Что символизирует ключ в пьесе гроза
До монолога с ключом мы знали Катерину как человека
свободолюбивых устремлений
(жизнь в родительском доме), как человека
решительного, волевого
(«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.»)
Монолог с ключом открывает и другие стороны
личности героини.
В монологе Катерины представлена целая гамма
переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений
в собственной правоте, через отказ от мысли о том,
что любовь-это грех, через попытки найти виновного
в том, что человеческие желания и чувства приходят
в несоответствие с общественными установками –
к пониманию того, что главное для человека –
быть честным с самим собой и уметь слушать
собственное сердце.
Монолог с ключом завершается полной победой
человеческого в человеке: гармонией разумного
и эмоционального начал.
В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза:
«Он мой теперь…»
1.Катерина (одна, держа ключ в руках).
«Что она это делает-то? Что она только придумывает?
Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая!
Вот погибель-то! Вот она!
Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не
нашли никогда.
Он руки-то жжет, точно уголь.
Вот так-то и гибнет наша сестра-то».
(Это-страх, стыд перед самой собой).
2. «В неволе-то кому весело!
Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется».
(Стремление освободиться от оков, ощущение тяжести
неволи, ощущение своего страдальческого состояния)
3.А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!
Долго ли в беду попасть!
А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще
горчее покажется.
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет!
А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь!
Живу, маюсь, просвету себе не вижу.
Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.
( Рассудительность, жалость по отношению к себе и
к другим женщинам).
4. А теперь еще этот грех-то на меня.
(Сомнение в правильности собственных мыслей).
5.»Кабы не свекровь. Сокрушила она меня.
от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»)
(Ощущение безысходности; первая попытка найти
«виновного»).
6.»Бросить его? Разумеется, надо бросить.
И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою».
(Диктат рассудка над чувствами).
7.»Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)
Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала.
Ну, уж, знать, там ему и быть!»
(Бессознательное движение говорит о том, что
человек живёт и действует согласно внутренним
законам, внутренним побуждениям).
8.»Видно, сама судьба того хочет!
Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз,
хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!»
(Попытка самооправдания).
9.»А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел.
Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет.
Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться».
(Подсознательный поиск»виноватого»)
10.»Да что я говорю-то, что я себя обманываю?
Мне хоть умереть, да увидеть его.
Перед кем я притворяюсь-то!»
(Осознание собственного «Я», собственных желаний,
стремление до конца быть честной перед самой собой;
искренность, сила воли; умение быть ответственной
за свои решения).
11.»Ах, кабы ночь поскорее.
( Уверенность в собственной правоте).
Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.
Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!
Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.
Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты!
Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)
Явление десятое
Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь. Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее.
Анализ монолога с ключом — ключ к пониманию Человека не только в драме «Гроза»
Разделы: Литература
Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцен драмы А.Н. Островского «Гроза». Правда, очень часто эта сцена остаётся за рамками школьного изучения. Чаще анализируют сцену признания Катерины, сцену её смерти и т.д. И всё-таки, думается, что именно такие моменты, как монолог с ключом, должны привлекать внимание при анализе произведений классики, поскольку именно сцены, приподнимающие завесу тайны над поступками и психологией человека могут воздействовать на наших юных читателей, возбуждая их интерес не столько к историческому контексту произведений, сколько к тому вечному, личностному, что заложено в каждом серьёзном художественном творении.
Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых «правильных» ответов – это аксиома. Именно поэтому в каждом произведении, как мне кажется, учитель, прежде всего, должен увидеть воспитательные возможности, и вслед за этим постараться предложить учащимся такой вариант работы, при котором воспитательный момент будет реализован с наибольшим эффектом.
Многим кажется, что изучение драмы А.Н.Островского «Гроза» – анахронизм: давно ушёл в прошлое купеческий быт, нет и в помине ориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своими представлениями трактовать понятие свободы. И всё-таки всмотримся пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от времени пребывания в мире.
Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, но одновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейся ситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихона освящён церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катерина не может думать об освобождении от брачных уз. («Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена», – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе). В то же время именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах, что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, может оказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катерины чувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причины её страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.
Слова Варвары о науке обмана не устраивают Катерину. Искренний и чистый человек, она реагирует однозначно: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»
И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?
Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.
По форме эта работа, как подсказывает практика, должна быть максимально наглядной: можно дать текст на экране, на интерактивной доске и предложить проследить, как изменяются чувства и переживания Катерины. Если нет возможности работать с техникой, можно поработать карандашом на полях книги, а затем упорядочить записи в тетради, выписав только ключевые фразы и коротенькие комментарии к ним.
В сильном классе можно дать предварительное домашнее задание: проанализировать монолог Катерины, а затем систематизировать данные анализа; в классе с недостаточным уровнем аналитических умений лучше провести эту работу как коллективный поиск.
ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ КАТЕРИНЫ
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то.
1. Страх, стыд перед самой собой.
В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется.
2. Стремление освободиться от оков, ощущение тяжести неволи, ощущение «своего страдальческого состояния» (Н.Добролюбов).
А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.
3. Рассудительность, жалость по отношению к себе и к другим женщинам.
А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)
4. Сомнение в правильности собственных мыслей.
Кабы не свекровь. Сокрушила она меня. от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.)
5. Ощущение безысходности; первая попытка найти «виновного».
Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет.
6. Диктат рассудка над чувствами.
Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала. Ну, уж, знать, там ему и быть!
7. Бессознательное движение говорит о том, что человек живёт и действует согласно внутренним законам, внутренним побуждениям.
Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!
8. Попытка самооправдания.
А как же я мужу-то. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться.
9. Подсознательный поиск «виновного».
Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то.
10. Осознание собственного «Я», собственных желаний, стремление до конца быть честной перед самой собой; искренность, сила воли; умение быть ответственной за свои решения.
Ах, кабы ночь поскорее.
11. Уверенность в собственной правоте.
Выделив ключевые фразы и осознав, какие чувства и переживания за ними скрываются, постараемся понять подтекст этого, на первый взгляд, «понятного» монолога героини. Катерина представлена здесь и как человек мыслящий, и как человек глубоко чувствующий.
Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства.
Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений (воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме), как человека решительного (Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Д. 2, явл. 2), как человека волевого (Катерина. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Д. 2, явл. 2).
Монолог с ключом открывает перед читателем (зрителем) и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками – к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце.
Остановим свой взгляд на авторских ремарках – на этом универсальном инструменте «помощи» читателю. В первой части монолога (до логического вывода: «Разумеется, надо бросить.») множество ремарок сходного содержания:
Ремарки постоянно напоминают читателю о том, что перед нами человек мыслящий, человек, стремящийся жить в соответствии с теми установками, которые идут от разума, от сознания, от понимания человеческих законов существования.
Всё изменяется в тот момент, когда Катерина «Прислушивается». Резонно задать себе вопрос: к чему или к кому прислушивается она? По сюжету – «Ах, кто-то идёт! Так сердце и упало», фактически ремарка «Прислушивается»может означать и другое: героиня впервые прислушивается не к голосу разума, а голосу собственного сердца, к зову так неожиданно зазвучавшего чувства. Кажется, и драматург, не против такого толкования, ведь именно здесь впервые появляется слово «сердце» (а до этого момента многократно звучало другое слово: «Мало ли что в голову-то придёт», другая и рада: так очертя голову и кинется», «А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!»)
Внутреннее освобождение Катерины связано именно с тем, что она учится прислушиваться не только к голосу разума, но и к голосу собственной души. Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством (неограниченная свобода выражения собственных эмоций) Дикого, ни с ханжеством Кабанихи.
Всё, что мешает свободе, всё, что сковывает её, выступает как сила античеловеческая. Вот почему Катерина не приемлет принципа лжи («Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»). Вот почему с гордостью, с чувством собственного достоинства говорит она: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Монолог с ключом завершается полной победой человеческого в человеке: гармонией разумного и эмоционального начал.
В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза: «Он мой теперь…» К кому или к чему обращены эти слова? Контекст не подскажет нам единственного верного решения: с одной стороны, эта фраза завершает размышления о ключе, с другой – воплощает в слове страстный зов чувства. «Он мой» может быть с одинаковым успехом отнесено и к ключу, и к Борису. Так сам драматург соединяет разумное и эмоциональное начала в неразрывное целое.
Почему бы не поговорить с ребятами о том, что именно в такие моменты самораскрытия героя читатели, не искушённые в житейских проблемах, могут найти для себя ответы на многие волнующие вопросы.
Для многих подростков такие выводы из «скучной» классики становятся откровением, потому что в учебниках звучат совершенно иные мысли, правильные, справедливые, основанные на мнениях маститых учёных, но оторванные от жизни.
Я не сторонник упрощенческого подхода к произведениям классики, не думаю, что произведения мастеров слова надо низводить до бытового уровня, но, мне кажется, нельзя оставлять незамеченными явные воспитательные возможности тех книг, которые многие наши ученики читают потому что «обязаны». Хотелось бы, чтобы после школьного изучения классика стала добрым спутником в жизни, советчиком, другом. А это возможно только при таком прочтении, которое позволит молодому человеку пропустить художественное творение сквозь призму личностных переживаний, пополнить свой небогатый пока жизненный опыт опытом предшествующих поколений.
Урок по литературе»Тайна ключа Катерины»(Пьеса А.Н. Островского»Гроза»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тайна ключа Катерины
Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы
Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988, №9, с. 34.
. Лицо этой женщины выражало растерянность. С воспалёнными глазами, готовая разрыдаться, она взволнованно рассказывала о своих отношениях с дочерью, о тяжком несогласии в семье.
На первый взгляд, ситуация из ряда обычных: Оля поругалась с родителями. Мы, классные руководители, столько выслушиваем от взрослых сетований по этому поводу, что уж кому, как не нам, с наибольшей отчётливостью видна большая, многотрудная и многогранная проблема «отцов и детей».
В данном случае дело обстояло не совсем просто.
Речь идёт об использовании богатейших воспитательных возможностей уроков, смещении на отдельных из них акцента именно на конкретный воспитательный потенциал изучаемого материала.
— Хотела она вырваться оттуда?
. Тяжело было Катерине. Сочувствуем ей всей душой. Ставим себя на её место и с разных точек зрения смотрим на её положение. Но вот однажды, когда муж Тихон, вообще-то неплохой, но безвольный и недалёкий человек, уехал, дочь Кабановой Варвара даёт Катерине ключ от калитки. Там, в саду, её ждет Борис, человек, которого она, непонятая, униженная и оскорблённая дома, действительно полюбила.
Вопрос. Серия дискуссионных вопросов. Это та ниточка, за которую учителю нужно уметь вовремя потянуть, чтобы распутать клубок писательских раздумий о жизни.
— Она выбросила бы его, даже не раздумывая. Не испугалась бы и в лицо ей его швырнуть! — после некоторой паузы всё-таки прозвучала необходимая мне мысль;
И сразу же стараюсь разобраться, какие обстоятельства движут поступками такого человека? Ведь это не так-то просто бросить ключ от дома в лицо тому, кто его хозяин и с кем сам же и живёшь.
Совершая с ребятами в связи с изучением итогового произведения Островского своеобразный исторический экскурс в ярко изображённое и беспощадно заклеймённое им «тёмное царство», много говорим о господствовавшем в нём социальном неравенстве, унижении человека, его бесправии, о деспотизме, косности, мракобесии, жестокости.
У кое-кого из моих коллег может возникнуть опасение: не в ущерб ли анализу художественного текста такой урок литературы? Вместе с передовыми педагогами и методистами готов возразить: не псевдоакамический, равнодушный, отвлечённый разбор произведений классической литературы, а глубинная связь с нашей современностью, учёт интересов, симпатий, пристрастий учащихся делают его целенаправленным, усиливают целостное восприятие художественной литературы.
На подобных уроках, предусматривающих, конечно, обстоятельнейшее знание текста художественного произведения, в живой дискуссии с классом каждому предоставляется возможность сформулировать своё мнение, даже «поспорить» и с учителем, и с признанным критиком, познаётся не только всё необходимое, указанное программой, но и сам растущий человек, его душа, о которой (чего греха таить!) мы часто забывали последние годы. Такие уроки как раз и обладают той самой гибкостью и ёмкостью, о которой заботилось не одно поколение корифеев отечественной педагогики.
Давайте вспомним В. Сухомлинского и прочитаем в его книге «Павлышская средняя школа»: «У такого учителя знания, приобретаемые учащимися, выступают как инструмент, с помощью которого ученик сознательно осуществляет новые шаги в познании окружающего мира. Перенос усвоенных методов познания на новые объекты становится в таком случае закономерностью мыслительной деятельности учащихся: в дальнейшем они уже самостоятельно исследуют причинно-следственные связи новых явлений, процессов, событий. » (Глава «Сущность умственного воспитания и его задачи»).
Но вернёмся к пьесе А. Н. Островского и нашему уроку.
Вынимаю из кармана свою небольшую связку ключей и спрашиваю:
— От почтового ящика!
Ещё бы им не догадаться: не только ключи, но и дома наши напоминают сейчас собой друг друга.
— Радость встречи с дорогими людьми. Любовь.
Они правы, мои ребята.
— Но бывает, что находишься далеко от дома, подобным ключом открываешь подобную квартиру. Почувствую ли я всё то, о чём вы мне сейчас сказали?
— А этот ключ от чего, от почтового ящика?
— Нет. Ведь там могут быть письма.
— Так в чём же вся тайна ключа Катерины? Почему он жжёт ей руку?
Так нарастает напряжение в классе и рождается выстраданная итоговая мысль.
Ради этого работаю в школе. Никогда не был сторонником бездушных, вызубренных по учебнику «пятёрочных» ответов.
Оля не принимала участия в уроке. Да я её и сам не стал спрашивать. Нужно уметь понимать человека. Главное, что она в этот же день вернулась домой. Я не сомневался в этом и без урока. Но она не просто вернулась, душа её поняла «что-то», об этом говорили долго её глаза в последующие дни. А это самая большая и дорогая благодарность учителю.
Утверждая динамичную форму воспитательно-универсального урока, своей целью ставлю не навязывание её, а рекомендацию опробованного опыта.
Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А. Н. Островского “Гроза”)
В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее – к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать “да” или “нет” бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать.
В драме А. Н. Островского “Гроза” подобный выбор – переломный момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини, Катерины Кабановой.
Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных
Она готова к мятежному
Катерина понимает, что это грех и нарушение правил Домостроя, но она не в силах противостоять себе…
“Вот погибель-то! Вот она!” – восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара.
Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и – совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что “…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.
Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и способностей для всякого рода мелких преступлений. “Возьми, не укусит он тебя…”, – говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина.
Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным “шалостям”; но “шалость” Варвары – это грех Катерины.
Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая мысль подсказывают ей: “Да что я говорю-то, что я себя обманываю?”. И, стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою беззащитность перед своей слабостью: “Мне хоть умереть, да увидеть его [Бориса]…”, отбрасывает предрассудки – грех или не грех, ей уже все равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.
Катерина берет ключ, она принимает свой грех, она берется за протест, она обрекает себя на гибель с самого начала. Она принимает свой грех, переступает через Домострой и все остальные нормы благочестия, и – идет за своей любовью. Ее можно во многом сравнить с Катериной Львовной из повести Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; обе Катерины не задумываются в самый последний миг, и, отогнав прочь сомнения, вступают в слепую борьбу с судьбой за свое счастье женщины, не каясь, не сомневаясь и решая окончательно, как решает Катя Кабанова: “Будь что будет, а я Бориса увижу!”, и рвутся уже к призрачной мечте: “Ах, кабы ночь поскорее. ”.
Обеих Катерин ждет гибель в минуту эмоций и чувств, в холоде и разочаровании, в неприкаянности и отчаянии – аду души.
Катерина берет ключ, начиная свой путь в бездну, намеченный ей судьбою уже давно. Однако неминуемой трагедию сделала довлеющая атмосфера “темного царства”, просто несовместимая с характером Катерины. Ведь и леди Макбет Мценского уезда нашла выход из тоски в безумной любви.
На грех их толкали одиночество и холод отношений… “Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. Кабы не свекровь. ” – говорит Катерина, держа в руках злосчастный ключ, признается себе – “Сокрушила она меня…”.
И получается так, что холод пробуждает в душе Катерины желание жить, пробуждает запертые чувства. Она противоречит себе, одним с испугом воскликнутым “На что!” определяя, что ей уже не устоять перед возможностью выйти ночью за калитку; ее монолог изобилует многоточиями, потому что всех ее мыслей слова не способны в себя вместить; она пугается, ей чудятся шаги, но боится она уже не небесной кары, а свекрови. В монологе она восклицает, размышляет, тяготится; замолкает, спрашивает себя… повторяет вновь и вновь сентиментальное “Ах. ” и другие восклицания, сравнивает ключ со жгущим углем, стены дома называет противными…
В ремарках автор особо отмечает ее задумчивость и импульсивность; речь Катерины своеобразно эмоциональна, совершенно не похожа на обыденно используемую… и это выдает ее состояние.
Ее душа переполняется чувствами и стремлениями. Пусть даже это стремление в конечном итоге – в пропасть и воды Волги. Катерина берет ключ и принимает свою судьбу одинокого луча света, греша ради свободы и кратковременного счастья.
Но что здесь грех и что искупление, – остается иной глобальной темой; важно только то, что Катерина берет ключ… обрекая себя.