Что символизирует гроза в произведении
Образ грозы в пьесе Островского
Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ. Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.
При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катеринино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Катерины. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катерина не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.
Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, растрясти пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катерина называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов. К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Катерины недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катерину, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.
Образ грозы в пьесе Островского Гроза
Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.
Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.
В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.
Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.
В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.
Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.
Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.
Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.
2 вариант
Гроза — это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.
Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.
Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.
Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации — это феномен появляется как сила мира иного.
В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.
Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.
Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.
Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.
В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза — это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура — деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.
В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.
Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского
Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.
Смысл названия драмы Гроза
Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.
В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.
Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.
Символика пьесы Гроза Островского
Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.
Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.
Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.
Смысл названия и образная символика драмы Гроза А.Н. Островского
В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.
«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.
Смотреть галерею
Первый образ грозы
Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.
Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.
В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.
Смотреть галерею
«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»
Второй образ грозы
Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:
Смотреть галерею
В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.
В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.
М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)
Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»
Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.
Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.
Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.
Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.
Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.
Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.
Сочинения
Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.
Смысл названия драмы Гроза
Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.
В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.
Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.
Символика пьесы Гроза Островского
Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.
Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.
Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.
Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского
А какую оценку поставите вы?
Образ реки
Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».
Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.
Сочинение: Образная символика в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(443 слова) Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского начинается с песни «Среди долины ровныя…», которую исполняет самый мудрый и добрый герой Кулигин. Его слова принадлежат поэту Алексею Мерзлякову. Автор раскрывает такие темы, как бессмысленность богатства, невозможность жить без любви, отсутствие гармонии с окружающим миром. Такие же мотивы развивает в пьесе русский драматург. На протяжении всего произведения читатель воспринимает детали, которые формируют образы-символы. А.Н. Островский показывает разные стороны общественного уклада того времени через обычные предметы и явления.
Перед читателем возникает точная и типичная картина консервативных, патриархальных, закрытых семей. Их образом-символом является купеческий дом. Так описывает его Кулигин в беседе с приезжим Борисом: «ворота, сударь, заперты и собаки спущены»; «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых»; «семья, говорит, дело тайное, секретное». На первый взгляд подобные семьи могут показаться идеалом сплоченности, благородства, нравственности. На самом деле суть таких домов – застой, страх, тирания. В нем правят лицемерные и злые люди. Кабанова считает, что «в доме старшие есть, ими дом-то и держится». Молодое поколение вынужденно ищет выход из угнетающей и давящей обстановки. Варвара говорит: «У нас ведь дом на том (на обмане) держится». История частной семьи отражает мрачную атмосферу всего Калинова. Борис чувствует себя «лишним», называет поволжский город «эта трущоба». Кулигин о; «бульвар сделали, а не гуляют»; «вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Калинов – изолированное место, где власть принадлежит самодурам.
Вместе с темными образами драматург использует светлые символы. Кабанова запирает дверь калитки, а ключ прячет. Варвара крадет и подменяет его, отдает Катерине. Сначала девушка боится. Видит в ключе воплощение греха, измены. Главная героиня не может жить без любви, а потому принимает предложение. В подобной жизненной ситуации обмануть мужа и сбежать из дома – стремление к свободе и человечности. Борис для Катерины – немного свежего воздуха в окружающей духоте. Название пьесы, гроза – образ очищения, которого правильно боятся деспоты и напрасно страшатся некоторые их жертвы. Дорога в пьесе является символом воли. Тихон и Борис покидают Калинов, но даже на расстоянии не чувствуют себя до конца свободными. Один пьет, другой прозябает в Сибири по воле Дикого. Катерина же никогда не сможет уехать из этого страшного места. Аллегоричными считаются попытки Кулигина создать общественное благо: поставить громоотводы или установить солнечные часы. Дикой противится развитию и просвещению. Отчетливый образ воли – птица. Катерина раздумывает: «Отчего люди не летают?», — мечтает о независимости. Борис считает себя «вольной птицей», но это неправда, потому что мужчина не соглашается бежать вместе с Катериной, как Варвара и Кудряш. Самоубийство – выход, одно из решений проблемы, которую обозначил драматург. Волга олицетворяет возможность освободиться. Полусумасшедшая барыня пророчит: «Вот красота-то куда ведет». Красота искренней, эмпатичной, способной любить натуры среди людей Калинова ведет к смерти.
А.Н. Островский доказал, что языком драматургии, с помощью символов возможно отображать и обсуждать общественные проблемы.
Пьеса Островского «Гроза»: роль образа стихии в произведении
В одноименном произведении Островского крайне неоднозначен и символичен образ грозы. В пьесе «Гроза» роль ее многогранна. Образ этого явления включает в себя разные смыслы, которые гармонируют и дополняют друг друга, желая показать, какими могут быть грани проблемы. Автор дает несколько интерпретаций этому феномену.
Природная стихия
Совершенно понятно, что определённую роль играет сцена грозы в пьесе. Но какую именно, можно узнать, проанализировав, с чем стихия символизируется. В первом значении гроза символизирует явление. Природные зарисовки имеют большой смысл в произведении, они дополняют и подчеркивают сюжет.
Так, можно увидеть, какую роль играет в пьесе «Гроза» пейзаж, живописный и спокойный. Он — предвестник. Например, Картина бескрайних просторов Волги соответствует мечтам Катерины о свободе и независимости. А описание буйной стихии предшествует ее самоубийству. Гроза служит катализатором для развития действия и стимулирует возникновение конфликта.
Можно проследить, как стихия набирает силу от первого действия к четвертому. Жители города фактически живут в ожидании грозы, испытывая первобытный ужас перед природным явлением.
В первом же действии читатель наблюдает признаки надвигающейся стихии: слышатся раскаты грома, сверкает молния. При этом природное явление то набирает силу, то успокаивается. Но даже в ясный день, с очевидной тревогой, ждут герои прихода пьесы грозы.
Какую роль играет ее образ для них, можно понять, узнав, чем грешны перед небом жители городка.
Однако не все обитатели Калинова видят в феномене наказание и символическое значение. Кулигин воспринимает ее как бытовое явление. Изобретатель-самоучка в отличие от многих жителей города живет по совести, честно зарабатывает и думает о благе общества. Он не находится в постоянном ожидании кары за свои проступки. Кулигина удивляет, почему общественность так реагирует на явление, для него это величественное и притягивающее зрелище. Такую цитату он использует, чтобы показать свое отношение к стихии: «Не гроза это, а благодать!».
Драма Катерины
В лице молодой Кабановой автор показывает традиционный образ непорочной и сильной духом русской женщины, в душе которой разыгрывается самая настоящая гроза. Катерина, которая по натуре своей является мечтательной, чистой и неспособной на притворство, не может жить и нормально функционировать в обществе обитателей города, ежедневно подвергаясь окружающей ее лжи и нападкам свекрови.
В душе героини постепенно зарождается настоящий протест против устоев местного «темного царства» — словно облака чернеют перед грозой. Катерина воспитывалась в атмосфере любви и заботы — такие выводы можно сделать из ее упоминании о родительском доме:
Ей тяжело смириться с гнетущей обстановкой и несправедливостью в доме супруга. Такой образ жизни тяготит Катерину и делает ее несчастной. Чему свидетельствуют следующие ее выражения:
В душе девушки неизбежно разразилась ее собственная гроза, начинающаяся с тревоги и смятения, которые вызывает запретная любовь к Борису, и заканчивающаяся чувством непростительного греха перед людьми, что приводит к покаянию. Внутренний конфликт толкает главную героиню на самоубийство.
Аллегория любви
Чувства Екатерины и Бориса также можно сравнить с природным явлением. Подобно стихии, они неудержимо и стремительно развиваются. Как и гроза, эта запретная любовь не приносит счастья никому из героев. Катерина, несмотря на то что не любит Тихона, является его законной женой и давала клятву верности.
Борис — единственный приезжий обитатель Калинова. Он неглуп и достаточно образован. Борис лучше других понимал Катерину, однако в силу своей нерешительности и жажды наследства оказался не в состоянии ей помочь, тем самым демонстрируя в себе самые отрицательные качества типичного обывателя города — трусость, скупость, лицемерие и покорность. Чувства героев изначально обречены на быстрый трагичный финал.
Гроза как социальное явление
Чувства в душе главной героини перерастают в стихию во всем калиновском обществе. На фоне этого явления разворачивается все действие пьесы. Причиной духоты в воздухе является не только летний зной. Людей душит злоба и власть тех, кто имеет деньги. Раскаты грома предвещают назревающий конфликт.
Порядки в городе устанавливают ограниченные, завистливые и жадные люди, которые являются «цветом» общества. Среди ярких представителей «темного царства» особенно выделяются:
Властью и авторитетом они угнетают жителей города. Ими были установлены свои порядки. Жизнь в Калинове подчиняется следующим законам:
А. Н. Островский через образ грозы демонстрирует, что обществу, не дающему человеку возможности проявлять свои лучшие качества и высокие чувства, грозит разрушение.
Таким образом, это природное явление носит характер социального и вызвано оно накалившейся взрывоопасной обстановкой.
Символ обновления
После окончания стихии в природе воздух становится свежим и чистым. Удушливая атмосфера разряжается грозой, которая символизирует перемены. В пьесе после произошедших событий также появляется надежда, что произойдет обновление в этом замкнутом и невежественном душном обществе.
Первым начинает «просыпаться» слабохарактерный и инфантильный Тихон Кабанов. После самоубийства Катерины он идет против собственной родительницы и считает ее виновной в смерти супруги: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» В его обличающей финальной реплике «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!» читатель видит протест против домостроевских порядков Калинова, насилия над свободой и волей человека.
Тихон через эти слова заявляет о невозможности существования в таком аморальном и безнадежно устаревшем обществе.
Плата за грех
Несмотря на то что в глазах автора, читателя и всего калиновского общества Катерина осталась символом чистоты и высокой нравственности, она нарушила традиционную мораль, изменив мужу, и не осталась безнаказанной. Грозе, ставшей фатальной для героини, предшествует появление фигуры сумасшедшей барыни, сопровождающееся раскатами грома и предрекающее скорую гибель. Так, стихия символизирует наказание для согрешившей героини.
Для русской литературы второй половины XIX века тема преступления и дальнейшей расплаты становится актуальной. Один из ярчайших примеров — знаменитый роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
В судьбе главной героини «Грозы» эта тема остро поднимается и находит отклик. Катерина не может простить себе грех и не выносит порицания общественности. Борис после их вынужденной разлуки произносит фразу: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
Если говорить кратко, то гроза в произведении Островского — не просто проявление стихии, но и олицетворение грядущих перемен. Город Калинов, который является вымышленным, — это собирательный образ типичных провинциальных городков того времени. Их обитатели цепляются за изжившие себя патриархальные устои.
Изображая конфликт одной семьи, автор обличает проблемы нравственности и духовности российского общества середины XIX века и дает красочное описание купечества.
Писатель интересовался бытом и порядками русских купеческих семей. Написанию пьесы предшествовала исследовательская работа — А. Н. Островский посетил Тверь и Торжок, где стал очевидцем сохранившихся со времен новгородской старины пережитками в виде девичьей свободы и затворничества женщин после замужества.
Эти наблюдения можно видеть в противопоставлении образа жизни незамужней Варвары и отягощенной брачными узами Катерины. Пьеса также посвящена судьбе русской женщины в непростую эпоху переворотов.
Образ Катерины довольно противоречив — верующая девушка с высокими моральными принципами дважды нарушает религиозные законы, поскольку чувство внутренней независимости оказывается выше заповедей Бога. Двойственные мнения по поводу неоднозначного персонажа Катерины Кабановой и полемика, вызванная современниками Островского, свидетельствуют о нетривиальности и актуальности персонажа.
Предоставленный материал поможет написать мини-сочинения по произведению Островского «Гроза» об образе грозы в пьесе. Большое значение в этом творении имеют и песни, их анализ также будет полезен ученикам, чтобы лучше понять смысл произведения.