Что символизирует изба онисима суслова

Архитектор Владимир Васильевич Суслов

Содержание:

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

↑ Терема В.В. Суслова: в гостях у сказки.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Эти дома сложно построить, еще сложнее эксплуатировать такую архитектуру в реальности. Но кто сказал, что архитектура всегда должна соотноситься с голым практицизмом? Увы, это стереотип, навязанный ей нынешним прагматичным временем, помешанным на зарабатывании денег и окупаемости всего и вся.

Это талантливая архитектура, уводящая от реальности в фантастические миры. Самое интересное, что подобные вещи действительно тогда строились. Может, не такие сложные и масштабные, но с тем же набором элементов, с теми же силуэтами. При случае сделаю подборку осуществленных сказочных теремов начала 20 века. Правда, они уже не сусловские, у них другие авторы, но это не самое важное.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

И еще. Вот пусть мне кто-нибудь внятно объяснит, почему сегодня нельзя использовать эти идеи и образы в строительстве загородных особняков. Это что, не соотвествует нынешним понятиям о красоте, о национальной самобытности? Почему нельзя, отталкиваясь от этих проектов Суслова, украшать подмосковные пейзажи новыми достойными достопримечательностями? Что, не позволяют амбиции нынешних архитекторов, стремящихся непременно реализовать свое-собственное, даже если бог талантом обделил? Или заказчики не хотят? Я бы на их месте променял десятки современных «домов-гробиков» на один сусловский терем.

Любые формы можно адаптировать и функционально обыграть в современном ключе. Это нормально, когда всякое творчество пронизано ощущением сопричастности прошедшим тысячелетиям. Только тогда оно приобретает глубину и включается в сложный историко-культурный контекст.

Вспоминаю свой диалог с ученицей художественной школы, в которой я когда-то преподавал. Наивная девица гордо сказала мне, что ей не нужно знание истории искусств, оно будет сковывать ее собственный творческий полет. А так, дескать, она воспарит в неизведанные дали, оторвавшись от всего, и создаст гениальные новые шедевры. Тогда, помнится, я ответил, что в пустой голове, где не живут никакие образы искусства прошлого, ничего ценного не родится. Так и есть.

↑ В честь действительного члена Императорской академии

20 августа 2019 года в Хвалынске состоялось открытие мемориальной доски на доме, где провёл свои последние годы Суслов Владимир Васильевич – действительный член Императорской Академии художеств, Русского географического общества, крупнейший в дореволюционной России архитектор, реставратор и археолог, исследователь и пропагандист древней русской архитектуры, один из основателей системы государственной охраны памятников истории и культуры в России.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Этот человек очень много сделал для сохранения памятников древнерусской архитектуры, первый русский исследователь, объехавший Север, где обмерял и фотографировал памятники древнерусского зодчества. Помимо этого был в Норвегии и Швеции, установил связи взаимовлияния архитектуры скандинавских стран и севера России. Проявил себя талантливым архитектором, по его проекту построен Пассаж в городе Казани, а также несколько церквей, но основная его деятельность – охрана исторических объектов.

Одной из сфер разносторонней деятельности Владимира Васильевича являлась пропаганда древнерусского искусства.В 1913 году, возглавив комиссию Общества охраны памятников и став одним из основных авторов программы общедоступного издания по истории русского искусства, он популяризировал древнюю архитектуру с помощью своего альбома «Русское зодчество по преданиям народной старины». Это своеобразное собрание архитектурных фантазий сопровождалось фрагментами из былин, народных песен и стихов русских поэтов. Это вдохновенные фантазии художника, влюблённого в русскую сказку о высоких причудливых теремах, где живут былинные князья, царевны и богатыри.

↑ Детали изб Архангельской, Вологодской и Олонецкой губ

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

↑ Русское зодчество по преданиям народной старины

Даже не заметили, что в оригинальном альбоме есть цветные иллюстрации, вручную наклеенные на особую фактурную бумагу.

Рельефность печати, индивидуальное оформление каждой страницы старого издания создает ощущение, будто держишь в руках единственный авторский экземпляр.

Некоторые страницы альбома 1911 года по какой-то причине вообще обошли вниманием, их просто не заметили. и соответственно не напечатали.

Подписи к рисункам читаются, как стихи:

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Источник

Сон Обломова. Анализ 9 главы в романе Гончарова «Обломов»

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Содержимое разработки

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;

2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;

3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Беседа по пройденному материалу:

Какова роль визитеров в начале романа?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Вспомните содержание 5 главы романа:

Какова его жизнь в Петербурге?

Каково его отношение к начальнику?

Почему оказался на диване?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».

В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

В главе «Сон Обломова».

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Функция сна в произведениях:

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Функция сна в романе «Обломов»:

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Какова композиция этой главы?

Из скольких частей состоит (условно)?

Как вы это определили?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Сформулировать ответ письменно в тетради)

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)

«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»

Вспомните описание утра;

Каков полдень? Каков вечер?

Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

С какой целью автор использует пейзаж?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Анализ 2 части сна:

Семилетний Обломов в родительском доме.

Восприятие окружающего мира.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Анализ 3 части сна:

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Анализ 4 части сна:

Взгляды обломовцев на жизнь.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.

Автор показывает читателям истоки характера героя:

как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.

Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.

Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Реализация домашнего задания: (работа в тетради)

Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Положительные стороны жизни обломовцев:

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Отрицательные стороны жизни обломовцев:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

6.Воспитание Обломова «по-обломовски».

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.

И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Источник

Дельфис

Последнее обновление

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Статьи по теме

Рекомендуемые книги

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Обращение к истокам народной образности стало ключевым направлением объединения русских художников и поэтов начала XIX века «Мир искусства». Сергей Есенин в философском трактате «Ключи Марии» (1918 г.) предложил термин «избяной ордер», помимо греческого ордера, служащий основой европейской и русской теории архитектуры. Вводя понятие избяного ордера, Есенин подчёркивает, что истоки любого искусства находятся в образности религиозно-мифологического народного творчества, которое А.Н.Афанасьев, собиратель русского и славянского фольклора, охарактеризовал как «поэтические воззрения славян на природу». И самым наглядным примером этой образности служит, несомненно, русская изба, которую воспевает Есенин как образ Космоса со множеством «избяных заповедей», воплощением которых служит резное узорочье, украшающее её внутри и снаружи. В статье Анны Борисовны БЕНУ рассматривается символизм «избяного ордера» Есенина и даётся взгляд на него через орнамент резьбы, образы персонажей русских народных сказок и значение предметов быта.

Анна Борисовна БЕНУ – художник, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников. В область её интересов кроме культурологи и живописи также входят: аналитическая и когнитивная психология, египтология, философия Агни Йоги, теософия, гуманная и вальдорфская педагогика, сказкотерапия.

Символика избяного ордера 1

С самых истоков возникновения человечества люди стремились украшать предметы быта, вещи, которыми пользовались. Но это было не простое стремление к красоте, а способ осознания себя в пространстве окружающего мира.

Прялка, веретено, её лопасть 1 и донце – это предметы небесного происхождения. Весной, обращаясь к природе, кликали птиц небесных, чтобы они подарили девушкам и женщинам новые предметы для ткачества, прядения и вышивки. Они считались подарками весны, дарами Небесной Сферы, которые богато орнаментировались и украшались. Прялка, например, очень часто делится на три части – три регистра. Верхний – Мир Небесный, духовный, по которому путешествует солнце. Он символизирует вечный бег времени. В среднем регистре изображают ромбы с точками – засеянное поле, а заштрихованное поле – символ земли. Нижний регистр отражает путешествие солнца по подземному царству и мир загробный. Таким образом, прялка отвечала космогоническим представлениям славян, неся в себе образ целой Вселенной [1].

Всё, во что одевались древние славяне, было солнечным светом, материализованным из Небесной Сферы – спущенной на Землю, живительной, оплодотворяющей влагой дождя, записанной в нитях льна.

Вот что о символике прялки пишет известный исследователь славянской мифологии Б.А.Рыбаков: «Следует обратить внимание на то, что в прялках почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный “солярный знак”, возвышающийся над “землёй” и занимающий почти всё верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» [2].

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Рис. 1. Русские прялки с резными и расписными ножками и лопасками

Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далёкую средневековую традицию: “Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет” ( [3], c. 78)». А Рыбаков добавляет: «Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: “Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную”. Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником “неисповедимого” света…» [2]. Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира, и была символом неисповедимого белого света. Смотанная в клубочек нить – знание высшей космической мудрости, линия судьбы, которая приводит человека к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.

Такой символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который люди не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с её помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со Змеем Горынычем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъярённого зверя. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. Ему требуется помощь, и она приходит со стороны женского начала: оказывается пряжей Ариадны. Одиссей, вернувшийся из своего многолетнего плавания, застаёт за прялкой свою жену Пенелопу, которая без устали вплетала в пряжу свои думы о муже, направляя его к дому и облегчая ему путь.

В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали всё, чем пользовались и где жили. Сергей Есенин считал средоточием таких оберегов «избу-храм», а сами символы-обереги – называл «избяными заповедями» [4]. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мира подземного. Так, изба отражала представления о мире, была целым необъятным Космосом. Дом, как и тело человека, согласно представлениям древних славян, имел трёхчленное деление: «Крыша дома уподобляется голове человека. Термины, обозначающие части головы, используются для описания элементов крыши: лобяк, лбище, залобник, чело – фронтон дома; череповой венец – последний венец дома, более толстый, чем другие; череп – потолок избы, причелины – доски, на которые набиваются концы обрешетин, другое название причелин – косицы; усы – затёсанные концы верхнего бревна, проушины – выемки стропил. Голова человека (верх в анатомическом коде) и крыша дома (верх жилища) связаны с Небесной Сферой. Об этом свидетельствует солярная семантика орнамента крыши.

Четырёхугольный сруб избы отождествлялся в народном представлении с телом человека и сторонами света, а подпол – с ногами и миром загробным. «В мифологическом сознании человек выступает как универсальная модель Вселенной. Его тело может быть представлено и как единое целое, и как разделённое на части. Представлениям о теле как целом соответствуют и представления о доме; структурные элементы в модели человеческого тела (его части) имеют соответствия в модели мира (его элементы) и тождественны им. Об этом прежде всего свидетельствуют народная лексика, а также обряды, верования. Дом у восточных славян воспринимается как женское тело, эти представления сохранились у украинцев; например, загадка о хате: “Стоит Даша, надулася, полу открыла, людей впустила”» [5].

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Рис. 2. Русская изба, украшенная «избяными заповедями»: коньком на крыше; знаками воды, земли и солнца на причелинах и спускающихся с них «полотенцах»; росписью на наличниках. Музей деревянного зодчества в деревне Нижняя Синячиха Свердловской области. XVIII век

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Рис. 3. Символическое устройство избы: 1 – сруб (клеть) – мир земной с четырьмя сторонами света; 2 – крыша – символ мира небесного; 3 – конёк; 4 – чело; 5 – одна из двух причелин (при челе); 6 – полотенце; 7 – лобовая доска; 8 – наличник (на лице) окна; 9 – подвал (подклет) – символ мира подземного

Изба, являющаяся в народном воображении символом женского тела, принимая в себя человека, как бы помещает его вновь в утробу матери. Войдя в дом после законченного трудового дня, крестьянин возвращался в материнское лоно, чтобы утром выйти с новыми силами, заново рождённым.

Все предметы в избе несут в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное бельё, занавески, дорожки тканых ковров. Петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы Солнца и его лучей. Матица – символ Млечного Пути, волнистые линии – воды и дождя. Фигурка коня на ковше – символ Солнца, а значит, налитая в ковш вода как бы «освящалась». Но коня мы находим и на крыше избы: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату колеснице. Ни Запад, ни Восток вместе с Египтом выдумать этого не смогли. Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья» ( [4], с. 32).

Так, познавая символику народного быта, его космологический характер, его обереги-заповеди, становится ясно, какую рубаху сшила Царевна-Лягушка царю. Применяя знания о трёхчленном делении избы, можно прийти к выводу, что Емеля возлежит и путешествует на печи – сердце дома-храма. Опираясь на символику прялки, становится понятным значение волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. «Встречают человека по одежде, а провожают по уму», – так говорят в народе: а надо говорить не «по уму», а «по судьбе», ибо символика одежды адресует нас к древнегреческим мойрам, богиням судьбы, которые на Небесах выпрядают участь для людей и богов. По преданиям славян, все судьбы записаны в «Голубиной Книге», а значит, для каждого рождающегося на земле приготовлена своя рубаха.

«Как же мне, старцу старому не плакать? Как же мне, старому, не рыдать? Потерял я книгу золотую во тёмном бору, уронил я ключ от церкви в сине море». Отвечает старцу Господь Бог: «Ты не плачь, старец, не вздыхай, книгу новую я вытку звёздами, золотой ключ волной выплесну» – приводит слова из народного сказания-плача Сергей Есенин в своём исследовании корней русской культуры «Ключи Марии» ( [4], c. 29), сетуя на то, что мы утеряли символический язык «избяных заповедей», космогоническое, сакральное значение орнамента, одежды и утвари – всего созданного руками человека предметного мира, несущего сказания о Вселенной и смысле бытия.

И буквы, и складывающиеся из них слова – тоже золотые ключи, открывающие врата церкви нашей души, храма нашего Бытия. Книга жизни, вытканная звёздами, ветрами, речными и морскими волнами, цветами и травами, всегда открыта перед нашим взором, и мудрый разум предков ушедших эпох отразил её в символах архитектуры и орнамента, мифа и сказки.

В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл всего бытия, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия, отражали Космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времён года, мифологическое отделение Света от тьмы. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка занавесок, полотенец, покрывавшая утварь и стены дома резьба – всё это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни. Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента: «Древо – жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо своё водою. Вода есть символ очищения и крещение во имя нового дня. Вытирая лицо своё о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного древа и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель» ( [4], с. 34.

«Современный человек, разделивший миропонимание на обыденный уровень, не выходящий за рамки бытовой ориентации в окружающем пространстве, и отвлеченно-научный, доступный далеко не каждому, с большим трудом способен понять, как мыслил древний человек. В его сознании не было такого разделения, и он, образно говоря, постоянно носил в своём представлении весь Космос, усматривая аналоги космологическим процессам в окружающем мире и согласовывая с ними свою собственную деятельность…» ( [6], с. 28).

Тело мифа и сказки сложено из букв, звуков и слов, как тело человека – из молекул. Так где же тот золотой ключ, открывающий душу человека? Изделия декоративного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатлёнными в трёхмерной форме, имеющей прикладное назначение. Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира: мебели, посуде, одежде, полу, потолке, оконных рамах, зданиях, дорогах, машинах, витринах магазинов – везде мы бы увидели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «люби и пробуждай любовь повсюду», «стремись к чистоте души»… «Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого чистого полотна рисунками» [7]. Это стремление к гармоничному бытию в окружающем мире отражено не только символами предметного мира, но и заповедями мифа и волшебной сказки, выкристаллизовавшими в течение тысячелетий мудрые наставления-законы.

Жизнь наша сильно изменилась, она ушла от незамысловатых и легко перечислимых примет крестьянского быта. С чем каждодневно сталкивались живущие по избам древние славяне? Одежда и бельё – их надо периодически стирать, хранить по сундукам. В амбаре – хранить зерно, выпекать из него хлеб в печи. В сарае должна быть утварь для работы в поле, на огороде, в саду. Должен быть и загон для скота – коров, овец, лошадей. Ну а в самой избе (хате) необходим обеденный стол с лавками, за который семья садится после трудового дня и перед ним для приёма испечённого хлеба (солений и варений). Всё это украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, то есть добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, а в конце каждого дня одаривать прекрасными плодами своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию, чего нет в нашей городской жизни и на что сетует Есенин в «Ключах Марии».

Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть фото Что символизирует изба онисима суслова. Смотреть картинку Что символизирует изба онисима суслова. Картинка про Что символизирует изба онисима суслова. Фото Что символизирует изба онисима суслова

Рис. 4. Символическая картина мира. Ковёр. Вторая половина XIX века

«Очень многие элементы в восточных ковровых орнаментах имеют отношение к религиозным представлениям: например, лампа символизирует озарение благодаря мудрости Аллаха, газель – душу человека, мечущуюся по лесам и горам в поисках Бога. Таким образом, на Востоке ковёр – это не только символ матери-земли, но и внутренняя основа жизни в целом», – пишет Мария-Луиза [9]. Каждый человек ткёт разноцветными нитями узоры собственного ковра жизни, где ниточки идут то вверх, то вниз, вправо и влево, как взлёты и падения, правильный выбор и ошибки на нелёгком земном пути. Из этого многообразия двойственных переплетений образуется целостность ковра жизни. Итак, символика всех трёх рассмотренных нами предметов быта – ковра, избы, прялки – говорит об одном: о том, что каждый из нас ткёт свой ковёр жизни, печёт свою истину или недопекает, а также шьёт облачение в одежды праведности или иллюзорности и несчастья.

Испечь хлеб – значит создать нечто на земле, аналогичное солнцу: светлое, лучистое, плодотворное, истинное. Солнце в представлениях славян есть символ истины, добра, правды. Испечь хлеб – значит сотворить из несъедобного, неупорядоченного упорядоченный праведный мир. «Обрядовое употребление хлеба в большие годовые праздники и при различных событиях жизни общественной и семейной приводит к следующему: солнце, его теплотворные лучи сближаются, даже отождествляются с хлебом или тестом… В малорусской и белорусской каравайных песнях просят Бога сойти с неба и не становиться за дверями, а войти в избу, сесть в переднем углу и дать хозяевам и их гостям долю. Господь нисходит на эти просьбы и даже сам месит каравай или только содействует его приготовлению своим божественным словом» [10]. Хлеб как символ Солнца был священным. Хлеб был не только мерилом богатства и процветания семьи, но и «символизировал очищение и мир… Приготовление не только обрядовой, но и повседневной пищи было по сути ритуалом: сырое, несъедобное, нечистое превращалось в варёное, съедобное, чистое» [11].

1 «Мария» на языке хлыстов шелапутского толка означает душу. – Прим. С.Есенина к трактату «Ключи Марии».

1 Вертикальная часть прялки состоит из широкой лопаски (от слова «лопáть») и узкой ножки. Вся вместе эта конструкция украшалась символической резьбой или росписью и заканчивалась гребнем, несущим пряжу во время прядения. Считалось, что чем шире у прялки лопаска, тем она красивее. – Прим. ред.

2 Ферекид из Сироса (Киклады) (600 – ок. 530 гг. до н. э.) – древнегреческий мифограф и космолог, у которого мифотворческая традиция переплетается с научно-философской. Биографическое предание ставит Ферекида в близкие отношения с Пифагором, учителем которого он считался. Автор «Теогонии» – одного из первых прозаических сочинений греков вообще (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983). – Прим. ред.

[1] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Том первый. М.: Современный писатель, 1995.

[2] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.

[3] Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Том II: Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. М.: Печатня А.Снегирёвой, 1913.

[4] Есенин С. Ключи Марии. Собр. соч. Т. 5. М.: Художественная литература, 1962.

[5] Мазалова Н.Е. Человек и дом: тождество русских представлений // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Росс. акад. наук. Т. 47. / Сост. Л.С.Лаврентьева, Т.Б.Щепанская; отв. ред. Т.А.Бернштам. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 101

[6] Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство». – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008.

[7] Есенин С. Быт и искусство. Собр. соч. Т. 5. М.: Худож. Лит., 1962.

[8] Элиаде М. Миф о вечном возвращении // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возращени; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000.

[9] Фон Франц М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Изд-во Б.С.К., 2004.

[10] Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

[11] Мысько Ю.В. Почитание печи у восточных славян (по археологическим данным Днепровского Правобережья) // Хлеб в народной культуре: этнографические очерки Института этнологии и антропологии им. Н.Н.М

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *