучшие, теплые чувства. Но есть и исторические оправдания такой любви к кошкам.
Про «дьявольских» мышей и «кошачий» монастырь
Один из последних оптинских старцев по имени Нектарий, умерший в 1928 году, рассказывал предание, по которому кошка во время Великого потопа спасла Ноев Ковчег, слопав мышь, которая по наущению дьявола пыталась прогрызть дырку в днище.
Есть предание о святой равноапостольной Елене, матери императора Константина Великого, корабль которой однажды причалил к острову Кипр, где императрица узнала, что жители острова страшно страдают от нашествия змей.
Чтобы помочь им, императрица велела завести на остров из Египта тысячу кошек, и вскоре со змеями было покончено, а Елена основала на полуострове Акротири Свято-Никольский монастырь, в котором монахи заботились о множестве котов и кошек. Этот «кошачий» монастырь существовал вплоть до XVI века, когда часть Кипра захватили турки. Сейчас обитель возрождается, правда, вместо мужского монастыря здесь сделали женскую обитель, но кошки живут в нём до сих пор.
Есть и совершенно житейское оправдание тому, что кошек пускают даже в алтарь – они охотятся на мышей и не позволяют им грызть просфорки и восковые свечи, то есть приносят в храме конкретную пользу и этим служат Богу. А на Святой горе Афон они тоже несут свою службу – ловят змей.
Как относились к кошкам на Руси? (5 фото)
С древних времен и по сей день кошки продолжают оставаться самыми загадочными существами. Им приписывали мистические способности, их обожествляли, а потом, наоборот, приравнивали к ведьмам и вместе с ними сжигали на кострах. Но и сегодня отношение к ним остается двойственным: эти пушистики — домашние любимцы и одновременно приносящие несчастья существа.
Источник:
В первую очередь настороженность вызывали черные кошки, особенно если они перебегут нам дорогу. Эта примета до сих пор вселяет страх даже в очень уверенных в себе людей. Известно, что Наполеону накануне сражения за Ватерлоо дорогу перебежала черная кошка. Чем оно закончилось, знает из курса истории каждый школьник. Суеверие это связано напрямую с ведьмами: в средние века считали, что в это животное вселяется ведьма, которая приносят людям беды и несчастья.
Источник:
Жить с людьми кошачьи стали не сразу, приручать их начали на Ближнем Востоке 9 тысячелетий назад. Потом торговцы отправляли их по морю в разные страны. Расцвет обожания, обожествления кошек приходится на Древний Египет. В период Римской империи они дошли до Европы, из нее уже перешли дальше. Уважение к этим животным у людей вызвало истребление котами мышей и крыс, вечным поедателями съестных запасов, а также переносчиков болезней. Правда, в средние века, когда крысы переносили чуму, невзлюбили и кошек, полагая, что они также способствуют распространению болезни.
Источник:
На Руси кошки появились только после X века, предположительно, их завезли мореплаватели. Легенда гласит, что по Земле странствовал скотский языческий бог Велес. Однажды во время ночевки у стога мышь украла его хлеб, он в сердцах бросил в нее свою рукавицу, которая превратилась в кошку — так и начался кошачий род. А самая распространенная кошачья кличка, Васька, берет начало от Велеса. С приходом христианства язычество было запрещено, зато появился святой Власий, крестьянский помощник, постепенно ставший Василием.
Источник:
Кошка — зверь, любимый и почитаемый русским народом. Это хранительница домашнего очага, которую никогда бы не выгоняли со двора. С нею связаны не только приметы. Но и различные пословицы, поговорки: «Без кошки не изба», «Кто кошек любит — будет жену любить», «На мышку и кошка зверь». Существует старинное поверье о живучести кошек, которой даны несколько жизней — только 9-я может уморить ее окончательно, остальные ей удается перебороть. К тому же люди верили, что это животное — проводник в царство мертвых, может общаться с людьми и духами, быть между ними связующим звеном. Не зря же она так хорошо видит в темноте, оставаясь при этом сама незаметной.
По мнению крестьян, трехцветные животные приносили счастье в дом, семишерстный кот — залог благополучия. Кот был у древнерусских людей и Баюн, сказочник, умевший успокоить и усыпить малых детей, и знахарь, вылечивающий от болезней и напасти злых духов. Еще на Руси считали, что убийце кота не будет удачи 7 лет, а того, кто любит-привечает, всегда будет сопровождать удача.
Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Почему собаку нельзя пускать в храм, а кошку — можно?
В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».
За этим, казалось бы, простым вопросом скрываются очень важные вещи, о которых стоит поговорить. Связанные уже не с собаками и кошками, а с человеческими душами. Но сперва отвечу про собак.
Дело тут вот в чем. В древности, во времена Ветхого Завета, животных было принято делить на «чистых» и «нечистых». Нечистыми считались те, чье поведение дает отрицательный пример людям. И собаки попали в «нечистые», потому что они не пытаются, да и не могут сдерживать свои физиологические потребности. Где им приспичило, там и они и делают свои дела. Если пустить собаку в храм, то она там может нагадить. И какая уж молитва, какое богослужение, если произошло такое! Поэтому собак и не пускают, а если какая-нибудь вдруг случайно забежит, то после нее храм освящают малым чином, то есть кропят святой водой. Великое освящение, которое совершает архиерей, в этом случае не требуется.
Почему же пускают кошек? Строго говоря, сейчас и кошек не пускают, никакому животному в храме не место. Но раньше пускали — из практической необходимости. Ради борьбы с грызунами. Представьте, что бывает, когда в храме завелись мыши или крысы. Они будут грызть просфоры, а могут и на престол залезть и хлебный Агнец сожрать — в тот момент, когда священник по службе отвлекся. На всякий случай поясню: Агнец — это хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. И вот чтобы избавиться от хвостатых вредителей, в церквях использовали кошек. Не потому, что они лучше собак, а потому что была очевидная польза.
Тут надо кое-что пояснить. В наше время собаки и кошки для нас — домашние любимцы, мы их заводим, потому что они нам нравятся, потому что они милые и симпатичные.
Но в старину отношение к животным было иным, вовсе не таким сентиментальным. Животных заводили для практической пользы.
Кошка нужна, чтобы гонять мышей, собака — чтобы охранять дом от воров, а скот — от волков. Между прочим, раньше в деревнях не принято было держать собаку в избе. Из чисто практических соображений: во-первых, чтобы не стянула что-нибудь съестное, а во-вторых, какая от нее в избе польза? На дворе польза есть — собака работает как охранная сигнализация. В поле, на выпасе, польза есть — собака охраняет скот. А в избе — незачем. Крестьянский быт вообще был устроен очень рационально.
Фото: С. Красноперов
Вот так можно было бы ответить на вопрос школьника — но такой ответ был бы неполным. Дело ведь не только в той причине, по какой собак не пускают в храмы. Дело еще и в том, как нам вообще следует с христианских позиций относиться к животным.
И первое, что надо сказать: всё это ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых вовсе не означает, будто одни животные хорошие, а другие плохие. Будто кошка лучше собаки, собака лучше курицы, курица лучше попугая, и так далее.
Все животные сотворены Богом, и сотворены для нас. Причем не только для практической пользы, но и чтобы мы учились любить.
Особенно это полезно детям. Вот есть у тебя котенок или щенок, ему может быть больно, он может страдать от голода, он нуждается в твоей заботе, ласке, внимании. Заботясь о животных, человек развивает свою душу. Научается сопереживать, научается ответственности за того, кто от него зависит.
Но тут есть и большая опасность, и о ней тоже надо сказать. К сожалению, бывает так, что весь свой запас любви человек тратит на домашних любимцев, а на людей уже ничего не остается. Я читал, что охранники-эсэсовцы в нацистских концлагерях подчас очень любили своих собак, овчарок. Которых натравливали на заключенных. Или, например, в России во времена крепостного права бывали случаи, когда помещики очень любили своих собак, но были безжалостны к своим крепостным. Могли и насмерть затравить собаками. Один такой чудовищный случай упоминается у Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Да и в наши дни встречаются люди, которые души не чают в своих собаках или кошках, но абсолютно безразличны к своим родным, соседям, сослуживцам и так далее.
Дело вот в чем: любить животное гораздо проще, чем человека. Животное бессловесно, оно не может высказать тебе свои претензии, не может нагрубить, не может иметь свое мнение, неприятное тебе. Животное от тебя полностью зависит, ты полностью контролируешь всю его жизнь. А с человеком не так. Любить человека — означает принимать его целиком, с его недостатками, со странностями его поведения, видеть в нем не игрушку, а свободную личность, ощущать за него ответственность перед Богом.
Поэтому любить животных надо, но любить правильно — не в ущерб людям. Нельзя посвящать свою жизнь любимой кошечке или собачке. Надо заботиться о них, ухаживать, кормить, лечить, уделять им внимание — но не превращать их в идола. Мы ведь нужны не только кошечке или собачке — мы нужны нашим ближним, мы нужны Богу. И если мы научимся по-настоящему любить Бога и ближних, то и животным будет с нами хорошо.