Что символизирует дорога в литературе
Рубрика История
СТАТЬЯ Дорога в русской литературе
Гоголь крайне живописно рисует просёлочную дорогу, по которой мчится в тройке Чичиков, мастерски вплетая в эту картину рассуждения о России и о той самой русской душе: «Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Согласитесь, впечатляет? Сравнение с дорогой очень эффектно подходит России, чьё будущее, полное переворотов и потрясений, виднеется в этом стремительном полёте.
Н. Сверчков. Тройка зимой
И Гоголь был не единственный, кто успешно использовал этот образ. Многие поколения писателей и поэтов связывали с дорогой свои философские размышления и духовные переживания, выводили своих героев на дорогу в поисках новой жизни, или же просто ухода от старой, а может, наоборот, позволяли дороге вернуть их домой.
Дорога в русской лирике
Дорога – образ богатый, многогранный, живой и понятный любому читателю, а потому – универсальный. Не зря к теме дороги обращались практически все мастера русского слова, и этот факт уже говорит о её важности в русской культуре. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» дорога олицетворяет философский путь, на который выходит автор, когда ему «так больно и так трудно».
Его дорога, озаряемая голубым сияньем звёзд, ведёт к спокойствию, к умиротворённой гармонии с природой и самим собой. Это дорога, ведущая от бунтарской юности Лермонтова в мудрую зрелость поэта, и кто знает, куда бы она могла привести его, не погибни он на дуэли всего несколько дней спустя.
Другой образ дороги встречается в стихотворении Некрасова «Тройка»:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Эта дорога – чужая и недоступная, но манящая к себе бедную девушку, заглядевшуюся на нарядную тройку и сидящего в ней корнета. Здесь она образ не соединяющий, а, наоборот, ограничивающий мир бедной крестьянки. У неё нет ни начала, ни конца – есть только линия дороги, подчёркивающая несбыточность этих мечтаний.
Не чужд мотив дороги и любовной лирике. Посмотрите, какой она видится лирическому герою стихотворения Тургенева «Я шёл среди высоких гор…»:
Я шел среди высоких гор.
Вдоль светлых рек и по долинам.
И все, что ни встречал мой взор,
Мне говорило об едином:
Я был любим! любим я был!
Я все другое позабыл!
Дорога у Тургенева разительно отличается от дороги у Некрасова. «Тургеневская» дорога идёт навстречу любви, любви взаимной и счастливой. У неё так же нет ни начала, ни конца, и в ней важен сам путь, по которому движется лирический герой. Она – это зеркало его чувств, отражающее их в природе, соединяющее внутренний мир с миром внешним. Сравните эту дорогу с дорогой у Пушкина в «Тавриде». На первый взгляд кажется, что ситуация очень похожа: влюблённый лирический герой идёт горной тропой вслед за своей возлюбленной, но тем не менее этот образ производит совсем другое впечатление.
За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной —
Зачем не смел ее следов
Коснуться жаркими устами,
Кропя их жгучими слезами.
Здесь дорога – это символ разлуки, преследования. Она ведёт по тропе неразделенной, но пылкой любви. Ключевое слово здесь – «неизвестная», ведь герой не знает, куда она его приведёт, чем закончится его путь: найдёт ли он свою возлюбленную?
Ответит ли она ему взаимностью? Или всё, что ему останется – это милые сердцу следы на дороге? Он не знает ответов на эти вопросы, да и, наверное, они ему не нужны. Он счастлив просто от того, что есть такая дорога, по которой он может пойти вслед за своей любовью.
В творчестве Пушкина, на долю которого выпало изрядно странствий, тема дороги вообще занимает особое место. Она красной нитью проходит сквозь все его произведения, принимая разные формы, связывая воедино сюжеты, появляясь в ключевые моменты повествования и исчезая, выполнив свою функцию. В «Зимней дороге» образ дороги пропитан «сердечной тоской», а в «Бесах» тот же, казалось бы, образ вызывает ощущение тревоги, страха перед разбушевавшейся нечистой силой.
В стихотворениях «Телега жизни» и «Дорожные жалобы» сквозит усталость, в «Страннике» – отчаяние и, в то же время, надежда. На пушкинской дороге можно встретить шестикрылого серафима («Пророк»), Деву Марию («Жил на свете рыцарь бедный») и князя Олега с дружиной («Песнь о Вещем Олеге»).
А. Куинджи. «Радуга». 1900-1905
Пушкин сравнивает с дорогой могучий Терек, несущийся «меж горных стен». Использовать образ дороги так часто и умело, передавая с его помощью самые разнообразные эмоции и переживания, мог только человек, для которого он был действительно родным и хорошо знакомым.
Если приглядеться повнимательнее
Помимо всего прочего, образ дороги широко используется как композиционный приём, связывающий воедино части произведения, как и настоящая дорога связывает отдельные города и деревни в единые государства. Здесь, дорогой читатель, стоит вспомнить то, с чего мы начинали, –
поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души», которая является отличным примером подобного использования этого образа.
Гоголь подробно описывает путь, который Чичиков проделывает к каждому помещику, выполняя при этом сразу несколько задач. Во-первых, в описании дорог, ведущих к каждому поместью, угадываются черты владеющих ими помещиков, их поверхностные характеристики. Автор даёт читателям эдакую затравку, позволяя им заранее понять, что за человек будет ждать Чичикова в конце пути, составить своё мнение о нём и впоследствии сравнить свои догадки с портретами, написанными самим Гоголем, ещё сильнее, таким образом, заинтересовывая читателя и вовлекая его в мир произведения. Во-вторых, регулярно вводя в повествование описания пути Чичикова, Гоголь даёт самому себе возможность для лирических отступлений, которые многие читатели считают едва ли не самой интересной частью поэмы. В-третьих, конечно, дорога позволяет вводить разнообразнейшие повороты сюжета. Кучер Селифан пропускает поворот, и из-за этого Чичиков оказывается у Коробочки. В придорожном трактире Чичиков встречает Ноздрева. На дороге, столкнувшись с другим экипажем, он встречает дочку губернатора. Да, конечно, все эти события могли бы произойти в любом другом месте, но именно на дороге они привлекают к себе наибольшее внимание и становятся такими интересными. Образ дороги в «Мёртвых душах» – это необходимый фон, на котором происходят все остальные события, и без этого фона поэма была бы такой же неполной, как мозаика, в которой не хватает половины деталей.
И. Шишкин. «Стога, Преображенское». 1890
Ещё одно произведение, связанное воедино образом дороги, это поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.
У неё так же нет ни начала, ни конца, и в ней важен сам путь, по которому движется лирический герой.
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
И снова тема дороги пронизывает всё повествование, собирая отдельные эпизоды в целую историю. Мужики-правдоискатели странствуют по городам и сёлам, расспрашивая людей и пытаясь найти такого человека, которому всё-таки на Руси жить хорошо. Поэма Некрасова, в отличие от Гоголя, развёрнута скорей во времени, чем в пространстве, и затрагивает множество насущных вопросов, так что тема пути отходит в ней на второй план. Для Некрасова, в первую очередь, важны судьбы людей, и поэтому использование образа дороги у него является композиционным приёмом, а не одной из тем произведения, но от этого он не становится менее важным.
Восток и запад
Говоря о дороге в русской культуре, нельзя забывать и о другой дороге. О той, что соединила восток и запад. О той, чьи железные артерии образуют единую кровеносную систему огромной страны. О той, чьи паровозы, дымя, ворвались в литературу и навсегда оставили в ней свой след. Во второй половине XIX века, и позже, уже в советские времена, к теме железной дороги обращалось множество писателей, такие как Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Л.М. Леонов и А.П. Платонов, и, как и с обычной дорогой, творчество их полно совершенно разных интерпретаций и осмыслений этой темы.
Яркий и пугающий образ дороги, построенной на костях и окружённой мертвецами, возникает в «Железной дороге» Некрасова:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Здесь она – результат бесчеловечной эксплуатации строителей, неизбежный результат технического прогресса. Некрасов напоминает читателю, что за каждым новым чудом техники, за каждой грандиозной постройкой стоит упорный труд и огромные человеческие жертвы.
Совершенно другой образ предстаёт перед читателем полвека спустя, в романе Куприна «Поединок».
Если от железной дороги Некрасова веет смертью, то здесь она – источник жизни для русской глубинки. Железнодорожный вокзал – место встречи жителей городка, а курьерский поезд, всего на 8 минут останавливающийся на станции – чуть ли не единственное для них развлечение.
У. Тёрнер. «Дождь, пар и скорость». 1844
Ещё через 30 лет советские писатели вновь переосмысливают этот образ. В романах Леонова и Платонова железная дорога становится символом революции, по которой летят в светлое будущее локомотивы истории. В творчестве Платонова, который сам был железнодорожным инженером, эта техника приобретает поэтический окрас. Для героев его произведений, старого механика в одноимённом рассказе, или машиниста-наставника в «Чевенгуре», паровоз – дороже любого человека, он словно совершенная форма жизни, способная в будущем вытеснить людей и занять их место: «И если дальше техника так податливо пойдёт, то люди от своих сомнительных успехов выродятся в ржавчину, – тогда их останется передавить работоспособными паровозами и дать машине волю на свете». Это – идея революции, возведённая в абсолют, утопические мечтания разочаровавшегося в людях механика, который обращается к железной дороге как к недостижимому идеалу.
В такой огромной стране как наша дороги перестают быть чем-то обыденным, они приобретают мифический и даже сакральный статус. Они связывают воедино людские жизни, на дорогах творится история, для писателей и поэтов она становится символом. Дорожная тема стала одним из основных и важнейших мотивов русской литературы, и недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги. ■
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Мотив дороги в литературе/Первое направление «Человек путешествующий»
В презентации сделан обзор произведений, которые были изучены на уроках литературы, что поможет обучающимся в написании сочинения по первому направлению.
Просмотр содержимого документа
«Мотив дороги в литературе/Первое направление «Человек путешествующий»»
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Итоговое сочинение 2021
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
учит совмещать работу и отдых, жить полноценной духовной жизнью.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Джек Лондон «Любовь к жизни»
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
Мотив дороги в русской поэзии
Мотив дороги в русской поэзии
А. Пушкин «Зимняя дорога»
В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова «Тучи»
Образ дороги в творчестве русских и зарубежных писателей — презентация
Тема дороги в русской литературе
МОУ СОШ №61 г. Волгоград
Учитель русского языка и литературы
Тема дороги в русской литературе.
Основной характерной чертой русской литературы является наличие в ней «сквозных» тем. Так, одной из них является тема пути — дороги в русской литературе.
Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.
В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение «Таврида».
Для дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.
Образ дороги — символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.
Таким образом, тема дороги
в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Поэтому, думается, эту тему удобнее будет раскрывать на произведениях малых, лирических, жанров. Среди них стихотворения «Бесы», «Бесы», «Тучи», «Железная дорога».
выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы; роль изобразительно — выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать, сравнивать литературные произведения, создавать письменные и устные монологические высказывания;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с различными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста.
Виды учебной деятельности:
чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;
ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;
выразительное чтение стихотворений;
Вступительное слово учителя.
В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.
Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков.
Получить полный текст
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «дорога»? Запишите цепочку слов, словосочетаний.
— Давайте посмотрим, как трактуется слово «дорога» в словаре
ДОРОГА – 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. Образ действий, направление деятельности (средства достижения какой-нибудь цели; жизненный путь).
Индивидуальное сообщение «Эволюция образа дороги».
Русские дороги. Бесконечные, утомительные, способные успокоить и растревожить. Именно поэтому образ дороги занял особое место в русском фольклоре: он присутствует в песнях, сказках, былинах, пословицах.
Дорога в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты; по дороге крестьянин нес на базар свои последние пожитки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Знакомство читателя с главным героем пушкинского романа «Евгений Онегин» происходит именно тогда, когда “молодой повеса” летит “в пыли на почтовых” в деревню к умирающему дяде. “Забав и роскоши дитя” бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пресытившись помещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли с Ленским, Онегин вновь отправляется в дорогу…
Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин (роман «Герой нашего времени»), метко названный “младшим братом Онегина”, не только путешествует (судьба заносит этого столичного аристократа то в Пятигорск, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то “в скверный городишко” Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, “возвращаясь из Персии”.
“Гений копейки” Павел Иванович Чичиков (. «Мёртвые души») в первом томе поэмы, дошедшем до читателя, собственно, и представлен как энергичный путешественник, совершающий сугубо меркантильную поездку по одной из российских губерний. В разрешённом цензурой издании даже название изменено “в дорожную сторону” — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».
Можно вспомнить, что с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман «Отцы и дети». Да и в течение всего действия произведения друзья недолго остаются на одном месте: едут то в губернский город, то в имение Анны Сергеевны Одинцовой, то в гости к старикам Базаровым, а затем вновь возвращаются в поместье Николая Петровича Кирсанова. Этим писатель словно подчёркивает их неуёмную молодую энергию, жажду узнавания нового, в отличие от поколения “отцов”, которые, в силу возраста и привычки к размеренному укладу жизни, по меткому выражению Арины Власьевны Базаровой, “как опёнки на дупле, сидят рядком и ни с места”.
С выхода из тесной каморки и бесцельного блуждания по “серединным” петербургским улицам, на которых сосредоточены доходные дома и грязные распивочные, героя Достоевского Родиона Раскольникова берёт начало роман «Преступление и наказание». И вообще писатель, болеющий душой за “униженных и оскорблённых”, нередко разворачивает действие на фоне городского пейзажа летнего Петербурга, где “жара стоит невыносимая… пыль, кирпич, известняк… вонь из лавочек и распивочных” и где “люди так и кишат”, словно “чувство глубочайшего омерзения” толкает их покинуть свои убогие, нищие “углы” и, выйдя в город, слиться с толпой “всякого сорта промышленников и лохмотников”.
Получить полный текст
А знаменитые некрасовские “странники”! Именно так называет поэт семерых крестьян, отправившихся в дорогу с целью найти того, “кому живётся весело, вольготно на Руси”. Перехожим торговцам-офеням, путешествующим со своим товаром (“полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча”) по деревням, посвящена и лирическая поэма Некрасова «Коробейники».
Для многих героев русской литературы XIX века дорога, путешествия являются неотъемлемой частью жизни, и, может быть, именно поэтому умный, добрый, но вялый и бездеятельный Илья Ильич Обломов в одноимённом романе выглядит атипично
(не случайно в произведении показан его антипод — энергичный, постоянно находящийся в движении Андрей Штольц), а критики называют Обломова “лишним человеком среди лишних людей”.
Но ведь слова дорога, путь многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о коротком пути героини пьесы «Гроза»: от счастливого детства (“я жила — ни об чём не тужила, точно птичка на воле”) до преждевременной смерти, которую вольнолюбивая Катерина предпочитает жизни в доме деспотичной свекрови и безвольного мужа; о жизненных исканиях любимых героев Андрея Болконского и Пьера Безухова (роман-эпопея «Война и мир»), живущих активно и “беспокойно”, потому что, по мнению автора произведения, “спокойствие — это душевная подлость”. Наконец, здесь же можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения — от главнокомандующего Кутузова до “самого нужного человека” в партизанском отряде — Тихона Щербатого и “старостихи Василисы, побившей сотню французов”, — сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, “что бойкая, необгонимая тройка”, несётся Русь! “…Грозно объемлет меня могучее пространство, — восклицает писатель. — … Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу…”
Таким образом, тема дороги
в русской литературе обширна, многогранна и глубока.
Вопросы | «Бесы» | «Тучи» | «Железная дорога» |
Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста? | |||
Какие образы и картины рисует поэт? | |||
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги? | |||
В каком значении выступает слово «дорога»? |
Сначала стихотворение выразительно читают наизусть заранее подготовленные ученики, затем следуют индивидуальные сообщения, заполнение таблицы.
«История создания стихотворения «Бесы» ».
Стихотворение «Бесы» было написано в сентябре 1830 года, в первую Болдинскую осень. Первоначальное название его – «Шалость». Однако затем оно было изменено поэтом. Точная история создания произведения не совсем прояснена. Известно, что Пушкин незадолго до работы над ним перечитывал «Ад» Данте.
«Бесы» – очень сложное стихотворение, несущее в себе глубокий поэтический и философский подтекст. На этом произведении лежит отпечаток и переломного, неоднозначного времени, и личных трудностей в судьбе Пушкина, и его определенного душевного кризиса. Тридцатые годы были очень непростым периодом в развитии русского общества той эпохи. Развитие прогресса оборачивалось утратой юношеских идеалов, вечных и незыблемых ценностей. Вот как писал о своем веке в стихотворении «Последний поэт»:
Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья Промышленным заботам преданы.
Аналогичные чувства пронизывают и многие пушкинские произведения. Кроме того, обстоятельства духовной и личной жизни поэта были очень сложными, неоднозначными. Предстоящая женитьба не оставляла в состоянии душевного спокойствия. Вот что писал он в письме к Плетневу: «Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцати лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день ото дня далее…» Перед женитьбой Пушкин поехал в Болдино для того, чтобы устроить свои денежные дела. Однако из-за эпидемии холеры пришлось задержаться там на три месяца. Поэт в тот период находился в «сквернейшем настроении»: откладывалась поездка к невесте, он лишен был общения с друзьями, складывались очень непростые отношения с критикой и публикой. Все это, безусловно, наложило отпечаток на его мировосприятие и творчество.
«История создания стихотворения «Тучи» ».
Получить полный текст
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
У Некрасова это не звучало простой декларацией: незадолго до «Железной дороги», в ту же эпоху разгула реакции, Некрасов создал поэму «Мороз, Красный нос», где его убеждение в титанической мощи народа подтверждалось монументальными образами. Этим «Мороз, Красный нос» тесно связан с «Железной дорогой»…
В будущую победу народа Некрасов верил при всех обстоятельствах, и эта вера, воспламенявшая все его творчество, особенно внятно сказалась в приведенных стихах, написанных в такую эпоху, когда она не могла не подвергнуться самым большим испытаниям.
Но автор верит, что в далеком будущем путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным, а это вселяет оптимизм.
Список использованной литературы:
2. Благой путь Пушкина (1826-1830) М., 1967
4. Каменская пути в русской литературе. – М.: Просвещение, 1994
5. Изучение Некрасова в школе. М.1960
6. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва, 1994
8. в школе. Ленинград, 1959
9. Материалы с сайта https://www. coolsoch. ru/
Мотив пути и традиции духовной литературы
Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде «Войны и мира», в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.
Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога», «Для берегов отчизны дальней», «Бесы», «Дорожные жалобы», стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» и «Прощай, немытая Россия…», стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога», «В дороге», «Размышления у парадного подъезда».